Открытый урок "Плотность вещества" 2018 - 2019 учебный год

Тюрина Наталья Алексеевна

Урок был проведён в 7 классе, в 33 учебной группе.

По типу это урок получения новых знаний, но так же данный урок можно отнести и уроку  комбинированного (смешанного типа), т. е. он сочетает в себе различные формы обучения на одном уроке: урок-лекция; урок – беседа, урок выполнения практической работы поискового типа, урок выполнения теоретических исследований, проблемный урок.

Это 12 урок темы «Взаимодействие тел» и суворовцы уже знакомы с некоторыми понятиями и закономерностями, такими как масса, различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

На уроке были использованы различные педагогические технологии: информационно-коммуникационные (применение анимации, тесты, презентации.); здоровьесберегающие (физкультминутка, смена заданий), проблемного обучения (создание проблемных ситуаций использование проблемных вопросов); технология коллективного взаимообучения (работа в парах).

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-диалогичный. Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности суворовцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (_3__курс 33 учебная группа – 06.11.2018; 32 учебная группа – 07.11.2018 )

Тема урока

Плотность вещества

Тип урока

Урок постановки учебной задачи (комбинированный урок)

Цель урока

Способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»

Задачи урока:

Обеспечить усвоение знаний о понятии «плотность вещества»; формировать умение выполнять задания на усвоение сути понятия «плотность вещества»; сформировать умение суворовцев вычислять и сравнивать плотности разных веществ, пользоваться таблицей плотностей.

Формы обучения:

Лекция с элементами беседы, фронтальная и индивидуальная работа, проблемное обучение

Основные понятия темы

Плотность

Применяемые современные технологии

ИКТ (материалы сайта http://fizika23.ru/cor.html)

Организация пространства

 Кабинет физики

Межпредметные связи

С математикой, биология, экология

Ресурсы.

Демонстрации: Сравнение масс разных тел имеющих одинаковый объём.

Дидактическое обеспечение урока: материалы сайта http://fizika23.ru/cor.htm.

Учебник, рабочая тетрадь

              Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знать определение плотности тела, единицы измерения. Уметь осуществлять перевод единиц измерения, пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ, применять знания из курса биологии, математики и окружающего мира.

Коммуникативные: уметь вести устную дискуссию с целью формирования своей точки зрения, отличать ее от других точек зрения, а также координировать разные точки зрения для достижения общей цели; уметь общаться и взаимодействовать с партнёром по совместной деятельности.

Регулятивные: уметь обнаруживать учебную проблему; выдвигать гипотезу, предлагать пути её решения; уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль свой деятельности в процессе достижения результата

Познавательные: анализировать информацию, обобщать и делать выводы.

Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие культуры умственного труда..

Организационная структура урока

Этапы организации учебной деятельности/

Формируемые способы деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность преподавателя

Деятельность суворовца

1

Организационный этап/Формировать  навыки самоорганизации

Приветствует суворовцев. Проверка готовности суворовцев к уроку.

Создание атмосферы психологического комфорта.

 - Очень рада видеть вас сегодня на уроке. Это первый наш урок после каникул и он очень важен, потому что многие последующие темы будут опираться именно на ваши знания, полученные сегодня.

Настраиваются на учебную деятельность

Отвечают на вопросы:

- Где я?

- Зачем я здесь? - Что мне нужно делать?

2

Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания/Формировать умение осуществлять анализ выполненной работы. Развивать навыки целеполагания.

Показывает суворовцам деревянный брусок и линейку, задаёт проблемный вопрос:

- Как мне найти массу этого бруска с помощью линейки? Вернёмся к этому вопросу в конце урока.

Организовывает проверку уровня усвоения знаний

Слайд №1

  1. Что такое масса?
  2. Какой буквой обозначается масса?
  3. В каких единицах измеряется в СИ?
  4. Как называется прибор для измерения массы тела?
  5. Какая физическая величина определяется размерами тела?
  6. Какой буквой обозначается объём?
  7. В каких единицах объём измеряется в СИ?
  8. Как можно определить объем тела?  

