Инклюзивное образование
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Положение
об организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в целях создания условий
для организации инклюзивного образования детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями здоровья
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
1.1. Создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре проводится в рамках мероприятий целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 июля 2010 года
№ 160-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года», целевой программы «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2011 N 507-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Доступная среда"
на 2012 - 2015 годы", целевых муниципальных программ
«Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры», «Доступная среда» и др., утвержденных в муниципальных образованиях.
1.2. Основными нормативными документами, регламентирующими создание условий для организации инклюзивного образования детей-инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, являются:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;
- Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»;
- Приказы Минобрнауки России от 31 мая 2011г. №1922
«О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г.№175» и от 30 января 2012г. №57 «Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития между бюджетами субъектов Российской Федерации на 2012 год»;
- Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на проведение мероприятий по формированию в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития №06.G65.24.0042 от 30.05.2012;
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2005
№ 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО-Югре»;
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.06.2007
№ 78-оз «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008-2012 годы»;
- Постановление Правительства ХМАО - Югры от 10.02.2012 № 52-п "О комплексе мер по модернизации общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2012 году"
- настоящее Положение и иные нормативные правовые акты.
1.3. Инклюзивное образование, обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе с детьми, не имеющими нарушения развития, инициировано на федеральном уровне и внедрен в порядке эксперимента в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, а также может быть рекомендовано в Ханты Мансийском автономном округе – Югре.
2. Принципы организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Основными принципами организации инклюзивного
образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) являются:
- добровольность участия детей-инвалидов и детей с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей);
- обеспечение конституционных прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ на получение общедоступного качественного общего образования для включения в традиционно организованный учебный процесс;
- обеспечение условий детям-инвалидам и детям с ОВЗ для получения ими общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их личностную самореализацию в образовательном учреждении;
- создание материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития;
- готовность педагогических кадров к работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
3. Организационная схема по созданию условий инклюзивного образования детей-инвалидов
3.1. Для создания условий инклюзивного образования детей-инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре создается следующая организационная схема:
- Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) осуществляет координацию и мониторинг организации инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в Департаменте назначается ответственное лицо (куратор);
- автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» организует и проводит курсы повышения квалификации для педагогов по работе с детьми - инвалидами в рамках инклюзивного образования в соответствии с запросами муниципальных образовательных учреждений, для выполнения данной задачи назначается ответственное лицо.
- специальные (коррекционные) образовательные учреждения, имеющие достаточную материально-техническую базу и кадровый состав, определяются выполнять роль ресурсного центра по оказанию методической помощи учителям, работающим с детьми-инвалидами в рамках инклюзивного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
- в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
назначаются лица, ответственные за организацию инклюзивного образования (кураторы);
определяются базовые образовательные учреждения, реализующие образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития;
организуются и проводятся мероприятия по созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов и детей с ОВЗ; оснащению базовых образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
координируется работа по выявлению потребности в прохождении курсовой подготовки и курсов повышения квалификации педагогов, работающих с детьми-инвалидами в рамках инклюзивного образования;
- в базовом образовательном учреждении, реализующем образовательные программы общего образования, обеспечивающем совместное обучение инвалидов, детей с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития:
приказом директора назначается ответственное лицо (куратор) за организацию инклюзивного образования детей-инвалидов;
- в ресурсных центрах, роль которых выполняют специальные (коррекционные) образовательные учреждения, приказом директора утверждается ответственное лицо и регламент по оказанию методической помощи учителям муниципальных образовательных учреждениях по инклюзивному образованию детей-инвалидов. .
4. Функции Департамента по организации инклюзивного образования детей-инвалидов.
4.1.Департамент:
- обеспечивает разработку и утверждение необходимых нормативных правовых актов по организации инклюзивного образования детей-инвалидов;
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования в автономном округе;
- координирует взаимодействие ответственных лиц за организацию инклюзивного образования детей-инвалидов;
- осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, ресурсными центрами и с базовыми общеобразовательными учреждениями, реализующими образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития;
- осуществляет взаимодействие со сторонними организациями по вопросам организации инклюзивного образования в регионе. .
5. Функции органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
5.1. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
- обеспечивает разработку и утверждение необходимых нормативных правовых актов по организации инклюзивного образования детей-инвалидов в муниципальном образовании;
- осуществляют контроль и координацию за организацией и проведением мероприятий по созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов; оснащению базовых образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- осуществляют контроль и координацию за организацией и проведением мероприятий по приведению в соответствие зданий образовательных учреждений строительным нормам и правилам СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
- осуществляет методическую поддержку и сопровождение администрации и педагогических кадров в рамках развития инклюзивного образования;
- инициирует проведение мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к детям-инвалидам в образовательных учреждениях.
6. Функции базового образовательного учреждения, реализующем образовательные программы общего образования, обеспечивающем совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития
6.1. При организации инклюзивного образования базовое образовательное учреждение руководствуется нормами Закона РФ «Об образовании», Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, настоящего положения, Устава общеобразовательного учреждения, а также нормами международного и российского законодательства. Для организации инклюзивного образования необходимо наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.
6.2. Зачисление детей-инвалидов в класс осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения, с согласия родителей и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, комплектующей инклюзивные образовательные учреждения (далее – ПМПК).
6.3. Организация обучения ребенка-инвалида определяется индивидуальным учебным планом для ребенка с особыми образовательными потребностями в соответствии с программами для общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно.
6.4. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями разрабатывается и согласовывается педагогическим консилиумом базисного образовательного учреждения на основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с особыми образовательными потребностями.
6.5. Рекомендуемое количество детей-инвалидов, обучающихся по специальным (коррекционным) программам, в класс с детьми, обучающимися по программам общего образования не должно превышать 3-4 человек.
6.6. Назначенные в общеобразовательных учреждениях лица, ответственные за организацию инклюзивного образования (заместители директора по учебной работе, классные руководители, иные работники общеобразовательного учреждения) – кураторы;
- осуществляет контроль за работой специалистов по составлению и осуществлению индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями и согласовывает его с родителями (законными представителями);
- формирует заявку педагогов, работающих в рамках инклюзивного образования, на прохождение курсовой подготовки и курсов повышения квалификации и направляет ее в муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования;
- организует проведение мероприятий по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам в образовательном учреждении;
- обеспечивает выполнение мероприятий по созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов; оснащению базовых образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- обеспечивает соблюдение прав ребенка – инвалида в соответствии с нормативно-правовыми документами;
- готовят предложения администрации учреждения по подбору и расстановке педагогов, работающих в рамках инклюзивного образования,
- готовят предложения по подготовке тьюторов, обеспечивающих образовательный процесс рамках инклюзивного образования;
- заключают договор со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, выполняющим роль ресурсного центра, на оказание методической помощи и сопровождение в рамках инклюзивного образования.
7. Функции специального (коррекционного) образовательного учреждения, выполняющего роль ресурсного центра по оказанию методической помощи учителям, работающих с детьми-инвалидами в рамках инклюзивного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях
7.1. Руководителем специального (коррекционного) образовательного учреждения обеспечивается разработка и утверждение положения и других локальных актов по деятельности ресурсного центра в рамках развития инклюзивного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
7.2. Назначенные в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях лица, ответственные за оказание методической помощи учителям, работающих с детьми-инвалидами в рамках инклюзивного образования:
- заключают договор с образовательным учреждением, обеспечивающим совместное обучение детей-инвалидов, детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушения развития, на оказание методической помощи и сопровождение в рамках инклюзивного образования;
- разрабатывают и проводят мониторинг потребности оказания методической помощи по вопросам инклюзивного образования в соответствии с заключенными договорами с муниципальными общеобразовательными учреждениями;
- составляют план работы оказания методической помощи по вопросам инклюзивного образования по запросам муниципальных общеобразовательных учреждений по результатам проведенного мониторинга;
- организует проведение мероприятий по оказанию методической помощи по вопросам инклюзивного образования;
- готовят предложения администрации учреждения по подбору и расстановке педагогов, оказывающих методическую помощь в рамках инклюзивного образования;
- организуют и проводят обучающие семинары, вебинары, круглые столы, открытие уроки и др. мероприятия по оказанию методической помощи в рамках сопровождения инклюзивного образования;
- организуют предоставление информационно-методического материала на сайте ресурсного центра по запросу образовательных учреждений по вопросам инклюзивного образования;
- оказывают содействие в разработке учебных планов, подборе инструментария при оценке знаний обучающихся и по другим запросам образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов, детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушения развития.