Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года
Предварительный просмотр:
Стратегия развития системы образования
города Перми до 2030 года
Оглавление
1 | Введение | 2 |
2 | Основные термины и определения | 2 |
3 | Глобальные вызовы, стоящие перед образованием XXI века | 5 |
4 | Глобальные вызовы и система образования города Перми | 8 |
5 | Предпосылки для решения поставленных проблем системой образования города Перми | 10 |
6 | Тенденции, формирующие будущее пермского образования | 17 |
7 | Модель выпускника | 20 |
8 | Цели и задачи развития пермского образования на период до 2030 года | 22 |
9 | Принципы, заложенные в основу Стратегии 2030 | 31 |
10 | Исследовательская и инновационная деятельность в системе образования | 32 |
11 | Механизмы реализации Стратегии 2030 | 33 |
1.Введение
Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года (далее Стратегия) разработана с целью обеспечения инновационного развития отрасли образования на основе вызовов современного общества с учетом муниципальных особенностей в предоставлении услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей и в соответствии с основными трендами мирового образования, зафиксированными в таких документах, как стратегия социально-экономического развития Российской Федерации (Стратегия 2020), федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Концепция ДЦП "Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы».
В концептуальной части Стратегии зафиксированы цели, задачи, направления, механизмы и этапы развития системы образования города Перми на период 2014-2030 годы.
Стратегия является основой для разработки различных программных документов отрасли, в том числе целевых программ, долгосрочных проектов, предусматривающих различные меры по реализации основных направлений и положений Стратегии.
2.Основные термины и определения
Вызовы - это обстоятельства развития общества, которые воспринимаются как проблематизирующие или мотивирующие. В отличие от цели, вызовы не предполагают заранее запланированного результата. Напротив, согласно наблюдению о том, что многие великие открытия были сделаны по ошибке, оценивается именно фактический результат, а не его совпадение с планом.
Вызовы по сути своей представляют проблему, но проблему не в традиционном плане, не ту проблему, для которой можно найти вполне конкретное решение. Вызов это проблема глобального масштаба, которая в свою очередь состоит из множества «подпроблем», причем для каждой страны, народа, ситуации эта проблема имеет разные решения или вообще является не решаемой. В этом случае ее предназначение – дать толчок рождению чего-то абсолютно нового. Вызов, который не принимается, может превратиться в угрозу, а угроза чаще всего приводит к кризису.
Геймификация в информационных технологиях – это использование подходов, характерных для компьютерных игр, игрового мышления в неигровом пространстве: образовательном, сетевом, прикладном программном обеспечении с целью повышения эффективности обучения, мотивации обучающихся и повышения их вовлечённости в образовательный процесс, формирования устойчивого интереса к решению прикладных задач.
Гипермедийные технологии – это технологии, основанные на использовании компьютерных файлов, связанных посредством гипертекстовых ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.
Глобальные геополитические процессы в современном обществе:
• глобализация экономики, проявляющаяся в создании транснациональных корпораций, международного разделения труда и международных рынков сбыта продукции;
• глобализация науки, проявляющаяся в создании распределенных международных творческих коллективов ученых, которые работают над общими научными проектами, а также в интенсификации процессов международного обмена научной информацией, проведении международных телеконференций;
• глобализация образования, проявляющаяся в развитии систем дистанционного образования, создании открытых территориально распределенных университетов, колледжей, центров повышения профессиональной квалификации;
• глобализация культуры, характерными признаками которой являются создание электронных библиотек и электронных версий картинных галерей, художественных и музейных экспозиций, а также наиболее ценных объектов архитектуры и строительства.
Городская апробационная площадка – статус образовательных учреждений, деятельность которых предполагает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения, воспитания, управления, а также проведение исследований по приоритетным направлениям системы образования города.
Готовность личности к профессиональному самоопределению – интегративное свойство личности, имеющее сложную многоуровневую структуру, включающую мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-действенный, эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный компоненты, и позволяющее субъекту осуществлять сознательное и самостоятельное конструирование личного плана профессионального развития.
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека (закон № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).
Коучер – специалист, который помогает человеку понять себя и достичь главного в своей жизни. При этом необходимо учитывать, что в понятие «главное» каждый человек вкладывает свой смысл. В задачи профессионального коучера также входит помочь человеку понять, что является этим «главным».
Мультимедийные технологии – это технологии, основанные на взаимодействии визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Особенность этих технологий состоит в том, что они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Инновация педагогическая - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Инновационная деятельность в сфере образования ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, а также их объединениями.
Образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.
Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Основой профессионального определения является способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы.
Тренд - некоторое направление или общая тенденция преимущественного движения и развития чего-то. Например, использование мультимедийных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, на сегодняшний день, является ведущим трендом. Тренд – это почти неизбежное будущее.
Тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция взрослого наставника по отношению к обучающемуся, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе.
Фасилитатор – человек, занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью повышения их эффективности. Задача фасилитатора следить за регламентом и способствовать комфортной атмосфере, сплочению группы и плодотворному обсуждению. Группы поддержки и взаимопомощи относятся к тем видам групповой работы, при которых необходимо присутствие фасилитатора.
Экономика знаний развивается, благодаря преимущественному использованию идей по сравнению с применением традиционных факторов производства — труда и капитала. Знания создаются и воплощаются в инновационных продуктах, товарах и услугах. Продуктовые циклы становятся короче, потребность в инновациях возрастает. В глобальных масштабах экономика, основанная на знаниях, трансформирует спрос на рынке труда во всем мире. Не только к работникам предъявляются новые требования, но и обычные граждане испытывают потребность в пополнении знаний независимо от полученного прежде образования и социального статуса.
3.Глобальные вызовы, стоящие перед образованием XXI века
Условия существования человечества в XXI веке предполагают переход к новой стратегии развития общества на основе широкомасштабного использования знаний и информации как стратегических ресурсов развития, а также перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.
Вместе с тем, большинство исследователей вполне обоснованно считают, что необходима радикальная перестройка существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему, ставящему перед человечеством все новые и новые глобальные проблемы. Эти проблемы, называемые в научной литературе вызовами XXI века, и должны сегодня определять содержание образования, его стратегическую целевую ориентацию.
Если рассматривать мировую систему образования, то для нее глобальными являются следующие вызовы.
Информационный вызов представляет собой необходимость перехода к информационному обществу и адаптации людей к новой информационной среде обитания, которая должна решить проблему информационного неравенства. Этот вызов предполагает развитие общей информационной культуры общества.
Динамический вызов отражает и фиксирует отставание общественного сознания от динамики развития глобальных проблем. Он требует реализации идей и принципов опережающего образования, формирования у обучающихся планетарного мышления.
Адаптационный вызов рассматривается как необходимость трансформации системы образования с учетом новых требований экономики знаний, суть которой состоит в преимущественном использовании инновационных идей по сравнению с применением обычных факторов производства — труда и капитала. В глобальных масштабах экономика, основанная на знаниях, меняет и образовательный процесс, вводя необходимость обучения на протяжении всей жизни. Актуальной становится способность адаптировать свои знания к новым условиям, быстро реагировать на изменение ситуации, обладать способностью работать в социально гетерогенных группах.
Понимание необходимости отвечать на вышеперечисленные вызовы в последние годы в мировом научном сообществе начинает все более четко ставить вопрос о возрастании роли образования в процессе дальнейшего развития цивилизации. При этом система образования начинает восприниматься уже не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и как стратегический фактор выживания цивилизации, преодоления ее глобального кризиса.
В России при разработке глобальных направлений развития страны эти вызовы трансформируются с учетом национальных особенностей. Одним из таких документов является Стратегия 2020. В ней глобальные вызовы наполняются конкретным содержанием, отражая специфику развития российского общества. Перечислим их ниже, структурируя под глобальные вызовы.
Информационный вызов – переход к информационному обществу.
Система образования на сегодняшний день утратила монополию на образование детей. Главная причина этого не только расширение институтов образования и социализации, а появление принципиально новых подходов, технологий личного образования, связанных с глобальными процессами информатизации.
Динамический вызов – непрерывное образование, образование в течение всей жизни.
Основные проблемы российского образования, перечисленные в Стратегии 2020, такие как недостаточный охват детей дошкольным образованием, высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности, значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных, недостаточное развитие социальной компетентности школьников, не позволяют оперативно перейти к решению глобальной проблемы опережающего образования.
Для создания в России предпосылок непрерывного образования основным предметом государственной политики следует считать не столько систему школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько всю сферу образования и социализации молодого поколения.
В данном случае необходима модернизация не только системы образования, но и новая политика государства в социальной сфере, направленная на расширение ее социально-культурных функций, обновление содержания образования, улучшение образовательного процесса в соответствии с новыми трендами и тенденциями мирового сообщества.
Наряду с традиционными институтами, специальную поддержку государства должна получить сфера неформального (открытого) образования и социализации.
Адаптационный вызов - трансформация системы образования с учетом новых требований экономики знаний.
Существующая система образования не успевает обновляться, чтобы адекватно отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей.
На период до 2030 года новыми приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок. Особый акцент делается на достижение российскими школьниками результатов, позволяющих войти в группу лидеров по показателям исследования PISA. В том числе и работать на сокращение отставания наиболее слабых учащихся от самых успешных - это один из критериев оценки образования в этом международном исследовании.
Если первые два вызова относятся в полной мере к обществу в целом, так как задевают в совокупности все сферы жизнедеятельности человека и отвечать на этот вызов нужно системно, то последний, адаптационный вызов требует особого, специфического подхода в каждой отдельной отрасли, сфере жизнедеятельности человека.
То, что адаптационный вызов особо актуален в системе образования, связано с тем, что новые образовательные результаты на сегодняшний день провозглашены, но реально не гарантируются существующей системой образования. Одной из причин этого является отсутствие самостоятельности у образовательных учреждений. Ведь если все образовательные учреждения Российской Федерации живут по одинаковым инструкциям, предписывающим выполнять свои функции в одно и тоже время одними и теми же средствами (принцип «фабрики» в действии), то откуда тогда взяться новым образовательным результатам, закрепленным в ФГОСах: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок.
Отсутствие самостоятельности образовательных учреждений в большей мере связано с тем, что институциональные реформы, запущенные еще в 2004-м году не завершены. В системе образования накоплена так называемая «усталость» от постоянных изменений и новых инициатив, отсюда усиливается имитация реформ. Так как ограничены автономия и возможность принятия эффективных решений на региональном, муниципальном и институциональном уровнях, то соответственно, отсутствуют механизмы обратной связи и самокоррекции, которые позволяли бы системе оперативно адаптироваться к особенностям внешней среды.
Напомним, что реформы, о которых здесь идет речь, связаны с переходом всех учреждений системы образования на подушевое финансирование, внедрение муниципального задания на образовательные услуги, перевод образовательных учреждений в статус автономных, реализация принципов управления по результату.
Важность этих незавершенных реформ еще и в том, что без них невозможно обеспечить повышение доступности качественного образования за счет развития негосударственного сектора и так называемых комплексных социально-культурных учреждений, оказывающих многопрофильные услуги.
Выводы:
Информационный вызов
- Необходимость открытого образования: дистанционное, самообразование
- Владение новыми реалиями: сетевые технологии, облачные технологии
- Планетарное мышление
Динамический вызов
- Недостаточная доступность услуг дошкольного образования
- Стагнация внешкольного образования и воспитания
Адаптационный вызов
- Незавершенность институциональных реформ
- Противоречие между потребностью иных, новых образовательных результатов и существующая стандартизированная система массового обучения детей, работающая по принципу «фабрики»
- Ухудшение качества педагогического корпуса
- Межрегиональная и межмуниципальная дифференциация
- Дифференциация на уровне школ
4.Глобальные вызовы и система образования города Перми
В Перми в последние годы шли процессы, которые подготовили систему образования города к «принятию» современных вызовов.
Разбираясь в сути глобальных проблем-вызовов и соотнося их с выводами развернутого анализа состояния системы образования города, можно заметить, что первые два вызова, информационное общество и образование в течение всей жизни, относятся к системе образования муниципального уровня опосредованно. Глобальная информатизация, непрерывное образование должно стать для каждого человека нормой, и это должно прививаться ребенку в течение всей детской жизни через содержание образования. Формы, методы, технологии появления этих новых норм зависят от уровня развития общества в целом, от появления в нем новых институтов, социальных структур.
Для современной системы образования актуальными являются проблемы, относящиеся к адаптационному вызову - трансформация системы образования с учетом новых требований экономики знаний.
Если рассматривать проблемы, которые необходимо решить для ответа на этот вызов, то одной из наиболее важных, обозначенную в разделе «Новая школа» Стратегии 2020, можно назвать проблему незавершенности институциональных реформ. Именно эта проблема не позволяет учреждениям самостоятельно развиваться, иметь собственный бренд, свою специфику, обеспечивать индивидуализацию образования в целом. Рассмотрим, как обстоят дела с решением этой проблемы в Перми.
На сегодняшний день все муниципальные образовательные учреждения города переведены на подушевое финансирование, причем, речь идет о полном нормативе, в отличие от большинства территорий РФ, где это сделано только в отношении фонда оплаты труда. То есть, финансирование всех ОУ происходит по одинаковому принципу, независимо от того, где располагается учреждение и какой у него статус. Кроме того, 75% всех ОУ имеют статус автономных, финансирование ведется через муниципальное задание с учетом показателей качества. В городе прошла реорганизация ОУ, в ходе которой неэффективные по разным причинам учреждения присоединены к крупным, имеющим высокую результативность образовательным учреждениям. Это коснулось в первую очередь дошкольного образования.
Как и во всех территория РФ в Перми стоит проблема обеспечения новых образовательных результатов. Пока в основе организации образовательной деятельности в городе лежит система массового обучения детей, работающая по принципу «фабрики», которая обеспечивает лишь передачу знаний и формирует способность действовать по шаблону.
Такая система не стимулирует развитие творчества и не готовит детей, способных к инновационному мышлению. Она нацелена на подготовку послушных исполнителей и никак не связана с новыми вызовами, которые предъявляют системе образования главное требование – требование индивидуализации обучения.
Проблема дифференциации на уровне общеобразовательных учреждений, суть которой в «поощрении центральных школ с высоким качеством образования, предполагающая более высокое их финансирование, что усугубляет разрыв между благополучными и отстающими школами, и, по сути, усугубляет разрыв в образовательных возможностях между детьми из благополучных образованных семей и детьми из семей с низким социальным и культурным капиталом» (Стратегия 2020) является актуальной и для Перми.
Перечислим ниже проблемы, зафиксированные в Стратегии 2020, которые являются актуальными для системы образования города:
Информационный вызов
- Открытое образование: дистанционное, самообразование
- Владение новыми реалиями: сетевые технологии, облачные технологии
Динамический вызов
- Доступность услуг дошкольного образования
- Стагнация внешкольного образования и воспитания
Адаптационный вызов
- Потребность иных, новых образовательных результатов, предполагающих новую организацию, новое содержание образования, технологии, методы, методология, внедрение ФГОС
- Дифференциация на уровне школ
- Ухудшение качества педагогического корпуса
Перечисленные вызовы являются общими тенденциями, которые должны быть положены в основу инновационного развития системы образования.
На уровне же муниципалитета возникают проблемы, которые также служат ответу на вызовы, но учитывают местную специфику развития системы образования, запросы общества, промышленных и бизнес сообществ. Ниже приводятся основные положения, в результате учета которых расширяется круг проблем, стоящих перед городом в сфере образования.
5.Предпосылки для решения поставленных проблем системой образования города Перми
Данный раздел представляет собой краткое изложение положений комплексного анализа результатов работы системы образования города за последние три года в аспекте проблем, зафиксированных в предыдущем разделе.
Генеральной целью развития системы образования в этот период было создание условий для обеспечения потребителю реального выбора объема и качества образовательных услуг.
Для реализации этой цели был зафиксирован основной механизм, суть которого заключается в создании реальной конкурентной среды как между муниципальными и частными учреждениями, так и между учреждениями, получающими бюджетное финансирование. Этот подход был выбран не случайно: только в условиях конкуренции каждый поставщик образовательных услуг стремится развивать их спектр, а также постоянно улучшать качество самих услуг.
Основные задачи, которые решались в этот период, были связаны с созданием таких организационно-экономических условий, которые бы обеспечивали единые подходы к финансированию предоставления образовательных услуг, и, как следствие, стимулировали бы увеличение количества поставщиков этих услуг, а также развитие спектра образовательных предложений от них, и в результате обеспечили рост качества образования в городе.
С 2009 года все муниципальные образовательные учреждения города финансируются по нормативно - подушевому принципу. Причем, норматив включает затраты как на фонд оплаты труда, так и на содержание имущественного комплекса.
Перешли в автономные 208 образовательных учреждений города, что составляет 75 % от общего количества школ и детских садов (учреждения дополнительного образования детей все являются автономными).
Внедряется аутсорсинг как одно из средств повышения эффективности расходов бюджета.
Наиболее высокие результаты по реализации генеральной цели были зафиксированы в сфере дошкольного образования. Только благодаря созданию условий для развития немуниципальной сети, повышению конкуренции среди муниципальных и частных поставщиков услуг дошкольного образования, были достигнуты перечисленные ниже результаты.
Все желающие в возрасте с четырех до семи лет получают услугу дошкольного образования. Более 24 тысяч человек получают пособие на детей в возрасте от 1,5 до 5 лет и имеют реальную возможность закупать услуги в муниципальном и немуниципальном секторе: частные детские сады, группы кратковременного пребывания, школы развития, услуги няни и т.д.
Перенимать уникальный опыт Перми по таким направлениям, как предоставление субсидий лицензированным негосударственным детским садам, выплата пособий семьям, восстановление детских садов частными инвесторами в рамках концессионных соглашений и договоров аренды муниципальных имущественных комплексов приезжали представители более чем 20-ти территорий РФ (г.г.Калининград, Уфа, Н.Новгород, Якутск, Бийск, Воронеж, Сыктывкар, Набережные Челны, Самара, Челябинск, Киров, Псков, Калуга и др.).
В части развития муниципального сектора дополнительно открыты для организации образовательного процесса с детьми 86 дошкольных групп на 2040 мест в помещениях дошкольных образовательных учреждений, которые ранее использовались под иные цели. Восстановлено 10 зданий детских садов на 1578 мест. Приняты от предприятий и организаций города 8 ведомственных детских садов на 1130 мест. С 2007 по 2012 год 9 зданий детских садов, ранее использовавшихся под иные цели, отремонтированы или восстановлены как дошкольные образовательные учреждения.
92 % от общего количества детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, имеют средний и высокий уровень готовности к обучению в школе. Индекс здоровья детей постепенно повышается.
Школьное образование
По результатам ЕГЭ (математика и русский язык) город Пермь занимает 3 место среди городов с числом более миллиона жителей. Три школы города Перми получили статус общеобразовательных учреждений международного бакалавриата.
С 2009 года все школы города реализуют муниципальную модель профильного обучения, основной особенностью которой является обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам.
Уровень правонарушений среди несовершеннолетних снизился с 345 случаев в 2006 году до 199 в 2012 году.
Дополнительное образование детей
В системе дополнительного образования также созданы условия для предоставления услуг различными поставщиками. Самым главным достижением здесь является внедрение электронной системы учета предоставления услуг через именную пластиковую электронную карту.
Каждое посещение ребенком занятия фиксируется при помощи этой карты через терминалы, установленные в каждом муниципальном учреждении дополнительного образования детей. Вся информация поступает на портал дополнительного образования, где она обрабатывается и используется каждой категорией участников образовательного процесса в своей работе.
Через портал дополнительного образования детей муниципальные учреждения формируют группы, ведут электронный журнал посещаемости, регистрируют договоры, размещают электронное расписание. Кроме того, при помощи ресурсов этого портала составляются электронные отчеты по объему услуг, а также по качеству их предоставления. Для родителей портал предоставляет всю информацию о муниципальных учреждениях дополнительного образования детей: место нахождения, перечень услуг, расписание занятий, результаты работы по направлениям и т.д.
В содержательном плане городская система дополнительного образования детей имеет достижения международного и федерального уровня, но эти достижения преимущественно в сфере искусства и спорта.
Кадровая политика
Средняя заработная плата педагогов за последние два года выросла на 30 % и составила к концу 2012 года: у воспитателей – 13958 руб., у учителей – 24000 руб.
Кадровая стабильность становится одним из главных показателей эффективной работы системы образования города. В 2012 году укомплектованность педагогами школ составила 96,9%, детских садов – 96,5 %. Существенно изменился возрастной состав директорского корпуса: средний возраст руководителей в 2008 году составлял 53 года, в 2012 году – 48 лет. Таким образом, положительная динамика указанных результатов деятельности говорит о стабильности и устойчивости системы образования Перми.
Выводы:
Адаптационный вызов
- В Перми, в отличие от многих территорий РФ завершены реформы по внедрению подушевого финансирования, размещения муниципального задания с показателями качества каждому учреждению, перевод в автономный режим, реорганизация неэффективных учреждений путем присоединения.
- Создан рынок немуниципальных поставщиков услуг дошкольного образования. На 1 мая 2013 года 17 немуниципальных учреждений дошкольного образования имеют лицензии, а услуги по присмотру и уходу оказывают более 120 частных предприятий.
- В городе идут процессы перехода к новым образовательным результатам:
- созданы условия для обучения иностранным языкам в соответствии с международными стандартами. На базе трех школ города реализуются программы Международного бакалавриата, позволяющие по окончании старшей ступени поступить без экзаменов в вузы разных стран мира. Международные сертификаты о владении иностранными языками получают не только ученики специализированных школ, но и дети из самых обычных образовательных учреждений. За два последние года 528 пермских школьников получили международные языковые сертификаты;
- созданы уникальные школы со специализированными услугами (Инженерная школа, Школа IT, Школа дизайна, Техно-Школа, Школа Киокушинкай);
- разработаны и внедряются муниципальные модели перехода на новые ФГОСы в старшей школе «Муниципальная модель профильного обучения», на второй ступени обучения - «Муниципальная модель основной школы». В основе обеих моделей лежит индивидуализация образования – в старшей школе через формирование и обучение по индивидуальным учебным планам старшеклассников, а на второй ступени обучения через организацию для детей пространства выбора своей образовательной траектории.
Динамический вызов:
- В городе создана и работает ассоциация общественно активных школ. Особенностью учреждений, входящих в нее, является открытость, предоставляющая детям условия для социализации, демонстрирующая им возможности непрерывного образования, открывающая для них сферу неформального образования.
Информационный вызов:
- В Перми в системе управления образованием широко используются информационные технологии: автоматизированы системы размещения муниципального задания и контроля за ним, система формирования групп в дошкольном, дополнительном образовании, контроль за посещаемостью. В школах внедрена система электронных дневников и журналов. Четвертый год на едином портале пермского образования в электронном виде существует рейтинг образовательных учреждений города.
- Развивается система дистанционного обучения. Более широко она представлена для одаренных детей: старшеклассники общеобразовательных школ, выбравших обучение по углубленным программам, имеют возможность обучаться дистанционно у педагогов специализированных школ. Также созданы условия для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, по состоянию здоровья не посещающих школу и обучающихся индивидуально на дому. Каждому учащемуся по месту его проживания оборудовано компьютерное рабочее место, подведен Интернет, осуществляется оплата трафика.
- В образовательных учреждениях города создаются условия для овладения детьми информационными технологиями: регулярно обновляется техника, в 65% школ созданы зоны Wi-Fi.
Проблемы системы образования города
Как видно из перечисленных достижений системы образования города, в Перми созданы предпосылки для решения проблем, обозначенных глобальными вызовами образованию.
Особенно это касается динамического и адаптационного вызовов, связанных с условиями функционирования образовательных учреждений, а также с предоставлением населению города образовательных услуг нового поколения: международное образование, уникальные школы, дистанционное обучение.
Вместе с тем на уровне каждого образовательного учреждения «линейка современных продуктов», позволяющих каждому ребенку сформировать свой индивидуальный образовательный маршрут, отсутствует. Не существует в массовой практике и организационных механизмов, позволяющих сформировать этот индивидуальный маршрут.
Ниже выделены и перечислены по направлениям деятельности проблемы, которые являются приоритетными для пермского образования и для решения которых необходимо разработать действенные механизмы.
Содержание образования
- существование приоритета формирования узко-специальных знаний и умений школьников над способностью применить эти знания в реальной жизненной ситуации;
- отсутствие образовательных курсов прикладной и практико-ориентированной направленности, как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования детей;
- оторванность школьного содержания образования от реальности;
- в условиях массовой школы недостаточно программ, ориентированных на отдельные группы потребителей: одаренных детей, детей с ОВЗ, творческих детей, заинтересованных получением навыков в конкретных сферах жизнедеятельности;
- отсутствие заказа на современное образование от работодателей, «разрыв» между профессиональной сферой и сферой общего образования;
- отсутствие содержательных «вертикальных» программ: школа – профобразование – профессиональная сфера;
- отсутствие уникальных (прорывных) курсов как в муниципальных ОУ, так и в частных;
- содержание дошкольного образования существенно не обновляется, оно традиционно ориентировано на среднего воспитанника, не предполагает построение индивидуального образовательного маршрута;
- дополнительное образование на 85% представлено курсами художественно-эстетической и спортивной направленности;
- существует потребность в квалифицированных кадрах на рабочие специальности, вместе с тем, большинство детей ориентировано на получение исключительно высшего профессионального образования; среднее образование перестало быть ценностью, оно не престижно.
Организация образовательной деятельности
- в школе единственной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система, которая не обеспечивает получение индивидуализированного образования и ориентирована на среднего ученика;
- индивидуализация образования либо внедряется формально, либо присутствует в виде единичных случаев;
- сегодня существует ориентация работы школ на экстенсивный путь организации образовательного процесса, сутью которого является увеличение часовой нагрузки на ученика. Отсюда и нежелание перехода на пятидневную учебную неделю, и использование вариативной части БУП на стандарт;
- отсутствие сетевой организации предоставления образовательных услуг как в части вариативной части БУП, так и в части дополнительного образования;
- учебная деятельность в учреждении организована исключительно с «собственным» контингентом, то есть и учитель, и ребенок позиционирует себя только внутри периметра учреждения; они не могут видеть, представлять себя внутри мирового образовательного пространства;
- произошла дифференциация школ на муниципальном уровне: яркие лидеры и явные аутсайдеры, не способные изменить ситуацию стагнации системы образования;
- недостаточно интенсивно развивается рынок образовательных услуг в общем образовании, невзирая на созданные финансово-экономические условия для самостоятельной деятельности учреждений.
Образовательные технологии
- современные технологии, в том числе и информационные, не вошли в образовательный процесс; используются традиционные педагогические технологии обучения;
- в повседневной практике не используются исследовательские технологии, связанные с экспериментом, выполнением практических опытов;
- не используются в современном наполнении этого термина, проектные технологии. Чаще всего в массовой практике понятие проекта подменяется рефератом, докладом;
- не используются мультимедийные и гипермедийные технологии, технологии геймификации.
Система мониторинга и контроля личных достижений детей
- не разработаны формы контроля достижения личностных и метапредметных результатов учащихся, зафиксированных в ФГОСах;
- система портфолио ученика и воспитанника разработана на разных уровнях и в разных видах, есть опыт ее внедрения, но она имеет неофициальный, неформальный характер, что проявляется в невостребованности в дальнейшей образовательной траектории учащегося, студента материалов, закрепленных в портфолио.
Программно-методические условия
- занятия в системе общего образования в массе своей неинтересны; в конкуренции с «медийным рынком» сфера образования очевидно проигрывает, так как учебно-методические комплексы сильно отстали от современных цифровых ресурсов;
- в дошкольной сфере образовательные программы не опираются на возможности новых информационных технологий: технологий геймификации, мультамедийных технологий.
Кадровая политика
- идет процесс «ухудшения» качества педагогического корпуса: в основном педагоги не принимают участие в обновлении содержания, не осваивают новые технологии, любые попытки оценить качество их работы встречают активное сопротивление;
- отсутствие мужчин в образовательных учреждениях;
- идет процесс «старения» педагогического корпуса;
- недостаточно инновационных предложений и решений у административного корпуса. Образовательные учреждения в массе своей ориентированы на выполнение стандарта. Они похожи друг на друга, не имеют отличительных особенностей (ни содержательных, ни организационных).
Организационные условия
- в сфере дошкольного образования количество потребителей услуг превышает количество мест (суммарно в муниципальной и частной сети);
- в сфере дополнительного образования не внедрены организационно-экономические механизмы субсидирования образовательных услуг, предоставляемых негосударственными поставщиками.
Материальные условия
- предметно-развивающая среда школ ориентирована на классно-урочную систему: стандартные кабинеты на 25-30 человек; нет кабинетов для групповых и индивидуальных занятий, лекционных аудиторий;
- материальная среда учреждений не учитывает потребности в формировании практических навыков обучающихся и воспитанников. Главным в оснащении школ являются парты и стулья; нет оборудования для проведения исследований, экспериментов, реализации проектов;
- предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях быстро устаревает; недостаточно современных игр;
- недостаточно современных малых игровых форм как в детских садах, так и во дворах.
6.Тенденции, формирующие будущее пермского образования
Ответ на современные вызовы образованию, решение обозначенных выше проблем, должны происходить с учетом основных тенденций развития мирового, российского, краевого и муниципального образования.
Ниже по направлениям деятельности зафиксированы основные тенденции, которые являются определяющими для пермского образования на период до 2030года.
Содержание образования
Главной мировой образовательной тенденцией является необходимость «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к производственным и общественным инновациям, которыми будет отмечено наступившее столетие.
Для развития у молодежи постоянной потребности в самообразовании, в работе над собой «на опережение», необходимо формировать такое качество как мотивация. Очевидно, что это качество должно стать главным образовательным приобретением, навыком человека будущего. Именно устойчивая мотивация к самообразованию, а точнее, ее отсутствие, является главным препятствием для обучения взрослых людей.
Отсюда и потребность в формировании у школьников способностей, позволяющих работать с собственным сознанием. Для обеспечения развития этого личностного качества требуются специальные учебные программы, направленные на работу ребенка со своим внутренним «Я»: понимание своих индивидуальных задатков, способностей, склонностей, интересов. Пока аналогов этим программам нет ни в сфере общего, ни в сфере дополнительного образования.
Современное общество особо нуждается в лидерах, в людях, способных принимать решение и нести за него ответственность. Вместе с тем на сегодняшний день в системе образования не получили широкого распространения тренинги, направленные на формирование и развитие воли, способностей работы с собственным самосознанием и т.д. Не используются в практике традиционного образования курсы, формирующие общие регулятивные умения и навыки: умение провести анализ, поставить цель, найти идею для ее воплощения и пр.
Становление общего технологического уклада, экономики основанной на знаниях требуют кардинального пересмотра содержания образования.
Образовательные курсы, в том числе и базовые должны быть построены на продукто - ориентированных технологиях обучения, что предполагает закрепление специальных умений и навыков на практических задачах и примерах из реальной жизни. Отсюда и необходимость в новых, построенных на иных дидактических принципах учебно-методических комплексах, учитывающих особенности профессий будущего, а не формирующих представления о профессиях, уходящих в прошлое.
Еще одной важной тенденцией, представляющей собой ответ на динамический вызов, является построение непрерывного образования человека, образования через всю жизнь. Речь идет не о классическом, академическом образовании, а об овладении человеком блоками новой, возникающей в процессе развития общества информации, без которой невозможна успешная профессиональная деятельность: исследование и проектирование бизнеса, менеджмент, логистика и т.п.
Кризис традиционной модели детства, обозначенный в Стратегии 2020, требует от системы образования новых форм и способов взаимодействия с семьей. Семьи, в которых недостаточно возможностей для культурного и социального развития детей, нуждаются в индивидуальном сопровождении, а семьи активные и компетентные могут быть привлечены к управлению школой вплоть до их прямого участия в обновлении образовательного процесса.
Второй важной тенденцией, о которой идет речь в Стратегии 2020, является восстановление корпуса всеобщих культурных традиций образования. В условиях децентрализации содержания образования необходимо установить некоторый инвариант содержания образования, который создает единую базу для общего взаимного понимания, некоторое единое общекультурное «понятийное поле». В ряде стран даже развернуты специальные проекты определения «культурной грамотности» под лозунгами того, «что должен знать каждый». На этом фоне трудности с разработкой и обсуждением федеральных образовательных стандартов свидетельствуют о серьезном отставании отечественной педагогической науки и экспериментальной практики.
Образовательные технологии
Всеобщей тенденцией, являющейся таковой не только для системы образования, стало стремительное проникновение медийной сферы во все направления жизнедеятельности человека. Медийные технологии уже стали нормой для наших детей, но в школе до сих пор превалируют педагогические технологии прошлого века.
Новое время требует полной «перезагрузки» в технологиях обучения и образования:
- обучение с помощью игровых симуляторов, где ребенок в интерактивном режиме проводит опыты, решает задачи по экономике, путешествует и т.д.;
- обучение через активные аудиовизуальные тесты, при котором возможно визуально увидеть последствия своей ошибки;
- обучение в ходе просмотра массового кино, обучение через погружение в мир видеоигр.
Компьютерные технологии должны создать условия и для дистанционного образования. Массовая школа прошлого века породила явление массового учителя. Для нового времени необходимо строить образовательный процесс так, чтобы действительно талантливый педагог имел возможность общаться с максимально большим количеством детей.
Нельзя ограничивать потенциал ребенка стенами школы. Новые учителя-звезды станут героями целого поколения, обойдя кассовых актеров по популярности и узнаваемости. Впервые за все время существования массового среднего образования источник знания станет вызывать уважение и желание подражать – психологически необходимый фундамент для любого обучения.
Контроль
Для того чтобы ребенок понимал успешно ли он продвигается в достижении своих целей и мотивировал себя к дальнейшим успехам, нужна оценка его действий. Традиционно в массовом образовании используется внешняя оценка, но эта оценка сегодня для ребенка носит формальный характер. Она не стимулирует его для постановки целей и их достижения. За него это делают взрослые.
Чтобы внешняя оценка реально стимулировала ребенка, необходимо кардинально поменять формы и методы работы по оцениванию достижений школьников. Основной идеей здесь должно стать обучение через локальное и глобальное соревнование. Соревновательные системы не только развивают волю, способствуют социализации детей, но и формируют лидерские способности ребенка.
Кроме того, одной из ведущих тенденций в системе индивидуализации образования является возрастание роли самоконтроля. Это связано с тем, что в процессе построения индивидуальных образовательных траекторий развития ребенку необходимо самому уметь фиксировать свои приращения, изменения в образовательном и личностном плане. Поэтому особое значение придается формированию у школьников навыков самоконтроля, так как именно это качество характеризует образовательную деятельность как управляемый самим ребенком процесс личностного развития.
7.Модель выпускника
В обществе, основы которого закладываются сегодня, конкурентное преимущество во всех областях человеческой деятельности достигается за счет непрерывных изменений в профессиональной среде, базирующихся на инновационной экономике знаний и наукоемких методах производства.
Главным качеством человека будущего станет способность человека адаптироваться к нововведениям в различных сферах жизни. Это способность изменять свое сознание и поведение вслед за изменением внешних условий. С этих позиций вполне закономерной представляется необходимость новых педагогических средств подготовки специалиста к деятельности в условиях быстро меняющегося профессионального мира.
Отсюда, главными образовательными результатами для выпускника средней школы должны стать готовность к профессиональному самоопределению, высокий уровень функциональной готовности.
В самом общем виде основные результаты обновления пермского образования, выраженные в модели будущего выпускника, могут быть представлены следующим образом.
Мотивационный компонент
- наличие жизненных целей;
- наличие способности к личностному самоопределению системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;
- осознание важности профессионального самоопределения;
- сформированность и выраженность структуры профессиональных интересов;
- устойчивая мотивация к самообразованию, в том числе в интересующей профессиональной сфере деятельности;
- наличие мотивации «достигать» поставленных целей;
- способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, приобретения опыта участия в социально значимом труде.
Когнитивный компонент
- высокий уровень базовой подготовки;
- наличие системных представлений о мире профессий и их особенностях;
- наличие представлений о потребностях рынка труда, в том числе в регионе;
- высокий уровень информированности о выбранной профессиональной сфере деятельности;
- наличие адекватного представления о своих индивидуальных особенностях, предпочтениях, слабых и сильных сторонах своего характера;
- наличие знаний о том, как соотносить свои потребности и возможности;
- наличие способностей действовать в условиях выбора.
Операционный компонент
- высокий уровень функциональной грамотности, позволяющий легко входить во взаимодействие с окружающим миром и адаптироваться в нем;
- высокий уровень технологической компетенции, обеспечивающей готовность к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике;
- наличие способностей к творчеству и инновациям, умений на основе информации создать новую идею и воплотить ее в реальной практике;
- владение методами конструирования личного плана профессионального развития (наличие навыков планирования, целеполагания, рефлексии).
Оценочно-рефлексивный компонент
- высокий уровень компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- осознание требований социума и их анализ с точки зрения поставленных целей профессионального развития;
- способность к прогнозированию развития своих мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых особенностей в выбранной сфере профессиональной деятельности;
- способность к осмыслению результатов саморазвития в выбранной сфере профессиональной деятельности и определение (в случае необходимости) альтернативных вариантов ее изменения.
Эмоционально-волевой компонент
- высокий уровень осознанности и ответственности; способность оценивать последствия принимаемых решений и избегать негативных последствий;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
8.Цели и задачи развития пермского образования на период до 2030 года
Чтобы создать условия для формирования описанной модели выпускника, пермскому образованию нужно постоянно находиться в состоянии инновационного развития. В рамках этого необходимо сосредоточиться на поддержке и внедрении тех инициатив, которые обеспечат решение перечисленных выше проблем, так как только в этом случае возможно получить выпускника, понимающего свои сильные и слабые стороны, определившегося в профессиональной сфере и готового ставить цели и их достигать.
Генеральной целью пермского образования до 2030 года является обеспечение выпускникам школ высокого уровня готовности к профессиональному самоопределению на основе самостоятельного построения ими индивидуально-ориентированного образования.
Для достижения этой цели необходимы кардинальные изменения во всех сегментах образовательной системы города.
Содержание образования:
Первым и определяющим новообразованием должно стать обновление подходов к формированию содержания образования. Условно содержание, предлагаемое в рамках общего образования, можно разделить на 4 блока.
Первый блок связан с формированием навыков работы со своим сознанием: знание своих индивидуальных особенностей организма, индивидуальных психологических особенностей (характер, темперамент, волевые свойства и пр.), социально – психологических особенностей (ценностные установки, коммуникативных свойств личности, организаторский качества и т.д.). В рамках этого блока должны формироваться навыки работы со своим сознанием: самомотивация, саморазвитие, целеполагание, развитие волевых качеств и т.д.
В основе второго блока лежат предметные результаты, определяемые новыми ФГОСами. Они содержат требования к академическим знаниям, получаемым в процессе усвоения базовых положений отдельных учебных предметов.
Третий блок представляет собой использование специальных знаний и умений в практической деятельности. Учебно-методический комплекс должен быть переработан и носить практический, продукто -ориентированный характер, соответствовать современным требованиям общества и новой экономики.
Содержание этого блока должно обеспечивать решение задачи формирования у обучающихся необходимых метапредметных компетенций, таких как регулятивные, познавательные, коммуникативные, а так же и специфических компетенций, связанных с определенной сферой жизнедеятельности человека. Последняя группа компетенций должна строится на освоенных школьниками в ходе изучения конкретного учебного предмета умениях, специфических для данной предметной области; видах деятельности по получению нового знания в рамках этого предмета, преобразованию этого знания и применению его в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.
Четвертый блок связан с формированием и развитием профессионального самоопределения обучающихся и воспитанников. В рамках этого блока содержание образования должно строиться на знаниях о своих индивидуальных особенностях, своих потребностях и склонностях в связи с формированием своих профильных и профессиональных предпочтений. Сюда должна быть включена информация о мире профессий, в том числе о «вымирающих» профессиях и профессиях будущего. В рамках этого блока у детей должны формироваться умения и навыки осознанного выбора, изменения выбора, построения индивидуальных перспектив развития в профессиональном плане.
Соотношение объемов содержания по этим блокам может быть в следующей пропорции: 10:30:40:20.
Содержание образования может быть оформлено как в виде традиционных куров, так и в виде семинаров, вебинаров, конференций, видео-лекций, интерактивных игр и т.д.
Образовательные курсы могут носить краткосрочный характер. Реестр их предложений должен регулярно обновляться (не реже 1 раза в год).
На основе указанных 4-х блоков обучающийся формирует личное содержание образования. С целью обеспечения его сбалансированности формирование индивидуально-ориентированного содержания осуществляется при участии тьютора (коучера).
Фиксация индивидуального образовательного маршрута осуществляется в 3-х стороннем соглашении между обучаемым, родителями, коучером. В этом же соглашении фиксируются ожидаемые образовательные результаты.
Организация образовательного процесса
Рассмотрим особенности организации учебного процесса в рамках реализации новой Стратегии на различных управленческих уровнях.
Муниципальный уровень
На муниципальном уровне создается единый образовательный портал (виртуальная городская школа), основными модулями которого являются:
- единый городской реестр образовательных курсов («меню» образовательных предложений), систематизированных по 4-м указанным выше содержательным блокам. Важно, что курсы в реестр могут предлагаться, как негосударственными поставщиками, так и муниципальными. Из набора курсов каждый потребитель или каждое образовательное учреждение может выбрать то предложение, которое его заинтересовало. Суть данного процесса в том, что происходит постепенное стирание границ между учреждениями. Ребенок свободно перемещается в городском образовательном пространстве;
- автоматически на едином портале формируется единое (городское) расписание. У отдельного потребителя будет возможность, посмотрев расписание, включиться в работу группы, семинара и т.д.;
- «движение» учащегося в городском образовательном пространстве будет осуществляться с помощью персональной электронной пластиковой карты. На карте будет «отражена» бюджетная квота на получение обучающимся образовательных услуг (базовых и дополнительных);
- автоматически движение обучаемого по индивидуальному образовательному маршруту будет фиксироваться в личном кабинете. Доступ в этот кабинет будет у учащегося, его родителей, коучера, директора школы, за которой закреплен обучаемый.
Уровень образовательного учреждения
Основной идеей новых подходов к организации учебно - воспитательной работы на институциональном уровне является полномасштабное внедрение сетевого образования, развитие различных видов неформального образования.
Суть этого процесса можно кратко изложить следующим образом. Семья выбирает образовательное учреждение, за которым закрепляется обучающийся. Существенно, что количество «закрепленных» за учреждением детей может значительно превысить проектную емкость здания школы.
Школа становится офисом для коучеров (тьюторов). За каждым обучаемым закрепляется тьютор. У одного тьютора может быть от 10 до 15 обучаемых.
Тьютор совместно с семьей обучаемого с учетом его склонностей, потребностей и интересов конструирует траекторию личного образования из городского реестра образовательных предложений.
Если в одном учреждении возникает несколько запросов на определенный образовательный курс, то учреждение может заказать этот курс «на дом», то есть организовать изучение его в стенах школы.
Если запросов немного, то учащийся может посетить этот курс в том, месте и в то время, когда это представляется наиболее для него удобным.
Если образовательному учреждению недостаточно помещений для предоставления услуг базового уровня, оно может использовать иные помещения на условиях аренды, безвозмездного использования и т.д.
Таким образом, школа «раздвигает свои границы»: работает не только на прикрепленный контингент, но и принимает всех желающих из других микрорайонов и районов города.
Образовательные технологии
Традиционный подход, когда педагогические технологии рассматривали в неразрывной связи с уроками математики, химии и т.д., уходит в прошлое. Сейчас идет речь о получении комплексного образования, не связанного с классно-урочной системой. Отсюда и понятие образовательных технологий трансформируется и приобретает смысл более глобальный, чем в обычном понимании.
Происходит как бы «расслоение» понятия технологии. Первый, обязательный для всех «слой» связан с компьютерными, информационными технологиями: дистанционное обучение, медийные технологии, геймификация. Пока все образовательные учреждения, все преподаватели не встанут, не «подымутся» на эту новую ступеньку, содержание образования останется на уровне двадцатого века.
А вот уже традиционные педагогические технологии, такие как проектирование, исследование, обучение в группах, парах и т.д., будут восприниматься как современные ровно на столько, на сколько в образование города, отдельно взятого учреждения будут внедрены технологии первого «слоя».
Как это может и должно выглядеть. У каждого собственный device. В идеале школьники пользуются планшетами с камерой, микрофоном, GPS и датчиками для сбора данных из окружающей среды. Иными словами, электронный учебник должен быть не только «читалкой» для ребенка, но и цифровой лабораторией.
Например, GlobalLab. Сейчас она существует и в русской версии. Идея в том, чтобы объединить школьников в виртуальной лаборатории с единой базой данных, в которой они смогут совместно работать над научными проектами, делиться наблюдениями и результатами.
Для того, чтобы образование действительно стало ценностью для детей, чтобы они реально поверили школе и стали ее уважать, необходимо в повседневной практике, а не только на открытых мероприятиях, использовать 3D технологии, обучающие компьютерные игры на современных платформах, Кинет – технологии, ресурсы кино-индустрии, возможности crowdsourcing (на русский можно перевести как «умная толпа») и sitizen science («гражданская наука»).
Другое направление совершенствования образовательных технологий, логично продолжающее идею электронных учебников, связано с разработкой алгоритмов адаптации контента. Такие алгоритмы смогут отслеживать действия и успехи ученика и предлагать ему новые материалы в зависимости от того, что уже усвоено, включать в себя рекомендации, как родителей, так и педагогов. Не исключено, что на основе этих алгоритмов компьютер будет отслеживать поведение целых школ.
Мониторинг и контроль
Сначала необходимо установить объект мониторинга. Считаем, что самым сложным, но наиболее важным является уровень сформированности навыков работы со своим сознанием. Далее, традиционно, остается уровень предметных знаний, а вот степень готовности использовать специальные знания и умения в практической деятельности, уровень готовности к профессиональному самоопределению является специфическим предметом мониторинга и требует разработки новых методик.
Что касается отслеживания качества кадрового состава, то здесь тоже должны произойти кардинальные изменения.
Отвечая на вопрос как проводить мониторинг, можно отметить, что тут предпочтительно сочетание традиционных и новых подходов к организации и проведении контроля.
Традиционные способы контроля и мониторинга
система мониторинга уровня обученности в школах:
- электронные дневники;
- системы внутришкольных мониторингов, интегрированных в городскую систему;
- рейтинги ОУ по качеству образования;
- система мониторинга метапредметности.
мониторинг готовности к профессиональному самоопределению:
- электронные портфели достижений в школах, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования;
- системы внутришкольных мониторингов сформированности профессионального самоопределения, интегрированных в городскую систему.
системы мониторинга качества знаний педагогов (учителей и воспитателей):
- системы учета движения по индивидуальному образовательному маршруту.
Современные способы контроля и мониторинга
обучение через локальное и глобальное соревнование; соревновательные системы, формирующие лидерские способности:
- стимулирование участия пермских детей, педагогов и учреждений в глобальных рейтингах;
- создание городских рейтингов по различным направлениям, позволяющих оценить собственный уровень в городском масштабе, как для детей, так и для взрослых.
Управление образованием на муниципальном уровне
Все нововведения предполагают кардинальное обновление подходов к управлению образованием на муниципальном уровне. В частности, необходимо:
- реальное обновление содержания образовательных программ и используемых технологий (смещение акцентов от формирования узко-предметных знаний к формированию компетенций использования этих знаний для решения практических задач);
- создание реальной конкурентной среды на рынке образовательных услуг за счет внедрения новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равные условия функционирования муниципального и негосударственного сектора (уход от монополии рынка образовательных услуг государственных и муниципальных учреждений).
Традиционно образовательные учреждения, школы, детские сады и учреждения дополнительного образования, ориентированы на работу «со своими» детьми, закрепленными в их контингенте. Современные вызовы, в частности динамический вызов, требуют выхода «за рамки» формального образования, позиционирования образовательного учреждения как интегрированного социо-культурного центра, предоставляющего социальные услуги различной направленности, а не только образовательные, потребителям различных возрастных групп, с раннего возраста и заканчивая пенсионерами. Речь идет о создании условий для непрерывного образования, образования «в течение всей жизни».
Современное образовательное учреждение должно стать координатором между потребностями населения и возможными предложениями на рынке образовательных услуг. Союзником такой стратегии развития образования здесь может и должна стать семья, заинтересованная в развитии потенциала своего ребенка.
В этой связи в сфере дошкольного образования необходимо:
- разработка и внедрение услуг психолого-педагогической направленности детям от 0 до 3 лет (с максимальным охватом всего населении, а не только контингента детского сада);
- расширение спектра образовательных услуг детям от 1,5 до 3 лет;
- значительное увеличение числа краткосрочных курсов для определения сферы интересов детей;
- частое обновление содержания курсов в зависимости от изменения развивающей среды;
- использование информационных технологий в игровой форме: компьютеры, IPod, smart-доски;
- увеличение числа курсов по развитию навыков конструирования и моделирования;
- разработка и внедрение курсов с использованием современных игрушек и игр.
В системе общего и дополнительного образования необходимо:
- расширение спектра образовательных услуг детям от 7 до 17 лет;
- разработка и внедрение услуг различной направленности для взрослых: ИЗО - студии, дизайн –студии, обучение иностранным языкам, услуги спортивной направленности, услуги для совместного посещения мамы и ребенка, бабушки и ребенка и т.д.;
- развитие инфраструктуры социализации и досуга детей и подростков по месту жительства (клубы, детские и спортивные площадки); использование существующих и создание новых социокультурных сред для социализации и развития детей и подростков (эксплораториумы, музеи науки и техники, игровые центры).
Система пермского образования показывает стабильно высокие результаты обученности школьников по результатам ЕГЭ, по участию детей в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. Однако зачастую применить эти знания в реальной жизненной ситуации дети не могут. В этой связи необходимо обновление образования, направленное на повышение уровня функциональной грамотности пермских школьников, формирование технологических компетенций.
Учитывая внедрение в образовательный процесс новых ФГОСов, необходимо особое внимание уделить инвариантной части учебного плана, которая обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения.
Предполагается, что обязательный (инвариантный) компонент учебного плана будет состоять из перечня предметных областей. В каждой предметной области указывается набор учебных курсов, интегративных и узко-научных образовательных модулей. Внутри каждого учебного курса, модуля указывается количество часов аудиторной и внеаудиторной нагрузки. В этом разделе также должны быть указаны обязательные внеурочные индивидуальные и групповые занятия, а также часы тьюторского сопровождение самостоятельной работы учащихся.
Важность инвариантного раздела учебного плана связана с тем, что она составляет большую часть учебного плана, от 80% для начальной школы, до 60% в старшей школе. Отсюда и ответственность образовательного учреждения, которое самостоятельно прописывает, как будет реализовываться инвариантные дисциплины в школе. При работе с обязательной частью необходимо учитывать следующие моменты:
- учебные дисциплины, имеющие в своем содержании потенциал для реального исследования или эксперимента, такие как биология, химия, физика, география, технология должны приобрести ярко выраженный практико-ориентированный характер;
- для реализации практической направленности образовательной программы учреждения необходимо разрабатывать и внедрять в вариативную часть продукто-ориентированые курсы, такие как технология создания бизнес-проекта, разработка и реализация проектных идей, моделирование и конструирование реальных объектов окружающего мира и т.д.
- для обеспечения обязательной в учебном плане проектной деятельности школьников, необходимо регулярное (не реже одного раза в квартал) проведение конкурсов проектов совместно с профессиональными сообществами, промышленными предприятиями города;
- система дополнительного образования должна стать партнером для школ по реализации ФГОСов в части внеурочной деятельности. Для этого в максимально сжатые сроки должно увеличиться количество курсов технического и прикладного творчества и соответственно количество детей в них (к 1 сентября 2013 года – 30% от количества посещающих художественно-эстетическое направление; к 1 сентября 2014 года – 60%; к 1 сентября 2015 года – 100%).
Для обеспечения новых управленческих механизмов на муниципальном уровне необходимо расширять виды образовательных услуг в уникальных школах. При этом опора должна осуществляться на профессиональные сообщества.
Организация образовательного процесса и образовательной среды в городском пространстве
Основным организационным элементом образовательного пространства города должны стать индивидуальные образовательные траектории на всех уровнях обучения детей.
Для этого широко должны быть использованы возможности формирования технологической среды системы образования: «умная школа», «цифровая школа», «школа компетентностей».
Главным стратегическим направлением описанного процесса должно стать стирание границ между учреждениями: единая муниципальная база образовательных курсов; единое расписание занятий, муниципальные соревновательные системы среди детей и педагогов. Основным организационным механизмом этой модели может стать образовательный сертификат как на дополнительное образование, так и на вариативную часть базисного учебного плана.
Создание конкурентной среды в системе образования города
Достижение нового качества образовательных результатов требует высокой мобильности и гибкости городской системы образования. Это возможно лишь при условии создания в городе реальной конкурентной среды в сфере предоставления образовательных услуг. Только конкуренция поставщиков услуг за потребителя может обеспечить настоящую вариативность образования, существенное увеличение спектра оказываемых населению услуг и, как следствие, кардинальное качественное обновление образования.
В социальной сфере в целом и в системе образования в частности должны быть в полной мере внедрены экономические механизмы поддержки конкуренции, как между негосударственными и муниципальными поставщиками услуг, так и внутри муниципальной сети образовательных учреждений.
Для дальнейшего развития негосударственного сектора в Перми необходимо сохранить те организационно-экономические инструменты, которые уже внедрены в практику управления в сфере дошкольного и школьного образования:
- субсидирование поставщика образовательной услуги в размере норматива ее стоимости;
- денежные выплаты населению для самостоятельного выбора им образовательной услуги и ее поставщика.
Для кардинального обновления системы дополнительного образования детей необходимо прекратить практику создания необоснованных конкурентных преимуществ муниципальным учреждениям и распространить механизмы субсидирования частных поставщиков по факту оказании ими образовательных услуг на систему дополнительного образования детей.
То же для детей с ОВЗ. Увеличение предложений на рынке услуг возможно за счет привлечения частного сектора.
9.Принципы, заложенные в основу Стратегии 2030
Стратегия опирается на следующие принципы:
Принцип децентрализа́ции – реализуется в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления.
Принцип опережающего развития образования - мобильная переориентация системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся социально - экономических условиях, умеющего оперативно отвечать на запросы общества и рынка труда.
Принцип соответствия современным трендам - разработка и реализация уже в настоящее время проектов, учитывающих современные тенденции развития России и основные вызовы общества к образованию, направленных на обеспечение устойчивого состояния системы образования.
Принцип программно-целевого управления реализацией инновационных направлений развития системы образования - направленность на получение конкретного результата, концентрация необходимых ресурсов и координация работ на актуальных проектах.
Принцип открытости - информация связанная с развитием образования, основными инновационными проектами, реализующимися в отрасли, должна быть доступна обществу; все решения по оценке результатов программ, проектов, эффективности их внедрения проводятся с участием общественности.
Принцип автономности – гарантия автономии ОУ, академические права и свободы, информационная открытость и их публичная отчетность.
Принцип партнерства – государственно-частное и социальное партнерство, консолидация потенциала и возможностей всех участников образовательной деятельности.
Принцип системности – системный подход к разработке форм и методов образовательной деятельности и технологий с учетом интересов всех участников образовательной деятельности.
10.Исследовательская и инновационная деятельность в системе образования
Научно-исследовательская деятельность и ее результаты являются одним из источников зарождения инновационных проектов, наряду с инициативными работами педагогов-практиков и других участников образовательной деятельности.
Инновационная деятельность
В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:
- новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций,
- новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций,
- новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций,
- новых инновационных продуктов в сфере образования – продуктовые инновации.
В основу менеджмента инноваций в области развития образования в городе Перми заложены следующие положения:
- решение проблем развития системы образования с учетом международных тенденций развития системы образования;
- обеспечение системности в менеджменте образования на всех уровнях;
- развитие рынка образовательных продуктов и услуг;
- пересмотр роли и порядка взаимодействия с различными участниками и партнерами образовательного процесса и в первую очередь с семьей и предприятиями-работодателями;
- пересмотр роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.
Выявление и поддержка инноваций происходит в соответствии с основными этапами инновационного процесса. Образовательные инновации проходят следующие этапы - действия:
- сбор информации и анализ ситуации с выявлением имеющихся проблем;
- определение потребности в изменениях;
- предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
- принятие решения о внедрении (освоении);
- собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
- институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
В основе современного образования должны лежать педагогические инновации, современные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Важной особенностью менеджмента современного образования является то, что применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда педагогов и обучающихся.
Экспертно-аналитическая деятельность
В процессе реализации Стратегии 2030 предполагается разработка и внедрение комплекса мероприятий по методическому и экспертно-аналитическому сопровождению: исследования, экспертизы, аудит. Эти меры позволят обеспечить обоснованность реализации Стратегии, а также получить объективную информацию о результатах и эффектах ее внедрения.
Эти исследования будут включать регулярный сравнительный анализ результатов работы системы образования города и конкурирующих городов РФ, анализ кадрового состава системы образования города, анализ образовательных учреждений-лидеров и учреждений с неудовлетворительным качеством работы.
11.Механизмы реализации Стратегии 2030
Механизмы реализации Стратегии основаны на использовании проектно-программного метода выполнения работ с управлением по результатам, в соответствии с приоритетами социально-экономического развития города.
Данная Стратегия реализуется через разработку и внедрение ведомственной целевой программы (далее ВЦП), включающую в себя методическую, научную и ресурсную поддержку частных моделей по каждому приоритетному направлению развития системы образования города.
ВЦП включает в себя соответствующие концепции и планы мероприятий каждой модели.
Среди основных моделей можно выделить следующие :
Муниципальная модель профильного обучения, которая должна обеспечить интеграцию потенциала педагогики, психологии, социологии и статистики для формирования политики и технологии развития навыков профессионального самоопределения учащихся в старшей школе.
Внедрение этой модели должно создать условия для формирования навыков принятия молодежью обоснованных решений при выборе дальнейшего пути, формирование траектории их карьерного роста, предусматривающей баланс профессиональных интересов человека, его психофизиологических особенностей и потребностей рынка труда.
Муниципальная модель профильного обучения лежит в основе городской системы профессиональной ориентации и должна стать частью сопряженных систем: непрерывного образования, молодежной политики и эффективной трудовой занятости населения.
Муниципальная модель основной школы имеет название «Основная школа – пространство выбора» и является актуальным приоритетным направлением модернизации основной ступени образования в соответствии с новыми ФГОСами. Создание пространства выбора на основной ступени общего образования является в настоящий момент ключевым условием для модернизации всех остальных компонентов образовательной деятельности на основной ступени образования.
Главный аспект муниципальной модели основной школы – это включение в образовательную деятельность субъектности подростка. Все педагогические изменения без этой субъектности не приведут к решению образовательных проблем на второй ступени обучения и к реализации новых стандартов образования.
Существенным отличием пермской модели основной школы от подобных моделей, программ, проектов других регионов является понимание того, что создание пространства выбора требует преобразования школы в открытую социально-образовательную систему. Метапредметная, социально-профессиональная составляющие пространства выбора не могут быть построены только школой как автономной образовательной системой, они требуют включения в образовательный процесс социальных партнеров – от образовательных учреждений до предприятий и организаций различной направленности.
Поэтому, работа над построением системы социальных практик и профессиональных проб является одним из главных элементов модели основной школы.
Муниципальная модель дошкольного образования нацелена на обеспечение доступности дошкольного образования и удовлетворения потребностей различных слоев и групп населения в образовательных услугах для детей от 0 до 7-ми лет. В модели прописаны особенности организации дошкольного образования по трем группам: раннее образование для детей до трех лет, основное дошкольное образование с трех до шести лет и предшкольное образование.
Образование для каждой из этих групп выражено в разных формах и с различным наполнением. Особое внимание уделяется формированию спектра услуг для детей раннего и основного дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья, потребностей семьи и общества в целом, задающие широкое поле выбора возможностей в детских организациях и учреждениях, независимо от их формы собственности.
Особое внимание уделено содержанию и педагогическим технологиям дошкольного образования, что связано с необходимостью кардинального обновления образовательных программ учреждений дошкольного образования.
Учитывая тот факт, что в условиях подушевого финансирования и переходу в автономных режим функционирования, образовательному учреждению предоставляется большая самостоятельность, главным механизмом повышения качества дошкольного образования будет конкуренция как между муниципальными и немуниципальными поставщиками услуг дошкольного образования, так и внутри муниципальной сети.
Муниципальная модель дополнительного образования детей нацелена на создание условий для устойчивого развития сферы услуг дополнительного образования, обеспечивающих рост их качества и увеличение спектра программ различной направленности. Элементы модели в комплексе призваны обеспечить разнообразие ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения.
Основными направлениями реализации модели являются направления по формированию условий модернизации структуры и содержания программ дополнительного образования, а также обеспечение организационно-управленческих условий развития образовательных услуг разной направленности.
Ниже перечислены наиболее актуальные и перспективные направления развития системы дополнительного образования детей:
- развитие механизмов социального партнерства, сетевых моделей на основе взаимодействия общего, дополнительного образования, организаций других ведомств, бизнес-сообществами, общественными организациями и т.д.;
- рассмотрение нового ФГОС общего образования не только как стандарта для школы, а как стандарта школьного периода обучения ребенка, в связи с этим, осуществлять развитие механизмов формирования заказа школ на реализацию программ внеурочной деятельности средствами дополнительного образования детей, ориентированных на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов;
- разработка и реализация способов и форм построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования;
- создание сервисов открытого образования, в том числе, в сети Интернет, программах дистанционного обучения детей, сетевых проектных сообществ и др.;
- создание и распространение учебно-методических комплексов, способствующих формированию навыков профессионального самоопределения детей через усиление практико – ориентированных, научно-технических и других прикладных направлений развития, воспитания и образования детей;
- создание системы повышения педагогического мастерства педагогов сферы дополнительного образования, развитие новых позиций педагога (тьютора, модератора, фасилитатора и др.), предоставление возможности обмена опытом по использованию различных форм интеграции в системе образования и межведомственном пространстве, создание условий для овладения педагогическими работниками субъектно-ориентированными и коммуникативными технологиями, развития их социальной активности, методической мобильности и др..