В исследовательской работе Уляшева Арсения рассказывается о жизни и трагической судьбе священника Алексея Алексееевича Тюрнина.
Вложение | Размер |
---|---|
"Священник Успенской церкви с.Помоздино А.Тюрнин" | 81.5 КБ |
Приложение 4.4.
Управление образования АМР «Усть-Куломский»
МОУ Помоздинская СОШ им. В.Т. Чисталева
Республиканские детские и юношеские образовательные Стефановские чтения.
«Духовные и исторические судьбы Православия земли Русской»
«Священник Успенской церкви с. Помоздино
Алексей Алексеевич Тюрнин»
Работу выполнил
Уляшев Арсений Анатольевич,
учащийся 10б класса
МОУ Помоздинская СОШ
Руководитель – Уляшева
Татьяна Владимировна,
учитель коми языка и литературы
МОУ Помоздинская СОШ
Помоздино
2023
Содержание | |
Введение | 3-4 |
Основная часть. | |
Священники Тюрнины. | 5-6 |
Алексей Алексеевич Тюрнин. | 7-13 |
Вывод. | 14 |
Список литературы и источников. | 15 |
Введение.
Храм – символ православной культуры. С древних времён храмы были особым местом, носившим не только религиозное, но и социальное значение. Новое поселение начиналось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Немаловажное значение храмы играли и в обучении людей грамотности. Монастыри и храмы были. Где организовывалось обучение, потом там же стали утверждаться училища, церковно-приходские школы.
Несомненно, большую роль в жизни коми населения играли священники, служившие в храмах и церквях в их сёлах и деревнях. Так было и в нашем селе Помоздино. В Помоздинской Успенской церкви было много священников. Это и Попов Ипполит (1730), Попов Федот Евтропиевич (1796 - 1822), Тюрнин Афанасий Алексиевич (1823-1857), Попов Николай Васильевич 1 (1872-1890), Куратов Стефан Афанасьевич (1891-1899), Доброумов Николай Николаевич (1899-1903) и многие другие.
Последним священником Успенской церкви с. Помоздино был Алексей Алексеевич Тюрнин.
В последние годы, после того как СПК Помоздино построил новый молокозавод и здание старой Успенской церкви освободилось, жители села стали активно его восстанавливать. Внутри всё почистили, вывезли мусор, отремонтировали купол. Я и сам ходил помогать. Тогда я задумался над вопросом: а кто были священниками этой церкви? Поэтому решил побольше узнать по этой теме. Как оказалось, информации не очень много.
Актуальность данной работы в том, что на сегодняшний день многие жители нашего села и мои ровесники не знают о священниках Успенской церкви, в том числе и об Алексее Алексеевиче Тюрнине, последнем настоятеле Успенской церкви.
Проблема в данной работе, посвященной исследованию жизни священнослужителя Алексея Алексевича Тюрнина в том, что в настоящее время уже сложно найти информацию о жизни и судьбе этого человека, что определяет значимость для исследования биографии О.Алексея.
Цель работы: изучить биографию Алексея Алексеевича Тюрнина.
Задачи:
- познакомиться с имеющимися материалами краеведческого музея о А.Тюрнине;
- изучить имеющуюся информацию из интернета и библиотеки;
- опросить потомков А.Тюрнина, живущих в Помоздино, о своём знаменитом предке.
- собрать весь материал в одну работу.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Также есть презентация с фотографиями.
Основная часть.
Священники Тюрнины.
Многие священнические династии веками служили на приходах Коми края. Значительная часть детей духовенства шла по традиционному жизненному пути: сыновья заканчивают духовные школы и становились священноцерковнослужителями, дочери выходили замуж за священников, диаконов, псаломщиков.
Большинство священноцерковнослужителей были местными уроженцами. Многие священнические династии веками служили на приходах Коми края. Таковыми, например, были Тюрнины, ведущие свой род от московского священника Федора (в монашестве Филарета) Тюрнина, приехавшего в Коми край в 1667 г. для возобновления Ульяновской пустыни.
Автор широко известной книги «Ульяновский монастырь у зырян» Флегонт Арсеньевич Арсеньев на основе исторических документов пишет об этом следующее: «Во время патриаршества Иоасафа, во второй половине XVII века вдовый священник какой-то Московской церкви, Федор Тюрнин, пожелал возобновить заброшенную Ульяновскую пустынь. Патриарх Иоасаф постриг его в 1667 году в иноческий чин, наименовав его Филаретом, снабдил освященным антиминсом, частями Св. мощей и мирром и дал из Патриаршего приказа благословляющую грамоту на возобновление пустыни и построение церкви во имя Спаса Нерукотоворного образа.
Инок Филарет, заручившись этими уполномочиями, отправился из Москвы в дальний путь в малоизвестные местности, населенные грубыми зырянами. Он взял с собой четырёх своих сыновей: Гурия, Стефана, Никона и Ивана».
Это сообщение подтверждается «Грамотой Царя Алексея Михайловича Яренскому воеводе Михаилу Мусоргскому, об отводе Спасской Ульяновской пустыни, на содержании братии, пятнадцати четей пустопорожней земли 1671 года», а также данными «Переписной книги Яренского уезда 1678 г.», где отмечается: «Пустынка, что был Спаской монастырь… А на церковной земле: дьячек Гурка ФЕДОРОВ, а у него сын Ивашко 3 лет, у него во дворе брат родной Стенька в возрасте». Отсюда становится достоверно установленным, что в третьем поколении по нисходящей от «патриарха» Федора Тюрнина, его внук, Иван Гурьевич, родился в 1675 году.
Начав служение в Ульянове, со временам они рассеялись по всему Коми краю. В начале ХХ в. среди священников и псаломщиков Усть-Сысольского и Яренского уездов насчитывалось 14 представителей рода Тюрниных. Они служили на приходах в Усть-Сысольске, Слободе, Жешарте, Гаме, Палевицах, Корткеросе, Пожеге, Аныбе, Помоздине, Руче - по всей Вычегде, а также в Гриве и Койгородке на Сысоле, Позтыкеросе на Локчиме, Чупрово в Удорском крае.
Именно так начался род священников Тюрниных. Их уже и раньше знали в Помоздино. Василий Алексеевич служил дьяком в Успенской церкви в 1826-1844 годах. А Афанасий Афанасьевич Тюрнин был дьяком ещё в 1811-1823 годах. Иван Алексеевич Тюрнин служил в 1825-1843 годах пономарём. Но главный след в жизни помоздинцев оставил Алексей Алексеевич Тюрнин.
Священник Алексей Алексеевич Тюрнин.
Тюрнин Алексей Алексеевич. Родился 01.02.1881 в с.Важкурья Вологодской губ., Усть-Сысольский у. (ныне Коми, Корткеросский р.), в семье диакона Алексея Михайловича Тюрнина, его братья: Тюрнин Евгений Алексеевич и Тюрнин Николай Алексеевич.
Запись из «Клировой ведомости» 1905 года: «Притч Помоздинской церкви Успения Пресвятой Богородицы». Священник Алексей Алексеевич Тюрнин, возрастом 24 года, сын заштатного дьякона Вологодской Епархии Усть-Куломского уезда Керчемской Иоанно Предтечинской церкви Алексея Михайловича Тюрнина, родился в селе Важкурья Усть-Сысольского уезда 1 февраля 1881 года».
Летом 1903 года священника Успенской церкви в селе Помоздино, на Верхней Вычегде, Степана Афанасьевича Куратова перевели на священническую службу в село Визинга. В том же году на его место в Помоздинский приход был прислан новый молодой священник Алексей Алексеевич Тюрнин, только что окончивший Вологодскую Духовную семинарию.
Епископом Великоустюжским Гавриилом 11.06.1903г. определен, а 06.08.1903 г. рукоположен Тюрнин А.А. во священника к Успенской Помоздинской церкви.
Летом 1903 года Алексей Алексеевич Тюрнин обвенчался с Екатериной Дмитриевне Покровской, дочерью священника, окончившей женскую гимназию в г.Великий Устюг. И сразу же молодая пара приехала в Помоздино.
Отец Алексей и матушка-попадья Екатерина в то время были молоды и красивы, а по происхождению и по душевному складу благородны, - казалось, что Сам Господь создал их друг для друга, для совместной семейной жизни и богоугодной деятельности на духовном поприще. Селяне удивлялись их изумительной красоте. И ещё - доброте. Люди с первого дня потянулись к ним.
Молодая чета сразу же с необычайным энтузиазмом приступила к исполнению своих пастырских и просветительских обязанностей. Отец Алексей Тюрнин не только вёл службу в церкви. Он нёс людям знание. Отец Алексей начал просвещать детей Помоздинского прихода (села Помоздино, села Вольдино, села Бадьельск, деревни Сордйыв и деревни Вильгорт), главным образом, по предмету Законоучения. Помимо этого он учил не только детей, но и взрослых жителей прихода хоровому певческому мастерству. Примечательно, что для этой цели он привез с собой фисгармонию, изготовленную в Америке, и установил ее в школе. Под аккомпанемент этого инструмента на протяжении 27 лет учились петь днем школьники, а вечерами - взрослые любители хорового пения, простые жители-крестьяне Помоздинской волости. Все старожители Помоздинской волости до сих пор с восторгом вспоминают изумительно красивый и мощный голос отца Алексея.
Преподавала и Екатерина Дмитриевна. Вскоре они приобрели среди населения огромный авторитет.
Матушка Екатерина Дмитриевна преподавала в школе правописание, русский язык и чистописание, домашнее рукоделие. Кроме того, учила днем девочек, а вечерами обучала взрослых женщин шить, вышивать и ткать.
По информации сайта «Православные приходы и монастыриСевера» следует, что Алеексей Алексеевич Тюрнин:
С 27 октября 1903 года – законоучитель Помоздинского земского училища.
С того же числа по 1909 год – законоучитель Помоздинского начального женского училища.
С того же числа по 15 октября 1911 года – законоучитель Вольдинского училища.
С 29 сентября 1903по 1 мая 1907 года заведовал Роздинской школой грамоты.
С 2 сентября 1904 года – законоучитель Бадьёльского училища, а с 1 сентября 1910 года – Выльгортского земского училища.
С 22 ноября 1906 года – член попечительского совета благочиния.
22 марта 1909 года. о.Алексий награжден набедренником.
С 1 октября 1909 года - наблюдающий за преподаванием Закона Божия в Скородумском земском училище.
С 15 февраля 1910 года по 23 июля 1913 года – кандидат к депутату на училищные и общеепархиальные съезды.
С 11 августа 1911 года – председатель церковно-приходского попечительства.
С 15 октября 1911 года - наблюдающий за преподаванием Закона Божия в Вольдинском училище.
С 15 февраля 1912 года – духовник благочиния.
Отец Алексей обращался с прошениями в самые высокие правительственные инстанции, вплоть до Государя лично, о необходимости открытия в селе Помоздино Высшего начального училища (так называлась тогда полная средняя школа). Летом 1910 г. о.Алексий ездил в Петербург добиваться открытия в селе средней школы 2-й ступени (Школа была построена в 1913 г. на средства, собранные прихожанами). И он-таки добился своего - такая школа была открыта в 1915 году. Сохранилась любительская фотография, запечатлевшая момент закладки фундамента этой школы в 1913 году. Отец Алексей на этой фотографии освящает это богоугодное дело, а снимал это событие его шурин, Прокопий Дмитриевич Покровский.
С 1925 по 1931 г. протоиерей, настоятель Успенской церкви с.Помоздино Усть-Куломского района Коми АО. В семье о.Алексия было семеро детей: Елизавета(1905г.р), Нина (1907г.р.), Мария (1908г.р.), Серафим (1909 г.р.), Варвара (1911 г.р.), Раиса (1913 г.р.), Пелагея (1921 г.р.).
Первая половина ХХ века – один из самых трагических периодов в многовековой истории Русской Православной Церкви, когда советская власть фактически поставила её на грань уничтожения. Целенаправленно закрывались храмы и монастыри, ликвидировались приходы и епархии. Наносился удар по духовенству и монашеству, а также по «церковному активу». Причём священно- и церковнослужителей арестовывали не только по политическим статьям, но и за неуплату от налогов, невыполнение требований власти и так далее.
В 1920-1921 годах были осуждены 16 священников. На 1922-1929 годы был нанесён мощный удар по церкви, связанный с кампанией по «изъятию церковных ценностей. Началось закрытие храмов и монастырей.
В начале 30-х годов прошлого века начался новый рост репрессий против духовенства, связанный с обострением политической ситуации при проведении насильственной коллективизации.
Беда подкрадывалась постепенно, но неумолимо. 27.03.1931 О. Алексий арестован, осужден народным судом. Обвинение «неуплата культсбора». Приговор: 1 год принудительных работ. По кассации приговор был отменен. Снова арестован 27.04.1931. В 1928 году большевики арестовали и посадили на 5 лет, якобы за контрреволюционную агитацию и пропаганду, 19-летнего сына Тюрниных, Серафима Алексеевича.
Затем в 1931 году такая же участь постигла и отца Алексея: “Постановлением заседания тройки при ПП ОГПУ Северного края по внесудебному рассмотрению дел от 6 октября 1931 года по ст.58-10, ч.1 УК РСФСР заключен в исправительно-трудовые лагеря сроком на 5 лет”, - сообщается в справке, выданной прокуратурой Коми АССР внуку отца Алексея, Анатолию Серафимовичу. Тройкой при ПП ОГПУ по Северному краю 06.10.1931 осужден по ст.58-10 ч.1 УК РСФСР к 5 годам ИТЛ. Обвинение «пособничество белогвардейцам в годы гражданской войны, уклонение от налогов, отвлечение от лесозаготовок путем исполнения религиозных обрядов». Места заключения: 1931 — Коми АО, г.Сыктывкар, следственный изолятор Усевитлага ОГРУ, с апреля 1931 до 08.06.1933 г. Белбалтлаг. За перевыполнение трудового задания срок был сокращен до 2-х с половиной лет. Был освобожден в 1933 г. К тому времени церковь в с.Помоздино уже закрыли и о.Алексий уехал с семьей из села в Лальск. С 1934 до 1936 г. о.Алексей является настоятелем, благочинным Лальского Воскресенского собора. С 11.06.1936 до 1937 г. — настоятель Дымковской Димитровской церкви г.Великий Устюг, адрес проживания в это время Вологодская о., г.Великий Устюг, Робеспьерово, 1-я улица, д.12. В 1935 г. награждён палицей. 05.08.1937 г. арестован, 14.09.1937 осужден тройкой при УНКВД по Северной обл. к высшей мере наказания — расстрелу. Обвинение «антисоветская агитация, контрреволюционная деятельность против существующего строя». Расстрелян 02.10.1937. Практически без суда и следствия. Место захоронения — Вологодская о., Вологодский р., д.Чашниково. Лишь в 1989 году он был реабилитирован. Такая же участь постигла большинство священников. Все они стали новомучениками.
Сохранился подлинник “послужного списка”, составленный отцом Алексеем в 1936 году, незадолго до вторичного ареста его. В этом “Списке” он записывает, что “с 1931 г. 8 апреля по 1933 г. 8 июня был в заключении по решению гражданской власти в Беломорском концентрационном лагере”. Еще в 1975 году я беседовал со старшей дочерью отца Алексея, Марией Алексеевной, проживавшей в селе Вильгорт, и она рассказывала мне, что отец ее отбывал срок на строительстве Беломоробалтийского канала и за ударный труд был освобожден досрочно. После этого он еще пару лет служил священником Дмитриевской церкви в селе Дымково, недалеко от Великого Устюга, и, как уже было сказано выше, вторично арестован в 1937 году. Скупые строки “Справки из прокуратуры Вологодской области” сообщают об этом факте следующее: “Установлено, что Тюрнин Алексей Алексеевич... по обвинению в контрреволюционной деятельности, высказываниях террористического характера и по постановлению Тройки при УНКВД по Северной области от 14 сентября 1937 года подвергнут высшей мере наказания - расстрелу. Постановление исполнено 2 октября 1937 года”.
В деле разыскивания утраченных документов и сведений, ради восстановления доброй памяти своего деда, много сделал внук отца Алексея, Анатолий Серафимович, проживавший в селе Помоздино. В “Заявлении” в Верховный Совет Коми АССР, отправленном в 1990 году, он сообщает о судьбе своего рода: “Мой дед, Тюрнин Алексей Алексеевич, 1881 года рождения, уроженец села Важкурья... подвергнут высшей мере наказания - расстрелу. Реабилитирован в 1989 году.
Мой отец, Тюрнин Серафим Алексеевич, 1909 года рождения, уроженец села Помоздино, был осужден в 1928 году... и заключен в концентрационный лагерь сроком на 5 лет. Реабилитирован в 1990 году.
Моя мать, Анна Петровна Попова-Тюрнина, 1905 года рождения, уроженка с.Помоздино, была осуждена в 1934 году сроком на 8 лет. При этом дома беспризорным остался 4-хлетний сын. Срок отбывала в колониях Нижний Чов и Вожаель, где родился и я.
У нашей семьи конфисковали новый дом с пристройками, построенные моими дедом и отцом, лошадей и коров, отобрали все имущество. Мою бабушку, Екатерину Дмитриевну Тюрнину, в осеннюю ночь посадили на плот, оттолкнули в половодье и велели сплавиться до Котласа, что она и сделала. Вот так расправились с нашей поповской семьей.
Я в статьях законов не разбираюсь, но прошу Верховный Совет Коми АССР возместить мне нанесенный государством ущерб моему деду и моим родителям. С уважением - Попов Анатолий Серафимович”.
Такая вот наивная, но в то же время вполне законная и справедливая просьба к представителям верховной власти в республике. Разумеется, она так и осталась “гласом вопиющего в пустыне”.
У отца Алексея и матушки Екатерины Дмитриевны, кроме упомянутого уже единственного сына, Серафима, было еще пятеро дочерей: Мария, Нина, Лиза, Варя и Полина. Духовные подвиги мучеников Коми края, таких, как отец Алексей Алексеевич Тюрнин, несомненно, будут всегда служить людям добрым примером, а в конечном счете - спасению наших душ. Да будет им вечная память в сердцах людей и царствие небесное!
Осталась людская память. Осталась недоразрушенная Успенская церковь, стены которой до сих пор помнят всех её служителей. Приходит эпоха понимания, эпоха переоценки прошлого. Постепенно возрождается тлеющая где-то в глубине, но не умершая вера.
Вывод.
При исследовании жизни и судьбы последнего священника Успенской церкви с. Помоздино А.А.Тюрнина я изучил имеющийся материал из школьного краеведческого музея, из интернета, из книг. На мой взгляд, информации не очень много. Один и тот же материал можно встретить на различных сайтах. Поэтому я обратился к потомкам А.Тюрнина: к правнучке Раисе Симоновне Кармановой и жене внука Анатолия, Еликониде Дмитриевне Поповой. К сожалению, Раиса Симоновна ничего не знает, т.к. они не жили с отцом и не интересовались его родом. А Еликонида Дмитриевна из-за своего пожилого возраста к себе домой никого не пускает, когда дома нет дочери. Дочь часто приезжает из Архангельска.
Также я общался с Чисталёвой Ириной Георгиевной по поводу открытия Высшего Начального училища, т.к. в некоторых источниках говорится, что благодаря её деду, писателю Вениамину Тимофеевичу Чисталёву, было открыто училище. По её словам, вероятно, Тима Вень тоже как-то был причастен к открытию ВНУ, т.к. жили в одно время с А.А.Тюрниным. В архиве В.Т.Чисталёва есть визитная карточка о.Алексея, которую он давал отцу В.Чисталёва, Тимофею Ивановичу.
Несомненно, работая над этой темой, я узнал об Алексее Алексеевиче Тюрнине много интересного. К сожалению, нет уже старожилов, кто бы мог рассказать о помоздинском священнике. Действительно, судьба о.Алексея и его семьи оказалась трагичной. Мне есть что рассказать своим ровесникам, да и другим жителям нашего села.
Список литературы и источников
Ссылки на интернет-ресурсы:
http://www.rusvera.mrezha.ru/7/1.htm https://infourok.ru/svyatiteli-i-duhovenstvo-komi-kraya-5409709.html http://martyrs.pstbi.ru/bin/nkws.exe/docum/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuGvi0he8oUU8iZei4ZeG0*euKesOKZceXb**
http://pomozdino.cerkov.ru/2018/01/14/istoriya-duxovenstva/
http://hram.igralib.ru/khramy-igrinskogo/home/iz-istorii-pravoslavnykh-khramov
Всему свой срок
Самодельный телефон
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Лиса Лариска и белка Ленка
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики