Главные вкладки
Пронина Любовь Николаевна
Сайт учителя начальник классов
Профессия: Учитель начальных классов
Профессиональные интересы: Изучение современных образовательных технологий
Увлечения: Чтение книг, цветоводство..
Регион: Республика Мордовия
Населенный пункт: Саранск
Место работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 41"
Звание, ученая степень: Отличник народного просвещения
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/pronina-lubov-nikolaevnaТот, кто обращаясь к старому,способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть УЧИТЕЛЕМ.
Дорогие друзья!
Я рада приветствовать вас на моем мини-сайте!
О себе
Я учитель начальных классов. Стаж работы 35 лет. Люблю детей, свою школу, получаю удовольствие от работы. Счастлива в семье.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Люблю читать русскую классическую литературу. Величайшее достоинство классических произведений - это то, что они вдохновляют на мудрые беседы, серьезные и сердечные разговоры, размышления. Свою любовь к чтению стараюсь передать и своим ученикам.
Мой взгляд на мир
Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Мои достижения
Моё портфолио
Портфолио - это своеобразное "досье достижений" человека. Это самопрезентация.
Цель портфолио - показать, на что способен профессионал на практике.
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов МОУ « Средняя общеобразовательная школа №41»,
городского округа Саранск, Республики Мордовия
Прониной Любови Николаевны
Тема инновационного опыта
Развитие творческих способностей ребёнка в учебной деятельности
1.Актуальность и перспективность опыта
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Проявления творчества характерны для ребёнка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития
Реализация творческих способностей ребёнка делает более богатой и содержательной его жизнь.
Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач. Благодаря творческим людям создаются новые оригинальные предметы, которые обладают высокой ценностью для общества и должны по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем.
Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремлённость, логику, мышление, способность принимать быстрое решение.
С первого урока, систематически, стараюсь «вылепить» из ребёнка творца, полезного человека для своей Родины.
2.Концептуальность опыта
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определённых заданий. ИЭУнт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях.
Главная цель развития творческих способностей – это воспитание творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:
- формировать у детей способность самостоятельно мыслить, применять имеющие знания;
- развивать творческую деятельность;
- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности;
Проявления творчества характерны для ребёнка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. И я стараюсь развивать эти способности систематически, в этом смысл моего опыта.
3.Наличие теоретической базы опыта
На протяжении многих лет проблеме развития творческих способностей ребёнка привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и другие.
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.) акцентируется внимание на определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности. рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
Вот уже третий год работаю по программе «Школа 2100», где созданы превосходные условия для организации с детьми совместную творческую деятельность.
Стратегия современного образования заключается в том , чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
4.Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея - развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребёнка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности.
У меня в классе 28 учащихся. Все они разные. Уважаю каждого, как личность; воспринимаю как личность; развиваю их творчески и воспитываю быть добрыми.
В.А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
5.Оптимальность и эффективность средств
В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
И с первых дней обучения мои дети путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды (пусть это будет только в детских фантазиях), выполняют различные творческие задания.
Необходимость решать проблему развития творческой личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей: память, внимание, воображение и др. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления. На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке так и во внеурочное время (различные мероприятия, классные часы, факультативы...). В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр!
Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей.…Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровье сберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, , пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Все на лыжах!», «Строим снежную крепость» (любимое детьми мероприятие, оно проводится совместно с родителями).
Особое место в учебном процессе отвожу детским творческим работам, особенно сочинению, так как считаю, что это бесценный материал не только для письменной речи учащихся и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы). Сочинения по разным предметам позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребёнка.
Подготовка начинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников творческий поиск, умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания.
Сочинения помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше понять внутренний мир детей. Творческие работы в продуманной системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.
Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом.
Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.
Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.
Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд-фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.
Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашей школе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки.
Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников, помогает развитию творческих способностей.
6. Результативность опыта
Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы :кружки, секции, музыкальную и художественную школы. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе
- повышение качества знаний учащихся;
- приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
- активизация творческой и познавательной активности учащихся;
- формирование положительных личностных качеств ученика;
- создание благоприятного психологического климата в классе.
Заключение
В настоящее время связи с гуманизацией и гуманитаризацией образования педагоги получили большие возможности для воплощения творческих замыслов. Особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребенка, формированию у него положительной мотивации к учебному труду.
В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность разрабатывать и апробировать авторские программы и педагогические технологии. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, создание условий для развития творческих способностей учащихся. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
В этом случае систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников. Для того чтобы способствовать реализации творческого потенциала ребенка и развитию его одаренности, взрослый должен способствовать его эмоциональному самовыражению. Для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Эмоции должны не анализироваться, а проживаться учениками.
Литература
- Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 2001, № 10 с
- Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Экспресс-учеб. пособие для спецкурса. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1996.
- Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2000.
- Пичугин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках // Начальная школа. – 2006, № 5,
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г.
- Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе
выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, - Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты