Информация о детском саде

Певнева Татьяна Юрьевна

1. Внедрение ФГТ

2. Задачи воспитательно-образовательного процесса

3. Изменение структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГТ

4. Материально-техническое обеспечение и оснащенность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgt.docx14.42 КБ
Microsoft Office document icon zadachi_vospitatelno.doc23 КБ
Microsoft Office document icon 665_prikaz.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

О внедрении ФГТ в МДОУ «Детский сад «Берёзка» р.п. Новые Бурасы», реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (ООПДО)

     В целях соблюдения законодательства по внедрению федеральных государственных требований (ФГТ) к основной общеобразовательной программе дошкольного образования  нами ведется следующая работа:

1.1.         Педагогический коллектив под руководством заведующей и старшего воспитателя изучает вопросы перехода на основную общеобразовательную программу.

1.2.         С 2012-13 учебного года в ДОУ организованы теоретические семинары, семинары-практикумы для всех категорий педагогических работников :  воспитателей, специалистов ДОУ.

1.3.         Разработан поэтапный план внедрения ФГТ к основной общеобразовательной программе .

1.4.         Проводятся обучающие семинары по изучению нормативных документов (в течение года по мере выхода документов);

1.5.         Проведен аудит (сравнительный анализ реализуемых программ и имеющихся условий с ФГТ).

1.6.         Создана творческая группа (ТГ) по разработке режима.

1.7.         Составлен  план повышения квалификации педагогов по вопросам ФГТ;

1.8.         Коллективом ТГ под руководством заведующий, разрабатывается  проект основной общеобразовательной программы дошкольного образования для МДОУ «Детский сад «Березка»  р.п. Новые Бурасы».



Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МДОУ «Детский сад «Берёзка» р.п. Новые Бурасы»

на 2012-2013 учебный год.

 

1.   Продолжать развивать предметно-развивающую среду с учётом федеральных государственных требований и образовательной программы детского сада, социального заказа семьи, индивидуальных особенностей развития и интересов детей.

2.  Повышать психолого-педагогическую компетентность и квалификацию педагогов ДОУ в вопросах организации непосредственной образовательной деятельности в интеграции с образовательной областью «Здоровье».

3. Развивать условия для внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Создать условия для  профессиональной деятельности педагогов ДОУ по проведению мониторинга качества освоения детьми образовательных областей программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой в соответствии с ФГТ.



Предварительный просмотр:

Изменение структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГТ

 

        В  соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ  .

  В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

  1. примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
  2. примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

        До ввода в действие этих двух программ методические рекомендации являются временными, а значит образовательная программа ДОУ предварительная, а сам период действия этих документов переходным.

        Образовательная программа ДОУ  рассматривается как модель организации образовательного процесса в ДОУ.

       Перед  составлением образовательной программы рекомендуется создать в ДОУ рабочую группу (старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, воспитатель), которые досконально изучат: приказ № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009г. и Методические рекомендации к составлению Образовательной программы ДОУ и будут активно участвовать в составлении Программы.

      В годовой план ДОУ необходимо заложить постоянно действующий семинар-практикум для педагогов с примерным названием «Интеграция и реализация образовательных областей», на котором познакомить педагогический коллектив с принципами построения  образовательной программы, направлениями работы, образовательными областями, их интеграцией и  т.д.

      Образовательная программа ДОУ должна соответствовать определенным принципам:

1.     соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

2.     сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

3.     соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

4.     обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

5.     строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

6.     основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

7.     предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

8.     предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

           Основные направления развития - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.

 Программа состоит из двух частей:

  1. обязательной части;
  2. вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.

Рассмотрим структуру образовательной программы.

       Пояснительная записка (расписана в Методических рекомендациях к ФГТ)

       I.  Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

- описание ежедневной организации жизни и деятельности детей (ФГТ п.3.2.)

- проектирование воспитательно-образовательного процесса (схема взаимодействия специалистов, модель образовательного процесса)

       Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности.

2) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

·        "Физическая культура",

·        "Здоровье",

·        "Безопасность",                                         

·        "Социализация",

·        "Труд",

·        "Познание",

·        "Коммуникация",

·        "Чтение художественной литературы",

·        "Художественное творчество",

·        "Музыка";

Реализация каждой области  включает:

-  цель образовательной области, задачи

- модель или схему или таблицу «Связь с другими образовательными областями

-  программное обеспечение (выбрать из перечня в Методических рекомендациях, можно дополнить)

-  таблицу реализации образовательных областей в разных формах работы

Пример реализации образовательной области «Художественное творчество»

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

Эта часть образовательной программы оформляется в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида и включает в себя деятельность по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции.

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

       II.  Региональный компонент, вариативная часть Программы отражает:

 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах «Московское образование: от младенчества до школы», «Детский сад будущего» и др.

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

            Кроме этого во второй части образовательной программы надо описать следующие разделы:

  1.        Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
  2.        Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста.
  3.        Особенности организации образовательного процесса в структурных подразделениях (лекотека, ЦИПР, СРП, СДС, КП и др.).
  4.        Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.

   В каждом из перечисленных разделов представляется:

- режим работы,

- перечень программ, технологий и пособий,

- формы образовательной деятельности детей,

- результаты освоения Программы.

  Раздел Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения включает в себя:

- Управление реализацией программы;

- Создание и обновление предметно-развивающей среды;

- Инновационную или экспериментальную работу;

- Формы сотрудничества с семьей;

- Преемственность в работе ДОУ и школы;

 - Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

  Наиболее часто задаваемые вопросы:

Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?

Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться  и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и  в совместной деятельности с семьей.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы.

Что касается расписания занятий, методистами МИОО рекомендовано составлять его пока, как и прежде, на основе комплексной программы, но можно  обозначить как «Реализация образовательных областей»  и отметить какие области каждое занятие реализует. Например, занятие Развитие речи может решать задачи  области: «Познание», «Коммуникация»; Ознакомление с окружающим: «Познание», «Социализация», Безопасность» и т.д. В течение дня должны реализовываться все образовательные области.

Как планировать итоговые и промежуточные результаты освоения Программы?

Примерные итоговые результаты (портрет выпускника) описаны в ФГТ. При их составлении можно ориентироваться на результаты освоения детьми комплексной программы, по которой работает ДОУ, показатели развития детей также предложены в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» авторского коллектива НИИ «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

Во время переходного периода вариативность программ сохраняется, поэтому до принятия примерной основной общеобразовательной программы, мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе («Истоки», «Детство», «Радуга» и др.)

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.  Таким образом, образовательная работа при 12-часовом пребывании  детей будет занимать от 7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов на реализацию обязательной части и 2 часа на вариативную часть.

      В заключение хочется пожелать всем успеха и отметить, что в новой образовательной программе на самом деле не так много нового: образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо.