Разработка открытого урока № 3
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого урока от МО муниципального уровня)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока № 3 | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 4 б
Тема урока: «Синонимы, антонимы, омонимы .»
Цели урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов - омонимов
-систематизации знаний о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения
признаков синонимов и антонимов, обобщения знаний об их роли в предложении. В результате чего ученик:
- применяет знания, полученные ранее;
- находит признаки синонимов и антонимов;
- знакомится с их ролью в предложении;
- развития устной и письменной речи учащихся; развития орфографической зоркости, внимания, мышления,
воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности. В результате чего ученик:
- развивает свою устную и письменную речь;
- учится контролировать себя, давать самооценку;
- воспитания умения работать в парах; формирования личностных качеств, таких как ответственность,
коммуникативность; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Оборудование урока: Учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 4 класс. Рабочие тетради.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика, компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Point, печатные карточки.
1.Организационный момент. Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. Эмоциональная мотивация -Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. И на парте все в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Ножки – вместе, Спинки – ровно И к уроку все готово! | Цель: оценить свою готовность к уроку. (дети стоят) (дети садятся) Вывод: готовы к уроку. | |
2. . Повторение изученного. Актуализация знаний: Цель: создание условий для развития регулятивных УУД . | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности. ( На доске буквы: г у р щ д ц)
Какое слово у вас получилось? - Что вы можете сказать об этом слове? - Какая орфограмма в этом слове? - Подберите родственные слова. - Докажите, что это родственные слова. - (запишите их в тетради)
- А как вы понимаете лексическое значение слова друг? -Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте... ( Показываю этимологический словарь поясняя откуда взяла толкование этого слова) - А какие пословицы вы знаете о дружбе Мобилизация внимания. | Цель: подготовиться к работе на уроке. Открывают тетради, записывают число, -Друг. -Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч. -Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука. -Парная согласная в корне слова. -Проверка друг -нет друга. -Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище. -Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение. - Лексическое значение - это то, что обозначает слово. - Самостоятельные части речи. - Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе. -Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе. - Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию. - Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.
| ( вывешиваю на доску) • Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты. • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. • Друг познается в беде. Используется методы беседы. |
3. Постановка проблемы урока. Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД через развитие устной и письменной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о синонимах и антонимах,; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении синонимов и антонимов; развитие личностных УУД через развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения, языкового чутья. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы. Мобилизация внимания. - Подберите к слову друг слова близкие по значению. - Что общего у этих слов? - Такие слова называются …(синонимы.) Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. - Что общего у этих слов? - Такие слова называются …( антонимы.) Отгадайте следующую загадку. Из меня берут порою Реки свой исток, А в руках твоих открою Я любой замок - Такие слова называются …(омонимы) | Цель: повторить слова с непроверяемым написанием. -Приятель, товарищ. - Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи. - Слова близкие по значению. - Враг – друг. - Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи. - Слова, противоположные по значению. (Ключ) - Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? - Оно имеет два значения - Есть ли между этими значениями что – то общее? (Нет) - Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют абсолютно разные значения? | Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы. (Слайд №1) Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы. фронтальная беседа. Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы. |
4. Введение в тему урока. Цель: создать условия для развития логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль; | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «синонимы, антонимы, омонимы»; умение выделять их среди частей речи; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...); Задача этапа: систематизировать знания учащихся, необходимые для введения данной темы. -Вы догадались какая тема нашего урока? - Для каких целей мы будем применять в своих работах синонимы, антонимы, омонимы? | Цель: оценить как усвоены новые понятия Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному. Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи. Омонимы – эти слова пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения | фронтальная беседа. ( вставка из дет. Программы « спасение дом. Зад.» Работа с учебником: с.47 правило |
5. Изучение нового учебного материала. Цель: формирование личностных УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний о синонимах и антонимах; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями « текстовые» синонимы и антонимы; формирование регулятивных УУД через самоконтроль. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний им предлагается выяснить роль омонимов в предложении и в речи, используя слова. - Прочитайте внимательно текст упражнения 71 с.48 - Найдите эти слова в словаре омонимов учебника (см.с.156). -Какой вывод можем сделать об омонимах? - Синонимы ,антонимы, омонимы могут встречаться как в разговорной , так и в литературной речи , могут быть как устаревшими , так и современными общеупотребительными словами - Прочитайте. Соедини линиями синонимы, а потом антонимы -Подчеркните в словах изученные орфограммы Форма организации: фронтальная. Введение нового материала с его отработкой. Физминутка: Цель: создать условия для • мыслительной и физической разгрузки • сохранения мотивации учения -Выполняем движения все вместе. Зарядка для глаз: закройте глаза – откройте ( 2раза), посмотрите вверх – вниз ( 3раза), далеко - близко ( 3 раза)., налево - направо (3 раза) - Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала? И нам с тобой пришел черед, | Цель: сформулировать понятие «синонимы, антонимы,омонимы». ( зачитывают выписанные омонимы) Омонимы – разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию
Самостоятельная работа в печатных тетрадях упр. 51, 53 с.24 С.48 упр.72( по цепочке) устно Рефлексивное оценивание упражнения обмениваются листочками и проверяют друг друга
Выполняют движения. | Работа в печатной тетради упр. 66 с 33 ( текст раздать детям, выполняют на листочках) Из двенадцати «5» - 1 -2 ошибки «4»- 3 – 5 ошибок «3» 6 – 8 ошибок «2» - от 9 ти Работа по учебнику стр. 43 упр. 70 |
6. Закрепление учебного материала. Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД); | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий. - А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки. Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение. Маленький мир лучше … …. драки. Горькая правда лучше … …лжи. Лучше враг умный, чем друг … … . Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый. По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. - Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно… Давайте сделаем ещё один вывод: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов. | Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности. -Закрепление. ( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок) Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений. | Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия. |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Цель: проанализировать и оценить успешности достижения цели урока. Графический диктант Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова в нем употреблены: с – синонимы, а – антонимы, о – омонимы
- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы, антонимы, омонимы? Где их можно чаще всего встретить? Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной. Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях. Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.
- Пришло время оценить вашу работу:
| Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия. - Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова в нем употреблены: с – синонимы, а – антонимы, о – омонимы Рефлексивное оценивание диктанта обмениваются тетрадями и проверяют друг друга
Рефлексивное оценивание работы на уроке Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся; | 1.а,2.а,3.о,4.о,5. с,6.а «5» - 0 – 1 ошибка «4» - 2 ошибки «3» - 3 ошибки «2» - 4 ошибки |
8. Сообщение домашнего задания, инструктаж. Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Задача: подобрать домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; инструктаж по выполнению домашнего задания. -Подвести итог, записать домашнее задание (с. 48 упр. 73) | Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями. Запись в дневник домашнего задания. | На дом предполагается творческое задание, которое позволяет установить степень усвоения нового материала и выявить пробелы |
Самоанализ
урока русского языка, проведённого в 4 классе учителем С.С.Кудерооловной 03.10.2017 г.
Тема урока: синонимы, антонимы, омонимы
Тип урока : повторение изученного материала
Данный урок 3 по теме « Лексика». Он связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний.
В ходе урока были учтены возможности данного класса.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
Цель урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах
Урок был направлен на выполнение следующих задач:
Образовательные задачи:
актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов - омонимов
-систематизации знаний о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения
признаков синонимов и антонимов, обобщения знаний об их роли в предложении. В результате чего ученик:
- применяет знания, полученные ранее;
- находит признаки синонимов ,антонимов и омонимов;
- знакомится с их ролью в предложении и пословицах;
воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности. В результате чего ученик:
- воспитания умения работать в парах; формирования личностных качеств, таких как ответственность,
коммуникативность; оценивание качества и уровня усвоения материала.
- учится контролировать себя, давать самооценку; рефлексивное ,коллективное, парное оценивание .
Воспитательные задачи: способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе. Прививать любовь к русскому языку.
Развивающие задачи: развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать умение работать со словарями; развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную, логическое мышление.
В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность.
Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.
В классе 25 учеников: 10 мальчиков и 15 девочек. На уроках ребята активны, готовы сами делать открытия, решили проблемную ситуацию поэтапно, уровень самостоятельности - средний. Все ученики выполняют домашнюю работу.
Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровье- сберегающие технологии, игровые приемы.
Этапы урока:
1 этап: Организационный момент. Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся. Минута чистописания.
2 этап: Самоопределение к деятельности. Побуждала учащихся самих определять тему и задачи урока. Повышала интерес к уроку через мотивацию.
3 этап: Работа по теме урока: проводилась фронтальная форма работы, частично-посковая. . Знакомились со словарями омонимов и учились с ними работать.
На 3 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки учащиеся играли в игру « Наобарот», гимнастику для глаз использовала антонимы . В ходе этой физминутки у детей развивала внимание и в то же время закрепляли тему урока .
Применяла метод самостоятельной работы при выполнении упражнений. На протяжении всего урока учащиеся сами проверяли и оценивали свою работу.
4 этап: рефлексия. Цель этапа – проверка усвоения материала графический диктант (син,ант,омоним) Результат проверки и оценки проверяли через презентацию, оценивали друг друга обмениваясь работами (презентация).
На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.
Для достижения цели урока было использовано оборудование к уроку:
- Рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран);Рабочее место ученика;
- Презентация к уроку: « Синонимы, антонимы, омонимы»;
- Учебник «Русский язык» 4класс;
- словарь синонимов и антонимов
- Карточки для проведения рефлексии.
- Смайлики для рефлексии