Уляшева Татьяна Владимировна

сайт учителя коми языка и литературы

Профессия: учитель родного (коми) языка и родной (коми) литературы

Профессиональные интересы: Коми язык, литература, краеведение, искусство, культура, традиции коми народа

Увлечения: в свободное время пою в народном ансамбле "Радлун" Дома культуры с.Помоздино

Регион: Республика Коми

Населенный пункт: с.Помоздино Усть-Куломского района Республики Коми

Место работы: МОУ Помоздинская СОШ им. В.Т.Чисталева

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tatyana-vladimirovna-ulyasheva
Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.
В.А.Сухомлинский

О себе

В 2000 году, после окончания финно-угорского факультета СГУ переступила порог родной школы как учитель – учитель коми языка и литературы. Очень ответственно и волнительно быть учителем родного языка в своём родном селе Помоздино.

Задача сегодняшнего учителя не только давать знания, но и воспитывать, помогая обучающемуся подростку становиться человеком самостоятельным, умеющим оценивать жизнь, способным преодолевать трудности, достигать определенных для себя высот; быть достойным гражданином своей республики и России. 

Мои уроки коми родного языка  всегда нацелены   на формирование любви и уважения к малой родине,  родному языку на примерах из истории родного села,  традиции предков,  жизни знаменитых выходцев из села и нынешних жителей, прославляющих село и республику. 

Без знания прошлого, не может быть настоящего. Важно знакомить детей с традиционными занятиями коми людей: выращиванием хлеба,  ткачеством,   охотой, домостроительством. Все эти знания – необходимые составляющие в воспитании человека; тем более, когда в селе и семьях сохранились еще эти вековые традиции.  Используя материалы учебников и этнографического отдела школьного краеведческого музея,  провожу уроки по темам: «Историзмы в коми лексике», «Как выращивали хлеб», «Традиции коми охотников» и др. Итогом музейных уроков становятся сочинения,  проектные работы, в которых  отражаются  полученные знания,  связанные с историей коми народа. Считаю, что музейные уроки очень нужны современным детям. Узнавая прошлое близких людей, отыскивая и изучая старинные предметы, школьники перестают быть беспристрастными наблюдателями. А личностно-ценное переживание истории родного края, своих предков приводит человека  к осознанию себя участником исторического процесса.

Уроки коми языка и литературы – этот не просто уроки, где дети учатся грамотно писать и читать на коми языке. Только на этих уроках дети практически знакомятся с этнографией коми народа, приобщаются к народному фольклору, музыке, живописи, приобретают самоидентификацию. Изучая старинное и современное песенное творчество, на уроках не только слушают, но и разучивают и исполняют песни. Учащиеся выполняют проектно-исследовательские работы о писателях,  художниках, композиторах Республики Коми.

Уроки коми литературы, особенно в старших классах, – уроки жизни. Изучая вековые традиции коми народа, анализируя вчерашних и сегодняшних героев, оценивая их недостатки и положительные качества по произведениям коми писателей, учащиеся размышляют о современной жизни;  осмысливают свою значимость,  своих родных, близких, друзей в современной жизни, делают соответствующие выводы. Считаю, что такие уроки жизни сегодня очень необходимы.

В работе современного учителя очень важно знание и применение инновационных образовательных технологий на уроках. Чтобы быть в русле новшеств в методике обучения, постоянно занимаюсь самообразованием. Изучаю  статьи в интернете, знакомлюсь с материалами на педагогические темы   по образовательным журналам. Активнее всего применяю приемы  «Технологии развития критического мышления»,  которые способствуют  развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни: умение принимать решения, работать с информацией, анализировать  различные стороны явлений и т.д.  В целях активизации детей  для проведения уроков составляю интерактивные игры, кроссворды, онлайн-тесты по различным темам, что тоже повышает у учащихся интерес к познанию, выполнению домашнего задания, к составлению интерактивных презентаций, игр, кроссвордов и др. Я, как учитель, участвую в республиканских и  межрегиональных  семинарах, форумах, тематических конкурсах,  конкурсах профессионального мастерства, транслирую свой опыт учителям родного языка.

Мой тыл и опора – моя семья. Всей семьёй мы любим отдыхать на природе, особенно на р. Черь Вычегодская. В этом заслуга моего супруга, потомственного охотника. Мы учим своих сыновей ловить дичь, рыбу, ставить силки, варить на костре. Но при этом знать и соблюдать заповедь настоящего коми человека – не навреди. В этом и заключается любовь к северной природе и единство с ней. Каждый раз я узнаю много нового и интересного  о родной коми парме.  Этими знаниями, наблюдениями также делюсь  на своих уроках.

Совсем недавно младший сын говорит: «Мама, я вырасту и изобрету машину времени, и у тебя будет возможность изменить свою жизнь… Что бы ты изменила?» Я ответила, что ничего бы не изменила. Всё, что есть на сегодняшний день – моя жизнь… Я счастлива как мама, как жена, как учитель… Счастлива, что говорю на родном языке и учу этому детей, связываю прошлое с настоящим, учу, чтобы не забыли язык своих предков и не забывали свои корни.

 

 

 

 

 

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Приозведения Г.Юшков: романы  "Чугра" и "Рӧдвуж пас".

Мои достижения

Моё портфолио

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы