Открытый урок "Плотность вещества" 2018 - 2019 учебный год
Урок был проведён в 7 классе, в 33 учебной группе.
По типу это урок получения новых знаний, но так же данный урок можно отнести и уроку комбинированного (смешанного типа), т. е. он сочетает в себе различные формы обучения на одном уроке: урок-лекция; урок – беседа, урок выполнения практической работы поискового типа, урок выполнения теоретических исследований, проблемный урок.
Это 12 урок темы «Взаимодействие тел» и суворовцы уже знакомы с некоторыми понятиями и закономерностями, такими как масса, различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
На уроке были использованы различные педагогические технологии: информационно-коммуникационные (применение анимации, тесты, презентации.); здоровьесберегающие (физкультминутка, смена заданий), проблемного обучения (создание проблемных ситуаций использование проблемных вопросов); технология коллективного взаимообучения (работа в парах).
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-диалогичный. Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности суворовцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Плотность вещества" | 186.61 КБ |
plotnost_veshchestva_otkrytyy_urok.pdf | 544.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (_3__курс 33 учебная группа – 06.11.2018; 32 учебная группа – 07.11.2018 )
Тема урока | Плотность вещества | |||||||||||||||||||||
Тип урока | Урок постановки учебной задачи (комбинированный урок) | |||||||||||||||||||||
Цель урока | Способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества» | |||||||||||||||||||||
Задачи урока: | Обеспечить усвоение знаний о понятии «плотность вещества»; формировать умение выполнять задания на усвоение сути понятия «плотность вещества»; сформировать умение суворовцев вычислять и сравнивать плотности разных веществ, пользоваться таблицей плотностей. | |||||||||||||||||||||
Формы обучения: | Лекция с элементами беседы, фронтальная и индивидуальная работа, проблемное обучение | |||||||||||||||||||||
Основные понятия темы | Плотность | |||||||||||||||||||||
Применяемые современные технологии | ИКТ (материалы сайта http://fizika23.ru/cor.html) | |||||||||||||||||||||
Организация пространства | Кабинет физики | |||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | С математикой, биология, экология | |||||||||||||||||||||
Ресурсы. | Демонстрации: Сравнение масс разных тел имеющих одинаковый объём. Дидактическое обеспечение урока: материалы сайта http://fizika23.ru/cor.htm. Учебник, рабочая тетрадь | |||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||||||||||||||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | ||||||||||||||||||||
Знать определение плотности тела, единицы измерения. Уметь осуществлять перевод единиц измерения, пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ, применять знания из курса биологии, математики и окружающего мира. | Коммуникативные: уметь вести устную дискуссию с целью формирования своей точки зрения, отличать ее от других точек зрения, а также координировать разные точки зрения для достижения общей цели; уметь общаться и взаимодействовать с партнёром по совместной деятельности. Регулятивные: уметь обнаруживать учебную проблему; выдвигать гипотезу, предлагать пути её решения; уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль свой деятельности в процессе достижения результата Познавательные: анализировать информацию, обобщать и делать выводы. | Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие культуры умственного труда.. | ||||||||||||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||||||||||||
№ | Этапы организации учебной деятельности/ Формируемые способы деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | ||||||||||||||||||||
Деятельность преподавателя | Деятельность суворовца | |||||||||||||||||||||
1 | Организационный этап/Формировать навыки самоорганизации | Приветствует суворовцев. Проверка готовности суворовцев к уроку. Создание атмосферы психологического комфорта. - Очень рада видеть вас сегодня на уроке. Это первый наш урок после каникул и он очень важен, потому что многие последующие темы будут опираться именно на ваши знания, полученные сегодня. | Настраиваются на учебную деятельность Отвечают на вопросы: - Где я? - Зачем я здесь? - Что мне нужно делать? | |||||||||||||||||||
2 | Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания/Формировать умение осуществлять анализ выполненной работы. Развивать навыки целеполагания. | Показывает суворовцам деревянный брусок и линейку, задаёт проблемный вопрос: - Как мне найти массу этого бруска с помощью линейки? Вернёмся к этому вопросу в конце урока. Организовывает проверку уровня усвоения знаний Слайд №1
- На предыдущих уроках физике мы выяснили, что физика- наука о природе, т.е. она изучает свойства материи. Одна из форм существования материи- вещество. Мы знаем, что все физические тела состоят из веществ. - Назовите агрегатные состояния вещества. - В чём отличие взаимного расположения молекул в газообразном, жидком и твёрдом состоянии? (слайд №2) - Как расположены молекулы? (слайд № 3) | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Осознают недостаток знаний. Отвечают на поставленные вопросы Твёрдое, жидкое и газообразное Твёрдое: Молекулы прочно связаны друг с другом и очень плотно упакованы. Молекулы расположены в строго определенном порядке. Жидкое: Молекулы слабее связаны друг с другом, но очень плотно упакованы. Расположение молекул беспорядочное. Газообразное: Молекулы имеют очень слабую связь друг с другом и удалены друг от друга на большое расстояние. | |||||||||||||||||||
3 | Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала/Анализировать информацию. Работать с источниками информации. | Организовывает обсуждение проблемных вопросов и выполнение эксперимента: - Вы знаете, что каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Давайте экспериментальным путем выясним, от чего зависит масса тела. Задание (Слайд №4) - Рассмотрите два цилиндра. Какие они? Как можно проверить, что у них разная масса? - Освободите чаши весов и уравновесьте их. - Поместите цилиндры, имеющие один и тот же объем, и сравните их массы. - Что можно сказать о массах тел, при их равном объеме? (Слайд №5) - Чем объясняется, что при одинаковом объеме тела имеют разные массы?(Слайд №6) | Выполняют эксперимент, делают вывод. - Положить на разные чаши весов и сравнить. Имея одинаковый объем, масса одного цилиндра больше массы другого цилиндра. Вывод: Масса тела зависит от вещества из которого оно состоит. | |||||||||||||||||||
4 | Сообщение темы. Постановка цели и задач урока./ Формирование умения принимать и сохранять задачу. | - Физическая величина, которая характеризует свойства вещества зашифрована в этом ребусе. Замечательно, что некоторым из вас уже знакома эта величина и вы слышали о ней. Сообщает тему урока при помощи ребуса. (Слайд №7) Запишите тему урока: «Плотность вещества» (слайд №8) Организовывает совместное с суворовцами формулирование цели и задач урока. (Слайд №9) - Что вас ожидает сегодня на уроке? - Что необходимо понимать? - Чему нужно научиться? - Какие цели и задачи вы бы предложили? По какому плану мы сможем построить рассказ о физической величине? (Слайд №10) | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока. Цель: Изучить новую физическую величину «плотность»
Создают условия для успешной учебной деятельности. | |||||||||||||||||||
5 | Мотивация познавательной деятельности/ Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации. | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. - При каких условиях урок будет для меня полезным? - Какую личную цель я поставлю на сегодняшнем уроке? | Осознают важность решения поставленной учебной задачи. Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | |||||||||||||||||||
6 | Изучение нового материала/Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Анализировать информацию. Работать с источниками информации. |
Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему. масса Плотность = объём Введем обозначения: m- масса тела V- объем тела ρ – плотность тела Плотность - ρ (греч. буква «ро»)
[ ρ ] = кг/м³ Внесистемные единицы [ г/см³] Работа с учебником стр. 62 - Найдите правило перевода из одной единицы измерения плотности в другую. - Как перевести плотность из г/см3 в кг/м3? Т.к. 1г=0,001 кг, а 1 см³=0,000001м ³ , то 0,001 кг кг 1 г/см³ = = 1000 _____ 0,000001 м ³ м ³
- Масса льда 1800 кг, а его объем 2м³. Чему равна масса 1м³ льда? (слайд №13) Ученые рассчитали плотности твердых, жидких и газообразных тел. Откройте учебник на стр. 63. Работа с таблицей. Объясняет составные части таблицы. Определите по таблице плотности различных веществ:
Показывает напёрсток. Напёрсток соизмерим с объёмом 1 см3. Какая бы масса воды вместилась бы в напёрсток объёмом 1 см3, нефти, ртути, масла подсолнечного. Показывает кубик. Кубик соизмерим с объёмом 1 см3. Какой массы был бы кубик, если бы он был из серебра? Из золота? Из меди? Из льда? Из сахара? Что же показывает нам плотность? Плотность алюминия 2700 кг/м³. Что означает это число? Вводится физический смысл плотности: «Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма» (слайд №14)
(Слайд №16) Проблемный вопрос: Почему плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях различна? От чего зависит плотность вещества исходя из молекулярного строения? Слайд №17 Физкультминутка (Работа с таблицей) https://learningapps.org/5412764 | Делают записи в тетрадь, формируют опорный конспект Работают с учебником. Делают вывод: Чтобы перевести г/см3 в кг/м3 необходимо домножить значение в г/см3 на 1000. Отвечают на вопрос: Следовательно, масса 1м³ будет в 2 раза меньше и будет равна 900 кг Разбираются с таблицей. Учатся ориентироваться по таблице плотностей. Отвечают на вопросы исходя из данных плотностей таблицы. - Плотность показывает сколько кг алюминия находится в объёме 1 м3 Делают записи в тетрадь. Плотность зависит от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе. Следовательно: Чем больше масса атомов и чем они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность. Делают записи в тетрадь. Плотность зависит от: 1. Массы атомов вещества 2. От плотности упаковки атомов и молекул Выполняют задание по одному у доски, пользуются таблицей. | |||||||||||||||||||
7 | Закрепление изученного материала. /. Преобразовывать информацию. | Предлагает заполнить дидактический ресурс: Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. - Подумайте что не так в этом тексте, где противоречие? Действительно, несмотря на то что лёд - это твёрдое состояние воды и плотность его вроде бы должна быть больше, все наоборот. О более глубокой причине взаимодействия молекул льда и воды вы узнаете в старших классах. А для нас это великое исключение из правил в природе. Так, плавучесть льда имеет важные последствия для жизни на Земле. Озера замерзают зимой в холодных местах — это позволяет рыбе и другим водным животным выживать под ледяным покрывалом. Если бы замерзло дно, то высока вероятность того, что все озеро могло бы быть заморожено. В таких условиях в живых не осталось бы ни единого организма. Кроме всего прочего, полярный лед важен, поскольку он отражает свет и предохраняет планету Земля от чрезмерного перегревания. | Самостоятельно решают задание Занимаются самопроверкой.
Лед - это твердое состояние воды, и его плотность должна быть больше и расстояние между молекулами меньше. А в таблице плотностей всё наоборот. | |||||||||||||||||||
8 | Решение задач/ Уметь самостоятельно принимать решение. Уметь ориентироваться в схеме. | Организует самостоятельную работу. - Вспомните, что мы ещё не сделали из нашего плана на урок? - Как, зная плотность рассчитать массу и объем тела? (Слайд 18) Запишите правило треугольника и выразите массу и объём. - Наша задача будет про патрон. Чтобы понять суть поиска необходимой физической величины, где она находится в патроне, нам нужно вспомнить основные его основные части. (Слайд №19) - Теперь прочитай условие задачи и покажи на рисунке, где тот объём зарядного места, который нам необходимо найти? (Слайд №20) - Масса заряда пороха в патроне равна 3,6 г. Рассчитайте объём зарядного места в патроне, если его плотность 1200 кг/м3 Контроль знаний: Давайте проверим, как вы усвоили материал. Пододвиньте к себе тесты и отметьте правильные ответы. 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см³. б) г/л. в) кг/м³. г) м³/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. г) не меняется - Проверьте решение теста у соседа по парте и в соответствии с критериями выставите отметку. (Слайд № 21) - Поднимите руку кто получил 2, 3, 4, 5. - Ну и последний вопрос, задача про деревянный брусок: сможем ли мы найти массу бруска при помощи линейки? Как это сделать? | - Не занимались решением задач.
Суворовец выполняет задание у доски. Записывают в тетрадь правило треугольника и вывод формул для нахождения объёма и массы. Суворовец у доски по схеме описывает устройство патрона. Показывает объём зарядного места. Суворовец решает задачу у доски, остальные оформляют в тетради.
Ответ: Решение теста Проверка в парах по критериям оценивания.
Оценивание: «5» – 5 заданий верно; «4» – 4 задания верно; «3» – 3 задания верно. - Да, можно. Зная плотность дерева, можно с помощью линейки измерить стороны бруска, найти объём и затем рассчитать массу. | |||||||||||||||||||
9 | Рефлексивный/ Отслеживать цель учебной деятельности Формировать навыки самоорганизации. | Организация подведения итогов урока суворовцами. Побуждает суворовцев к размышлению над вопросами: (Слайд № 22) -Можно ли сказать, что я понимаю, что такое плотность вещества? - Смогу ли я пересказать то, что узнал на уроке? - Хотел бы я больше решить задач по физике на тему Плотность? - Доволен ли я своей работой на уроке? Оцените пожалуйста свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Бассейн» Название уровней бассейна:
Комментирует задание на самоподготовку: §22, упр. 7 (1-4) Экспериментальное задание: Определить плотность хозяйственного и детского мыла. Выставляют отметки суворовцам. | Отвечают на вопросы учителя, подводят итог своей работы, проводят самооценку, записывают задание. |
Тест «Плотность» 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. г) не меняется | Тест «Плотность»9 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. г) не меняется |
Тест «Плотность» 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. г) не меняется | Тест «Плотность» 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. г) не меняется |
Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. | Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. |
Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. | Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. |
Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. | Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова. Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг. Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды. |