Здоровьесберегающая деятельность

Войцеховская (Святова) Наталья Юрьевна

Здоровьесберегающая деятельность

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для детей (старший возраст) Подготовила: учитель - логопед Т. А. Кокырлэ

Слайд 2

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ! Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – важный подготовительный этап в работе над постановкой звуков, поэтому развитию артикуляционной моторики следует уделить особое внимание. Артикуляционная гимнастика для язычка – что это такое? Вот гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Слайд 3

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста; дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы будут уже подготовлены; артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту; занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво; надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Слайд 4

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики в презентации к каждому упражнению, дано подробное описание и необходимые фото и картинки; комплекс упражнений выполняется ежедневно сидя перед зеркалом 1раз в день; каждое упражнение выполняется в течение 10 секунд, чтобы вырабатываемые навыки у детей закреплялись; чтобы детям было интересно, и Вам не пришлось считать до 10, в это время прочтите не спеша стихотворение; внимательно наблюдайте за процессом и своевременно указывайте на ошибки, если дети не правильно выполняют упражнения, иначе занятия не принесут желаемых результатов.

Слайд 5

ЗАГАДКИ: Кто пчеле подарит мёд? Кто на солнышке растёт И головкою цветной Нам качает в летний зной? Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут. Капли вниз ручьём стекают. Под дождём стоит, намок, Чуть согнулся стебелёк, Да дрожит чуть лепесток … Пчёлы в дождик не летают. И стоит, грустит … (цветы)

Слайд 6

«ЦВЕТЫ» Пришёл язычок на полянку, а там цветочки - они были такие красивые, что язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет». Вдох через нос – «нюхать» цветок, на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» Упражнение выполнить не более 5 раз.

Слайд 8

«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый. Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «почистить» за нижними зубами (влево-вправо). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Выполнять 10 секунд.

Слайд 9

ЗАГАДКИ: Круглый, гладкий, как арбуз… Цвет – любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака. Если надуть меня – я улечу, Смирно лежать я никак не хочу. Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные … (шары)

Слайд 10

«ШАРИКИ» Я надул воздушный шарик, укусил его комарик. Лопнул шарик, не беда! – новый шар надую я. Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 10 секунд.

Слайд 12

«ЛЯГУШКА И СЛОНИК» Раз – лягушка с толстым брюшком, два - большой и добрый слон. Ежедневно на опушке, посадив её в кадушку. Как под душем ту лягушку поливал из шланга слон. На «раз» – улыбнуться, показать сомкнутые зубы, на счёт «два» – сомкнутые губы вытянуть вперёд. Чередовать движения «лягушка – слоник» под счёт «раз – два». Выполнять 10 секунд.

Слайд 14

«БЛИНЧИК» Испекли блинов немножко, остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, пригласим к обеду маму. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его не подвижно 10 секунд.

Слайд 16

«ЗМЕЯ» Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе. Улыбнуться, открыть рот. Язык высунуть вперёд. Напрягать мышцы языка и делать его узким. Удерживать язык в таком положении 10 секунд.

Слайд 18

«КОШЕЧКА СЕРДИТСЯ» Выгляни в окошечко – там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула, зашипела, прыгнула… Рассердилась киска – не подходит близко! Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть. Выполнять 10 секунд.

Слайд 20

«ПАРУС» Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт. Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении 10 секунд.

Слайд 22

«ЧАШЕЧКА» Вкусных мы блинов поели, выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Выполнять 10 секунд.

Слайд 24

«ЛОШАДКА» Я – весёлая лошадка, тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – стук копыт услышишь звонкий. Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была не подвижна и «прыгал» только язык. Выполнять 10 секунд.

Слайд 26

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следите чтобы при этом рот был широко открыт. Язык не просто поднимается к нёбу, а работает, как присоска. Та же «Лошадка», только без щелчка. Выполнять 10 секунд.

Слайд 28

«МАЛЯР» Я сегодня утром встал и посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, позови на помощь краски! Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять 10 секунд.

Слайд 29

ЗАГАДКИ: Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Пусть он скрылся под корой Всё равно он будет мой! Эта вежливая птица, Прежде чем войти, стучится. Но за дверью червячок Притаился и молчок. Все деревья с интересом Изучает доктор леса. Если дерево ест жук, Доктор сразу: тук – тук – тук… (дятел)

Слайд 30

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д», «дын-дын-дын». Выполнять сначала медленно, затем всё быстрее. Следите, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал. Выполнять 10 секунд.

Слайд 32

«КОМАРИК» Прилетает по ночам, не даёт заснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьётся, только в руки не даётся. Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно. Помните, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично. Выполнять 10 секунд.

Слайд 33

ЗАГАДКИ: В чашке встретились пустой Как – то раз мука с водой … Жених и невеста – Получилось … Пыхтит, кряхтит, вверх ползёт, Недосмотришь – упадёт, Но не больно ему. Почему? Карлсону на радость Из чего печётся сладость … (тесто)

Слайд 34

«МЕСИМ ТЕСТО» Тесто мнём, мнём, мнём, тесто жмём, жмём, жмём. После скалку мы возьмём, тесто тонко раскатаем, выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять – не пора ли вынимать? Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та (протаскивая язык вперёд, назад), выполнять10 секунд. Затем пошлёпать язык губами – пя-пя-пя (протаскивая язык вперёд, назад). Выполнять 10 секунд.

Слайд 36

«КАЧЕЛИ» Сели дети на качели и взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, а потом назад вернулись. Улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Выполнять 10 секунд.

Слайд 38

«ФУТБОЛ» Во дворе народ толпится, там идёт футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, пропустить не должен мяч. Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирается то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». Затем, совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт. Выполнять 10 секунд.

Слайд 40

«РАСЧЁСКА» С волосами я дружу, их в порядок привожу. Благодарна мне причёска, а зовут меня расчёска. Улыбнуться, прижать язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Выполнять 10 секунд.

Слайд 41

ЗАГАДКИ: Если сахар и малину На плите в тазу сварить, То гостей зимою длинной Будет чем нам угостить. Из малины без сомненья, Всем понравится … Сварит бабушка из ягод Что - то очень вкусненькое Ах, какое объеденье – Ароматное ... Ягоды собрали, с сахаром смешали, Варили – варили, в банки положили – Вкусно! Всем на удивленье К чаю что дают … (варенье)

Слайд 42

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Блин мы ели с наслажденьем – перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, ротик нужно облизать. Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Выполнять 10 секунд.

Слайд 43

Молодцы!