Тарасова Тамара Федоровна

учитель истории Тарасова Тамара Федоровна

Мудрого судьба за руку ведет, а глупого тащит

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: повышение пед.мастермтва

Увлечения: сбор материала по краеведению, люблю читать.

Регион: Красноярский край

Населенный пункт: с.Березовка, Абанский р-н

Место работы: МКОУ Березовская СОШ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tarasova-tamara-fedorovna

На странице  своего мини-сайта я хотела бы обмениваться мнениями с коллегами. Здесь я выставляю свои наработки. Буду благодарна тем, кто ччто-нибудь может подсказать или посоветовать что-либо изменить в моих работах. Ведь идеального ничего не бывает.

О себе

Я учитель истории 1 категории. Педстаж 26 лет. Много времени уделяю исследовательской деятельности по предмету. Люблю использовать новинки в педтехнологиях. Я являюсь руководителем школьного музея "Следопыты"

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Макаренко "Педагогическая поэма"

Шолохов "Поднятая целина"

Люблю стихи

Мой взгляд на мир

Люблю честных и справедливых, ценю порядочность и милосердие.

Мои достижения

Имею  почетные грамоты и благодарственные письма от управления образования Абанского района, от главы Абанского района, От Законодательного Собрания Красноярского края.

Моё портфолио

Обобщение и распространение педагогического опыта

Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а  каждого». Но говорить об этом возможно только в том случае, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию. Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений учащихся необходимо организовывать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любыми источниками информации: учебной, научно- популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами или модулями, составленными учителем.

Я хочу, чтобы ученики получали знания в процессе личной самостоятельной деятельности. Я думаю, что такая форма работы научит учащихся самих  добывать знания и пригодится им при учебе в средних и высших учебных заведениях. Поэтому я стараюсь строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить, рассуждать. В организационном плане эта работа предполагает следующее:

  • включение каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности ( с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);
  • осуществлять переход от простых заданий к более сложным;
  • постоянное обеспечение контроля и руководства;
  • включаю в сферу  самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний.

 

Источниками знаний при организации самостоятельной работы учащихся являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно- популярная литература, материалы периодической печати и других средств массовой информации, предметные диски, материалы опроса очевидцев событий.

    Самостоятельную деятельность учащихся начинаю практиковать с 5 класса. Для этого использую более простые задания: описание облика людей, городов, отдельных предметов, составление рассказа по иллюстрации в учебнике, составление плана, деление текста на чести, группировка сведений, составление хронологических таблиц. На уроках использую задания из рабочих тетрадей. Особенно детям нравится работа по нахождению исторических ошибок в тексте, вставлять пропущенные в тексте слова.

Самостоятельная работа  учащихся позволяет им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

  1. Работу с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации( в том числе ресурсы Интернета).
  2. Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы; формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений:
  • интерпретация текста;
  • идентификация: т.е. учитель встает на позицию какого- либо лица, а ученик высказывает свою точку зрения и отношение в данной ситуации;
  • ученики дают оценку какому – либо событию: восстанию, военному походу,  дворцовому перевороту и т.д.;
  • составляют различные правила, памятки;
  • подготавливают краткие статьи для энциклопедии.

3.Решение проблемных, логических, творческих задач.

  • отзыв;
  • составление схем;
  • анализ документов, по которым делают вывод об образе жизни людей, отношениях между различными группами ;
  • решение проблемных заданий, которые способствуют развитию способностей исследовать и осмысливать события изучаемых эпох на основе исторического подхода;
  • выполнение творческих заданий: составление кроссвордов, составление кодекса рыцарской чести, написание уставов цехов, нарисовать герб ремесленной мастерской и изготовить изделие ремесленника, рисунки дат.
  • Объяснение поговорок, крылатых выражений;
  • Завершение  ситуации крылатой фразой.

 

4.Участие в дискуссиях, диспутах, отстаивание и аргументирование своей позиции.

5. Разработка индивидуальных и групповых ученических проектов.

6. Подготовку рефератов, освоение приемов оформления  результатов исследования.

     Для того, чтобы заставить ребенка добывать знания, я использую разные технологии. В течение ряда лет я использую модульное обучение. Благодаря этой технологии центральное место в системе «ученик- учитель» занимает учащийся. Я готовлю задания для ученика (составляю алгоритм действий, которые тот выполняет в течение урока. Мотивация обучения повышает интерес к предмету  каждого ученика, исключает нарушение дисциплины. Задания, которые я готовлю, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, научно- популярной литературы, документами. При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно, поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Все это отличает модульное обучение от традиционного.

     Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения  нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях. Мною составлены модули по темам: «Тайные общества»; «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного»; «Восстание декабристов»; «Москва- центр объединения русских земель»; «Северная война»;  «Крымская война» и др.

Кроме модульной технологии в своей работе я также использую метод проектов. Проектная деятельность позволяет ученику действовать самостоятельно. Так  совместно с учителем литературы был разработан и реализован учащимися интегрированный проект  по истории и литературе «Художественная культура Серебряного века». В ходе работы над проектом  ученики самостоятельно разбились на группы, определили каждому задание и подбирали необходимую литературу, репродукции картин, стихи и т.д. для того, чтобы полнее раскрыть выбранное направление в  искусстве. Учителя истории и литературы проводили консультации, на которых давали детям советы по отбору нужного материала, необходимого для выполнения работы группы. Вся работа по подготовке  проекта проводилась во внеурочное время.

Работа над проектом  формирует навыки социализации личности и коммуникативные навыки: готовность учащихся  объединяться в учебные группы, умение распределять социальные и творческие  роли в команде, обязанности, выполняемые в процессе решения конкретной учебной задачи.

  Очень важно уметь поддерживать и развивать внимание учащихся на уроке.  А это бывает тогда, когда  дети полностью заняты работой, когда эта работа требует от них максимума умственной активности. Особенно внимательными бывают учащиеся в процессе творческой деятельности, при выполнении заданий типа «отгадай загадку, ребус, реши кроссворд, найди историческую ошибку, найди лишнее, продолжи логическую цепочку и т.д.»

Одним из видов творческой работы  является «Синквейн» - литературный стиль описания. Учащимся предлагается заданная историческая личность. Они должны назвать:

  • одно существительное;
  • два прилагательных;
  • три глагола;
  • причастный или деепричастные обороты;
  • существительное.

 

Пример. Составить описание Ивана  Грозного.

Царь-

Грозный и великий:

Правит, воюет, разоряет,

Укрепляющий самодержавие,

Установивший опричнину

Деспот.

Такая форма работы способствует развитию логического мышления, вспоминанию основных моментов из жизни данной исторической личности составлению краткой характеристики на него.

Одной из задач школьного исторического образования – воспитание гражданина правового государства, способного участвовать в решении важнейших проблем страны, брать на себя ответственность. Один из путей решения данной задачи состоит в активном включении каждого школьника в учебно-воспитательный процесс на уроке, организованный в форме дискуссии.

Для формирования собственной позиции и искусства аргументации на уроках организую  «Дебаты». Эта технология предполагает:

- активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации:

- обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.

Мои ученики приобщаются  к нормам и ценностям гражданского общества, у них формируется умение вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде. Они могут самостоятельно анализировать ситуацию, планировать поиск  информации в соответствии с поставленной задачей, извлекать её из разных источников, оценивать и делать вывод на основе критического анализа. Ребята научились вырабатывать самостоятельные оценки, вести спор,  быть терпимыми к противоположным точкам зрения, признавать множественный подход к решению проблемы. При проведении уроков с использованием данной технологии  учащиеся овладевают  навыками представления результатов исследования в виде презентации и в виде докладов, что способствует развитию речи. Такие формы проведения уроков как проблемный семинар, дискуссии, мозговой штурм позволяют мне полнее раскрыть способности учащихся: выдвигать версии, приводить доказательства, аргументы, сравнивать и анализировать, делать выводы.

      В  своей работе использую методики КСО (взаимотренаж и взаимопередачу текста). Работа в парах и группах дает мне возможность развивать у учащихся коммуникативные компетенции: умение отстаивать свою позицию, устанавливать и поддерживать контакты, выслушивать и принимать во внимание мнение других учеников.На уроке каждый ребенок взаимодействует со сверстниками, проявляя активность и самостоятельность. Мною разработаны карточки по истории Средних веков и истории России в 6 классе по методике взаимотренажа: карточки по истории России в 7 классе по методике взаимопередачи текста.

Использование ИКТ позволяет мне наглядно представить материал, повысить познавательный интерес к предмету и помощь при подготовке к ЕГЭ. На уроках использую цифровые образовательные ресурсы. Самостоятельно и совместно с учащимися создаю презентации по разным темам.

            Образовательный процесс организую таким образом, что постоянно ставлю учащихся в ситуацию решения вопроса о том,  как отнестись к данному историческому событию. При этом учащиеся проводят как фактический анализ, так и ценностно-ориентировочный.

В преподавании истории применяю разнообразные  формы занятий связанные с изучением:

- исторических источников (лабораторные работы, практикумы);

- рассмотрение исторических ситуаций;

- сопоставление версий и оценок исторических событий.

Во время урока чередую формы обучения:  коллективную,  групповую и индивидуальную. Использую  различные  формы  уроков:  лекции,  урок-игра,  семинар,  урок-КВН, урок-аукцион,  путешествие,  лабораторные  работы, урок- деловая  игра.

            На своих уроках учу учащихся самостоятельно приобретать знания, применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией (текстовыми  документами, рисунками, фотографиями, предметами быта, таблицами, диаграммами), анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения проблем, быть  коммуникабельными, контактными в разных социальных группах. Вся эта работа  способствует успешному  овладению  знаниями и повышает   качество  по предмету.

Добавить грамоту в портфолио