ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ «ФАРМАЦЕВТ РЕЦЕПТУРНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОТДЕЛА» БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ
проект

Гаврилова Нина Михайловна

Проект «Билет в будущее» по профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеообразовательных организаций 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_proba_farmatsevt_rpo.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

«ФАРМАЦЕВТ РЕЦЕПТУРНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОТДЕЛА»

в рамках проекта по профессиональной ориентации 

учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций

«Билет в будущее»

г. Златоуст

2023

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

Профессиональная среда: здоровая

Наименование профессионального направления: Фармацевт рецептурно-производственного отдела

Автор программы: Гаврилова Нина Михайловна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Златоустовский медицинский техникум»

Контакты автора: nina12345gavrilova@mail.ru, 8-951-46-00-879

Вид

Формат проведения

Время проведения

Возрастная категория

Доступность для участников с ОВЗ

Ознакоми-тельный

Очный

30 минут

6-9 классы

Общие заболевания (нарушение дыхательной, пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем и т.д.)

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (10 мин)

  1. Краткое описание профессионального направления.

АПТЕКА - учреждение для хранения, приготовления и отпуска лекарственных препаратов.

Различают аптеки ГЛФ и с правом изготовления лекарственных форм.

          Рецептурно-производственный отдел занимается приемом рецептов от населения и требований от медицинских организаций на изготовление лекарственных препаратов.

          В этом отделе работают специалисты – фармацевты в соответствии с Должностными инструкциями:

         1. Фармацевт, занимающийся приёмом рецептов от населения и требований от медицинских организаций на изготовление лекарственных препаратов.

          Его рабочее место оборудовано столом, вертушками для хранения изготовленных лекарственных форм (отдельно для наружного и внутреннего применения), холодильниками для хранения термолабильных препаратов.

В обязанности этого специалиста входит фармацевтическая экспертиза рецептов врачей (очень сложная работа, учитывая традиционную неразборчивость их почерков), выдача изготовленных лекарственных препаратов, консультация посетителей аптеки касательно правильности и безопасности применения препаратов, проведение учета рецептов.

  1. Фармацевт, занимающийся изготовлением лекарственных препаратов.

          Его рабочее место находится в основном производственном помещении рецептурно- производственного отдела – ассистентской. Здесь готовят лекарственные формы всех агрегатных состояний: жидкие, твердые, мягкие.

         Все изготовленные лекарственные формы должны быть оформлены этикетками в соответствии с Правилами.

  1. Фармацевт, занимающийся контролем качества изготовленных лекарственных

форм.

Его рабочее место - аналитический стол с набором реактивов, титрованных растворов, необходимой аппаратуры для проведения контроля качества лекарственных форм.

2. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира.

Реальность сегодняшнего дня такова, что не смотря на то, что есть большая необходимость в производственных аптеках, их единицы.

До сих пор существуют лекарственные формы аптечного производства, у которых нет промышленных аналогов – это препараты для новорождённых, растворы для инъекций и инфузий и другие.

Современный фармацевт рецептурно-производственного отдела использует новые технологические приемы в производстве лекарственных форм, применяет методы экспресс-анализа для контроля их качества, владеет информационными технологиями для обработки документов учета и отчетности.

3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией.

Необходимы базовые знания по: биологии, анатомии, химии, физике, математике, ботанике. А также личностные качества: тактичность, вежливость, внимательность, ответственность, коммуникабельность, аккуратность, дисциплинированность, сочувствие.

Кроме того, необходимы хорошее здоровье, высокая переносимость физической и эмоциональной нагрузки (стрессоустойчивость), выдержка. пунктуальность, хорошее внимание и память.

  1. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении.

Существует Всемирный день фармацевта, отмечаемый 25 сентября. Российский праздник работников этой отрасли приходится на 19 мая.

Именно в этот день в 1581 году по указу русского царя Иоанна IV Грозного на Руси открыли первую аптеку.

Слово «фармацевт» имеет очень древнее происхождение, в переводе с греческого оно означает «дарующий исцеление и оберегающий от болезней».

Ранее фармацевтика была исключительно мужским занятием. Лишь во второй половине XIX века владельцы аптек стали принимать на работу женщин. В 1895 году всего лишь 13 женщин работали аптекарскими помощниками.

С течением времени она претерпела существенные изменения, а требования к этим специалистам возросли.

В настоящее время фармацевт является лицом аптеки, он первый, кого встречает потребитель, переступив ее порог.

  1. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью.

Полученные навыки после прохождения профессиональных проб являются обязательными для профессии, помогут научить своих близких правильно применять и хранить лекарственные препараты.

Постановка задачи (5 мин)

1. Постановка цели и задачи в рамках пробы: изготовление, контроль качества, оформление и отпуск простого дозированного порошка для внутреннего применения.

2. Демонстрация итогового результата, продукта: демонстрация готовой лекарственной формы (простого дозированного порошка для внутреннего применения).

Выполнение задания (30 мин)

1. Подробная инструкция по выполнению задания:

  1. Проведение инструктажа по технике безопасности.
  2. Ознакомление с этапами экспертизы рецепта.
  3. Ознакомление с этапами изготовления мази.
  4. Ознакомление с контролем качества мази (одним видом).
  5. Ознакомление с этапами отпуска мази клиенту, фармацевтическим консультированием по способу применения и хранения.
  6. Ознакомление с заполнением учетного документа (рецептурного журнала).

2. Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания:

  • взаимосвязь (построение доверительных взаимоотношений с подопечными);
  • формирующее оценивание (объективное оценивание с целью выявлению зон роста и последующего предоставления обратной связи и обучения);
  • реализация поэтапного развития и обучения подопечного;
  • помощь подопечному в поиске собственного профессионального пути.

Контроль, оценка и рефлексия (20 мин)

 1. Критерии успешного выполнения задания:

  • оценка «отлично» – работа демонстрирует точное понимание задания и его выполнение;
  • оценка «хорошо» – работа демонстрирует недостаточно точное понимание задания и его выполнение;
  • оценка «удовлетворительно» – работа демонстрируется неточно, задание требует корректировки наставника.

2. Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки:

Совместно с участниками необходимо определить в начале работы:

  • каким образом будет оцениваться работа;
  • что важно оценить на каждом этапе работы;
  • каковы будут показатели для оценивания.

Оценивание следует осуществлять в строгом соответствии с теми требованиями, которые были предъявлены к данной работе.

Каждому наставнику необходимо вести оценочные таблицы.

3. Вопросы для рефлексии учащихся:

  • чему вы научились на сегодняшнем занятии?
  • что вы узнали нового для себя?
  • хотели бы вы продолжить обучение в этом профессиональном направлении?

III. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ЛИСТ

Наименование

Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями

Кол-во

На группу/

на 1 чел.

Лабораторный стол

Ассистентский стол на одно рабочее место

1

 На группу

Кожный антисептик

Средство для гигиенической обработки рук на основе спирта

1

На группу

Салфетки марлевые

Средство для обработки стола и весов

2

На 1 чел.

Раствор перекиси водорода 3%

Средство для обработки весов

100 мл

На группу

Весы равноплечие ручные

ВСМ – 1

Класс точности по ГОСТ 798-53

1

На 1 чел.

Весы равноплечие ручные

ВСМ – 5

Класс точности по ГОСТ 798-53

1

На 1 чел.

Штангласс с лекарственным веществом

Натрия гидрокарбонат

1,5

На 1 чел.

Фарфоровая ступка с пестиком

ГОСТ 9147

Материал – фарфор, номер 2

1

На 1 чел.

Капсулы вощеные

ГОСТ 9569-79,

размером 7,5*10см

3

На 1 чел.

Пакет бумажный

бумага А4

1

На 1 чел.

Этикетка «Внутреннее» и дополнительные этикетки

Бумажные с основными графами, требующими заполнения

1

На 1 чел.

Целлулоидный совок

Материал – пластик

1

На 1 чел.

Капсулаторка

Совок аптечный, материал – металл

1

На 1 чел.

Рецепт с прописью

порошка

Рецептурный бланк формы

107-1/у, заполнен прописью

1

На 1 чел.

Рецептурный журнал

Форма А-2.1

1

На группу

Паспорт письменного контроля

Форма в соответствии с приказом №249 от 22.05.2023г.

1

На 1 чел.

Ручка, зеленый фломастер

Ручка шариковая, цвет синий, фломастер зеленый

1

На 1 чел.

Емкость – корзинка

С надписью «Для использованной посуды».

1

На группу

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Подробная инструкция по выполнению задания

п/п

Перечень практических действий

Форма

представления

Отметка о

выполнении

    1

Принять рецепт в работу, провести экспертизу прописи

Сделать/Сказать

1/0

2

Провести необходимые расчеты

Сделать

1/0

3

Приготовить простой дозированный порошок

Сделать

1/0

4

Провести контроль качества

Сделать

1/0

5

Оформить к отпуску

Сделать

1/0

Подготовительные мероприятия

1

Принять рецепт в работу, проверить все реквизиты (фармацевтическая экспертиза)

Выполнить

1/0

2

Заполнить документацию

Сказать

1/0

3

Провести необходимые расчеты (общая масса)

Выполнить/Сказать

4

Подготовить рабочее место (субстанции, оборудование)

Выполнение задания (изготовление и отпуск простого дозированного порошка)

    1

Обработать руки кожным антисептиком

Сделать/Сказать

1/0

2

Марлевой салфеткой смоченной 3% раствором перекиси водорода обработать весы

Сделать/Сказать

1/0

3

В соответствии с паспортом письменного контроля на весах ВР-5 отвесить 1,5 натрия гидрокарбоната

Сделать/Сказать

1/0

4

Поместить в ступку №2

Сделать/Сказать

1/0

5

Измельчить натрия гидрокарбонат пестиком в ступке

Сделать/Сказать

1/0

6

С помощью весов ВР-1 порошковую массу разделить на 3 дозы по 0,5 грамма

Сделать/Сказать

1/0

7

Упаковать порошок в вощеную капсулу

Сделать/Сказать

1/0

8

Готовые порошки поместить в бумажный пакет

Сделать/Сказать

1/0

9

Закрыть пакет в соответствии с правилами упаковки

Сделать/Сказать

1/0

10

Оформить порошки к отпуску, заполнить этикетку «Внутреннее. Хранить в недоступном для детей месте»

Сделать/Сказать

1/0

11

Провести контроль качества (органолептический: вкус, цвет, запах и свойство сыпучести)

Сделать/Сказать

1/0

12

Провести отпуск готовых порошков клиенту, проконсультировать по способу применения и хранению в домашних условиях

Сделать/Сказать

1/0

13

Заполнить рецептурный журнал

Сделать/Сказать

1/0

14

Поместить ступку, пестик, капсулаторки в емкость – корзинку с надписью «Для использованной посуды».

Сделать/Сказать

1/0

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

1. Краснюк, И.И. Фармацевтическая технология: учебник для студентов учреждений сред.проф. образования / И.И. Краснюк, Г.В. Михайлова, Л.И. Мурадова, – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 560 с..

2. Гроссман В.А. Технология изготовления лекарственных форм: учебник для студентов учреждений сред.проф. образования, обучающихся по специальности 33.02.01. «Фармация». – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 336с.

3. Федеральная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://femb.ru/

4. СПС Консультант + // URL: www.consultant.ru

5. СПС Гарант // URL: www.garant.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессиональной пробы Билет в Будущее по компетенции "Поварское-дело"

Программа профессиональной пробы в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации для учащихся 6- 11 классов общеобразовательный организаций "Билет в будущее"...

Программа профессиональной пробы в рамках федерального проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Материалы программы профессиональной пробы по специальности "Ветеринария" для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» могут быть ис...

Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»

Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится...

Программа профессиональной пробы в рамках проекта по профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Данная работа составлялась в рамках программы профессиональной пробы для школьников. Школьники присутствовали и пробовали себя в профессии в роли фармацевта. Сначала студенты специальности «Фарм...