Главные вкладки
Смирнова Елена Борисовна
сайт учителей начальных классов
Профессия: Зам. директора по УВР, учитель начальных классов
Профессиональные интересы: реализация ФГОС НОО
Увлечения: чтение, путешествия
Регион: Вологодская область
Населенный пункт: город Вологда
Место работы: МОУ ""СОШ №1 с углубленным изучением английского языка"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/smirnova-elena-anele"Всему, что необходимо знать, научить нельзя; учитель может сделать только одно - указать дорогу"
О себе
Работаю учителем начальных классов с 1978 года, образование высшее, имею высшую квалификационную категорию. За это время освоила методику различных УМК. 15 лет обучала детей по системе РО Л.В. Занкова. С 2006 года первая в области начала апробацию нового УМК «Перспективная начальная школа».
Чтобы создать деловую и творческую атмосферу на уроке продумываю рациональную систему методов и приемов обучения, его оптимизацию с учетом возраста обучающихся, уровня их подготовленности, работаю над формированием у учащихся навыков учебной деятельности, приемов контроля и самоконтроля.
В феврале 2010 года прошла краткосрочные курсы в ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по теме «Основы религиозных культур и светской этики» и получила сертификат о том, что являюсь тренером – преподавателем по данному курсу.
В течение десяти лет выполняю функции заместителя директора по УВР.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Стихи и поэмы М.Ю. Лермонтова завораживали, заставляли сочувствовать, сопереживать.
Рассказы А.П. Чехова читаю и перечитываю, вижу неуходящую актуальность.
Особое место роману Габрюэль Гарсиа Маркес "Сто лет одиночества" и творчеству А.С. Пушкина.
Люблю на отдыхе читать детективы и женские романы перед сном.
Мои достижения
Имею звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации"
Моё портфолио
Я девять лет обучаю детей по УМК «Перспективная начальная школа». В рамках ведения ФГОС использование данного УМК считаю наиболее целесообразным, так как он разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. «Перспективная начальная школа», созданная на методических основах развивающих систем обучения, вобрала в себя опыт классических систем обучения, учитывая при этом необходимость формирования прочных знаний, умений и навыков.
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик - равноправный участник процесса обучения.
Данный УМК предусматривает формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают преемственность образовательного процесса на всех этапах обучения и реализует требования стандарта второго поколения.
Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»:
Ø принцип непрерывного общего развития каждого ребенка;
Ø принцип целостности картины мира;
Ø принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
Ø принципы прочности и наглядности;
Ø принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа»:
- Комплектность предусматривает единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей.
- Инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
- Интерактивность – УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками.
- Интеграция – это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Разработан интегрированный курс «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство.
Основные методические особенности УМК «Перспективная начальная школа»:
Ø УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя;
Ø каждое методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, вторая – практическая.
ФГОС НОО способствует воспитанию гражданина, патриота, духовно-нравственной личности. УМК «ПНШ» также ставит перед собой задачу личностного духовно-нравственного развития учащихся, в нем прослеживается (из-за общности интриги) семейная жизнь, соблюдение традиций своей семьи, своего народа через знакомство и историей, событиями из жизни местопроживания семьи героев УМК и, которые перекладываются на историю своего города, семьи каждого ученика.
В комплекте ведется развитие патриотизма, гражданственности, развивается любовь к семье, труду и творчеству, природе и человечеству, ведутся исследования, опыты и наблюдения(с элементами научности), неразделимы искусство и литература. Невозможно только лишь в школе развивать ребенка. УМК «ПНШ» предусматривает социально-педагогическое партнерство с семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования и СМИ.
УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает информатизацию образования, активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися.
Например: Работа Клубов: обработка полученной информации - чаще всего школьники ищут информацию в сети Интернет - и предоставление её в виде доклада. Уже в начальной школе очень часто доклад оформляется в виде компьютерной презентации, что способствует формированию у учащихся умения отбирать нужную информацию, грамотно и эстетично оформлять свое выступление, т.е. способствует развитию эстетического вкуса ребенка.
Работа клубов предусматривает так же общение ребенка с авторами учебников через электронную почту. Составление писем помогает формировать умение грамотно строить свои высказывания, учит культуре общения, раскрепощает ребенка в общении со взрослыми. Эта деятельность способствует развитию кругозора, умения выбирать нужную информацию и использовать ее по назначению, делиться информацией с окружающими.
Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного школьника, его интересы, заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, формировать эстетический вкус, умение оптимально использовать время, планировать свою деятельность, предоставлять результат, самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
УМК «Перспективная начальная школа» помогает выполнить требования ФГОС НОО, т.е. помогает перейти:
- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели, как формированию умения учиться;
- от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контексте решения значимо жизненных задач в условиях реализации межпредметных связей;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей образования.
На первом месте сейчас стоят задачи формирования универсальных учебных действий (УУД). Их можно определить как совокупность действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.
Процесс обучения задает содержание и характеристику учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития таких УУД как личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные, формирование, которых в полной мере прослеживаются в УМК «ПНШ».
Регулятивные действия обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;
- планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий при решении учебных (практических) задач;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, тормозить ненужные реакции, запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
- контроль как способность сличения способа действий и его результата с заданными эталонами;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что освоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения материала.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность младшего школьника. Они характеризуются умениями слушать и слышать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. К ним относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Перечисленные выше универсальные учебные действия способствуют познавательному развитию младших школьников.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблем.
В общеучебные универсальные действия входят:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (учебной и практической задачи);
- планирование этапов предстоящей работы и определение их последовательности;
- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-извлечение необходимой информации из учебников, прослушанных текстов, справочников, словарей; определение основной и второстепенной информации и отделение основной информации от неглавной при решении практических задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- использование простейших предметных, знаковых, графических моделей, таблиц, диаграмм, их построение и преобразование.
К логическим универсальным действиям относятся:
- анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;
- синтез – составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор основания для сравнения, сериации, классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- формулирование проблемы (условия задачи учебной и практической);
- построение логической цепочки рассуждения.
Таким образом, УМК «ПНШ» предлагает содержание начального общего образования в полном объеме современных государственных эталонов и программирует различные формы обучения, учитывая при этом необходимость формирования прочных знаний, умений и навыков.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты