Материалы выступлений на научно- практических конференциях

Кужугет Нелля Николаевна

Предварительный просмотр:

Доклад

на республиканскую научно- практическую конференцию «Электронные образовательные ресурсы по предметам этнокультурной составляющей» по теме:

«Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии»

Кужугет Нелля Николаевна,

учитель -  биологии,

высшая квалиф.  категория,

МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурака

Культура тувинского народа несет в себе нормы и опыт отношений с природой, опыт приспособления к среде обитания и достижения равновесия с ней.[1] 

Поэтому одним из важнейших направлений в учебной деятельности, является сохранение и возрождение национальной культуры тувинского народа, его богатство и культурное наследие позволяют не только расширить кругозор учащихся, но и формирует потребность в сохранении и бережному отношению к наследию своего народа.    

На уроках биологии, учащиеся познают природу, осознают свое место в живом многообразии жизни, приобретают навыки общения с окружающим миром и его обитателями. Тувинцев отличает глубокое уважение к природе, знание ее законов, бережное отношение к ней. Почитание и сохранение природы доходит до нас из глубокой древности в обрядах и обычаях и традициях, охраняющих землю, ее недра, чистоту рек и озер, растения и животных, обожествляющих её.

Соблюдение обычаев и традиций у тувинцев воспитывалось с детства в семье, на примерах старших и соблюдалось всегда.

Важной составной частью этнокультурного компонента на уроке биологии, является изучение тем на основе фольклорного материала и экологической культуры тувинского народа;

так, например, при изучении темы в пятом классе по природоведению «Звезды. Созвездия» урок начинается с отгадывания тувинских загадок о небесных телах:

 Тии чок торгум, дизии чок чинчим.   (Звездное небо)

Хемчээттинмээн шол, санаттынмаан хой   (Небо и звёзды)

При уточнении знаний о ближайшей расположенной к нам звезде Солнце и созвездий, учащиеся получают информацию об обряде, посвященному солнцу. Согласно тувинской мифологии Солнце считается живым существом. Поэтому когда поднималась заря, тувинец проводил обряд поклонения солнцу и разбрызгивал свежий чай.

С седых времён тувинец совершал обряд, посвященный небесам Тос дээр. Суть устройства Вселенной в представлении тувинского народа определяет народная мудрость поговоркой:

Дээрнин баганзы чок.

Дагнын куру чок.

Сугнун бышкызы чок.

В изучении темы «Многообразие млекопитающих», особый интерес вызывает у учащихся фольклорный материал о медведе: в нем раскрываются отношения людей, добывшими медведя, и самим медведем, на так называемом медвежьем празднике.

Большим почитанием у народа ханты пользовалась лягушка, которую называли «между кочек живущая женщина». Ей приписывали способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при выборе брачного партнера. Эту информацию ученики получают при изучении темы «Значение земноводных».

На уроке по теме: «Значение покрытосемянных растений» рассказываю ученикам о символе русского народа берёзе, это дерево является священном и для северных народов.

По традиционным представлениям ханты, как и некоторых других народов, белый цвет символизирует благополучие, здоровье и изобилие. Не случайно к числу священных относились имеющие чисто белый цвет горностай, лебедь, береза и др.

В связи с этим береза, береста, с одной стороны, осмыслялись как повседневные вещи и были лишены сакрализации (полозья нарт, дрова и т.д.), а с другой стороны требовали ее: на березу, например, подвешивали подарок для небесного бога или божества Санге, означающего свет, белизну. Береста играла заметную роль в шаманских представлениях. Берестяное полотнище подстилали под гроб и им же накрывали гроб с телом умершего. Считалось, что за берестяной перегородкой находится другой мир, что она навсегда отделяет ушедшего (возможного носителя болезни или смерти) и тем самым спасает других.

Её широко использовали в быту. Из темной весенней и осенней бересты изготавливали узорную утварь. Из берёзовой древесины вырезали блюда, ступы, корыта. На березе имеются различные наросты-грибы, каждый из которых имеет свое применение. Твердые наросты – капы используют для изготовления ручек ножей, чашек, ложек. Чага (вэш) применяется во время священных действий, ею окуривают помещение. Березовый гриб (шивт ух) применяли в старину для изготовления детских игрушек. С помощью сухого нароста (лом нут) поддерживали огонь в очаге. Использовали и высохшую берёзовую древесину (полт). При помощи желтого полта разводили дымокур. Красный полт, растертый в порошок, клали на дно люльки, им же присыпали изнутри кисы. Полт хорошо сохраняет тепло.

Богатейший фольклор ханты отражает не только мифологические, космологические, религиозные представления, но и события исторические, в частности связанные с освоением русскими Сибири.

На уроке в восьмом классе по теме: «Значение физических упражнений» рассказывается о великих русских богатырях, их удивительной силе и ловкости, о влияние физических нагрузок на организм человека. Здесь нельзя не вспомнить о Тонье-богатыре одного из фольклорных персонажей народа ханты, защитивший свой городок от 700 казаков. На Югане по сей день бытует эпическое сказание о нем. По преданию Тонья-богатырь обладал недюжинной силой, демонстрируя свою силу, он мог «смять пушку» и перепрыгнуть через Обь.

