Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем».
О. Уайльд
Учить себя самого - благородное дело,
Но ещё более благородное - учить других.
Марк Твен
О себе
Закончила Куйбышевский педагогический институт имени В.В.Куйбышева в 1993 году. Специальность "Биология". В ГБОУ СОШ С. Богатое работаю с 1985 года. Имею высшую квалификационную категорию. Работаю учителем биологии и технологии.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Жюль Верн. Все произведения - жажда поиска и преодоления препятствий, жажда путешествий и открытий, пример того, как стать настоящим человеком.
Мой взгляд на мир
Вокруг нас существует огромный и непредсказуемый мир. Мир больших свершений и разочарований. Мы являемся частичкой этого большого мира, и должны жить в нём осознанно и вдохновенно, наполняя каждый день смыслом, радостью и ощущением счастья от того, что мы живём.
Мои достижения
Почётная грамота Министерств образования науки Российской Федерации.
Благодарность. Всероссийского педагогического собрания. За большой вклад в развитие инновационных проектов в образовании
Грамоты Международных ярмарок социально-педагогических инноваций. За значительный вклад в развитие инновационного образования России, стран ближнего и дальнего Зарубежья
Почётная грамота. МОиНСО Отрадненское управление. За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся.
Благодарственное письмо Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природоиспользования Самарской области. За вклад в экологическое образование и воспитание подрастающего поколения и участие в региональном конкурсе «Неделя экологических знаний».
Благодарственные письма Администрации Национального Парка «Бузулукский бор». За многолетнее сотрудничество, природоохранительную пропаганду, экологическое воспитание и качественную подготовку учащихся.
Диплом Лауреата III степени за участие во Всероссийском конкурсе педагогов «Образование: взгляд в будущее»
Грамоты за участия в региональных Ярмарках социально-педагогических инноваций.
Грамоты за участия в окружных и районных конкурсах .
Моё портфолио
В. Сухомлинский писал: «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции»
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Для повышения педагогической квалификации мною были пройдены курсы по именному чеку.
В 2009 году прошла краткосрочное обучение в ФГОУ «Академия повышения квалификации профессиональной переподготовки работников образования» в городе Москве по теме: «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей».
Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным, с моей точки зрения, является проектное обучение, которое я применяю в учебном процессе. Я считаю, что метод проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем: обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знания, осуществлять ее целенаправленный поиск; отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.
А в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность рассматривается мною, как инструмент развития индивидуальности учащихся.
Обучение проектированию позволяет мне воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивать индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей. Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимся суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
В своей работе, по проектной деятельности с учащимися, я использую следующие формы работы:
- проектные уроки и уроки с элементами проектной деятельности;
- проектная деятельность в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- проектная деятельность на свободной самостоятельной работе;
- предметные декадники в рамках предметной программы;
- фестиваль презентаций предметных проектов;
- научно-исследовательская работа со старшеклассниками.
Метод проектов использую не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе с детьми и родителями. Привлекая родителей к работе над проектами, они стараются поддерживать своих детей в течение всего проектного процесса, помогать им. Основными формами, которые использую при работе с родителями, являются:
- совместные учебные проекты;
- проведение занятий по проектной деятельности с родителями во внеурочное время;
- презентация детских проектов.
В старших классах, для работы над исследовательскими проектами, привлекаются родители. Они участвуют в организации поисковой и творческой деятельности детей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. Организуют выезды в те места, где необходимо провести исследования, а именно на поля, в лаборатории, семенные станции и т.д. Подобные мероприятия сближают детей, родителей и педагогов, помогают совместному решению воспитательных, познавательных, нравственных и других задач.
Не смотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения с использованием средств новых информационных технологий урок пока еще, остается основной формой обучения. В. Сухомлинский писал: «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». Сегодня требования к уроку поднимаются на качественно новый уровень. Конструирование урока с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий.
На уроках я применяю информационные коммуникационные технологии. Одним из направлений, которых являются мультимедийные технологии. Электронные презентации, позволяют мне значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствуют увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Производительность и качество обучения значительно повышается. Во время презентации используется принцип модальности. Наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций даёт возможность организации самостоятельной работы учащихся
Основными средствами информационно и коммуникационных технологий в моей работе являются:
- обучающие;
- учебно-игровые средства, которые использую для создания учебных ситуаций, в которых деятельность учащихся реализуется в игровой форме;
-тренажёры для повторения и закрепления нового материала;
- демонстрационные средства, они визуализируют изучаемые объекты явления с целью их исследования и изучения.