 

-  На предыдущих уроках физике мы выяснили, что физика- наука о природе, т.е. она изучает свойства материи. Одна из форм существования материи- вещество. Мы знаем, что все физические тела состоят из веществ.  

- Назовите агрегатные состояния вещества.

- В чём отличие взаимного расположения молекул в газообразном, жидком и твёрдом состоянии? (слайд №2)

- Как расположены молекулы? (слайд № 3)

Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса.

Осознают недостаток знаний.

Отвечают на поставленные вопросы

Твёрдое, жидкое и газообразное

Твёрдое:  Молекулы прочно связаны друг с другом и очень плотно упакованы. Молекулы расположены в строго определенном порядке.

Жидкое:  Молекулы слабее связаны друг с другом, но  очень плотно упакованы. Расположение молекул беспорядочное.

Газообразное: Молекулы имеют очень слабую связь друг с другом и удалены друг от друга на большое расстояние.

3

Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала/Анализировать информацию. Работать с источниками информации.

Организовывает обсуждение проблемных вопросов и выполнение эксперимента:

  - Вы знаете, что каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Давайте экспериментальным путем выясним,  от чего зависит масса тела. 

Задание (Слайд №4)

- Рассмотрите два цилиндра. Какие они? Как можно проверить, что у них разная масса?

- Освободите чаши весов и уравновесьте их.

- Поместите  цилиндры, имеющие один и тот же объем, и сравните их массы.

- Что можно сказать о массах тел,  при их равном объеме? (Слайд №5)

- Чем объясняется, что при одинаковом объеме тела имеют разные массы?(Слайд №6)

Выполняют эксперимент, делают вывод.

- Положить на разные чаши весов и сравнить.

Имея одинаковый объем, масса одного цилиндра больше массы другого цилиндра.

Вывод:

Масса тела зависит от вещества из которого оно состоит.

4

Сообщение темы. Постановка цели и задач урока./ Формирование умения принимать и сохранять задачу.

- Физическая величина, которая характеризует  свойства вещества зашифрована в этом ребусе.

Замечательно, что некоторым из вас уже знакома эта величина и вы слышали о ней.

Сообщает тему урока при помощи ребуса. (Слайд №7)

Запишите тему урока: «Плотность вещества»

(слайд №8)

Организовывает совместное с суворовцами  формулирование цели и задач урока. (Слайд №9)

- Что вас ожидает сегодня на уроке?

- Что необходимо понимать?

- Чему нужно научиться?

- Какие цели и задачи вы бы предложили?

По какому плану мы сможем построить рассказ о физической величине? (Слайд №10)

Записывают в тетрадь  тему урока.

Участвуют в формулировании целей и задач урока.

Цель: Изучить новую физическую величину «плотность» 

  1. Дать определение плотности вещества;
  2. Записать формулу для расчёта плотности;
  3. Выяснить в каких единицах измеряется плотность в системе СИ;
  4. Научиться работать со справочной таблицей;
  5. Научиться решать задачи.

  1. Определение;
  2. Обозначение;
  3. Формула для расчета;
  4. Единицы измерения;
  5. Физический смысл;
  6. Прибор для измерения.

Создают условия для успешной учебной деятельности.

5

Мотивация познавательной деятельности/ Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации.

Способствует обсуждению мотивационных вопросов.

 - При каких условиях урок будет для меня полезным?

- Какую личную цель я поставлю на сегодняшнем уроке?

Осознают важность решения поставленной учебной задачи.

Отвечают на мотивационные вопросы.

Создают условия для успешной учебной деятельности.

6

Изучение нового материала/Выражать свои мысли в соответствии с задачей.  Анализировать информацию. Работать с источниками информации.

