Здоровьесберегающие технологии.

Воронова Оксана Ивановна

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специализированное структурное образовательное подразделение АО "МЕТРОВАГОНМАШ

 «Дошкольное образовательное учреждение. Детский сад №4 "Алёнушка" АО "МЕТРОВАГОНМАШ"

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

в средней группе 4-5 лет.

Разработала воспитатель:

 ДОУ №4 «Алёнушка»

Воронова.О.И.

г.Мытищи

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровье сберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Задачи:

  1. Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье
  2. Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья
  3. Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми 4. Создание здоровье сберегающей среды в группе
  1. Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма
  2. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья.

Ожидаемые результаты:

улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния; благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа

случаев заболеваний в течении года)

оптимальное функционирование организма;

       формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;

      сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;

      повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.

Здоровьесберегающие технологии

              Гимнастические упражнения совершенствуют функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, улучшают обмен веществ. Помогают функциональному развитию центральной нервной системы.

              Утренняя гимнастика

Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических

упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

      Дыхательная гимнастика

Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Не менее важно в обучении правильному дыханию, является научить ребёнка сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно. Во время прогулок полезно учить ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.

Дыхательная гимнастика проводится ежедневно, в перерывах между занятиями или режимными моментами.

      Гимнастика для глаз

Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.

              Пальчиковая гимнастика

Пальчиковую гимнастику проводится ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имеющими речевые проблемы.

массаж и самомассаж.

С детьми мы выполняем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание одного шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Гимнастика после сна

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.

Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети проходят босиком по массажным дорожкам , что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.

Динамические паузы и физкультминутки

Динамическая пауза и физкультурная минутка предупреждают утомление и помогают

сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы упражнений здесь подбираются в зависимости от интенсивности нагрузки и состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений (динамическая пауза). Применяем простые, наиболее

доступные упражнения, провожу в начале, середине или конце занятия, по мере утомляемости детей.

Игры, комплексы упражнений, гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия

Проводимые игры направлены на общее оздоровление ослабленных детей, укрепление их опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета позвоночника, улучшение работы органов дыхания и кровообращения.

Взаимодействие ДОУ с семьей.

  • консультирование о здоровом образе жизни, о здоровой и полезной пище, о важности для детского организма физических упражнений и закаливающих процедур;
  • знакомство родителей с программами воспитания, оздоровления и обучения детей в ДОУ;
  • оформление стенда в группе «Уголок здоровья»;
  • организация совместной деятельности родителей и детей: праздники, соревнования, развлечения;
  • анкетирование семей воспитанников для выявления потребности в оздоровительных и образовательных услугах.

Перспективный план работы

по здоровье сберегающим технологиям в средней группе№4

Месяц

Совместная

Задачи

Работа с

деятельность

родителями

взрослого и ребенка

Сентябрь

Беседа «Откуда берутся

-сформировать представление

Консультация для родителей

микробы».

о болезнях и микробах.

«Роль семьи в формировании

-Сообщить элементарные

ЗОЖ!».

сведения об инфекционных

Заболеваниях.

-Способах распространения болезней.

-Учить заботиться о своём

здоровье и о здоровье

окружающих людей.

Дид. Игра «Что нужно

-закрепить знания о предметах

для здоровья».

личной гигиены.

Пальчиковая

- развитие мелкой моторики

гимнастика «Моем

пальчики!»

-прививать КГН,

Спортивно-музыкальное

развлечение

«В сказку

-развивать

двигательную

за здоровьем!».

активность,

доставлять

радость

от

встречи

с

любимыми

сказочными

персонажами.

Игровое задание

-отработать                  навык бросания

«Поймай мяч!»

мяча друг другу снизу.

Октябрь

Экскурсия в кабинет

-Рассказать детям о пользе

Консультация для родителей

Медицинских работников.

 «Я прививок не   боюсь»

профилактических         прививок.

«Здоровый позвоночник»

-воспитывать уважение к

труду медицинских

Просмотр презентации.

работников.

«Путешествие в страну

-формирование начальных

«Неболейка».

представлений о ЗОЖ

Упражнения на

Формировать навыки

коррекцию осанки

правильной осанки

«Кошечка», «дровосек»,

«змейка»

Подвижная игра

Упражнять в беге колонной,

«Лошадки».

развивать ловкость, чувство

товарищества.

Ноябрь

Беседа «Почему болят

-способствовать расширению

консультация с родителями на

зубы?»

- знаний детей о зубах и их

тему «Что вредит моему

  функциях; прививать

здоровью»

  гигиенические навыки,

  стремление заботиться о

  зубах

Артикуляционная

 развитие артикуляционного

гимнастика «Наши

 аппарата.

зубки».

 -закреплять знания о

Дидактическая игра

предметах, полезных для

«Полезно-вредно».

здоровья, умение

формировать предметы

-вызвать ощущение легкости и

Музыкальная побудка.

радости пробуждения,

формирование навыков

«Путешествие»,

правильной осанки,

хождение по

профилактика плоскостопия.

массажным дорожкам.

Декабрь

Беседа «Я – здоровый

формировать заботливое

Консультация для родителей

человек!».

отношение к своему

«Гигиена ребёнка»

здоровью!

закрепить знания правил

Дид. игра «Правила

личной гигиены, уметь

личной гигиены!».

выполнять имитационные

Беседа «Будем

движения.

стройные и красивые»

Объяснить детям какое

значение имеет

формирование правильной

Беседа «Наши верные

осанки для здоровья;

помощники»

-Продолжать формировать

интерес к познанию своего тела.

-элементарные представления

о роли органов чувств: глаза,

уши, нос в жизни человека.

Январь

Проект «зимние виды

- Знакомство детей с зимними

Консультация для родителей

спорта»

видами спорта и зимними

 «Зимние забавы на улице»

забавами, активизация и

Пальчиковая игра

-  обогащение словаря по       теме.

«Спортсмены»

Пальчиковая игра

«Зимние забавы»

Развитие мелкой моторики

Дидактические игра:

рук

"Угадай вид спорта"

Загадывание загадок о

зимних видах спорта

Февраль

Занятие- развлечение

- Воспитание любви к

Памятка для родителей

«Путешествие в сказку»

физической культуре и

«Обувь дошкольника и

спорту, чувства дружбы.

здоровье»

Март

Проект «Неболейка»

формирование у детей

консультация для родителей

осознанного отношения к

«Воздушное закаливание»

«Посадка лука» -

своему здоровью и

экспериментальная

потребности к здоровому

деятельность

образу жизни.

Апрель

Моделирование

Дать каждому ребёнку

Консультация «Понятие

терроризма. Террористический

ситуаций «Незнакомый

основные понятия опасных

акт».

предмет в здании»

для жизни ситуаций и

особенностей поведения в

них

Май

беседа "Полезные и

Углубить знания детей о

Консультация для родителей на

вредные привычки"

полезных и вредных

тему «Полезные и вредные

привычках; воспитывать

привычки»

отрицательное отношение к

вредным привычкам, желание

вести здоровый образ жизни.