Главные вкладки
Родионова Татьяна Ивановна
сайт учителя английского языка
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: путешествия, культура стран Европы.
Увлечения: спорт
Регион: Ленинградская область
Населенный пункт: г. Волхов
Место работы: МОБУ "Волховская городская гимназия"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/rodionova-ti"Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели."
Здравствуйте. Благодарю Вас за то, что Вы посетили мой сайт. Надеюсь не разочаровать Вас.
О себе
Образование: высшее-Новгородский государственный Университет им. Я. Мудрого.
Стаж работы:16 лет
Категория: первая
Преподаю английский язык и французский(факультативно).
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Начала читать очень рано. Всегда с удовольствием читала книги о Великой Отечественной войне.
Мой взгляд на мир
Всё, что не делается, всё к лучшему.
Мои достижения
Призёр муниципального конкурса педагогического мастерства "Учитель года -2008".
Лауреат муниципального конкурса "Учитель года-2012" в номинации "Интеграция в действии"
Моё портфолио
Авторская ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Исследовательская деятельность младших школьников как творчество
АВТОР:
Родионова Татьяна Ивановна
Учитель английского языка
МОБУ «Волховская городская гимназия»
г. Волхов
2011 г
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие». Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться», не брать на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
АКТУАЛЬНОСТЬ.Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. Поэтому задача педагогов дать ребёнку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно; помогать ребёнку построить научную картину мира и создать предпосылку для его (ребёнка) социализации. Это возможно, занимаясь исследовательской работой. Необходимо приблизить процесс обучения к научному поиску. Этим объясняется актуальность развития сегодня исследовательской деятельности учащихся.
Развитию исследовательских и творческих способной уделяется большое внимание в нашей стране.
НОВИЗНА. Исследовательская деятельность- это не новое явление в педагогике. Но новые стандарты образования предписывают системно-деятельностный подход [13], поэтому метод проектно – исследовательской деятельности становится ориентированным на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. Этот результат можно увидеть, применить в повседневной жизни, он должен обладать практической, теоретической и познавательной значимостью.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Моя ЦЕЛЬ как педагога – обучение учащихся умению думать, самостоятельно принимать решения, делать научные открытия, самостоятельно добывать знания.
Основныезадачи, которые я ставлю перед собой как педагог:
· активизировать познавательную деятельность учащихся;
· создать условия для самодиагностики и самопознания собственных индивидуальных способностей;
· формировать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством педагогов;
· выявить и развить креативность, интеллектуальные, творческие способности и на основании этого определить индивидуальную траекторию обучения и развития;
· формировать систему научных взглядов;
· развить интерес к изучению иностранных языков;
· создать условия, способствующие повышению уровня образованности воспитанников;
· знакомить с современными методами научно-исследовательской работы;
· воспитать духовную культуру и высокие нравственные качества;
· участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах;
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Деятельность исследователя - деятельность творческая, а сам исследователь,безусловно,творец.
И не имеет значения, чем он занимается: изучает законы развития живых организмов, пишет картины или разрабатывает новые компьютеры.
Стремление и способности к исследовательскому поведению - это некая универсальная характеристика творца.
Одно из самых распространенных определений творчества - определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового.
Творчеству можно и нужно учить. Естественно предположить, что формирование и развитие качеств, которые и обеспечивали бы успех детей в творчестве можно рассматривать как специальную педагогическую задачу.
Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Поэтому задания должны составлять систему, позволяющую формировать как потребность в творческой деятельности, так и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Творческая деятельность - деятельность исследовательская, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Но все же, несмотря на это, специалисты в области изучения исследовательского поведения пытались и пытаются выработать приемы и алгоритмы, которые позволяют отыскивать истину. Мною предпринята попытка организации учебного исследования в начальной школе.
Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.
Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:
1. Актуализация проблемы. Цель: выявление проблемы и определение направления будущего исследования.
2. Определение сферы исследования. Цель: формулирование основных вопросов, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования. Цель: обозначение границ исследования.
4. Выработка гипотезы. Цель: разработка гипотезы или гипотез, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбор методов исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. Цель: фиксирование полученных знаний.
8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы.
9. Подготовка отчета. Цель: определение основных понятий, подготовка сообщения по результатам исследования.
10.Доклад. Цель: защита его публично перед сверстниками и взрослыми, ответы на вопросы.
11.Обсуждение итогов завершенной работы.
Педагоги чаще всего задают себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.
Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто и практически не рассматривается в специальной педагогической литературе. Добавим также, что учить этому детей у нас вовсе не принято. При кажущемся обилии научного материала по развитию творческого мышления учащихся, приходится признать, что конкретного методического и дидактического материала, позволяющего строить обучение младших школьников с учетом развития творческого мышления нет. Существует множество методических пособий только для средней и старшей школы.
Создать условия для развития ребенка и научить его мыслить можно, благодаря использованию на уроках методических приёмов, направленных на активную мыслительную и практическую деятельность, так как «активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения эффективности усвоения и практического освоения изучаемого материала». Приёмы и методы, активизирующие деятельность ребёнка на уроке, получили название методов активного обучения.
В настоящее время известно много приёмов, которые можно применять на различных этапах урока. Имея в запасе определённый набор приёмов, учитель может не только активизировать деятельность учащихся на уроке, но и разнообразить его, менять виды деятельности школьников на уроках, что делает урок более разнообразным и интересным. Повышение интереса к предмету – очень важная функция учителя. С этой целью, многие учителя в своей практике используют нетрадиционные формы уроков. Такие уроки вызывают интерес у учащихся. Но их подготовка проведение требует больших затрат времени и сил учителя, поэтому они не всегда системны и проводятся не так часто. Это не означает, что я против таких форм уроков. Я считаю, что повысить интерес к предмету можно, используя соответствующие приёмы и делать это нужно практически на каждом уроке. Одним из способов формирования у ребёнка необходимых компетенций является интеграция научных дисциплин. Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Межпредметные связи-важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Самая эффективная форма реализации межпредметных связей-интегрированный урок. Интегрированным урокам присущи значительные возможности: учащиеся получают глубокие, разносторонние знания, по-другому осмысливают события, явления. Именно на этих уроках происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной и толерантной. Интеграция является одним из интересных важных направлений современного образования.
Большое значение в создании условий для развития учащихся имеют и формы работы, используемые учителем на уроке. На мой взгляд, наиболее эффективны групповые формы работы. При этом создаются условия для диалога, что способствует развитию умения не только говорить, но и отстаивать своё мнение, развитию культуры речи. Работая в группе, ребёнок учиться взаимодействовать с другими людьми. Создаются условия для развития ответственности за своё дело и для взаимообучаемости, что способствует более успешному усвоению материала и развитию личностных качеств школьника.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Мы не делаем научных открытий и не совершаем научно-технических революций, мы учимся методам исследовательской работы. В этом, собственно, и состоит принципиальное отличие учебного исследования от исследовательских работ в сфере науки. Если в сфере науки главной целью является производство новых знаний в общекультурном значении, то в образовании цель исследовательской деятельности полагается в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
В отличие от типичной образовательной ситуации, когда учитель «транслирует» знания, а учащийся их усваивает в рамках отработанной классно-урочной системы, в процессе исследовательской деятельности учитель и ученик сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует новый тип отношений между учителем и учеником, который предполагает совместное постижение окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега» или «наставник – младший товарищ». Последнее предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, обусловленном высоким личным авторитетом «наставника» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
Результаты моей деятельности
Главными результатами можно считать участие младших школьников в конкурсах и их выступления на научно-практических конференциях. Таким образом, как показывает практика, исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование в работе исследовательской деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост личностных качеств, активное участие в конференциях и конкурсах. Самое главное, участие в проектах позволяет приобрести уникальный опыт воспитаннику, невозможный при других формах обучения.
Организация исследовательской деятельности учеников создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ исследовательских работ учащихся свидетельствует о развитии познавательных функций, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач.
Такая деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающих набором умений и навыков самостоятельной работы, готовых к сотрудничеству и взаимодействию, наделённых опытом самообразования.
Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшей жизни.
Благотворными плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения: планировать свою работу; предвидеть результаты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты; аргументировать мнение; самостоятельно принимать решение; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); адекватно оценивать себя и друг друга.
Я думаю, что педагог не должен замыкаться в себе. Это творческая личность, для которой важна оценка его труда, отношение к нему окружающих. Творчество всегда предполагает профессионализм. Не считаю зазорным участвовать в профессиональных конкурсах. Любой конкурс – это начало, точка отсчета, своеобразный способ «перевернуть» свою жизнь, подвергнуть достигнутое беспристрастному анализу коллег. Это нечастая доступная нам, но в то же время очень необходимая и полезная, возможность профессионального общения. Настоящий педагог не возгордится, а пойдет по пути самосовершенствования, где его могут поджидать не только новые достижения и успех, но и сомнения, а подчас, отчаяние. Но думающий, всегда ищущий педагог найдет в себе силы подняться, расправить свои плечи и пойти дальше рядом со своими коллегами ради своих учеников, ради дела, которому служишь.
Каждый по-своему находит эти силы. Для меня вторым родным домом является мой кабинет, мои ученики. Именно они помогают мне каждое утро просыпаться с добрым намерением отправиться на работу, снова открыть двери кабинета и, наверное, в сорокатысячный раз сказать: «Добрый день, ребята! Начинаем наше занятие!»
В заключение хочется привести слова, которые являются путеводителем в моей работе: «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О.Уальд.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты