Доклад на тему "Метод конкретных ситуаций"
методическая разработка на тему
Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ks.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка
Белякова И.Б. преподаватель Кашинского мед.уч.
Термин «коммуникативная компетенция» появился в 70-е годы XX века. Ряд авторов утверждают, что коммуникативная компетенция – это средство, с помощью которого любой ребенок воспринимает, классифицирует ситуации общения и определяет, что и как ему сказать. Иными словами, коммуникативная компетенция – это способность к речевому взаимодействию с собеседником, основанная на готовности к общению и технике общения. Термин «коммуникативная компетенция» стал широко использоваться в теории новых обучающих технологий, связанных с обучением иностранным языкам. Мне хотелось бы остановиться на средствах формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка.
Существуют многообразные средства коммуникативной подготовки, как стационарные, так и аудиторные. К последним относится метод конкретных ситуаций.
Метод конкретных ситуаций – это специально организованная деятельность студентов на занятиях, имитирующая реальных сестринский (лечебный) процесс, сочетающий в себе как учебные, так и игровые элементы. Метод конкретных ситуаций эффективен, прежде всего, для формирования таких ключевых профессиональных компетенций в процессе обучения, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации. В этом своем качестве он выступает как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий, которое является «каркасообразующим» элементом обучения в классической системе образования.
Вместе с тем метод конкретных ситуаций не столь "инновационен" как такие, более новые технологии обучения, как метод обучения действием, тренинги, компьютерные обучающие программы и симуляции. Если расставить использующиеся в образовании обучающие методики по принципу их развития от традиционных ко все более инновационным, сориентированным на активные инструменты и технологии обучения, то место метода конкретных ситуаций будет где-то посередине.
Одно из наиболее широких определений метода конкретных ситуаций было сформулировано в 1954 г. в классическом издании, посвященном описанию истории и применения метода конкретных ситуаций в Гарвардской школе бизнеса: "Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод конкретных ситуаций, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию (techniques) использования этих материалов в учебном процессе". Характерно, что в данном случае метод конкретных ситуаций рассмотрен скорее как процесс с выделением таких его главных составляющих, как "обсуждения", "дискуссии", что, естественно, не случайно. Традиция использования конкретных ситуаций в обучении исходит из принципа "движение к истине важней, чем сама истина".
Таким образом, составными частями метода конкретных ситуации являются:
- подготовленный в письменном виде пример ситуации из практики;
- самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами;
- совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя;
- следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
Известны такие формы метода конкретных ситуаций
- «В поликлинике»: один из студентов на протяжении 5-10 минут выполняет функции медсестры
- «У врача»: один из студентов на протяжении 5-10 минут выступает как врач, а остальные студенты на это время «превращаются» в больных
- «Медицинское обследование»: один из студентов выполняет функции врача, другой – медсестры, а третий – больного.
Метод конкретных ситуаций строится на следующих принципах:
- Проблемности содержания предмета учебной деятельности;
- Профессионально-игрового взаимодействия обучаемых;
- Диалогического общения обучаемых;
- Двуплановости игры.
- В дидактической игре – а метод конкретных ситуаций является одним из типов такой игры – должна быть запрограммирована конфликтная ситуация, иначе игра не могла бы возникнуть и развиться. Для студентов это могут быть любые проблемы, цель которых провоцировать, вынуждать обучаемых занять определенную позицию, убеждать, отстаивать своё мнение и тем самым повышать уровень своей коммуникативной компетентности.Принимая решения, согласуя их с мнениями сокурсников по учебе, опровергая тезисы оппонентов, обучаемые учатся логике мышления, учатся бороться за свои убеждения, что способствует их саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию.
- 2. В основу микрозанятия положена имитационная модель реальной учебной ситуации. В процессе игры меняется психологический статус обучаемого - из потребителя информации он превращается в пользователя, для достижения поставленной цели.
- Условием успешности совместной деятельности партнеров в деловой игре является
разделение их функций, что способствует формированию умений коллективного и индивидуального выполнения заданий. Взаимоотношения обучаемых, возникающие в ходе игры, реализуются в форме различных видов речевой деятельности: в монологах, диалогах и полилогах, оформленных при помощи определенных языковых средств, что способствует их активизации. Включение партнеров по игре в совместную деятельность, активизация их творческого мышления осуществляется в основном посредством диалога.
В диалоге совершенствуются навыки общения обучаемых в плане динамичности, комбинаторности и экспромтности. - Важным принципом деловой игры является ее двуплановость.
- Достижение игровых целей, служит лишь средством реализации цели развития личности обучаемых, подготовки их к реальному общению. В игре важно формирование профессиональных навыков на игровой основе: через игровые «несерьезные» средства надо стремиться получить предметные «серьезные» результаты.
Итак, метод конкретных ситуаций, т. е. опыт общения с учащимися способствует эмоциональным переживаниям обучаемых, которые через систему заданий направляются в позитивное русло. Психологический комфорт, обеспечиваемый посредством системы дидактических условий, способствует динамике личностных изменений, возникновению новообразований в структуре личности обучаемых, что и определяет личностные компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы доклада "Метод конкретных ситуаций"
Тезисы доклада: «Метод конкретных ситуаций как средство формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранного языка»...
Обучение: кейс-метод (метод конкретных ситуаций)
Презентация Case-Study...
Обучение: кейс-метод (метод конкретных ситуаций)
Метод case-study или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).Метод относится к не...
Анализ конкретной ситуации как средство активизации обучающихся
Активные методы обучения позволяют формировать знания, профессиональ-ную компетентность путем вовлечения обучаемых в активную учебную познавательную деятельность, создают наиболее благоприятные услови...
Применение метода анализа конкретных ситуаций при изучении дисциплины «Бизнес – планирование»
Представлен опыт работы по применению в учебном процессе метода анализа конкретных ситуаций, как одного из эффективных активных методов обучения....
Доклад «Разрешение конфликтных ситуаций»
В докладе описаны межгрупповые и межличностные конфликты, которые происходят в организациях....
Методический доклад на тему"Создание ситуации успеха на уроке-инновационный подход в обучении учащихся в ДШИ". 2016г.
Выдающиеся педагоги считали, что музыка-это могучий стимулятор мысли,без него не возможно полноценное развитие ребенка. Как развивать творческие способности детей, прививать культурные ценности,...