Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие образовательные технологии. | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Специализированное структурное образовательное подразделение АО "МЕТРОВАГОНМАШ
«Дошкольное образовательное учреждение. Детский сад №4 "Алёнушка" АО "МЕТРОВАГОНМАШ"
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
в средней группе 4-5 лет.
Разработала воспитатель:
ДОУ №4 «Алёнушка»
Воронова.О.И.
г.Мытищи
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровье сберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
- Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье
- Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья
- Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми 4. Создание здоровье сберегающей среды в группе
- Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма
- Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья.
Ожидаемые результаты:
улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния; благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа
случаев заболеваний в течении года)
оптимальное функционирование организма;
формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
Здоровьесберегающие технологии
Гимнастические упражнения совершенствуют функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, улучшают обмен веществ. Помогают функциональному развитию центральной нервной системы.
Утренняя гимнастика
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических
упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
Дыхательная гимнастика
Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Не менее важно в обучении правильному дыханию, является научить ребёнка сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно. Во время прогулок полезно учить ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.
Дыхательная гимнастика проводится ежедневно, в перерывах между занятиями или режимными моментами.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковую гимнастику проводится ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имеющими речевые проблемы.
массаж и самомассаж.
С детьми мы выполняем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание одного шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Гимнастика после сна
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.
Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети проходят босиком по массажным дорожкам , что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.
Динамические паузы и физкультминутки
Динамическая пауза и физкультурная минутка предупреждают утомление и помогают
сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы упражнений здесь подбираются в зависимости от интенсивности нагрузки и состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений (динамическая пауза). Применяем простые, наиболее
доступные упражнения, провожу в начале, середине или конце занятия, по мере утомляемости детей.
Игры, комплексы упражнений, гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
Проводимые игры направлены на общее оздоровление ослабленных детей, укрепление их опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета позвоночника, улучшение работы органов дыхания и кровообращения.
Взаимодействие ДОУ с семьей.
- консультирование о здоровом образе жизни, о здоровой и полезной пище, о важности для детского организма физических упражнений и закаливающих процедур;
- знакомство родителей с программами воспитания, оздоровления и обучения детей в ДОУ;
- оформление стенда в группе «Уголок здоровья»;
- организация совместной деятельности родителей и детей: праздники, соревнования, развлечения;
- анкетирование семей воспитанников для выявления потребности в оздоровительных и образовательных услугах.
Перспективный план работы
по здоровье сберегающим технологиям в средней группе№4
Месяц | Совместная | Задачи | Работа с | |||
деятельность | родителями | |||||
взрослого и ребенка | ||||||
Сентябрь | Беседа «Откуда берутся | -сформировать представление | Консультация для родителей | |||
микробы». | о болезнях и микробах. | «Роль семьи в формировании | ||||
-Сообщить элементарные | ЗОЖ!». | |||||
сведения об инфекционных | ||||||
Заболеваниях. | ||||||
-Способах распространения болезней. | ||||||
-Учить заботиться о своём | ||||||
здоровье и о здоровье | ||||||
окружающих людей. | ||||||
Дид. Игра «Что нужно | -закрепить знания о предметах | |||||
для здоровья». | ||||||
личной гигиены. | ||||||
Пальчиковая | - развитие мелкой моторики | |||||
гимнастика «Моем | ||||||
пальчики!» | -прививать КГН, | |||||
Спортивно-музыкальное | ||||||
развлечение «В сказку | -развивать | двигательную | ||||
за здоровьем!». | активность, | доставлять | ||||
радость | от | встречи | с | |||
любимыми | сказочными | |||||
персонажами. | ||||||
Игровое задание | -отработать навык бросания | |||||
«Поймай мяч!» | мяча друг другу снизу. |
Октябрь | Экскурсия в кабинет | -Рассказать детям о пользе | Консультация для родителей |
Медицинских работников. «Я прививок не боюсь» | профилактических прививок. | «Здоровый позвоночник» | |
-воспитывать уважение к | |||
труду медицинских | |||
Просмотр презентации. | работников. | ||
«Путешествие в страну | -формирование начальных | ||
«Неболейка». | представлений о ЗОЖ | ||
Упражнения на | Формировать навыки | ||
коррекцию осанки | правильной осанки | ||
«Кошечка», «дровосек», | |||
«змейка» | |||
Подвижная игра | Упражнять в беге колонной, | ||
«Лошадки». | развивать ловкость, чувство | ||
товарищества. | |||
Ноябрь | Беседа «Почему болят | -способствовать расширению | консультация с родителями на |
зубы?» | - знаний детей о зубах и их | тему «Что вредит моему | |
функциях; прививать | здоровью» | ||
гигиенические навыки, | |||
стремление заботиться о | |||
зубах | |||
Артикуляционная | развитие артикуляционного | ||
гимнастика «Наши | аппарата. | ||
зубки». | -закреплять знания о | ||
Дидактическая игра | предметах, полезных для | ||
«Полезно-вредно». | здоровья, умение | ||
формировать предметы | |||
-вызвать ощущение легкости и | |||
Музыкальная побудка. | радости пробуждения, | ||
формирование навыков | |||
«Путешествие», | |||
правильной осанки, | |||
хождение по | |||
профилактика плоскостопия. | |||
массажным дорожкам. |
Декабрь | Беседа «Я – здоровый | формировать заботливое | Консультация для родителей |
человек!». | отношение к своему | «Гигиена ребёнка» | |
здоровью! | |||
закрепить знания правил | |||
Дид. игра «Правила | личной гигиены, уметь | ||
личной гигиены!». | выполнять имитационные | ||
Беседа «Будем | движения. | ||
стройные и красивые» | Объяснить детям какое | ||
значение имеет | |||
формирование правильной | |||
Беседа «Наши верные | осанки для здоровья; | ||
помощники» | -Продолжать формировать | ||
интерес к познанию своего тела. | |||
-элементарные представления | |||
о роли органов чувств: глаза, | |||
уши, нос в жизни человека. | |||
Январь | Проект «зимние виды | - Знакомство детей с зимними | Консультация для родителей |
спорта» | видами спорта и зимними | «Зимние забавы на улице» | |
забавами, активизация и | |||
Пальчиковая игра | - обогащение словаря по теме. | ||
«Спортсмены» | |||
Пальчиковая игра | |||
«Зимние забавы» | Развитие мелкой моторики | ||
Дидактические игра: | рук | ||
"Угадай вид спорта" | |||
Загадывание загадок о | |||
зимних видах спорта | |||
Февраль | Занятие- развлечение | - Воспитание любви к | Памятка для родителей |
«Путешествие в сказку» | физической культуре и | «Обувь дошкольника и | |
спорту, чувства дружбы. | |||
здоровье» |
Март | Проект «Неболейка» | формирование у детей | консультация для родителей |
осознанного отношения к | «Воздушное закаливание» | ||
«Посадка лука» - | своему здоровью и | ||
экспериментальная | потребности к здоровому | ||
деятельность | образу жизни. | ||
Апрель | Моделирование | Дать каждому ребёнку | Консультация «Понятие |
терроризма. Террористический | |||
ситуаций «Незнакомый | основные понятия опасных | ||
акт». | |||
предмет в здании» | для жизни ситуаций и | ||
особенностей поведения в | |||
них | |||
Май | беседа "Полезные и | Углубить знания детей о | Консультация для родителей на |
вредные привычки" | полезных и вредных | тему «Полезные и вредные | |
привычках; воспитывать | привычки» | ||
отрицательное отношение к | |||
вредным привычкам, желание | |||
вести здоровый образ жизни. |