Программа профессиональной пробы по профессии "Повар, кондитер" (Билет в будущее)
методическая разработка
Программа профессиональной пробы "Повар, кондитер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_professionalnoy_proby_povarkonditer.docx | 254.88 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Паспорт программы профессиональной пробы
Профессиональная среда: комфортная
Наименование профессионального направления: повар, кондитер
Автор программы: Анастасия Александровна Красилова, мастер производственного обучения.
Контакты автора: Иркутская область, город Зима, e-mail: maa1985me@mail.ru, телефон 89025440183.
Вид | Формат проведения | Время проведения | Возрастная категория | Доступность для участников с ОВЗ |
Базовый | Очный | 90 минут | 6-7, 8-9 классы | Нарушение слуха: - слабослышащие Тяжелые нарушения речи |
2. Содержание программы
Введение (10 мин)
1. Краткое описание профессионального направления.
Повар — это человек, который занимается приготовлением пищи в заведениях общественного питания. Но эти сухие и скучные слова не могут в полной мере охарактеризовать поварскую профессию. Потому что повара, иногда, называют настоящим волшебником, который может из самых обыкновенных продуктов приготовить блюдо, имя которому — шедевр вкуса.
Конечно, приготовить что-либо съедобное, например яичницу, может, практически, любой человек, а вот повар из тех же самых продуктов приготовит нежнейшее яичное суфле. Ведь повар, это не только человек, который приготовит блюдо технологически правильно и в строгом соответствии с рецептом, а тот, кто любит свою работу, получает от неё искреннее удовольствие и рад, когда результаты его труда восхищают клиентов.
Кондитер — это профессиональный повар, создающий кондитерские изделия, десерты, и другую запечённую еду. Представителей этой профессии можно встретить в крупных отелях, ресторанах и пекарнях. Реже кондитером называется человек, чей бизнес связан с продажей кондитерских изделий.
Кондитер занимается приготовлением различных видов теста, начинок, кремов по заданной рецептуре, выпекает и украшает продукцию. Это высококачественные, разнообразного вида, вкуса и аромата пищевые продукты. Большая часть работ выполняется вручную с помощью специальных инструментов, превращая профессию кондитера в искусство.
2. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира.
Люди в среднем едят три раза в день — это обеспечивает стабильный спрос на услуги профессионалов проваров, кондитеров. Если своими вкусными блюдами или кондитерскими изделиями повар-кондитер угодил клиентам, то он может рассчитывать на благодарность и повторный визит этих посетителей через некоторое время. Из открывающихся предприятий значительный сегмент составляют предприятия общественного питания и рестораны, а значит хороший специалист без работы не останется.
В 90-х годах прошлого столетия стали бурно развиваться предприятия общественного питания, и появилась острая необходимость в профессионалах поварского искусства. К тому же, владельцы кафе, ресторанов подметили, что успех заведения, во многом, зависит от мастерства шеф — повара, от разнообразия, эксклюзивности или экзотичности предлагаемых блюд. Особое значение эта профессия получила в наш век скоростей и быстротечности жизни. Люди, нацеленные на карьеру и успех, не могут, да и не успевают готовить пищу в домашних условиях. Поэтому, обеды, бизнес — ланчи, ужины — явление повсеместное. Да и не каждый человек имеет возможность дома полакомиться, например, национальным блюдом какой-либо страны, отведать шедевры экзотических кухонь. А если вспомнить, что пища для человека — это не только источник энергии и питательных веществ, но и огромного вкусового удовольствия, то станет ясно, что человек, который может придать пище восхитительный вкус, аромат и вид, будет пользоваться большим спросом на свои услуги. К тому же, не стоит забывать, что повара требуются не только в кафе и рестораны, но и в таких заведениях, как детские садики, школы, больницы.
Сегодня профессия повара — одна из наиболее востребованных в нашей стране, особенно в столице и крупных городах
В сегодняшней России, как и в дореволюционные времена, вновь появился спрос на личных поваров. Специалист, работающий в частной компании и готовящий для ее служащих, нередко получает достаточно высокую зарплату, которая не зависит от его опыта и ранга, а определяется исключительно реальными способностями. Сумма вознаграждения может быть гораздо больше, чем в ресторане или кафе, за счет постоянных надбавок-премий, если руководству очень понравятся обеды. В современной России состоятельные люди считают престижным и модным иметь личного повара не только в офисе, но и дома. Труд домашнего кулинара, как правило, оплачивают очень хорошо.
Несмотря на все преимущества работы в фирме или личным поваром у бизнесмена, настоящие мастера предпочитают трудную, хлопотную службу шеф-поваром в ресторане. Там, где каждый вечер зал заполняют поклонники его поварского таланта и нередко ценители неповторимого кулинарного искусства на бис просят пригласить шеф-повара к их столику, чтобы поблагодарить лично за доставленное наслаждение. А у банкетных столов, уставленных дивными яствами, в предвкушении удовольствия на фоне изумительных блюд гости фотографируются на память.
3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией.
Профессия повар, по-своему, уникальна. Хотя, некоторые люди не воспринимают её такой, считая, что в поварском искусстве нет ничего сложного: надо просто соединить ингредиенты, а печь сама доведёт блюдо до кондиции. Да и кто в наше время готовить не умеет? Любой человек смог бы работать поваром! Однако это не так. В этом деле главное — талант, чувство вкуса, фантазия. С одной стороны, эта профессия требует скрупулёзной точности, с другой — наличия творческой жилки, чтобы придумать оригинальный рецепт или изысканное украшение блюда. Обоняние и тонкие вкусовые ощущения помогут повару достичь высот в своей карьере. Так же, хороший повар должен быть внимателен, аккуратен, организован, должен иметь хорошую память.
Специалист должен уметь:
- проверять качество сырья на предмет его соответствия санитарным правилам и нормам;
- выбирать инвентарь, необходимый для процесса приготовления блюд;
- применять различные технологии в приготовлении десертов и их оформлении;
- оценивать качество готовых десертов;
- хранить сырье и готовые изделия с использованием оптимального температурного режима.
Специалист должен знать:
- физиологию питания человека;
- пищевую ценность продуктов;
- особенности хранения сырья и готовых кондитерских изделий;
- рецепты различных сладостей и технологию их приготовления;
- санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления десертов, кондитерских изделий.
4. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении.
Первые школы поваров были организованы в Древнем Риме, их отцом стал известный в то время повар и гурман Апиций.
На Руси первые профессиональные повара появились при дворах киевских князей. Уже в XVII веке, во время правления Петра I в Россию начинают привозить не только новые необычные продукты, но и умелых поваров из разных стран. В конце XIX века в России одна за другой начинают открываться кулинарные школы, где готовят профессиональных поваров.
5. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью.
Изготовление изделий из пряничного полуфабриката (теста) и отделкой глазурью является одной из необходимых компетенций повара, кондитера.
Постановка задачи (5 мин)
1. Выпечь имбирные пряники (композиция «Зайки на полянке») и украсить глазурью, используя творческий подход к выполнению задания.
2. Продемонстрировать итоговый результат, продукт. Демонстрируется вариант готового оформления.
Выполнение задания (65 мин)
1.Технология приготовления и оформления имбирных пряников (композиция «зайки на полянке»)
На 200 г готовых пряничных изделий:
- готовое пряничное тесто;
- яйцо – 1 шт;
- сахарная пудра – 50 гр;
- водорастворимые красители.
Шаги:
1. Пряничное тесто размять в руках и раскатать на слегка присыпанной мукой поверхности до толщины 4-5 мм.
2. Вырезать пряники с помощью формочек или ножом при помощи бумажных выкроек и переложить на противень, застеленный бумагой для выпечки (пряники на противень нужно укладывать не очень плотно, так как в процессе выпекания они увеличатся в размере).
3. Выпечь пряники 10 – 15 минут в жарочном шкафу, заранее разогретой до 180- 190С. Готовность можно определять так: при надавливании на пряник он под пальцем слегка продавливается и вмятины от пальца не остается. Если продавливается очень легко и остается вмятина, значит пряник еще сырой.
4. Во время выпечки приготовить глазурь. Яйцо вымыть тщательно с мылом под горячей водой. Отделить аккуратно белки от желтков. Взвесить белки и отмерить необходимое количество сахарной пудры.
5. Белок положить в чашу для взбивания и добавить сахарную пудру.
6. Взбить глазурь на низкой скорости миксера 10 минут. Должна получиться густая гладкая масса, так называемый «мягкий пик». Накрыть глазурь пищевой пленкой и оставить «отдыхать» на 10 мин.
7. Готовые пряники достать из жарочного шкафа, снять вместе бумагой для выпечки с противня на ровную поверхность и сразу же (пока пряник еще горячий и мягкий) накрыть прессом (в качестве пресса можно использовать любую разделочную доску толщиной 1- 2 см).
8. Через 1-2 минуты убрать пресс и пряникам дать остыть несколько минут. Затем снять пряники с бумаги для выпечки и переложить на ровную поверхность до полного остывания.
9. Подготовить необходимые цвета и глазурь и приступить к декору пряников.
10. Для окрашивания глазури переложить необходимое количество в отдельную чашку и добавить водорастворимый краситель. Перемешать до однородности. Получившаяся глазурь подходит для контурных и декоративных линий и элементов пряников.
11. Кондитерский мешок наполнить глазурью и приступить к декорированию пряников. Для склеивания пряничных деталей использовать глазурь базовой консистенции.
12.Продемонстрировать готовое изделие (фото готовых изделий в приложении 1).
2.Рекомендации по организации процесса выполнения задания:
Наставник наглядно демонстрирует процесс подготовки полуфабрикатов из пряничного теста, выпечку, сборку и оформление пряничного изделия (композицию «Зайки на полянке»).
Во время самостоятельной работы учащихся наставник обходит рабочие места, следит за организацией рабочего места, санитарией, правильным ведением технологического процесса, оказывает помощь в подготовке и приготовлении, акцентируя внимание на выполнении правильных приемов работы.
При необходимости приостанавливает работу, указывая на ошибки, в последующем объясняя причины и способы их устранения.
Контроль, оценка и рефлексия (10 мин)
1.Критерии успешного выполнения задания:
- соблюдение техники безопасности, правил санитарии и личной гигиены;
- способность проявлять творчество при изготовлении кондитерских изделий;
- умение работать по образцу;
- соблюдение технологии приготовления блюд и изготовлении кондитерских изделий.
2.Рекомендации по контролю результата, процедуре оценки
Готовое кондитерское изделие должно соответствовать образцу по:
- пряничный полуфабрикат с отделкой из глазури (фото в приложении 1);
- весу – готовое изделие должно соответствовать образцу, допускается отклонение по весу до 10 гр.;
- внешнему виду – оформление должно соответствовать образцу, допускаются отклонения в цвете (по желанию, как проявление творчества).
3.Вопросы для рефлексии:
-вызвал ли у вас интерес процесс сборки и оформления кондитерского изделия? (участникам предлагается украсить макет торта на ватмане розами, если пробы были интересными и полезными)
-что для вас было самым интересным в профессиональной пробе?
-какими навыками должен обладать повар, кондитер при оформлении кондитерских изделий?
3. Инфраструктурный лист
Наименование | Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями | Количество | На группу/ на 1 чел. |
Столы производственные | На 2 рабочих места | 8 | На группу |
Мойка кухонная | 2 | На группу | |
Жарочный шкаф | 2 | На группу | |
Противень | 8 | На группу | |
Бумага для выпечки | 1 рулон на группу | На группу | |
Весы электронные | 8 | На группу | |
Миски | 3 | На чел. | |
Ложки | 2 | На чел. | |
Мешки кондитерские | Размер М | 3 | На чел. |
Ножницы | 1 | На чел. | |
Ножи | Универсальные | 1 | На чел. |
Блендер (насадка венчик) | 7 на группу | На группу | |
Формы для вырубки (либо трафарет) | Сердечки, Цветы | 3 | На чел. |
4. Приложение и дополнения
Рис. 1 Готовая пряничная композиция «Зайки на полянке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессиональной пробы Билет в Будущее по компетенции "Поварское-дело"
Программа профессиональной пробы в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации для учащихся 6- 11 классов общеобразовательный организаций "Билет в будущее"...
Программа профессиональной пробы в рамках федерального проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Материалы программы профессиональной пробы по специальности "Ветеринария" для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» могут быть ис...
Программа профессиональной пробы по профессии "Повар" (Билет в будущее)
Программа профессиональной пробы по профессии "Повар"...
Программа профессиональной пробы В рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» Компетенция Каменщик
Участие в методических объединениях...
Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»
Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится...
Программа профессиональной пробы в рамках проекта по профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Данная работа составлялась в рамках программы профессиональной пробы для школьников. Школьники присутствовали и пробовали себя в профессии в роли фармацевта. Сначала студенты специальности «Фарм...