МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия
учебно-методический материал
Внутриаптечный контроль лекарственных препаратов с фармацевтическими субстанциями VII группы Периодической системы Д.И. Менделеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_pz_no_3_mdk_02.02_zaytseva_n.v._2024.docx | 95.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Внутриаптечный контроль лекарственных препаратов
с фармацевтическими субстанциями VII группы
Периодической системы Д.И. Менделеева»
(для преподавателя)
ПМ.02 Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций
МДК.02.02 Контроль качества лекарственных средств
Специальность 33.02.01 Фармация
(базовый уровень)
Москва, 2024
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК _____________________ «____» ____________ 2024 г. Председатель ЦМК _____________________ (подпись) ______________________________________ (ФИО председателя ЦМК) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по методической работе _____________ Е.П. Мельникова |
Разработчик (и):
Зайцева Наталья Владимировна, преподаватель профессиональных модулей первой категории, Люберецкий филиал
Методическая разработка может быть использована на практическом занятии и предназначена для контроля текущего уровня знаний студентов, как руководство к выполнению практической работы и направлена на повышение интереса к изучаемой дисциплине, на мотивацию к углубленному изучению учебного материала и интенсификацию учебного процесса.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 8
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИИЯ 10
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка практического занятия по теме «Внутриаптечный контроль лекарственных препаратов с фармацевтическими субстанциями VII группы Периодической системы Д.И. Менделеева» составлена в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01. «Фарммация».
Практическое занятие входит в раздел Контроль каества лекарственных средств неорганческой природы дисциплины МДК.02.02 Контроль качества лекарственных средств.
Предназначено для студентов 3 курса.
Новизна методической разработки заключается в дополнении и развитии практиеских рекомендаций теоретического занятия по теме «Общая характеристика галогенов и их соединений с ионами щелочных металлов».
ПАСПОРТ ЗАНЯТИЯ
- Цели занятия:
Образовательная:
- ознакомить с общей характеристикой элементов VII группы Периодической системы Д.И. Менделеева;
- сформировать знание лекарственных веществ изучаемой группы, обобщить и систематизировать знания о видах внутриаптечного контроля;
- сформировать умения проведения внутриаптечного контроля лекарственных форм с лекарственными средствами VII группы Периодической системы;
- закрепить умения расчета отклонений, количественного содержания лекарственных веществ в лекарственных формах;
- сформировать умения ведения отчетной документации; возбудить и развить интерес к изучаемой дисциплине, продолжить развитие логической памяти, научить планировать свою деятельность;
- привитие интереса к выбранной профессии, ответственного отношения к своей деятельности.
Развивающая:
- умение выполнять познавательные, расчетные и изобретательские задания;
- формирование интеллектуальных умений (сравнение, анализ, обобщение), коммуникативных навыков и мотивации к самостоятельной учебной работе, самообразованию, самореализации личности, целевого применения усвоенного;
- совершенствование монологической речи с использованием профессиональной лексики;
- развитие логического мышления (аналогия, систематизация, классификация, выявление закономерностей), профессиональной памяти, самостоятельности, обеспечение системности учения.
Воспитательная:
- воспитание положительной мотивации обучения, правильной самооценки и чувства ответственности;
- умение работать в группе с любыми партнерами, повышать культуру общения и взаимопомощи;
- развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека;
- формирование понимания социальной значимости будущей профессии, важности грамотной речи и употребление ее в профессиональной деятельности.
- Тип учебного занятия:
- изучение, первичное закрепление и систематизация новых знаний и способов деятельности.
- Форма учебного занятия:
- практиеское занятиие.
- Используемые педагогические технологии:
- технологии развивающего обучения - направлены на всестороннее развитие личности через различные виды деятельности (решение ситуационных задач, изучениие комплексной разнообразной информации познавательного характера).
- проблемное обучение; частично - поисковый, словесный, наглядный, проектный; объяснительно - иллюстративный метод; тестовый контроль; фронтальный письменный (устный) опрос;
- групповые технологии (метод «малых групп»);
- информационно - компьютерные (интерактивные) технологии (использование мультимедийной слайд - презентации).
Время проведения занятия 90 минут.
КАРТА ОСНАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1. Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийное оборудование (экран, мультимедийный видеопроектор, компьютер), слайд-сопровождение занятия.
2. Материальное оснащение:
- доска;
- реактивы: вода очищенная, растворы NaBr 3%, KI 2%, NaCl 0,9%, AgNO3 0,05н, винная кислота, 5% калия хромат, хлорамин, хлороформ, разведенная хлороводородная кислота;
- информационные средства обучения: учебники, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, сборники тестовых заданий и ситуационных задач;
- антисептик для рук;
- рабочая тетрадь; конспект лекций; канцелярские принадлежности, калькулятор.
3. Методическое оснащение:
- рабочая программа, КТП, технологическая карта, методическая разработка практического занятия для студентов;
- ГФ, Приказ МЗ РФ № 249н, методические пособия;
- варианты контрольно-оценочных средств;
- бланки, журналы для выполнения практической работы.
4. Оборудование: ручные весы, разновесы, пробирки, градуированные пипетки, пипетки глазные, воронки, бюретки, колбы для титрования, черный и белый экраны, мерные цилиндры, химические стаканы, спиртовки, держатели для пробирок, образцы лекарственных форм, основные этикетки, предупредительные надписи, рецептурные бланки, журнал регистрации (Приложение 2), бланки паспорта письменного контроля, сигнатуры и др.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этап занятия | Содержание занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Создание делового настроя. Актуализация внимания и образовательной активности | Приветствие Проверка состояния кабинета к занятию Проверка готовности студентов к занятию: проверка внешнего вида обучающихся фиксация отсутствующих | Приветствие Организационная подготовка к занятию |
Мотивация занятия | Создание рабочей обстановки. Формирование познавательного интереса к занятию | Ознакомление с темой ознакомление с целью ознакомление с планом обоснование значения данного занятия в будущей практической деятельности | Концентрация внимания, запись в дневниках темы и плана занятия |
Актуализация опорных знаний | Проверочные мероприятия | Контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос). | Дают ответы на вопросы |
Формирование новых знаний и умений | Работа по теме занятия в соответствии с формой занятия и технологией проведения | Передача новых знаний
| Интерактивная деятельность обучающихся 1. Написание химических формул, латинского названия NaCl и NaBr, KCl и KBr, NaI и KI; Написание уравнений реакций подлинности перечисленных веществ. Написание реакций количественного определения. Виды ВАК обязательные для изотонического раствора натрия хлорида? Виды ВАК обязательные для микстуры натрия бромида? Виды ВАК обязательные для глазных капель КI? 2. Составление схем выполнение практической работы (методика проведения работы в рабочей тетради). |
Рефлексия, подведение итогов | Обобщение пройденного материала, выставление оценок с учетом активности в выполнении заданий | Формирование положительного настроя обучающихся: оценивание деятельности студентов с комментариями, подведение итогов. | Участвуют в подведении итогов |
Задание к следующему занятию | Пояснения по выполнению домашнего задания | Фиксация домашнего задания |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Представляет собой совокупность технологической и краткой письменной записи содержания и последовательности этапов учебного занятия, имеющая авторский, индивидуализированный характер.
Предназначен для последующего восстановления учебной информации с различной степенью полноты в ходе занятия. Содержит не только перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и фрагменты применения технологий или полный текст нового материала.
1. Организационная часть:
1.1. Приветствие, проверка присутствующих студентов, готовность рабочих мест и обучающихся к занятию, наличие формы, внешний вид и т.д.;
2. Формулировка и мотивация темы урока (мотивация изучения данной темы, её значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса);
3. Определениие целей занятия
4. Контроль и корректировка исходного уровня знаний
4.1. Устный фронтальный опрос (Приложение 1).
5. Работа над изучаемым материалом темы
6. Обработка практических манипуляций
7. Углубление знаний по теме. Самостоятельная работа студентов
7.1. Инструктаж по ТБ на рабочем месте (Приложение 2).
7.2. Выполнение практической работы (Приложение 3).
8. Закрепление изучаемого материала
8.1. Решение контролирующих ситуационных задач (Приложение 4).
9. Итоговый контроль по теме
9.1. Выполнение заданий в тестовой форме (Приложение 5).
9.2. Обсуждение, работа над ошибками.
10. Подведение итогов занятия.
10.1. Комментарий оценок.
4.11. Задание на дом.
Общая характеристика галогенов
Главную подгруппу VII группы Периодической системы Д.И. Менделеева составляют галогены: фтор, хлор, бром, йод и астат (неустойчив, получают искусственным путем, нас не интересует).
F, Cl, Br и I в числе 15 микроэлементов входят в состав нашего организма.
По содержанию в организме человека хлор относиться к макроэлементам (содержание в организме 0,15%), а остальные галогены – к микроэлементам (содержание не менее 10-5%).
Фторид-ионы концентрируются в костной ткани, зубах, ногтях, коже. В организм человека поступают с питьевой водой.
Хлорид-ионы поддерживают осмотическое давление и внутри клетки, активизируют ряд ферментов, в том числе создают благоприятную среду для действия протеолитических ферментов желудочного сока.
Бромид-ионы обнаружены в желудочном соке, слизистой оболочке желудка, плазме крови, щитовидной железе, почках, печени, селезенке.
Более половины йода, содержащегося в организме, находиться в щитовидной железе в составе гормонов тироксина и трийодтиронина.
В химическом отношении галогены являются окислителями. F – наиболее сильный окислитель, I- наименее сильный окислитель.
Галогены используются в медицине главным образом как дезинфицирующие средства, однако F и Br очень токсичны и в медицине не применяются. Сl применяется в качестве антисептика для обеззараживания воды. Йод – единственный из галогенов является фармацевтическим препаратом и в виде спиртовых растворов (5 и 10%) применятся в медицине.
Чаще галогены применяются в медицине в виде соединений с другими элементами.
Кислота хлороводородная
Асidum hydrochloridum
HCl М.М. 36,46
Кислота хлороводородная должна содержать хлороводорода 24,8 – 25,2%, плотность ее 1,125-1,127 г/см.
Подлинность: подтверждается реакциями на Cl-
А) с раствором AgNO3 выпадает белый осадок
НCl + AgNO3 =AgCl⭣+ НNO3
Осадок нерастворим в азотной кислоте, но легко растворяется в аммиаке с образованием комплексного соединения:
AgCl+ NH3 = [Ag(NH3)2]Cl
Б) При нагревании с диоксидом марганца выделяется токсичный газообразный хлор, который определяется по запаху:
НCl + MnO2 = MnCl2 + Cl2↑ + Н2О
Количественное определение:
А) метод нейтрализации – титрование щелочью по метиловому оранжевому - фармакопейный метод:
HCl + NaОН → NaCl + Н2О
Б) аргентометрическим методом по хлорид иону (нефармакопейный метод):
Cl- + Ag+ → AgCl↓
Применение: применяют разведенную, внутрь в каплях или в виде микстуры при недостаточной кислотности желудочного сока. Часто назначают с препаратами железа – улучшает всасывание.
Хранение: в склянках с притертыми пробками при комнатной температуре. Нельзя хранить кислоту в очень теплых помещениях, так как в этом случае может выделяться газообразный хлороводород, который нарушит укупорку склянки.
Натрия хлорид
Natrii chloridum
NaCl М.м. 58,44
Описание: белые кубические кристаллы или белый кристаллический порошок без запаха, соленого вкуса.
Подлинность: подтверждается реакциями:
А) на Cl- - реакция с нитратом серебра в присутствии азотной кислоты – выпадает белый осадок
NaCl + AgNO3 = AgCl⭣ + NaNO3
Б) на Na+ - окрашивание пламени в желтый цвет или реакция с калия пироантимонатом K[Sb(OH)6] дает с NaCl в нейтральной или слабокислой среде медленнообразующийся белый плотный осадок:
NaCl + K[Sb(OH)6] = [Sb(OH)6]⭣+ KCl
Количественное определение: метод Мора. Раствор, приготовленный из точной навески препарата, титруют в нейтральной среде 0,1 Н раствором AgNO3 (индикатор K2CrO4). В точке эквивалентности образуется осадок хромата серебра Ag2CrO4 оранжево-красного цвета:
NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3,
K2CrO4 + 2AgNO3 → Ag2CrO4↓ + 2KNO3
Применение: хлорид натрия – обеспечивает постоянство осмотического давления крови. При дефиците NaCl в организме он вводится внутривенно или подкожно в виде 0,9% водного раствора (изотонического раствора). Применяется также для ванн, обтираний, полосканий при заболеваниях верхних дыхательных путей.
Хранение: в хорошо укупоренной таре.
Калия хлорид
Kalii chloridum
KCl М.м. 74,56
Описание: белые кубические кристаллы или белый кристаллический порошок без запаха, соленого вкуса.
Подлинность: подтверждается реакциями:
А) на Cl- - реакция с нитратом серебра в присутствии азотной кислоты – выпадает белый осадок:
NaCl + AgNO3 = AgCl⭣ + NaNO3
Б) на К+ – окрашивание пламени в фиолетовый цвет или реакция с гидротартратом натрия с образованием белого кристаллического осадка гидротартрата калия:
КСl + NaHC4H4O6 = KHC4H4O6⭣ + NaCl
Количественное определение: метод Мора. Раствор, приготовленный из точной навески препарата, титруют в нейтральной среде 0,1 Н раствором AgNO3 (индикатор K2CrO4). В точке эквивалентности образуется осадок хромата серебра Ag2CrO4 оранжево-красного цвета:
КCl + AgNO3 → AgCl↓ + КNO3,
K2CrO4 + 2AgNO3 → Ag2CrO4↓ + 2KNO3.
Применение: применяется при нарушении сердечного ритма, особенно с интоксикацией сердечными гликозидами, когда происходит обеднение клеток миокарда ионами калия. Применяют также КCl при гипокалиемии (снижение К+ в организме). Назначают внутрь в виде 10% водного раствора или в составе препарата «Панангин».
Хранение: в хорошо укупоренной таре.
Натрия бромид
Natrii bromidum
NaBr М.м. 102,90
Описание: белый кристаллический порошок, без запаха, соленого вкуса. Гигроскопичен.
Подлинность: подтверждается реакциями:
А) на Br- - реакция с нитратом серебра в присутствии азотной кислоты – выпадает светло-желтый творожистый осадок:
NaBr + AgNO3 = AgBr⭣+ NaNO3
Б) на Na+ - окрашивание пламени в желтый цвет или реакция с калия пироантимонатом K[Sb(OH)6] дает с NaBr в нейтральной или слабокислой среде медленно образующийся белый плотный осадок:
NaBr + K[Sb(OH)6] = [Sb(OH)6]⭣ + KBr
Количественное определение: метод Мора.
Применение: успокаивающее средство. Успокаивающее действие препаратов брома основано на их способности усиливать процессы торможения в коре головного мозга. Поэтому применяются при неврастении, повышенной радражительности. Применяют внутрь в растворах и таблетках.
Хранение: в хорошо укупоренной таре, предохраняющей от действия света, в сухом месте.
Калия бромид
Kalii bromidum
КВr М.м. 119,01
Описание: бесцветные или белые блестящие кристаллы или мелко кристаллический порошок без запаха, соленого вкуса.
Подлинность: подтверждается реакциями:
А) на Br- - реакция с нитратом серебра в присутствии азотной кислоты – выпадает светло-желтый творожистый осадок:
NaBr + AgNO3 = AgBr⭣ + NaNO3
Б) на К+ - окрашивание пламени в фиолетовый цвет или реакция с гидротартратом натрия с образованием белого кристаллического осадка гидротартрата калия:
КBr + NaHC4H4O6 = KHC4H4O6⭣ + NaBr
Количественное определение: метод Мора.
Применение: успокаивающее средство. Применяются при неврастении, повышенной радражительности. Применяют внутрь в растворах и таблетках.
Хранение: в хорошо укупоренной таре, предохраняющей от действия света.
Натрия иодид
Natrii iodidum
NaI М.м. 149,83
Описание: белый кристаллический порошок, без запаха, соленого вкуса. На воздухе сыреет и разлагается с выделением йода.
Подлинность: подтверждается реакциями:
А) на I- - реакция с нитратом серебра в присутствии азотной кислоты – выпадает желтый творожистый осадок
KI + AgNO3 = AgI⭣ + KNO3
Б) на Na+ - окрашивание пламени в желтый цвет или реакция с калия пироантимонатом K[Sb(OH)6] дает с NaI в нейтральной или слабокислой среде медленнообразующийся белый плотный осадок:
NaI + K[Sb(OH)6] = [Sb(OH)6]⭣+ KI
Количественное определение: метод Фаянса. Раствор, приготовленный из точной навески препарата, титруют в кислой среде 0,05 Н раствором AgNO3 (индикатор эозин). В точке эквивалентности окраска раствора изменяется с желтой на розовую.
Применение: применяется как носитель йода при гипертиреозе (повышенная потливость), эндемическом зобе. Из-за недостаточного количества йода в пище и воде появляется заболевание – зобная болезнь. Назначается в виде растворов (микстур) для применения внутрь.
Хранение: в хорошо укупоренной таре оранжевого стекла
Калия йодид
Kalii iodidum
KI М.м. 166,01
Описание: белый кристаллический порошок, без запаха, горько-соленого вкуса. На воздухе сыреет.
Подлинность: подтверждается реакциями:
А) на I- - реакция с нитратом серебра в присутствии азотной кислоты – выпадает желтый творожистый осадок:
KI + AgNO3 = AgI⭣ + KNO3
Б) на К+ - окрашивание пламени в фиолетовый цвет или реакция с гидротартратом натрия с образованием белого кристаллического осадка гидротартрата калия:
КСl + NaHC4H4O6 = KHC4H4O6⭣ + NaCl
Количественное определение: метод Фаянса. Раствор, приготовленный из точной навески препарата, титруют в кислой среде 0,05 Н раствором AgNO3 (индикатор эозин). В точке эквивалентности окраска раствора изменяется с желтой на розовую.
Применение: применяется как носитель йода гипертиреозе (повышенная потливость), эндемическом зобе. Из-за недостаточного количества йода в пище и воде появляется заболевание – зобная болезнь. Назначается в виде растворов (микстур) для применения внутрь.
Хранение: общий список, в хорошо укупоренной таре оранжевого стекла.
Раствор йода спиртовой 5%
Solutio Jodi spirituosa 5%
Раствор йода спиртовой 5% готовят с добавлением йодида калия (2%).
Описание: Раствор йода спиртовой 5% - прозрачная жидкость красно-бурого цвета с характерным запахом.
Подлинность: подтверждается реакциями:
А) с крахмалом, образующийся при этом йодокрахмальный адсорбционный крмплекс имеет синюю окраску:
I2 + крахмал ↔ I2 крахмал
Б) возгонка йода – нагревание йода в пробирке с образованием паров фиолетового цвета:
I2тв. → I2газ
Количественное определение:
Для количественного определения йода точную его навеску растворяют в растворе KI и титруют тиосульфатом Na, индикатор крахмал (до исчезновения синей окраски):
I2 + КI → К[I3]
К[I3] + 2 Na2S2O3 → KI + 2NaI + Na2S4O6
Для определения точки эквивалентности целесообразно использовать также метод потенциометрического титрования.
При определении количества йода в растворе йода спиртовом 5% и 10% (титрант Na2S2O3), ГФ рекомендует определять и количество НCl, которая может образовываться при побочных реакциях.
Применение: Спиртовой 5% раствор йода используют для наружного применения как антисептик, для обработки ран, при воспалении кожи. Препараты йода применяют также внутрь для профилактики атеросклероза, при хронических воспалительных процессах в дыхательных путях, для профилактики и лечения эндемического зоба, при хроническом отравлении ртутью и свинцом.
Хранение: в склянках оранжевого стекла, в защищенном от света месте.
Практическое занятие по теме
«Внутриаптечный контроль лекарственных препаратов с фармацевтическими субстанциями VII группы периодической системы Д.И. Менделеева» (NaCl и NaBr, KCl и KBr, NaI и KI)
Цели занятия:
- изучить внутриаптечный контроль лекарственных форм;
- обобщить, систематизировать и сформировать профессиональные знания, умения и практический опыт организации внутриаптечного контроля лекарственных средств в аптеках различных форм собственности;
- обсудить проблемы организации внутриаптечного контроля лекарственных форм;
- сформулировать выводы о значении внутриаптечного контроля лекарственных средств в аптеках.
Актуальность темы, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса
За качество изготовленной в аптеке продукции несут ответственность руководитель аптеки и его заместитель, провизор-аналитик или (при его отсутствии) провизор-технолог, осуществляющий прием рецептов и распределяющий работу между фармацевтами.
Руководитель аптеки и его заместители обязаны обеспечить условия для выполнения всех видов контроля качества ЛС.
Лекарственные средства, изучаемые на занятии:
- калия хлорид;
- натрия хлорид;
- натрия бромид;
- калия бромид;
- натрия йодид;
- калия йодид.
Мотивация изучения темы
Невозможно не заметить, как стремительно заполняются аптечные прилавки всё новыми и новыми лекарствами. В этой связи повысились требования к качеству потребляемых препаратов.
В целях сохранения качества реализуемой продукции в розничной аптечной сети должны быть разработаны и внедрены системы обеспечения качества.
Вся производственная деятельность аптеки направлена на обеспечение высококачественного изготовления ЛС для населения и лечебно-профилактических учреждений.
Достигается это за счет строгого выполнения технологии изготовления ЛФ; соблюдения фармацевтического порядка и санитарного режима; правильно и четко организованного внутриаптечного контроля, правил, сроков хранения и отпуска ЛС.
Задание на дом
Аналитическая работа с текстом основной литературы:
Плетнева, Т.В., Контроль качества лекарственных средств / Т.В. Плетнева, Е.В. Успенская, Л.И. Мурадова учебник / под ред. Т.В. Плетневой. – Москва: ГЭОТАР - Медиа, 2019. – 544 с. (с. 125 - 143).
Выполнить упражнения:
Плетнева, Т.В., Контроль качества лекарственных средств / Т.В. Плетнева, Е.В. Успенская, Л.И. Мурадова учебник / под ред. Т.В. Плетневой. – Москва: ГЭОТАР - Медиа, 2019. – 544 с. (с. 143).
ВСР: Решение ситуационных задач (Приложение № 7).
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для обучающихся:
1. Плетнева, Т.В., Контроль качества лекарственных средств / Т.В. Плетнева, Е.В. Успенская, Л.И. Мурадова учебник / под ред. Т.В. Плетневой. – Москва: ГЭОТАР - Медиа, 2019. – 544 с.
2. Григорьева, И.В., Практикум по МДК 02.02. Контроль качества лекарственных средств: 2-е изд., перераб. / И.В. Григорьева, Г.Н. Саполетова, Ступино, 2019 – 126 с.
Для преподавателя:
1. Глущенко, Н.Н., Фармацевтическая химия / Н.Н. Глущенко, Т.В. Плетнева, В.А. Попков – Москва: Издательский центр «Академия», 2018. – 384 с.
2. Государственная фармакопея Российской Федерации ХIV (в 4-х том.) − М.: Электронная библиотека Минздрава России, 2018. – 7013 с.
3. Сайт о химии: ХиМиК. ру – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:- http://xumuk.ru/
4. Правовая база данных: Консультант плюс – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.consultant.ru
5. Информационно-правовой портал «Гарант» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http:// www.garant.ru/
6. Электронная библиотека медицинского колледжа – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.medcollegelib.ru
7. Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://www.onlain/multipl
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы для контроля исходного уровня знаний (фронтальный опрос)
- В какой форме находятся галогены в организме?
- Где находятся ионы фтора в организме?
- Роль хлорид-ионов в организме?
- Нахождение бромид-ионов в организме?
- Какие из галогенов относятся к макроэлементам, какие к микроэлементам?
- Какими химическими свойствами обладают галогены?
- Охарактеризуйте физические свойства хлора.
- Напишите химическую формулу, латинское название NaCl и NaBr, KCl и KBr, NaI и KI.
- Как подтверждается подлинность перечисленных лекарственных средств?
- Назовите методы количественного определения изучаемых лекарственных средств. Напишите соответствующие уравнения реакций.
- Как хранятся изучаемые препараты?
- Назовите формы применения, фармакологическое действие препаратов.
- По каким показателям будет проведен органолептический контроль растворов изучаемых ЛС?
- Какие виды внутриаптечного контроля будут проведены выборочно?
- Как будет проведен физический контроль?
- Каковы правила оформления изучаемых лекарственных средств к отпуску?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инструктаж по основным операциям качественного анализа
1. Общие правила техники безопасности при работе в химической лаборатории
Запомните и неукоснительно соблюдайте правила безопасности
при работе в химической лаборатории:
- Химическая лаборатория – место для серьезной работы. Никогда не забывайте об этом!
- При проведении опытов строго следуйте их описанию (руководству или инструкции), выполняйте указанные преподавателем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.
- Внимательно прочитайте описание опыта или инструкцию и приступайте к проведению эксперимента только в том случае, когда все этапы проведения опыта стали для вас абсолютно ясными (т. е. вы знаете, что и как следует делать).
- Опыт проводите только с теми веществами и таким их количеством, которые указаны в его описании или инструкции.
- Твердые вещества берите из склянок чистым и сухим шпателем или сухой пробиркой и помещайте только в чистую и сухую посуду (пробирки, химические стаканы, колбы).
- Наливайте жидкости из склянок в пробирки (химические стаканы, колбы) осторожно и аккуратно, удерживая склянку рукой так, чтобы этикетка находилась сверху под ладонью.
- Пробки и крышки от склянок кладите на стол или специальный поддон внешней от отверстия стороной; после взятия порции вещества или раствора тотчас же закрывайте склянку.
- При нагревании жидкостей или твердых веществ в пробирке укрепляйте ее в пробиркодержателе (или лапке штатива) на расстоянии 0,5 – 1 см от отверстия и прогревайте содержимое сначала целиком и только после этого – снизу пробирки. Отверстие пробирки направляйте от себя и соседей.
- Горячему стеклу нужно дать хорошенько остыть, прежде чем брать его руками. Помните, что горячее стекло по виду ничем не отличается от холодного.
- Спиртовку зажигайте только спичкой, пламя должно быть удалено от вас на расстояние не менее чем на половину вытянутой руки.
- Наблюдая за признаками реакции, не наклоняйтесь близко к отверстию реакционного сосуда, испытывайте вещества на запах движением ладони руки от отверстия сосуда к носу.
- После проведения эксперимента приведите в порядок свое рабочее место, вымойте использованную посуду.
- Не допускайте произвольного сливания растворов различных веществ, так как это может дать появление вредных веществ.
- Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не требуются для проведения опыта.
- Работайте спокойно, без суеты, не мешая соседям.
- Обращайтесь бережно с веществами, посудой и лабораторными принадлежностями.
2. Меры первой помощи при несчастных случаях
- При несчастных случаях следует сразу же принять необходимые меры по оказанию первой помощи.
- При попадании реактива, особенно щелочи или кислоты, на кожу или на одежду, прежде всего надо смыть его большим количеством воды, а затем применить нейтрализующие средства. Особенно это важно для глаз. Лучше всего промыть глаза большим количеством чистой воды из промывалки, приготовленной заранее. После промывания следует применить нейтрализующие средства:
- в случае щелочи – слабый раствор борной кислоты;
- в случае кислоты – слабый раствор питьевой соды.
- На случай тепловых ожогов под руками должны быть крепкий раствор марганцовки, вазелин и медицинские средства (бинт, вата, салфетки и пр).
- В случае скапливания в помещении вредных газов необходимо немедленно хорошо проветрить его, устроив, если возможно, сквозняк.
- При отравлении газами следует немедленно выйти на свежий воздух и только потом применять противоядие. При сильных отравлениях необходимо немедленно обратится к врачу.
- Если в химическом кабинете что-то загорелось, гасите огонь влажным полотенцем. Нужно хорошо знать и помнить, где находится огнетушитель, песок, брезент.
- В присутствии свободных щелочных металлов нельзя применять воду.
- О каждом (даже малозначительном) случае травматизма следует сообщать преподавателю.
Строгое соблюдение правил техники безопасности гарантирует от несчастных случаев. Однако, если вследствие недостаточной опытности или неаккуратности, вы обожжетесь, или порежетесь стеклом, или прольете на себя едкую жидкость – немедленно обратитесь к преподавателю.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Практическая работа (1 вариант)
Анализ 0,9% раствора натрия хлорида
Цель работы: провести экспресс-анализ
1. Переведите рецепт на латинский язык
Возьми: Раствора натрия хлорида 0,9% - 100 мл Стерильно! Дай. Обозначь. Для инъекций |
2. Определите обязательные и выборочные виды контроля для данного лекарственного средства
Обязательные виды контроля: ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Выборочные виды контроля: ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Письменный контроль
Лицева сторона Дата ________ Рецепт № ___ Приготовил (Подпись) Проверил (Подпись) Отпустил (Подпись) | Оборотная сторона |
4. Контроль при отпуске
Соответствует ли упаковка лекарственного средства физико-химическим свойствам входящих ингредиентов | |
Оценка укупорки | |
Вид этикетки | |
Наличие обязательных обозначений | |
Наличие предупредительных надписей |
5. Органолептический контроль
Провести органолептический контроль по показателям:
Цветность: ______________________________________
Наличие механических включений: _________________
Запах: __________________________________________
6. Физический контроль
Содержание флакона вылить в мерный цилиндр и измерить объем лекарственной формы.
Полученное значение V =
По приказу МЗ РФ № 249н от 22.05.23 норма допустимых отклонений равна: ___________% (Приложение 6).
Рассчитать пределы допустимых отклонений
Вывод: лекарственна форма расфасована удовлетворительно (не удовлетворительно).
7. Химический контроль
Подлинность:
Cl-
Методика:
К 2-3каплям раствора прибавляют 2-3 капли раствора нитрата серебра. Образуется белый творожистый осадок, растворимый в растворе аммиака.
Уравнение реакции:
Na+
Методика:
Графитовую палочку, смоченную в растворе соли, внести в пламя горелки. Пламя окраситься в желтый цвет.
Количественное определение
Методика: к 1 мл лекарственного средства прибавить 2 капли индикатора хромата калия K2CrO4 и титировать 0,1М раствором AgNO3 до розового окрашивания.
Название метода количественного определения: ______________________________
Титрант ___________________________________________________________________
Индикатор: ________________________________________________________________
Окраска в точке эквивалента: _______________________________________________
Уравнение количественного определения:
Расчет титра рабочего раствора:
Объем,0,1 М раствора AgNO3, пошедшего на титрование
V =
Расчет содержания натрия хлорид в лекарственной форме:
8. Оценка качества
Оценка качества лекарственных форм аптечного изготовления проводится в соответствии с приказом МЗ РФ № 249 н.
Анализируемая лекарственная форма приготовлена массо - объемным способом.
Масса натрия хлорида по прописи равна _______________________________.
Отклонения по приказу № 249 н ______________________________________.
Рассчитываем пределы отклонений
Вывод: 0,9% раствор NaCl приготовлен ____________________________.
Результаты химического контроля заносятся в журнал (Приложение 9).
Практическая работа (2 вариант)
Анализ 3% раствора натрия бромида
Цель работы: провести экспресс – анализ раствора натрия бромида
1. Переведите рецепт на латинский язык
Возьми: Раствора натрия бромида 3% - 50 мл Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке на ночь |
2. Определите обязательные и выборочные виды контроля для данного лекарственного средства.
Обязательные виды контроля____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Выборочные виды контроля_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Письменный контроль
Лицевая сторона Дата: _______________ № рецепта: __________ Приготовил (Подпись) Проверил (Подпись) Отпустил (Подпись) | Оборотная сторона |
4. Контроль при отпуске
Соответствует ли упаковка лекарственного средства физико-химическим свойствам входящих ингредиентов | |
Оценка укупорки флакона | |
Вид этикетки («Внутреннее», «Глазные капли») и т.д. | |
Наличие обязательных обозначений (эмблема, местонахождение аптеки, наименование аптеки, № рецепта, фамилия больного, способ применения, дата, цена, «Беречь от детей») | |
Наличие предупредительных надписей (сохранность надписей в прохладном, защищенном от света месте и т.д.) |
5. Органолептический контроль
Провести органолептический контроль по показателям:
Цветность: _______________________________________
Запах: ___________________________________________
Наличие механических включений: __________________
6. Физический контроль
Содержимое флакона вылить в мерный цилиндр и измерить объем лекарственной формы.
Полученное значение V =
По приказу МЗ РФ № 249н от 22.05.23 норма допустимых отклонений равна: ___________% (Приложение 6).
Рассчитать пределы допустимых отклонений
Вывод: Лекарственная форма расфасована удовлетворительно (не удовлетворительно).
7. Химический контроль
Подлинность
Na+
Методика: к 5 каплям испытуемого раствора прибляют 5 капель раствора К[Sb(OH)6], пробирку охлаждают под струей холодной воды, одновременно потирая внутренние края пробирки стеклянной палочкой. Образуется белый плотный осадок.
Уравнение реакции:
Br-
Методика: к 2 каплям испытуемого раствора прибавляют 5 капель раствора хлорамина, 1 мл хлороформа и взбалтывают, хлороформный слой окрашивают в желто-бурый цвет.
Уравнение реакции:
Количественное определение
Методика: 1 мл раствора натрия бромида вносят в колбу для титрования, добавляют 5 мл воды очищенной, 2 капли раствора калия хромата и титруют 0,1 М раствором серебра до оранжевого окрашивания.
Название метода количественного определения __________________________________
Титрант _____________________________________________________________________
Индикатор ___________________________________________________________________
Переход окраски _____________________________________________________________
Уравнение количественного определения:
Расчет титра 0,1 М раствора серебра нитрата по натрия бромиду:
Т = CAgNO3 × ЭNaBr =
1000
Объем 0,1 м раствора нитрата серебра, пошедшего на титрование
V =
Расчет массы натрия бромида в анализируемом растворе
m = VAgNO3 × T × K × Vлек. формы
Vвзятый для определения
8. Оценка качества
Оценка качества лекарственных форм аптечного изготовления проводится в соответствии с приказом МЗ РФ № 249н. от 22.05.23.
Анализируемая лекарственная форма жидкая, приготовлена массо-объемным способом.
Масса натрия бромида по прописи равна ______________________________
Отклонения по приказу № 249 н ______________________________________.
Рассчитываем пределы отклонений:
Вывод: 3% раствор натрия бромида приготовлен ______________________
Результаты химического контроля заносятся в журнал (Приложение 9).
Практическая работа (3 вариант)
Анализ внутриаптечсной заготовки глазных капель
2% раствора калия йодида
Цель работы: провести экспресс – анализ внутриаптечной заготовки раствора калия йодида
1. Переведите пропись на латинский язык
Пропись: Раствора калия йодида 2% - 10 мл Количество флаконов – 50 Вид лекарственной формы – глазные капли |
2. Определите обязательные и выборочные виды контроля для данного лекарственного средства.
Обязательные виды контроля ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Выборочные виды контроля _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Письменный контроль
Лицевая сторона Дата: ________________ № рецепта: ___________ Приготовил (Подпись) Проверил (Подпись) Отпустил (Подпись) | Оборотная сторона |
4. Контроль при отпуске
Соответствует ли упаковка лекарственного средства физико-химическим свойствам входящих ингредиентов | |
Оценка укупорки флакона | |
Вид этикетки («Внутреннее», «Глазные капли») и т.д. | |
Наличие обязательных обозначений (эмблема, местонахождение аптеки, наименование аптеки, № рецепта, фамилия больного, способ применения, дата, цена, «Беречь от детей») | |
Наличие предупредительных надписей (сохранность надписей в прохладном, защищенном от света месте и т.д.) |
5. Органолептический контроль
Провести органолептический контроль по показателям:
Цветность: ______________________________________
Запах: __________________________________________
Наличие механических включений: _________________
6. Физический контроль
Содержимое флакона вылить в мерный цилиндр и измерить объем лекарственной формы.
Полученное значение V =
По приказу МЗ РФ № 249н от 22.05.23 норма допустимых отклонений равна: ___________% (Приложение 6).
Рассчитать пределы допустимых отклонений
Вывод: Лекарственная форма расфасована удовлетворительно (не удовлетворительно).
7. Химический контроль
Подлинность
К+
Методика: к 2 каплям испытуемого раствора прибавляют 2-3 капли воды, 1 каплю кислоты уксусной разведенной и свежеприготовленного раствора Na3[Co(NO)6]. Образуется желтый кристаллический осадок.
Уравнение реакции:
I-
Методика: к 2 каплям испытуемого раствора прибавляют 0,5 мл воды, 2 капли кислоты серной разведенной, 2-3 капли раствора натрия нитрита (калия перманганата или железа (III) хлорида), 1 мл хлороформа и взбалтывают, хлороформный слой окрашивают в фиолетовый цвет.
Уравнение реакции:
Количественное определение
Методика: к 1 мл лекарственной формы прибавляют 1 мл воды, 3-5 капель разведенной уксусной кислоты, 4 капли 0,1% раствора эозината натрия и титруют 0,1 М раствором нитрата серебра до ярко-розового окрашивания.
Название метода количественного определения ___________________________
Титрант _______________________________________________________________
Индикатор ____________________________________________________________
Переход окраски _______________________________________________________
Уравнение количественного определения:
Расчет титра 0,1 М раствора серебра нитрата по калия йодиду:
Т = CAgNO3 × ЭKI =
1000
Объем 0,1 м раствора нитрата серебра, пошедшего на титрование
V =
Расчет массы калия йодида в анализируемом растворе
m = VAgNO3 × T × K × Vлек. формы
Vвзятый для определения
8. Оценка качества
Оценка качества лекарственных форм аптечного изготовления проводится в соответствии с приказом МЗ РФ № 249н от 22.05.23.
Анализируемая лекарственная форма жидкая, приготовлена массо-объемным способом.
Масса калия йодида по прописи равна ______________________________
Отклонения по приказу № 249 н ___________________________________
Рассчитываем пределы отклонений:
Вывод: Внутриаптечная заготовка 2% раствора калия йодида (глазные капли) приготовлена _____________________________________________.___________________
Результаты химического контроля заносятся в журнал (Приложение 9).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Ситуационные задачи
Задача 1.
При проведении физического контроля изотонического раствора натрия хлорида 0,9% 200 мл №10 было установлено, что:
V1 = 202 мл,
V2 = 198 мл,
V3 = 200 мл,
V4 = 195 мл,
V5 = 201 мл.
Д.о. ± 2%. Правильно ли произведена фасовка?
Задача 2.
Правильно ли приготовлен концентрированный раствор натрия бромида 20%, если показатель преломления раствора равен 1,3591? Фактор показателя преломления 0,0013. Правильно ли приготовлен раствор, если д.о. ± 2%.
Задача 3.
Приготовлен раствор:
Rp: Solutionis Natrii bromidi 3% - 100 ml
D.S. По 1 ст. л. 3 раза в день.
При анализе раствора рефрактометрическим методом было установлено, что показатель преломления равен 1,3370. Фактор показателя преломления 0,0013. Правильно ли приготовлен раствор? Д.о. ± 2%.
Задача 4.
При рефрактометрическом определении раствора калия йодида 20% - 100 мл было установлено, что показатель преломления равен 1,3591; фактор показателя преломления 0,0013. Правильно ли приготовлен раствор, если д.о. ± 2%.
Задача 5.
Была приготовлена лекарственная форма:
Rp: Solutionis Acidi hydrochlorici 1% - 100 ml
Pepsini 1,0
M.D.S. По 1 ст. л. 3 раза в день.
В аптеке микстура была подвергнута следующим видам контроля: письменный, органолептический, физический, качественный химический. Можно ли отпускать лекарственную форму из аптеки?
Критерии оценки:
0-1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 ошибки и более – «2»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Тесты для проведения контроля знаний
Вариант 1
Выбрать один верный ответ
- Обязательными видами внутриаптечного контроля являются:
1. Письменный | а) 1,2,3,4,5,6 |
2. Опросный | б) 1,3,5,6 |
3. Органолептический | в) 1,3,6 |
4. Физический | г) 2,4,5 |
5. Химический | |
6. Контроль при отпуске |
- При приемочном контроле лекарственных средств проверяют показатели:
1. Общий объем | а) 1,2,3,4,5 |
2. Упаковка | б) 2,4,5 |
3. Масса | в) 3,4,5 |
4. Маркировка | |
5. Описание |
- При физическом внутриаптечном контроле проверяют:
а) цвет, запах;
б) массу отдельных доз;
в) прозрачность.
- При органолептическом внутриаптечном контроле проверяют:
а) отсутствие механических включений;
б) общий объем, массу;
в) количество доз.
- При органолептическом контроле изотонического раствора натрия хлорида проверяют:
1. общий объем раствора | а) 1,2,3,4,5 |
2. цвет | б) 2,3,4,5 |
3. запах | в) 2,3,5 |
4. количество укупорки | г) 1,4,5 |
5. механические включения |
- Методы количественного определения при анализе концентрированного раствора натрия бромида 1:5:
1. алкалиметрия | а) 1,2,3,4 |
2. ацидиметрия | б) 3,4 |
3. аргентометрия | в) 2,3,4 |
4. рефрактометрия | г) 2,4,5 |
5. перманганатометрия |
- Укажите формулу расчета массовой доли по способу прямого титрования:
а) Wr = ;
б) W = ;
в) W = ;
г) T0,1 моль/л = ;
д) Tср. =
- Укажите цвет осадка в следующей реакции: AgNO3 + NaCl → AgCl↓ + Na NO3:
а) желтый;
б) светло-желтый;
в) черный;
г) белый.
- Количественное определение кислоты хлороводородной проводят методом:
а) алкалиметрическим;
б) ацидиметрическим;
в) методом Мора;
г) комплексонометрическим.
- Укажите индикатор, используемый в методе нейтрализации:
а) фенолфталеин;
б) крахмал;
в) калия хромат;
г) эозинат натрия.
- Органолептический контроль жидких лекарственных форм заключается в проверке:
а) цвета, запаха, общего объема;
б) цвета, запаха;
в) цвета, запаха, отсутствие механических примесей;
г) цвета, запаха, общего объема, отсутствие механических примесей.
- Паспорта письменного контроля хранят в аптеке:
а) 10 дней;
б) 1 месяц;
в) 2 месяца;
г) 6 месяцев;
д) 1 год.
- Опросный контроль проводят после изготовления:
а) не менее 5 лек. форм;
б) не более 5 лек. форм;
в) после изготовления 3 лек. форм;
г) в конце смены.
- При физическом внутриаптечном контроле проверяют:
а) цвет, запах;
б) объем лекарственой формы;
в) прозрачность.
- Лекарственные формы, требующие стерилизации, подвергают физическому контролю:
а) после расфасовки до их стерилизации;
б) до и после стерилизации;
в) после стерилизации;
г) не подвергаются физическому контролю.
Вариант 2
Выбрать один верный ответ
- Групповой реактив на лекарственные средства, содержащие хлориды, бромиды, йодиды:
а) бария хлорид;
б) калия перманганат;
в) серебра нитрат;
г) дифениламин;
д) хлорид железа (III).
- Осадок, образующийся в реакции AgNO3+NaBr→AgBr↓+NaNO3, имеет цвет:
а) желтый;
б) светло-желтый;
в) черный;
г) белый.
- Осадок, образующийся в реакции AgNO3+NaI→AgI↓+NaNO3, имеет цвет:
а) желтый;
б) светло-желтый;
в) черный;
г) белый.
- Фармакопейный метод количественного определения калия йодида:
а) метод Мора;
б) Метод Фольгарда (обратное титрование);
в) метод Фаянса;
г) комплексонометрия.
- Укажите метод количественного экспресс-анализа раствора натрия хлорида 0,9% - 100 мл (для инъекций):
а) нейтрализация;
б) аргентометрии по Фаянсу;
в) аргентометрии по Мору;
г) комплексонометрии.
- Укажите метод количественного экспресс-анализа раствора кислоты хлороводородной 1% - 100 мл:
а) нейтрализации;
б) аргентометрии по Фаянсу;
в) аргентометрии по Мору;
г) комплексонометрии.
- Катион натрия окрашивает пламя в:
а) фиолетовый цвет;
б) желтый цвет;
в) кирпично-красный цвет;
г) зеленый цвет.
- Индикатор аргентометрического титрования по методу Мора:
а) эозинат натрия;
б) дифенилкарбазон;
в) хромат калия;
- Указать лекарственное средство, которое дает с раствором нитрата серебра белый творожистый осадок:
а) магния сульфат;
б) кальция хлорид;
в) калия йодид;
г) натрия бромид.
- Индикатор, используемый в методе аргентометрии по Фаянсу:
а) метиловый оранжевый;
б) бромфеноловый синий;
в) эозинат натрия;
г) хромат калия.
- Окрашенным лекарственным веществом является:
а) йод;
б) калия хлорид;
в) натрия хлорид;
г) натрия йодид.
- При добавлении к раствору лекарственного вещества кислоты азотной разведенной и раствора серебра нитрата образуется творожистый осадок, растворимый в растворе аммиака:
а) натрия йодид;
б) калия йодид;
в) натрия хлорид;
г) раствор спиртовой 5%.
- При проведении испытания по показателю «Описание» проверяют:
1. цвет | а) 1,2,4,5 |
2. запах | б) 1,2,5 |
3. температуру плавления | в) 2,5 |
4. растворимость | г) 1,2,4 |
5. вкус |
- Фармацевт приготовил 10% раствор натрия бромида (концентрат), раствор будет подвергнут:
а) обязательному качественному анализу;
б) полному химическому контролю;
в) выборочно полный химический.
30. Количественное определение йода калия в растворе Люголя проводят:
а) йодометрическим
б) методом Фаянса
в) методом Мора
г) меркурометрически
д) комплексонометрически.
31. Титрант для количественного определения йода в растворе Люголя:
а) раствор тиосульфата натрия
б) раствор нитрата серебра
в) раствор роданида аммония
г) раствор Трилона Б.
Эталоны ответов
1 вариант | 2 вариант | ||
в | в | ||
б | б | ||
б | а | ||
а | б | ||
в | в | ||
б | а | ||
а | б | ||
г | в | ||
а | б | ||
а | в | ||
в | а | ||
в | в | ||
б | г | ||
б | б | ||
а | а | ||
а |
Критерии оценивания тестовых заданий:
К = А : Р,
где А – число правильных ответов в тесте
Р – общее число ответов
Коэффициент К | Оценка |
0,9-1 | «5»-отлично |
0,8-0,89 | «4»-хорошо |
0,7-0,79 | «3»-удовлетворительно |
Меньше 0,7 | «2»-неудовлетворительно |
Критерии оценки:
70% и менее правильных ответов - 2 (неудовлетворительно);
71 - 80% правильных ответов – 3 (удовлетворительно);
81 - 90 % правильных ответов – 4 (хорошо);
91 - 100% правильных ответов – 5 (отлично).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Нормы отклонений, допустимые при изготовлении
лекарственных средств в аптеках
Физический контроль
Отклонения, допустимые в общем объеме жидких лекарственных средств при изготовлении массо-объемным способом
Прописанный объем, мл | Отклонения, % |
До 10 мл | ± 10 |
Свыше 10 до 20 | ± 8 |
Свыше 20 до 50 | ± 4 |
Свыше 50 до 150 | ± 3 |
Свыше 150 до 200 | ± 2 |
Свыше 200 | ± 1 |
Отклонения, допустимые в массе отдельных доз (в том числе при фасовке) порошков
Прописанная масса, г | Отклонения, % |
До 0,1 | ± 15 |
Свыше 0,1 до 0,3 | ± 10 |
Свыше 0,3 до 1,0 | ± 5 |
Свыше 1,0 до 10 | ± 3 |
Свыше 10 до 100 | ± 3 |
Свыше 100 до 250 | ± 2 |
Свыше 250 | ± 0,3 |
Химический контроль
Отклонения допустимые в массе навески отдельных лекарственных веществ в жидких лекарственных средствах при изготовлении массо-объемным способом
Прописанная масса, г | Отклонения, % |
До 0,02 | ± 20 |
Свыше 0,02 до 0,1 | ± 15 |
Свыше 0,1 до 0,2 | ± 10 |
Свыше 0,2 до 0,5 | ± 8 |
Свыше 0,5 до 0,8 | ± 7 |
Свыше 0,8 до 1,0 | ± 6 |
Свыше 1,0м до 2,0 | ± 5 |
Свыше 2,0 до 0,5 | ± 4 |
Свыше 0,5 | ± 3 |
Отклонения допустимые в массе отдельных лекарственных веществ в порошках и суппозиториях
Прописанная масса, г | Отклонения, % |
До 0,02 | ± 20 |
Свыше 0,02 до 0,05 | ± 15 |
Свыше 0,05 до 0,2 | ± 10 |
Свыше 0,2 до 0,3 | ± 8 |
Свыше 0,3 до 0,5 | ± 6 |
Свыше 0,5 до 1,0 | ± 5 |
Свыше 1,0 до 2,0 | ± 4 |
Свыше 2,0 до 5,0 | ± 3 |
Свыше 5,0 до 10,0 | ± 2 |
Свыше 10,0 | ± 1 |
Отклонения, допустимые в концентратах:
- при содержании лекарственного вещества до 20 % не более ± 2% от обозначенного процента;
- при содержании лекарственного вещества свыше 20% не более ± 1% от обозначенного процента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Ситуационные задачи на дом
Задача 1
Rp: Solutionis Natrii bromidi 3 % - 100 ml
D. S. По 1 ст. л. 3 раза в день.
На титрование 1 мл микстуры пошло 2,75 мл 0,1н. раствора нитрата серебра. Правильно ли приготовлена микстура?
Задача 2
Rp: Solutionis Natrii bromidi 3 % - 100 ml
D. S. По 1 ст. л. 3 раза в день.
При физическом контроле провели измерение общего объема микстуры.
V1 = 99 мл, V2 = 100 мл, V3 = 102 мл. Удовлетворительно ли проведена фасовка?
Задача 3
Rp: Solutionis Natrii bromidi 30 % - 1000 ml
При химическом контроле концентрата установили, что концентрация раствора равна 28%. Правильно ли приготовлен концентрат?
Эталоны решения ситуационных задач на дом
Эталон решения задачи 1:
1. Находим титр нитрата серебра по бромиду натрия:
Т= 0,1 * 102,9 = 0,01029 г/мл
1000
2. Находим концентрацию приготовленного раствора:
m = 2,75 х 1⋅* 0,01029 100 = 2,83 %
1
3. Данная лекарственная форма приготовлена массо - объемным способом. По приказу № 751н находим допустимое отклонение (ДО):
ДО = ± 4%
4. Определяем, входит ли приготовленная концентрация в норму допустимого отклонения:
- 1-й способ: 3% - 100%
2,83% - х%
х = 93,3%
100% - 93,3% = 6,7% - полученный результат не входит в пределы допустимого отклонения. Микстура приготовлена не удовлетворительно.
или
- 2-й способ: 3% - 100%
х% - 4%
3% * 4%/ 100% = 0,12%, х = 0,12% концентрации составляют 4% ДНО
3% + 0,12%, = 3,12%,
3% - 0,12%, = 2,88%.
Концентрация раствора может изменяться в интервале [2,88 – 3,12]. Микстура приготовлена не удовлетворительно.
Эталон решения задачи 2:
1. По приказу № 751н находим допустимое отклонение в общем объеме жидких лекарственных форм:
ДО = ± 3 %
2. Находим, в каких пределах может изменяться объем в соответствии с нормой:
100 мл * 3 / 100 = 3мл,
100 мл + 3 мл = 103 мл,
100 мл - 3 мл = 97 мл,
[97 мл - 103 мл]
Фасовка произведена удовлетворительно.
Эталон решения задачи 3:
1. По приказу № 751н находим допустимое отклонение в содержании лекарственного вещества в концентрате.
ДО = ± 1 %
2. Находим, в каких пределах может изменяться концентрация в соответствии с нормой
30% * 1% / 100% = 0,3%,
30% + 0,3% = 30,3%,
30% - 0,3%=29,7%,
[29,7% - 30,3%].
Концентрат приготовлен не удовлетворительно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Критерии оценивания
Оценка 5 «отлично» выставляется обучающемуся, обнаружившему всестороннее систематическое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять практические задания, приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, усвоившему взаимосвязь основных понятий МДК внутри профессионального модуля в их значениях для приобретаемой специальности.
Оценка 4 «хорошо» выставляется обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему практические задания, приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных ситуациях, показавшему систематический характер знаний по МДК внутри профессионального модуля, способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.
Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой МДК внутри профессионального модуля, обладающему необходимыми знаниями, но допустившему неточности.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется обучающемуся, если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКОГО, ФИЗИЧЕСКОГО И ХИМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ВНУТРИАПТЕЧНОЙ ЗАГОТОВКИ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ РЕЦЕПТАМ, КОНЦЕНТРАТОВ, ПОЛУФАБРИКАТОВ, ТРИТУРАЦИЙ, СПИРТА ЭТИЛОВОГО И ФАСОВКИ
Дата | № п/п, № анализа | № рецепта или требования ЛПУ с названием отделения | № серии | Состав ЛС | Определяемое вещество (ион), объем, вес, однородность смешения | Результаты контроля | Фамилия изготовившего | Подпись проверившего | Заключение уд. или неуд. | ||
Физического, органолептического | Качественного (+) или (-) | Полного химического (подлинности, формулы расчета, плотность, показатель преломления) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
в графе 5 - пропись на латинском языке;
в графе 6 - реальный объем (масса, масса навески отдельных ЛС) лекарственной формы, расчет норм допустимых отклонений по общему объему (массе, массе навески отдельных ЛС в ЛФ);
в графе 7 - определяемые ионы, результаты анализа;
в графе 8 - расчет количественного содержания ингредиента.
При расчете количественного содержания ингредиентов провести расчет отклонения полученного результата от прописи и сделать вывод о качестве лекарственного препарата с учетом норм допустимых отклонений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» Тема: Защита проекта предметно-развивающей среды класса в начальной школе
Представлен опыт проведения учебного занятия, построенного в контексте технологии проектного обучения....
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...