Пронина Любовь Николаевна

Сайт учителя начальник классов

Живи и радуйся жизни, и делай только добрые дела.

Профессия: Учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Изучение современных образовательных технологий

Увлечения: Чтение книг, цветоводство..

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: Саранск

Место работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 41"

Звание, ученая степень: Отличник народного просвещения

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/pronina-lubov-nikolaevna
Тот, кто обращаясь к старому,способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть УЧИТЕЛЕМ.
Конфуций

Дорогие друзья!

Я рада приветствовать вас на моем мини-сайте!

О себе

Я учитель начальных классов. Стаж работы 35 лет. Люблю детей, свою школу, получаю удовольствие от работы. Счастлива в семье.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Люблю читать русскую классическую литературу. Величайшее достоинство классических произведений - это то, что они вдохновляют на мудрые беседы, серьезные и сердечные разговоры, размышления. Свою любовь к чтению стараюсь передать и своим ученикам.

Мой взгляд на мир

Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Мои достижения


Моё портфолио

Портфолио - это своеобразное "досье достижений" человека. Это самопрезентация.

Цель портфолио - показать, на что способен профессионал на практике.

 

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов МОУ « Средняя общеобразовательная школа №41»,

городского округа Саранск, Республики Мордовия

Прониной Любови Николаевны

 

Тема инновационного опыта

Развитие творческих способностей ребёнка в учебной деятельности

 

1.Актуальность и перспективность опыта

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Проявления творчества характерны для ребёнка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития

Реализация творческих способностей ребёнка делает более богатой и содержательной его жизнь.

Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач. Благодаря творческим людям создаются новые оригинальные  предметы, которые обладают высокой ценностью для общества и должны по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем.

Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремлённость, логику, мышление, способность принимать быстрое решение.

С первого урока, систематически, стараюсь «вылепить» из ребёнка творца, полезного человека для своей Родины.

 

2.Концептуальность опыта

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определённых заданий. ИЭУнт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях.

Главная цель развития творческих способностей – это воспитание творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

  1. формировать у детей способность самостоятельно мыслить, применять имеющие знания;
  2. развивать творческую деятельность;
  3. воспитывать интерес к участию в творческой деятельности;

Проявления творчества характерны для ребёнка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. И я стараюсь развивать эти способности систематически, в этом смысл моего опыта.

 

3.Наличие теоретической базы опыта

На протяжении многих лет проблеме развития творческих способностей ребёнка привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии,  педагогики, психологии, лингвистики и другие.

В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.) акцентируется внимание на определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности. рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

Вот уже третий год работаю по программе «Школа 2100», где созданы превосходные условия для организации с детьми совместную творческую деятельность.

Стратегия современного образования заключается в том , чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

 

4.Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея - развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребёнка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности.

У меня в классе 28 учащихся. Все они разные. Уважаю каждого, как личность; воспринимаю как личность; развиваю их творчески и воспитываю  быть добрыми.

В.А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

 

5.Оптимальность и эффективность средств

В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

И с первых дней обучения  мои дети путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды (пусть это будет только в детских фантазиях), выполняют различные творческие задания. 

Необходимость решать  проблему развития творческой личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей: память, внимание, воображение и др. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления. На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке так и во внеурочное время (различные мероприятия, классные часы, факультативы...). В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр!

Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня,  задания на выявление закономерностей.…Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.  

В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровье сберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, , пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим  встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Все на лыжах!», «Строим снежную крепость» (любимое детьми  мероприятие, оно проводится совместно с родителями).

Особое место в учебном процессе отвожу детским творческим работам, особенно сочинению, так как считаю, что это бесценный материал не только для письменной речи учащихся и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы). Сочинения по разным предметам позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребёнка.

Подготовка начинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников творческий поиск, умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания.

Сочинения  помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше понять внутренний мир детей. Творческие работы в продуманной системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.

Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом.

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.

Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд-фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.

Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашей школе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки.

Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников, помогает развитию творческих способностей.

 

6. Результативность опыта

Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы :кружки, секции, музыкальную и художественную школы. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе

- повышение качества знаний учащихся;

- приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

- активизация творческой и познавательной активности учащихся;

- формирование положительных личностных качеств ученика;

- создание благоприятного психологического климата в классе.

 

Заключение

В настоящее время связи с гуманизацией и гуманитаризацией образования педагоги получили большие возможности для воплощения творческих замыслов. Особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребенка, формированию у него положительной мотивации к учебному труду.

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность разрабатывать и апробировать авторские программы и педагогические технологии. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, создание условий для развития творческих способностей учащихся. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

В этом случае систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников. Для того чтобы способствовать реализации творческого потенциала ребенка и развитию его одаренности, взрослый должен способствовать его эмоциональному самовыражению. Для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Эмоции должны не анализироваться, а проживаться учениками.

 

Литература

  1. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 2001, № 10 с
  2. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Экспресс-учеб. пособие для спецкурса. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1996.
  3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2000.
  4. Пичугин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках // Начальная школа. – 2006, № 5,
  5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г.
  6. Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе
    выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа». 2007 № 6,
  7. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991.

Мои публикации:
Воспитательная работа
Математика
Окружающий мир
Чтение
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Научно-техническое творчество
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы