Основы реанимации. ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА
план-конспект занятия

Очиров Александр Арсентьевич

На 1-м этапе сестринского процесса медсестра собирает анамнез, выясняет обстоятельства травмы, если пациент в сознании. Если же он в бессознательном состоянии, то сведения о травме можно полу­чить от очевидцев травмы. При сборе анамнеза в приемном отделе­нии сведения о травме могут дать лица, доставившие больного в стационар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no11_chmttravmy_shei.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция №11. ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА

На 1-м этапе сестринского процесса медсестра собирает анамнез, выясняет обстоятельства травмы, если пациент в сознании. Если же он в бессознательном состоянии, то сведения о травме можно получить от очевидцев травмы. При сборе анамнеза в приемном отделении сведения о травме могут дать лица, доставившие больного в стационар.

При осмотре головы и лица медсестра может обнаружить наличие ссадин, ран, дефектов кости, гематом, истечение спинномозговой жидкости (ликвора) из носа, ушей. Изменение формы лица может быть следствием вывиха нижней челюсти, переломов челюстей, об этом свидетельствует также нарушение смыкания зубов.

При обследовании у пострадавшего следует определить наличие сознания, зрачковых и роговичных рефлексов, характер дыхания, пульса, измерить АД.

Пальпация костей свода черепа, лица проводится очень осторожно. Вдавления, западения, крепитация, ненормальная подвижность свидетельствуют о переломе.

Это позволяет сформулировать сестринский диагноз (2-й этап сестринского процесса).

Физиологические проблемы пациента:

  • головная боль;
  • потеря сознания;
  • амнезия;
  • расстройство рефлексов (зрачковых, роговичных);
  • расстройство слуха;
  • расстройство зрения;
  • расстройство речи;
  • нарушение прикуса;
  • деформация костей головы;
  • крепитация;
  • парезы, параличи;
  • изменение частоты пульса (брадикардия или тахикардия);
  • изменение величины АД;
  • расстройство дыхания.

Психологические проблемы пациента:

  • раздражительность или депрессия;
  • дефицит общения;
  • дефицит знаний о последствиях травмы;
  • страх смерти.

На 3-м этапе сестринского процесса ставится цель и составляется план сестринских вмешательств.

4-й этап сестринского процесса посвящен выполнению плана сестринского ухода с учетом места нахождения пациента. Так, на месте происшествия медсестра планирует оказание доврачебной помощи и осуществляет ее в соответствии с алгоритмами действий. В нейрохирургическом отделении ЛПУ готовит пациентов к специальным методам исследования: спинномозговой пункции, рентгенографии, компьютерной томографии, ЭЭГ, ультразвуковой эхоэнцефалографии. Все пациенты с ЧМТ должны осматриваться невропатологом и окулистом. Пациенты с челюстно-лицевой травмой госпитализируются в отделение челюстно-лицевой хирургии. Медсестра составляет план предоперационной подготовки, послеоперационного ухода за пациентами, которые нуждаются в оперативном вмешательстве, и выполняет запланированные сестринские вмешательства.

После этого медсестра оценивает результат своих действий (5-й этап сестринского процесса).

Классификация травм головы. Выделяют два вида травм головы: черепа и головного мозга и челюстно-лицевые травмы.

  • Травмы черепа и головного мозга:

Поверхностные травмы головы:

  • ушибы мягких тканей;
  • ранения мягких тканей.
  • Глубокие травмы головы (ЧМТ):

Закрытые:

  • переломы свода черепа;
  • повреждения головного мозга (сотрясение, ушиб, сдавление).

Открытые:

  • не проникающие (без нарушения целости твердой мозговой оболочки);
  • проникающие (с нарушением целости твердой мозговой оболочки):
  • раны и переломы свода черепа;
  • переломы основания черепа.
  • Челюстно-лицевые травмы:

Закрытые:

  • ушибы мягких тканей лица;
  • вывихи нижней челюсти.

Открытые:

  • раны лица;
  • переломы костей носа, верхней и нижней челюсти.

Сестринская помощь при открытых травмах головы

Причина ранений головы — прямой удар, огнестрельные раны.

Классификация ранений.

Глубина повреждения:

  • ранение мягких тканей головы;
  • экстрадуральное ранение;
  • интрадуральное ранение.

Локализация повреждения:

  • теменная область;
  • затылочная область;
  • лобная область;
  • височная область.

Ход раневого канала:

  • слепое ранение;
  • сквозное ранение;
  • касательное ранение.

Ранение мягких тканей отличает сильное кровотечение из-за хорошего кровоснабжения. При этом повреждаются: кожа, апоневроз, мышцы и надкостница. Могут возникнуть скальпированные раны.

Приоритетные проблемы пациента: кровотечение, особенно обильное при резаных и рубленых ранах; зияние; боль.

Алгоритм оказания неотложной помощи:

  • Остановить кровотечение.
  • Наложить асептическую повязку.
  • Приложить холод к месту ранения.
  • Обезболить при обширных ранах.
  • Транспортировать в ЛПУ (положение — лежа на спине с приподнятой на 10° головой).

Транспортная иммобилизация головы.

В ЛПУ медсестра обеспечивает проведение ПХО с наложением швов и профилактику столбняка.

Экстрадуральное ранение — это более глубокая травма, так как повреждаются еще и кости черепа. Часто сопровождается контузией мозга, кровоизлияниями. Это ранение не является проникающим, так как не нарушается целостность твердой мозговой оболочки — границы полости черепа.

Интрадуральная травма — это проникающее в полость черепа ранение, так как нарушается целостность твердой мозговой оболочки. В связи с обширными разрушениями вещества мозга и повреждением жизненно важных центров продолговатого мозга эти ранения часто являются смертельными. Тяжесть ранения объясняется повышением внутричерепного давления и поражением ядер черепно-мозговых нервов.

Сестринский диагноз ставится на основании осмотра и обследования. Медсестра выявляет местные повреждения, общемозговые и очаговые симптомы и формулирует проблемы пациента.

Приоритетные проблемы пациента на месте повреждения обильное кровотечение; вытекание ликвора и разрушенного вещества мозга (детрита); наличие пулевых отверстий.

Приоритетные проблемы пациента, обусловленные повышенным внутричерепным давлением: потеря сознания; психомоторное возбуждение; брадикардия; рвота; ригидность затылочных мышц и мышц конечностей; непроизвольные мочеиспускание и дефекация.

Позднее присоединяются проблемы, обусловленные поражением черепно-мозговых нервов: асимметрия лица; нарушение речи; слуха; вкуса; обоняния; глазодвигательных функций; парезы; параличи.

По яркости общемозговых симптомов составляется прогноз жизни, а по очаговым симптомам — прогноз инвалидности.

Потенциальные проблемы пациента связаны с проникновением инфекции в полость черепа и головной мозг: риск возникновения менингита, абсцесса.

Алгоритм доврачебной помощи:

  • Временная остановка кровотечения.
  • Освободить шею пострадавшего от давления воротником.
  • Наложить асептическую повязку (при выбухании мозгового вещества — с «бубликом»),
  • Оценить состояние пострадавшего:
  • если он в сознании: переложить на носилки на спину, подложить под голову ватно-марлевый круг или подушку (приподнять голову на 10°);
  • если без сознания: проверить проходимость верхних дыхательных путей, при необходимости восстановить; уложить в устойчивое боковое положение.
  • Приложить холод к месту ранения.
  • Провести обезболивание и простейшие противошоковые мероприятия при обширных ранах.
  • Транспортировать в ЛПУ.
  • Во время транспортировки:
  • обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей;
  • регистрировать состояние пациента (пульс, АД, ЧДД) каждые 10 мин.

Сестринская помощь при переломах костей черепа

Переломы костей черепа делятся на переломы свода и основания.

Переломы свода черепа — возникают от прямой травмы, они могут быть закрытые и открытые (при наличии раны). Проблемы пациента при закрытых переломах: потеря сознания; локальная болезненность; гематома; деформация. Проблемы пациента при открытых переломах: дефект кожи; зияние; кровотечение; вдавление или подвижность кости.

Переломы основания черепа возникают от непрямой травмы: удар головой о дно водоема, приземление на ноги при падении с высоты. Это тяжелая открытая травма черепа, так как нарушается целостность твердой мозговой оболочки, и инфекция может проникнуть в полость черепа из носа, придаточных пазух, слуховых проходов.

Приоритетные проблемы пациента: истечение ликвора вначале с примесью крови, затем прозрачного; появление кровоподтеков через 1—2 дня после травмы. Место истечения спинномозговой жидкости и появление кровоподтеков зависит от локализации перелома.

Признаки перелома основания черепа по локализации

Название черепно-мозговой ямки

Место кровоизлияния

Место истечения спинно-мозговой жидкости

Передняя

Веки, конъюнктива глаз

Нос

(«симптом очков»)

Средняя

Нёбные дуги

Ухо

Задняя

Сосцевидный отросток

Ухо

Потенциальные проблемы пациента: риск инфицирования головного мозга и его оболочек, утрата трудоспособности и инвалидизация, смерть из-за асфиксии.

Особенности оказания неотложной помощи при переломах основания черепа: выполнить легкую тампонаду наружного слухового прохода или передних носовых ходов в зависимости от локализации повреждения.

Сестринская помощь при закрытых травмах черепа

Закрытые виды ЧМТ — это:

  • сотрясение головного мозга, причина — удар или падение, вызывающие точечные кровоизлияния в мозговое вещество;
  • ушиб головного мозга, причина — удар мозговой ткани о черепную коробку, при этом разрушаются участки мозговой ткани (разрыв, размягчение, кровоизлияние);

— сдавление головного мозга происходит за счет внутричерепного кровоизлияния, отека мозга или давления отломками кости.

Диагностика повреждений головного мозга порой затруднительна даже для врачей. При закрытой ЧМТ проблемы пациента формулируются медсестрой на основании общемозговых и очаговых симптомов.

Сестринский диагноз при повреждениях головного мозга

Показатель

Вид повреждения головного мозга

Сотрясение

Ушиб

Сдавление

Сознание

Кратковременная потеря в момент травмы (минуты)

Длительная потеря в момент травмы (часы)

Заторможено, затем, после «светлого промежутка», длительная потеря (часы, сутки)

Головная боль

Разлитая

Разлитая

Локальная

Зрачки

Равномерно сужены или расширены в зависимости от тяжести сотрясения

Равномерно сужены или расширены в зависимости от тяжести ушиба

Анизокория (расширение на стороне сдавления)

Пульс

Брадикардия,затем тахикардия

Брадикардия. затем тахикардия

Брадикардия

Нарушение речи

Нет

Сразу после травмы

Через несколько часов,суток после травмы

Парезы, параличи

Нет

Сразу после травмы

Спустя несколько часов, суток после травмы

Алгоритм оказания неотложной помощи:

  • Оценить состояние пострадавшего:
  • если он в сознании: переложить по команде на носилки на спину, подложить под голову ватно-марлевый круг или подушку (приподнять голову на 10°) или использовать транспортную шину для головы (см. рис 2.7, цв. вклейка).
  • если без сознания: проверить проходимость верхних дыхательных путей, а при необходимости восстановить, уложить в устойчивое боковое положение.
  • Приложить холод к голове.
  • Во время транспортировки контролировать состояние пациента (АД, пульс, ЧДД) каждые 10 мин.
  • Госпитализировать в нейрохирургическое отделение.

Сестринский уход за пациентами с черепно-мозговой травмой

Все пациенты с ЧМТ, за исключением повреждений мягких тканей, госпитализируются в нейрохирургическое отделение, так как нуждаются в специализированном лечении.

Большая роль отводится консервативному лечению, в котором сестринский уход имеет первостепенное значение.

Медицинская сестра обеспечивает:

Соблюдение пациентом строгого, постельного режима от 10—14 дней до нескольких недель, месяцев (в зависимости от тяжести повреждения); удлинение физиологического сна, введение аминазина, димедрола по назначению врача.

Проведение дегидратационной терапии: введение гипертонических растворов (40 %-ной глюкозы, 10 %-ного натрия хлорида, 25 %-ного магния сульфата) и мочегонных препаратов (лазикс, маннитол) под контролем диуреза. В последние годы для дегидратационной терапии используются гормоны и ганглиоблокаторы.

Подготовку пациента к люмбальной пункции: медсестра проводит индивидуальную беседу для снятия психоэмоционального напряжения; готовит операционное поле в поясничной области; накануне ставит очистительную клизму, а перед пункцией напоминает пациенту о необходимости опорожнить мочевой пузырь для профилактики пареза сфинктеров прямой кишки и мочевого пузыря. За 10—15 мин до процедуры вводит 5 % раствор эфедрина или 20 % раствор кофеина для профилактики гипотензии.

Профилактику вторичного инфицирования при открытых ЧМТ: введением антибиотиков, а при переломах основания черепа дополнительно ежедневной сменой турунд в наружных слуховых проходах или передних носовых ходах. Запрещается промывать полость носа и уха! Турунды вводятся путем легкой тампонады.

Симптоматическое лечение: введением анальгетиков при головной боли; амидопирина с анальгином при высокой температуре по назначению врача.

Инфузионную терапию: внутривенным введением комбинированных литических смесей, 20 % раствора оксибутирата натрия при тяжелых формах ЧМТ (ушиб головного мозга).

Уход за тяжелобольным: подача пузыря со льдом к голове в первые дни; кормление пациента (бессолевая диета с ограничением жидкости); гигиенические процедуры; уход за катетерами (подключичный, мочевой) и трахеостомой; профилактика пневмоний.

Постоянный контроль над состоянием пациента: измерение АД, пульса, ЧДД, температуры тела, водного баланса.

Сестринский уход за больными с ЧМТ в послеоперационном периоде

После трепанации черепа транспортировку из операционной, перемещение пациента на каталку, а затем в постель следует проводить осторожно. Один человек должен придерживать голову двумя руками.

Медицинская сестра по рекомендации врача обеспечивает положение в постели с учетом локализации проведенной операции. Если больной оперировался сидя (задняя черепная ямка), то полусидячее положение в течение 4—6 ч, затем — на боку, слегка повернув пациента на живот. После трепанации свода черепа — положение на спине или на боку, противоположном стороне операции.

Медицинская сестра постоянно ведет наблюдение за показаниями монитора, чтобы не пропустить остановку дыхания и сердца. Следит за состоянием зрачков и об изменениях докладывает врачу. После экстубации пациенту нужно дать глоток воды для определения возможности глотания. При одностороннем парезе глоточного нерва попросить пациента улыбнуться или оскалить зубы для определения стороны поражения, а проверку акта глотания проводить в положении на здоровом боку. До восстановления глотательного рефлекса сбалансированное питание проводится через назогаст- ральный зонд. При нарушении кашлевого рефлекса проводить санацию трахеобронхиального дерева с соблюдением правил асептики (раздельная санация одноразовым катетером).

После трепанации черепа накладываются многослойные асептические повязки, которые закрепляются бинтовой повязкой — «чепец». Медсестра постоянно наблюдает за повязкой, предупреждает ее намокание, своевременно обеспечивает инструментальную перевязку для профилактики вторичного инфицирования. Помните! Во время перевязки один помощник должен фиксировать голову пациента.

Медицинская сестра контролирует мочеиспускание, дефекацию, обеспечивает профилактику трофических расстройств, пневмонии и осуществляет гигиенические процедуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Терминальное состояние. Элементарная сердечно-лёгочная реанимация

Данная презентация отражает критическое состояние организма как переходное от жизно к смерти. Демонстрирует обследование пациента в состоянии клинической смерти и методику проведения искусственной вен...

методическая разработка практического занятия "Сердечно-легочная реанимация"

В основе учебно-методической разработки взято практическое занятие по теме:«Сердечно-легочная реанимация».Данная тема входит в Междисциплинарный курс - «Технологияоказания медицинских услуг» ПМ «Выпол...

Методическая разработка практического занятия по теме "Черепно-мозговые нервы"

Актуальность методической разработки состоит  в том, чтобы помочь преподавателю выработать чёткость в проведении практического занятия с соблюдением всех этапов урока и временного интервала, в...

Черепно-мозговые травмы

Сотрясение головного мозга. Переломы костей черепа. Сдавление головного мозга. Первая помощь, лечение. Повязки, применяемые при черепно-мозговых травмах....

Мультимедийная презентация "Этапы умирания человека. Методика проведения базовой сердечно-легочной реанимации у взрослых. Особенности реанимации в педиатрии".МДК 03.01 "Основы реаниматологии".Специальность 34.02.01 Сестринское дело.

Презентация открывается в программе Microsoft Office Power Point в форме электронного учебника.При открытие презентации откроется диалоговое окно в котором необходимо выбрать режим "только чтение...

Неотложные состояния. Основы реанимации

Практическая работа по теме:«Неотложные состояния. Основы реанимации»Цель: Формирование бережного отношения к жизни и здоровью людей. Задачи:1. закрепление простейших правил диаг...