Общеобразовательная программа
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Утверждаю:
и принята на педагогическом совете директор школы:
МБОУ Нижне-Шахтаминской ООШ Маркова С.А.
(протокол № «1» от 14.08. 2013 г)
Образовательная программа МБОУ Нижне-Шахтаминской основной общеобразовательной школы на 2013 -2014г.г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа МБОУ Нижне-Шахтаминской основной общеобразовательной школы представляет собой нормативно управленческий документ, характеризующий два аспекта её деятельности: специфику содержания обучения, воспитания и развития учащихся и особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований педагогической системы.
МБОУ Нижне-Шахтаминская основная школа, являясь муниципальным бюджетным общеобразовательным учебным заведением, ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учётом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путём создания в школе адаптивной педагогической системы и благоприятных условий для умственного нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей. Ведущие направления обучения, воспитания и развития – эстетическое, нравственное и физическое совершенствование учащихся.
Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу – Управляющему совету школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализуют директор школы и его заместители по учебной и воспитательной работе.
Образовательная программа школы – это целостная система мер по гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывая потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума.
Аналитическое обоснование программы
Расположенность в сельской местности школы оказывает влияние на развитие учащихся. Непосредственная близость учеников к живой природе, возможность тесного взаимодействия с ней положительно влияют на духовное, нравственное, эстетическое развитие школьников.
К факторам, оказывающим положительное влияние на осуществление школьной политики, можно отнести укомплектованность квалифицированными кадрами. В школе работают 10 педагогов, 4 из них имеют высшее образование, 6 – среднее специальное. Ещё один важный фактор – обеспеченность учителей жильём. Отсюда вытекает ещё один положительный момент: нет перегрузки педагогов учебной работой, а близость к районному центру даёт возможность продолжать образование и трудоустраивать школьников.
Однако необходимо учитывать и негативное влияние социума на образовательную ситуацию. Определяющую роль здесь играет в первую очередь низкий образовательный и культурный уровень значительной части населения, малообеспеченность многих семей, их сосредоточенность на проблемах выживания. Большая часть родителей уклоняется от обязанностей по воспитанию своих детей, полностью перекладывая это на школу.
Недостаточно бюджетное финансирование. Не в полной мере пополняется база учебно – наглядных пособий, библиотечный фонд. Продолжается процесс самообразования учителей, есть возможность приобретать методическую литературу, поскольку выделяются средства на книгоиздательскую продукцию. Но, к сожалению, не оплачиваются командировки на курсы повышения квалификации, и даже в этом случае все педагоги регулярно, согласно графика, повышают квалификацию на курсах в ЗабКИПКРО. Ухудшение экономического и социального положения семей ведет не только к падению рождаемости и неуклонному снижению числа учащихся в школе (с 72 человек в 2008г. до 40 в 2013 г.), но и к заметной деградации. У некоторых школьников нет стимула для получения образования. Это вызвано огромной трудностью поступления в сузы. Малообеспеченность семей делает невозможным получение платного образования. Оканчивая школу, молодые люди также лишены перспектив трудоустройства.
Основные педагогические проблемы вытекают из обозначенных выше проблем социума. Чтобы создать социальные ориентиры для жизненного самоопределения выпускников, необходимо проводить раннее диагностирование и определять склонности детей в самом раннем возрасте – с детского сада, начальной школы. Педагогический коллектив работает над изучением склонностей и психолого–возрастных особенностей учащихся, условий жизни в семье. Каждый учитель овладевает методикой дифференцированного обучения, уделяет время на индивидуальную работу с учащимися. Для развития индивидуальных интересов и склонностей созданы условия в виде кружковых занятий, чему способствовало введение базисного учебного плана, более полно учитывающего запросы и потребности учащихся. Практически все школьники заняты во внеурочной деятельности: посещают спортивные секции, тематические школьные дискотеки, участвуют в художественной самодеятельности.
Для выявления уровня обученности в начале учебного года проводятся срезы знаний учащихся по некоторым предметам по программе за предыдущий класс, тестирование по отдельным предметам после прохождения темы, административные контрольные работы по итогам года. Каждую 1 и 4 четверть проводится контроль техники чтения в начальной школе и в 5-6 классах. Ведется работа по освоению стандартов государственного образца. Педагогический коллектив ознакомлен с государственными образовательными стандартами, которыми должны обладать учащиеся на каждой ступени обучения, методикой формирования ведущих умений и навыков, ролью самостоятельной работы в формировании ОУУН. Тем не менее, остаются противоречия, на решение которых должна быть направлена образовательная политика школы. Не на всех уроках ведется систематическая работа по формированию общеучебных умений и навыков. При проверке техники чтения все еще наблюдаются случаи затруднений при воспроизведении слов, редко встречающихся в литературном тексте, но использующихся в научно-популярной литературе. В процессе чтения не происходит должного осмысления и понимания текста.
Организация учебно-воспитательного процесса. Начало учебного года – 1 сентября. Продолжительность учебного года – не менее 34 учебных недель. 2-4 классы – учебные занятия до 31 мая; 5-8 – до 31 мая; 1,9 классы – до 25 мая. Экзамены – 9-й класс до 18 июня.
Занятия проходят в две смены. Режим работы школы: 1 ступень и 2 ступень – шестидневная рабочая неделя. Продолжительность урока: 45 минут – 1 ступень, 45 минут – 2 ступень. Среднее количество уроков в день: начальные классы – 4 урока, среднее звено – 5-6 уроков.
Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы. Необходимой частью организации учебно-воспитательного процесса является целесообразное чередование в течение целого дня уроков по общеобразовательным предметам с занятиями по творческим дисциплинам и физкультурой.
При выборе методики преподавания педагоги отдают предпочтение развивающим системам, учитывающим индивидуальные особенности учеников, способствующим формированию устойчивых навыков самостоятельной работы.
Система воспитательной работы. Педагогический коллектив опирается на современные психолого-педагогические исследования, доказывающие, что успех в профессиональной деятельности прежде всего зависит от развития мотивационной сферы личности, а не от суммы знаний или выработанных умений и навыков. Система воспитания выстраивается на основе интересов и собственного выбора учеников. Гуманистический характер образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого воспитанника.
Важнейшим аспектом воспитательной работы является максимальное снижение негативного влияния социума на учеников и использования всех позитивных возможностей для многогранного развития личности, которые представляет сельская молодежь. Основными направлениями в работе являются: гражданско-патриотическое, трудовая деятельность, социальное творчество, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность. Школьники имеют возможность посещать кружки «Рукодельница», «Поиск», где предоставляется возможность выразить себя художественно-эстетической сфере.
Эстетическое воспитание понимается как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной с позиции эстетического идеала воспринимать, оценивать, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное, жить и творить по законам красоты.
Организация всей воспитательной работы осуществляется классными руководителями, деятельность которых координирует и направляет заместитель директора по воспитательной работе. Он же обеспечивает методическое содержание внеклассной работы. Перечень функциональных обязанностей классного руководителя многообразен. Он включает глубокое знакомство с особенностями личности каждого ученика, представление о зонах его ближайшего развития, знание семейной ситуации, анализ учебной деятельности, своевременную корректировку личности, создание сплочённого классного коллектива, проведение традиционных и нетрадиционных мероприятий, организацию экскурсионной работы, планирование работы на год и т.д.
Важной частью системы воспитательной работы школы является формирование и укрепление школьных традиций, к которым можно отнести праздники День знаний (1 сентября), День Здоровья, Новый год (празднуется вместе с родителями учеников), 8 Марта, День последнего звонка, выпускной вечер. Традиционными стали конкурсы «А ну-ка, девушки!» и «А ну-ка, парни!», смотр художественной самодеятельности. Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки стен школы, активно участвовать в сельских и районных мероприятиях.
Концептуальные положения
Цель образования в школе – выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями основной школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Она реализуется на основе введения в учебно – воспитательный процесс современных технологий обучения, диагностики усвоения знаний и умений, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, перевода школы в режим развития. Дифференцированный подход осуществляется в учебно – воспитательном процессе через создание оптимальных психолого – педагогических условий для развития и реализации индивидуальных способностей каждого школьника.
Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие задачи:
1.Формирование физически здоровой личности: предупреждение перегрузки учащихся в учебном процессе; оптимальная организация учебного дня и недели с учётом санитарно – гигиенических норм и возрастных особенностей детей.
2.Развитие творческих способностей учащихся: выявление уровня творческих способностей детей с целью совершенствования программ по предметам; создание творческой атмосферы в школе путём организации кружков, проведения предметных олимпиад, недель; привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
3.Формирование творчески работающего коллектива учителей: обеспечение оптимальной нагрузки учителей; совершенствование работы методических объединений.
4.Организация учебно – воспитательного процесса: совершенствование учебного плана и учебных программ; развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей; дифференцированного обучения.
5.Воспитательная работа: создание системы воспитательной работы с целью формирования сплочённого коллектива; формирование органов ученического самоуправления; совершенствование системы работы классных руководителей; формирование и закрепление традиций школы; усиление воспитательного потенциала уроков.
6.Совершенствование системы управления школой: оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации.
Для повышения качества общеобразовательной и допрофессиональной подготовки учащихся необходимо: уменьшить долю репродуктивности в процессе усвоения знании, расширить сферу продуктивного, самостоятельного творческого труда учащихся, развивая их общеучебные умения и навыки, теоретическое мышление; перестроить учебную программу и методики, ориентируясь на принципы гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения.
Прогнозируемый педагогический результат. Цели и задачи школы позволяют прогнозировать получение результата образовательной деятельности, которая обеспечивает быструю адаптацию выпускников данного учреждения в разных жизненных ситуациях, создаёт базу для успешного обучения в средних специальных и профессиональных учебных заведениях и для работы в различных общественных сферах. Ожидаемые конечные результаты реализации данной программы следующие: допустимый уровень здоровья и здорового образа жизни; допустимый уровень воспитанности; базовое образование на уровне госстандарта; допустимый уровень готовности продолжать образование; готовность к труду в рыночных условиях. Критериями достижения прогнозируемых результатов являются важные показатели готовности молодёжи к самостоятельной жизни, а именно: устойчивость нравственных качеств ученика (выпускника); наличие базы знаний, умений и способности их переноса в новые виды деятельности; умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать его, стремление к непрерывному образованию; быстрота адаптации к новым видам деятельности, новым условиям труда, общественному мнению коллектива, трудовому режиму.
