Игровая технология "Фиолетовый лес"
Единственный язык, который легко дается детям- это язык игры.
Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях.
Без игры жизнь ребенка невозможна!
В основе программы лежит технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», предполагающая активное задействование в образовательном процессе развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес», сказочных персонажей, развивающих игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровая технология " Фиолетовый лес" | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Специализированное структурное образовательное подразделение АО "МЕТРОВАГОНМАШ «Дошкольное образовательное учреждение Детский сад№4 "Алёнушка" АО "МЕТРОВАГОНМАШ"
Игровая технология
«Фиолетовый лес»
Как средство реализации ФГОС ДО детей дошкольного возраста в средней группе.
Разработала воспитатель:
ДОУ №4 «Алёнушка»
Воронова.О.И.
г. Мытищи
Пояснительная записка
Цель программы – стимулировать познавательное развитие дошкольника, стимулировать положительную мотивацию к обучению через формирование элементарных математических представлений.
Таким образом, основными задачами программы являются:
1. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), навыки самоконтроля за правильностью выполнения заданий.
2. Тренировать умение находить варианты, оптимальные пути решения поставленных задач и применять полученные знания в нестандартной ситуации.
3. Развивать образное мышление, воображение, творческие способности.
4. Помогите увеличить концентрацию внимания и память.
5. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простые выводы, учить правилам диалога.
6. Создайте положительную мотивацию к обучению.
7. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и эмоциональную отзывчивость.
8. Воспитывайте положительные моральные качества.
9. Формировать экологическое сознание через воспитание бережного отношения к растениям и животным, своему телу.
Отличительные особенности Программы.
Программа основана на развивающих играх В.В. Воскобовича, которая предполагает активное привлечение в образовательный процесс развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес», сказочных персонажей, развивающих игр.
Занятия проводятся с учетом традиционных разделов, описанных в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. НЕТ. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева: «Количество», «Форма», «Размер», «Ориентация в пространстве», «Ориентация во времени». Добавлен раздел, условно названный «Логические задачи», где выделены упражнения на развитие конструктивного, логического и комбинаторного мышления.
Основные принципы тренировок.
Обучение осуществляется по системе принципов, сформулированных авторами в области деятельностного метода и развивающего обучения (Л.Г. Петерсон):
Принцип психологического комфорта (создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов в образовательном процессе).
Она реализуется за счет наличия сказочной среды «Фиолетовый лес», позволяющей в игровой форме «разворачивать» сюжетные линии в рамках образовательной деятельности. Психологи (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.), оценивая роль дидактических игр, отмечают, что они являются не только формой приобретения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Сюжет позволяет удерживать активное внимание дошкольника на учебной деятельности и стимулирует познавательную деятельность. Знакомая (узнаваемая) обстановка дает ребенку чувство безопасности. В рамках сюжета дети «имеют право» совершать ошибки, получать помощь от воспитателя, других детей, сказочных персонажей.
Принцип деятельностного подхода (внедрение новых знаний не в готовом виде, а путем самостоятельного «открытия» их детьми).
Нередко за помощью обращаются сказочные персонажи, что требует от дошкольника применить полученные знания в новой ситуации или самостоятельно «добыть» новые знания, чтобы выйти из затруднения. Отсутствие доминирующей роли учителя позволяет детям раскрыться и чувствовать себя естественно, не боясь ответить неправильно. Ошибка воспринимается как способ взглянуть на ситуацию с другой точки зрения, особенно если «ошибка» может привести к новому, неординарному решению.
Принцип минимакса (обеспечение возможности многоуровневого обучения детей, при этом каждый ребенок развивается в своем темпе).
Разный уровень выполняемых заданий и их разнообразие дают возможность дошкольнику проявить себя и почувствовать себя успешным в любом виде деятельности.
Принцип формирования целостного взгляда на мир (при внедрении новых знаний, раскрытии их связи с предметами и явлениями окружающего мира).
Несмотря на сказочность сюжетов, они являются отражением окружающего нас мира. Уроки разработаны с учетом лексических тем. Знания переносятся в повседневную жизнь.
Принцип вариативности (развитие у детей умения делать собственный выбор на основе какого-либо критерия).
Большинство задач предполагает несколько возможных решений. Альтернативное решение приветствуется.
Принцип творчества (ориентация процесса обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).
Развивающие игры являются наиболее эффективным средством реализации этого принципа.
Возраст детей, участвующих в программе. Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предполагает три этапа:
-подготовительный (октябрь) включает диагностику знаний, обучение принципам работы с играми и пособиями В.В. Воскобовича, развитие мелкой моторики, ознакомление с программным материалом, развитие навыков работы в команде;
-основной (октябрь – март) включает освоение детьми основного материала программы;
- итоговый (апрель – май) включает повторение пройденного, закрепление полученных навыков и умений, различные способы проверки знаний учащихся.
Формы и режим занятий (НОД).
Форма организации занятий – групповая.
Занятия проводятся один раз в неделю (4 занятия в месяц, январь – 3 занятия).
Продолжительность занятия – 20 минут (при обязательном чередовании занятий).
Для реализации данной программы в образовательном учреждении должны быть созданы следующие условия:
- компетентность педагога в вопросах развивающего обучения;
- наличие необходимых наборов игр и пособий.
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате освоения программы ребенок:
- умеет назвать несколько свойств предмета (цвет, форма, размер, наличие (отсутствие) углов и т.п.);
- умеет идентифицировать его по заданным признакам и аргументировать свое решение;
- умеет классифицировать объекты по заданному признаку и называть другие критерии классификации;
- способен применить эти знания в другой «житейской» ситуации;
- сравнивает группы объектов путем наложения, сопоставления и подсчета;
- имеет представление о различных размерах предмета: длине, ширине, высоте, толщине;
- может сравнивать величины объектов различными способами посредством наложения и применения;
- знает формы (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), их свойства, сходства и различия; умеет находить фигуру, описывая ее свойства; имеет представление о четырехугольниках, многоугольниках;
- ориентироваться на ровной поверхности по направлениям вправо, влево, вверх, вниз;
- решает простые логические задачи, умеет применять знания в нестандартной ситуации, обладает развитым воображением и фантазией;
- заложил основы дальнейшего изучения состава номера.
В целом у дошкольника развивается высокая познавательная активность, положительное отношение к учебе, развивается умение продумывать алгоритм решения возможных задач и прогнозировать результат деятельности.
Для проверки эффективности реализации программы дополнительного образования использованы диагностические материалы Н.Н. используются. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду» (проводит педагог-психолог С.В. Макушкина).
Содержание дополнительной программы общего развития
Каждое занятие имеет свой сказочный сюжет в рамках развивающего пространства «Фиолетовый лес». Персонажи, населяющие этот лес, просят детей о помощи, приглашают их в гости, знакомят с играми, учат и учатся у детей и т. д. Такой подход оживляет и одухотворяет учебную деятельность, что дает возможность решать разнообразные воспитательные задачи. В начале и конце учебного года проводятся диагностические занятия совместно с дошкольным психологом.
Описание структуры урока.
Следует отметить, что каждый педагог может определить цели урока самостоятельно, исходя из целевых ориентиров и конкретных потребностей в подготовке дошкольников к дальнейшему обучению. Постановка целей также влияет на то, как учитель будет взаимодействовать с детьми и какой акцент будет сделан на этом конкретном уроке. Например: реализация одного из пунктов «ребенок способен к волевым усилиям» целевых ориентиров «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» требует от педагога терпения, т.е. необходимо дать ребенку время решить поставленную перед ним задачу. Часто дети «поддаются» проблемам, которые не могут решить сразу. В этом случае педагог должен стимулировать ребенка к поиску и демонстрировать волевые усилия по преодолению трудностей, а не предлагать готовое решение. Приведу другой пример: чтобы успешно учиться в школе, дошкольнику необходимо с первого раза научиться слышать инструкции. Следовательно, учителю также необходимо делать на этом акцент – указание дается один раз, а второй раз для самоконтроля. Учитывая индивидуальные особенности детей, можно повторить, но не для всей группы, а в индивидуальном порядке.
Познавательные и развивающие задачи могут различаться в зависимости от уровня усвоения материала на предыдущих этапах.
На основании изложенного в примечаниях перечисляются только учебные задачи в соответствии с разделами по РЭМП: количество, форма, размер, ориентация в пространстве, ориентация во времени. Задания содержат условный раздел «Логические задачи», объединяющий логические, комбинаторные и нестандартные задачи. Такой подход дает возможность отслеживать логику и полноту предлагаемого материала в течение года.
Часто урок посвящен определенной лексической (речевой) теме («Овощи», «Фрукты», «Птица» и т. д.). Это не только позволяет интегрировать материал из разных образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, но и в дальнейшем решать задачи познавательного развития (классификация, выявление лишнего объекта, определение критерия разделения множества предметов). на группы, составляя и решая словесные задачи с этими предметами).
Ниже перечислены необходимые демонстрационные и раздаточные материалы. «Уборка» рабочего места означает, что оно должно вернуться в первоначальный вид. Этим моментом не следует пренебрегать, поскольку... во-первых, это облегчает работу педагога, во-вторых, дает дошкольнику сигнал об окончании урока и учит его в конце наводить порядок в месте этого занятия. деятельности. Потом намечается ход урока.
Первую часть занятия можно начать с работы в игровой зоне «Фиолетовый лес». Дети сидят на ковре. Начало истории происходит в Фиолетовом лесу, установленном на стене. Игры проводятся. Далее дети переходят к столам, на которых разложены игры и раздаточные материалы. Поскольку сюжет и целостность предлагаемых занятий позволяют назвать каждое из них дидактической игрой, классифицировать этапы мероприятия становится затруднительно. Одна и та же деятельность может проводиться как в рамках изучения нового материала, так и в качестве упражнения, в зависимости от подготовки дошкольника. Поэтому этапность урока строится на материале учебных разделов. Например, «количество, согласованность окончаний» или «свойства предметов». В любом случае оно подчинено в сознании ребенка главной цели – освоению кульминации сюжета, т. е. преодолению трудностей, в ходе которых учится дошкольник, приводит к «награде», а именно к творческому заданию.
Данные методические разработки являются отправной точкой творчества учителя. Следует отметить, что в процессе этой учебной деятельности задействованы оба полушария мозга – «логическое» и «творческое», поэтому каждый ребенок способен чувствовать себя успешным хотя бы в одном виде деятельности. Это способствует повышению самооценки, стимулирует познавательную деятельность, дает ощущение комфорта и безопасности. Внимательный педагог увидит множество поводов похвалить работу каждого ребенка.
Во время каждого занятия предлагается тематическая физкультминутка.
Так же в занятиях предложены дополнительные задания, выполнение которых зависит от уровня подготовки детей.
Игры с развивающими пособиями В.В.Воскобовича предлагаются детям для самостоятельной детской деятельности.
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы для средней группы
Реализация Программы предполагает использование индивидуальных и фронтальных форм работы. В следующих таблицах приведено рекомендуемое количество пособий из расчета на 18 детей в группе. Дополнительные пособия позволяют организовать библиотеку развивающих игр.
№ | Наименование | Кол-во | |
1 | персонаж | Ворон Метр | 1 |
2 | персонаж | Незримка Всюсь | 1 |
3 | персонаж | Комплект "Гусь и Лягушки" ( 4 шт) | 1 |
4 | персонаж | Медвежонок Мишик | 1 |
5 | персонаж | Пчелка Жужа | 1 |
6 | персонаж | Комплект "Гномы" (7 шт) | 1 |
7 | персонаж | Долька | 1 |
8 | персонаж | Паучок | 1 |
9 | развивающая среда | Фиолетовый лес | 1 |
10 | пособие | Комплекты кружков и веревочек | 18 |
11 | игра | Кораблик "Плюх-Плюх" | 18 |
12 | игра | «Чудо-крестики 1» | 18 |
13 | игра | «Чудо-соты 1» | 18 |
14 | игра | «Чудо-соты 1 Ларчик» | 1 |
15 | игра | «Фонарики (с держателями)» | 18 |
16 | игра | «Фонарики Ларчик» | 1 |
17 | игра | «Логоформочки - 3» | 18 |
18 | игра | «Логоформочки Ларчик» | 1 |
19 | игра | «Черепашки Пирамидка» | 18 |
Использованная литература
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2014.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: ИД Цветной мир, 2016.
- Помораева И.А., Позина В.А., Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа, М.: Мозаика синтез, 2015.
- Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, Игралочка: Методические рекомендации: Практический курс математики для дошкольников, Ювента, 2016.
- Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, Игралочка: Часть 2: Математика для детей 4-5 лет, Ювента, 2016.
- Развивающие игры для детей: справочник / сост. Н. Ехевич, конс. Б.П. Никитин. – М.: Физкультура и спорт.
Учебно-тематический план
Занятие | Задачи по разделам | |||||||||||
Тема занятия | Количество и счет | Форма | Величина | Ориентировка в пространстве, во времени | Логический блок | игра | ||||||
Сентябрь | ||||||||||||
1 | Фрукты | один, много, по одному; согласование окончаний существительного и числительного | круг, треугольник | сравнение свойств предметов; конструирование по схеме. | «Чудо-крестики 1» | |||||||
2 | Овощи | один, много, по одному; согласование окончаний существительного и числительного | круг, треугольник | сравнение свойств предметов; конструирование по схеме | «Чудо-крестики 1» | |||||||
3 | Путешествие в Фиолетовый лесЦель: выявление уровня знаний и умений детей в аспекте формир-ия мат-ких пред-ний на начало учебного года. | счет и отсчитывание предметов, сравнение групп предметов по количеству | знание фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; свойства: цвет, форма, размер; соотнесение формы предмета и фигуры | расположение предметов на листе, (перед собой, слева, справа от предмета); правая, левая рука | прохождение лабиринтов; конструирование человека по схеме | «Фонарики» | ||||||
4 | Собираем урожай | согласование окончаний существительного и числительного; счет в пределах 3; понятие «поровну», сравнение приложением | фигуры круг, треугольник; знакомство с овалом; свойства: цвет, форма, размер; соотнесение формы предмета и фигуры | расположение предметов слева-справа; правая, левая рука | сравнение свойств предметов; классификация фрукты-овощи; конструирование зайца по словесному описанию | «Фонарики» | ||||||
Октябрь | ||||||||||||
5 | Всюсь и Мишик | счет в пределах 2; согласование окончаний существительного и числительного | большой–маленький | правая и левая рука | сравнение свойств предметов | «Фонарики» | ||||||
6 | У Всюся на ферме - птицы | счет в пределах 3; согласование окончаний существительного и числительного | овал | большой–маленький | лабиринты-дорожки; конструирование по инструкции (показу). | «Фонарики» | ||||||
7 | У Всюся на ферме - звери | счет в пределах 3; согласование окончаний существительного и числительного | прямоугольник треугольник, овал, круг | большой–маленький | лабиринты-дорожки; конструирование по инструкции (показу) | «Фонарики» | ||||||
8 | Собираем грибы
| счет в пределах 3 | большой-средний–маленький; определение размера на ощупь; соотнесение предметов по размеру | расположение предметов около (рядом), под, на | «Фонарики-Ларчик» | |||||||
Ноябрь | ||||||||||||
9 | Фонарики для Мишика | сравнение приложением; не поровну | круг, квадрат, треугольник; свойства: цвет, форма, размер | большой – маленький | внутри, снаружи | лишний предмет | «Фонарики» | |||||
10 | Домик для Мишика 1
| количество в пределах 4 | квадрат, его свойства (углы, стороны) | большой-маленький | внутри, снаружи | конструирование по инструкции, по схеме | «Фонарики» | |||||
11 | Домик для Мишика 2 | количество в пределах 4 | предметы квадратной формы; обводим предметы | большой – поменьше | слева, справа | классификация фигур по свойствам; лабиринт | «Фонарики» | |||||
12 | Кораблики (одинаковые) | количество в пределах 5; пальцы на руке; счет удаленных предметов в пределах 5 | высокий-низкий; сериационный ряд до 5 предметов | слева, справа | «Кораблик Плюх-Плюх» | |||||||
Декабрь | ||||||||||||
13 | Кораблики (разные)
| количество в пределах 5; пальцы на руке; счет удаленных предметов в пределах 5 | высокий-низкий; сериационный ряд до 5 предметов | слева, справа | «Кораблик Плюх-Плюх» | |||||||
14 | Подарки
| количество в пределах 5; разделение предметов на группы по признаку | прямоугольник, свойства (цвет, форма, размер); обводим прямоугольник | большой, маленький | «Фонарики» | |||||||
15 | Черепашки 1 | количество в пределах 5 | прямоугольник, свойства (цвет, форма, размер); обводим прямоугольник | расположение предметов перед, после, между | «Черепашки Пирамидка» | |||||||
16 | Черепашки 2 | количество в пределах 5; состав числа на наглядной основе | большой, средний, маленький | расположение предметов перед, после, между, над, под | «Черепашки Пирамидка» | |||||||
Январь | ||||||||||||
17 | Волшебные палочки | количество в пределах 5; счет, отсчитывание, добавление | квадрат, треугольник | длиннее, короче | расположение предметов за, между, около | логическое конструирование из палочек | «Волшебная восьмерка 1» | |||||
18 | Толстый-тонкий | количество в пределах 5; состав числа на наглядной основе | квадрат, треугольник | сравнение по толщине | предлоги за, перед, к | логическое конструирование из палочек | «Волшебная восьмерка 1» | |||||
19 | Логоформочки 3
| количество в пределах 6; состав числа на наглядной основе | круг, квадрат, треугольник; части фигур | верх, низ | «Логоформочки 3» | |||||||
Февраль | ||||||||||||
20 | Дорожки широкие и узкие | количество в пределах 5; счет, отсчитывание, добавление | шире, уже | расположение предметов под, над, посередине | Черепашки Пирамидка» | |||||||
21 | Мосты
| количество в пределах 7 | сравнение по длине, ширине и толщине | расположение над, под | двойные условия | «Черепашки Пирамидка» | ||||||
22 | День Защитника Отечества
| количество в пределах 5 | выше-ниже; дальше-ближе, длиннее-короче | «Чудо-соты» | ||||||||
23 | Нарядный гном
| количество в пределах 6; состав числа на наглядной основе, уменьшение на 1 | составление целого из частей | верх, низ, перед, после, между | «Логоформочки 3» | |||||||
Март | ||||||||||||
24 | Бусы для мамы | количество в пределах 5; сравнение | выше-ниже, длиннее-короче | чередование двух цветов | «Кораблик Плюх-Плюх» | |||||||
25 | Жар-птица
| количество в пределах 5; сравнение, уравнивание | чередование (2 цвета), конструирование по схеме | «Чудо-Цветик» | ||||||||
26 | Паучок | количество в пределах 5; сравнение, уравнивание | расположение предметов относительно себя | «Чудо-цветик» | ||||||||
27 | Транспорт
| количество в пределах 7 | движение по направлению вправо, влево, вверх, вниз | конструирование по схеме, трансформация | «Чудо-крестики 1» | |||||||
Апрель | ||||||||||||
28 | Космос
| количество в пределах 5 | треугольник, четырехугольники; одинаковые фигуры | движение по направлению вправо, влево, вверх, вниз | конструирование по показу и симметричное отражение | «Чудо-соты» | ||||||
29 | В гостях у пчелки Жужи
| количество в пределах 5; сравнение групп предметов по количеству, объединенных по одному признаку | поиск заданных фигур | над, под, слева, справа | конструирование по теме | «Чудо-соты» | ||||||
30 | Бабочка
| количество | движение влево, вправо, вверх, вниз | условия с отрицанием, симметричное отражение | «Чудо-соты» | |||||||
31 | Насекомые | количество, сравнение | расположение над, под, на, в | конструирование | «Чудо-соты» | |||||||
Май | ||||||||||||
32 | Комната мышонкаДиагностическое. Цель: выявление уровня знаний и умений детей в аспекте формирования элементарных математических представлений на конец учебного года. | счет и отсчитывание предметов, сравнение групп предметов по количеству | знание фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник; свойства: цвет, форма, размер; соотнесение формы предмета и фигуры | расположение предметов на листе (слева, справа от предмета, впереди, позади); правая, левая рука | прохождение лабиринтов; конструирование птицы по схеме (разрезной) | «Фонарики» |