Рабочая программа дисциплины ОП.04 Основы патологии.
рабочая программа
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «ОП.04 Основы патологии» является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений в области анатомии и физиологии человека для успешного дальнейшего освоения профессиональных модулей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lebedeva_t.n._op.04_osnovy_patologii_rp_sd_oz.docx | 59.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Основы патологии
(индекс и наименование дисциплины) Рабочая программа дисциплины ОП. 0 Основы патологии. Специальность 34.02.01 Сестринское дело |
На базе среднего общего образования |
Форма обучения очно-заочная |
Курс 1 семестр 2 |
Год начала подготовки 2024 |
Форма промежуточной аттестации комплексный экзамен |
РАССМОТРЕНА Протокол № 11 заседания цикловой методической комиссии № 2 от «26» июня 2024 г. Председатель цикловой методической комиссии № 2 Майорова М.Е. /________________/ | Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 4 июля 2022 г. № 527, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской федерации 29 июля 2022 года (регистрационный № 69452) и учебного плана. |
ОДОБРЕНА Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «МК № 2» Протокол № 8 от «29»июня 2024 г. | |
СОГЛАСОВАНА Библиотекарь Османова Э.Д./________________/ Начальник отдела организации методической работы и контроля качества Романова Н.Г./________________/ |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 16
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «ОП.04 Основы патологии» является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело и учебного плана.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 03, ОК 04, ПК 4.1
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «ОП.04 Основы патологии» является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений в области анатомии и физиологии человека для успешного дальнейшего освоения профессиональных модулей.
В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК | Планируемые результаты | |
Умения | Знания | |
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Уметь определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека | Знать общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека. Знать структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний |
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | Знать общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека. Знать структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний |
ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Знать общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека. Знать структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний |
ПК 4.1 Проводить оценку состояния пациента | Проводит оценку состояния пациента | Знать общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека. Знать структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины
Вид учебной работы | Количество ак.час. |
Обязательная учебная нагрузка | 36 |
- теоретическое обучение | 28 |
- практические занятия | - |
Самостоятельная работа | 8 |
Промежуточная аттестация (комплексный экзамен) | - |
Рабочая программа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается индивидуально с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в ак.час. | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общая нозология | 2 | ||
Тема 1.1. Предмет и задачи патологии. Введение в нозологию | Содержание учебного материала | ОК1 ОК3 ОК 4 ПК4.1 | |
1. Определение патологии. Взаимосвязь патологии с другими медико-биологическими дисциплинами. 2. Определение здоровья. 3. Определение понятий болезни, патологического процесса, нозологии, смерти. Признаки клинической и биологической смерти. 4. Этиология, предрасполагающие факторы, патогенез, клинические проявления, принципы лечения, исход болезни или патологического процесса. 5. Периоды болезни. Определение синдрома и симптома. 6. Современные принципы классификации болезни. | 2 | ||
Раздел 2. Повреждение | 8 | ||
Тема 2.1. Дистрофии: паренхиматозные, мезенхимальные | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 3 ОК 4 ПК 4.1 |
1. Характеристика повреждения. Причины, механизмы развития, значение для организма. 2. Определение понятия дистрофии. 3. Классификация дистрофий, причины и механизмы развития, значение для организма. 4. Паренхиматозные дистрофии - белковые (диспротеинозы), жировые (липидозы), углеводные. 5. Мезенхимальные или стромально-сосудистые дистрофии (белковые, жировые, углеводные). | |||
Тема 2.2. Дистрофии смешанные, минеральные | Содержание учебного материала | 2
| ОК 1 ОК 3 ОК 4 ПК 4.1 |
1. Нарушение обмена пигментов. 2. Нарушение минерального обмена, камнеобразование. | |||
Самостоятельная работа № 1 Составление интеллект-карты «Дистрофии» | 1 | ||
Тема 2.3. Гипоксия | Содержание учебного материала | 2
| ОК 1 ОК 3 ОК 4 ПК 4.1 |
1. Характеристика понятия гипоксии. 2. Классификация гипоксий. 3. Клинические проявления гипоксических состояний и их значение для организма. 4. Влияние на организм свободных радикалов (оксидантов). Свободные радикалы как одна из причин старения организма. 5. Источники образования свободных радикалов. 6. Повреждение клеток и нарушение функции иммунной системы свободными радикалами. Понятие о перекисном окислении липидов. 7. Антиоксиданты. Их влияние на свободные радикалы. | |||
Самостоятельная работа № 2 Составление интеллект-карты «Гипоксия» | 1 | ||
Тема 2.4. Некроз | Содержание учебного материала | 2
| ОК 1 ОК 3 ОК 4 ПК 4.1 |
1. Некроз - понятие, причины развития, виды некроза, механизмы развития. 2. Исходы некроза, значение для организма. 3. Апоптоз как генетически запрограммированный процесс. | |||
Самостоятельная работа № 3 Составление кроссворда «Некроз» | 1 | ||
Раздел 3. Приспособительные и компенсаторные процессы | 2 | ||
Тема 3.1. Приспособительные и компенсаторные процессы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 3 ОК 4 ПК 4.1 |
1. Понятия «приспособление» и «компенсация». Виды компенсаторных реакций. 2. Стадии развития приспособительных и компенсаторных процессов. 3. Структурно-функциональные основы: гипертрофия и гиперплазия, атрофия, регенерация. 4. Заживление ран. 5. Метаплазия - понятие, значение для организма. | |||
Раздел 4. Нарушения кровообращения и лимфообращения | 4 | ||
Тема 4.1. Нарушения центрального и периферического кровообращения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 3 ОК 4 ПК 4.1 |
1. Нарушения центрального кровообращения: причины, механизмы, последствия. 2. Нарушения периферического кровообращения, его виды, причины, механизмы развития, клинические проявления и значение для организма. 3. Артериальная гиперемия. 4. Венозная гиперемия. Особенности развития и проявление венозной гиперемии в разных органах (легких, печени, почках). 5. Ишемия - понятие, проявления, исходы. 6. Тромбоз - характеристика, понятие, общебиологическое и индивидуальное значение. Исходы тромбоза. 7. Эмболия - понятие, виды, исходы. Тромбоэмболический синдром. | |||
Тема 4.2. Нарушения микроциркуляции и лимфообращения | Содержание учебного материала | 2
| ОК 1 ОК 3 ОК 4 ПК 4.1 |
1. Нарушение микроциркуляции, виды, причины, механизмы развития и клиническое значение. 2. Характеристика ДВС-синдрома, его клиническое значение. 3. Сладж-синдром и стаз. 4. Кровотечения и кровоизлияния - причины, клинические проявления. 5. Основные формы нарушения лимфообращения. Лимфостаз. | |||
Самостоятельная работа № 4 Составление таблицы: «Виды нарушения кровенаполнения» | 1 | ||
Раздел 5. Воспаление | 2 | ||
Тема 5.1. Характеристика воспаления | Содержание учебного материала | 2
| ОК 1 ОК 3 ОК 4 ПК 4.1 |
1. Характеристика понятия воспаления. 2. Этиология, патогенез, клинические проявления. 4. Характеристика стадий воспаления: альтерация, экссудация, пролиферация. 5. Виды воспаления. 6. Значение для организма и исход различных видов воспаления. | |||
Самостоятельная работа № 5 Составление кроссворда «Воспаление» | 1 | ||
Раздел 6. Нарушения терморегуляции | 2 | ||
Тема 6.1. Нарушения терморегуляции | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 3 ОК 4 ПК 4.1 |
1. Нейро-гуморальная регуляция постоянства температуры тела. 2. Характеристика гипертермии: этиология, патогенез, клиническое значение. 3. Характеристика гипотермии: этиология, патогенез, клиническое значение. 4. Характеристика лихорадки. Виды лихорадки, клинические проявления, причины, механизмы развития, принципы оказания помощи, значение для организма. Отличие лихорадки от гипертермии. 5. Типы температурных кривых. | |||
Раздел 7. Иммунопатологические процессы | 2 | ||
Тема 7.1. Иммунопатологические процессы | Содержание учебного материала | 2
| ОК 1-5 ОК 8, 9 ПК 1.1-1.3 ПК 2.7, 2.8 |
1. Иммунопатологические процессы - их виды, причины, клиническое значение. 2. Характеристика иммунодефицитов. Аутоиммунные заболевания. 3. Определение аллергии, классификация аллергических реакций, причины, механизмы развития. 4. Клинические проявления аллергических реакций, стадии аллергических реакций. 5. Понятие о кожной пробе и дробном методе введения лекарственных препаратов. | |||
Самостоятельная работа № 6 Составление таблицы «Иммунитет и аллергия» | 1 | ||
Раздел 8. Опухоли | 4 | ||
Тема 8.1. Общая характеристика опухолевых процессов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1 ОК 3 ОК 4 ПК 4.1 |
1. Определение опухоли, этиология опухолей, канцерогенные вещества. 2. Клеточный и тканевой атипизм, строение опухоли. 3. Виды роста опухолей. 4. Предопухолевые состояния, изменения, их сущность. 5. Доброкачественные и злокачественные опухоли: разновидности и сравнительная характеристика. 6. Метастазирование, рецидивирование опухолей. 7. Действие опухолей на организм человека. | |||
Самостоятельная работа № 7 Составление таблицы «Виды опухолей» | 1 | ||
Тема 8.2 Классификация опухолей |
| 2
| |
Раздел 9. Экстремальные состояния | 2 | ||
Тема 9.1.Экстремальные состояния | Содержание учебного материала | 2
| ОК 1 ОК 3 ОК 4 ПК 4.1 |
1. Характеристика экстремальных состояний, их виды и значение для организма. 2. Определение понятия стресса, его стадии, морфофункциональные изменения в организме при стрессе. Значение стресса для организма. 3. Характеристика коллапса. Причины, патогенез, клиническое значение. 4. Характеристика шока. Виды шока, причины. 5. Характеристика коматозных состояний.
| |||
Самостоятельная работа № 8 Составление таблицы «Виды комы» | 1 | ||
Обязательная учебная нагрузка | 36 | ||
Теоретические занятия | 28 | ||
Самостоятельная работа | 8 | ||
Промежуточная аттестация (комплексный экзамен) | - |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению программы дисциплины
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены специальные помещения:
Кабинет «Анатомии и физиологии человека с основами патологии», оснащённый оборудованием:
- Рабочее место преподавателя;
- Посадочные места по количеству обучающихся;
- Доска классная;
- стенд информационный;
- учебно-наглядные пособия: плакаты, фотографии, рентгеновские фотоснимки, схемы, таблицы, макропрепараты, микропрепараты.
Технические средства обучения, необходимые для реализации программы:
- мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
- Митрофаненко, В. П. Основы патологии: учебник / В. П. Митрофаненко, И. В. Алабин. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 272 с.
3.2.2. Основные электронные издания
- Митрофаненко, В. П. Основы патологии: учебник / В. П. Митрофаненко, И. В. Алабин. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 272 с. : ил. - 272 с. - ISBN 978-5-9704-6056-6. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. - URL :https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970460566.html - Режим доступа : по подписке.
Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
3.2.4. Дополнительные источники
3.2.4.1. Пауков В.С. Патологическая анатомия и патологическая физиология : учебник по дисциплине «Патологическая анатомия и патологическая физиология» для студентов учреждений средн. проф. образования / В.С. Пауков, П.Ф. Литвицкий. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 256 с.
- Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник /В.С. Пауков, П.Ф.Литвицкий/ – М.: издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2019. – 256 с.
- Ремизов И.В. Основы патологии: учебник для сред. проф. обр. / И.В. Ремизов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. - 365 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: - строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой; - закономерности и результат влияния мероприятий по укреплению здоровья человека на его организм; - анатомическая терминология, строение и топография органов человека. | - развернутость ответа на поставленные вопросы, владение медицинской и анатомической терминологией, логичность, последовательность ответа. | Текущий контроль по каждой теме:
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена комплексного. Экзамен включает в себя контроль усвоения теоретического материала; контроль усвоения знаний:
|
Умения: - применение знаний о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи; - нахождение информации о топографии органов и систем в различных источниках, в т.ч. сети Internet; - проведение мероприятий по сохранения и укреплению здоровья человека с учетом знаний о физиологии процессов, проходимых в его организме; - предоставление информации о строении органов и их топографии в доступном для пациента виде; - применение знаний анатомии и физиологии человека при осуществлении лечебно-диагностических мероприятий; - применение знаний анатомии и физиологии человека при введении лекарственных средств; - применение знаний анатомии и физиологии человека при проведении реабилитационных мероприятий; - применение знаний анатомии и физиологии человека при оказании паллиативной помощи; - применение знаний анатомии и физиологии человека при оказании неотложной помощи в различных ситуациях. | - полнота и полноценность действий при демонстрации умений, степень ориентации в топографии различных органов и систем. |
4.2. Текущий контроль успеваемости
К формам текущего контроля относятся: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), письменная работа, задача (практическое задание), интерактивные тренажеры, собеседование, тест, деловая и/или ролевая игра, учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.), коллоквиум, контрольная работа, круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, портфолио, рабочая тетрадь, разноуровневые задачи и задания, реферат, доклад, сообщение и другие формы текущего контроля.
Примеры форм текущего контроля и краткая характеристика оценочных средств представлены в Приложении 1.
4.3. Промежуточная аттестация
Форма промежуточной аттестации: комплексный экзамен во 2 семестре. Способ проведения комплексного экзамена: комбинированный - устный и письменный по вопросам и заданиям билета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных
Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных для группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование...
Рабочая программа дисциплины ОП 03. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО среднего профессионального образования п программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по професии 3 5.01....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «Основы материаловедения» Профессия: 08.01.08. Мастер отделочных строительных работ
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии:08.01.08.Мастер отделочных строительных работ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 «ОСНОВЫ ПРАВА» Профессия: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Профессия: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин...
Рабочая программа дисциплины ОП.12 Основы логистики
Пояснительная записка учебной дисциплиныОсновы логистики Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды уч...