Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных
рабочая программа на тему
Рабочая программа дисциплины ОП.07 Основы проектирования баз данных для группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op07_osnovy_proektirovaniya_baz_dannyh_2013.odt | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа учебной дисциплины
оп.07 основы проектирования баз данных
по специальности
230401 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (по отраслям)
(базовой подготовки)
2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230401 Информационные системы (по отраслям).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский радиотехнический колледж»
Разработчик: Гутянская Елена Михайловна, преподаватель.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижегородский радиотехнический колледж».
Заключение Экспертного совета № 1 от 30 августа 2013 года
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 12 |
| 14 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям) (базовой подготовки)
Программа учебной дисциплины может быть использована в общепрофессиональной подготовке, в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки работников сферы информационных технологий, в профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, 14995 Наладчик технологического оборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проектировать реляционную базу данных;
- использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы теории баз данных;
- модели данных;
- особенности реляционной модели и проектирования баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;
- основы реляционной алгебры;
- принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
- средства проектирования структур баз данных;
- язык запросов SQL.
В результате освоения учебной дисциплины техник по информационным системам должен обладать профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы. |
ПК 1.2. | Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. |
ПК 1.3. | Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения. |
ПК 1.7. | Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ. |
ПК 1.9. | Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 | |
в том числе: | ||
теоретическое обучение | 32 | |
лабораторные занятия | 30 | |
практические занятия | 10 | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 | |
в том числе: | ||
выполнение индивидуальных заданий по темам | 32 | |
подготовка сообщений | 4 | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. | Введение в базы данных. | 3 | 1 | ||
Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Общая характеристика основных понятий. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений. Примерная тематика сообщений: Примеры систем, основанных на инвертированных списках. Примеры иерархических систем. Примеры сетевых баз данных. | 1 | ||||
Раздел 2. | Теоретические основы реляционных баз данных | 27 | |||
Тема 2.1 Теоретические основы реляционных баз данных | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Базовые понятия реляционных баз данных. Тип данных. Домен. Схема отношения, схема базы данных. Кортеж, отношение. Фундаментальные свойства отношений. Отсутствие кортежей-дубликатов. Отсутствие упорядоченности кортежей. Отсутствие упорядоченности атрибутов. Атомарность значений атрибутов. Реляционная модель данных. Общая характеристика. Целостность сущности и ссылок | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||
Тема 2.2 Проектирование реляционных баз данных | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Проектирование реляционных баз данных с использованием нормализации. Первая нормальная форма. Вторая нормальная форма. | 2 | |||
2 | Третья нормальная форма. Нормальная форма Бойса-Кодда. Четвертая нормальная форма. Пятая нормальная форма. | 3 | |||
Лабораторные работы: | 2 | ||||
1 | Построение ER-модели. | ||||
Практическое занятие: | 4 | ||||
1 | Приведение отношения к третьей нормальной форме. | ||||
2 | Решение задач на семантическое моделирование данных. Построение ER–диаграммы. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | ||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||
Раздел 3. | Язык структурированных запросов SQL | 78 | |||
Тема 3.1. История SQL, стандарты и их поддержка в различных СУБД. Статический и динамический SQL. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | История развития языка SQL. Основные стандарты языка (ANSI/SQL, SQL92, SQL2). Уровни поддержки SQL в коммерческих СУБД. Статический и динамический SQL: принципы, различия, области применения. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
1 | Подготовка сообщений. Примерная тематика сообщений:
| ||||||
Тема 3.2. Выборка данных. | Содержание учебного материала | 8 | |||||
1 | Выборка данных из таблиц. Условия отбора, группировка. Создание псевдонимов отношений и атрибутов. | 3 | |||||
2 | Сортировка результатов запроса. Дополнительные условия отбора групп. | ||||||
3 | Виды соединения таблиц. | ||||||
4 | Кванторы выбора. Вложенные запросы. | ||||||
Лабораторные работы: | 12 | ||||||
1 | Выборка с использованием условий отбора. | ||||||
2 | Выборка с использованием условий отбора групп. | ||||||
3 | Соединение таблиц. | ||||||
4 | Выборка с использованием кванторов. | ||||||
5 | Выборка данных с использованием вложенных запросов. | ||||||
Практические занятия: | |||||||
1 | Решение задач по теме «Особенности написания вложенных запросов». | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 10 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.3. Создание таблиц и индексов. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Типы данных в СУБД MySQL. Создание таблиц. Ограничения. Индексы. Поддержка целостности базы данных. | 3 | |||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||
1 | Создание таблиц и индексов. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.4. Изменение и удаление таблиц и индексов. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Лабораторные работы: | 4 | ||||||
1 | Изменение и удаление таблиц и индексов. | ||||||
2 | Изменение структуры таблиц. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.5. Добавление, обновление и удаление записей из таблиц. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Добавление новых записей. Обновление и удаление. | 3 | |||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||
1 | Добавление, обновление и удаление записей. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.6. Транзакции. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Транзакции. Роль транзакций в поддержке целостности данных. | 3 | |||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||
1 | Управление транзакциями. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.7. Триггеры | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Создание и применение триггеров. | 3 | ||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||
1 | Создание триггеров. | ||||||
Практические занятия: | 2 | ||||||
1 | Решение задач по триггерам. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.8. Хранимые процедуры. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Хранимые процедуры. Циклы в хранимых процедурах. | 3 | ||||||
Лабораторные работы: | 4 | ||||||
1 | Написание хранимых. | ||||||
2 | Написание хранимых. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 3 | ||||||
1 | Выполнение индивидуальных заданий по теме. | ||||||
Тема 3.8. Роли и пользователи. | 1 | Роли и пользователи. Привилегии доступа к базе данных. | 4 | ||||
2 | Создание резервной копии и восстановление данных. | ||||||
Лабораторные работы: | 2 | ||||||
1 | Создание пользователей базы данных, выдача привилегий. | ||||||
Всего: | 108 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета программирования и баз данных; лабораторий информационных систем.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением (ОС Windows и/или Linux, серверная СУБД MySQL или Oracle, интернет браузер) и выходом в сеть Интернет;
- электронный курс по дисциплине «Основы проектирования баз данных»;
- стандартные программы и системные утилиты: текстовый редактор, калькулятор, терминал, архиватор;
- офисные программы: текстовый процессор, табличный процессор, программы создания презентаций, программа для работы с электронной почтой;
- система управления базами данных (серверная СУБД MySQL или Oracle);
- современные антивирусные программные продукты.
- плакаты с моделями баз данных.
Технические средства обучения:
- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- система управления обучением — lms (Learning Management System), например модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment);
- гипертекстовая среда (обычно веб-сайт) для сбора и структурирования письменных сведений — вики (wiki);
- автоматизированная система тестирования;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет;
- электронный курс по дисциплине «Основы проектирования баз данных»;
- стандартные программы и системные утилиты: текстовый редактор, калькулятор, терминал, архиватор;
- SQL – сервер (MySQL или Oracle 11g);
- система управления обучением — lms (Learning Management System), например модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда moodle;
- система тестирования.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Голицына О.Л. Базы данных. М.: Форум, Сер: Профессиональное образование. 2009. -399 с.
- Полякова Л.Н. Основы SQL. - Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 224с.
- Хомоненко А. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. -736с.
Интернет-ресурсы:
- www.mysql.ru
- www.sql.ru
Дополнительные источники:
- Кузнецов С.Д. Основы баз данных - Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2005. - 488с.
- Марков А.С. Базы данных. Введение в теорию и методологию. —М.: Финансы и статистика, 2006. – 512с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Умения: | ||
проектировать реляционную базу данных | Защита отчёта по лабораторной работе «Построение ER-модели для заданной предметной области» Защита отчета по практическому занятию «Приведение отношения к третьей нормальной форме» | |
использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных | Защита отчетов по лабораторным работам раздела 3 «Язык структурированных запросов SQL» | |
Знания: | ||
основы теории баз данных; | Тестирование по теме 2.1 «Общие понятия реляционного подхода к организации баз данных» | |
модели данных; | Тестирование по темам раздела 1 | |
особенности реляционной модели и проектирования баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании; | Тестирование по теме «Проектирование реляционных баз данных» | |
основы реляционной алгебры; | Тестирование по теме 2.2 «Базовые средства манипулирования реляционными данными» | |
принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных; | Тестирование по теме 2.3 «Проектирование реляционных баз данных» | |
средства проектирования структур баз данных; | ||
язык запросов SQL | Тестирование по темам раздела 3 «Язык структурированных запросов SQL» | |
Результаты обучения (освоенные ПК, ОК) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
ПК.1.1 Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении лабораторно-практических работ | |
ПК 1.2 Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении лабораторно-практических работ | |
ПК 1.3 Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении лабораторно-практических работ | |
ПК 1.7 Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении лабораторно-практических работ | |
ПК 1.9 Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении лабораторно-практических работ | |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Наблюдение за деятельностью и поведением обучающегося в ходе освоения образовательной программы | |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Экспертная оценка решения ситуационных задач | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности выбора информации для выполнения профессиональных задач | |
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Анализ полноты, качества, достоверности, логичности изложения найденной информации | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Наблюдение и экспертная оценка коммуникабельности | |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Наблюдение за деятельностью и поведением обучающегося в ходе освоения образовательной программы | |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Наблюдение за деятельностью и поведением обучающегося в ходе освоения образовательной программы | |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Наблюдение за деятельностью и поведением обучающегося в ходе освоения образовательной программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование...
Рабочая программа дисциплины ОП 03. Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО среднего профессионального образования п программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по професии 3 5.01....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «Основы материаловедения» Профессия: 08.01.08. Мастер отделочных строительных работ
Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии:08.01.08.Мастер отделочных строительных работ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 «ОСНОВЫ ПРАВА» Профессия: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Профессия: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин...
Рабочая программа по ОП 08 Основы проектирования баз данных
Рабочая программа по ОП 08 Основы проектирования баз данных...
Рабочая программа по дисциплине ОП 08. Основы проектирования баз данных
Рабочая программа по дисциплине ОП 08 Основы проектирования баз данных. Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...