Доклад на тему Наставничество
статья

Деятельность наставников в СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_nastavnikov_v_spo.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность наставников в СПО: модель наставничества «студент-студент» - «равный-равному»

Среднее профессиональное образование в наше время становится все более значимым звеном в системе образования. В последние годы количество обучающихся выбирающих направление среднего профессионального образования увеличивается ежегодно по всей стране. В связи с популяризацией СПО, возникают значительные проблемы у обучающихся в базовых знаниях, а так же низком уровнем готовности к обучению в современных колледжах и техникумах.

Решение данной проблемы возможно при условии использования комплекса мер в процессе учебной, практической и внеучебной деятельности. Решить данную проблему возможно при деятельности наставников. На сегодняшний день внедрение модели наставничества в образовательной организаций является одним из актуальных вопросов образования и воспитания. Наставничество позволяет максимально раскрыть личностный потенциал обучающихся, а также способствует формированию профессиональных компетенций и «гибких» навыков. Анализ литературы свидетельствует о том, что деятельность наставников изучали многие исследователи, такие как Батышев С. Я., Иконникова С. Н., Лебедева Л. В., Филатова Е. В. и многие другие. Однако реализация модели наставничества в студенческой среде, основанная на принципе «равный — равному» (форма студент-студент» недостаточно изучена научным сообществом и представляет особый интерес.

Актуальность работы по реализации наставничества в Кяхтинском филиале ГАПОУ «ББМК МЗ РБ» в форме «студент-студент», где в качестве наставника выступает студент, обусловлена следующими факторами:

  • необходимостью проведения адаптационных мероприятий для обучающихся с целью обеспечения их эффективного включения в образовательную деятельность в рамках новой дисциплины, курса, индивидуального сопровождения;
  • потребностью лечебно-профилактических организаций в высококвалифицированных специалистах, обладающих развитыми профессиональными компетенциями и «мягкими» навыками (soft skills).

Целью работы по наставничеству является адаптация студентов к новым условиям обучения (в связи с началом изучения новых дисциплин в семестре), развитие soft skills студентов в течение учебного года. Наставниками выступают студенты колледжа с применением современных форм работы с обучающимися.

С целью выяснения необходимости практики наставничества в группах была разработана анкета и проведен опрос среди студентов второго курса специальности Сестринское дело. В результате анкетирования было установлено, что большинство опрашиваемых студентов считают необходимым организации наставничества в группе, так ка это позволит повысить качество знаний и развить такие качества как, работоспособность, коммуникативность, ответственность и принятие решений. Также опрос показал, что большинство студентов видят себя в роли наставляемого.

Анализ данных анкеты, беседы, наблюдения, позволяли сделать вывод, что практика наставничества может дать положительный результат: наставляемые могут развивать свои «гибкие» навыки, эффективнее справляться с поставленными задачами, улучшать учебные результаты, повысить качество знаний.

Приспособление к новой дисциплине и деятельности на занятиях сопровождается преодолением студентами различных трудностей: погружение в новые, еще не известные знания, возможно новой системе обучения, системе отношений с преподавателем. Со многими проблемами студенты не в силах справиться самостоятельно. Наставничество способствует раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала студентов, помогает воспитать современного конкурентоспособного специалиста, владеющими профессиональными компетенциями и soft skills. Форма наставничества «студент -студент» предполагает взаимодействие обучающихся одной группы, при котором один из обучающихся находится на более высоком месте в рейтинге успеваемости и обладает более выраженными учебными навыками, организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.

Реализация наставничества в нашем колледже проходила поэтапно. На первом этапе было принято решение о создании системы наставничества, определяны цели и задачи; и разработана нормативно-правовой базы системы наставничества.

На втором этапе руководство образовательного учреждения подготавливает и утверждает документы, связанные с наставничеством:

- Положение о наставниечестве;

- приказы/распоряжения «О назначении наставников»; «О назначении наставников лицам, в отношении которых осуществляется наставничество.

- план работы для каждой пары студентов

Третий этап включает в себя установление наставляемых и выделение для них наставников. При выборе наставников учитывается добровольное желание ими стать.

На четвёртом этап формулировались мероприятия, требующиеся для реализации наставничества. Эффективное осуществление данного процесса потребует определённые инструменты, например, индивидуальные занятия.

Пятый этап можно условно назвать «определение эффективности системы», так как он устанавливает все положительные и отрицательные аспекты в осуществлении и развитии наставничества, производит контролирование за реализацией наставнических программ; также происходит обобщение, анализ и оценка итогов наставничества.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых в образовательный процесс: выполнение всех практических работ и заданий внеаудиторной самостоятельной работы. Студенты наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Среди оцениваемых результатов:

  • повышение успеваемости, качества знаний;
  • численный рост посещаемости занятий;
  • вовлеченность большего количества студентов в научно-исследовательскую деятельность и конкурсное движение;
  • улучшение психоэмоционального фона внутри группы, снижение числа конфликтов.

Первые результаты наставничества в нашем колледже показали, что повысилось качество знаний наставляемых студентов, снизилось количество пропусков занятий, также многие наставляемые студенты стали принимать активное участие в мероприятиях различного уровня.

Наставничество применялось в парной форме работы на учебных занятиях и при выполнении практических работ.

Из положительных моментов можно отметить следующие:

- общение равного с равным воспринимается наставляемым более позитивно;

- поддержка для достижения лучших образовательных результатов;

- обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышением, а наставляемый- креативным;

- педагог экономит время на дополнительную работу с отстающими. Эта задача поставлена наставнику.

Также можно отметить следующие сложности:

- несоответствие потребностей наставляемого ресурсам наставника (необходимо тщательно подойти к формированию пар);

- нежелание студентов повышать свой образовательный уровень (пассивность);

- педагогическое сопровождение (дополнительная нагрузка на педагога).

Таким образом, модель наставничества "студент- студент" эффективна для продуктивного включения в образовательную деятельность в рамках изучения новой дисциплины, а также подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих развитыми профессиональными компетенциями и «мягкими» навыками (soft skills).

Используемая литература:

1

2

3 Башарина, О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. - 2018. - № 3

4 Беляева, С. С. Роль и значение наставничества в профессиональной деятельности педагога // Наставничество для профессионалов будущего: сб. матер I всерос. науч-практ. конф. (Томск, 21-22 авг. 2020 г.). - Томск: ООО «Интегральный переплет», 2020

5 Крылова, Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. - 2000. - № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода"

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Доклад на тему "Метод конкретных ситуаций"

Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка...

Доклад на тему : "Темы, вопросы и учебно - исследовательские задания для организации самостоятельной работы студентов на практике"

Доклад  подготовлен к областной педагогической конференции, посвященной  проблеме научно - исследовательской деятельности  студентов педагогических колледжей....

Доклад на тему: "Игровая технология как средство формирования общих коммуникативных компетенций".

Цель и задачи игровой технологии. Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций. Этапы реализации игровой технологии на уроках по "Технологии отделочных строительных работ"....

Доклад Доклад на тему «Практика – результат качества обучения

Преподавание дисциплин Якутском торгово-экономическом колледже по предмету « Налоги и сборы физических лиц»  Hалоги и налогообложение»предусматривает обновление и поиск современных методов обучен...

Доклад на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»

Выступление на заседании ЦМК № 2 с докладом на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»...