Методическая разработка практического занятия
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_prakticheskomu_zanyatiyu_po_farmakologii.docx | 90.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №1»
(ГБПОУ ДЗМ «МК№1»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ОП.07 ФАРМАКОЛОГИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 34.02.01.
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
ТЕМА: ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. АНТИБИОТИКИ
Рассмотрена на заседании ЦМК
____________________________
Протокол №__ от «_»_______2022 Председатель ЦМК
___________________/_________
Составитель: Комагоркина Н.В. преподаватель
фармакологии ГБПОУ ДЗМ «МК№1»
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 8
Эталон ответов на вопросы блиц – опроса 11
Задание1: выполнить карту-задание по характеристике антибиотика 12
«Химиотерапевтические средства. Антибиотики» 18
Критерии выставления оценок за тест 20
Принципы классификации антибиотиков 23
Памятка по лечению антибиотиками 28
Пояснительная записка
На практическом занятии изучается материал, имеющий большое значение для рационального применения антибиотиков - препаратов, применяемых при различного рода инфекционных заболеваниях.
Инфекции являются одной из наиболее сложных проблем для медицинских служб во всех странах мира. Нерациональное применение этой группы препаратов приводит к резистентности микроорганизмов и, как следствие, к неэффективности лечебных мероприятий.
Отбор и конструирование содержания создают условия для того, чтобы к концу занятия студенты владели не только суммой определенных знаний по характеристике антибиотиков, но и овладели рядом умений, которые способствуют формированию необходимых общих и профессиональных компетенций.
Данная методическая разработка составлена для проведения практического занятия со студентами, обучающимися на 2 м курсе специальности «Сестринское дело» ОП.07 «Фармакология».
ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Дисциплина входит в профессиональный цикл и является частью учебного цикла общепрофессиональных дисциплин, направлена на формирование ОК и ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
уметь:
- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
- применять лекарственные средства по назначению врача;
- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств;
знать:
- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;
- побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;
- правила заполнения рецептурных бланков.
ОБОСНОВАНИЕ
Применение антибиотиков остается одним из наиболее часто рекомендуемых методов лечения большого количества заболеваний. В то же время, остаются актуальными проблемы недостаточной эффективности и безопасности даже современных лекарственных средств.
За последние десятилетие осложнения стали настоящим бичом нашей антибиотикотерапии. В результате неграмотной терапии мы получили население планеты с лекарственно устойчивыми штаммами микробов.
Данное методическое пособие позволяет студентам усвоить основные положения темы, оперировать медицинскими терминами, сформулировать «клинический образ мышления». В то же время, она формирует у студентов умение давать грамотные рекомендации по применению антибиотиков при наиболее распространенных заболеваниях бактериальной этиологии. Это является залогом высокой эффективности и безопасности медикаментозного лечения. С целью организации общения и взаимодействия студентов при выполнении заданий организована работа четырех малых групп. Объединение «сильных» и «слабых» студентов дает возможность взаимного обучения, снижает уровень тревожности перед ответом. Выполнение предложенных заданий создает условия для формирования умения принятия решения в нестандартных ситуациях, умения пользоваться справочной литературой, рассчитывать дозу препарата при парентеральном введении. В связи с этим, при обучении среднего медицинского персонала особое внимание должно быть уделено формированию лекарственной грамотности будущих специалистов.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
1. Образовательная цель:
- Закрепить теоретические знания по теме занятия;
- Выработать умение ориентироваться в номенклатуре, составе ЛС;
- Закрепить представление о показаниях к применению; побочных эффектах некоторых групп антибиотиков;
- Дать представление о принципах рационального применения противомикробных средств;
- Научить студентов применять препараты по назначению врача,
- Давать грамотные рекомендации по правилам приема.
2. Воспитательная цель:
- формировать нравственные понятия (долг, честь, достоинство);
- привить чувство ответственности за выполнение назначений врача;
- привить чувство ответственности за жизнь и здоровье пациента;
- воспитать чувство сострадания к пациентам;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитать добросовестное отношение к требованиям преподавателя.
3. Развивающая цель:
- развитие умения и навыков;
- развитие логического и аналитического мышления;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие познавательной активности.
Тип занятия:
Практическое занятие.
Продолжительность занятия:
90 минут.
Оснащение занятия:
Материально-техническое:
Компьютер, проектор, доска, мел
Методическое:
- Вопросы-задания для студентов
- Упаковки лекарственных препаратов
- Раздаточный материал (ситуационные задачи, карта-задание, формы выпуска антибиотиков, рецептурные бланки).
Межпредметные связи:
- анатомия и физиология человека
- микробиология
- латинский язык
- здоровый человек и его окружение
- теория и практика сестринского дела
- технология оказания медицинских услуг
Внутрипредметные связи:
- фармакокинетика и фармакодинамика лекарств
- виды лекарственных форм
- правила выписывания рецептов
Студент должен знать:
- лекарственные формы, введения лекарств; виды их действия и взаимодействия;
- основные группы антибиотиков и их показания к применению;
- нежелательные лекарственные реакции, виды реакций и осложнения лекарственной терапии.
Студент должен уметь:
- давать грамотные рекомендации по применению лекарственных средств в соответствии с клиническим диагнозом, с учетом их фармакокинетики, фармакодинамики, индивидуальной чувствительности, сопутствующих заболеваний, функционального состояния организма;
- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- уметь оказывать доврачебную помощь при ярко выраженном побочном действии препарата.
ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
№ | Этап занятия | Время (минут) | Действия преподавателя | Действия обучающихся | Обоснование методических приемов |
1. | Организационный момент. | 5 |
отсутствующих.
|
|
|
2. | Видеоролик | 5 | Предлагает посмотреть видеоролик | Смотрят видеролик | Формирует интерес к данному занятию |
3. | Реализация самостоятельной работы студентов. | 10 | Предлагает студентам продемонстрировать выполнение творческой работы | Выступление студентов об истории открытия антибиотиков | Формирует интерес к учебной деятельности к предмету. |
2. | Контроль знаний: Блиц-опрос. | 15 |
(приложение№1) |
|
|
3. | Практическая часть. | 50 | 1.Заполнение карты-задания Объясняет, как заполнить карту-задание. Предлагает студентам описать данную группу антибиотиков 2.Проводит решение ситуационных задач 3.Выписка рецептов. 4. Контролирует самостоятельную работу студентов |
3.Выписывают рецепты, пользуясь справочной литературой. знания. | 1.Развивает логическое мышление . 2.Развивает логическое мышление. 3.Формирует умение выписывать рецепты |
4. | Заключение: подведение итогов занятия, домашнее задание. | 5 |
| 1.Задают вопросы и слушают пояснения. 2.Обращают внимание на объяснения преподавателя. 3.Записывают домашнее задание. | 1.Выявление сложных моментов при усвоении нового материала. 2.Закрепление пройденного материала. |
Приложение №1
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Блиц-опрос по теме: «Химиотерапевтические средства. Антибиотики».
- Что такое «антибиотики»?
- Охарактеризуйте механизм действия антибиотиков.
- Препараты антибиотиков применяют при…
- Для лечения ангины применяют…
- Что означает резистентность микробов к антибиотикам?...
- Препарат, который вызывает гибель бактерий, оказывает … действие
- В начале заболевания выбирают препарат … спектра действия
- Что означает бактериостатическое действие антибиотика?...
- Предпочтительный путь введения при тяжелых инфекциях…
- Эффективность терапии оценивается на … день лечения.
- Бактерицидные антибиотики применяют при…
- При отсутствии эффекта препарат можно …
- При лечении смешанной инфекции используют антибиотики …спектра действия
- При легких инфекциях предпочтителен… путь введения.
- Резервные антибиотики назначают только в случае … к основному антибиотику.
Эталон ответов на вопросы блиц – опроса
- Дать определение антибиотикам
Вещества микробного, растительного происхождения или их синтетические аналоги, способные избирательно убивать бактерии или останавливать их рост
2. Охарактеризуйте механизм действия антибиотиков.
Это клеточные яды, которые могут:
Нарушать синтез микробной стенки; нарушать синтез белка микробной клетки на уровне рибосом; нарушать синтез нуклеиновых кислот микробной клетки
3. Препараты антибиотиков применяют при…(бактериальной инфекции)
4. Для лечения ангины применяют…(препараты пенициллины, цефалоспорины, азалиды)
Что означает резистентность микробов к антибиотикам?
5. Резистентность – устойчивость микробов к антибиотикам
6. Препарат, который вызывает гибель бактерий, оказывает … (бактерицидное) действие
7. В начале заболевания выбирают препарат …(узкого)спектра действия.
Что означает бактериостатическое действие антибиотика?
8. От латинского слова statim – приостанавливаю. Это антибиотики, приостанавливающие рост и размножение микробной клетки.
9. Предпочтительный путь введения при тяжелых инфекциях… (парентеральный).
10. Эффективность терапии оценивается на … (2-3 день) день лечения.
11. Бактерицидные антибиотики применяют при… (крайне тяжелых инфекциях, у ослабленных больных и новорожденных детей).
- При отсутствии эффекта препарат… (можно сменить на новый или редко назначаемый)
13. При лечении смешанной инфекции используют антибиотики… (широкого) спектра действия.
14. При легких инфекциях предпочтителен… (энтеральный) путь введения.
15.Резервные антибиотики назначают только в случае … (устойчивости) косновному антибиотику.
Приложение № 2
Задание1: выполнить карту-задание по характеристике антибиотика
Карта-задание: характеристика антибиотика
- Группа антибиотика.
- Препараты, входящие в эту группу.
- Механизм действия группы.
- Характер действия группы.
- Спектр действия группы.
- Показания к применению.
- Побочные действия.
- Пути введения.
- Частотный отрезок, входящий в название препарата.
- Перечень карточек с названиями антибиотиков:
Бензилпенициллина натриевая соль;
Кларитромицин;
Доксициклин.
Эталон ответа бензилпенициллина натриевая соль:
- Группа антибиотика:
Природные пенициллины
- Препараты, входящие в эту группу: бициллин 1,3,5, феноксиметилпенициллин, бензилпенициллина калиевая соль, бензилпенициллина новокаиновая соль.
- Механизм действия: нарушают синтез клеточной стенки
- Характер действия группы: Бактерицидное действие
- Спектр действия группы: узкого спектра действия
- Показания к применению: заболевания верхних дыхательных путей, сифилис, менингит, раневые инфекции.
- Побочные действия: Аллергические реакции, нефротоксичность, дисбактериоз, флебиты, кандидоз, суперинфекция.
- Пути введения: в/м
- Частотный отрезок: Penicillin – антибиотик
Эталон ответа кларитромицин:
- Группа антибиотика:
Макролиды - Препараты, входящие в эту группу: эритромицин, олеандомицин, кларитромицин, азитромицин, рокситромицин, рулид.
- Механизм действия: нарушение синтеза белка на уровне рибосом.
- Характер действия группы: обладают бактериостатическим, бактерицидным эффектом в зависимости от концентрации, дозы.
- Спектр действия группы: Широкий спектр действия.
- Показания к применению:инфекцииверхних и нижних дыхательных путей, инфекции мягких тканей, инфекции мочевыводящих путей, сифилис, гонорея. ЯБЖ, вызванная хеликобактером.
- Побочные действия: аллергические реакции, диспепсические явления.
- Пути введения: Энтерально, в/в.
- Частотный отрезок: mycin – антибиотик.
Эталон ответа доксициклин:
- Группа антибиотика:
тетрациклины - Препараты, входящие в эту группу: тетрациклина гидрохлорид,
- доксициклин, метациклин, юнидокс солютаб.
- Механизм действия: угнетают синтез белков на уровне рибосом.
- Характер действия группы: бактериостатический.
- Спектр действия: широкий спектр действия.
- Показания к применению: инфекции органов дыхания и ЛОР органов, инфекции ЖКТ, гнойные инфекции кожи и мягких тканей, инфекции органов мочеполовой систремы, сыпной тиф, бруцеллёз, хламидиоз.
- Побочные действия: тошнота, рвота, стоматит, глоссит, аллергические реакции, дисбактериоз, кандидоз.
- Пути введения: перорально, в/в капельно, энтерально.
Приложение №3
Задание №2.
Решите ситуационную задачу1
Женщина болеет четвертый день. Жалобы: температура, головная боль, слабость, боль в горле при глотании. При осмотре наблюдается отечность, гиперемия миндалин. Лечилась самостоятельно: парацетамол внутрь, полоскание горла раствором фурациллина. Эффекта от получаемой терапии не отмечается. Врач назначил антибактериальную терапию.
- Показано ли применение антибиотика в данном случае?
- Предложите препараты, в применении которых нуждается пациентка.
- Обоснуйте схему лечения.
. Решите ситуационную задачу2
Больному с острым гнойным отитом были назначены внутримышечно инъекции ампициллина по 0,25г 2 раза в сутки. Наступившее после первых инъекций улучшение оказалось кратковременным. На 4 сутки лечения повысилась температура и усилилась болезненность.
- Какова причина ухудшения состояния?
- Какие препараты из группы антибиотиков можно использовать в качестве заменителя в данной ситуации?
. Решите ситуационную задачу3
Больная перенесла гнойную ангину, для лечения которой врачом назначено курсовое лечение бензилпенициллином. После нескольких инъекций у больной появились высыпания на теле, зуд, поднялась температура. Это осложнение не было зафиксировано в медицинских документах. Через некоторое время больная заболела бронхитом, для лечения которой врач вновь назначил курс пенициллинотерапии. Неожиданно после первой инъекции у больной появились приступы удушья, резко снизилось артериальное давление, она побледнела и потеряла сознание.
- Какова причина осложнений?
- Ваши действия в данной неотложной ситуации?
- Какую оценку профессиональной деятельности медицинских работников можно дать?
- Каким средством следует продолжить лечение?
Эталоны ответов
Задача №1
1. Т.к. заболевание длится несколько дней и эффекта от получаемой терапии не наблюдается, рационально включить в схему лечения антибактериальные препараты.
2.Амоксициллин внутрь по 0,5г 3 раза в сутки+ жаропонижающие средства+аэрозоль биопарокс как местное противомикробное средство
3.Из антибактериальных средств предложен амоксициллин т.к. к этому препарату чувствительны возбудители фарингита. Добавлена местная и симптоматическая терапия. Назначение бактерийных препаратов н обязательно, назначение витаминов возможно, но в период долечивания
Задача №2 .Возникла устойчивость к препарату в результате неправильно подобранной дозы (недостаточной). Лечение можно продолжить препаратами группы цефалоспоринов.
Задача № 3. У больной развился анафилактический шок- частое побочное действие пенициллинов. Он развился при повторном введении пенициллина, к которому организм был уже сенсибилизирован.
Медицинские работники допустили преступную халатность, т.к первые признаки аллергической реакции на пенициллин не были отмечены в медицинской документации.
Неотложная помощь при анафилактическом шоке
1. Прекратить введение лекарства
2. Уложить больного на бок
3. Для повышения АД ввести адреналин 1мл
4. Для купирования аллергической реакции внутримышечно ввести 2-4мл супрастина или димедрола и 2 мл преднизолона (гидрокортизона)
5. Место инъекции обколоть раствором адреналина (1 мл), разведенного в 10 мл физраствора.
Задание№3 Выписать рецепт
1.Выписать рецепт на антибиотик из группы пенициллина для лечения пневмонии
2.Выписать 20 капсул Цефалексина (Cefalexinum 0,25). Назначить принимать по 1 капсуле 3 раза в день.
Эталон ответа:
1. Rp.:Ampicillini-natrii 0,5
D.t.d. №20
S. Растворить содержимое флакона в2 мл стерильной воды для инъекций, вводить внутримышечно по 0,5 г. 4 раза в сутки.
2. Rp.: Сefalexini 0,25
D.t.d. №20 in caps.
S. По 1 капсуле 3 раза в день.
Приложение № 4
Задание №4
Тестовое задание по теме:
«Химиотерапевтические средства. Антибиотики»
Инструкция:выберите один правильный ответ
Вариант 1
1. Бактериостатическим действием обладает:
1.тетрациклин
2.бисептол
3.цефтриоксон
4.пенициллин
2.При пневмококковой пневмонии эффективен:
1.эритромицин
2.левомицетин
3.пенициллин
4.тетрациклин
3.Для профилактики ревматизма используют:
1.бициллин-5
2.гентамицин
3.амоксициллин
4.рулид
4.При беременности противопоказано применение:
1.бензилпенициллина
2.джозимицина
3.клафорана
4.тетрациклина
5.Назовите группу антибиотиков с наименьшим числом нежелательных реакций.
1.пенициллины
2.тетрациклины
3.макролиды
4.аминогликозиды
6.Пенициллин длительного действия для лечения сифилиса:
1.оксациллин
2.цефазолин
3.бициллин-3
4.амоксициллин
7.Ототоксический эффект вызывает:
1.бензилпенициллин
2.гентамицин
3.цефалотин
4.азитромицин
8.Бициллины перед употреблением разводятся:
1.0,5% р-ром новокаина
2. водой для инъекций
3.5% р-ром глюкозы
4.2% р-ром новокаина
9.Характерные особенности полусинтетических пенициллинов:
1.они узкого спектра действия
2.токсичны
3.они широкого спектра действия
4.имеют бактериостатический тип действия
10.Препарат группы азалидов-макролидов:
1. левомицетин
2.бициллин-5
3.гентамицин
4.кларитромицин
Тестовое задание по теме:
«Химиотерапевтические средства. Антибиотики»
Инструкция: выберите один правильный ответ
Вариант 2
1.Антибиотик выбора для лечения кишечной инфекции:
1.ампициллин
2.стрептомицин
3.левомицетин
4.цефазолин
2.Для разведения антибиотиков используют новокаин в концентрации:
1.0,5%
2. 1%
3.2%
4.5%
3.Применение пенициллина может осложниться:
1.головной болью
2.анафилактическим шоком
3.привыканием
4.спазмом бронхов
4.Клафоран относится к:
1.пенициллинам
2.макролидам
3.цефалоспоринам
4аминогликозидам
5.Профилактически антибиотики можно назначать при:
1.пневмонии
2.гриппе
3.ангине
4.ревматизме
6.К пролонгированным пенициллинам относят:
1. бициллин - 1
2.ампициллин
3.бензилпенициллин
4.азитромицин
7.Антибиотики применяются:
1.при вирусных инфекциях
2.при бактериальных инфекциях
3.при микозах
4.при гельмитозах
8.Цефалоспорины используют:
1.при вирусных инфекциях
2.при тяжелых бактериальных инфекциях
3.при инфекциях легкой степени тяжести
9. Антибиотики узкого спектра действия, это препараты:
1. бактерицидного действия
2. бактериостатического действия
3. действующие на определенные виды бактерий
4. действующие на большое количество бактерий
10.Антибиотик для лечения ангины:
1. тетрациклин
2.бисептол
3. амоксиклав
4.фурадонин
Эталон ответов
Вариант №1. | Вариант № 2. | ||
1 | 1 | 1 | 3 |
2 | 3 | 2 | 1 |
3 | 1 | 3 | 2 |
4 | 4 | 4 | 3 |
5 | 3 | 5 | 4 |
6 | 3 | 6 | 1 |
7 | 2 | 7 | 2 |
8 | 2 | 8 | 2 |
9 | 3 | 9 | 3 |
10 | 4 | 10 | 3 |
Критерии выставления оценок за тест
10, 9 правильных ответов оценка «5»,
7, 8 правильных ответов – оценка «4»,
5,6 правильных ответов – оценка «3»,
Меньше пяти правильных ответов – оценка «2».
Приложение №6
Информационный блок
Противомикробные средства употребляются для профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Они бывают: А) антисептические и дезинфицирующие, Б) химиотерапевтические. Химиотерапевтические средства применяют для борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями человека. Их действие на организм человека отличается большей избирательностью и меньшей токсичностью. При бактериостатическом действии микроорганизмы сохраняют жизнеспособность, однако их размножение прекращается или резко замедляется. Бактерицидное действие вызывает гибель бактерий. Механизм их действия различен: одни вызывают денатурацию белков микробной клетки, другие тормозят построение их оболочки, третьи - угнетают функции РНК, ДНК. При лечении инфекции рационально одновременно с противомикробными препаратами применять лекарственные средства, повышающие сопротивляемость организма.
Фармакотерапия антибиотиками считается этиотропной, так как направлена непосредственно на устранение причины, вызывающей заболевание, а именно, микробной инфекции. Антибиотики можно отнести к особой группе препаратов, обладающих избирательной токсичностью к патогенным для человека микроорганизмам, при этом в терапевтических концентрациях, не оказывающих повреждающего действия на организм человека.
Принципы противомикробной терапии
- 1.Диагноз должен быть точным, для того, чтобы установить очаг инфекции, возбудителя и его чувствительность.
- Лечение нужно начинать как можно раньше и подобрать оптимальную дозу и путь введения.
- Начальная доза должна быть максимальной, чтобы не давать микроорганизмам адаптироваться. Начальная доза должна быть в 3-4 раза больше минимальной терапевтической концентрации. Недостаточные дозы могут спровоцировать устойчивость микроорганизмов.
- При отсутствии эффекта через 2-3 суток можно сменить препарат на новый или редко назначаемый.
- В начале заболевания выбирают специфичный препарат узкого спектра действия. Если инфекция смешанная - используют антибиотик широкого спектра действия или комбинацию антибиотиков.
- Необходимо учитывать способность того или иного антибиотика проникать в пораженные органы. Для этого определяют путь введения лекарства:
- -легкие инфекции - дозы средние, путь введения – перорально
- - тяжелые инфекции - внутривенный, внутримышечный путь введения
- - угрожающие инфекции - препарат вводят внутривенно в максимальных дозах
- Следует учитывать, что основным органом выведения противомикробных средств из организма являются почки, поэтому необходима коррекция дозы препарата у больных с заболеванием почек
- При выборе антибиотика учитывают и тяжесть инфекционного процесса:
- А) БАКТЕРИЦИДНЫЕ антибиотики (пенициллины, цефалоспорины) применяют при тяжелых инфекциях, при лечении ослабленных больных, новорожденных детей и людей пожилого возраста. Эффект в этом случае наступает на 2 день лечения ,а сам курс терапии занимает 7 дней.
- Б) БАКТЕРИОСТАТИЧЕСКИЕ антибиотики (макролиды, тетрациклины) используют для лечения средне – тяжелых инфекций. Их действие развивается на 2-4 день, а сам курс лечения-до исчезновения симптоматики.
- В тех случаях, когда смешанную инфекцию одним препаратом подавить не удается, используют комбинацию препаратов (2-3-х), но сочетать бактерицидный и бактериостатический эффект не рекомендуется.
- При необходимости одновременного введения больному 2-х антибиотиков их следует вводить разными путями.
- Профилактическое назначение антибиотиков допускается при ревматизме, бактериальном эндокардите, иммунодефицитных состояниях, малых оперативных вмешательствах, частоповторяющихся инфекциях мочевыводящих путей.
- Основным критерием для завершения противомикробной терапии служит клиническое выздоровление или улучшение состояния.
Принципы классификации антибиотиков
Основные группы антибиотиков
Бета-лактамные антибиотики
А. Пенициллины
Натуральные(природные)пенициллины | Полусинтетические | |
Бензилпенициллин, бициллины | Ампициллин, амоксициллин карбенициллин, амоксиклав (комбинированный, «защищенный» препарат) | |
Характеристика группы | ||
|
| |
Показания к применению:
Бициллины-1 раз в 3 дня- 3 недели- при лечении хронических заболеваний: ревматизм,сифилис, гонорея. | ||
Рациональная комбинация: аминогликозиды, цефалоспорины, монобактамы Нерациональная комбинация: макролиды, тетрациклин, левомицетин | ||
Побочные действия:
|
Б. Цефалоспорины (около 60 препаратов)
Классификация | |||
1 поколение | 2поколение | 3поколение | 4 поколение |
Цефазолин(кефзол) Цефалотин Цефалексин | Цефуроксим (кетоцеф) Цефметазол цефаклор | Цефатоксим Цефтриаксон цефексим | Кейтен Цефепин максипин |
Характеристика группы |
|
Показания к применению:
|
Рациональная комбинация: пенициллины Нерациональная комбинация: аминогликозиды, тетрациклин. |
Побочные действия:
|
Макролиды
Классификация | ||
1 поколение | 2поколение | 3поколение 4 поколение |
Эритромицин Олеандомицин | Спирамицин Джозимицин Кларитромицин | Азитромицин (сумамед )рулид |
Характеристика группы |
|
Показания к применению:
|
Рациональная комбинация: тетрациклины Нерациональная комбинация: аминогликозиды, левомицетин, витамины, |
Побочные действия:
|
Аминогликозиды
Классификация | |||
1 поколение | 2поколение | 3поколение | 4 поколение |
Стрептомицин Неомицин канамицин | гентамицин | Тобрамицин, Амикацин Сизомицин Действуют на микробы, устойчивые к гентамицину | Изепамицин Очень широкий спектр действия |
Характеристика группы |
|
Показания к применению:
|
Рациональная комбинация: пенициллины, цефалоспорины Нерациональная комбинация: витамины, анестетики, гепарин |
Побочные действия:
|
Тетрациклины
Классификация | |
природные | полусинтетические |
Хлортетрациклин Тетрациклин | Доксициклин-назначают 1 раз в сутки |
Характеристика группы |
|
Показания к применению:
|
Рациональная комбинация: макролиды Нерациональная комбинация: аминогликозиды, левомицетин |
Побочные действия:
|
Линкозамиды
Классификация |
Линкомицин, клиндамицин |
Характеристика группы |
|
Показания к применению:
|
Рациональная комбинация: макролиды Нерациональная комбинация: аминогликозиды, левомицетин |
Побочные действия:
|
Приложение №7
Памятка по лечению антибиотиками
- Принимайте антибиотики только по назначению врача. Если врач считает, что они вам не нужны - не настаивайте: собственные защитные силы организма могут самостоятельно останавливать рост бактерий.
- Антибиотики бесполезно применять при:
ОРВИ, гриппе — эти состояния вызываются вирусами, на которые антибиотики не оказывают никакого действия; - повышенной температуре — антибиотики не являются жаропонижающими и обезболивающими препаратами;
- воспалительных процессах — антибиотики не обладают противовоспалительным действием.
- Самостоятельное применение антибиотиков может привести к «стиранию» признаков заболевания, и его будет очень трудно (если вообще возможно) выявить. Неэффективное лечение антибиотиком может привести к хроническому течению заболеваний
- Если вам выписали антибиотики, то принимайте их в том количестве и по той схеме, которую рекомендовал врач. Лечение обычно бывает курсовым, и прекращать прием лекарства в тот момент, когда вы почувствовали улучшение, нельзя. Самые стойкие бактерии тогда не только «выживут», но и «окрепнут», обретя иммунитет к данному лекарству. И в следующий раз вам придется назначать еще более сильное средство.
- Необходимо помнить, что улучшение самочувствия или снижение температуры не являются основанием для отмены антибиотика, так как только полный курс лечения может привести к выздоровлению
- Иногда, при тяжелом течении, врач выписывает одновременно несколько антибиотиков. В этом случае рассуждения « хватит и одного» или « обойдусь тем, что подешевле» неразумны.
- Нельзя принимать антибиотики, выписанные кому-то другому. Подбор препарата и его дозировки осуществляется индивидуально с учетом многих факторов, которых вам предусмотреть будет невозможно.
- Принимать антибиотики необходимо с небольшим количеством воды (кроме водорастворимых форм), лучше на разжевывать .Прочитайте аннотацию к препарату- там указан способ приема. Азитромицин, ампициллин, например, принимают перед едой. Не следует запивать препараты молоком, и лучше воздержаться от употребления молочных продуктов.
- Врач обязательно должен спросить у вас, не было ли аллергии на лекарство, и только после этого назначить лечение. Можно заранее предупредить доктора об имеющейся аллергии к какому-то препарату. Врач сам решит, имеет ли это отношение к назначаемому препарату.
- Особенно осторожно следует применять антибиотики у детей, беременных и кормящих женщин.
- Следует знать, что многие широко распространенные и «популярные» среди населения антибиотики (тетрациклин, доксициклин, левомицетин и др.) запрещены для применения у детей, беременных и кормящих женщин. Они оказывают токсичное действие на плод и ребёнка.
- Во время лечения антибиотиками или сразу после него врачи назначают лекарства, помогающие восстановить «нормальную микрофлору» в кишечнике. Кроме того не встречая сопротивления, начинают размножаться, другие болезнетворные микроорганизмы - например грибки, вызывающие «молочницу».
- Чтобы восстановить нормальную микрофлору, назначают бактерийные препараты в капсулах (разжевывать не надо), кисломолочные продукты. Возможно назначение специальных противогрибковых препаратов. Не пренебрегайте этим сопутствующим лечение: борьба с дисбактериозом - важный этап в восстановлении защитных сил организма.
Домашнее задание:
Учебник стр.249-257.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3.2.1. Основные печатные издания
- Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 704 с.
- Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник для специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 320 с.
- Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник / Д.А. Харкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 464 с.
- Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник / Д.А. Харкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 464 с.
3.2.2. Электронные издания
- Государственный реестр лекарственных средств ГРЛС – URL: https://grls.rosminzdrav.ru/
- Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 704 с. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970452417.html
- Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник для специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 320 с. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970452387.html
- Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник / Д.А. Харкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 464 с. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455104.html
- Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник / Д.А. Харкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 464 с. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970444917.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» Тема: Защита проекта предметно-развивающей среды класса в начальной школе
Представлен опыт проведения учебного занятия, построенного в контексте технологии проектного обучения....
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...