Доклад на тему : "Темы, вопросы и учебно - исследовательские задания для организации самостоятельной работы студентов на практике"
материал по теме
Доклад подготовлен к областной педагогической конференции, посвященной проблеме научно - исследовательской деятельности студентов педагогических колледжей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_obl._seminar_v_ozpk.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
ГОУ СПО МО «Орехово-Зуевский педагогический колледж»
Доклад:
«Темы, вопросы и учебно-исследовательские задания для организации самостоятельной работы студентов на практике».
на областной педагогической конференции, посвященной проблеме научно-исследовательской деятельности студентов педагогических колледжей.
Подготовила преподаватель
Терентьева М. А.
2010г.
Одной из важнейших задач при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ является проведение исследовательской работы на базе ДОУ, результаты которой должны либо подтвердить, либо опровергнуть выдвинутую гипотезу или решить поставленную проблему.
На 1 констатирующем этапе исследования студенты должны овладеть диагностическими методиками для выявления уровня музыкальных способностей.
Студенты совместно с руководителем обсуждают следующие вопросы:
Организация контроля за музыкальным развитием детей дошкольного возраста.
Роль диагностики-процесса в выявлении темпа формирования музыкальных способностей ребенка и динамики их развития.
Технология обработки результатов диагностики музыкальных способностей дошкольника.
Учебно-исследовательские задания:
Оценить уровень развития музыкальных способностей детей (чувства ритма, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений) на основе характеристик, предложенных педагогом.
Подготовить музыкальный репертуар для диагностики звуковысотного слуха, степени музыкальной восприимчивости, музыкальной памяти детей.
Подобрать дидактический материал для диагностики чувства ритма и обосновать целесообразность его применения.
Составить задания для диагностики уровня развития детского музыкального творчества.
Технология обработки полученных результатов диагностирования должна основываться не только на механическом подсчете баллов, но и включать прежде всего тщательный психологический анализ полученных результатов.
При выполнении задания 2 студенты должны обратить внимание на то, что наиболее ярко уровень музыкальных способностей ребенка можно выявить в процессе музыкальной игры. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкальные игры, в ходе которых проверяется звуковысотный слух, может быть представлен музыкальными произведениями с контрастными регистрами, ярко выраженными различиями в направлении движения мелодии и т. д.
Для выявления степени музыкальной восприимчивости детей можно подобрать музыкальные произведения различных жанров (полька, марш, колыбельная). При этом задача, стоящая перед ребенком, заключается в выявлении назначения того или иного жанра, в показе (в игровой форме) его практического применения.
Для диагностики музыкальной памяти можно подбирать музыкальные произведения с изменяющимися музыкальными фразами. Цель использования данного репертуара – выявить способность ребенка находить разделы с изменением мелодического рисунка. В решении этой задачи участвует и звуковысотный, и ладовый слух, выявляется качественно своеобразное сочетание ряда способностей ребенка и результат их взаимодействия.
Игры на различение слухом ритмических рисунков могут проводиться в процессе движения под музыку. Меняющийся ритмический рисунок должен быть отражен в смене характера движения.
При подготовке задания 4 студенты могут опираться на высказывание Л. С. Выготского о том, что основой всякой творческой деятельности является воображение, а именно – способность комбинировать впечатления, полученные либо из реального жизненного опыта, либо из литературы и произведений искусства. Наивысшей ступенью творчества является создание существенно нового, не бывшего в опыте человека.
При составлении заданий для диагностики уровня развития детского музыкального творчества необходимо опираться на метод «творческих заданий», описанный Н. А. Ветлугиной. Студентам нужно обосновать роль этого метода в выявлении творческого потенциала ребенка в различных видах музыкальной деятельности.
Одним из направлений в музыкальном развитии дошкольника является музыкально-образовательная деятельность. На обсуждение выносятся следующие вопросы:
1. Характеристика музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Роль музыкально-образовательной деятельности в развитии музыкальных способностей детей.
3. Особенности применения методов формирования знаний о музыке в различных видах музыкальной деятельности детей.
Учебно-исследовательские задания:
1. На основе изученной методической литературы охарактеризовать объем и содержание знаний о музыке в различных возрастных группах детей.
2. Написать аннотацию на методическое пособие на педагогов (по выбору).
3. Придумать задания для детей, направленные на закрепление знаний о музыке в игровой форме.
Комментарии и рекомендации к выполнению учебно-исследовательских заданий:
При рассмотрении первого вопроса акцентируйте внимание на раскрытии содержания знаний о музыке, усваиваемых детьми в дошкольном образовательном учреждении. Студенты должны указать, какие знания о музыке дети усваивают в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки, ее исполнения, творчества.
Также необходимо обратить внимание на то, что в процессе музыкального восприятия дети используют знания о характере музыки, ее жанрах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, о композиторах.
При рассмотрении данной темы необходимо показать взаимосвязь наглядных, словесных и практических методов формирования знаний о музыке.
Вопрос объема знаний о музыке требует рассмотрения его в контексте не только возрастных, но и индивидуальных особенностей ребенка. В данном случае следует акцентировать внимание на уровне развития музыкальных способностей ребенка (высокий, средний, низкий) и проблемах развивающего обучения. Важно показать, каким образом объем полученных знаний о музыке может повлиять на музыкальное и общее развитие ребенка.
В ходе исследовательской работы студенты понимают, что невозможно обойтись без консультаций психолога, музыкального руководителя, воспитателя, логопеда группы, каждый из которых может представить студенту результаты уже имеющихся диагностик музыкальности ребенка, состояния его психоэмоциональной сферы, если это коррекционное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида, какие нарушения в развитии есть у того или иного ребенка, его психофизические особенности.
Проведение исследовательского эксперимента на формирующем этапе исследований является наиболее интересным, содержательным моментом в работе над проблемой. Студенты определяют методы и приемы формирования у детей того или иного компонента музыкальности, подбирают наглядные пособия, музыкально-дидактические игры, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов, аудио и CD-записи, разрабатывают творческие задания детям. На протяжении 1 года, а иногда и 2х лет, если проблема, рассматриваемая в курсовой работе, усложняется и углубляется, студенты могут увидеть положительную динамику в формировании музыкальных способностей, повышение музыкальной культуры детей, обогащение музыкального словаря дошкольников. Свои наблюдения и выводы студенты могут далее использовать как рекомендации родителям по дальнейшему музыкальному развитию ребенка. Выявляя способных, а иногда одаренных детей, педагог советует родителям осуществлять профессиональное обучение музыке по тому или иному направлению.
Исследования, проведенные в ходе практической работы с детьми, позволяют студентам увидеть и оценить результаты своего труда, его эффективность и степень заинтересованности детей.
Основная литература
1. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль, 1997.
2. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.
3. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации.— М., 2000.
4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т.— М., 1985.
5. Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей.— М., 1998.
Дополнительная литература
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981.
2. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. — М., 2000.
3. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Формы и методы организации самостоятельной работы студентов на уроках специальных дисциплин»
Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой дидактической цели. С другой стороны – фор...
Доклад на тему "Реферат как форма организации самостоятельной работы студентов"
Как правильно организовать самостоятельную работу студентов?!...
Доклад на тему:Организация самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу 02.01 Технология подготовки сырья и приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста
В настоящее время по многим учебным дисциплинам уменьшается объем аудиторных занятий, в связи с чем возросла роль самостоятельной работы студентов. По мнению ряда специалистов, самостоятельная ра...
Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме «Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания»
Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме «Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания»...
Тема выступления: «Дидактические принципы организации самостоятельной работы студентов»доклад
Доклад выступления на ПЦК...
научно-исследовательская работа Тема: Организация самостоятельной работы студентов
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» Научно-исследовательская работа Тема: Организация самостоятельной раб...
ДОКЛАД: Тема: Организация самостоятельной работы студентов
Организация самостоятельной работы студентов Приступая к изучению конкретной дисциплины, считаю, что студент должен внимательно ознакомиться с требованиями программы по данному курсу, метод...