Технология проектной деятельности.

Воронова Оксана Ивановна

Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством.  Всё начинается с творческой идеи,  а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели.

  Специфика работы педагога, состоит в том, что он должен владеть  различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

  Какие же  современные образовательные технологии наиболее актуальны в работе педагога ?

 Работая с детьми,  постоянно  ориентируюсь  на их  личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:

  • Здоровье-сберегающие технологии
  •  информационно-коммуникационные  технологии
  • личностно-ориентированные технологии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti_v.v.voskabovicha.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

 «В пустых стенах ребёнок не заговорит» … Е. И. Тихеева

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». 

К. Д. Ушинский

Технология проектной деятельности

Формирование речевого развития, зрительного внимания и наглядно-образной памяти детей, посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича у детей дошкольного возраста

Разработчики:

Воронова О.И. – воспитатель

ДОУ №4 «Аленушка»

Макушкина С.В. педагог-психолог ДОУ №4 «Аленушка»

г.Мытищи

Название технологии

Формирование речевого развития, зрительного внимания и наглядно-образной памяти детей, посредством  создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича у детей дошкольного возраста 

Тип технологии:

Долгосрочная, групповая, исследовательско-творческая

(сентябрь 2021- май 2022)

Раздел программы

Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е.

Образовательные области:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»

Проблемы

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
• маленький словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• плохое развитие связной речи
• несформированность психических процессов
• несовершенство различных видов мышления
.

Причины проблемы

- в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения);

- в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

- в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.

Участники технологии

Дети, родители, педагоги ДОУ.

Актуальность

Обучение дошкольников родному языку одна из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, а также в игровой деятельности.

В ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» перед воспитателем ставится задача формирования аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Развитие грамматических навыков. Развитие связной речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны и требуют активности воспитателя.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих недостаточный уровень речевого развития, неуклонно растет.

В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Поэтому, возникшее противоречие между необходимостью развития у дошкольников связной речи, и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности, приводит к поиску наиболее эффективных методов и приёмов. Чтобы преодолеть эти противоречия возникла необходимость в создании игровой обучающей среды с помощью дидактических игр и мнемотехники для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность.

Факторы

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М.Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Цель технологии:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста в интеграции с методом наглядного моделирования – мнемотаблицами и развивающими играми В.В. Воскобовича

.

Задачи технологии:

- развивать основные психические процессы: память, внимание, образное мышление;

-превратить непосильный труд в увлекательный процесс и любимый, а также в --самый доступный вид деятельности – игру;

-сформировать у детей новые приемы и способы, облегчающих запоминание и увеличивающие объем памяти;

-формировать умение управлять полученной информацией, читать (вербализировать) рисунки, изображать услышанное;

-учить использовать на других занятиях полученную информацию;

-развивать творческие способности детей, зрительную память;

Ресурсы

Кто: дети, родители воспитатели групп, педагоги-специалисты

Что: развивающие игры В.В.Воскобовича

Новизна

Новизна технологии заключается в том, что игры Воскобовича в интеграции с мнемотехникой являются одним из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи. Применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами на занятиях позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, позволяет использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.

Данный опыт полностью согласуется с основными требованиями ФГОС ДО. В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

Реализация ведущей идеи технологии.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды.

- подбор дидактических игр для активизации словаря, формирования грамматического строя речи;

- изготовление дидактических мнемотаблиц

- подбор дидактического материала - мнемотаблицы для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы;

Обоснование выбора игровых технологий в работе с мнемотехникой.

Выбор данных технологий в первую очередь связан с тем, что проект рассчитан детей среднего и старшего дошкольного возраста, в котором игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые знания, умения и навыки. С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.), развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное средство при обучении связной речи дошкольников. 

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Мнемосхемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Описание технологии

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его читать графическую аналогию.

Графическая аналогия - умение обозначать, каким - либо символом реальный образ.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

- Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;

- Перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Первый этап работы - повышение уровня самообразования педагогов, формирование понимания актуальности работы по развитию речи и формированию памяти и внимания у детей

  • Знакомство педагогов с мнемотехникой, ее методами и приемами:

- определение особенности формирования и развития речи дошкольников средствами игровых и современных образовательных технологий;

- выявление возможности игровой деятельности в интеграции с мнемотехникой способствовать развитию связной речи;

- проведение диагностики речевого развития дошкольников

- анализ и коррекция формирования связной речи дошкольников.

  • Знакомство педагогов с играми В.В.Воскобовича
  • Создание собственных мнемотаблиц
  • Проведение мастер-классов
  • Консультации с методистами ООО «Развивающие игры Воскобовича»

Второй этап работы – создание собственных проектов педагогами, подчиненных общим задачам, изложенным выше.  

Для создания проектов и последующей эффективной работы педагогами, работающими по данному направлению, были созданы отдельные проекты объединенные общими целью и задачами:

  1. «Формирование речевого развития, зрительного внимания и наглядно-образной памяти детей, посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича у детей старшего дошкольного возраста» - воспитатель Воронова О.И.
  2. «Формирование речевого развития, зрительного внимания и наглядно-образной памяти детей, посредством создания мнемосхем с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича у детей младшего дошкольного возраста» воспитатель Сятчихина Е.В., зам. зав по ВР Жебраткина А.Ю.

Психологические составляющие данного технологии, а также консультации по вопросам применения игр – педагог-психолог Макушкина С.В.

Третий этап работы 

  • проведение интегрированных занятий по разработанному плану
  • подведение результатов работы
  • обобщение опыта и проведение серии-мастер-классов и семинаров для педагогов

Критерии результатов

  1. Разработанные проекты всех педагогов, участвующих в едином проекте.
  2. Открытые мероприятия по результатам данной работы
  3. Анализ проведенной работы

Ресурсы

Кто: дети, родители, воспитатели, педагоги-специалисты

Что: интернет, компьютер, принтер, проектор, ларчик В.В.Воскобовича, развивающие игры:

«Чудо-Соты 1»

«Чудо-Крестики 1»

«Чудо-Крестики 2»

«Фонарики»

«Квадрат Воскобовича двухцветный»

В ходе реализации технологии формируются ключевые компетенции

 Технологическая компетентность 

.

1.Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;

2. Умение планировать этапы своей деятельности;

3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий;

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи;

5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;

6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функций по воссозданию, аналогии и т.д.);

7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;

8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных ситуациях;

9. Умение организовать рабочее место;

10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Информационная компетентность 

1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).

2. Умение делать выводы из полученной информации.

3. Умение задавать вопросы на интересующую тему. 

4. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

Социально-коммуникативная компетентность 

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

2. Умение получать необходимую информацию в общении.

3. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5. Умение понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь.

Деятельностная

Умение поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими

Результаты работы

Результатом нашей целенаправленной работы стало повышение уровня речевой активности детей. Прослеживается положительная динамика уровня развития связной речи у дошкольников. Использование мнемотаблиц увлекло детей, превратило занятие в игру. У детей появился интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появился интерес к заучиванию стихотворений, проявляется речевая активность, дети преодолевают робость застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией. Мнемосхемы помогли сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим, у детей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов произошло легче и быстрее, появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей.

В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.

Результативный компонент

На основании собственного технологии использования дидактических игр и мнемотаблиц в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование мнемотехники и речевых игр создаёт условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.