Программа развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya.docx98.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

развития МБДОУ д/с №25

станицы Петровской

На 2011-2016г.г.

                         Принята на общем собрании

                                               Трудового коллектива МБДОУ д/с №25

                                               протокол № __от «___»____2011г.

        ст. Петровская

        2011г.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Наименование программы

Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детский сад № 25 станицы Петровская на 2011-2016гг.

Основание для разработки программы

Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»

Устав МДОУ

Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования».

Письмо Министерства образования России «О подготовке детей к школе» от 22.07.1997 № 990/14-15

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12.09.2008 № 666 

Руководитель программы,

основные разработчики

Пашинская Ирина Валерьевна – заведующая МБДОУ

Редько Галина Борисовна- старший воспитатель

Колесник Элла Алексеевна – музыкальный руководитель

Лозовая Алла Николаевна – старшая медицинская сестра

Цель программы

Создание модели детского сада как открытого социально-образовательного центра, удовлетворяющего образовательные и оздоровительные потребности детей, родителей и педагогов.

Задачи программы

1.Развитие новых форм дошкольного образования в ДОУ.

2.Поддержка развития детей, не посещающих детский сад.

3.Применение новых программ и технологий в воспитательно-образовательном процессе.

4. Освоение педагогами современными компьютерными технологиями

5. Сохранение и укрепление физического здоровья детей.

6.Укрепление материально- технической базы ДОУ.

7.Поднятие статуса и создание нового имиджа ДОУ.

Сроки и этапы реализации программы

2011 – 2016г.г.

I этап: информационно-аналитический – 2011- 2016 уч.г.

II этап: содержательно-практический – 2011- 2016 уч.г.

III этап: контрольно-оценочный – 2011- 2016 уч.г.

IV этап: обобщения опыта работы – 2011- 2016 уч.г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Обновление содержания и методов работы с детьми в ДОУ.

2.Максимальное удовлетворение потребности родителей в качественной подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе, в том числе детей, не посещающих детский сад.

3.Успешная социальная адаптация выпускников ДОУ.
4. Повышение качества оздоровительной работы с детьми, направленной на формирование, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.

5. Совершенствование компетентности педагога в информационно-компьютерных технологиях.
6. Повышение конкурентоспособности ДОУ.

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №25 станицы Петровской  был открыт в 1977 года.
Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ отражаются Уставом и локальными актами:
- договоры с Учредителем, родителями, специалистами;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- должностные инструкции;
- договора с другими организациями.

ДОУ расположено в типовом двухэтажном здании,  расположенном в микрорайоне "ПМК".  Детский сад находится в окружении жилых домов. Рядом расположен ДОУ № 22. Для обеспечения реализации задач необходимо, чтобы ДОУ был частью образовательного пространства, поэтому ДОУ №25 открытая социальная система, успешно сотрудничающая с различными организациями.

На сегодняшний день фактическая наполняемость учреждения составляет 122  детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет).

В настоящее время функционирует 6 групп:
1 младшая группа - 1;
2 младшая группа - 2;
Средняя группа - 1;
Старшая группа - 1 ;
Подготовительная группа - 1 ;
Режим работы ДОУ: 10 часов.
Детский сад работает 5 дней в неделю, суббота и воскресение - выходные дни.

Кроме групповых помещений в ДОУ имеются спецпомещения с оборудованием в соответствии с требованиями: медицинский кабинет, процедурный кабинет, 1 изолятор, пищеблок, прачечная, подсобные помещения. А так же в учреждении имеется методический кабинет, музыкальный и физкультурный залы. На территории детского сада расположено 6 раздельных участков для разных возрастных групп

Каждый год в учреждении производится косметический ремонт групповых комнат, пищеблока, в  3-х группах произведена замена оконных блоков. В ДОУ во всех помещениях установлена пожарная сигнализация. Отремонтированы пожарные краны в соответствии с ГоСтом. Приобретена и обновлена детская мебель: столы, стулья. Приобретено новое постельное бельё, матрацы, подушки, столовая посуда. На пищеблок закуплено 2 новых холодильника, морозильная камера, плита, картофелечистка, мясорубка, водонагреватель. Материально-техническое обеспечение ДОУ позволяет решать воспитательно-образовательные задачи.

Руководит коллективом заведующий высшей квалификационной категории Пашинская Ирина Валерьевна, стаж педагогической работы 11 лет, имеющая высшее педагогическое образование.

Для реализации программ, одобренных в МБДОУ д\с № 25 , имеется кадровый потенциал:

Категория педагогов

Кол-во

Ср. спец.

образов-е

Высшее обр-е

Без кат.

Высшая кв. категория

Первая кв. категория

Вто-рая кв. категория

 Государ-ственные награды

Воспитатели

9

9

-

-

1

7

1

 2

Учитель-логопед

1

1

1

Музыкальный

руководитель

1

1

1

Инструктор по физической культуре

1

1

1

 Из них 84 % педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории:

Высшая

квалификационная категория

I

квалификационная категория

II

квалификационная категория

2

9

1

Педагоги постоянно повышают уровень своей квалификации через обучения на курсах, изучают и применяют в работе современные новейшие технологии, нетрадиционные формы работы, инновационные педагогические программы.

Коллектив  стабильный, сплочен на выполнение решений задач  дошкольного образования. Три воспитателя имеют стаж педагогической работы более 30 лет, 5 воспитателей более 20 лет,  один воспитатель-18 лет, инструктор по физической культуре 30 лет, музыкальный руководитель- 24 года, учитель-логопед- 12, заведующая детским садом – 10 лет.

Два педагога награждены Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

  1. Гаврилова Татьяна Ивановна, воспитатель. (Приказ от 19 мая 2009г. №646 /к-н)
  2. Редько Галина Борисовна, инструктор по физической культуре. (Приказ от 14 февраля 2005г. №62/к-н).

Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей.

Социологическое обследование показало, что из 110 семей по составу:

полных семей - 95;

не полных- 15;

многодетных- 8;

Организационно-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса, созданные в ДОУ, помогают в выборе оптимальных форм организации детской деятельности. Педагогический коллектив реализует свое право на выбор образовательных программ, успешно решая эту задачу с учетом социально-экономических и национально-культурных условий. Педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов образовательного процесса. Педагогический коллектив ДОУ в основном стабильный, инициативный. ДОУ обеспечивает психологический комфорт воспитателям и педагогам, создает атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения и укрепления здоровья.

Определяющее направление в работе - создание условий для всестороннего развития личности ребенка. В основе работы коллектива лежит принцип взаимопроникновения различных видов деятельности при помощи взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ. Основные приоритетные направления работы ДОУ:

1. Физкультурно-оздоровительное

2. Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников

3. Социально-нравственное

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с  №25  разработана  на основе примерной  основной  общеобразовательной  программы дошкольного образования  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011г.издание 2 и   парциальных программ Н.Н.Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность» : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, 2010г., А.И.Буренина « Ритмическая мозаика».

Здоровье детей является предметом пристального внимания педагогического коллектива. Дважды в год проводится диагностика уровня физической подготовленности воспитанников, анализируется состояние здоровья детей.

Коллектив ДОУ в течении последних 2-х лет уделял внимание следующим проблемам:

  • совершенствование работы по оздоровлению детей с использованием традиционных и нетрадиционных методик;
  • формирование нравственных качеств личности ребенка через познание окружающего мира;
  • совершенствование и развитие умственных и творческих способностей детей, развитие логики, мышления;

• совершенствование педагогических форм и методов обучения.

Важнейшими направлениями методической работы являются:

  • оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми;
  • подбор новых технологий, совершенствующих уровень знаний детей;
  • реализация творческих способностей с целью самовыражения личности педагога;
  • совершенствование педагогического мастерства;
  • обобщение, распространение передового опыта педагогов ДОУ.

Работа коллектива строится на основе концепции дошкольного воспитания. Главной задачей развития коллектив ДОУ считает личностно - ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Ключевые позиции состоят в следующем:

  •  охрана и укрепление здоровья детей,
  • гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми,
  • создание благоприятных условий для работы коллектива и жизни детей.

Коллектив ДОУ принимает активное участие в методических мероприятиях района, города, края. На базе учреждения проводятся открытые мероприятия, семинары.

В нашем учреждении стало традицией проведение совместно с родителями разнообразных конкурсов (рисунков, плакатов, поделок),  досугов, праздников. Организуются для родителей «Дни открытых дверей». Различные автобусные экскурсии, отмечаются юбилеи и праздничные даты в неформальной обстановке, совместный летний отдых в выходной день.

Таким образом, можно сделать вывод, что в МБДОУ № 25 работает сплоченный, квалифицированный, стабильный педагогический коллектив. На данный момент дошкольное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами, коллектив объединен единой целью и задачами в работе и имеет благоприятный психологический климат.

Информационно-аналитическое обеспечение.

Внешняя информация:
1. Документация:
- нормативные акты.
2. Методический кабинет укомплектован в основном:
- методическими статьями;
- методическими разработками;

Внутренняя информация:
1. Данные о материально-технической базе.
2. Сведения о детях в книге движения детей по детскому саду:
- количество;
- возраст;
- пол;
- национальный состав;
- состояние здоровья.
3. Сведения о кадрах:
- общее количество;
- дифференциация по разряду;
- дифференциация по стажу;
- дифференциация по возрасту.
4. Данные о состоянии и результатах учебно-воспитательного процесса:
- справки, анкеты.
5. Информация о состоянии и результатах контроля:
- диаграммы результативности учебно-воспитательного процесса.
6. Информация о работе с:
- родителями в годовом плане;
7. Информация, характеризующая состояние методической работы в ОУ:
- педсоветы (протоколы);
- программы;
- семинары;
- консультации;
- диагностические карты.
Цели и задачи МБДОУ заключаются в:

  • охране жизни и укрепления физического и психического здоровья детей;
  • обеспечении развития по направлениям физического, познавательно- речевого, социально- личностного и художественно- эстетического развития;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • обеспечении равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования;
  • взаимодействии с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.

С целью выполнения инструкции об охране труда сотрудников проводятся следующие мероприятия: выдаются моющие средства, регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест; всем персоналом систематически прорабатываются должностные инструкции, инструкции по охране жизни и здоровья, технике безопасности труда, правила пожарной безопасности, внутреннего трудового распорядка, санитарные правила. Администрация и профсоюзный комитет ДОУ контролирует выполнение персоналом должностных инструкций.

Цель программы развития: создание в детском саду здоровьесберегающего образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное разностороннее развитие каждого ребенка.

При разработке стратегии развития ДОУ была определена перспектива деятельности коллектива:

• построение новой адаптированной модели дошкольного
образовательного учреждения;

• обновление содержания работы;

• полное удовлетворение образовательных потребностей;

• обеспечение физического, интеллектуального, личностного развития ребенка;

• организация развивающей предметной среды;

• психологизация работы педагогов, изучение развития ребенка на основе
психолого-педагогических методик.

В начале каждого учебного года педагогами и медицинские работники ДОУ проводится обследование физического развития детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья ребенка, перенесенные инфекционные заболевания, эмоциональный настрой, дети в группах делятся на подгруппы и намечаются пути их оздоровления. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце, земля (хождение босиком). Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды. Деятельность педагогов нашего детского сада была направлена на повышение качества и эффективности физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Руководитель физического воспитания и воспитатели особое внимание уделяют работе по совершенствованию форм педагогического руководства самостоятельной двигательной активностью детей, повышению плотности физкультурных занятий и более четкой их организации. Сохранив классические формы проведения физкультурных занятий, совершенствуют элементы нетрадиционных форм в организации утренней гимнастики, физкультурных занятий, развлечений, досугов и других физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3. Аналитический блок.         

1. Анализ качества реализации образовательной программы ДОУ.

Цель программы - создание в детском саду здоровьесберегающего образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное разностороннее развитее каждого ребенка.

Конкретные задачи повышения эффективности педагогической деятельности коллектива детского сада потребовали совершенствования воспитательно-образовательного процесса, повышения профессионального мастерства, улучшения материально-технической базы, кардинальных изменений при создании предметно-развивающей среды, необходимых для сохранения и укрепления здоровья детей и организации разнообразной учебно-познавательной деятельности в детском саду.

Вышеперечисленные задачи реализовывались педагогическим коллективом согласно

примерной  основной  общеобразовательной  программы дошкольного образования  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011г.издание 2 и   парциальных программ Н.Н.Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность» : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, 2010г., А.И.Буренина « Ритмическая мозаика».

Современное качество дошкольного образования предъявляет требования не столько к овладению выпускником ДОУ знаниями, умениями и навыками, сколько к развитию тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

В ДОУ ежегодно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. В течение прошедших лет детский сад особое внимание уделял построению образовательного пространства для более ранней диагностики и коррекции речевых нарушений (для детей 4-5 лет).

2. Наличие материально-технических и медико-социальных условий, обеспечивающих разностороннее развитие воспитанников

Для успешного внедрения современных образовательных технологий в практику нашего детского сада необходимым условием является наличие материально-технического оснащения педагогического процесса, создание предметно-развивающего пространства с учетом программных требований и в соответствии с нормами СанПина. Для сбережения жизни детей, посещающих ДОУ, учебный план составлен с учетом максимально допустимого объема образовательной нагрузки. Случаев травматизма воспитанников и сотрудников ДОУ за анализируемый период не зарегистрировано.

3. Позитивное отношение родителей (законных представителей) к ДОУ

За период с сентября 2010 года в ДОУ действует сложившаяся и зарекомендовавшая себя как достаточно эффективная система работы с родителями, которая позволила вовлечь большинство родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Ежегодно проводится анкетирование родителей по оценке деятельности ДОУ. Результаты анкетирования  показали, что родители воспитанников детского сада высоко оценили профессиональное мастерство педагогов, их умение оперативно разрешать любую конфликтную ситуацию, создать благоприятное психологическое пространство в детском коллективе. Дети с удовольствием посещают детский сад и с уважением относятся к своим воспитателям. Родители подтверждают, что педагоги своевременно предоставляют информацию о детском саде (наглядная информация, родительские собрания, консультации, дни открытых дверей и т.д.), помогают грамотно решить любые проблемы, возникающие в процессе воспитания ребенка. По результатам анкетирования 95% родителей удовлетворены качеством воспитательно-образовательного процесса в условиях ДОУ.

4. Обеспечение условий пожарной безопасности и охраны труда участников образовательного процесса в ДОУ

В ДОУ созданы необходимые условия пожарной безопасности и охраны труда, а именно:

•имеются в наличие 21 огнетушитель;

•установлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре;

•глухие решетки на окнах отсутствуют;

•в здании имеются 6 запасных выходов;

•ограждение территории в исправном состоянии;

•пешеходные дорожки имеются по всему периметру;

•озеленение территории достаточное;

•все канализационные люки, находящиеся на территории детского сада, закрыты;

•электрощитовая ДОУ в полном объеме оснащена средствами индивидуальной защиты;

•имеющееся спортивное оборудование находится в исправном состоянии, прочно закреплено;

 Была активизирована работа по направлению обеспечения безопасности жизнедеятельности детей:

- в методическом кабинете создана постоянно действующая выставка

методической литературы по ПДД и ППБ;

- в родительских уголках всех групп ежемесячно размещается информация о профилактических мероприятиях по предупреждению дорожно-транспортного и бытового травматизма.

Осуществляется трехступенчатая система контроля по ОТ, ТБ и ППБ. В результате в течение анализируемого периода в ДОУ не было пожароопасных

и чрезвычайных ситуаций.

5. Анализ состояния кадров ДОУ

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

- Полная укомплектованность штата ДОУ (42 единицы).

- Наличие в штате учителя логопеда

- Старение педагогических кадров ДОУ.

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

- Возможность повышения квалификации педагогических кадров за счет увеличения объема внебюджетного финансирования.

- Возможность профилактики риска неукоплектованности штата и снижения уровня квалификации кадров за счет взаимодействия ДОУ с педагогическим ВУЗом или ССУЗом.

- Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране, влекущая за собой сокращение бюджетного финансирования сферы образования.

- Реструктуризация сети дошкольных образовательных учреждений может привести к ликвидации ДОУ или сокращению его штата.

- Падение уровня квалификации педагогов из-за снижения мотивации к профессиональному развитию, вызванной задержками с выплатами заработной платы и отсутствием премиального фонда.

Для более качественного предоставления образовательных услуг встаёт проблема компетентности педагога в информационно-компьютерных технологиях.

В связи с этим считаем необходимым:

- оснащение дополнительной методической литературой (библиотека для родителей и педагогов);

- оснащение мультимедийной установкой: компьютер(электронная библиотека для родителей и педагогов), проектор, экран, ноутбук (семинар-практикум).

Несмотря на целый ряд позитивных сдвигов, сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения эффективных механизмов и методов:

1. Обеспечение возможности подготовки детей к школе, не посещающих детский сад. Организация новых форм дошкольного образования.

2. Повышение заболеваемости в детском саду. Анализ показал, что рост заболеваемости обусловлен:

- ростом врожденных и хронических заболеваний;

- отсутствием чёткой целенаправленной оздоровительной работы;

- недостаточным оборудованием спортзала, спортивной площадки;

- недостаточной просветительской работой среди родителей.

3. Недостаточная методическая грамотность педагогов в ИКТ.

4. Недостаточная скоординированность действий всех заинтересованных участников образовательного процесса: родителей, воспитателей, детей. Привлечение родителей к участию в образовательном процессе.

4.  Концепция желаемого будущего состояния ДОУ

Все те социально-экономические изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, не могли не затронуть образовательное пространство. В современной системе дошкольного воспитания и образования остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. Осознание этого привело нас к необходимости создания новой концепции развития ДОУ.

Дошкольное образование – одно из основных направлений образовательной политики государства. В комплексе мер по его развитию, разработанном Министерством образования и науки РФ, отражаются наиболее важные направления деятельности системы: увеличение мест в ДОУ, использование внутренних резервов самой системы образования, разработка и внедрение различных моделей дошкольного образования; повышение его общедоступности.

Приоритетным направлением в системе дошкольного образования является предшкольное.

Предшкольное образование в нашей стране – наиболее эффективный способ выравнивания стартовых возможностей для будущих первоклассников. Это обеспечение доступности качественного образования, в частности создание новых форм дошкольного образования.

Подготовка к учебной деятельности – это не только развитие у ребёнка интеллектуальных способностей, но и духовных и физических сил, слабость которых является в настоящее время основной причиной неуспешности в школе.

Главная цель воспитания в ДОУ заключается в формировании у детей умений компетентно и автономно действовать в настоящей и будущей жизни, осуществлять рефлексию поведения, мыслей, чувств, воспринимать других и взаимодействовать с ними, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.

Дошкольные учреждения проводят определённую подготовку детей к школе, но есть дети, которые в силу тех или иных причин не могут посещать ДОУ, поэтому и уровень функциональной готовности их значительно ниже. Отсюда вытекает и необходимость посещения детьми предшкольного возраста групп развития по подготовке детей к школе.

Мониторинг, проведенный в нашем микрорайоне весной 2011 года показал, что на сегодняшний день количество детей, не посещающих ДОУ, составляет 25-30%. В связи с этим необходимо развивать различные организационные модели образования.

Таким образом, концептуальной идеей программы развития ДОУ является создание модели детского сада как открытого социально-образовательного центра, удовлетворяющего образовательные и оздоровительные потребности детей, родителей и педагогов.

Понятие, которым мы мотивируем в нашей концепции - это «развитие». Развитие – это изменение, процесс движения от простого к сложному, накопление и применение новых знаний. Мы ставим перед собой цель полноценного, всестороннего развития личности ребенка.

В связи с этим можно определить ряд задач:

  1. Развитие новых форм дошкольного образования в МДОУ. Поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих детский сад.
  2. Укрепление психологического и физического здоровья детей, развитие их индивидуальных особенностей, корректировка недостатков развития, оказание психологической помощи ребенку и его семье. Формирование потребности к здоровому образу жизни.
  3. Совершенствование работы по развитию логического мышления через речевую активность; формирование коммуникативности и сотрудничества.
  4. Формирование компьютерной компетентности педагогов. Создание потенциальных возможностей посредством развития информационно-методической базы.
  5. Укрепление материально- технической базы ДОУ.
  6. Поднятие статуса и создание нового имиджа ДОУ.

Для реализации данных задач необходимо усовершенствовать предметно – развивающую среду ДОУ и выстроить структурно-функциональную систему управления, которая будет обеспечивать системность взаимодействия всех участников образовательной деятельности и способствовать реализации процессов развития. (см.Структурно-функциональная модель управления).

Основными принципами, деятельности нашего ДОУ, являются:

- принцип занимательности (стремление детей к достижению конечного результата, включая в работу воображение и творчество);

- принцип динамичности (накопление новых знаний, с учетом их усложнения и применения на практики до усовершенствования);

- принцип интеграции (взаимосвязь и единство по всем направлениям образовательного процесса).

- принцип психологической комфортности (создание предметно – развивающей среды, обеспечивающей эмоционально комфортные условия образовательного процесса).

- принцип креативности (ориентирует на приобретение каждым ребенком опыта творческой деятельности).

Мы считаем, что развитие индивидуальной творческой личности можно только в процессе разносторонней деятельности детей. Для этого необходимо внедрять в работу современные новейшие технологии, модернизировать сам процесс обучения, применять нетрадиционные формы, которые активизируют работу мышления и воображения детей. Кроме этого педагоги сами должны быть компетентны в вопросах воспитания и обучения. С этой целью необходимо внедрять новые формы самообразования - информационно компьютерные технологии. Технологическое и информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности – важное условие повышения качества образовательного процесса.

Таким образом, МБДОУ находится в постоянном поиске эффективных и доступных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса. Решение данной проблемы возможно при введении разных форм дошкольного образования.

На основании рейтинга регламентированных видов деятельности выявили основные, наиболее востребованные в данном микрорайоне:

- адаптационная группа кратковременного пребывания «Вместе с мамой»;

- группа кратковременного пребывания (ГКП) «Предшкольная подготовка»;

- психолого-педагогический консультативный пункт «Поддержка»;

Адаптация ребёнка к детскому саду начинается задолго до поступления его в наш детский сад, для чего создана адаптациаонная группа кратковременного пребывания «Вместе с мамой».

Цель её организации – выявить уровень развития будущих воспитанников, познакомиться с их родителями; дать им рекомендации по подготовке детей к детскому саду.

Задачи:

- раннее развитие с учётом психофизических особенностей;

- адаптация к условиям детского сада;

- ранняя социализация, установление связей ребёнка с ведущими сферами жизни;

- психолого-педагогическая поддержка семьи.

Работа в группе «Предшкольная подготовка» выстроена с учетом психологического возраста воспитанников, с целью создания оптимальных условий для формирования физической, личностной, интеллектуальной и социальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Для её достижения разработали:

- учебный план;

- расписание занятий;

- план совместной работы с родителями.

ГКП комплектуется детьми старшего дошкольного возраста (5 -7 лет), не посещающими ДОУ, на основе заявлений родителей (законных представителей), договора с родителями. Зачисление в группу проводится при предъявлении справки о состоянии здоровья ребёнка.

Педагогический процесс осуществляют педагоги, имеющие высокий уровень профессионализма: воспитатель, педагог-психолог, узкие специалисты.

Медицинское обслуживание детей осуществляется закрепленным медицинским персоналом ДОУ.

Направление деятельности:

- совместные занятия с воспитанниками детского сада, стимулирующие развитие разных видов детской деятельности: двигательной, речевой, игровой, художественной.

Организация функционирования группы предшкольной подготовки потребовала создания специальной предметно-развивающей среды, соответствующей особенностям и закономерностям развития детей старшего дошкольного возраста, а также программе «Детский сад 2100». Предметно-развивающая среда оснащена разнообразными методическими пособиями.

Готовность ребёнка к школьному обучению определяется физической, личностной, интеллектуальной готовностью. (см.Модель выпускника ДОУ).

Психолого-педагогический консультативный пункт «Поддержка» создан для родителей и детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, с целью обеспечения единства семейного и общественного воспитания, формирования родительской компетентности и оказанию семье психолого-педагогической помощи, поддержки, всестороннего развития личности ребёнка.

В консультативном пункте можно получить консультации по вопросам:

- воспитания, обучения и развития детей от 2-х до 7 лет;

- детско-родительских отношений;

- преодоления трудностей в поведении и общении со сверстниками;

- адаптации в детский коллектив и образовательную среду.

Родителям оказывается помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребёнка.

Консультативный пункт предоставляет печатные материалы для коррекционно-развивающего обучения.

5. Стратегия и тактика перехода ДОУ в новое состояние

Создать в ДОУ пространство, обеспечивающее укрепление здоровья, разностороннее развитие ребенка, формирование у него творческих способностей, интеллектуальных возможностей, соответствующие требованиям социального заказа государства и семьи.

При разработке стратегии развития ДОУ была определена перспектива деятельности коллектива:

  • развитие адаптированной модели дошкольного образовательного учреждения;
  • обновление содержания работы;
  • обеспечение физического, интеллектуального, личностного развития ребенка, формирование ее готовности к дальнейшему развитию.
  • организация предметно - развивающей среды;
  • изучение развития ребенка на основе психолого- педагогических методик.

Педагогический коллектив прогнозирует в качестве конечного результата:

  1. сохранение и развитие образовательной системы, сложившейся в ДОУ;
  2. создание новых механизмов, обеспечивающих высокое качество образования;
  3. повышение уровня охраны здоровья детей, введение вариативных систем оздоровления и практических форм приобщения детей к здоровому образу жизни.
  4. обеспечение квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям и населению микрорайона;
  5. повышение статуса ОУ в микрорайоне.

План деятельности

Задачи

Направление
деятельности

Сроки

Ответственный

2011-2012

2012- 2013

2013- 2014

2014-2015

2015-2016

1.Организационные основы для реализации программы.

1.1. Разработать и принять программу развития ОУ.

+

+

+

+

+

Совет программы

1.2. Утвердить ее на совете МДОУ

+

+

+

+

+

1.3. Провести родительское собрание с целью разъяснения концепции.

+

+

+

+

+

Заведующий

педагоги

1.4. Обеспечить реализацию совершенствования работы ДОУ по всем направлениям.

+

+

+

+

+

Совет программы

1.5. Определить дополнительные возможности по взаимодействию с поликлиникой, средней школой № 29, библиотекой

+

+

+

+

+

Заведующий

1.7. Анализ реализации программы в конце учебного года.

+

+

+

+

+

Совет программы

2. Физическое развитие.

2.1. Разработать и принять программу "Здоровье".

+

+

+

+

+

Инструктор по ФИЗО

2.2. Отслеживать результаты программы "Здоровье".

+

+

+

+

+

2.3. Корректировать формы деятельности по программе "Здоровье".

+

+

+

+

+

2.4. Определить перспективу дальнейшей работы по данному направлению.

+

+

+

+

+

3. Коррекционная работа с детьми.

3.1. Определение уровня развития каждого ребенка через комплексную диагностику:
- физическое развитие;
- социальное развитие;
- интеллектуальное развитие.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Старший воспитатель,
педагоги.

4. Создание условий для развития новых форм дошкольного образования.

4.1 Разработать систему управления в режиме развития.

+

Совет программы

4.2. Развивать работу в ГКП, пополнять и обновлять ее содержание.

+

+

+

+

++

Педагоги

4.3. Обогатить образовательный процесс методической литературой, игровым, развивающим, дидактическим материалом.

+

+

+

+

++

Заведующий

4.4. Пополнить методический кабинет методической литературой, издательской литературой, наглядными пособиями.

++

+

+

+

++

Заведующий

5. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

5.1. Повышение квалификации педагогов:
- курсовая подготовка (по перспективному плану);
- взаимопосещения;
- самообразование;
- методическая работа в ДОУ.

+


+
+
+

+


+
+
+

+


+
+
+

+


+
+
+

+


+
+
+

 педагоги

5.3. Изучение новинок издательской и методической литературы с последующим применением в работе.

5.4. Овладение ИКТ и применение полученных навыков в работе.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

педагоги

6. Создание условий для всестороннего развития ребенка.

6.1. Обогащение предметно-развивающей среды в группах

+

+

+

+

+

Педагоги

6.2. Создание благоприятных условий для комфортного пребывания детей в ДОУ (личностно-ориентированный подход, игровая деятельность, развлечения, гибкий режим дня).

+

+

+

+

+

Педагоги

6.3. Разнообразие форм воспитательно-образовательного процесса.

+

+

+

+

+

Педагоги

6.4. Организация дополнительных образовательных услуг:
- продолжить работу кружков в целях развития склонностей и интересов детей;
- организовать работу платных кружков, учитывая пожелания родителей воспитанников.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Педагоги

Заведующий

7. Повышение материально-технической базы ДОУ.

7.1. Оборудовать спортивную площадку. Пополнить спортивный зал оборудованием.

+

+

+

+

+

Заведующий

7.2. Приобрести мультимедийную технику (проектор, экран, ноутбук, компьютер, принтер, МФУ)

+

+

Заведующий

8. Отработка модели взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

8.1. Вовлечение родителей в образовательный процесс:
- Дни открытых дверей;
- посещение занятий;
- совместное проведение праздников.

+
+


+

+
+


+

+
+


+

+
+


+

+
+


+

Заведующий, педагоги

8.2. Привлечение родителей к управлению и развитию ДОУ:
- попечительский совет;
- участие в педсоветах, производственных совещаниях.

+


+

+


+

+


+

+


+

+


+

Заведующий педагоги

8.3. Информирование родителей об уровне развития и здоровья детей.

+

+

+

+

+

Педагоги, старшая медсестра.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В РЕЖИМЕ РАЗВИТИЯ

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п/п

Кадровое обеспечение

Функциональные обязанности

1.

Заведующий МДОУ

- общее руководство по внедрению программы развития;

- ежемесячный анализ реализации программы (дни регулировки и коррекции);

- контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.

2.

Старший воспитатель

- нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение реализации программы;

- проведение мониторинга (совместно с педагогическим персоналом);

- контроль за реализацией программы.

3.

Заведующий хозяйством

- обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;

- создание материально-технических условий;

- контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно-гигиенических условий при реализации программы.

4.

Старшая медицинская сестра

- обследование и отбор детей в группы часто и длительно болеющих детей;

- неспецифическая профилактика острой респираторно-вирусной инфекции;

- фитотерапия; работа по годовому плану оздоровления;

- пропаганда ЗОЖ.

5.

Инструктор по физической культуре

- определение показателей двигательной подготовленности детей;

- дыхательная гимнастика, физкультурные занятия;

- мониторинг физкультурно-оздоровительной работы в группах;

- пропаганда ЗОЖ.

6.

Педагоги

(воспитатели, учитель-логопед)

-внедрение инновационных и здоровьесберегающих технологий;

- охранительный режим;

- пропаганда ЗОЖ;

- обеспечение воспитательно-образовательного процесса;

- самоанализ своей деятельности, самообразование;

- повышение уровня педагогической культуры в работе с родителями.

7.

Младший обслуживающий персонал

- соблюдение санитарно-охранительного режима;

- помощь педагогам в организации занятий

I. Информационно – аналитический этап

Определение уровня готовности детей к школьному обучению

Методы работы

Анкетирование, тестирование

Комплексное диагностическое обследование

Опрос, интервьюирование, беседа, мониторинг

II. Содержательно – практический этап

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

III. Контрольно – оценочный этап

Образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста

Повышение уровня педагогической культуры родителей

Очно - заочная форма взаимодействия

Очная форма взаимодействия

Определение динамики уровня профессиональной компетентности педагогов

Определение уровня готовности детей к обучению в школе

Определение динамики уровня педагогической культуры родителей

IV. Обобщение опыта работы 

Результат

Выявление уровня профессиональной компетентности педагогов

Выявление уровня педагогической культуры родителей

Заведующий

Приложения

1. Параметры обследования выпускников ДОУ в соответствии с моделью:

Выпускники ДОУ достаточно успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, адаптируются к школе.

Самостоятельность:

  • Самостоятельно обслуживает себя и самостоятельно выполняет все задания

- 72,7 %.

  • Самостоятельно обслуживает себя, но при выполнении отдельных работ требует оказания помощи - 27,3 %.
  • Не может самостоятельно начать и выполнить работу - 0%,

Эмоциональность:

  • Часто улыбается, смеется - 86,3%.
  • Спокоен, уравновешен - 31,8%.
  • Эпизодические проявления плохого настроения - 22,7%.
  • Отрицательные эмоции: тревожность, огорчения, страх - 9,1%.

Самодисциплина:

- Поведение на уроке:

  • Сидит спокойно, внимателен, добросовестен - 31,8%.
  • Выполняет требования, изредка отвлекается - 40,9 %.
  • Иногда поворачивается к соседям, обменивается репликами - 27,3 % .
  • Во время ответов напряжен, поза скованная - 0%.

- Поведение на перемене:

  • Высокая активность, охотно участвует в подвижных играх - 68,2%.
  • Активность выражена в малой степени, предпочитает спокойные игры, чтение книг- 27,3%.
  • Активность ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку - 4,5%.

Способность к познавательной деятельности, учебная активность:

  • Активно работает на уроке, отвечает часто и правильно - 31,8%.
  • Правильные и неправильные ответы чередуются - 40,9%.
  • Редко поднимает руку, но отвечает правильно - 13,6%.
  • Активность на уроке низкая, часто отвлекается -13,6%.
  • Пассивен, отвечает крайне редко, чаще всего неправильно - 13,6%.

Умение жить в обществе:

- Взаимоотношения с одноклассниками:

  • Общительный, легко контактирует с друзьями -77,2%.
  • Малоинициативен, но легко входит в контакт по инициативе других - 27,3%.
  • Сфера общения ограничена, контактирует лишь с некоторыми детьми

- 22,7%.

  • Предпочитает находиться со сверстниками, но в контакт не вступает

- 0%.

- Отношение к учителю:

  • Проявляет дружелюбие, стремится понравиться - 90,9%.
  • Дорожит хорошим мнением о себе, старается выполнять требования, обращается за помощью - 40,9%.
  • Старается выполнять требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам - 9,1 %.
  • Требования выполняет формально, в общении не заинтересован, избегает контакта с учителем, в разговоре теряется, говорит тихо, запинается - 0 %.

Критерии

Показатель

Текущее значение

Целевое значение

Предполагаемый результат

2011г.

2012г.

РЕБЁНОК

Развитие речи

диагностика

68%

95%

Улучшение коммуникативных навыков

Психологическая готовность

Диагностика,

тестирование

35%

80%

Личностная и мотивационная готовность к школе

Социальная адаптация

Наблюдение,

мониторинг

55%

90%

Обеспечение успешной жизнедеятельности (активность, самостоятельность, креативность)

РОДИТЕЛЬ

Знания и умения самостоятельно подготовить ребёнка к школе

Анкетирование,

мониторинг

20%

80%

Повышение уровня педагогической культуры родителей.

Преемственность между семьёй и ДОУ

ПЕДАГОГ

Обновление и улучшение качества преподавания

Самоанализ

Контроль со стороны администрации

60%

90%

Профессиональный рост, повышение квалификации

Освоение современными компьютерными технологиями

Анкетирование,

свободное владение ПК

65%

95%

Компьютерная грамотность педагога

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

Критерии

Показатель

Текущее значение

Целевое значение

Предполагаемый результат

2011г.

2012г.

РЕБЁНОК

Уровень физического развития

диагностика

13%

45%

I группа здоровья

Утренняя гимнастика

посещение

65%

95%

Увеличение активности детей и родителей

Двигательная активность

моторная плотность

35%

80%

Совершенствование двигательных навыков

Заболеваемость

показатель функционирования

55%

90%

Высокое функционирование

РОДИТЕЛЬ

Пропаганда здорового образа жизни

Анкетирование,

посещение: семинаров, семейных всеобучей

45%

85%

Приобщение к ценностям здорового образа жизни

ПЕДАГОГ

Оздоровление

работоспособность

60%

100%

Отсутствие заболеваемости среди сотрудников

Благоприятная психологическая атмосфера в ДОУ

сотрудничество

65%

95%

Уровень эмоционального благополучия.

Приложение 2

Исследование спроса населения на вариативные формы работы дошкольных образовательных учреждений

Уважаемые родители!

В целях исследования спроса населения на вариативные формы работы дошкольных образовательных учреждений, просим Вас ответить на следующие вопросы:

  1. Какое количество детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, есть в вашей семье?

- один ребенок;

- два ребенка;

- трое и более детей.

2) Каков возраст Вашего ребенка (ваших детей)?

- 2 года;

- 3 года;

- 4 года;

- 5 лет;

- 6 лет.

2) Есть ли в Вашей семье дети предшкольного возраста, не посещающие дошкольное образовательное учреждение?

- да;

- нет.

3) Есть ли в Вашей семье дети дошкольного возраста, которые по состоянию здоровья не могут посещать дошкольное образовательное учреждение?

- да;

- нет.

4) Нуждается ли Ваша семья в услугах дошкольного образовательного учреждения?

- да;

- наша семья предпочитает домашнее воспитание, однако предшкольную подготовку должно осуществлять дошкольное образовательное учреждение;

- наша семья предпочитает домашнее воспитание, включающее и подготовку ребенка к школе;

- наша семья нуждается в услугах дошкольного образовательного учреждения, но при этом хотела бы совместить их с домашним воспитанием в связи с состоянием здоровья ребенка.

5) Какой режим пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении подошел бы Вам больше всего?

- от 3 до 5 часов;

- 10,5 часов;

- 12 часов;

- 24 часа.

6) Вы хотите, чтобы Ваш ребенок посещал детский сад

- 2 раза в неделю;

- 3 раза в неделю;

- 4 раза в неделю;

- 5 раз в неделю.

6) Отдали бы Вы своего ребенка в группу семейного воспитания (респонденту разъясняют, как осуществляется образовательный процесс, присмотр и уход в таких группах)?

- однозначно да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

7)  Хотели ли бы Вы или Ваш супруг (супруга) организовать такую группу у себя дома в случае, если все условия будут позволять сделать это?

 - однозначно да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

8) Хотели бы вы, чтобы к Вашему ребенку приходил гувернер, который бы осуществлял развивающие занятия на дому, уход и присмотр за ребенком в течение дня, вечером, в выходные и праздничные дни, сопровождал бы ребенка по указанному родителями адресу?

- однозначно да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

9) Какую плату за услуги гувернера Вы смогли бы вносить ежемесячно?

_________тыс. руб.

Благодарим за сотрудничество!

Исследование уровня удовлетворенности населения качеством предоставления услуг дошкольного образования

Уважаемые родители!

В  целях изучения  уровня  удовлетворенности  населения качеством предоставления услуг дошкольного образования, просим Вас ответить на следующие вопросы:

I. Данные о родителях

1) состав семьи:

1- один ребенок в семье

2- два ребенка в семье

3- три и более детей в семье

2) образование родителей

1- высшее

2. неполное высшее

2- среднее специальное

3- среднее

4- неполное среднее

3) материальное положение _______________________________________________

4) местожительство (удаленность от ДОУ) ___________________________________

II. Удовлетворенность качеством образования

  1. Укажите, пожалуйста, в какой степени Вы удовлетворены качеством образовательных услуг (отметьте один ответ в каждом вопросе):

вопросы

показатели

ответы

1.

Как долго Ваш ребенок посещает ДОУ

а) менее 1 года

б) от 1 года до 2-х лет

в) более 2-х лет

2.

Владеете ли Вы информацией о работе учреждения

а) о целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания Вашего ребенка

б) о режиме работы дошкольного учреждения

в) об организации питания

г) получаю недостаточно  информации

д) не получаю информацию

е)  другое

3.

В какой степени Вы удовлетворены качеством дошкольного образования детей по следующим критериям:

а) состояние материальной базы учреждения

не удовлетворен

частично удовлетворен

полностью удовлетворен

б) организация питания

не удовлетворен

частично удовлетворен

полностью удовлетворен

в) обеспечение литературой и пособиями

не удовлетворен

частично удовлетворен

полностью удовлетворен

г) санитарно – гигиенические условия

не удовлетворен

частично удовлетворен

полностью удовлетворен

д) профессионализмом педагогов

не удовлетворен

частично удовлетворен

полностью удовлетворен

е) взаимоотношения сотрудников с детьми

не удовлетворен

частично удовлетворен

полностью удовлетворен

ж) взаимоотношения сотрудников с родителями

не удовлетворен

частично удовлетворен

полностью удовлетворен

з) оздоровление детей

не удовлетворен

частично удовлетворен

полностью удовлетворен

и) присмотр и уход

не удовлетворен

частично удовлетворен

полностью удовлетворен

к) воспитательно–образовательный процесс

не удовлетворен

частично удовлетворен

полностью удовлетворен

Средний показатель удовлетворённости качеством дошкольного образования детей (по предложенным критериям)

не удовлетворен

частично удовлетворен

полностью удовлетворен

4.

Каков, на Ваш взгляд, рейтинг ДОУ в микрорайоне

а) низкий

б) средний

в) высокий

г) затрудняюсь ответить

4. Действует ли в ДОУ различные формы семейного досуга:

- да

- нет

5. Посещает ли Ваш ребенок группы кратковременного пребывания:

- да:

в ДОУ

вне ДОУ

- нет

6. Каков, на Ваш взгляд, рейтинг ДОУ в микрорайоне:

а)  низкий

б)  средний

в)  высокий

г)  затрудняюсь ответить

7. Являетесь ли Вы представителем общественности?

- да

- нет

Если «да», ответьте на следующие вопросы:

- Оказываете ли Вы содействие в чем либо ДОУ:

объединению усилий организаций и граждан к: совершенствованию материально-технической базы ДОУ;

- да

- нет

- благоустройству помещений и территории;

- да

- нет

- привлечению ресурсов для развития ДОУ;

- да

- нет

- созданию дополнительных социальных гарантий педагогическим и другим работникам ДОУ и улучшение условий их труда; оказанию помощи в создании и публикациях методических, рекламных и других материалов и пособий;

- да

- нет

- участию в организации праздников, конкурсов, соревнований, поездок (познавательно-развлекательного характера) для детей.

- да

- нет

- Участвуете ли Вы в формировании устойчивого финансирования фонда развития ДОУ?

- да

- нет

- Осуществляете ли Вы контроль за целесообразным использованием внебюджетных средств?

- да

- нет

- Участвуете ли Вы в проведении независимой экспертизы уровня и качества подготовки детей в общеобразовательном учреждении (качество освоения образовательных программ)?

- да

- нет

- Способствуете ли Вы созданию и поддержке устойчивых и результативных связей ДОУ и социума?

- да

- нет

- Участвуете ли Вы в рассмотрении вопросов соблюдения действующего законодательства, прав личности детей, родителей, педагогов?

- да

- нет

8. Считаете ли Вы, что на современном этапе образовательная система готова к реализации гражданского заказа?

- готова

- частично готова

- не готова

9. Ваши комментарии о качестве работы ДОУ и предложения по его совершенствованию: __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.   Укажите ФИО  (по желанию)__________________________________________

Благодарим за сотрудничество!