ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ «ФАРМАЦЕВТ РЕЦЕПТУРНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОТДЕЛА» БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ
проект
Проект «Билет в будущее» по профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеообразовательных организаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_proba_farmatsevt_rpo.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
«ФАРМАЦЕВТ РЕЦЕПТУРНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОТДЕЛА»
в рамках проекта по профессиональной ориентации
учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций
«Билет в будущее»
г. Златоуст
2023
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
Профессиональная среда: здоровая
Наименование профессионального направления: Фармацевт рецептурно-производственного отдела
Автор программы: Гаврилова Нина Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Златоустовский медицинский техникум»
Контакты автора: nina12345gavrilova@mail.ru, 8-951-46-00-879
Вид | Формат проведения | Время проведения | Возрастная категория | Доступность для участников с ОВЗ |
Ознакоми-тельный | Очный | 30 минут | 6-9 классы | Общие заболевания (нарушение дыхательной, пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем и т.д.) |
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (10 мин)
- Краткое описание профессионального направления.
АПТЕКА - учреждение для хранения, приготовления и отпуска лекарственных препаратов.
Различают аптеки ГЛФ и с правом изготовления лекарственных форм.
Рецептурно-производственный отдел занимается приемом рецептов от населения и требований от медицинских организаций на изготовление лекарственных препаратов.
В этом отделе работают специалисты – фармацевты в соответствии с Должностными инструкциями:
1. Фармацевт, занимающийся приёмом рецептов от населения и требований от медицинских организаций на изготовление лекарственных препаратов.
Его рабочее место оборудовано столом, вертушками для хранения изготовленных лекарственных форм (отдельно для наружного и внутреннего применения), холодильниками для хранения термолабильных препаратов.
В обязанности этого специалиста входит фармацевтическая экспертиза рецептов врачей (очень сложная работа, учитывая традиционную неразборчивость их почерков), выдача изготовленных лекарственных препаратов, консультация посетителей аптеки касательно правильности и безопасности применения препаратов, проведение учета рецептов.
- Фармацевт, занимающийся изготовлением лекарственных препаратов.
Его рабочее место находится в основном производственном помещении рецептурно- производственного отдела – ассистентской. Здесь готовят лекарственные формы всех агрегатных состояний: жидкие, твердые, мягкие.
Все изготовленные лекарственные формы должны быть оформлены этикетками в соответствии с Правилами.
- Фармацевт, занимающийся контролем качества изготовленных лекарственных
форм.
Его рабочее место - аналитический стол с набором реактивов, титрованных растворов, необходимой аппаратуры для проведения контроля качества лекарственных форм.
2. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира.
Реальность сегодняшнего дня такова, что не смотря на то, что есть большая необходимость в производственных аптеках, их единицы.
До сих пор существуют лекарственные формы аптечного производства, у которых нет промышленных аналогов – это препараты для новорождённых, растворы для инъекций и инфузий и другие.
Современный фармацевт рецептурно-производственного отдела использует новые технологические приемы в производстве лекарственных форм, применяет методы экспресс-анализа для контроля их качества, владеет информационными технологиями для обработки документов учета и отчетности.
3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией.
Необходимы базовые знания по: биологии, анатомии, химии, физике, математике, ботанике. А также личностные качества: тактичность, вежливость, внимательность, ответственность, коммуникабельность, аккуратность, дисциплинированность, сочувствие.
Кроме того, необходимы хорошее здоровье, высокая переносимость физической и эмоциональной нагрузки (стрессоустойчивость), выдержка. пунктуальность, хорошее внимание и память.
- 1-2 интересных факта о профессиональном направлении.
Существует Всемирный день фармацевта, отмечаемый 25 сентября. Российский праздник работников этой отрасли приходится на 19 мая.
Именно в этот день в 1581 году по указу русского царя Иоанна IV Грозного на Руси открыли первую аптеку.
Слово «фармацевт» имеет очень древнее происхождение, в переводе с греческого оно означает «дарующий исцеление и оберегающий от болезней».
Ранее фармацевтика была исключительно мужским занятием. Лишь во второй половине XIX века владельцы аптек стали принимать на работу женщин. В 1895 году всего лишь 13 женщин работали аптекарскими помощниками.
С течением времени она претерпела существенные изменения, а требования к этим специалистам возросли.
В настоящее время фармацевт является лицом аптеки, он первый, кого встречает потребитель, переступив ее порог.
- Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью.
Полученные навыки после прохождения профессиональных проб являются обязательными для профессии, помогут научить своих близких правильно применять и хранить лекарственные препараты.
Постановка задачи (5 мин)
1. Постановка цели и задачи в рамках пробы: изготовление, контроль качества, оформление и отпуск простого дозированного порошка для внутреннего применения.
2. Демонстрация итогового результата, продукта: демонстрация готовой лекарственной формы (простого дозированного порошка для внутреннего применения).
Выполнение задания (30 мин)
1. Подробная инструкция по выполнению задания:
- Проведение инструктажа по технике безопасности.
- Ознакомление с этапами экспертизы рецепта.
- Ознакомление с этапами изготовления мази.
- Ознакомление с контролем качества мази (одним видом).
- Ознакомление с этапами отпуска мази клиенту, фармацевтическим консультированием по способу применения и хранения.
- Ознакомление с заполнением учетного документа (рецептурного журнала).
2. Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания:
- взаимосвязь (построение доверительных взаимоотношений с подопечными);
- формирующее оценивание (объективное оценивание с целью выявлению зон роста и последующего предоставления обратной связи и обучения);
- реализация поэтапного развития и обучения подопечного;
- помощь подопечному в поиске собственного профессионального пути.
Контроль, оценка и рефлексия (20 мин)
1. Критерии успешного выполнения задания:
- оценка «отлично» – работа демонстрирует точное понимание задания и его выполнение;
- оценка «хорошо» – работа демонстрирует недостаточно точное понимание задания и его выполнение;
- оценка «удовлетворительно» – работа демонстрируется неточно, задание требует корректировки наставника.
2. Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки:
Совместно с участниками необходимо определить в начале работы:
- каким образом будет оцениваться работа;
- что важно оценить на каждом этапе работы;
- каковы будут показатели для оценивания.
Оценивание следует осуществлять в строгом соответствии с теми требованиями, которые были предъявлены к данной работе.
Каждому наставнику необходимо вести оценочные таблицы.
3. Вопросы для рефлексии учащихся:
- чему вы научились на сегодняшнем занятии?
- что вы узнали нового для себя?
- хотели бы вы продолжить обучение в этом профессиональном направлении?
III. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ЛИСТ
Наименование | Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями | Кол-во | На группу/ на 1 чел. |
Лабораторный стол | Ассистентский стол на одно рабочее место | 1 | На группу |
Кожный антисептик | Средство для гигиенической обработки рук на основе спирта | 1 | На группу |
Салфетки марлевые | Средство для обработки стола и весов | 2 | На 1 чел. |
Раствор перекиси водорода 3% | Средство для обработки весов | 100 мл | На группу |
Весы равноплечие ручные | ВСМ – 1 Класс точности по ГОСТ 798-53 | 1 | На 1 чел. |
Весы равноплечие ручные | ВСМ – 5 Класс точности по ГОСТ 798-53 | 1 | На 1 чел. |
Штангласс с лекарственным веществом | Натрия гидрокарбонат | 1,5 | На 1 чел. |
Фарфоровая ступка с пестиком | ГОСТ 9147 Материал – фарфор, номер 2 | 1 | На 1 чел. |
Капсулы вощеные | ГОСТ 9569-79, размером 7,5*10см | 3 | На 1 чел. |
Пакет бумажный | бумага А4 | 1 | На 1 чел. |
Этикетка «Внутреннее» и дополнительные этикетки | Бумажные с основными графами, требующими заполнения | 1 | На 1 чел. |
Целлулоидный совок | Материал – пластик | 1 | На 1 чел. |
Капсулаторка | Совок аптечный, материал – металл | 1 | На 1 чел. |
Рецепт с прописью порошка | Рецептурный бланк формы 107-1/у, заполнен прописью | 1 | На 1 чел. |
Рецептурный журнал | Форма А-2.1 | 1 | На группу |
Паспорт письменного контроля | Форма в соответствии с приказом №249 от 22.05.2023г. | 1 | На 1 чел. |
Ручка, зеленый фломастер | Ручка шариковая, цвет синий, фломастер зеленый | 1 | На 1 чел. |