  1. Вводится определение:  (Слайд №11)

Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

                                             масса

                  Плотность  =

                                             объём

Введем обозначения:

                                     m- масса тела

                                     V- объем тела

                                      ρ – плотность тела

Плотность - ρ (греч. буква «ро»)

  1. Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность. В системе СИ плотность измеряется  (слайд №12)

                                             [  ρ ]  =  кг/м³

   Внесистемные единицы [ г/см³]                

   Работа с учебником стр. 62

- Найдите правило перевода из одной единицы измерения плотности  в другую.

- Как перевести плотность из  г/см3 в кг/м3?

Т.к. 1г=0,001 кг, а 1 см³=0,000001м ³    , то                          

                   0,001 кг                         кг

1 г/см³ =                           = 1000 _____

                   0,000001 м ³                м ³

  1. Проблемная задача: Подумайте и ответьте на вопрос

 - Масса льда 1800 кг, а его объем 2м³. Чему равна масса  1м³ льда?

 (слайд №13)

Ученые рассчитали плотности твердых, жидких и газообразных тел. Откройте учебник на стр. 63. 

Работа с таблицей. Объясняет составные части таблицы.

Определите по таблице плотности различных веществ:

  • Плотности веществ имеющих наибольшую плотность? Наименьшую плотность? Твердые, жидкие и газообразные вещества.

Показывает напёрсток.

Напёрсток соизмерим с объёмом 1 см3. Какая бы масса воды вместилась бы в напёрсток объёмом 1 см3, нефти, ртути, масла подсолнечного.

Показывает кубик.

Кубик соизмерим с объёмом 1 см3. Какой массы был бы кубик, если бы он был из серебра? Из золота? Из меди? Из льда? Из сахара?

Что же показывает нам плотность? Плотность алюминия 2700 кг/м³. Что означает это число?

Вводится физический смысл плотности: «Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма» (слайд №14) 

  1. Существует прибор для измерения плотности жидкости  – ареометр, его действие основано на применении силы Архимеда, изучение которой у нас будет позже. (слайд №15) 

(Слайд №16) Проблемный вопрос:  Почему плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях различна?

От чего зависит плотность вещества исходя из молекулярного строения?

Слайд №17

Физкультминутка (Работа с таблицей)

  https://learningapps.org/5412764

Делают записи в тетрадь, формируют опорный конспект

Работают с учебником.

Делают вывод: Чтобы перевести г/см3 в кг/м3 необходимо домножить значение в  г/см3 на 1000.

Отвечают на вопрос: Следовательно, масса 1м³ будет в 2 раза меньше и будет равна 900 кг

Разбираются с таблицей. Учатся ориентироваться по таблице плотностей.

Отвечают на вопросы исходя из данных плотностей таблицы.

- Плотность показывает сколько кг алюминия находится в объёме 1 м3

Делают записи в тетрадь.

Плотность зависит от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности  упаковки атомов и молекул в веществе.

Следовательно:

Чем больше масса атомов и чем  они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.

Делают записи в тетрадь.

Плотность зависит от:

1. Массы атомов вещества

2. От плотности упаковки атомов и молекул

Выполняют задание по одному у доски, пользуются таблицей.

7

Закрепление изученного материала.  /. Преобразовывать информацию.  

Предлагает заполнить дидактический ресурс:

Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова.

Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг.

Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды.

- Подумайте что не так в этом тексте, где противоречие?

Действительно, несмотря на то что лёд - это твёрдое состояние воды и плотность его вроде бы должна быть больше, все наоборот. О более глубокой причине взаимодействия молекул льда и воды вы узнаете в старших классах.

А для нас это великое исключение из правил в природе.

Так, плавучесть льда имеет важные последствия для жизни на Земле. Озера замерзают зимой в холодных местах — это позволяет рыбе и другим водным животным выживать под ледяным покрывалом. Если бы замерзло дно, то высока вероятность того, что все озеро могло бы быть заморожено. В таких условиях в живых не осталось бы ни единого организма. 

Кроме всего прочего, полярный лед важен, поскольку он отражает свет и предохраняет планету Земля от чрезмерного перегревания.

Самостоятельно решают задание

Занимаются самопроверкой.

 https://cdn.euroki.org/books/gdzs/2955/1608054.png?v=1503387540

Лед - это твердое состояние воды, и его плотность должна быть больше и расстояние между молекулами меньше. А в таблице плотностей всё наоборот.

8

Решение задач/ Уметь самостоятельно принимать решение. Уметь ориентироваться в схеме.

Организует самостоятельную работу.

- Вспомните, что мы ещё не сделали из нашего плана на урок?

- Как, зная плотность рассчитать массу и объем тела?  (Слайд 18)

Запишите правило треугольника и выразите массу и объём.    

- Наша задача будет про патрон. Чтобы понять суть поиска необходимой физической величины, где она находится в патроне, нам нужно вспомнить основные его основные части. (Слайд  №19)

- Теперь прочитай условие задачи и покажи на рисунке, где тот объём зарядного места, который нам необходимо найти? (Слайд №20)

- Масса заряда пороха в патроне равна 3,6 г.  Рассчитайте объём зарядного места в патроне, если его плотность 1200 кг/м3

Контроль знаний:

Давайте проверим, как вы усвоили материал. Пододвиньте к себе тесты и отметьте правильные ответы.

1.  Плотностью называют…

      а)  физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

      б)  физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

       в)  физическое явление.

       г) физическое тело        

2.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см³.

       б)  г/л.

       в)  кг/м³.

       г) м³/кг

3.  Плотность данного вещества зависит …

      а)  от его массы.

     б) от его объёма.

      в)  от его размеров.

      г) нет правильных ответов

4.  Стакан  с подсолнечным маслом тяжелее…

     а)  такого же стакана со спиртом.

     б) такого же стакана с молоком.

      в)  такого же стакана с чистой водой.

      г) такого же стакана с мёдом

5.  При замерзании воды плотность её вещества…

     а)  может и увеличиваться, и уменьшаться.

     б) уменьшается.

     в) увеличивается.

     г) не меняется

- Проверьте решение теста у соседа по парте и в соответствии с критериями выставите отметку. (Слайд № 21)

- Поднимите руку кто получил 2, 3, 4, 5.

- Ну и последний вопрос, задача про деревянный брусок: сможем ли мы найти массу бруска при помощи линейки? Как это сделать?

- Не занимались решением задач.

 

Суворовец выполняет задание у доски.

Записывают в тетрадь правило треугольника и вывод формул для нахождения объёма и массы.

Суворовец у доски по схеме описывает устройство патрона.

Показывает объём зарядного места.

Суворовец решает задачу у доски, остальные оформляют в тетради.

Дано:

СИ:

Решение:

m = 3.6 г

V = ?

Ответ:

Решение теста

Проверка в парах по критериям оценивания.

1

2

3

4

5

б

в

г

а

б

Оценивание:

«5» – 5 заданий верно;

«4» – 4 задания верно;

«3» – 3 задания верно.

- Да, можно. Зная плотность дерева, можно с помощью линейки измерить стороны бруска, найти объём и затем рассчитать массу.

9

Рефлексивный/

Отслеживать цель учебной деятельности

Формировать навыки самоорганизации.

Организация подведения итогов урока суворовцами. Побуждает суворовцев к размышлению над вопросами: (Слайд № 22)

-Можно ли сказать, что я понимаю, что такое плотность вещества?

- Смогу ли я пересказать то, что узнал на уроке?

- Хотел бы я больше решить задач по физике на тему Плотность?

- Доволен ли я своей работой на уроке?

Оцените пожалуйста свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Бассейн»

Название уровней бассейна:

  1. Утонул в непонимании вначале;
  2. Захлебнулся в середине дистанции;
  3. Доплыл до финиша, но очень устал;
  4. Доплыл с уверенностью до финиша;
  5. Установил личный рекорд.

Комментирует  задание на самоподготовку: §22, упр. 7 (1-4)

Экспериментальное задание: Определить плотность хозяйственного и детского мыла.

Выставляют отметки суворовцам.

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог своей работы, проводят самооценку, записывают задание.


Тест «Плотность»

1.  Плотностью называют…

     а)  физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

     б)  физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

     в)  физическое явление.

     г) физическое тело    

2.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см3.

       б)  г/л.

       в)  кг/м3.

       г) м3/кг

3.  Плотность данного вещества зависит …

       а)  от его массы.

       б) от его объёма.

       в)  от его размеров.

       г) нет правильных ответов

4.  Стакан  с подсолнечным маслом тяжелее…

       а)  такого же стакана со спиртом.

       б) такого же стакана с молоком.

       в)  такого же стакана с чистой водой.

       г) такого же стакана с мёдом

5.  При замерзании воды плотность её вещества…

      а)  может и увеличиваться, и уменьшаться.

      б) уменьшается.

      в) увеличивается.

     г) не меняется

Тест «Плотность»9

1.  Плотностью называют…

     а)  физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

     б)  физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

     в)  физическое явление.

     г) физическое тело    

2.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см3.

       б)  г/л.

       в)  кг/м3.

       г) м3/кг

3.  Плотность данного вещества зависит …

       а)  от его массы.

       б) от его объёма.

       в)  от его размеров.

       г) нет правильных ответов

4.  Стакан  с подсолнечным маслом тяжелее…

       а)  такого же стакана со спиртом.

       б) такого же стакана с молоком.

       в)  такого же стакана с чистой водой.

       г) такого же стакана с мёдом

5.  При замерзании воды плотность её вещества…

      а)  может и увеличиваться, и уменьшаться.

      б) уменьшается.

      в) увеличивается.

      г) не меняется

Тест «Плотность»

1.  Плотностью называют…

     а)  физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

     б)  физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

     в)  физическое явление.

     г) физическое тело    

2.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см3.

       б)  г/л.

       в)  кг/м3.

       г) м3/кг

3.  Плотность данного вещества зависит …

       а)  от его массы.

       б) от его объёма.

       в)  от его размеров.

       г) нет правильных ответов

4.  Стакан  с подсолнечным маслом тяжелее…

       а)  такого же стакана со спиртом.

       б) такого же стакана с молоком.

       в)  такого же стакана с чистой водой.

       г) такого же стакана с мёдом

5.  При замерзании воды плотность её вещества…

      а)  может и увеличиваться, и уменьшаться.

      б) уменьшается.

      в) увеличивается.

     г) не меняется

Тест «Плотность»

1.  Плотностью называют…

     а)  физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

     б)  физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

     в)  физическое явление.

     г) физическое тело    

2.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см3.

       б)  г/л.

       в)  кг/м3.

       г) м3/кг

3.  Плотность данного вещества зависит …

       а)  от его массы.

       б) от его объёма.

       в)  от его размеров.

       г) нет правильных ответов

4.  Стакан  с подсолнечным маслом тяжелее…

       а)  такого же стакана со спиртом.

       б) такого же стакана с молоком.

       в)  такого же стакана с чистой водой.

       г) такого же стакана с мёдом

5.  При замерзании воды плотность её вещества…

      а)  может и увеличиваться, и уменьшаться.

      б) уменьшается.

      в) увеличивается.

     г) не меняется

         

Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова.

Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг.

Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды.

Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова.

Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг.

Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды.

Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова.

Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг.

Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды.

Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова.

Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг.

Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды.

Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова.

Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг.

Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды.

Пользуясь таблицей плотностей веществ, вставьте в текст пропущенные слова.

Среди приведённых в таблице металлов наибольшую плотность имеет ___________. Если из каждого металла, приведённого в таблице, изготовить куб со стороной 1 м3, то самым лёгким окажется куб из _________, его масса будет равна __________ кг.

Плотность воды ______, а плотность льда ______ Так как и то и другое вещество состоит из одинаковых молекул (молекул воды), то, сопоставляя эти значения, можно утверждать, что расстояние между молекулами льда______________, чем между молекулами воды.


Предварительный просмотр: