Главные вкладки
Стукалова Елена Александровна
сайт учителя немецкого языка
Профессия: учитель немецкого языка
Профессиональные интересы: страноведение
Увлечения: музыка, литература
Регион: Республика Мордовия
Населенный пункт: г. Саранск
Место работы: МОУ СОШ № 11
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/stukalova-elena-aleksandrovna"Ребенок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно"
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.
Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?
О себе
Учитель высшей категории
Моя педагогическая концепция
Выбирая путь педагога, каждый из нас берет на себя ответственность за своих учеников. Примером Педагога с большой буквы для меня послужили два человека – моя бабушка, проработавшая более сорока лет воспитателем в детском доме, и моя учительница немецкого языка. Эти два близких по духу мне человека своим умом, отличным знанием предмета, четкими требованиями к ученикам привили любовь к профессии учителя. И вот я уже 25 лет работаю в школе.
Имея за плечами немалый опыт педагогической деятельности, я пришла к выводу, что для активизации познавательной деятельности, для того, чтобы соответствовать современным требованиям, надо пересмотреть традиционную систему обучения, оставив лучшее, и переходить к новым педагогическим технологиям. Ставлю перед собой вопрос: как же вызвать интерес к учению, активизировать познавательную деятельность школьников средствами немецкого языка?
Необходимо показать ученику то, что он кладезь возможностей, помочь ему поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети очень разные. Для меня важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Для этого я строю свои уроки так, чтобы детям было комфортно. Ведь именно когда ребенку интересно, когда он уверен в себе, он становится активным участником учебного - воспитательного процесса. Как же добиться этого?
Я, как и каждый учитель, хочу, чтобы мои дети успешно изучали немецкий язык, с интересом и желанием занимались на занятиях. Опираясь на имеющийся опыт работы по теме «Раннее обучение иностранным языкам», я поставила перед собой цель - способствовать формированию познавательного интереса у школьников на занятиях немецкого языка путём использования игровых методов как средство активизации познавательной активности обучаемых.
С помощью игровых технологий на занятии немецкого языка можно достичь сразу нескольких целей:
- расширить и закрепить изученный лексико-грамматический материал;
- развить речевые умения детей;
- развить память, внимание, сообразительность, воображение детей;
- создать атмосферу поиска и творчества;
- развить творческую активность, инициативу, креативность;
- научить сотрудничать в разнообразных по составу группах;
- снять эмоциональное напряжение, монотонность.
Процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на достижение запланированных целей, требует использования современных педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опытом творчества.
Игра, как известно, служит своеобразным общим языком для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям.
Игра подходит к любому типу занятия и виду обучения, позволяет оптимизировать процесс запоминания учебного материала, создает подлинную ситуацию общения, способствует развитию коммуникативной компетенции детей.
Игра не является самоцелью, а используется в сочетании с другими технологиями обучения.
Практика показывает положительное влияние на образовательный процесс всех видов игр: дидактических, подвижных, творческих. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений. Игры являются одним из приемов здоровьесберегающих технологий.
Игры применяются с разными видами задач:
- при введении и закреплении знания лексики и моделей иностранного языка;
- для формирования умений и навыков устной речи;
- как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке.
Практика показывает, что формирование коммуникативных умений у школьников посредством изучения иностранного языка в форме игры способствуют развитию умения сотрудничать друг с другом, активно слушать, развивать слуховое восприятие, подчиняться правилам.
Для повышения познавательной активности я провожу CLIL-уроки, которые позволяют уплотнить урок, задать умелый деловой настрой, бережно относиться ко времени, быстро включаться в работу и переключаться с одного учебного предмета на другой, неназойливо побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий.
Использование на занятиях игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов ребят, сосредотачивают внимание на оттенках их значения.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Альберт Лиханов "Мальчик, которому не больно"
Это история жизни — трудной и горестной — мальчика, от рождения лишенного способности ходить. Его мир ограничен болезнью и страданием, к которым добавляются жестокие, тяжкие испытания, обжигающие душу. Вынести такое способен только человек, сильный Духом.
Мой взгляд на мир
Порой очень трудно поверить в себя, в свои силы, возможности.Но к счастью, в момент, когда человек принимает на себя ответственность за свою жизнь и решает верить в себя, он обретает уверенность в своих возможностях и тогда жизнь начинает меняться.Наше счастье зависит только от нас, а иногда мы вынуждены пойти на компромисс,чтобы быть счастливым, главное быть уверенным, что это лишь временная ситуация,но она может служить в качестве средства для достижения своих целей.
Мои достижения
Описание своего педагогического опыта
1. Название фактора успешности в преподавании.
Модель «Российское образование – 2020» фокусирует внимание на необходимости получения образования в течение жизни с ранних лет и выделяет систему раннего развития детей в качестве самостоятельного элемента современной модели образования.
Вопрос раннего обучения детей иностранному языку обсуждается в российском обществе, начиная с XIX века, причем количество сторонников и противников делится примерно пополам. Главным аргументом противников раннего изучения языков является то обстоятельство, что иностранный язык может оказать отрицательное влияние на развитие и становление родной речи.
У многих родителей возникает желание дать своим детям языковое образование как можно раньше. Решению данной проблемы могут помочь Нюрнбергские рекомендации по раннему изучению иностранных языков, которые были разработаны в 1996 году в сотрудничестве с многочисленными экспертами из 22 стран мира с целью способствования создания по возможности единой куррикулярной основы (учебных программ) для раннего изучения иностранных языков. Они описывают комплексную совокупность условий для раннего изучения иностранных языков с актуальной точки зрения, четко выявляя при этом потенциал и потребности ребенка в возрасте от четырех до десяти лет. При этом раннее изучение языков следует рассматривать не с точки зрения определенной системы образования, то есть не с позиции определенного учреждения, а с наиболее общепринятой перспективы.
2. Обоснование актуальности проблемы педагогического опыта.
Актуальность проблемы заключается в том, что иностранный язык сегодня становится в большой мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии.
Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения с начальной школы. Раннее обучение иностранному языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Иностранный язык рассматривается методистами и психологами как неотъемлемая часть широкой программы культурного и языкового развития личности ребёнка, поэтому проблемы раннего обучения иностранному языку продолжают оставаться в центре внимания исследователей.
Анализируя статистические данные, мы пришли к выводу, что для большинства родителей ведущими являются следующие мотивы:
- перспективность с точки зрения будущей профессии ребенка, его месте в обществе;
- социализация: изучая ИЯ ребенок общается с детьми, ИЯ даст ему бòльшие возможности для общения в будущем, расширит его горизонты;
- присутствует и такая мотивация, как «мой ребенок самый умный, лучший», что зачастую приводит к завышенным требованиям к ребенку, несоответствие которым может снизить мотивацию ребенка как к изучению ИЯ, так и к учению в целом;
- желание родителей реализовать свои не сбывшие желания и мечты. В данном случае родители ограничивают своего ребенка, не всегда учитывают его реальные возможности, мешают реализации его настоящего интереса и таланта, например, в рисовании или в музыке.
Всё это доказывает актуальность овладения иностранным языком в раннем возрасте и требует поиска эффективных путей совершенствования методики преподавания.
3. Описание сущности (ведущей идеи) и результативности опыта, трудоемкости его осуществления, условий реализации.
Содержание обучения и формы выявления уровня владения языком необходимо составлять с учетом возраста детей и принципов раннего изучения ИЯ, как в содержательном, так и в методическом аспекте. В процессе раннего преподавания ИЯ усилия по достижению необходимых результатов по овладению языком должны занимать второе место по отношению к цели по всестороннему развитию детской личности, созданию и сохранению мотивации для изучения ИЯ. Эффективной оценкой уровня знаний школьников является портфолио достижений.
В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества
С психологической точки зрения сформулированы следующие положения:
· Дети благодаря своей непосредственности и спонтанности способны испытывать восторг, им нравятся игровые действия. Как правило, высокую степень детской любознательности, жажду открытий, готовность учиться и способность усвоения следует использовать для практического обучения, ориентированного на совершение действий и проведение экспериментов.
· Дети во временном и пространственном отношении ориентированы на непосредственную реальность. В среде, не свойственной изучаемому языку, им нужны понятные импульсы.
Принципиально открытая позиция детей побуждает к тому, чтобы заниматься межкультурными темами.
Учитель должен при постановке и выполнении целей, содержания и методов раннего изучения ИЯ постоянно учитывать потребности ребенка:
· чувствовать себя в учебной среде свободно и защищенно;
· в том, чтобы к нему относились доброжелательно и умении самому проявлять это;
· выражать чувство радости и доставлять радость другим;
· уметь находить взаимопонимание с другими, общаться;
· играть, выполнять работу, быть в движении и резвиться;
· самовыражаться творчески;
· переживать моменты успеха и получать похвалу;
· узнавать и испытывать новое, учиться, открывать новое, активно исследовать.
В рамках раннего изучения ИЯ необходимо способствовать развитию у детей следующих общих компетенций:
· компетенция самосознания: благодаря успехам и познанию в процессе изучения иностранного языка ребенок укрепляет чувство собственного «Я».
· социальная компетенция: ребенок воспринимает других в их личной значимости, учится ценить каждого, работает в команде, развивает чувство «мы».
· аффективная компетенция: в общении с другими ребенок учится выражать чувства, распознавать конфликты и проблемы, знакомится с путями, которые, возможно, ведут к решению проблем.
· двигательная компетенция: движение во время учебного процесса является основной потребностью ребенка, укрепляет способность усвоения и способствует развитию моторики ребенка.
· когнитивная компетенция: иностранный язык не является самоцелью, а становится средством передачи содержащейся информации, которая заставляет размышлять, а также развивает память.
· творческая компетенция: чужие звуки и знаки, как и новое и непривычное содержание учебного материала, доставляют радость, пробуждают любознательность, рождают новые идеи и побуждают испробовать новые подходы.
· компетенция внимательности: внимательность ведет к признанию и уважению, а также к доверию.
4. Опора на педагогические или психолого-педагогические теории.
Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3 – 10 лет, до 3 – бессмысленно, после 10 – бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня. Лучше всего изучать иностранный язык в 5 – 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому “кодировать” свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке.
Итак, разными авторами обозначается различный возраст, в котором необходимо начинать изучение иностранного языка. Однако в рекомендациях Международного семинара при Совете Европы (г. Грац, 1998) отмечено, что раннее изучение иностранного языка в начальной школе предпочтительно начинать с наиболее благоприятного возраста - с 6 лет.
Обучение языку в этот период дает более высокие результаты, ибо осуществляется в сензитивный период развития ребенка: пластичность природного механизма усвоения языка, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового – способствуют развитию интеллектуальных, речевых и эмоциональных способностей детей. (Верещагина И.Н., Негневицкая Е.И., Ижогина Т.И., Еремина О.П., Гальскова Н.Д., Григорьева Е.И., Сафонова В.В.Майер А.А., Луран С., Вербовская М.И., Шишкова И.А., Бонк Н.А., Венгер Л.А., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Леонтьев А.А., Амонашвили Ш.А. и др.).
5. Информативность и логическая завершенность описания опыта, достаточность для понимания и использования его на практике.
При обучении иностранному языку младших школьников большую роль играет эмоциональный фон. Дети в этом возрасте отличаются повышенной эмоциональностью, подвижностью и активным творчеством. Для успешного обучения очень важно учитывать психологические возрастные особенности. Вовлекая детей в те виды и формы деятельности, которые отвечают их эмоциональному состоянию, учитель создает психологический комфорт радостного восприятия нового, а именно помогает усвоить лексику, овладеть основами грамматики и фонетики, а главное развить коммуникативные способности на иностранном языке.
На основе изучения литературы по возрастным особенностям младшего школьника, можно сделать вывод, что видами деятельности, которые способствуют созданию благоприятного эмоционального фона, являются: игровая, музыкальная и театральная. Именно эти виды деятельности считаются ведущими в этом возрасте. Они помогают детям раскрепоститься, выплеснуть свои эмоции и тем самым реализовать себя как творческую личность.
Успешность обучения иностранным языкам детей в начальной школе зависит от следующих психологических факторов:
- психофизиологическая готовность обучаемого к системному овладению языком;
- особенности познавательной активности и познавательной деятельности учащихся;
- особенности развития высших психических функций обучаемого (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения);
- эмоционально-волевые и личностные особенности учащихся;
- произвольность поведения, сформированность навыков коммуникации;
- наличие положительной мотивации к изучению иностранного языка;
- определенный уровень знаний и представлений об окружающем мире.
В начальной школе ставится цель - заложить основы коммуникативной компетенции, то есть сформировать у учащихся минимальный уровень владения иностранным языком, позволяющий им осуществлять иноязычное общение на элементарном уровне.
Итак, введение раннего обучения иностранным языкам обосновывается природной расположенностью детей к языкам и их эмоциональной готовностью к овладению ими, а также преимуществом глобально действующей игровой мотивации детей младшего школьного возраста.
В процессе овладения учащимися новым средством общения у них развиваются интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и др.
Кроме того, раннее обучение иностранному языку позволяет как можно раньше получить непосредственный доступ к ценностям мировой культуры, что плодотворно сказывается на развитие ребенка как личности.
6. Темы предлагаемого мастер-класса.
Ø Немецкий для детей – без стресса и принуждения.
Ø Развитие познавательной активности учащихся на уроках немецкого языка посредством игры.
Ø Интерактивное обучение немецкому языку.
7. Приложения к описанию опыта работы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт: методические разработки, алгоритмы учебной деятельности школьников или поэтапных действий учителя, структурно-логические схемы, таблицы, образцы дидактических материалов и диагностических работ, заданий, образцы итоговых работ учащихся, видеозаписи уроков и т.д.
Развивающая программа для начинающих «Немецкий язык с Зайчишкой Хансом» основана на новейших исследованиях в области раннего изучения иностранных языков, в том числе на Нюрнбергских рекомендациях по изучению ИЯ в раннем возрасте. Она состоит из 30 занятий. Маленький Зайчишка Ханс – надеваемая на руку кукла – приходит на занятие, то есть появляется в привычной для детей обстановке, и играет с ними. Так он становится другом и начинает ассоциироваться в сознании детей с немецким языком.
Развивающая программа «Немецкий язык с Зайчишкой Хансом» учитывает естественные потребности ребенка, заинтересовывает его и прививает интерес к иностранным языкам. При этом особенно важную роль играет разнообразие видов деятельности на занятии. Дети открывают для себя язык в форме песен, рассказов, рифмовок, рисунков, поделок и игр.
Учебно-методические принципы программы:
Работа по методу «Total Physical Response»: Как и при освоении родного языка, способность воспринимать на слух, а также радость от знакомства с новым языком выходят на первый план.
Использование элементов театральной педагогики: Главный герой занятий, кукла Зайчишка Ханс, играет с детьми и сопровождает их на пути в мир немецкого языка.
Ориентированность на практическое действие: Речевая деятельность всегда сочетается с другими видами деятельности. Рассказы и рифмовки, песенки и танцы, игры и поделки сменяют друг друга в процессе урока.
Наглядность: Картинки, плакаты и раскраски являются важнейшими элементами методики. На них изображены ситуации, которые служат опорой при рассказе историй.
Развивающая программа состоит из 30 занятий, из них 20 тематических, 4 занятия на повторение и 6 занятий, посвященных немецким праздникам. Каждое занятие длится около 30 минут.
Темы занятий близки ребенку, например: «Меня зовут…», «Мой дом», «Мне нравится…», «Мои друзья», «Мои игрушки», «Моя одежда», «Раз, два, три – мы считаем», «Цвета», «Виды спорта», «Времена года, погода, праздники».
Занятия немецким языком как иностранным в раннем возрасте приводят к развитию у ребенка свойственных детям языковых способностей. Акцент делается на понимание языка на слух и реагирование на сказанное. В раннем возрасте абсолютно достаточно, если дети после слов Зайчишки разрисуют картинку нужным цветом или сделают нужное движение в танце.
Такое серьезное препятствие как «языковой барьер», становится легко преодолимым, как только дети попадают в ситуацию игры, оказываются вовлеченными в общий творческий поиск.
Поэтому важность использования дидактических игр при обучении иностранному языку особенно велика не только на занятиях, но и дома, во время прогулок и отдыха.
Моё портфолио
Личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения и воспитания детей
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты