Материалы для коллег
Данный раздел будет полезен коллегам (воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам) и тем людям, кто работает с детьми. Здесь вы найдете много разной полезной информации, как теоритического, так и практического назначения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12 «Красная шапочка»
Визуально-ритмический ряд как средство коррекции при построении логопедической работы у детей с ОВЗ
Подготовила:
учитель-логопед
Жигулина Евгения Васильевна
Визуально-ритмический ряд как средство коррекции при построении логопедической работы у детей с ОВЗ
Ритмическая способность человека является одной из универсальных базовых способностей. Весь окружающий нас мир живет по законам ритма. Ритм – первоначальная форма связи человека с жизнью, временем, его здоровьем. Ритмические действия способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга. Моторный ритм влияет на становление речевых механизмов.
Визуально-ритмический ряд - это, в первую очередь, развитие механизма упреждающего развития речи, он является основополагающим для ее порождения.
Минимальная произносительная единица речи - слог. В основе речи всегда лежит схема СГ (согласный-гласный). В слоге всегда предыдущий элемент влияет на последующий, а последующий на предыдущий. Если у ребёнка проблемы с упреждающим синтезом, он элементарно не может спрогнозировать речь.
Давайте подумаем, когда и с какими детьми нам надо его формировать?
1. Дети с нарушением праксиса испытывают сложности в планировании своей деятельности. Увидеть закономерность и продолжить ее - основа дальнейшего прогнозирования. Переключение со слога на слог также требует планирования движений, но на уровне артикуляционного праксиса.
2. Дети со снижением когнитивных функций по разным причинам (нарушение памяти, внимания, мышления) не могут не только переключиться, но и понять принцип операции.
3. Дети с нарушением первого функционального блока мозга. Напомню, что он является энергетическим и отвечает за ресурс ЦНС ребёнка. Они быстро устают. Любой специалист в этом случае будет советовать родителям четкий режим дня, а своё занятие сделает максимально структурированным и предсказуемым. Такому ребёнку важно понимать «сколько ещё», «как долго» будет продолжаться занятие. Визуально-ритмический ряд в этом случае - визуальная опора.
4. Давайте вспомним, за что отвечает третий функциональный блок мозга. Самоконтроль, регуляция поведения, произвольное внимание. Когда ребёнку понятно, сколько раз ещё надо повторить, сколько заданий выполнить, ему легче удержать внимание. Можно использовать визуальное расписание, а можно визуально-ритмический ряд.
А теперь давайте подумаем, много ли у нас, в практике деток, у кого нет сложностей в работе этих блоков? Специалист понимает, как важно организовывать занятия так, чтобы учитывать эти особенности. И вот визуально-ритмические ряды - это идеальный вариант задания, где есть начало и конец. На таком задании ребёнок может оценить свои возможности, а главное их распределить.
А теперь давайте разберёмся, просто рядочки ли это или инструмент, которым можно решить миллион и одну логопедическую задачу: артикуляционная гимнастика; слоговые цепочки; автоматизация и дифференциация нарушенных звуков; грамматический строй речи; способствует развитию чувства ритма; слухового, зрительного и пространственного восприятия; развитию мелкой моторики; фонематического слуха; коррекция слоговой структуры слова; запуск речи; развитию связной речи. Сам по себе визуально-ритмический ряд является проверкой логических операций ребёнка (когнитивной сферы).
Я использую визуально-ритмические ряды на всех видах занятий. Визуально - ритмические ряды выкладываем вертикально, горизонтально и по кругу. Использую: камушки «марблс» (большие и маленькие кружки, квадратики, звездочки), разный̆ мелкий̆ конструктор, фишки с артикуляционной̆ гимнастикой̆, любые мелкие фигурки, пуговицы, карточки, природный̆ материал (шишки, орехи, камни, ракушки, и т.д.). Суть упражнения в выкладывании ритмической последовательности. Разнообразие зависит от целей выкладывания и от того, какой материал выкладывается.
Всё зависит от поставленной специалистом цели, и уровня развития ребёнка. Не стоит сразу давать сложный ряд (1:3) Это заведомо обрекает занятие на «провал». Выкладываем в определенной последовательности: от простого к сложному. Последовательность выкладывания предметов - 1:1 (2-3 года), 2:1, 1:2, 1:1:1, (4-6 лет). Картинки и предметы я подбираю с учётом изучаемой̆ в настоящий̆ момент лексической̆ темы. Очень рекомендую соблюдать сезонность и подстраивать визуально –ритмический ряд под времена года, таким образом ещё и расширяя кругозор ребёнка.
Для изучения лексических тем подойдёт дидактическая игра «Лексический̆ ряд».
Цель: Обогащение словарного запаса и речевое развитие детей̆ через развитие чувства ритма, слухового и пространственного восприятия, ориентировку в пространстве. Педагог заранее говорит ребенку (или не говорит), с какими лексическими темами будем работать, предлагается продолжить (разгадать) логическую последовательность, правильно разложив картинки, игрушки, пуговицы на игровом поле согласно загаданным лексическим группам.
Можно использовать такие визуально-ритмические дорожки и при автоматизации звуков, даже если у ребёнка нет нарушений слоговой структуры. Автоматизировать или дифференцировать, например, звуки Ш-Ж, выкладывая ряд 1:1 (ШиШка - желудь...). Здесь не стоит цель научить переключаться, скорее разнообразить процесс автоматизации и дифференциации. Начинаю с последовательности 1:1. Вы выкладываю 4 предмета, а затем спрашиваю: «Что дальше?». Ребёнок должен понять последовательность и выложить дальше. Ребенку предлагают выложить визуально-ритмический̆ ряд: шишка, жёлудь, шишка – продолжи ряд. Можно нарисовать линию и дать ребенку залепить ее шариками из пластилина, выложить камешки на дорожку, обыграть всевозможными способами. Если последовательность составлена верно, нажимаем указательным пальцем на предметы. Например, ананас – слог «са», шишка – «ша». «Са-ша, са-ша, са-ша,» и т.д.
С помощью визуально- ритмических рядов работаю над переключением в кистевом, пальцевом и артикуляционном праксисе, использую «Нейрокарточки». Здесь готовый ряд. Дети его визуализирует, используя мануальный праксис, читая и дифференцирую слоги (для читающих, для не читающих, чередуем движения, проговаривая слоги, слова. А также визуально-ритмические ряды можно использовать как нейротренажёр для развития межполушарных связей.
Для речи очень важны правильное дыхание. Для развитие речевого дыхания и сенсорных ощущений, использую свечи на занятиях. Я использую свечи разных цветов. Задаём ряд. Сначала зажигаем, проговариваем, затем задуваем-проговариваем. Здесь и контроль воздушной струи подключаем. Если изолировано закрепляем звук с-с-с-с-с - дуем быстро. Если тянем сссссс- дуем медленно, качаем пламя. Чередуем цвета свечи: красный-белый, красный-белый, красный –белый, прошу ребёнка продолжить ряд самостоятельно.
Визуально ритмический ряд: синяя, желтая свечи (три пары)
Даю ребёнку инструкцию: когда видишь желтую свечу ударяем кулаком об стол, когда синюю – ребром. И так до конца ряда. Сначала руками, потом можно добавлять слоги ПА (желтая) - БА(синяя) и т.д.
У детей с нарушением слоговой структуры слова (если проблема с переключаемостью) нарушено моторное планирование - умение выполнять целенаправленные, последовательные движением. Мы можем подключить это в работе с рядами, выкладываем ряд 1:1, добавляем движения (пальчик-ладошка-пальчик-ладошка...)
Главное в запуске речи - не заниматься только запуском речи. Слоги и маленькие слова собираем с помощью визуально-ритмических рядов. Выкладываем ряд из 2 любых предметов: шишка, ракушка, шишка, ракушка (по 5 штук). Шишку называем КИ, ракушку - СА. В конце дорожки кладём игрушку кисы под платочек или коробку, и вместе с ребёнком открываем. Эффект сюрприза и новое слово в копилку ребёнка. Также можно добавить речь - переключение со звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. Если ряд 1:1, то добавив звуки, получится так: А-У-А-У-А-У...
Визуально-ритмический ряд использую для развития грамматического строя речи. Дидактическая игра «Украшаем пирог» образование относительных прилагательных. Выкладываем визуально-ритмический ряд по кругу. Предлагаю детям украсить круг, он разбит на сектора, различными фигурками (яблоками, грибами, сливами и т. д.) Затем образовываем относительные прилагательные: «Какой получится пирог с яблоками? Яблочный и т. д.
Для занятий по развитию грамоты подойдет дидактическая игра «Составь предложение». Цель: Развитие языкового анализа и синтеза предложений, речевое развитие детей̆ через развитие чувства ритма, слухового и пространственного восприятия, ориентировку в пространстве. Детям предлагается составить предложение по схеме, на заданную тему, по картинке, с заданным звуком; выкладывая фишки произносить предложение (фишка – слово). Дидактическая игра «Кружки и звездочки» развивает слуховое внимание и восприятие, ориентировку в пространстве. Правила игры: заранее говорим ребенку, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слог (слово) с заданным звуком, то ребенок ставит звездочки, если в слове нет заданного звука – кружок. Объяснить, что ячейки заполняются слева направо, по движению часовой стрелки. Примечание: вместо звездочек и кружков можно использовать любые мелкие предметы или фишки. Нужно заранее договорится, какой предмет будет изображать наличие или отсутствие звука.
Для развития чувство ритма, слухового восприятия, зрительной памяти, ориентации в пространстве, применяю игру «Хлопай –топай». Выкладываю элемент зелёного цвета. Увидев символ зелёного цвета, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, два зелёных символа – два раза хлопнуть в ладоши. Необходимо проявить фантазию, придумывать и рисовать различные ритмические рисунки, сочетая комбинации хлопков: 1 - 2, 2 -1, 1 -1, 2 -2, 3 -1, 3 - 2, 3 -3 и т.д. Затем топать: вводим условное цветовое обозначение действия, выкладываем элемент красного цвета. Увидев красный символ, ребёнок должен топнуть ногой, два красных символа - два раза топнуть ногой и т.д. Хлопать - топать: выкладываем визуально-ритмические ряды с использованием символов зелёного и красного цвета. На каждый цвет ребенок должен вспомнить действие и выполнить его.
Как и в любом игровом упражнении, ребенок должен понимать, для чего ему дается это задание. Логопед дает инструкцию: «Помоги дедушке достроить заборчик, разложи зернышки для птичек, посади цветы на клумбу, овощи на грядку и т.д.». Символика должна способствовать развитию понимания, что каждый предмет располагается не случайно, как и слоги в слове.
Помимо невербального выкладывания визуально-ритмического ряда, я предлагаю ребенку дотрагиваться указательным пальчиком до каждого предмета, сопровождая свое действие артикулемой, гласным звуком, слогом или словом. Речевая наполняемость будет зависеть от возможностей ребенка и цели упражнения. Если мы используем упражнение «ряд», как элемент артикуляционной гимнастики, то за каждым предметом будет закреплено артикуляционное упражнение. Если мы автоматизируем звук, то можем произносить его или слоги, слова с заданным звуком. Если малыш еще не говорит, но уже появилась подражательная деятельность - будем распевать гласные звуки. Можем каждый из предметов связать с заданной лексической темой.
Все эти задания с применением визуально-ритмических рядов позволяют наиболее интересно и эффективно работать над ритмом воспитанников. Использование данного материала на логопедических занятиях расширит профессиональный̆ арсенал педагогов. Таким образом, использование визуально-ритмических рядов на занятиях упрощает взаимодействие педагога и ребенка; опора на зрительный анализатор поддерживает интерес ребенка, а самостоятельное планирование занятий позволяет снизить его тревожность, избежать нежелательных реакций. Ребенок чувствует себя увереннее, у него повышается мотивация к деятельности. Все это облегчает работу с детьми с ОВЗ, оптимизирует коррекционно-развивающий процесс в целом.
Список используемой литературы:
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Спб.: Детство-Пресс, 2009. 48 c.
- Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. М.: ТЦ Сфера, 2019. 32 с.
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2019. 56 с.
- 8 Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. 175с.
- Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике / Г.В. Дедюхина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.
- Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 1961. 270 с.
- Деревянкина Н.А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР.-М.: Книга, 2004
- Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. – М.: КНИГОЛЮБ, 2008.
- Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М.: Директ-Медиа, 60 2008.
- Сафонкина, Н.Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития: дис. канд. пед. наук / Н.Ю. Сафонкина. – М.: Изд-во МПГУ, 2003.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12 «Красная шапочка»
Картотека дидактических игр по познавательному развитию
Подготовила: воспитатель Жигулина Е.В.
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Задачи: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
Дидактическая игра «Доскажи слово»
Задачи: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша...
Ро-ро-ро — у нас новое вед...
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..
Ре-ре-ре — стоит дом на го...
Ри-ри-ри — на ветках снеги...
Ар-ар-ар — кипит наш само....
Ры-ры-ры — детей много у го...
Дидактическая игра «Так бывает или нет»
Задачи: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»
Дидактическая игра «Какое время года?»
Задачи: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Задачи: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).
Что можно делать на реке? Что делают в больнице?
Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»
Задачи: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Задачи: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий. а перец - …. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).
Дорога широкая, а тропинка .... (узкая).
Дидактическая игра «Узнай, чей лист»
Задачи: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.
Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»
Задачи: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
Дидактическая игра «Кто же я?»
Задачи: учить называть растение, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.
Дидактическая игра «У кого кто»
Задачи: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.
Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.
Дидактическая игра «Кто (что) летает?»
Задачи: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».
Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
Дидактическая игра «Что за насекомое?»
Задачи: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
Дидактическая игра «Прятки»
Задачи: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.
Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»
Задачи: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
Что делает дворник? (подметает,убирает, поливает, чистит дорожки от снега)
Дидактическая игра «Какое что бывает?»
Задачи: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.
Ход игры: Расскажите, что бывает:
зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….
широким — река, дорога, лента, улица …
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
Задачи: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Задачи: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.
Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.
Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом)
Задачи: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)
Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)
Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)
Задачи: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.
(Клен, липа — деревья, сирень — кустарник)
Дидактическая игра «Игра в загадки»
Задачи: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты ...»
Задачи: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.
Ход игры: Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд — изображения зверей, во второй — птиц, в третий — рыб, в четвертый — насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Задачи: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
Дидактическая игра «А что потом?»
Задачи: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:
Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.
Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.
Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»
Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.
Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое — нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.
Дидактическая игра «Выдели слово»
Задачи: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)
Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.
Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок»
Задачи: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.
Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок ...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.
Дидактическая игра «Где что растет?»
Задачи: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.
Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет — молчат.
Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:
слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис\. Алыча, тополь, сосна.
В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.
Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»
Цель: развивать речевую активность, мышление.
Ход игры: Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца — цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.
Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).
Дидактическая игра «Лето или осень»
Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.
Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).
Воспитатель. Если птицы улетают — это ….. И т. д.
Дидактическая игра «Будь внимательным»
Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.
Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.
Дидактическая игра «Брать — не брать»
Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.
Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»
Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.
Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12 «Красная шапочка»
Роль художественной литературы в развитии и воспитании младших дошкольников.
Подготовила: воспитатель Жигулина Е.В.
Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме – в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность, приобщает ребенка к миру нравственных отношений. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Ребенок – слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребенка, должен сам любить литературу. От того, как сложатся у ребенка первые «отношения» с книгой, зависит очень много. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Задача воспитателя довести произведение писателя до ребенка. Очень важное внимание уделяется голосу воспитателя, мимике, артикуляции. Для нас важно видеть лица детей, их сопереживания героям, видеть их реакцию на чтение.
При чтении художественной литературы у ребенка идет развитие мышления, а самое главное начинает формироваться личность.
Для малышей слушать книжку очень сложно. Подвижность ребенка и быстрая отвлекаемость затрудняют слушание, детей занимает сама книжка, перевертывающиеся листы, мелькающие картинки. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для мысленного воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша может не включиться в работу и текст не будет понят. К слушанию чтения приходится приучать ребенка постепенно.
В младшей группе обычно уже в первой половине года все дети приучаются с интересом слушать чтение небольших художественных рассказов, стихов.
Научить детей воспринимать и любить словесное художественное произведение даст педагогу возможность получить способных детей, развитых как нравственно, так и грамотно.
Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующие логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка» и др.). Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.
Эмоциональное отношение детей к героям всегда ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Дети любят слушать стихи, явно предпочитая их прозе, поэтому именно стихами предпочитали писать для детей К. И Чуковский, С. Я Маршак, А. Л. Барто, и многие другие мастера художественного слова. При этом дети тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого – то малышам нравятся произведения детского фольклора.
Фольклор формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Произведение русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь; уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка, сказка «Царевна лягушка» и др., трудолюбия, доброты («Ховрошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др., дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот петух и лиса» и др.). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки и потешки.
Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоке», - это блестящий мини- спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец.
Таким образом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Современная детская литератураудовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребенка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом и романтическом, познавательном и юмористическом и т. п.
Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.
Введение ФГОС позволяет воспитателям варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).
Выстраивая систему работы по развитию речи младших дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы. К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса.
Таким образом, систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.
Список используемой литературы
1. Береговая Л. Б. «Ребенок и книга»
2. Комплексная образовательная программа «Детство»
3. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12
«Красная шапочка»
Учитель-логопед: Жигулина Евгения Васильевна
Использование нейрогимнастики с детьми дошкольного возраста
Что такое нейрогимнастика?
Вопреки расхожему мнению, улучшить работу мозга одним только чтением или углублённым изучением точных наук не получится: нейропсихологи утверждают, что развитие межполушарных связей — ключевой момент в оптимизации мозговой деятельности.
Гимнастика мозга, или нейрогимнастика, — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Известно, что правое полушарие мозга координирует работу левой половины тела, и наоборот; а передаёт сигналы из одного полушария в другое мозолистое тело, состоящее из миллионов нервных волокон.
Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так человек лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект:
- развивает речь и мышление;
- улучшает кровообращение;
- улучшает память и внимание;
- помогает устранить дислексию (трудности в обучении чтению) и дисграфию (трудности в обучении письму);
- повышает скорость обработки информации;
- развивает общую и мелкую моторику и т.д.
Зачем детям нужна нейрогимнастика?
Нейрогимнастика полезна не только детям, но и взрослым; однако наиболее эффективны нейроупражнения в возрасте до восьми лет — в этот период у детей активно формируются межполушарные связи и закладывается основа интеллекта. Поэтому уже с четырёх лет рекомендуется ежедневно выполнять несложные комплексы упражнений общей продолжительностью 5–10 минут, начиная с самых простых и постепенно усложняя движения.
Нейроупражнения активно применяются и в работе с детьми с различными нарушениями в развитии: по наблюдениям педагогов, занимающихся с детьми с ОВЗ, регулярные занятия помогают добиться положительной динамики в развитии речи, самоконтроля, ощущении собственного тела и пространства вокруг.
Нейрогимнастика не просто помогает дошколятам научиться контролировать своё тело и проявлять творческие способности, а школьникам — лучше справляться с учебной нагрузкой. Эти, казалось бы, простые упражнения имеют долгосрочный эффект: те ребята, которые регулярно выполняют нейроупражнения, повзрослев, смогут лучше справляться со стрессовыми ситуациями и быстрее осваивать новые технологии и виды деятельности.
Как понять, что ребёнку необходима нейрогимнастика?
Для начала занятий нейрогимнастикой не нужны особые показания: многие родители в профилактических целях включают нейроупражнения в ежедневный распорядок дня вместе с тем, как растёт нагрузка ребёнка при подготовке к школе или в начальных классах. К тому же современные дети зачастую ведут малоподвижный образ жизни и редко участвуют в активных дворовых играх, благодаря которым нейрокоррекция проходит самым естественным образом.
Но бывают и случаи, которые должны заставить родителей насторожиться и обратиться к детскому неврологу:
- ребёнок постоянно рассеян, испытывает трудности с концентрацией внимания;
- он быстро устаёт;
- у него проявляются признаки гиперактивности;
- он очень плохо запоминает новую информацию и испытывает сложности с освоением школьной программы;
- ребёнок плохо ориентируется в пространстве, не может запомнить дорогу домой, путает левую и правую стороны;
- он отстаёт от сверстников в развитии;
- испытывает сложности с социализацией и адаптацией в коллективе;
- у него плохо развита мелкая моторика — всё буквально валится из рук;
- он часто выходит из себя и испытывает сложности с выражением эмоций.
Если вы заметили у ребёнка один или несколько таких тревожных симптомов, после выяснения точной причины их появления специалист, вероятно, подберёт для вашего ребёнка оптимальный комплекс упражнений для нейропсихологической коррекции.
Классификация упражнений для мозга
Комплекс гимнастики для развития памяти и мышления включает в себя несколько видов нейроупражнений; в зависимости от проблем, которые необходимо решить в процессе занятий, и возраста ребёнка могут добавляться разнообразные упражнения:
- дыхательные — снижают гиперактивность, помогают лучше управлять эмоциями;
- двигательные — помогают наладить синхронную работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, ориентацию в пространстве, навыки письма и чтения;
- глазодвигательные — развивают межполушарное взаимодействие, облегчают восприятие информации во время учёбы;
- растяжка — снимает напряжение, тонизирует и помогает подготовить руку к письму;
- для развития мелкой моторики — способствуют развитию интеллекта;
- артикуляционные — для детей с задержкой речевого развития;
- массаж и релаксация — для расслабления мышц и нервной системы, снятия гипертонуса.
Нейрогимнастика для малышей (до 3-х лет)
Элементы нейрогимнастики могут присутствовать даже в занятиях с самыми маленькими: в 2–3 года у детей активно развивается речь, поэтому игры и упражнения для крупной и мелкой моторики и правильной артикуляции важны уже в этом возрасте.
Если у малыша не получается повторить все движения, не расстраивайтесь: возьмите его ладошки в свои руки и выполните все движения вместе. Когда ребёнок запомнит порядок действий, можно попробовать сесть напротив него и выполнить их одновременно.
«Ладушки»
С этой игрой знакомы все родители: начиная с классического варианта (хлопок — хлопок двумя руками с партнёром — хлопок — хлопок правой рукой с правой рукой партнёра и наоборот), можно наращивать сложность и добавлять новые комбинации (например, перекрёстные хлопки обеими руками с партнёром).
Ещё одна интерпретация любимой всеми игры — «Ладошки и хлопок». Это упражнение можно выполнять в одиночку: хлопки в ладоши чередуются с поворотами кистей рук (одна рука расположена ладонью к лицу, вторая — тыльной стороной, затем после хлопка необходимо поменять руки).
«Клювики»
Руки малыша — «клювики»; ладонь одной руки раскрывается, а кончики сложенных пальцев другой руки «клюют» в середину раскрытой ладони. Затем соединяем «клювики», а потом повторяем предыдущее движение, сменив руки.
«Ухо-нос»
Одной рукой ребёнок берётся за мочку уха, второй — за кончик носа, затем меняет руки.
«Змейка»
Соединяем ладони и двигаем ими, изображая ползущую змею.
«Ладонь-локоть»
Правую руку, согнутую в локте, поднимаем вверх; ладонь сжата в кулачок. Ладонь левой руки тыльной стороной прижимаем к локтю правой руки. Обе руки образуют прямой угол. Затем меняем руки. Чтобы усложнить упражнение, добавляем хлопок.
«Канатоходец»
Разложите на полу верёвку; предложите малышу представить, будто он канатоходец в цирке, а канат натянут в воздухе. Нужно пройти по верёвке, аккуратно переставляя и плотно прижимая к ней стопы.
«Свеча»
Для упражнения используйте горящую свечу. Поставьте её перед ребёнком, попросите глубоко вдохнуть и задуть свечку, изо всех сил выдувая воздух через вытянутые губы. Затем поставьте свечу дальше и повторите упражнение — и так несколько раз, постепенно отодвигая свечу.
«Массаж»
Обеими руками малыш держится за мочки ушей и слегка тянет их вниз; затем также обеими руками берётся за среднюю часть ушной раковины и тянет вперёд и назад, вверх и вниз. Затем круговыми массажными движениями необходимо помассировать щёки — также одновременно обеими руками.
Нейроупражнения для детей 4–5 лет
Для детей этого возраста предыдущие примеры упражнений не утрачивают своей актуальности: их можно усложнять и наращивать темп. Однако появляются и более сложные и разнообразные задания для развития межполушарных связей, памяти и внимания.
«Нос-пол-потолок»
Взрослый поочерёдно указывает пальцем на свой нос, пол и потолок комнаты, проговаривая при этом то, на что он показывает. Ребёнок повторяет движения. Затем взрослый начинает путать ребёнка, время от времени указывая не на те объекты, которые называет вслух. Задача малыша — показать на верные объекты. Постепенно скорость выполнения упражнения увеличивается.
«Кулак-ребро-ладонь»
Руки ребёнка лежат на столе. Сначала он сжимает ладонь в кулак и слегка касается стола; затем делает то же самое ребром ладони; и, наконец, кладёт руку на стол ладонью вниз. Взрослый подсказывает, какое движение нужно выполнить, чтобы малыш не запутался. Повторив упражнение несколько раз одной рукой, можно переходить ко второй. Постепенно скорость увеличивается, упражнение выполняется обеими руками и без подсказок взрослого.
«Капитан»
Одна рука сжата в кулачок, большой палец поднят вверх. Вторую руку подносим ко лбу козырьком. Затем меняем руки. Постепенно усложняем упражнение, добавив хлопок.
«Слон»
Упражнение выполняется стоя. Голова наклонена вправо, ухо касается плеча. Указательным пальцем вытянутой вперёд правой руки ребёнок рисует в воздухе любой объект — восьмёрку, животное, геометрические фигуры и т.д. Глазами необходимо следить за движениями пальца. Повторив рисунок несколько раз, меняем сторону.
«Пинг-понг»
Это упражнение выполняется в паре. Представьте, что ваш стол — игровое поле, и мысленно разделите его на две половины (или используйте цветной скотч). Положите на середину шарик для настольного тенниса или просто смятый листок бумаги. Задача каждого игрока — сдуть шарик на сторону противника, чтобы он упал на пол.
«Барабанные палочки»
Руки сжаты в кулачки; на одной руке вытянут указательный палец, на другой — указательный и средний. Указательным пальцем одной руки слегка ударьте по пальцам другой руки, затем хлопком смените руки.
«Часики»
Упражнение выполняется стоя или сидя. Правая рука — на груди чуть ниже левой ключицы; левая — на животе. Круговыми движениями ребёнок массирует грудные мышцы слева; затем меняет руки и повторяет то же самое с правой стороны. Можно при этом приговаривать «часики тик-так».
Нейроупражнения для дошкольников (6–7 лет)
В старшем дошкольном возрасте возрастает учебная нагрузка — детсадовцы учатся читать, писать и считать; а многие ещё и посещают дополнительные занятия по подготовке к школе. Поэтому дошкольникам просто необходимы упражнения для развития мелкой моторики и активации работы мозга.
«Колечко»
Кончик большого пальца поочерёдно соединяем с кончиками всех остальных пальцев от указательного до мизинца и обратно. Выполняем упражнение сначала одной рукой, затем другой, и, наконец, обеими руками одновременно.
«Хлопок-кулак-щелчок»
Хлопаем в ладоши, затем стучим кулачками друг о друга, и по очереди щёлкаем пальцами обеих рук. Выполняем упражнение несколько раз.
«Путаница»
Одной рукой массируем живот, совершая круговые движения ладонью вокруг пупка. В это время ладонью второй руки похлопываем или поглаживаем себя по голове. Затем меняем руки.
«Перекрёстные шаги»
В положении стоя ребёнок поднимает правое колено и касается его локтём согнутой левой руки. Чередуя ноги и руки, ребёнок «марширует» таким образом 1–2 минуты.
«Мячик-счёт»
Для выполнения этого упражнения понадобится мячик: его необходимо катать по столу круговыми движениями одной руки, при этом считая до пяти и разгибая соответствующее количество пальцев другой руки. Затем ребёнок повторяет упражнение, сменив руки.
«Двойные каракули»
Упражнение выполняется стоя или сидя; руки вытянуты перед собой. Задача ребёнка — рисовать в воздухе любые фигуры, от абстрактных каракуль до сложных фигур, одновременно обеими руками. При этом движения обеих рук должны быть зеркальными. Рисовать можно не только руками, но и стопами, сидя на стуле.
«Коза и заяц»
Одной рукой ребёнок показывает ушки зайца, подняв вверх указательный и средний пальцы. Другая рука изображает козу — выпрямлены только указательный палец и мизинец. Затем нужно быстро сменить руки. После нескольких тренировок можно добавить хлопок.
«Воздушный шарик»
Ребёнок лежит на полу, расслабив мышцы живота. На вдохе он медленно раздувает живот, как воздушный шарик, затем ненадолго задерживает дыхание и на выдохе медленно сдувает его, втягивая живот.
Комплекс упражнений для начальной школы (8–10 лет)
В школе дети усваивают большой объём информации, часто испытывают стресс перед важными контрольными и подолгу сидят над учебниками. Нейрогимнастика помогает улучшить память и концентрацию внимания, а также снять мышечное напряжение в перерывах между занятиями.
«Энергетизатор»
Это оригинальное упражнение из комплекса Пола Деннисона помогает снять напряжение после продолжительного сидения за партой.
Положите ладони на стол, опустите голову между ними и с силой выдохните. На вдохе начните поднимать голову, затем шею и верхнюю часть тела. Опустите голову на грудь, хорошо растянув мышцы шеи. Дышите глубоко. Для наилучшего эффекта следует повторить упражнение три раза.
«Параллельный счёт»
Возьмите лист бумаги и напишите справа и слева в столбик цифры от 1 до 5 так, чтобы на одной линии не было двух одинаковых цифр. Далее каждой рукой необходимо показывать количество пальцев, соответствующее цифре: правой рукой — из правого столбца, левой — из левого.
«Зеркальное рисование»
Возьмите лист бумаги и два карандаша или фломастера. Мысленно проведите посередине вертикальную линию, чтобы разделить лист на две половины. Рисуйте одновременно два рисунка, зеркально-симметричных друг другу.
«Король-орёл»
Поочерёдно касайтесь подушечками больших пальцев обеих рук кончиков остальных пальцев: одной рукой — начиная с мизинца, а другой — начиная с указательного пальца.
«Привет-окей»
Соединяем кончики большого и указательного пальцев левой руки, изображая жест «Окей». Указательный палец другой руки поднят вверх, большой палец расположен перпендикулярно указательному. Быстро меняем руки.
«Сова»
Возьмитесь правой рукой за левое плечо и потяните его вперёд. При этом голову поверните назад через левое плечо. Сделайте глубокий вдох, разверните плечи, затем поверните голову вправо. Опустите подбородок на грудь и снова сделайте глубокий вдох. Повторите упражнение, сменив стороны.
«Активация рук»
Правая рука поднята вверх и прижата к уху. Левой рукой, согнутой в локте, возьмитесь за правую и двигайте в разных направлениях — вперёд, назад, вправо и влево. Каждое движение выполняется на выдохе. При этом правая рука словно слегка сопротивляется манипуляциям. Повторите, сменив руки.
«Класс»
Большой палец одной руки поднят вверх, остальные прижаты к ладони — эта рука показывает «Класс!». Кончики большого пальца и мизинца другой руки соединены. Меняем руки и повторяем упражнение несколько раз.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12 «Красная шапочка»
Применение нейроигровых технологий в работе воспитателя
Подготовила: воспитатель Жигулина Е.В.
Применение нейроигровых технологий в работе воспитателя. В последнее время все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в специализированной помощи. У данной категории детей есть различные нарушения: с речью, координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии. Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приемов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае очень успешным становится применение в практике нейропсихологических игр и упражнений, выполнение которых под силу каждому ребенку. Использование таких инновационных технологий в нашей работе служит эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые уже разработаны. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий, помогая оптимизировать работу, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. В своей работе я использую один из самых эффективных и интересных инструментов — это нейроигра. Нейригры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга. Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук, ног, согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка. Нейроигры — это эффективнейшая методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми. Нейроигровые технологии направлены на развитие:
Для наибольшей эффективности занятий были разработаны определённые принципы работы с применением нейроигр:
Можно выделить основные условия эффективности применения в коррекционной работе нейропсихологических технологий:
Нейропсихологические технологии состоят из следующих игр и упражнений:
Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка. Таким образом, при регулярном использовании в работе воспитателя нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12 «Красная шапочка»
Родительское собрание в средней группе «Дорогою добра»
Подготовила: воспитатель Жигулина Е.В.
Цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека.
Ход мероприятия:
- Добрый день, уважаемые родители! Как помочь детям стать чуткими, добрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости,ч ерствости, злобе?
Об этом пойдет сегодня наш разговор на встрече-игре, тема которой "Дорогою добра".
- Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых чувств? Над этим вопросом задумывались многие ученые, педагоги, да и просто люди.
-Как вы считаете, остаётся ли этот вопрос актуальным по сей день? (ответы родителей).
-А сейчас внимание на экран (показ видео с радостными лицами детей).
-Какое чувство вызывает это видео? (ответы родителей)
-У меня в руках волшебный сундучок с заданиями. Каждой команде по очереди нужно будет выполнить задание из сундучка и получить сердечко.
Игра " Волшебный стул"
Кто-то из родителей садится на стул, а остальные говорят ему добрые, ласковые слова.
-Как вы себя чувствовали?
Легко ли говорить хорошие слова?
Родители садятся на места.
1 задание:
-Я называю предметы, а вы должны ответить, какие добрые дела можно совершить, используя этот предмет:
Семечки подсолнуха, цветок, лист бумаги и фломастер, сломанная игрушка.
2 задание: " Собери пословицу"
(раздаются разрезанные пословицы)
Доброму, везде добро.
Добрый человек в добре живет век.
Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
Добро помни, а зло забывай.
3 задание: " Сказки"
Команде предлагается из картинок со сказочными героями выбрать добрых и злых.
4 задание: Ребусы "Угадай-ка"
Предлагается разгадать ребусы на тему добра, уважения, ласки.
5 задание:
- В годы детства каждый ребенок требует добра, участия, ласки. И сейчас я предлагаю выполнить следующее задание "Обратитесь ласково к ребенку"(родители берут в руки куклу-младенца и говорят слова).
- А теперь я попрошу вас вспомнить и написать на сердечках то доброе дело, которое вы когда-либо совершили. И приклеить эти сердечки на нашу " Дорогу добра".(На доске висит плакат с изображением красивой, сказочной дороги).
-Вот и опустел мой сундучок. Я очень рада, что сегодня у нас нет проигравших. Я приглашаю всех выйти на середину и взяться за руки, и продолжить фразу:
" Сегодня я понял. "
- Добрых людей, как всегда не хватает,
Добрых людей, как всегда дефицит.
Добрых людей, не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые- щедро больным помогают,
Добрые- дарят тепло и уют,
Добрые в ногу со слабым шагают
И ни какого спасибо не ждут!
-А я все-таки хочу поблагодарить вас, что вы нашли время и пришли на родительское собрание!
Значит вас волнует судьба вашего ребенка. Я надеюсь, что сегодняшнее мероприятие даст вам повод задуматься и мы вместе начнём вносить частичку доброты в сердца наших детей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12 «Красная шапочка»
Консультация для педагогов
Тема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»
Подготовила:
воспитатель Е.В.Жигулина
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Для этого в своей работе стараемся использовать нетрадиционные формы общения с родителями.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно - информационные формы.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:
- проведение социологических срезов, опросов;
- «Почтовый ящик».
Досуговые:
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
- совместные досуги, праздники («Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа» и др.);
- участие родителей и детей в выставках.
Познавательные:
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
- семинары-практикумы;
- педагогический брифинг;
- педагогическая гостиная;
- проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме,
Например, игры «Педагогическое поле чудес»;
- устные педагогические журналы;
- педагогическая библиотека для родителей;
- заседания клубов для родителей.
Наглядно - информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские
Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
- информационные проспекты для родителей;
- организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет;
- организация мини - библиотек.
Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание педагогическому содержанию мероприятий, а не развлекательной стороне.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы.
Нетрадиционные! Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.
Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.
Нетрадиционные формы собраний:
- Педагогическая мастерская
- Деловая, ролевая игра
- Конференции
- Консилиумы
- Диспуты
- Диалоги
- Дискуссии
- Практикумы
- Тренинги
- Круглый стол
- Вечер – встреч
- КВН
- Конкурсы
- Праздники
- Посиделки
- Семинары
- Педагогический всеобуч
- Педагогические гостиные
- Школа заботливых родителей
Семейные клубы.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.