В девятом классе по теме: «Абиотические и биотические факторы среды» привожу пример факторов живой и неживой природы. С точки зрения науки биологии неживая природа-это камень, свет, вода и т.д., а живая -это взаимоотношения между живыми организмами. А вот с точки зрения древнего предка Народов Севера живым является все, что движется, и то, что похоже на движущееся.  

Живые предметы для народа ханты: человек, зверь, птица, дух, снег, вода, гром, лед, камень. Человек, зверь, птица живые потому, что движутся и имеет соответствующую форму. Следовательно, все, напоминающее по форме эти существа, будет живым. Живым считается камень, похожий на медведя. Снег живой, пока падает, а лежачий снег – не живой. При таянии снег превращается в воду и оживает. Вода в реке живая, но она умирает, превращаясь в лед. Лед живой (трещит!), но умирает, превращаясь в воду. Вода в посуде мертвая, в ней не живут рыбы.

На уроке в одиннадцатом классе по теме: «Антропогенные факторы среды» ведя беседу с учащимися об отрицательном воздействии человека на природу, привожу пример отношения северных народов к огню: огонь представлялся женщиной в красном халате, которая требовала определенных правил обращения с ней. В огонь, по поверьям народа ханты, нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами – все это оскорбляет его или причиняет боль. За непочтительное отношение к себе огонь может наказать пожаром. За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет «нечистоту» с оскверненных предметов. По всей вероятности, огонь для предков ханты был одним из первых богов: не случайно в приведенной сказке имеется указание на человеческое жертвоприношение.

Работа по использованию этнокультурной составляющей в обучении биологии школьников – это один из возможных путей приобщения, учащихся к ценностям культуры народа ханты.

                                                                       Адрес:

индекс:628458; Ханты-Мансийского автономного округа-Югра; Тюменская область Сургутский район; п.Угут;

ул.Львовская 26.

Ugut-best@rambler.ru; тел:3462737847

                   

Список использованной литературы и источников.

Литература:

1.Ковган, Е.В. Сказки народов ханты. [Текст] /Е.В. Ковган. - СПб: Алфавит, 1995. -412 с.

2.Мифы, предания, сказки ханты и манси [Текст]/сост. Н.В. Лукина. - М.: Просвещение, 1999. -315 с.

3.Литература Тюменского края: Хрестоматия. - Тюмень: Софт дизайн, 1996. -574 с.

4. Базовый учебник: Н.И. Сонин.  5 класс «Природоведение».

5. Биология 7класс «Многообразие живых организмов» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; Дрофа Москва 2010г.

6. Биология 8 класс «Человек» Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Дрофа; Москва 2010г.

7. Биология 9класс «Общие закономерности» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; Дрофа Москва 2011г;

7. Биология 11класс «Общая биология, базовый уровень» И.Б. Агафонова,

В.И. Сивоглазов; Дрофа Москва ,2013г.

Источники:

1.Сайт «Мифология» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mifolog.ru

Интернет – ресурсы:

http://www.playroom.ru -Загадки о космических телах.


[1] Чистик Ж.К. Экологическая культура тувинского этноса.- Кызыл; Тувинское кн. изд-во, 2010.- 7 с



Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии»

Кужугет Нелля Николаевна (tyva_school_155@mail.ru)

МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурака

Здоровье людей- важная проблема сегодняшней жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решить ее нужно на всех уровнях общества.

Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее ухудшение здоровья детей; с одной стороны – возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой – нежелание учиться, низкая успеваемость. Как привести в соответствие поставленные задачи с объективной реальностью? Мы – учителя современной школы - призваны искать ответы на эти вопросы, нам с вами это противоречие разрешать.

В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения.

Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.

На уроках биологии используются следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):

2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)

Б) психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:

В) учебно – воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:

Г) социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ), включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности:

Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельностиучащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Школа, конечно, не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.

Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В этой связи целесообразно определить с помощью психолога природный интеллектуальный потенциал ученика. Это означает, что каждый ребенок – индивидуальность, личность, сочетающая в себе определенные характеристики, которые помогают ему в его образовательном процессе. Ведь сюда входит и воспитание, и развитие и обучение.

Считаю, что учителю важно знать, кто перед ним на уроке:

  • сенсорик или интуатив;
  • экстраверт или интроверт;
  • левополушарный или правополушарный тип;
  • сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик;
  • каков уровень его познавательной потребности (УПП);
  • какая степень мотивации к обучению вашему предмету.

Поэтому нужно отметить необходимость использования ведущих каналов восприятия информации (аудиовизуальный, кинестетический и др.), а так же необходимость персонолизированного подхода к учащимся.

Урок остается основной формой образовательного процесса в школе. Но  урок, на котором не было мыслительной деятельности учащихся, теряет всякий смысл. Очень важно определить место, цели (образовательные, воспитательные, развивающие) для каждого урока в отдельном классе, для отдельного ученика или группы детей. Определить его практическую направленность. Структура урока должна отвечать содержанию учебного материала, реализации намеченных целей. Необходима дифференциация для данного класса.

Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний.



Предварительный просмотр:

«Организация учебного процесса в условиях личностно- ориентированного обучения в соответствии с требованиями  ФГОС на уроках биологии»

__________________________________________________________

Кужугет Нелля Николаевна

МБОУ СОШ №2 г.Ак-Довурака

В условиях введения ФГОС НОО и ООО изменилось содержание социального заказа, предъявляемого системе образования.  В связи с этим перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел.

С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее ухудшение здоровья детей; с одной стороны – возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой – нежелание учиться, низкая успеваемость. Как привести в соответствие поставленные задачи с объективной реальностью? Мы – учителя современной школы - призваны искать ответы на эти вопросы, нам с вами это противоречие разрешать.

В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения.

Проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе можно решить средствами личностно- ориентированной педагогической технологии.

На современном этапе личностно - ориентированное обучение актуальна, так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность.

В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В этой связи целесообразно определить с помощью психолога природный интеллектуальный потенциал ученика. Это означает, что каждый ребенок – индивидуальность, личность, сочетающая в себе определенные характеристики, которые помогают ему в его образовательном процессе. Ведь сюда входит и воспитание, и развитие и обучение.

Считаю, что учителю важно знать, кто перед ним на уроке:

  • сенсорик или интуит;
  • экстраверт или интроверт;
  • левополушарный или правополушарный тип;
  • сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик;
  • каков уровень его познавательной потребности (УПП);
  • какая степень мотивации к обучению вашему предмету.
  • субъектный опыт ученика, ведущие типы деятельности (познавательная, коммуникативная, творческая)
  • особенности восприятия информации

У всех детей, разный уровень развития мышления, произвольного внимания, речи, памяти, воображения, важным обстоятельством является разный темп работы на уроке. Детям требуется разное время и для овладения учебными умениями и навыками.

Итак, что сделать, чтобы наши ученики были увлечены работой на уроке?. Как же их заинтересовать?

Это очень сложно на первый взгляд, но оказывается, реально, если предложить разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. Технологий очень много, я бы хотела сегодня поделиться опытом и рассказать о некоторых методах и приемах личностно ориентированной технологии.

Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно- логический тип мышления. С другой стороны – во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, и ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Дифференцированное обучение- это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процесса общих качеств или часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся, способствующей формированию и развитию их личностных качеств. Дифференцированное обучение на уроках биологии можно использовать на различных этапах уроках.

  1. Актуализация знаний.

Актуализация необходима для того, чтобы вспомнить знания, которые будут необходимы для изучения новой темы. Мы привыкли на уроках проводить прямой опрос по прошлой теме с четкими вопросами, на личностно ориентированном уроке актуализируется жизненный опыт и ему не следует давать оценок.

Вот например. При изучении класса земноводных вы спрашиваете: «Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки? Какие ваши ощущения. Или у кого был вывих (растяжение связок, переломы), расскажите, что вы чувствовали и что вы делали до приезда врачей. Поверьте, они с таким интересом говорят об этом, пусть даже не весь класс, но несколько человек все равно расскажут.

  1. Мотивация и целеполагание.

Создание проблемной ситуации. Тема «Витамины»

Долгое время было неизвестно о наличии витаминов в продуктах питания. Только в 1880 году русский ученый Николай Иванович Лунин провел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, других – искусственной смесью из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды в тех же пропорциях, что и в натуральном молоке. Но животные второй группы погибли. Как объяснить результаты этого опыта? - Почему мыши, вскормленные искусственной пищей, погибли?

  1. Изучение нового материала.

5 класс Тема: «Шляпочные грибы», проектный урок. Класс можно разделить на 2 группы, каждую группу на подгруппу:

  1. Научный подход:

(для учащихся с познавательным типом деятельности)

  1. Творческий подход:

(для учащихся с коммуникативным и творческим типом деятельности)

А. общая характеристика грибов,

Б. съедобные грибы,

В. ядовитые грибы,

Г. грибы-паразиты (на усмотрение);

А. иллюстрации (при домашней подготовке учащихся),

Б. загадки, ребусы;

В. пословицы и поговорки.

  1. Этап закрепления. ,

Тема «Гигиена кожи, одежды и обуви».  Класс делится на группы:

А) дермато- косметологи (профилактика кожных заболеваний). Группа состоит из учащихся с познавательным типом деятельности.

Б) рекламщики (требования к сезонной одежде и обуви). Группа состоит из учащихся с коммуникативным и творческим типом деятельности

  1. Домашнее задание.

Три уровня домашнего задания:

  1.  уровень-обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику.
  1. Уровень- тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают предмет.
  2. Уровень- творческий. Обычно творческое задание выполняется по желанию обучающихся. Его диапазон широк: частушки, басни, сказки, кроссворды, плакаты, стихи, рисунки и т.д

Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.