Емкость – корзинка | С надписью «Для использованной посуды». | 1 | На группу |
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Подробная инструкция по выполнению задания
№ п/п | Перечень практических действий | Форма представления | Отметка о выполнении |
1 | Принять рецепт в работу, провести экспертизу прописи | Сделать/Сказать | 1/0 |
2 | Провести необходимые расчеты | Сделать | 1/0 |
3 | Приготовить простой дозированный порошок | Сделать | 1/0 |
4 | Провести контроль качества | Сделать | 1/0 |
5 | Оформить к отпуску | Сделать | 1/0 |
Подготовительные мероприятия | |||
1 | Принять рецепт в работу, проверить все реквизиты (фармацевтическая экспертиза) | Выполнить | 1/0 |
2 | Заполнить документацию | Сказать | 1/0 |
3 | Провести необходимые расчеты (общая масса) | Выполнить/Сказать | |
4 | Подготовить рабочее место (субстанции, оборудование) | ||
Выполнение задания (изготовление и отпуск простого дозированного порошка) | |||
1 | Обработать руки кожным антисептиком | Сделать/Сказать | 1/0 |
2 | Марлевой салфеткой смоченной 3% раствором перекиси водорода обработать весы | Сделать/Сказать | 1/0 |
3 | В соответствии с паспортом письменного контроля на весах ВР-5 отвесить 1,5 натрия гидрокарбоната | Сделать/Сказать | 1/0 |
4 | Поместить в ступку №2 | Сделать/Сказать | 1/0 |
5 | Измельчить натрия гидрокарбонат пестиком в ступке | Сделать/Сказать | 1/0 |
6 | С помощью весов ВР-1 порошковую массу разделить на 3 дозы по 0,5 грамма | Сделать/Сказать | 1/0 |
7 | Упаковать порошок в вощеную капсулу | Сделать/Сказать | 1/0 |
8 | Готовые порошки поместить в бумажный пакет | Сделать/Сказать | 1/0 |
9 | Закрыть пакет в соответствии с правилами упаковки | Сделать/Сказать | 1/0 |
10 | Оформить порошки к отпуску, заполнить этикетку «Внутреннее. Хранить в недоступном для детей месте» | Сделать/Сказать | 1/0 |
11 | Провести контроль качества (органолептический: вкус, цвет, запах и свойство сыпучести) | Сделать/Сказать | 1/0 |
12 | Провести отпуск готовых порошков клиенту, проконсультировать по способу применения и хранению в домашних условиях | Сделать/Сказать | 1/0 |
13 | Заполнить рецептурный журнал | Сделать/Сказать | 1/0 |
14 | Поместить ступку, пестик, капсулаторки в емкость – корзинку с надписью «Для использованной посуды». | Сделать/Сказать | 1/0 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
1. Краснюк, И.И. Фармацевтическая технология: учебник для студентов учреждений сред.проф. образования / И.И. Краснюк, Г.В. Михайлова, Л.И. Мурадова, – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 560 с..
2. Гроссман В.А. Технология изготовления лекарственных форм: учебник для студентов учреждений сред.проф. образования, обучающихся по специальности 33.02.01. «Фармация». – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 336с.
3. Федеральная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://femb.ru/
4. СПС Консультант + // URL: www.consultant.ru
5. СПС Гарант // URL: www.garant.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессиональной пробы Билет в Будущее по компетенции "Поварское-дело"
Программа профессиональной пробы в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации для учащихся 6- 11 классов общеобразовательный организаций "Билет в будущее"...
Программа профессиональной пробы в рамках федерального проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Материалы программы профессиональной пробы по специальности "Ветеринария" для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» могут быть ис...
Программа профессиональной пробы по профессии "Повар, кондитер" (Билет в будущее)
Программа профессиональной пробы "Повар, кондитер"...
Программа профессиональной пробы В рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» Компетенция Каменщик
Участие в методических объединениях...
Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»
Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится...
Программа профессиональной пробы в рамках проекта по профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Данная работа составлялась в рамках программы профессиональной пробы для школьников. Школьники присутствовали и пробовали себя в профессии в роли фармацевта. Сначала студенты специальности «Фарм...