Разработка открытого урока № 3

Серен-Доржу Салбакай Кудер-ооловна

Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения третьего открытого урока  от МО муниципального уровня)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока № 3134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык 

Класс: 4 б

Тема урока:  «Синонимы, антонимы, омонимы .»

Цели урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов  - омонимов

 -систематизации  знаний  о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения

  признаков синонимов и антонимов, обобщения  знаний  об их роли  в предложении. В результате чего ученик:

- применяет знания, полученные ранее;

- находит признаки синонимов и антонимов;

- знакомится с  их ролью  в предложении;

- развития  устной  и письменной  речи  учащихся; развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления,

  воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности. В результате чего ученик:

- развивает свою устную и письменную речь;

- учится контролировать себя, давать самооценку;

 - воспитания умения  работать в парах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность,

  коммуникативность; оценивание качества и уровня усвоения материала.

  Оборудование урока: Учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 4 класс. Рабочие тетради.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика,  компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Point, печатные карточки.

                          1.Организационный момент.

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Эмоциональная мотивация

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и  думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

Цель: оценить свою готовность к уроку.

(дети стоят)

(дети садятся)

Вывод:  готовы к уроку.

                                                                                         2. . Повторение изученного. Актуализация  знаний:

Цель: создание условий для развития  регулятивных УУД  .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.

( На доске буквы: г  у  р  щ д  ц)

  • Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.
  •        Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.
  •        Эта буква обозначает гласный звук.
  •        Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

- Что вы можете сказать об этом слове?

- Какая орфограмма в этом слове?

- Подберите родственные слова.

- Докажите, что это родственные слова.

- (запишите их в тетради)

         

         

             - А как вы понимаете лексическое значение слова друг?

-Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...

( Показываю этимологический словарь  поясняя откуда взяла толкование этого слова)

-  А какие пословицы вы знаете о дружбе

Мобилизация внимания.

Цель:  подготовиться к работе на уроке.

Открывают тетради, записывают число,

-Друг.

-Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.

-Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.

-Парная согласная в корне слова.

-Проверка друг -нет друга.

-Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.

 -Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение.

- Лексическое значение - это то, что обозначает слово.

- Самостоятельные части речи.

- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

 -Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

- Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

     

       

                                                                   

( вывешиваю на доску)

•         Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

•     Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

•         Друг познается в беде.

Используется методы беседы.

                                                                                   3.  Постановка проблемы урока.

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной и письменной речи  учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о синонимах и антонимах,; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении синонимов и антонимов; развитие личностных УУД через развитие   орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, воображения, языкового  чутья.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.

Мобилизация внимания.

- Подберите к слову друг слова близкие по значению.

- Что общего у этих слов?

- Такие слова называются  …(синонимы.)

Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению.

    Далеко мой стук

    Слышится вокруг.

    Червякам я враг,

     А деревьям друг.  

-  Что общего у этих слов?

- Такие слова называются …( антонимы.)

Отгадайте следующую загадку.

Из меня берут порою

Реки свой исток,

А в руках твоих открою

Я любой замок

- Такие слова называются …(омонимы)

Цель: повторить слова с непроверяемым написанием.

-Приятель, товарищ.

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

     - Слова близкие по значению.

- Враг – друг.

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

- Слова, противоположные по значению.

(Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка?

 - Оно имеет два значения

- Есть ли между этими значениями что – то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют абсолютно разные значения?

Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.

 (Слайд №1)

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

фронтальная беседа.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

                                                                                                               4. Введение в тему урока.

Цель: создать условия для развития  логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «синонимы, антонимы, омонимы»; умение выделять  их среди  частей речи; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...);

Задача этапа: систематизировать знания учащихся,  необходимые для введения данной темы.

-Вы  догадались  какая тема  нашего урока?

-  Для  каких целей мы  будем применять  в своих работах синонимы, антонимы, омонимы?

Цель: оценить как усвоены новые понятия

Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.

Омонимы – эти слова пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения

фронтальная беседа.

( вставка из дет. Программы « спасение дом. Зад.»

Работа с учебником: с.47 правило

                                                                                                         5. Изучение нового учебного материала.

Цель: формирование личностных УУД  через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний о синонимах и антонимах; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями « текстовые» синонимы и антонимы; формирование  регулятивных УУД через самоконтроль.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний им предлагается выяснить роль омонимов в предложении и в речи, используя слова.

- Прочитайте внимательно текст упражнения  71 с.48

- Найдите эти слова в словаре омонимов учебника (см.с.156).

-Какой вывод можем сделать об омонимах?

- Синонимы ,антонимы, омонимы  могут встречаться как в разговорной  , так и в литературной  речи , могут быть как устаревшими , так и современными общеупотребительными словами

- Прочитайте. Соедини линиями синонимы, а потом антонимы

-Подчеркните в словах изученные орфограммы

Форма организации: фронтальная. Введение нового материала с  его отработкой.

Физминутка:

   Цель: создать условия для

•        мыслительной и физической разгрузки

•         сохранения мотивации учения

-Выполняем движения все вместе.

Зарядка для  глаз:

 закройте глаза – откройте ( 2раза),

 посмотрите вверх – вниз ( 3раза),

 далеко - близко ( 3 раза).,

 налево - направо (3 раза)

- Кто  был внимателен  какие антонимы я вам назвала?

И нам с тобой пришел черед,
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь …. НИЗКО.
Скажу я слово ДАЛЕКО, 
А ты ответишь …. БЛИЗКО.
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты …. НАШЕЛ.
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты …. ХРАБРЕЦ.
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну, отвечай …КОНЕЦ

Цель: сформулировать  понятие «синонимы, антонимы,омонимы».

( зачитывают  выписанные омонимы)

Омонимы – разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию

        

Самостоятельная работа в печатных  тетрадях упр. 51, 53 с.24

С.48 упр.72( по цепочке) устно

Рефлексивное оценивание упражнения обмениваются листочками и проверяют друг друга

 

Выполняют движения.

Работа  в печатной тетради  упр. 66 с 33 ( текст раздать детям, выполняют на листочках)

Из двенадцати

«5» - 1 -2 ошибки

«4»- 3 – 5 ошибок

«3» 6 – 8 ошибок

«2» - от 9 ти

Работа по учебнику стр. 43 упр. 70

                                                                                                             6. Закрепление учебного материала.

Цель: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание,  мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий.

- А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.

Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.

Маленький мир лучше … …. драки.

Горькая  правда лучше … …лжи.

Лучше враг умный, чем друг … … .

Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной.

-  Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно…   Давайте сделаем ещё один вывод:

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности.

-Закрепление.

   ( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)

Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений.

Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.

                                                                                                      7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: проанализировать  и оценить  успешности достижения цели урока.

Графический диктант

Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова в нем употреблены: с – синонимы, а – антонимы, о – омонимы

  1. Жди горя от моря, а беды – от воды.
  2. Где умному горе, там глупому веселье.
  3. Знать не знаю, ведать не ведаю.
  4. Солнце на ели, а мы еще не ели.
  5. Лодырь и бездельник – им праздник  и в понедельник.
  6. Ученье  - свет, а неученье – тьма.

- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы, антонимы, омонимы? Где их можно чаще всего встретить?

Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

 

- Пришло время оценить вашу работу:

  • Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь  смайлик «всё хорошо».
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».

  • Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».

Цель:  представить  результат  своей  работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.

- Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.

Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова в нем употреблены: с – синонимы, а – антонимы, о – омонимы

Рефлексивное оценивание диктанта обмениваются тетрадями и проверяют друг друга

 

Рефлексивное оценивание работы на уроке

Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся;

1.а,2.а,3.о,4.о,5. с,6.а

«5» - 0 – 1 ошибка

«4» - 2   ошибки

«3» -  3 ошибки

«2» - 4 ошибки

                                        8. Сообщение домашнего задания, инструктаж.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Задача: подобрать  домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; 

инструктаж по выполнению домашнего задания.

-Подвести итог, записать домашнее задание (с. 48 упр. 73)

Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.

Запись в дневник домашнего задания.

На дом предполагается творческое задание,  которое позволяет установить степень усвоения нового материала и выявить пробелы

Самоанализ

урока русского языка, проведённого в 4 классе учителем  С.С.Кудерооловной 03.10.2017 г.

Тема урока: синонимы, антонимы, омонимы

Тип урока : повторение изученного материала

Данный урок  3 по теме « Лексика». Он связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний.

В ходе урока были учтены возможности данного класса.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Цель урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

Урок был направлен на выполнение следующих задач:

Образовательные задачи:

актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов  - омонимов

 -систематизации  знаний  о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения

  признаков синонимов и антонимов, обобщения  знаний  об их роли  в предложении. В результате чего ученик:

- применяет знания, полученные ранее;

- находит признаки синонимов ,антонимов и омонимов;

- знакомится с  их ролью  в предложении и пословицах;

  воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности. В результате чего ученик:

 - воспитания умения  работать в парах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность,

  коммуникативность; оценивание качества и уровня усвоения материала.

- учится контролировать себя, давать самооценку; рефлексивное ,коллективное, парное   оценивание .

Воспитательные задачи: способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе. Прививать любовь к русскому языку.

Развивающие задачи: развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать умение работать со словарями; развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную, логическое мышление.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность.

  Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.

В классе 25 учеников: 10 мальчиков и 15 девочек. На уроках ребята активны, готовы сами делать открытия, решили проблемную ситуацию поэтапно, уровень самостоятельности - средний. Все ученики выполняют домашнюю работу.

Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровье- сберегающие технологии, игровые приемы.

Этапы урока:

1 этап: Организационный момент. Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся. Минута чистописания.

2 этап: Самоопределение к деятельности. Побуждала учащихся самих определять тему и задачи урока. Повышала интерес к уроку через мотивацию.

3 этап: Работа по теме урока: проводилась фронтальная форма работы, частично-посковая. . Знакомились со словарями омонимов и учились с ними работать.

На 3 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки учащиеся играли в игру « Наобарот», гимнастику для глаз использовала антонимы  . В ходе этой физминутки у детей развивала внимание и в то же время закрепляли тему урока .

Применяла метод самостоятельной работы при выполнении упражнений. На протяжении всего урока учащиеся сами проверяли и оценивали свою работу.

4 этап: рефлексия. Цель этапа – проверка усвоения материала графический диктант (син,ант,омоним) Результат проверки и оценки проверяли через презентацию, оценивали  друг друга обмениваясь работами (презентация).

На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.

Для достижения цели урока было использовано оборудование к уроку:

  • Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран);Рабочее место ученика;
  • Презентация к уроку: « Синонимы, антонимы, омонимы»;
  • Учебник «Русский язык» 4класс;
  •  словарь синонимов и антонимов
  • Карточки для проведения рефлексии.
  • Смайлики для рефлексии