Главные вкладки
Технология проектной деятельности.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели.
Специфика работы педагога, состоит в том, что он должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.
Какие же современные образовательные технологии наиболее актуальны в работе педагога ?
Работая с детьми, постоянно ориентируюсь на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:
- Здоровье-сберегающие технологии
- информационно-коммуникационные технологии
- личностно-ориентированные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti_v.v.voskabovicha.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«В пустых стенах ребёнок не заговорит» … Е. И. Тихеева
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Технология проектной деятельности
Формирование речевого развития, зрительного внимания и наглядно-образной памяти детей, посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича у детей дошкольного возраста
Разработчики:
Воронова О.И. – воспитатель
ДОУ №4 «Аленушка»
Макушкина С.В. педагог-психолог ДОУ №4 «Аленушка»
г.Мытищи
Название технологии | Формирование речевого развития, зрительного внимания и наглядно-образной памяти детей, посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича у детей дошкольного возраста |
Тип технологии: | Долгосрочная, групповая, исследовательско-творческая (сентябрь 2021- май 2022) |
Раздел программы | Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е. Образовательные области:
|
Проблемы | В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как: |
Причины проблемы | - в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения); - в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка; - в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи. |
Участники технологии | Дети, родители, педагоги ДОУ. |
Актуальность | Обучение дошкольников родному языку одна из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, а также в игровой деятельности. В ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» перед воспитателем ставится задача формирования аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Развитие грамматических навыков. Развитие связной речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны и требуют активности воспитателя. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих недостаточный уровень речевого развития, неуклонно растет. В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Поэтому, возникшее противоречие между необходимостью развития у дошкольников связной речи, и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности, приводит к поиску наиболее эффективных методов и приёмов. Чтобы преодолеть эти противоречия возникла необходимость в создании игровой обучающей среды с помощью дидактических игр и мнемотехники для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность. |
Факторы | Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М.Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. |
Цель технологии: | Развитие связной речи детей дошкольного возраста в интеграции с методом наглядного моделирования – мнемотаблицами и развивающими играми В.В. Воскобовича . |
Задачи технологии: | - развивать основные психические процессы: память, внимание, образное мышление; -превратить непосильный труд в увлекательный процесс и любимый, а также в --самый доступный вид деятельности – игру; -сформировать у детей новые приемы и способы, облегчающих запоминание и увеличивающие объем памяти; -формировать умение управлять полученной информацией, читать (вербализировать) рисунки, изображать услышанное; -учить использовать на других занятиях полученную информацию; -развивать творческие способности детей, зрительную память; |
Ресурсы | Кто: дети, родители воспитатели групп, педагоги-специалисты Что: развивающие игры В.В.Воскобовича |
Новизна | Новизна технологии заключается в том, что игры Воскобовича в интеграции с мнемотехникой являются одним из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи. Применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами на занятиях позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, позволяет использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала. Данный опыт полностью согласуется с основными требованиями ФГОС ДО. В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: -социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; |
Реализация ведущей идеи технологии. | Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды. - подбор дидактических игр для активизации словаря, формирования грамматического строя речи; - изготовление дидактических мнемотаблиц - подбор дидактического материала - мнемотаблицы для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы; |
Обоснование выбора игровых технологий в работе с мнемотехникой. | Выбор данных технологий в первую очередь связан с тем, что проект рассчитан детей среднего и старшего дошкольного возраста, в котором игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые знания, умения и навыки. С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.), развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное средство при обучении связной речи дошкольников. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Мнемосхемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. |
Описание технологии | Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его читать графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать, каким - либо символом реальный образ. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: - Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; - Перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. |
Первый этап работы - повышение уровня самообразования педагогов, формирование понимания актуальности работы по развитию речи и формированию памяти и внимания у детей |
- определение особенности формирования и развития речи дошкольников средствами игровых и современных образовательных технологий; - выявление возможности игровой деятельности в интеграции с мнемотехникой способствовать развитию связной речи; - проведение диагностики речевого развития дошкольников - анализ и коррекция формирования связной речи дошкольников.
|
Второй этап работы – создание собственных проектов педагогами, подчиненных общим задачам, изложенным выше. | Для создания проектов и последующей эффективной работы педагогами, работающими по данному направлению, были созданы отдельные проекты объединенные общими целью и задачами:
Психологические составляющие данного технологии, а также консультации по вопросам применения игр – педагог-психолог Макушкина С.В. |
Третий этап работы |
|
Критерии результатов |
|
Ресурсы | Кто: дети, родители, воспитатели, педагоги-специалисты Что: интернет, компьютер, принтер, проектор, ларчик В.В.Воскобовича, развивающие игры: «Чудо-Соты 1» «Чудо-Крестики 1» «Чудо-Крестики 2» «Фонарики» «Квадрат Воскобовича двухцветный» |
В ходе реализации технологии формируются ключевые компетенции | |
Технологическая компетентность . | 1.Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации; 2. Умение планировать этапы своей деятельности; 3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий; 4. Умение устанавливать причинно-следственные связи; 5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов; 6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функций по воссозданию, аналогии и т.д.); 7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого; 8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных ситуациях; 9. Умение организовать рабочее место; 10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов. |
Информационная компетентность | 1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.). 2. Умение делать выводы из полученной информации. 3. Умение задавать вопросы на интересующую тему. 4. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности. |
Социально-коммуникативная компетентность | 1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем. 2. Умение получать необходимую информацию в общении. 3. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. 5. Умение понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь. |
Деятельностная | Умение поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими |
Результаты работы | Результатом нашей целенаправленной работы стало повышение уровня речевой активности детей. Прослеживается положительная динамика уровня развития связной речи у дошкольников. Использование мнемотаблиц увлекло детей, превратило занятие в игру. У детей появился интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появился интерес к заучиванию стихотворений, проявляется речевая активность, дети преодолевают робость застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией. Мнемосхемы помогли сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим, у детей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов произошло легче и быстрее, появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни. С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей. В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность. |
Результативный компонент | На основании собственного технологии использования дидактических игр и мнемотаблиц в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование мнемотехники и речевых игр создаёт условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность. |