7. Педагогические разработки

Шуралёва Мария Анатольевна

Родительские собрания, презентации, проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_promysly_nizhegorodskoy_oblasti.docx629.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Народные промыслы Нижегородской области»

C:\Users\admin\Desktop\hello_html_5611c1f6.jpg

Выполнила:

Воспитатель:

Шуралёва Мария Анатольевна

2017 год

Паспорт проекта

Тип проекта – информационно-творческий.

Участники проекта - воспитатели, дети, родители.

По продолжительности – краткосрочный (ноябрь-декабрь 2017г.)

По количеству участников – групповой.

Актуальность

Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Сегодня тысячи мастеров – ткачи и вышивальщицы, металлисты и ювелиры, резчики и мастера росписи по дереву – успешно возрождают и развивают традиции старинного искусства.

Я надеюсь, что реализация данного проекта, даст представление о богатстве народной художественной культуры, о ее древних традициях и о том бережном отношении к этим традициям.

Цели:

-Вызвать у детей интерес к народным промыслам Нижегородской области.

-углубить знания о декоративной росписи родного края (хохлома, городецкая, семеновская и особое внимание уделить познанию росписи нашего района Полховско-майданская).

-формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Для реализации цели решается следующий комплекс задач:

Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с истоками искусства мастеров, краткой историей;
  • Познакомить с характерными элементами, колоритом, типичным для этих узоров;
  • Формирование специальных навыков и умений для достижения определенных результатов;
  • Учить детей предварительному замысливанию декоративного узора;
  • Учить последовательности анализа: самые крупные и мелкие элементы и их месторасположение в общей композиции;
  • Формирование у детей устойчивого желания к дальнейшему совершенствованию полученных навыков;

Воспитательные задачи:

  • Формирование способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
  • Формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям народной культуры;
  • Формирование потребности вносить красоту в окружающую среду, в различные виды творческой деятельности, в учение, труд, досуг, во взаимоотношения со сверстниками. Стремление сочетать внешнюю и внутреннюю эстетическую культуру.

Развивающие задачи:

  • Развитие креативного мышления детей посредством ознакомления их с различными методами и приемами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве;
  • Развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность;
  • Развитие творческого потенциала;
  • Развитие активности, самостоятельности, общения;
  • Развитие устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности;
  • Развитие интереса к наследию прошлого, путем ознакомления с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.

Этапы и сроки реализации проекта

Подготовительный этап

  1. Информирование родителей о данном проекте.
  2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  3. Разработка конспекта, создание развивающей среды.
  4. Оформление выставочных работ детей по народно-прикладным промыслам для родителей .
  5. Создание развивающей среды,
  6. Беседы о народных промыслах, для выявления знаний детей.

Основной этап

  1. Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)
  2. Знакомство со стихами и потешками о городецкой, хохломской росписях
  3. Выставка детских работ по мотивам росписей нижегородского края

Заключительный этап

  1. Анализ результативности.

Ожидаемый результат

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Список используемой литературы.

1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 2007.

Приложение

Дидактическая игра «Найди сестричку для матрёшки».

Цель: Развитие внимания, мышления, воображения.

Ход игры:

Вариант 1

«Найди сестренку»

 Перед ребенком, на столе, лежат матрешки (большие и маленькие). Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть их, обратить внимание на сходства и различия.

Необходимо по одежке найти сестренку для матрешки.

Вариант 2

«Кто спрятался?»

Педагог: «Матрешки пошли на прогулку, но одна из них потерялась. Посмотрите внимательно, какие у нас матрешки (закрывает матрешек, убирает одну). Какая матрешка потерялась? (варианты ответов: «большая», «маленькая», «мама», «дочка» и т.п.)

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20171215_155938.jpgC:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20171215_160205.jpg

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20171215_160341.jpg

Дидактическая игра «Собери матрёшку»

Цель:

Формирование умения не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

Материал: (расписная матрешка, внутри которой несколько вкладывающихся матрешек, наименьшая из которых неразборная)

Ход игры:

Педагог ставит на стол матрешку. Ребенку предлагают открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.

Рисование «Укрась дымковскую игрушку»

Цель:

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.

Задачи:

Образовательные задачи:

Учить рисовать элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку.

Развивающие задачи: Развивать творческую активность, умение различать цвета, любознательность. Вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Потешки, стихи , загадки

Городецкая роспись.

В синих купавках,

В красных бутонах,

Крупных и мелких

Листьях зелёных

Привезли ларец

Из города ….(Городец).

………………………

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Сказочные птицы

Прилетели на цветы,

И украсили мы доски

Небывалой красоты.

……………………………

 Семеновская Хохлома

Вся золотиста-краснолика.

В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку.

 Золотая Хохлома.

Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома,

Может всюду там сияют

Золотые купола?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой-

Вот чем славится она!

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь – не забудешь,

И хотел бы, да не мог!

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым

Земляничка цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась

А трава как, бахрома,

Золотая хохлома!

Матрёшка.

Развесёлые сестрицы,

Озорные молодицы!

Хороши, румяны щёчки,

На передниках – цветочки!

Хлопайте в ладошки:

Загорские матрёшки!

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Семёновские матрёшки.

У семёновских матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щёчки.

Веселушки, хохотушки,

Деревянные подружки,

Любят в прятки поиграть

И попеть и поплясать.

Не нарадуется взгляд,

Если выстроятся в ряд,

А попрячутся друг в дружку-

Видишь старшую подружку.

С. Маршак

Мы – игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Загадка

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Стихотворения о матрешке

Мы матрешки,

Вот такие крошки

Как у нас, как у нас

Чистые ладошки

Мы матрешки,

Вот такие крошки

Как у нас, как у нас

Новые сапожки

Мы матрешки,

Вот такие крошки

Поплясать, поплясать

Мы хотим немножко. (Л.Олифирова)

                                        Консультация для родителей

Народные художественные промыслы Нижегородской области – наследие поколений и душа современных мастеров 

 Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.

У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.

Народный промысел - Картинка 7881/111               21 Мая 2013 - Персональный сайт

 Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.

А рассказ о гжели можно начать с такой сказки: " Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.

Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.

Народные промыслы - Картинка 4965/36                          Народные промыслы защитят от "пиратства" и освободят от нало…

О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Много интересного и полезного родители, почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской  игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села  Богородское.

Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная! "

В июле 2011 у Людмилы Ларкиной (Брисбен, Австралия) вышел новый сборник стихов для детей, изучающих русские народные промыслы, т                  Мир искусства - Искусство - Картинки по МХК

Можно загадать ребенку загадку:

"Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди

называют… .(хохломой).

Народная игрушка – матрешка. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».

Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.

Рассказ о матрешке мама может начать, например, так:

"Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница.

Официальный сайт школы 39 - Методические разработки i?id=732dad1fa9e8a8cb3c64175723369589-51-144&n=21

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - " Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом! "