2.МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-педагогические методики изучения уровня психического развития личности, контрольные работы. Сравнительный анализ, проводимый по различным предметам раз в полугодие, позволяет проследить эффективность процесса обучения и учения, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учеников. Контроль нацелен на полноту и всесторонность, систематичность и объективность оценки уровня знаний и умений школьников. Полнота и всесторонность обеспечиваются включением в его содержание всех основных элементов учебного материала, предусмотренных программой, проверку не только предметных знаний, но и усвоение специальных и общеучебных умений.
Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений каждого ученика, накопление отметок за разные виды работ в течение четверти) отражается в журнале. Журналы проверяются заместителем директора по учебной работе в соответствии с планом внутришкольного контроля. При оценке знаний и умений школьников используется пятибалльная система. По всем предметам применяются методы устного и письменного контроля. В преподавании предметов естественного цикла используется лабораторно-практический контроль. Итоговый контроль осуществляется в различных видах. По субъекту контроля – это административные, районные контрольные работы; по соответствию прогнозируемому результату – устная, письменная и комбинированная формы. Итоговая аттестация в 9 классе проводится также в форме ГИА, экзаменов в традиционной форме. В стадии разработки находится система аттестации учащихся 4 классов. Она включает в себя: а) четко продуманный, педагогически обоснованный план контроля над уровнем освоения стандартов государственного образца по всем учебным дисциплинам; б) переводные экзамены.
Система сбора и обработки педагогической информации о состоянии и качестве образования в МБОУ Нижне - Шахтаминской основной общеобразовательной школе представлена в таблице.
Содержание педагогической информации | Методы сбора информации | Материалы для сбора информации | Сборы обработки |
Контроль и учет знаний школьников | Проверка освоения стандартов государственного образца Срез знаний Тестирование Административные Контрольные работы Переводные экзамены | Тексты срезовых контрольных работ Тесты Тексты контрольных работ Тексты письменных работ | Сводные таблицы Анализ |
Сформированность ведущих общеучебных умений и навыков (оу-он) | Анализ и выделение главного Составление плана Систематизация Классификация Обобщение | Срезовые контрольные работы по предметам | Сводные таблицы |
Диагностика обученности | Отчеты учителей по итогам четверти, года | Формы отчета | Графики |
Диагностика воспитанности | Наблюдение анкетирование | Воспитание в семье Проявление воспитанности в учебной деятельности Взаимодействие с окружающими во внеурочной деятельности | Анализ, графики |
Таким образом, система управления качеством образования в Нижне-Шахтаминской основной общеобразовательной школе выстраивается по конечным результатам ее образовательной деятельности.
3. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Реализация образовательной программы развития школы зависит от умелого управления школой и от усилий всех учителей, их заинтересованности в своей работе. В её реализации участвуют администрация, учителя, библиотекарь, функциональные обязанности которых чётко определены.
Средний возраст педагогического коллектива – 36 лет. Это грамотные, владеющие научным содержанием предмета и методикой его преподавания профессионалы, многие из которых прошли через систему повышения квалификации, стремящиеся к непрерывному педагогическому поиску и самосовершенствованию.
Ключевые идеи работы с кадрами: 1) знать и изучать индивидуальные особенности каждого педагога, его потенциальные возможности; 2) создать условия для творческой работы учителей, для их саморазвития и самореализации. С этой целью необходимо своевременно обеспечивать педагогам курсовую переподготовку и аттестацию, возможность участвовать в работе школьных методических объединений. Индивидуальная работа с педагогическими кадрами должна способствовать не только выявлению положительных профессиональных качеств учителя, но и предупреждать и устранять затруднения в педагогической деятельности.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ РЕАЛИЗУЕМЫХ В МБОУ Нижне-Шахтаминской ООШ:
1) Программа реализации ФГОС.
2) Программа развития МБОУ Нижне-Шахтаминской ООШ.
3) Программа «Одаренные дети».
4) Программа повышения качества образования
6. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ ПРОГРАММ РЕАЛИЗУЕМЫХ В МБОУ Нижне-Шахтаминской ООШ:
1) рабочие программы по русскому языку 1-9 класс
2) рабочие программы по литературе 1-9 класс
3) рабочие программы по английскому языку 2-9 класс
4) рабочие программы по информатике 3-9 класс
5) рабочие программы по математике 1-6 класс
6) рабочие программы по алгебре 7-9 класс
7) рабочие программы по геометрии 7-9 класс
8) рабочие программы по истории 5-9 класс
9) рабочие программы по обществознанию 5-9 класс
10) рабочая программа по природоведению 5 класс
11) рабочие программы по биологии 6-9 класс
12) рабочие программы по географии 6-9 класс
13) рабочие программы по химии 9 класс
14) рабочие программы по физике 7-9 класс
15) рабочие программы по технологии 5-8 класс
16) рабочие программы по ОБЖ 5-9 класс
17) рабочие программы по физкультуре 1-9 класс
18) рабочие программы по искусству 8-9 класс
19) рабочая программа по курсу «Зелёный мир» 6 класс
20) рабочие программы по ИЗО 1-7 класс
21) рабочие программы по музыке 1-7 класс
22) рабочие программы по элективному курсу «Введение в профессию» 9 класс
23) рабочая программа по факультативу математики 7- 9 класс
24) рабочая программа по элективному курсу «Информатика» 9 класс
25) рабочая программа «Основы религиозных культур» 4 класс
26) рабочие программы по забайкаловедению 3-4 класс
27) рабочая программа по кружку «Поиск»
28) рабочая программа по кружку «Чудесная мастерская» 29) рабочая программа по кружку «Юный художник»
30) рабочая программа по истории Забайкалья
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждаю:
и принято на педагогическом совете директор школы:
МБОУ Нижне-Шахтаминской ООШ Маркова С.А.
(протокол № « 1» от 14.08. 2013 г)
Годовой план работы
Нижне-Шахтаминской основной
общеобразовательной школы
на 2013-2014 учебный год
Содержание
Раздел І. Информационная справка о школе
Раздел 2. Анализ учебно-методической и воспитательной работы за прошедший учебный год
Раздел 3. Организация деятельности школы, направленная на получение бесплатного общего образования
Раздел 4 . Охрана здоровья и создание условий для здорового образа жизни
Раздел 5. Охрана прав детей
Раздел 6. Методическая работа в школе
Раздел 7. Учебный план
Раздел І. Информационная справка о школе
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ.
Название (по уставу) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижне-Шахтаминская основная общеобразовательная школа Шелопугинского района Забайкальского края |
Учредитель | Администрация Шелопугинского муниципального района |
Юридический адрес | 673612 Забайкальский край Шелопугинский район с. Нижняя Шахтама, улица Первомайская,3 |
Телефон | 31-1-37 |
Руководитель | Маркова С.А. |
Лицензия | №61 серия А от 18.03.2009 года |
Аккредитация | Свидетельство о государственной аккредитации № 144 от 01.06.2009 г |
2. СОСТАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В школе обучается 40 учащихся.
В школе учатся дети, проживающие на территории с.Сивачи и с. Нижняя Шахтама (30 % и 70 %).
- В 1-4 классах обучается 15 уч-ся,
- в 5-9 классах – 25 учащихся.
В течение последних лет наблюдается снижение количество учащихся.
3.СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЫ, ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Структура управления школой носит государственно-общественный характер. Основными органами общественного управления в школе на основании Устава школы являются:
- Общее собрание трудового коллектива.
- Управляющий совет.
- Педагогический совет.
- Методические объединения.
- Общешкольный родительский комитет.
4.УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
По организации образовательного процесса школа делится на 2 ступени:
- школа 1 ступени – 1-4 классы – начальное общее образование,
- школа 2 ступени – 5-9 классы – основное общее образование,
Учебно – материальная база школы.
Кабинет начальных классов -2
Кабинет русского языка и литературы-1 Кабинет химии и биологии, географии - 1
Спортивный зал - 1
спортивная площадка-1
библиотека -1
Кабинет информатики, математики -1
В школе имеется 5 компьютеров, 2 принтера, ксерокс, 2 мультимедийных проектора, телевизор, 2 интерактивные доски доступ в сеть Интернет, которым могут пользоваться учителя и учащиеся школы в соответствии с инструкциями.
5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
В школе работает 10 учителей. Педагогический коллектив школы стабилен..
Качественный состав педагогических кадров по уровню образования
Число педагогических работников образовательного учреждения | Число педагогических работников, имеющих высшее профессиональное образование | Число педагогических работников, имеющих среднее специальное образование | Число педагогических работников, обучающихся в высших учебных заведениях |
10 | 4 | 6 | - |
Качественный состав педагогических кадров по уровню квалификации.
Число педагогических работников образовательного учреждения | Число педагогических работников, имеющих I квалификационную категорию | Число педагогических работников, имеющих II квалификационную категорию |
10 | 2 | 1 |
Раздел 2.
Анализ учебно-методической и воспитательной работы за прошедший учебный год
- I. В С Е О Б У Ч
В 2012-2013 учебном году деятельность школы была направлена на реализацию требований Закона «Об образовании» об обязательном основном общем образовании.
В 2012/13 учебном году в школе на I ступени обучались 14 учащихся, на II ступени – 29 учащихся. Всего:43 ученика. Успешно окончили учебный год 9 учащихся. В результате, качество знаний по школе составило 32%, обученность – 100%, 2 первоклассника обучались без оценок, все они переведены во второй класс.
класс | количество уч-ся на начало года | количество уч-ся на конец года | выбыло | прибыло | хорошистов | % качества | оставлено на повторное обучение |
1 | 2 | 2 | |||||
2 | 4 | 4 | 1 | 25 | |||
3 | 6 | 6 | 2 | 34 | |||
4 | 2 | 2 | 1 | 50 | |||
1-4 | 14 | 14 | 4 | 33 | |||
6 | 8 | 7 | 1 | 2 | 28 | ||
7 | 8 | 7 | 1 | 3 | 43 | ||
8 | 7 | 7 | 3 | 43 | |||
9 | 8 | 8 | 1 | 1 | 1 | 13 | |
6-9 | 31 | 29 | 9 | 31 | |||
всего | 45 | 43 | 3 | 1 | 13 | 32 | - |
Сравнительный анализ успеваемости по школе за 3 года.
Учебный год | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
Уровень обученности | 100% | 100% | 100% |
Качество знаний | 20% | 33% | 32% |
Уровень обученности и качество знаний по ступеням обучения за 2012 – 2013 учебный год в сравнении с прошлыми годами.
Успеваемость Качество знаний
Учебный год | Начальная школа | Основная | По школе | Начальная школа | Основная | По школе |
2010-2011 | 100% | 100% | 100% | 7% | 24% | 20% |
2011-2012 | 100% | 100% | 100% | 42% | 31% | 33% |
2012-2013 | 100% | 100% | 100% | 33% | 31% | 32% |
Сравнительный анализ успеваемости и качества за три года говорит о нестабильности качества знаний учащихся
По итогам каждой четверти есть учащиеся, которые заканчивают с одной тройкой. Резерв для повышения качества знаний по школе есть.
Вопросу успеваемости уделялось внимание на педагогических советах, совещаниях при директоре, проводился сбор предварительной информации до конца четверти, диагностика успеваемости по классам, предметам по итогам каждой четверти и года. Цель их – предупреждение неуспеваемости.
В 2013 – 2014 учебном году учителям – предметникам нужно усилить работу с мотивированными детьми; продолжить работу по предупреждению неуспеваемости учащихся, планировать и систематически проводить индивидуальную работу с учащимися, имеющими затруднения в обучении.
Необходимо всем учителям отнестись к преподаванию своих уроков более качественно, соблюдать и выдерживать основные этапы структуры урока, уделять огромное внимание отработке пропущенного материала, своевременно планировать опрос учеников и вести четкий контроль знаний и умений учащихся.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
Коллектив школы в течение года уделял много внимания подготовке выпускников к итоговой аттестации, соответствию знаний, умений и навыков государственным образовательным стандартам, сохранению здоровья учащихся в условиях нарастающей к концу года нагрузки, то есть успешному окончанию основной школы.
При проведении итоговой государственной аттестации учащихся 9 класса школа руководствовалась Положением о государственной /итоговой / аттестации, разработанной Министерством образования РФ, Порядком проведения государственной (итоговой) аттестации в традиционной форме для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в образовательных учреждениях Забайкальского края и Положениями, регламентирующими проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, организуемой региональной экзаменационной комиссией в условиях независимого оценивания в Забайкальском крае в 2013 году. Экзаменационный материал был подготовлен учителями своевременно, нормативные документы подготовлены в срок, для учителей и учащихся был оформлен стенд в соответствии с инструкцией.
Все учащиеся 9 класса успешно овладели требованиями программы по всем предметам, были допущены к итоговой аттестации. Учащиеся в основном подтвердили годовую оценку по предметам или повысили ее, что объясняет ответственное отношение к подготовке к экзаменам учителей и учащихся школы.
Результаты итоговой аттестации учащихся 9 класса за 2012-2013 учебный год
кол-во учащихся | предмет | «5» | «3» | «2» | «4» | % успев. | % качества |
8 | ОбЖ | 4 | 4 | 100 | 50 | ||
2 | МХК | 1 | 1 | 100 | 50 | ||
8 | математика (ГИА) | 4 | 3 | 1 | 63 | 13 | |
8 | русский язык (ГИА) | 5 | 2 | 1 | 75 | 13 | |
1 | русский язык (устно) | 1 | 100 | 100 | |||
5 | физкультура | 2 | 1 | 2 | 100 | 80 |
Сравнительный анализ ГИА за 3 года
учебный год | предмет | количество учащихся | оценки | % успеваемости | % качества | ||
«4» | «3» | «2» | |||||
2010/11 | математика | 5 | 1 | 4 | 20 | 0 | |
русский язык | 5 | 3 | 2 | 60 | 0 | ||
2011/12 | математика | 7 | 2 | 5 | 29 | 0 | |
русский язык | 7 | 2 | 4 | 1 | 86 | 29 | |
2012/13 | математика | 8 | 1 | 4 | 3 | 63 | 13 |
русский язык | 8 | 1 | 5 | 2 | 75 | 13 |
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛь
Внутришкольный контроль – это целостный процесс, который обеспечивает системный анализ и коррекцию деятельности всех участников образовательного учреждения при условии толерантности и уважения личности. С одной стороны внутришкольный контроль – это комплексная диагностика педагогического коллектива с целью выявления проблем в работе педагогов, их образовательных потребностей, с другой – контроль процесса формирования программных знаний, умений и навыков учащихся.
В течение 2012-2013 учебного года в школе осуществлялся внутришкольный мониторинг, основными элементами которого явились: контроль за методической работой, контроль за ведением документации, контроль состояния преподавания, за уровнем усвоения программных знаний.
Формы контроля, использовавшиеся в 2012-2013 учебном году:
классно-обобщающий контроль в 1 классе (уровень ЗУН, адаптация к новым условиям обучения, посещаемость занятий);
тематический (соблюдение режима рабочего дня первоклассника, участие в предметных олимпиадах, формирование у учащихся умений и навыков работы с тестами в рамках подготовки к итоговой аттестации, проведение предметных недель);
административный контроль над уровнем знаний и умений по предметам.
Итоги контроля подводились на совещаниях при директоре, заседаниях МО.
Контроль за ведением школьной документации содержал следующие составляющие: проверка личных дел учащихся, проверка классных журналов, проверка дневников учащихся, проверка рабочих тетрадей.
По результатам проверок личных дел учащихся можно сделать следующие выводы: в прошедшем году классные руководители качественно улучшили свою работу с личными делами учащихся, папки с личными делами выглядят эстетично, имеют качественные надписи, записи вносятся своевременно.
Проверки классных журналов выявляют типичные недостатки: учителя по-прежнему допускают несвоевременные записи тем уроков и выставление оценок за письменные работы. Учителя продолжают исправление дат и подтирание оценок. Не всегда выдерживаются нормы накопления оценок у учащихся.
Проверка дневников учащихся показала в целом, что учителя держат связь с родителями через дневник. Недостаток в том, что учителями – предметниками текущие оценки не всегда выставляются, не исправляют ошибки у учащихся.
По результатам проверок рабочих тетрадей можно говорить о том, что учителя не снижают своих требований по внешнему виду и ведению рабочих тетрадей, по тетрадям учащихся можно проследить разнообразие видов письменных работ на уроках: самостоятельные работы по закреплению знаний, обобщению – таблицы, схемы, рисунки, работы практического характера, письменных работ по русскому языку разных жанров. Но при этом имеются и недостатки: не соблюдение орфографического режима в тетрадях учащихся, несправленные ошибки по русскому языку у учащихся 6-9 классов.
Общие выводы:
Работа всего педагогического коллектива школы была направлена на формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся, сохранение здоровья. Профессиональный уровень педагогического коллектива остался на прежнем уровне. Слабо идет развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Цель образовательной деятельности школы на следующий учебный год – обеспечение для учащихся общедоступного полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.
Цель будет реализовываться через следующие задачи:
-выявление на ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие;
-обеспечение реализации интересов, склонностей учащихся;
-обеспечение качественной реализации стандартов образования;
-совершенствование материально- технической базы школы;
-овладение технологиями оценки качества образования.
Анализ методической работы
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
В течение 2012 – 2013 учебного года педагогический коллектив школы работал над проблемой: «Осуществление личностно-ориентированного обучения».
Задачи:
1.создавать комфортные условия для обучения детей,
2.подбирать различные формы урочной и внеурочной работы по предмету,
3. оказывать дифференцированную помощь ученикам в усвоении учебного материала
4. организовывать индивидуальную работу по формированию у учащихся познавательных интересов, развитию творческих способностей к исследовательской деятельности
5. способствовать развитию успешности обучения детей
Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:
* Составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования.
* Составлены и утверждены план работы педагогического совета.
* Методические объединения работали по четким планам в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой школы.
* Создана система ВШК, как одно из условий эффективной работы.
Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет. Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной, соотносилась с поставленной проблемой школы.
В 2012 - 2013 учебном году было проведены заседания педсоветов со следующей тематикой:
- Каким должен быть современный урок.
- Компетентностный урок, его критерии и структура.
- О допуске учащихся к итоговой аттестации.
- О переводе учащихся в следующий класс.
- Об окончании школы учащимися 9 класса.
В школе создано три методических объединения: МО классных руководителей, МО учителей начальных классов, МО учителей предметников. Методические объединения имеет свой план работы, разработанный в соответствии с темой и целями и задачами методической службы школы. Следует отметить слабую работу МО классных руководителей.
Наряду с положительными результатами имеются и серьезные недостатки:
- не все учителя применяют элементы современных педтехнологий,
- слабо организовано взаимопосещение уроков.
В следующем учебном году коллективу школы предстоит решать следующие задачи:
- Продолжить работу по усовершенствованию профессионального мастерства через курсы повышения квалификации, путем самообразования.
- Шире использовать в практике современные педтехнологии.
- В целях повышения педмастерства организовать взаимопосещения уроков.
Анализ воспитательной работы
Воспитательная работа в 2012-2013 учебном году строилась на основе Концепции воспитательной деятельности образовательного учреждения МБОУ Нижне-Шахтаминской ООШ.
В этом году школа решала следующие воспитательные задачи:
1. Продолжение работы по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.
2. Развитие инициативы и активности школьников. Воспитание у учащихся стремления к самообразованию и к самовоспитанию, духовному богатству, высокой культуре, к развитию творческих способностей.
3. Формирование у учащихся представления о здоровом образе жизни, обновление и развитие системы работы по охране здоровья учащихся.
4. Развитие внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.
5. Совместная работа и тесное сотрудничество с семьей по совершенствованию личности учащихся; взаимодействие родителей и школы по усилению работы в профилактике правонарушений и предупреждению безнадзорности.
Приоритетными направлениями воспитательной работы школы в этом году стали: наша Родина, человек, здоровье. Особое внимание уделяется изучению родного края. Систематическую краеведческую работу ведёт школьный музей «Преданья старины глубокой».
Воспитательную работу в школе осуществляют 6 классных руководителей, учителя-предметники, заместитель директора по воспитательной работе. Классные руководители строят свою работу с ученическим коллективом на основе коллективной, равноправной, творческой деятельности. Они используют в работе различные формы и методы воспитательной работы. МО классных руководителей работало над темой «Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя». Проведены заседания, направленные на изучение новых форм и методов работы в соответствии с современными требованиями, рассмотрены формы диагностики воспитанности личности, игровые тренинги, мониторинг по здоровому образу жизни.
В рамках программы «Здоровье» осуществлялась работа по пропаганде здорового образа жизни. Одной из распространенных форм организации работы по данному направлению является проведение акций «За здоровый образ жизни», включающих в себя беседы, игры, агитбригады о вреде вредных привычек, спортивные соревнования, физминутки, утреннюю гимнастику, дни здоровья. Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием организован под девизом «Мы за здоровый образ жизни». Регулярно проводятся акции «За безопасность движения». Все это позволило не допустить дорожно-транспортных происшествий с участием школьников.
Классный руководитель и любой учитель всё знают о каждом ребёнке, в какой семье он живёт, в каких условиях, чем занимаются его родители. Педколлектив школы тесно сотрудничает с родителями, а они, в свою очередь, оказывают посильную помощь в воспитании и образовании детей, организации питания учащихся, ремонте школы.
В 2013 – 2014 учебном году необходимо решать следующие воспитательные задачи:
1. Повышение научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.
2. Развитие единой системы школьного и классного ученического самоуправления.
3. Формирование у учащихся представления о здоровом образе жизни, обновление и развитие системы работы по охране здоровья учащихся.
4. Развитие внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.
5. Формирование и развитие системы работы с родителями и общественностью.
Анализ материально-технического и финансового обеспечения
Работа в 2012/2013 уч. году была направлена на решение следующих задач:
- обеспечение сохранности здания, оборудования, имущества;
- пополнение учебных кабинетов учебно-наглядными пособиями.
В течение года проводились ремонтные по благоустройству школы, косметический ремонт школы.
Проводились проверки состояния мебели в кабинетах, ТСО и оборудования, проверки состояния санитарно-гигиенического режима, пожаробезопасности, электробезопасности, соблюдение норм охраны труда.
Направления работы школы в 2013/2014 учебном году:
- Внедрение новых образовательных технологий в процесс обучения.
- Сохранение здоровья участников образовательного процесса.
- Расширение и укрепление материально-технической базы школы.
- Углубление информатизации учебно-воспитательного процесса.
- Активизация работы педколлектива с родителями учащихся с целью выработки единых требований семьи и школы по воспитанию детей
Задачи на новый учебный год
1. Обеспечение качественной реализации стандарта образования.
2. Обеспечение полноценного образования в соответствии с индивидуальными склонностями учащихся.
3. Формирование ключевых компетентностей.
4. Расширение и укрепление материально- технической базы школы.
5. Овладение технологиями оценки качества образования
РАЗДЕЛ 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | СРОК | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
1. Организация работы по учету детей | Август | Социальный педагог
|
2. Проверить учет детей по алфавитной книге, книге движения учащихся, личным делам. | Сентябрь | Директор
|
3. Проверить работу классных руководителей со школьной документацией. | В течение года | Зам. директора по УВР |
4. Вовлечь «трудных» учащихся в систему дополнительного образования школы | Сентябрь | Классные воспитатели
|
5. Оказать помощь учащимся, склонным к правонарушениям, и их родителям в организации полноценного отдыха во время каникул. | В течение учебного года
| Зам.директора по ВР, классные воспитатели, психолог |
6. Организовать учет в школе детей с девиантным поведением, оформить соответствующую документацию. . | Октябрь | Соц. педагог, психолог |
7Ежедневная проверка посещаемости учащихся классными воспитателями. | В течение учебного года
| Классные руководители
|
8 Индивидуальная работа с родителями «трудных» учащихся. | В течение учебного года
| Классные руководители, социальный педагог, психолог |
9. Организация обучения на дому учащихся по мере поступления медицинских заключений. Обеспечение качественного прохождения учебных программ. | В течение учебного года
| Зам.директора по УВР |
Раздел 4.
Охрана здоровья и создание условий для здорового образа жизни
Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
Организация образовательного процесса в соответствии с СанПин | ||
1. Организация образовательного процесса с делением учебного года на четверти. | 01.09.11 | директор |
2. Организация технического осмотра здания, специального рейда по проверке соблюдения санитарных норм, гигиенического режима и безопасности. | 1 раз в полугодие | директор |
3. Организация контроля за соблюдением санитарно-гигиенического режима и выполнением мероприятий, связанных со здоровьем детей. | в течение года | директор |
4. Осуществление контроля за технологией приготовления, качеством и витаминизацией пищи в школьной столовой. | в течение года | директор |
5. Осуществление контроля за прохождением медосмотра работниками школы. | сентябрь | директор |
6. Организация спортивной внеклассной работы. | в течение года | учитель физизической культуры |
Организация мероприятий по охране и технике безопасности участников образовательного процесса | ||
| 01.09.11 | директор |
2. Выполнение режима безопасности образовательного процесса, соблюдение правил охраны труда. | в течение года | директор |
3. Проведение планового инструктажа по ТБ. | в течение года | директор |
4. Проведение внепланового инструктажа по ТБ. | в течение года, по мере необходимости | директор |
5. Проверка выполнения правил ТБ и охраны труда обучающихся на начало учебного года и второго полугодия. | сентябрь, январь | директор |
Организация мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма | ||
Контроль за введением тем по изучению ПДД в рабочие программы по ОБЖ, программу классных часов. | сентябрь | зам. директора по УВР |
Тематические викторины, конкурсы, выставки рисунков. | постоянно | Зам.директора по ВР |
Обсуждение вопроса о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на совещании при директоре. | постоянно | Зам.директора по ВР |
Организация медицинского осмотра обучающихся | ||
Организация мед. осмотра обучающихся 1-9 кл. | 1 полугодие | Зав.ФАП |
Проведение плановых вакцинаций и ревакцинаций обучающихся. | в течение года | Зав.ФАП |
Проведение вакцинации в период эпидемии гриппа. | согласно графику | Зав.ФАП |
Анализ заболеваемости учащихся. | постоянно | Зав.ФАП |
Организация питания школьников | ||
Организация горячего питания для обучающихся 1-9 классов | в течение года | директор |
Контроль за работой школьной столовой. | в течение года | директор |
Реализация подпрограммы «Здоровье» | ||
Цикл бесед с техперсоналом по вопросу санитарного состояния школы. | в течение года | директор |
Беседы с родителями о состоянии здоровья обучающихся. | в течение года | Классные руководители |
2.Пр Профилактика вредных привычек у учащихся: - беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков; - анкетирование учащихся с целью выявления склонностей их к вредным привычкам. | в течение учебного года. | Классные руководители, психолог |
Раздел 5.
Охрана прав детей
Социальная защита
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответствен- ный |
1 | Вовлечение учащихся в кружки | В течение года | Классные руководители |
2 | Организация летнего пришкольного лагеря. Кадровое и материально-техническое обеспечение его деятельности. | Июнь | Директор |
Раздел 6.
Учебно-методическая работа в школе
Педсоветы
1. Анализ учебно-воспитательной работы школы за 2012-2013 уч. год | Август | Директор, зам. по УВР |
2. «Федеральный закон об образовании» | Сентябрь | Зам. по УВР |
3. «Личность педагога в современной школе» | Январь | Председатели М/О |
4. Об организации итоговой аттестации выпускников 9 класса | Май | Директор, зам. по УВР |
Совещания при директоре | ||
1. Повышение качества знаний в 9 классе | сентябрь | Администрация |
2. Итоги 1 четверти | октябрь | Директор, зам. по УВР |
3. Посещаемость учебных занятий | декабрь | Зам. по УВР |
4.Анализ работы школы за первое полугодие | декабрь | Директор, зам. по УВР |
5.Итоги 3 четверти | март | Директор, зам. по УВР |
6.Организация летнего отдыха учащихся | апрель | Директор, зам. по УВР |
6.Итоги 4 четверти. Анализ ВШК. | май | Зам. по УВР. |
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (2013-2014 учебный год)
Методическая тема школы:
«Осуществление личностно-ориентированного обучения »
Цель:
формирование общеучебных умений и навыков у учащихся, имеющих различные уровни развития, способствовать развитию интереса к предметам, способностей к исследовательской деятельности
Задачи:
1.создавать комфортные условия для обучения детей,
2.подбирать различные формы урочной и внеурочной работы по предмету,
3. оказывать дифференцированную помощь ученикам в усвоении учебного материала
4. организовывать индивидуальную работу по формированию у учащихся познавательных интересов, развитию творческих способностей к исследовательской деятельности
5. способствовать развитию успешности обучения детей
Формы методической работы:
- Педагогический совет
- Методобъединение классных руководителей
- Работа учителей над темами самообразования
- Открытые уроки
- Обзор научной, педагогической литературы
- Организация аттестации педагогов
- Знакомство с правовыми документами, локальными актами
- Презентация работы педагогов над уровнем своего профессионализма
Сроки | Мероприятия | Ответственный |
Август | 1.Педагогический совет по распределению учебной нагрузки на текущий год | Директор |
Сентябрь | 1.Проведение заседаний МО классных руководителей, учителей-предметников, учителей начальных классов | Руководители МО |
Ноябрь |
| Руководитель МО Руководитель МО Директор |
Декабрь |
| Руководитель МО |
Январь | 1.Проведение предметных недель | Руководитель МО |
Февраль |
| Руководитель МО |
Март |
| Директор |
Май |
| Директор Руководитель МО |
План повышения квалификации педагогических кадров на 2013 -2014 уч. год
№ | Ф.И.О. | Категория педагогических работников (специальность по которой будут проходить курсы), когда |
1 | Сапожникова Т.Л. | Учитель физкультуры |
2 | Харина Л.И. | Учитель биологии |
График прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности
на 2013-2014 учебный год
№ п/п | Ф.И.О. | специальность | Сроки аттестации |
1 | Сапожникова Тамара Леонидовна | учитель физкультуры | |
2 | Харина Людмила Ивановна | учитель биологии |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижне-Шахтаминская основная общеобразовательная школа
План повышения качества знаний в 9 классе
2013-2014 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Анализ экзаменов за 2012-2013 учебный год | август | завуч |
1 | Совещание «Повышение качества знаний в 9 классе» | октябрь | администрация |
2 | Пробные экзамены по математике, русскому языку | учителя-предметники | |
3 | Проведение родительских собраний по вопросам итоговой аттестации с учетом требований Положения о проведении экзаменов в 2013-2014 г. | март- апрель | классный руководитель, завуч |
4 | Предварительное тестирование по выбору экзаменов | октябрь | завуч |
5 | Консультирование по предметам | в течение года | учителя |
6 | Посещение уроков | в течение года | учителя, администрация |
7 | Организация дополнительных занятий со слабоуспевающими учащимися | в течение года | учителя |
8 | Обеспечение подготовки выпускников: ознакомление с правилами проведения ГИА | апрель | завуч |
9 | Проведение классных часов в 9 классе по вопросам организации и проведения ГИА | в течение года | классный руководитель |
Рассмотрение на педсовете и МО вопросов, связанных с проведением ГИА | в течение года | администрация | |
Отслеживание качества знаний и успеваемости учащихся 9 класса | в течение года | классный руководитель | |
Оформление стенда по организации и проведению (требования, результаты) ГИА | декабрь | завуч | |
Тематический контроль «Подготовка к ГИА учащихся 9 класса» | апрель-май | администрация | |
Анализ выполнения программного материала по предметам в выпускных классах | май | завуч | |
Проверка классного журнала 9 класса по готовности их к итоговой аттестации | май | завуч | |
Педсовет о допуске учащихся к экзаменам | май | администрация | |
Проведение экзаменов итоговой аттестации | май - июнь | аттестационные комиссии | |
Анализ результатов | август | администрация |