7. Педагогические разработки
Родительские собрания, презентации, проекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_promysly_nizhegorodskoy_oblasti.docx | 629.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Народные промыслы Нижегородской области»
Выполнила:
Воспитатель:
Шуралёва Мария Анатольевна
2017 год
Паспорт проекта
Тип проекта – информационно-творческий.
Участники проекта - воспитатели, дети, родители.
По продолжительности – краткосрочный (ноябрь-декабрь 2017г.)
По количеству участников – групповой.
Актуальность
Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Сегодня тысячи мастеров – ткачи и вышивальщицы, металлисты и ювелиры, резчики и мастера росписи по дереву – успешно возрождают и развивают традиции старинного искусства.
Я надеюсь, что реализация данного проекта, даст представление о богатстве народной художественной культуры, о ее древних традициях и о том бережном отношении к этим традициям.
Цели:
-Вызвать у детей интерес к народным промыслам Нижегородской области.
-углубить знания о декоративной росписи родного края (хохлома, городецкая, семеновская и особое внимание уделить познанию росписи нашего района Полховско-майданская).
-формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Для реализации цели решается следующий комплекс задач:
Обучающие задачи:
- Познакомить детей с истоками искусства мастеров, краткой историей;
- Познакомить с характерными элементами, колоритом, типичным для этих узоров;
- Формирование специальных навыков и умений для достижения определенных результатов;
- Учить детей предварительному замысливанию декоративного узора;
- Учить последовательности анализа: самые крупные и мелкие элементы и их месторасположение в общей композиции;
- Формирование у детей устойчивого желания к дальнейшему совершенствованию полученных навыков;
Воспитательные задачи:
- Формирование способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
- Формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям народной культуры;
- Формирование потребности вносить красоту в окружающую среду, в различные виды творческой деятельности, в учение, труд, досуг, во взаимоотношения со сверстниками. Стремление сочетать внешнюю и внутреннюю эстетическую культуру.
Развивающие задачи:
- Развитие креативного мышления детей посредством ознакомления их с различными методами и приемами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве;
- Развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность;
- Развитие творческого потенциала;
- Развитие активности, самостоятельности, общения;
- Развитие устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности;
- Развитие интереса к наследию прошлого, путем ознакомления с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.
Этапы и сроки реализации проекта
Подготовительный этап
- Информирование родителей о данном проекте.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
- Разработка конспекта, создание развивающей среды.
- Оформление выставочных работ детей по народно-прикладным промыслам для родителей .
- Создание развивающей среды,
- Беседы о народных промыслах, для выявления знаний детей.
Основной этап
- Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)
- Знакомство со стихами и потешками о городецкой, хохломской росписях
- Выставка детских работ по мотивам росписей нижегородского края
Заключительный этап
- Анализ результативности.
Ожидаемый результат
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Список используемой литературы.
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 2007.
Приложение
Дидактическая игра «Найди сестричку для матрёшки».
Цель: Развитие внимания, мышления, воображения.
Ход игры:
Вариант 1
«Найди сестренку»
Перед ребенком, на столе, лежат матрешки (большие и маленькие). Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть их, обратить внимание на сходства и различия.
Необходимо по одежке найти сестренку для матрешки.
Вариант 2
«Кто спрятался?»
Педагог: «Матрешки пошли на прогулку, но одна из них потерялась. Посмотрите внимательно, какие у нас матрешки (закрывает матрешек, убирает одну). Какая матрешка потерялась? (варианты ответов: «большая», «маленькая», «мама», «дочка» и т.п.)
Дидактическая игра «Собери матрёшку»
Цель:
Формирование умения не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Материал: (расписная матрешка, внутри которой несколько вкладывающихся матрешек, наименьшая из которых неразборная)
Ход игры:
Педагог ставит на стол матрешку. Ребенку предлагают открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.
Рисование «Укрась дымковскую игрушку»
Цель:
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.
Задачи:
Образовательные задачи:
Учить рисовать элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку.
Развивающие задачи: Развивать творческую активность, умение различать цвета, любознательность. Вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Потешки, стихи , загадки
Городецкая роспись.
В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зелёных
Привезли ларец
Из города ….(Городец).
………………………
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Сказочные птицы
Прилетели на цветы,
И украсили мы доски
Небывалой красоты.
……………………………
Семеновская Хохлома
Вся золотиста-краснолика.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку.
Золотая Хохлома.
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома,
Может всюду там сияют
Золотые купола?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой-
Вот чем славится она!
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!
Матрёшка.
Развесёлые сестрицы,
Озорные молодицы!
Хороши, румяны щёчки,
На передниках – цветочки!
Хлопайте в ладошки:
Загорские матрёшки!
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Семёновские матрёшки.
У семёновских матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щёчки.
Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки,
Любят в прятки поиграть
И попеть и поплясать.
Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд,
А попрячутся друг в дружку-
Видишь старшую подружку.
С. Маршак
Мы – игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Загадка
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Стихотворения о матрешке
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Чистые ладошки
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Новые сапожки
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Поплясать, поплясать
Мы хотим немножко. (Л.Олифирова)
Консультация для родителей
Народные художественные промыслы Нижегородской области – наследие поколений и душа современных мастеров
Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.
У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.
Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.
А рассказ о гжели можно начать с такой сказки: " Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.
Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.
О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.
Много интересного и полезного родители, почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское.
Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная! "
Можно загадать ребенку загадку:
"Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
называют… .(хохломой).
Народная игрушка – матрешка. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».
Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.
Рассказ о матрешке мама может начать, например, так:
"Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:
Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка,
А красавица-девица,
Каждая сестрица -
Для меньшей - темница.
Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - " Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом! "