МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: "Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная"
учебно-методический материал
Данная методическая разработка является «планом» взаимодействия между преподавателем и студентами в рамках одного конкретного практического занятия по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека» на тему «"Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная" ». Она создана с учетом педагогических, дидактических и методических рекомендаций, а также на основе накопленного опыта преподавания студентам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 65.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРЯЧЕКЛЮЧЕВСКОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МУРАТОВА ИРИНА ШАРИФОВНА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.
Дисциплина:
Анатомия и физиология человека
2024 г.
Содержание методической разработки:
Пояснительная записка.
Технологическая карта (план) занятия.
Целевые установки занятия.
Оснащение занятия (методическое, техническое, материальное).
Интегральные связи.
Методы и приемы ,используемые преподавателем при изучении темы«Мышечная и нервная ткани»
Хронокарта занятия с методическим обоснованием этапов
Мотивация.
Структура « Обучающего кейса».
Методические пояснения для преподавателя к работе с « Обучающим кейсом».
Методические рекомендации для студентов
Алгоритм работы студентов с « Обучающим кейсом».
Критерии оценки знаний студентов.
Содержание« Обучающего кейса».
Часть 1.Информационный блок.
Часть 2.Ситуационные задачи
Часть 3.Методический материал для контроля за выполнением творческого задания.
Блок контроля. Контрольные вопросы для фронтального опроса.
Контроль исходного уровня знаний: задания в тестовой форме.
Оценка усвоения материала (выходной контроль):
Критерии оценки деятельности студентов.
Пояснительная записка.
В течение многих лет работы у каждого преподавателя накапливается определенный опыт, который он собирает, использует в повседневной работе, создавая условия для интересных и эффективных занятий.
Учебная дисциплина «Анатомия и физиология человека» в силу своей специфики является трудоёмким предметом. Определенные трудности возникают в связи большим количеством учебного материала по изучаемой дисциплине, осваивать который очень трудно без внедрения современных педагогических технологий. . Предлагается два метода для контроля исходного уровня
знаний: фронтальный опрос и выполнение заданий в тестовой форме.
Основным структурны элементом представленной методической разработки является «Обучающий кейс»
В ходе работы с «Обучающим кейсом», студенты готовятся выполнить творческое задание, которое является кульминационным моментом занятия ,позволяющим оценить, степень усвоения новой темы. Задания в тестовой форме по теме могут быть использованы при самоподготовке студентов, для самоконтроля, для контроля базисных знаний на следующем занятии и, наконец, при отработке студентом пропущенного занятия..
Настоящая методическая разработка представляет собой «сценарий» работы преподавателя и студентов на одном отдельно взятом практическом занятии учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека» по теме «Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная
Технологическая карта практического занятия.
Дисциплина Анатомия и физиология человека
Специальность «Сестринское дело»
Курс 2 Семестр: I
Тема «Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная».
Преподаватель И.Ш.Муратова Продолжительность 90 минут
Цели учебного занятия:
Образовательная: обеспечить усвоение студентами знаний о видоспецифичности тканей
Развивающая: содействовать развитию познавательных процессов, абстрактного и аналитического мышления.
Воспитательная: 1. Содействовать воспитанию студентов (формировать навыки самоорганизации, самостоятельной работы).
2. Прививать чувство ответственности за овладение учебным материалом.
3. Воспитывать необходимость постоянного самосовершенствования, формировать навыки самостоятельной работы с источниками медицинской информации
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Знать: основы строения и функции различных видов тканей, отличительные особенности различных разновидностей этих тканей
Уметь: распознавать на микропрепаратах, слайдах и плакатах разновидности
Иметь практический опыт: работы с микроскопом
Образовательные технологии: информационно – коммуникационные технологии.
Методы и приемы обучения исследовательская, информационно-коммуникативная,
частично-поисковые, проблемные, репродуктивные.
Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, Интернет-ресурсы и другие):
Средства обучения: атласы, схемы, таблицы, проектор –мультимедиа. муляжи, микроскоп, препараты
Литература:
Федюкович, Н.И., Анатомия и физиология человека : учебник - Ростов-на Дону, Феникс, 2021. – 573 с.: ил. – (среднее медицинское образование) ISBN 978-5-222-30111-1
Основные электронные издания
Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека. Иллюстрированный учебник
/ И. В. Гайворонский [и др. ] ; под ред. И. В. Гайворонского. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 672 с. : ил. - 672 с. - ISBN 978-5-9704-5759-7. - Текст : электронный // ЭБС "Консуль- тант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970457597.html
Сапин, М. Р. Анатомия человека : атлас : учеб. пособие для медицинских училищ и колледжей / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина, С. В. Клочкова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022.
- 376 с. - ISBN 978-5-9704-6577-6. - Текст : электронный // URL : http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970465776.html
Дополнительные источники
Анатомия – анатомический атлас человека [Электронный ресурс] – Электрон. дан. — М.: Webstudia.biz - URL: http://www.anatomy.tj/ , свободный. — Загл. с экрана.- Яз. рус.
Интернет ресурсы.
«Анатомия и физиология человека».
www. e - anatomy. ru
www.anatomus.ru
Межпредметные связи: Обеспечивающие: анатомия (9кл.), общая биология (11кл.)
Обеспечиваемые: латинский язык.
Внутрипредметные связи: цитология, гистология.
Постановка целей, начальная мотивация и актуализация:
Обратить внимание на структурные особенности отдельных видов тканей в связи с их функциональной нагрузкой .
Определение исходного уровня знаний: контроль исходного уровня знаний(опрос)
Вводный инструктаж: Организация занятий, дисциплинирование студентов.
2. Создание рабочей обстановки:
а) активизация внимания;
б) побуждение к самостоятельной деятельности. Затем преподаватель проводит инструктаж к самостоятельной работе и выдает каждому студенту папку “Инструктивно-методическое обеспечение практического занятия”.
Демонстрация разновидностей мышечной и нервной ткани Обзор их функций.
Самостоятельная работа: Рассмотреть под микроскопом и зарисовать различные виды тканей:
1. Заполнить в тетрадях табл. "Общая характеристика тканей"
Название ткани | Вид ткани | Локализация в организме | Особенности строения | Функции |
2. Составление графологической структуры «Строение тканей»
3.Составление словаря терминов по тексту книги.
4.Составление сравнительной таблицы по видам тканей.
5.Самостоятельная работа с учебными пособиями, влажными препаратами, атласом, электронными образовательными материалами.
6.Определение разновидностей тканей на макро- и микропрепаратах.
Заключительный инструктаж:
Заполнение дневников и др.: Заполняют манипуляционные тетради
Подведение итогов: По контрольным листам, а также с учетом теоретического и практического усвоения темы в рамках фантомного обучения преподаватель выставляет общую оценку в журнал
Задания для самостоятельной работы студентов:
Задания для группы:
Составление графологической структуры «Строение тканей»
Составление словаря терминов по тексту книги.
Индивидуальные задания: Составление реферативных сообщений.
Создание презентаций.
Составление кроссвордов с использованием гистологических понятий.
Методы и приёмы обучения, используемые преподавателем при
изучении темы:
по источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, наглядные;
по логике передачи и восприятия информации: индуктивные, дедуктивные;
по степени самостоятельности мышления: репродуктивные, поисковые; творческие
по степени управления учебной деятельности: самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.
Методы стимулирования интереса к учению :учебные дискуссии
Методы стимулирования ответственности и долга :предъявление требований
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Время (минуты) |
1. | Организационный момент. Контролирует внешний вид студентов, готовность к занятию; оформляет журнал | 3 |
2. | Постановка целей, начальная мотивация и актуализация. | 5 |
3. | Определение исходного уровня знаний. Проверяет домашнее задание (проводит фронтальный опрос | 20 |
4. | Вводный инструктаж. Объявляет тему, мотивирует студентов к ее изучению; обсуждает цели и план занятия | 5 |
5. | Самостоятельная работа. Организует самостоятельную работу студентов, объясняет методику работы студентов с «Обучающим кейсом». Формирует «малые» группы студентов для работы с микроскопом Контролирует работу студентов; отвечает на вопросы Наблюдает за работой студентов в составе «малых групп» ,оценивает их работу | 20 |
6. | Заключительный инструктаж. Предлагает выполнить контрольное задание для оценки эффективности обучения: задания в тестовой форме. Предоставляет эталоны ответов. Организует взаимопроверку студентами результатов выполнения заданий в тестовой форме и ведет разбор допущенных ошибок | 5 |
7. | Заполнение дневников и др. | 10 |
8. | Подведение итогов. Контроль достижения целей занятия. Проводит анализ своей работы и работы студентов на протяжении всего занятия, Делает выводы, подводит итоги, объявляет оценки. Дает домашнее задание | 12 |
9. | Задания для самостоятельной работы студентов. | 5 |
1 | Уборка рабочего места. | 5 |
Мотивация
Мотивационная характеристика темы:
Обратить внимание на структурные особенности тканей в связи с их функциями
Структура и содержание
ОБУЧАЮЩЕГО КЕЙСА
Тема: «Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная».
Блок 1 Методический | Блок 2 Организационно- контрольный | Блок 3 Информационно- познавательный |
1. Методические пояснения к работе с «Обучающим кейсом» для преподавателей | 1. Алгоритм работы студентов с «Обучающим кейсом» | Обучающий кейс «Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная. |
2.Методические рекомендации для студентов «Как работать с кейсом?», | 2. Критерии оценки знаний студентов | Часть 1, Проблемно- поисковое изучение теоретических основ темы .Работа с микроскопом Часть 2:Решение морфо-ситуационных Часть 3 :Выполнение творческого задания. «Заполнение таблиц и рабочей тетради» |
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Цель : закрепить и углубить полученные знания по теме
«Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная».
Методические пояснения для преподавателя к работе с « Обучающим кейсом»
Работа студента ведется под контролем преподавателя на всех этапах;
Осуществляется максимальная методическая помощь студенту;
Студенты работают «малыми группами» по 4 человека.
Преподаватель, оказывая методическую помощь студенту в работе с кейсом, контролирует:
- Как группа поняла свое задание.
- Глубину проработки вопросов задания, которая определяется качеством работы по всему предложенному объему заданий.
- При необходимости даются дополнительные пояснения, рекомендации.
2.Методические рекомендации для студентов по работе
с «Обучающим кейсом».
« Обучающий кейс» предполагает самостоятельное изучение информации по теме «Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная» под непосредственным руководством преподавателя.
Вашему вниманию предлагается «Обучающий кейс», состоящий из трех частей.
Для работы разделитесь на «малые группы» по 4 человека.
Каждая группа будет работать с микроскопом, изучать строение различных видов тканей.
Организационно-контрольный блок
Алгоритм работы студентов с «Обучающим кейсом».
Задание 1.
- Повторить теоретический материал по опорному конспекту и представленной мультимедийной презентацией
- Сформулировать выводы.
- Выписать термины, при необходимости обратиться к глоссарию .
Задание 2.
- Изучить морфо-ситуационные задачи (индивидуально для каждой «малой» группы).
- Составить ответ на ситуационную задачу.
Задание 3:Заполнить таблицы по предложенному образцу.
Содержание «Обучающего кейса».
Часть 2.
.
Морфофункциональные и ситуационные задачи.
Содержание «Обучающего кейса».
Часть 3.
Методический материал для контроля за выполнением творческого задания и приложение
Тема: «Ткани: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная»
Блок контроля
Контроль исходного уровня знаний: приложение
Домашнее задание для студентов.
Пошаговые методические рекомендации.
Шаг 1. Внимательно, повторно ,изучите учебно- методическое пособие для студентов - Обучающий кейс ««Мышечная и нервная ткани » .
Шаг 2. Составьте вопросы по прочитанному материалу и ответьте на них.
1. | Система тканей | Заполнить таблицу «Морфофункциональная характеристика тканей», Ситуационные задачи. Анализ литературы. | альбом таблицы опрос | 3 часа |
2. | Общая морфофункциональная характеристика. | Заполнить таблицу «Многофункциональная характеристика тканей», | Таблица Рефераты Альбом опрос | 3 часа |
3 | Классификация. тканей | Таблицы ««Классификация тканей» | Таблицы | 4 часа |
6.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов (КСРС).
Таблицы «Морфофункциональная характеристика тканей», «Решение ситуационных задач
Настройка микроскопа для работы.
1.Установка освещения:
используют естественный свет от окна, электролампы или световую приставку для микроскопа
- микроскоп ставят против левого плеча, вращая револьверную головку, ставят объектив,
- конденсатор поднимают до упора, раскрывают полностью аппертурную диафрагму;
вынимают окуляр. Поворачивают зеркало плоской стороной вверх (если источник света удален и свет не заполняет входной зрачок объектива, то допустимо применение вогнутого зеркала );
Вставляют окуляр;
положить препарат на предметный столик так, чтобы исследуемый материал находился над серединой отверстия в предметном столике;
глядя на препарат с боку, опускайте тубус до тех пор, пока объектив не окажется в 1 см от препарата;
глядя в микроскоп, поднимайте тубус винтом грубой настройки до тех пор, пока объектив не попадет в фокус;
фокусирование всегда производите движением объектива вверх с помощью винта, тонкой настройки;
2.Уход за микроскопом:
нельзя прибегать к силе, при затруднении в работе механических частей;
по окончании работы, ставить в нерабочее положение, (перевести револьверную головку, опустить тубус) и зачехлить;
хранить в закрытом от пыли месте: в шкафах, отдельно от реактивов, особенно от летучих кислот;
развинчивать объективы категорически воспрещается. После работы проверяют целостность всех частей и протирают его.
Необходимый исходный уровень знаний
Из других предметов и предшествующих тем:
1.Стуктура клетки
2.Органеллы клетки
3.Клеточный цикл
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1.Информация положения и ее значение для детерминации, дифференцировки и специализации клеток.
2.Происхождение тканей, теории тканевой эволюции.
3.Определение ткани и классификация тканей.
4.Классификация тканей.
5..Функции тканей.
Рекомендации для работы на занятии
Задание 1. Изучить строение тканей.
Объект изучения – Препарат: гладкая, поперечно-полосатая и сердечно-полосатая мышечная ткани,костная ткань.эпителиальная ткань, нервная ткань
Программа действий - На малом увеличении найти ткань. На большом увеличении зарисовать и отметить.
Задание 2. Зарисовать и заполнить ь таблицу.
Вопросы для самоконтроля
Проверь себя
1. Каким путем происходит распространение возбуждения по мышечному волокну?
2. Какая ткань расположена между мышечными волокнами скелетной мышечной ткани?
3.Какие из перечисленных особенностей строения НЕ характерны для сердечной мышцы?
4. Назовите признаки скелетной мышечной ткани
5. Отличие сердечной мышечной ткани от скелетной?
6. Чем отличается гладкая мышечная ткань от поперечно-полосатой скелетной?
7. Строение нейронов различных отделов нервной системы.
8.Морфологическая и функциональная классификация эпителиальных тканей.
9.Виды соединительной ткани, локализация, строение, источники развития, функции.
Резюме по теме
Функциональное и морфологическое разнообразие клеток организма обусловлено окружением клетки, т.е. той средой, в которой она живет и размножается.
Дифференцировка и специализация клеток – это процесс взаимодействия эндогенной генетической информации и экзогенной эпигенетической информации .
Изоморфные клетки объединяются в группы, каждая из которых начинает выполнять элементарную функцию. Образуется 4 группы тканей:
1.пограничные ткани (эпителиальные ткани)
2.ткани внутренней среды (мезенхимные ткани)
3.ткани, выполняющие двигательную функцию (мышечные ткани)
4.ткани, реагирующие на воздействие внешней среды возбуждением и раздражением (нервные ткани)
Ткань – это исторически сложившаяся система клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью происхождения, строения и, выполняющих одну из первичных функций организма..
Морфофункциональные и ситуационные задачи.
Задача1. При проведении эксперимента в миобластах была блокирована работа белоксинтезирующей системы. Смогут ли эти миобласты дать мышечную ткань?
Задача2. На ранних этапах развития зародыша в эксперименте разрушен миотом. Развитие какой ткани станет невозможным?
Задача3. В эксперименте у зародыша ингибированы клетки мезенхимы. Развитие какого вида мышечной не наступит?
Задача4. У зародыша в эксперименте разрушена миоэпикардиальная пластинка. Каковы последствия данного вмешательства?
Задача5. При проведении эксперимента в период эмбриогенеза блокирован процесс слияния миобластов. Каковы последствия данного воздействия?
Задача6. В течение беременности происходит увеличение толщины мышечной оболочки матки. За счет каких процессов это происходит?
Задача7. Крысы длительное время плавали в бассейне. При исследовании состояния их скелетных мышц обнаружено почти полное исчезновение в них гликогена, увеличение числа митохондрий и просветление их матрикса. Какая функция клетки находится в напряженном состоянии?
Задача8. При проведении экспериментального исследования химическим веществом ингибировано поступление кальция в саркоплазму. Как это скажется на функции мышечной ткани?
Задача9. В результате инфаркта повреждена сердечная мышечная ткань. Каким образом произойдет ее регенерация?
Задача10. При проведении эксперимента у эмбриона удалили ганглиозную пластинку. Развитие каких структур организма будет нарушено?
Задача11. При экспериментальном исследовании скорости проведения нервного импульса по нервным волокнам обнаружено, что у одного скорость проведения равна 1 м/сек, у второго – 110 м/сек. К какому типу относят данные нервные волокна? С чем связана такая разница в скорости проведения импульса?
Задача12. Процесс миелинизации нервных волокон не заканчивается к рождению, а продолжается до 2-4 лет. Образование миелиновых оболочек особенно усиливается у ребенка с 8 мес. жизни. С чем это связано?
Задача13. В результате травмы у ребенка был поврежден нерв. Каким образом будет происходить регенарация нервных волокон и какие структуры обеспечивают данный процесс?
Задача14. При проведении наркоза препаратами кураре у пациента произошла блокада ацетилхолиновых рецепторов на постсинаптической мембране нервно-мышечного синапса. К чему это приведет?
Критерии оценки знаний студентов по результатом работы с « Обучающим кейсом».
Оценка 5«отлично» - студент проявляет активность на всех этапах практического занятия, с интересом включается в работу с «Обучающим кейсом»; на задания, предложенные в «Обучающем кейсе» даёт полный, грамотный, логичный ответ; свободно владеет медицинской терминологией; ответы на дополнительные вопросы четкие, краткие.
Оценка 4«хорошо» - студент проявляет активность на всех этапах практического занятия, с интересом включается в работу с «Обучающим кейсом»; на задания, предложенные в «Обучающем кейсе» даёт недостаточно логичный ответ, с единичными ошибками в частностях; ответы на дополнительные вопросы правильные, но недостаточно четкие.
Оценка 3«удовлетворительно» - работа студента на занятии не в полную силу, ответ недостаточно грамотный, неполный, с ошибками в деталях; ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками.
Оценка 2«неудовлетворительно» - ответ не грамотный, неполный, с грубыми ошибками; ответы на дополнительные вопросы неправильные.
Дополнительные вопросы, которые могут быть заданы для уточнения знаний индивидуально каждому члену «малой группы».
Вопрос | Ответ | |
Отличительная особенность мышечной ткани? | ||
Отличительная особенность нервной ткани? | ||
Отличительная особенность эпителиальной ткани? | ||
Отличительная особенность соединительной ткани? |
Вопросы для проведения фронтального опроса студентов с целью контроля исходного уровня знаний:
1.Определение понятия « ткань».
2.Классификация тканей.
3.Общая характеристика эпителиальных тканей.
Письменная контрольная работа №2.
Задания в тестовой форме:
1. Источником развития какой из мышечных тканей, является мезенхима?
+ (а) гладкая мышечная ткань;
б) сердечная мышечная ткань;
в) скелетная мышечная ткань;
г) миоэпителиальная.
2. Мышечная ткань развивается из спланхнотома мезодермы, определите ее.
а) гладкая мышечная ткань; +(б) сердечная мышечная ткань;
в) скелетная мышечная ткань; г) миоэпителиоцит.
3. Укажите, какая мышечная ткань развивается из сомитов мезодермы?
а) гладкая мышечная ткань; б) сердечная мышечная ткань;
+(в) скелетная мышечная ткань; г) миоэпителиоцит.
г) основным веществом и волокнистыми элементами.
4. Какая из перечисленных мышечных тканей развивается из кожной эктодермы?
а) гладкая мышечная ткань; б) сердечная мышечная ткань;
в) скелетная мышечная ткань; +(г) миоэпителиоцит.
5. Источником развития какой мышечной ткани является нейральная ткань?
+(а) расширяющие и суживающие зрачок глаза; б) миофибробласт;
6. Клетка имеет веретеновидную форму длиной 20-500 мкм, толщиной 5-8 мкм. Ядро палочковидное лежит в центре, при изменении клетки, ядро скручивается штопором. Определите данную клетку мышечной ткани.
а) кардиомиоцит; б) миосимпласт;
+(в) миоцит; г) миоэпителицит.
7. Укажите клетку мышечной ткани, если в ней миофиламенты идут продольно или под углом к длинной оси клетки, образуя трехмерную сеть.
а) кардиомиоцит; +(б) миоцит;
в) миосимпласт; г) миофибробласт.
8.В структурно-функциональных единицах мышечных тканей имеется органоид специального значения:
а) нейрофибриллы; +(б) миофибриллы;
в) жгутики; г) центриоли.
9. В гладкой мышечной ткани имеются соединения, обеспечивающие функциональные взаимодействия миоцитов в ткани.
а) десмосома; б) плотный контакт;
в) простое соединение; +(г) нексус.
10. Определите клетки мышечной ткани, если они располагаются в железах, имеют звездчатую форму, сократительный аппарат расположен в отростках?
а) миоцит; +(б) миоэпителиоцит;
в) кардиомиоцит; г) миосимпласт.
11. Гладкая мышечная ткань, входит в состав следующих органов:
а) сердце; б) головной мозг;
+в) желудок; г)первая треть пищевода
12. Какая клетка мышечной ткани имеет цилиндрическую форму, ядро в центре, вокруг ядра расположены все органоиды, хорошо развита агранулярная эндоплазматическая сеть, клетки соединяются между собой вставочными дисками?
а) миоцит; б) миоэпителиоцит;
в) миосимпласт; +(г) кардиомицит.
13. Какие виды кардиомиоцитов входят в состав сердечной мышечной ткани?
а) типичные, рабочие, атипичные;
+(б) типичные, атипичные, секреторные;
14. Главным сократительным элементом всех видов мышечной ткани являются:
а). Эластические волокна. б). Тонофибриллы.
+в). Миофибриллы .г). Коллагеновые волокна.
15 Какие электролиты участвуют в гистофизиологии сокращения мышечной ткани?
а) ионы натрия;+ (б) ионы кальция;
в) ионы хлоридов; г) ионы магния.
16. Что называют сарколеммой?
а) плазмолемму симпласта;
б) плазмолемму миосателлитоцита, базальную мембрану;
в) базальную мембрану и внутренний слой эндомизия;
+(г) плазмолемму симпласта и базальную мембрану мышечного волокна.
17. В каких тканях имеются прослойки соединительной ткани, носящие следующие названия: эндомизий, перимизий и эпимизий?
а) нервная ткань; б) собственно соединительная ткань;
+(в) мышечная ткань; г) костная ткань
18. Определите ткань, где встречаются волокна с ядерной цепочкой?
+(а) мышечная ткань; б) нервная ткань;
в) костная ткань; г) хрящевая ткань.
19. Какая из мышечных тканей не способна к физиологической регенерации?
а) гладкая мышечная ткань; б) миоэпителиальная мышечная ткань;
+(в) сердечная мышечная ткань; г) скелетная мышечная ткань.
20. Какая мышечная ткань сокращается медленно, тонически и практически неутомима?
а) сердечная мышечная ткань; б) скелетная мышечная ткань;
+(в) гладкая мышечная ткань; г) мионейральная мышечная ткань.
Эталоны ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
а | б | в | г | а | в | б | б | г | б | в | г | б | в | б | г | в | а | в | в |
1. Нейроциты развиваются из:
+(а) нервной трубки; б) хордального островка;
в) мезодермы; г) энтодермы;
2. Нейроны вегетативных ганглиев развиваются из: а) мезодермы +б) нервной трубки
в) ганглионарной пластинки г) энтодермы
3. Специфическим признаком начавшейся специализации нервных клеток следует считать:
+(а) появление в цитоплазме пучков нейрофиламентов и нейротрубочек;
б) развитие лизосом;
в) гипертрофия аппарата Гольджи;
г) развитие гранулярной эндоплазматической сети.
4. Краевая вуаль в развивающейся нервной трубке состоит из:
+(а) отростков нейронов; б) нейроцитов;
в) глиальных клеток; г) микроглии.
5. В эксперименте у зародыша удалена ганглиозная пластинка. В каком органе будут нарушения?
а) спинной мозг;+(б) надпочечник;
в) почка; г) легкое.
6. У зародыша блокировано развитие переднего мозгового пузыря. Какой орган нервной системы не разовьется?
а) мозжечок; +(б) кора больших полушарий;
в) продолговатый мозг; г) спинной мозг.
7. На препарате 3 вида нейронов — мультиполярный, биполярный, псевдоуниполярный. Сколько аксонов у каждого нейрона?
+(а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
8. Что такое аксон нейроцита?
+(а) отросток, по которому нервный импульс передается от тела клетки к ее периферии;
б) отросток, по которому нервный импульс передается от периферии к телу клетки;
в) отросток, по которому осуществляется антероградный аксоток;
г) отросток, в котором происходит синтез нейромедиатора
9. Что такое дендит нейроцита?
а) отросток, по которому нервный импульс передается от тела к периферии;
+(б) отросток, по которому нервный импульс передается от периферии к телу клетки;
в) отросток, по которому осуществляется ретроградный аксоток;
г) отросток, в котором происходит синтез нейромедиатора
10. Нейрон имеет тело грушевидной формы, 2-3 дендрита и аксон. Назовите клетку?
а) клетка Беца; +(б) клетка Пуркинье;
в) клетка Купфера; г) эпендимоцит
11. Назовите по автору участки нервного волокна, лишенные миелина:
а) перехваты Руже;+(б) перехваты Ранвье;
в) перехваты Робертсона; г) перехваты Догеля.
12. Опишите строение безмиелинового нервного волокна:
а) один осевой цилиндр, миелиновая оболочка, неврилемма, базальная мембрана;
б) несколько осевых цилиндров, миелиновая оболочка, базальная мембрана;
в) один осевой цилиндр, глиальная пограничная мембрана, миелиновая оболочка, базальная мембрана;
+(г) несколько осевых цилиндров, подвешенных на мезаксонах, цитоплазма леммоцита, базальная мембрана.
13. На месте перерезки нервного волокна развился грубый соединительнотканный рубец. Как пойдет регенерация нервного волокна?
+(а) регенерации не будет б) регенерация замедлена
в) регенерация ускорена г) нормальное восстановление
14. Нейрофибриллы в нейроне несут функцию:
+(а) опорную; б) защитную;
в) проведение импульса; г) трофическую.
В состав нервной системы входят волокна: а) коллагеновые; б) эластические; в) ретикулярные;
г) миелиновые и безмиелиновые. Правильный ответ: г
15. Нервным окончанием называют:
а) концевое ветвление аксона нервной клетки;
б) концевое ветвление дендритов нервной клетки;
+(в) концевые ветвления отростков нервных клеток;
г) часть аксонного холмика.
16 . Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют:
а) аксонами в) дендритами
б) нейронами г) медиаторами
17. Серое вещество представляет собой:
а) скопление тел нейронов
б) скопление длинных отростков нейронов
в) нервные волокна нейронов
г) сосудистую оболочку мозга
18.Свойство нервной ткани:
а) возбудимость и сократимость б) возбудимость и проводимость
в) сократимость г) только возбудимость
19. Синапс — это:
а) область контакта нервных клеток друг с другом или с тканями
б) вещество, выделяемое благодаря действию нервного импульса
в) окончание чувствительных нервных волокон
г) «энергетическая станция» клетки
Эталоны ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
а | б | а | а | б | б | а | а | б | б | б | г | а | а | в | г | в | а | в | в |
Задачи (тесты) для самоконтроля
Уважаемые студенты, выполнив задание ,обменяйтесь работами с соседом(кой) по парте, приступите к взаимопроверке работ, используя эталоны ответов ,оцените работу ,используя критерии оценки.
Критерии оценки: оценка 5(отлично)- ошибок нет или 1-2
4( хорошо)-3-4 ошибки
3(удовлетворительно)- 5-6 ошибок
Если Вы допустили более 6 ошибок, Вам придется изучить тему повторно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия "СП при нервно-артрическом диатезе у детей"
Методическая разработка содержит методический и информационный блоки, контролирующий материал с эталонами ответов....
Методическая разработка практического занятия для преподавателя "Мышцы и ткани в организме человека. Глагол to be в будущем времени"
В данном документе представлен план проведения практического занятия, проводимого со студентами первого курса специальности Лечебное дело. Методическая разработка включает в себя план проведения занят...
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...