Сконцентрировать внимание учащихся – одна из основных задач урока. Использование мною презентационных технологий на уроке способствует формированию побудительных мотивов, обусловливающих активизацию познавательной деятельности. Я считаю, что презентационные технологии полезны, так как они приводят в порядок мысли детей, классифицируют материал, позволяют выделить самое главное в работе. Работая с мультимедийными презентационными технологиями, у учащихся постоянно повышается интерес к изучаемому предмету, повышается качество знаний.
Я думаю, что наш век высоких информационных технологий востребует нового человека – исследователя проблем, а не просто функционера, человека, способного к самодеятельности и самореализации. Таким образом, моя задача – воспитать активную творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, принимать решения и нести за них ответственность.
В своей работе я придерживаюсь технологии деятельностного подхода. Она заключается в том, что я не просто объясняю новый материал, а даю возможность ученику самому “открыть” новое знание. Ученик на моём уроке сам наблюдает, сопоставляет и обобщает результаты. Ведь научиться любой деятельности можно, лишь выполняя ее самостоятельно.
На современном уроке должна преобладать атмосфера сотрудничества, в связи, с чем я активно применяю групповые технологии. Сотрудничество учителя и учащихся может быть выражено при выборе различных форм учебной деятельности, а также при передаче некоторых функций учителя учащимся. Предлагаю учащимся работу в парах или небольших группах с последующей взаимной проверкой. Для проверки знаний и умений привлекаю сильных учащихся. Такие уроки включают в свою структуру:
- различные виды активной самостоятельной работы учащихся;
- совмещение самостоятельной работы учащихся с их индивидуальной работой с учителем;
- коллективно-групповую работу учащихся;
- использование самоконтроля и взаимоконтроля в группах.
В процессе проведения самостоятельной работы учащиеся отрабатывают различные умения, творческие виды деятельности:
1.Умение читать в зависимости от цели:
- для углубления и уточнения материала, краткого изложения его в устной или письменной форме;
- чтение дополнительных материалов в журналах, книгах с полной или краткой записью для пересказа, с целью анализа, обобщения, аннотирования;
- самостоятельный выбор и чтение нескольких источников по теме, подготовка выступления, реферирование.
2. Практические умения:
- умение пользоваться таблицами, гербариями, словарями, справочниками;
- выполнять практические работы.
3. Творческие умения:
- составлять задания или вопросы для товарищей по группе;
- составлять ключи к заданиям;
- готовить краткие и полные записи для выступления;
- излагать вслух подготовленный материал.
Управляя самостоятельной работой учащихся можно работать с отдельными учащимися индивидуально по очереди.
При работе со старшеклассниками применяю технологию интеллектуального творчества: стараюсь максимально использовать творческие способности учащихся через выдвижение и проверку ими гипотез по какой-либо проблеме, через активное применение развивающих и познавательных упражнений, через самостоятельную творческую работу (написание рефератов, докладов), проектную деятельность, внеклассные мероприятия. Результатом работы является участие детей в олимпиадах, в открытой международной научно-исследовательской конференции учащихся «Образование. Наука. Профессия», в областной научной конференции учащихся, первый районный фестиваль сельских профессий, «Юный исследователь» и другие.
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии, биологии - задача особой важности. Она состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья. В своей работе я применяю следующие типы технологий: здоровьесберегающие, оздоровительные, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья личности учащихся, личностно-ориентированный подход при обучении.
На уроках стараюсь, прежде всего, создать условия для здорового развития детей.
Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий по предмету для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.
В своей работе я использую инновационные технологии. Мною были разработаны программы предпрофильных курсов: «Моя профессия продавец», «Библиотекарь: идеал и реальность», «Специальности сферы общественного питания». В нашей стране, ситуация выбора профессии после окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Человеку необходимо, завершая определённый этап своей жизни, определить дальнейший путь, причём ответственность за выбор ложится на его плечи. Большинство школьников обычно не готовы, как к самому выбору, так и к принятию ответственности за него. Проблема профессионального выбора так же во многом определяется объективной социальной ситуацией подростка – к окончанию 9 или 11 класса. Ученик зачастую вынужден принять решение, не всегда имея на то достаточно знаний и умений. Поэтому в школе есть уроки предпрофильных куров, цель которых – формирование осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения, в путях получения дальнейшего образования и избираемой профессии. Только познав себя, человек может адекватно оценить свои профессиональные наклонности, правильно соотнести свои возможности и потребности общества, определить достойные карьерные цели, найти своё место в жизни.
Разработанные мною программы успешно реализуются не только в нашей школе, но и в школах других районов.
В настоящее время существует большое количество различных методик, технологий, но владеть всем этим арсеналом просто невозможно. Я использую в своей работе только те, которые, на мой взгляд, считаются актуальными и дают хорошие результаты.
Мои публикации:
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио