Мультимедийная презентация "Этапы умирания человека. Методика проведения базовой сердечно-легочной реанимации у взрослых. Особенности реанимации в педиатрии".МДК 03.01 "Основы реаниматологии".Специальность 34.02.01 Сестринское дело.
презентация к уроку по теме

Черепков Михаил Валерьевич

Презентация открывается в программе Microsoft Office Power Point в форме электронного учебника.

При открытие презентации откроется диалоговое окно в котором необходимо выбрать режим "только чтение". 

Чтобы запустить презентацию в режиме "электронного учебника" необходимо запустить режим "показ слайдов с начала".  

Презентация содержит гиперссылки на Интернет-источники. Данные гиперссылки в тексте выделены темно-синим цветом. Для открытия гиперссылки необходимо необходимом нажать на нее.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБПОУ НО « Нижегородский медицинский колледж » Специальность 34.02.01 Сестринское дело МДК 03.01 Основы реаниматологии Тема: «Этапы умирания человека. Методика проведения базовой сердечно-легочной реанимации у взрослых. Особенности реанимации в педиатрии» э лектронный учебник Разработал преподаватель ЦМК «Терапия и хирургия» Черепков Михаил Валерьевич г . Нижний Новгород 2018 г.

Слайд 2

Содержание 1. Список сокращений. 2. Причины остановки сердца. 3. Виды остановки кровообращения. 4. Диагностика остановки сердца. 5. Определение термина «терминальное состояние». Его фазы. 6. Предагональное состояние. 7.Терминальная пауза-состояние. 8. Агония. 9. Клиническая смерть. 10. Биологическая смерть. 11. Диагноз «Смерть мозга». 12. Показания, противопоказания к проведению сердечно-легочной реанимации. Содержание 2 стр.

Слайд 3

Содержание 13.Классическая последовательность реанимационных мероприятий по П. Сафару . 14. Учебное пособие «Сердечно-легочная реанимация». 15. Базовая сердечно-легочная реанимация. 16. Алгоритм использования автоматического наружного дефибриллятора. 17. Типичные ошибки при проведении реанимационных мероприятий. 18. Особенности сердечно-легочной реанимации в педиатрии. 19. Рекомендуемая литература. 20. Рекомендуемые Интернет-ресурсы. Содержание 1 стр.

Слайд 4

Список сокращений. ВОК – внезапная остановка кровообращения СЛР – сердечно-легочная реанимация АНД – автоматическая наружная дефибрилляция ФЖ – фибрилляция желудочков ЭКГ – электрокардиограмма БРМ – базовые реанимационные мероприятия NB – обратите внимание ИБС – ишемическая болезнь сердца МГМСУ – Московский государственный медико-стоматологический университет РАМН – Российская академия медицинских наук СМП – скорая медицинская помощь Содержание

Слайд 5

Причины остановки сердца Первичные причины (кардиальные) Вторичные причины (экстракардиальные) ИБС Острая дыхательная недостаточность Кардиомиопатия Шок Врожденные и приобретенные нарушения проводимости Утопление Стеноз аорты Гипо / - гиперкалиемия Миокардит Интоксикация Расслоение аневризмы аорты Напряженный пневмоторакс Содержание

Слайд 6

Виды остановки кровообращения. Фибрилляция желудочков ( ФЖ ) - хаотическое асинхронное возбуждение отдельных мышечных волокон или небольших групп волокон миокарда. На ЭКГ ФЖ выглядит как непрерывные волны различной формы и амплитуды с частотой 400-600/мин ( мелковолновая ФЖ ) или более крупные и редкие волны с частотой 150-300/мин ( крупноволновая ФЖ ). Мелковолновая фибрилляция желудочков Курпноволновая фибрилляция желудочков Содержание Продолжение

Слайд 7

Виды остановки кровообращения. Желудочковая тахикардия с широкими комплексами Тахикардия с широкими комплексами NB! Фибрилляция желудочков крупноволновая и желудочковая тахикардия с широкими комплексами – показание для проведения дефибрилляции. Фибрилляция желудочков мелковолновая , асистолия, электромеханическая диссоциация – противопоказание для проведения дефибрилляции. Содержание Продолжение

Слайд 8

Виды остановки кровообращения. Асистолия - вариант внезапной остановки кровообращения ( ВОК ), при котором отсутствует электрическая активность сердца и сердечный выброс. Асистолия. Беспульсовая электрическая активность (электромеханическая диссоциация сердца) - вариант ВОК при наличии организованной электрической активности сердца (т.е. на ЭКГ есть сердечный ритм, но пульса на магистральных артериях нет ). Содержание

Слайд 9

Диагностика остановки сердца (для медицинских специалистов) Содержание

Слайд 10

Определение термина «терминальное состояние». Фазы терминального состояния . Терминальное состояние - это пограничное состояние между жизнью и смертью, когда происходит выраженное нарушение функционирования основных жизненных систем, что сам организм пострадавшего человека не в состоянии справиться с этими нарушениями . Фазы терминального состояния: Предагональное состояние Терминальная пауза Агония Клиническая смерть. Содержание

Слайд 11

Предагональное состояние Характеризуется угасанием жизненно важных функций организма. Длительность периода зависит от патологического процесса и от компенсаторных реакций организма. Сознание резко угнетено или отсутствует. Кожные покровы бледные или цианотичные. АД обычно не превышает 60-70 мм.рт.ст ., пульс частый, слабого наполнения. Дыхание частое и поверхностное, затем редкое и шумное дыхание ( брадипноэ ) - прогрессирующая дыхательная недостаточность. Содержание

Слайд 12

Терминальная пауза-состояние Продолжительность до 4 мин. Дыхание прекращается, Р азвивается брадикардия, иногда асистолия, Исчезают реакции зрачка на свет, корнеальные (роговичные) и другие стволовые рефлексы (арефлексия – отсутствие одного и более стволовых рефлексов), З рачки расширяются . Содержание

Слайд 13

Агония Длительность периода не более 3 минут. А гональное дыхание - слабые, частые дыхательные движения малой амплитуды, либо короткие максимальные вдохи и быстрые полные выдохи с большой амплитудой и частотой 2-6 в минуту. В крайней стадии агонии в дыхании участвуют мышцы шеи и туловища - голова запрокидывается, рот широко открыт, возможно появление пены у рта. Агональное дыхание может переходить в предсмертное стридорозное дыхание (свистящее, шумное дыхание). В состоянии агонии повышаются частота сердечных сокращений и артериальное давление, может кратковременно восстановиться сознание, часто развиваются судороги, непроизвольное мочеиспускание и дефекация, постепенное угасание реакции зрачков на свет, лицо приобретает вид “маски Гиппократа”. Содержание

Слайд 14

Клиническая смерть Обратимый этап умирания, переходное состояние от жизни к смерти. Длительность периода до 6 минут (летом), зимой до 10 мин. О тсутствие сознания, самостоятельного дыхания. Расширение зрачков (развивается в течение 1 мин после остановки кровообращения ). Арефлексия (отсутствие корнеального рефлекса и реакции зрачков на свет ). Выраженная бледность/цианоз кожных покровов. Содержание

Слайд 15

Биологическая смерть. Биологическая смерть – это необратимый этап умирания, выражается посмертными изменениями во всех органах и системах, которые носят постоянный, необратимый, трупный характер. Ранние признак и Поздние признаки Высыхание и помутнение роговицы глаза Трупные пятна Положительный симптом «Белоглазова» Трупное окоченение, разложение Содержание

Слайд 16

«Смерть мозга». «Смерть мозга» — это необратимая гибель тканей головного мозга, приводящая к его полной неспособности обеспечивать какую-либо самостоятельную активность и жизнедеятельность организма (дыхание, поддержание артериального (кровяного) давления ). Диагноз «Смерть мозга» устанавливается в учреждениях здравоохранения, имеющих необходимые условия для констатации смерти мозга “Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга", приказ М3 РФ от 20.12.01 № 460. Содержание

Слайд 17

Показания, противопоказания к проведению сердечно-легочной реанимации Показания к проведению сердечно-легочной реанимации: а) отсутствие сознания, б) отсутствие дыхания (или агональное дыхание) Противопоказания к проведению сердечно-легочной реанимации: а) при наличии признаков биологической смерти; б) при наступлении состояния клинической смерти на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимой с жизнью. Содержание

Слайд 18

Классическая последовательность оказания реанимационных мероприятий по П.Сафару Элементарное поддержание жизни (срочная оксигенация ) I стадия . - A ( Airways ) - восстановление проходимости дыхательных путей. - В ( Breathing ) - поддержание дыхания. - С ( Circulation ) - поддержание кровообращения. Дальнейшее поддержание жизни (восстановление спонтанного кровообращения) II стадия. - D ( Drugs ) - введение лекарств и жидкостей. - Е ( ECG ) — электрокардиография. - F ( Fibrillation ) - лечение фибрилляции. Продолжительное поддержание жизни (церебральная реанимация и лечение в постреанимационном периоде) III стадия. - G - оценка состояния в постреанимационном периоде - Н - защита мозга - I - комплексная интенсивная терапия в отделении реаниматологии. Содержание

Слайд 19

Учебное пособие « Сердечно-легочная реанимация». Научные сотрудники НИИ общей реаниматологии им. В.А . Неговского РАМН и преподаватели кафедры анестезиологии-реаниматологии МГМСУ разработали учебное пособие «Сердечно-легочная реанимация» 2017 г., - 60 с. Данное учебное пособие освещает современное состояние проблемы остановки кровообращения, сердечно-легочной и церебральной реанимации. Пособие разработано в соответствии с “Методическими рекомендациями по проведению сердечно-легочной реанимации” Европейского совета по реанимации 2015 г. и результатами отечественных исследований. Учебное пособие утверждено на заседании Ученого Совета ФГБНУ “ НИИОР ” 29 ноября 2016 г. (Протокол №14) и согласовано с Секретариатом Европейского совета по реанимации ( Copyright European Resuscitation Council – ww w.erc.edu – 2016_NGL_030). Содержание

Слайд 20

Базовая сердечно-легочная реанимация . 1.Убедиться в безопасности для себя, пострадавшего и окружающих; устранить возможные риски. Уложить пострадавшего спиной на жесткую ровную поверхность. 2.Оценить состояние пострадавшего: определить сознание (встряхнуть пациента и спросить «что с вами случилось ?»). 3. Позвать на помощь «Помогите человеку плохо!». 4. Открыть дыхательные пути (запрокинуть голову и подтянуть подбородок, альтернатива тройной прием Сафара), оценить дыхание (увидеть, услышать и почувствовать нормальное дыхание). Дополнительно для медицинских специалистов: оценка пульсации на магистральных артериях. Содержание Базовая СЛР

Слайд 21

Базовая сердечно-легочная реанимация. Если пострадавший реагирует, дыхание устойчивое Если пострадавший не реагирует, но имеется дыхание и сердцебиение Если у пострадавшего агональное дыхание или оно отсутствует оставить пострадавшего в удобном для него положении, попытаться выяснить причины происходящего и вызвать скорую медицинскую помощь по тел.112 (102) , регулярно оценивать состояние пострадавшего придать стабильное боковое положение, вызвать скорую медицинскую помощь по тел. 112 (102), регулярно оценивать состояние пострадавшего попросить окружающих вызвать скорую медицинскую помощь по тел. 112 (102) и принести автоматический наружный дефибриллятор (АНД), начать непрямой массаж сердца Содержание Базовая СЛР

Слайд 22

Определение дыхания Содержание Базовая СЛР

Слайд 23

Тройной прием Сафара Содержание Базовая СЛР

Слайд 24

Стабильное боковое положение Содержание Базовая СЛР

Слайд 25

Базовая сердечно-легочная реанимация. 5 . Непрямой массаж сердца - встать на колени сбоку от больного; - расположить основание одной ладони на центре грудной клетки больного (на 2 пальца выше мечевидного отростка); - расположить основание другой ладони поверх первой ладони; - сомкнуть пальцы рук в замок и удостовериться, что вы не оказываете давление на ребра; выгнуть руки в локтевых суставах; не оказывать давление на верхнюю часть живота или нижнюю часть грудины; - расположить тело вертикально над грудной клеткой больного и надавить на глубину как минимум на 5 см, но не более 6 см; - обеспечивать полную декомпрессию грудной клетки без потери контакта рук с грудиной после каждой компрессии; - продолжать компрессии грудной клетки с частотой от 100 до 120/мин; - компрессии и декомпрессии грудной клетки должны занимать равное время (Рис. 9); - компрессии грудной клетки следует проводить только на жесткой поверхности. Необходимо выполнять декомпрессию противопролежневых матрасов перед началом СЛР , используя специальный экстренный клапан. Содержание Базовая СЛР

Слайд 26

Базовая сердечно-легочная реанимация. 4. Непрямой массаж сердца Содержание Базовая СЛР

Слайд 27

Базовая сердечно-легочная реанимация. 6 . Искусственная вентиляция легких. - после 30 компрессий открыть дыхательные пути как было описано выше ; - зажать крылья носа большим и указательным пальцами руки, расположенной на лбу; - открыть рот, подтягивая подбородок; - сделать нормальный вдох и плотно охватить своими губами рот больного; - произвести равномерный вдох в течение 1 сек., наблюдая при этом за подъемом грудной клетки, что соответствует дыхательному объему около 500-600 мл (признак эффективного вдоха); избегать форсированных вдохов; - поддерживая дыхательные пути открытыми, приподнять свою голову и наблюдать за тем, как грудная клетка опускается на выдохе ; если первый искусственный вдох оказался неэффективным, попытаться сделать второй вдох (но не более двух!), выполнить 30 компрессий грудной клетки, перед следующим вдохом необходимо удалить инородные тела изо рта больного, проверить адекватность открывания дыхательных путей. Содержание Базовая СЛР

Слайд 28

Базовая сердечно-легочная реанимация. 5. Искусственная вентиляция легких. Содержание Базовая СЛР

Слайд 29

Базовая сердечно-легочная реанимация. 7 . Продолжить СЛР в соотношении компрессии: вентиляции 30:2. Компрессии грудной клетки должны выполняться с минимальными перерывами . 8 . Оценивать состояние пациента каждые 2 минуты: оценка сознания, дыхания, реакции зрачков на свет, проверка наличия ранних признаков биологической смерти, оценка ритма на ЭКГ ПРИМЕЧАНИЕ: Возможная альтернатива проведения БРМ для лиц без медицинского образования – выполнение только непрерывных, эффективных компрессий грудной клетки с описанными параметрами. Содержание

Слайд 30

Алгоритм использования АНД. 1 . Начать БРМ по описанному выше алгоритму. Если спасатель один, и в распоряжении уже имеется АНД – начать БРМ с использования АНД. 2. Как только на место происшествия доставлен АНД: • включить АНД и далее следовать его голосовым и визуальным командам; • наложить электроды на оголенную грудную клетку больного. Один электрод накладывают на правую часть грудной клетки (под ключицей, правее грудины, не на грудину!). Второй электрод накладывают на левую половину грудной клетки. При наличии второго спасателя во время наложения электродов следует продолжать непрерывные компрессии грудной клетки. Содержание АНД

Слайд 31

Алгоритм использования АНД. • если грудная клетка обильно покрыта волосами, ее следует побрить перед наложением электродов ( во избежание плохого контакта электродов с кожей, искрения и ожогов )! Электроды нельзя накладывать на область установки имплантированного кардиостимулятора или кардиовертера -дефибриллятора и трансдермальных лекарственных систем!; • далее следовать голосовым и визуальным командам АНД ; • убедиться, что во время анализа ритма никто не прикасается к больному – это может нарушить алгоритм анализа ритма; • автоматический наружный дефибриллятор проводит автоматизированный анализ сердечного ритма по специально разработанному компьютерному алгоритму: ФЖ и тахикардия с широкими комплексами распознаются как ритмы, требующие дефибрилляции; Содержание АНД

Слайд 32

Алгоритм использования АНД. • если дефибрилляция показана ( ФЖ или тахикардия с широкими комплексами), убедиться, что никто не прикасается к больному , и нажать на кнопку (в случае полностью автоматического режима работы АНД нажимать на кнопку не нужно); • сразу же после нанесения разряда продолжить БРМ в соотношении 30:2 ; • если дефибрилляция не показана, продолжить БРМ в соотношении 30:2 без промедления, следовать голосовым и визуальным командам АНД . Содержание АНД

Слайд 33

Алгоритм использования АНД. ПРИМЕЧАНИЯ: Стандартные АНД можно использовать у детей старше 8 лет. У детей от 1 до 8 лет лучше применять детские электроды и мощность разряда, но при отсутствии перечисленного, возможно использование стандартных настроек. У детей младше 1 года следует использовать АНД со специальными настройками . При выполнении СЛР двумя спасателями один спасатель выполняет компрессии грудной клетки, другой – искусственную вентиляцию. Спасатель, выполняющий компрессии грудной клетки, громко считает количество компрессий и отдает команду второму спасателю на выполнение двух вдохов. Спасатели меняются местами каждые 2 мин. Если доступен АНД, то один спасатель выполняет СЛР 30:2, второй работает с АНД. Электроды АНД необходимо накладывать на грудную клетку, не прерывая компрессии грудной клетки . Содержание АНД

Слайд 34

Алгоритм использования АНД. Содержание АНД

Слайд 35

Алгоритм использования АНД. Содержание

Слайд 36

Типичные ошибки при проведении реанимационных мероприятий. позднее начало компрессий грудной клетки и проведение дефибрилляции , отсрочка вызова СМП ; неправильная техника компрессий грудной клетки (положение рук, частота, глубина, декомпрессия, непрерывность компрессий грудной клетки); несвоевременная и неэффективная смена спасателей (что приводит к снижению эффективности компрессий грудной клетки); неэффективная работа в команде (отсутствие единого руководителя, неэффективное распределение ролей в команде, присутствие посторонних лиц, отсутствие учета и контроля проводимых реанимационных мероприятий); потеря времени на второстепенные диагностические, организационные и лечебные процедуры (что приводит к необоснованным перерывам в компрессиях грудной клетки и увеличивает летальность). Содержание

Слайд 37

Особенности СЛР в педиатрии • Базовую СЛР необходимо начинать с пяти искусственных вдохов . • Если спасатель один, он должен провести реанимацию в течение 1 минуты или 5 циклов СЛР прежде, чем отправиться за помощью. • Если спасатель один и стал свидетелем ВОК у ребёнка и подозревает ее кардиальный генез, сначала нужно вызвать помощь и попросить принести АНД/дефибриллятор, а потом начинать СЛР . • У детей особенно важно не давить на мягкие ткани в области подбородка – это может вызвать обструкцию дыхательных путей. • У младенцев в положении на спине голова обычно согнута, что может потребовать некоторого разгибания и подъёма подбородка. При проведении искусственного дыхания младенцам может потребоваться накрыть своим ртом одновременно рот и нос младенца. У детей старше года искусственное дыхание проводится по обычной методике . Содержание Продолжение

Слайд 38

Особенности СЛР в педиатрии • После проведения пяти начальных искусственных вдохов необходимо проверить наличие признаков восстановления спонтанного кровообращения (движения, кашель, нормальное дыхание), пульса (у младенцев – на плечевой артерии, у детей старше – на сонной), потратив на это не более 10 сек. При выявлении признаков восстановления эффективного кровообращения следует при необходимости продолжать искусственное дыхание. При отсутствии признаков эффективного кровообращения – начать компрессии грудной клетки. • Компрессии грудной клетки нужно осуществлять на нижнюю часть грудины ( найти мечевидный отросток и отступить на толщину одного пальца выше ), на 1/3 передне -заднего диаметра грудной клетки ребенка . Содержание Продолжение

Слайд 39

Особенности СЛР в педиатрии - У младенцев компрессии грудной клетки выполняют двумя пальцами при наличии одного спасателя и по циркулярной методике при наличии двух спасателей. Для этого два больших пальца нужно приложить к нижней половине грудины, направив кончики пальцев в сторону головы ребёнка. Кистями обеих рук нужно обхватить нижнюю часть грудной клетки ребёнка. Пальцы должны поддерживать его спину. При любой из этих методик следует прижимать грудину на 4 см. - У детей старше год а – одной или двумя руками, по общепринятой методике , сдавливая грудную клетку на 5 см У более крупных детей или небольшом росте спасателя этого легче добиться обеими руками, с переплетенными пальцами. СЛР у детей проводят в соотношении 15 : 2 (допустимый вариант: 30:2 при наличии одного спасателя, 15:2 при наличии двух спасателей ). Алгоритм использования АНД и перевода ребенка в безопасное положение аналогичен таковому у взрослых. Содержание

Слайд 40

Рекомендуемая литература. 1 . Мороз В.В ., Бобринская И.Г ., Васильев В.Ю ., Кузовлев А.Н ., Перепелица С.А ., Смелая Т.В ., Спиридонова Е.А ., Тишков Е.А . / Сердечно-легочная реанимация. М.: ФНКЦ РР , МГМСУ , НИИОР , 2017, – 60 с . 2 . Зарянская В.Г . Основы реаниматологии и анестезиологии для медицинских колледжей : учеб, пособие / В. Г. Зарянская . — Изд. 14-е. —Ростов н/Д : Феникс, 2015. — 382 с . 3 . Ястребов Г.С . Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебник/Ястребов Г. С. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016 - 416 с. 4. В . В. Мороз, И. Г. Бобринская, В. Ю. Васильев, А. Н. Кузовлев , Е. А. Спиридонова, Е. А. Тишков "Сердечно-легочная и церебральная реанимация": учебно-методическое пособие для студентов, ординаторов, аспирантов и врачей - Москва, 2011 год - 23 стр Содержание

Слайд 41

Рекомендуемые Интернет-ресурсы. 1.Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В. А. Неговского ». 2.Национальный совет по реанимации. Официальный представитель Европейского совета по реанимации в Российской Федерации. 3. Федерация анестезиологов и реаниматологов . 4.Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии . 5.Европейский совет по реанимации. 6.Журнал «Общая реаниматология». Содержание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения мастер-класса "Базовая сердечно-легочная реанимация"

Методическая разработка для проведения мастер-класса на I этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности «Сестринское дело».Олимпиада проводилась в целях повыш...

Базовая сердечно-легочная реанимация. Мониторинг параметров жизнедеятельности организма пациента.

Актуальность темы.По  меньшей мере у 350000 человек ежегодно развивается остановка сердца (1 человек / 90 секунд), а эффективность проведения СЛР (выживаемость) всего от 1 до 30%.Реализация приор...

Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по учебной практике ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, специальность 34.02.01 Сестринское дело 2019-2020 гг.

Материал для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по учебной практике ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах....

Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по производственной практике ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, специальность 34.02.01 Сестринское дело 2019-2020 гг.

Материал для проведения промежуточеой аттестации в форме дифференцированного зачета по производственной практике ПМ.02  Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах....

Базовая сердечно - легочная реанимация у детей

Проведеие сердечно легочной реанимации детям разного возраста...

ДПП ПК Базовая сердечно-легочная реанимация: Современный международный протокол 18 часов

ДПП ПК "Базовая сердечно-легочная реанимация: Современный международный протокол"  предназначена для слушателей, имеющих среднее профессиональное образование по специальности "Сест...