МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ ИНФЕКЦИИ И СПИДА»
методическая разработка на тему

     Данная тема занятия возникла в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди молодежи. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственное поведение, выработать стратегию поведения в сложных жизненных ситуациях, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профилактика ВИЧ-инфекции41.59 КБ

Предварительный просмотр:

ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

 «ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ ИНФЕКЦИИ И СПИДА»

 

Шентала

2015

Рассмотрена и утверждена на заседании  ЦМК «Общепрофессиональных и профессиональных модулей»

Протокол № ________от

 «____»______________2015 г.

Председатель ЦМК

______________   Н.В. Павлова

Методист _______ А.Д. Богданова

Составлена в соответствии с федеральными Государственными требованиями к минимуму содержания и  уровню подготовки выпускников по специальности   34.02.01  

« Сестринское дело»

Зам. директора по УР

«____»____________2015 г.

________________Е.В. Курганская

Составили:  преподаватели Гарифуллина Д.А. и Миронова Л.М.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная тема занятия возникла в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди молодежи. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственное поведение, выработать стратегию поведения в сложных жизненных ситуациях, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией.

Внеклассное занятие – это один из активных методов учебно-воспитательной работы во внеаудиторное время. Конкурсные задания ориентированы на основную цель занятия: дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.

Задачи: сформировать понятие о личной ответственности за свое здоровье, научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.

Ключевые слова и понятия: ВИЧ (СПИД), вирус, латентный (скрытый, инкубационный) период, наркомания, проституция, группа риска, права человека, закон, ответственность, безопасный секс, контрацепция, стерильность, разовые инструменты, гигиена, профилактика.

Методическая разработка внеаудиторного  занятия  

для преподавателя

Вид занятия: конкурс

Продолжительность: 50 минут

Участники конкурса: ученики 9, 10, 11 классов ГБОУ СОШ 2, студенты Шенталинского филиала ГБПОУ Т Мед. К.  - 2113 гр., 1 подгруппы.

Место проведения: учебный кабинет СОШ № 2.

Форма работы:  коллективная.

Оснащение :

  • методическая разработка;
  • презентация;
  • научно-документальный фильм о работе иммунной системы;
  • таблица «Правила работы в группах»;
  • раздаточные карточки «Ситуации риска»;
  • цветные фигурки для образования групп;
  • 15 номеров для игры в «Рукопожатия-царапки»;
  • карточки – задания;
  • ситуационные задачи;
  • карточки с заданиями для игры «Провокатор – жертва»;
  • резиновые перчатки;
  • 15 одноразовых стаканчиков;
  • раствор крахмала;
  • йод;
  • вода из-под крана 1л.;
  • пипетка;
  • карточки – лучики для написания напутствия ровесникам;
  • карточки с вопросами для подведения итогов.

Цели конкурса:

Образовательные:

  • закрепление, расширение и углубление знаний по ВИЧ инфекции и СПИДу.

Развивающая:

  • развитие клинического мышления, умения   работать в команде, на публике.

Воспитательная: 

  • воспитание выдержки, дисциплины, самостоятельности

План проведения внеаудиторного занятия

№ п/п

Время

Ход конкурса

Действия ведущего

Действия членов команд

1.

2 мин.

Организационный момент

Представляется. Приветствует присутствующих. Знакомит с ходом занятия, целями, задачами. Знакомит студентов со школьниками.

Слушают.

2.

3 мин.

Распределение команд

Раскладывает геометрические фигурки, напоминает о правилах работы в группах.

Выбирают фигурки, записывают имена на них и прикрепляют к одежде на груди с левой стороны. Таким образом делятся на 3 команды: квадраты, треугольники и круги.

3.

3 мин.

Демонстрация презентации

Озвучивает текст слайдов.

Просматривают слайды и внимательно слушают ведущего.

4.

8

мин.

Упражнение 5 секунд.

Считает в слух до пяти и на цифре пять поднимает одного из участников конкурса.

Встают с места молча и не присаживаются до следующих указаний педагога.

5.

3 мин.

Игра «Рукопожатия – царапки»

Вызывает для игры 14 участников. Выдает игровые карточки с номерами.

Берут номерки не показывая друг другу. Строятся в 2 шеренги по 7 человек лицом к друг другу. По команде ведущего совершают рукопожатие. Меняются местами в хаотичном порядке и снова по команде ведущего обмениваются рукопожатиями. И так 3 раза.

6.

3 мин.

Иммуннитет.

Расшифровывает термины: ВИЧ, СПИД. Рассказывает о работе иммунной системы. Задает наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы ведущего.

7.

5 мин.

Научно – документальный фильм.

Просматривает вместе с участниками.

Внимательно просматривают данный видеоматериал.

8.

3

мин.

Карточки – задания.

Раздает каждой команде карточки с заданиями.

Отвечают на вопросы карточек.

9.

3 мин.

Ситуационные задачи.

Раздает каждой команде задачи.

Разбирают в слух решения ситуационных задач. 

10.

2 мин.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Зачитывает выдержки из статьи 41 Конституции России.

Слушают

11.

3 мин.

Уголовная ответственность за умышленное заражение.

Зачитывает выдержки из статьи 122. Заражение ВИЧ – инфекцией.

Слушают.

12.

2 мин.

Тайна обследования

Зачитывает выдержки из статьи 61 Федерального закона от 22.07.1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (с изменениями на 27 февраля 2003 года), о врачебной тайне.

Слушают.

13.

3 мин.

Игра «провокатор – жертва»

Раздает карточки задания для «провокаторов» и «жертв».

«Провокаторы» настойчиво уговаривают партнера на одно из действий, указанных в карточке, а «жертвы», пользуясь любым из  8 способов отказа должны противостоять «провокатору».

14.

3 мин.

Игра с водой.

Ведущий раздает всем участникам стаканчики с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ. 
Далее он предлагает всем на минуту мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками тусовки. «На тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно.» Через минуту ведущий останавливает «тусовку» и рассаживает участников по местам.

После того как дети сели, ведущий говорит, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал. Ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет. 

Участники переливают жидкости со стаканчиков друг другу.

Рассаживаются по своим местам.

После проведения теста участники  сразу увидят наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь – почти во всех. 

15.

2мин.

Солнце.

Ведущий раздает карточки – лучики всем присутствующим на занятии. На доске крепит серединку солнышка и дополняет его заполненными лучиками.

Каждый пишет пожелание, напутствие ровеснику «Как уберечь себя от ВИЧ?»

16.

2мин.

Рефлексия.

Подводит итог.

Слушают.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие. Здравствуйте уважаемые школьники, студенты мед. колледжа, а также коллеги и гости сегодняшнего мероприятия.

У каждого из нас есть близкие и горячо любимые люди. Но так в жизни бывает, что люди болеют. Многие близкие страдают серьезными заболеваниями и очень жаль, что мы ничем им не можем помочь. А бывают болезни, которыми можно заразиться по глупости, по незнанию. Именно поэтому мы сегодня с вами поговорим о самой страшной болезни человечества -  СПИДе.

Вы все прекрасно знаете, что 1 декабря является Международным днем борьбы со СПИДом. Поэтому в рамках декады антиспид мы проводим данное внеклассное занятие по профилактике ВИЧ инфекции и СПИДу.  Знакомство.

  1. Распределение по командам.

           Можно предложить выбрать фигурку (треугольник, круг, квадрат) и укрепить ее на груди. Предложить объединиться по схожести фигур, сесть за столы, выбрать имя и записать его на геометрической фигуре. Закрепить на одежде.

Напомнить правила работы в группах:

-каждый имеет право высказаться

-думайте, прежде чем говорить

-формулируйте свои выражения просто и ясно

-умейте слушать и быть услышанным

-уважайте мнение каждого члена группы

-не оскорбляйте, не унижайте другого, даже если ваши точки зрения не совпадают

-умейте дискутировать и делать общее заключение

-умейте обсудить заданную проблему за отведенное время.

3. Демонстрация презентации.

4. Упражнение 5 секунд.

Цель: стимуляция переживания скорости распространения ВИЧ/СПИД

Время: 10 минут

Инструкция:   Сейчас я буду считать до пяти. Каждый раз, когда я буду произносить цифру «пять», я буду показывать на кого-нибудь из вас, и вы будете вставать. Итак, раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает). Раз, два, три, четыре, пять – это ты! (Участник встает). Ведущий повторят до тех пор, пока все участники не будут стоять.

        Посмотрите. Вот сколько человек заразилось ВИЧ – инфекцией за то время, пока я считала.

5. Игра «Рукопожатия-царапки». Для игры вызывается 14 участников. Им выдаются игровые номера, на одном из которых нарисован красный крестик. Участникам не разрешается сообщать друг другу номера.              Ход игры:

  1. получите игровые номера;
  2. постройтесь в 2 шеренги по 7 человек лицом друг к другу.
  3. Совершите рукопожатие с игроком из противоположной команды, но так, чтобы тот, у кого на номере крестик слегка цапанул (незаметно сдавил пальцы или коснулся запястья, т.е. здесь можно дать задание передать любое незаметное движение, но только одно) партнера.
  4. После этого сделайте по желанию еще 2-3 рукопожатия с кем хотите, при этом каждый, кого царапнули, должен обязательно передавать «царапку» всем партнерам по рукопожатию
  5. После окончания игровых рукопожатий, участникам предлагают разбиться на 2 группы: тех, кто получил вместе с рукопожатием дополнительное движение, и тех, кто этого избежал.

        Анализ итогов игры.

-Что продемонстрировала игра, кто догадался?

Предполагаемый ответ: она продемонстрировала высокую скорость распространения болезни.

6. Иммунитет. 

ВИЧ - это Вирус Иммунодефицита Человека 
СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита. 
ПОМНИ: ВИЧ и СПИД - разные вещи. 
ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека. 
Он вызывает болезнь СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита. 
Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием. 
Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом. 
Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям. 
Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний. 

Как работает иммунная система человека?

Иммунная система - это внутренняя «полиция» организма, охраняющая наше здоровье. Если в организм проникают «преступники» (болезнетворные бактерии и вирусы), иммунная система распознает их, изучает и уничтожает. Для уничтожения каждого вида болезнетворных микроорганизмов она готовит специальную «группу захвата» -антитела. 
Почему же иммунная система не справляется с ВИЧ? Дело в том, что ВИЧ - умный и хитрый враг. Попадая в организм, он проникает внутрь самих клеток иммунной системы и притворяется одним из «своих». Остальные клетки- «полиция» не видит «преступника» и не успевает подготовить нужные антитела, чтобы его уничтожить. Тем временем ВИЧ быстро размножается, делая новые и новые копии с самого себя. Когда антитела «группы захвата» появляются, бывает уже слишком поздно. 
Постепенно ВИЧ разрушает иммунную систему. Развивается иммунодефицит - недостаток защитных сил в организме. Последняя стадия этого состояния называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита. 

7. Фильм об иммунной системе человека.

8. Карточки – задания.

А. Каким путем  можно заразиться ВИЧ?

   Предполагаемые ответы:

  • через кровь (переливание крови от инфицированного);
  • от больной матери при рождении, через грудное молоко:
  • через медицинские или другие инструменты, нарушающие целостность кожного покрова;
  • половым путем;

Б. Где можно заразиться ВИЧ?

(в больнице, маникюрном или педикюрном кабинете, тату-салоне, персинг-салоне, салоне художественного шрамирования, в тюрьме, в местах где собираются наркоманы, в армии, в местах скопления проституток)

В.  Кто входит в группу риска по ВИЧ?

 (наркоманы, проститутки, медработники, заключенные, солдаты)

9. Ситуационные задачи.

10. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции России)

Охрана здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Таким образом, граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно- технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

11. Уголовная ответственность за умышленное заражение.
Статья 122. Заражение ВИЧ-инфекцией

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 16] [Статья 122]

1. Заведомое подставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении несовершеннолетнего, - наказывается лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового.

4. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности в случае, если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ-инфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у первого этой болезни и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения.

12. Тайна обследования.

Врачебная тайна — это не подлежащие разглашению сведения о пациенте, факте обращения за медицинской помощью, диагнозе и иные сведения о состоянии здоровья и частной жизни, полученные в результате обследования и лечения.

Конституция Российской Федерации гласит: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

В целях обеспечения конфиденциальности передаваемых сведений при обращении гражданина в медицинское учреждение, в статье 61 Федерального закона от 22.07.1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (с изменениями на 27 февраля 2003 года), были перечислены сведения, составляющие врачебную тайну.

Врачебную тайну составляют:

  • информация о факте обращения гражданина за медицинской помощью;
  • информация о состоянии здоровья гражданина;
  • информация о диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при обследовании гражданина и его лечении.

13. Игра «провокатор – жертва». Карточки с ситуациями + ответы.

 Группам предлагается рассчитаться на «первый-второй». Первые номера выходят из помещения с одним из ведущих. Им дается задание настойчиво уговорить партнера на одно из действий. Вторые номера, пользуясь одним или несколькими способами отказа, должны противостоять «провокатору».    

 «Провокаторы» предлагают:

  • проколоть уши, нос и т.д; сделать татуировку; художественное шрамирование; сделать маникюр (педикюр) на дому у знакомой; попробовать наркотик и пр.

(любую из этих ситуаций при наличии времени можно разыграть как сценку, применяя 8 способов сказать «Нет!»)

Обсуждая итоги игры, участникам задаются вопросы:

-удалось или нет уговорить партнера по игре?

-какие способы давления на партнера были самыми эффективными?

-какие способы отказа сработали для Вас лучше всего?

14. Игра с водой.
Задачи: 
- дать понять, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция; 
- объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения. 
Материалы: 
- стаканчики с водой по количеству учащихся; - крахмал; - йод. 
Инструкция: 
1. С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал. 
2. Дети не знают, в каком стаканчике крахмал, а преподаватель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга. 
3. Педагог раздает всем участникам кружки с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ. 
Далее он предлагает всем на три минуты мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками тусовки. «На тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно. Здесь считается нормой вступать в сексуальные отношения с людьми, которых вы только что узнали, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов - тем прочнее положение в тусовке (и, соответственно, больше шансов в игре)». 
Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики. 
7. Через три минуты «тусовка» заканчивается. 
8. После того как класс сел, педагог говорит, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал. 
Ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет. Дети сразу увидят наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех. 
Дальше педагог обсуждает с детьми те эмоции, которые они испытали, увидев стаканчик с сине-фиолетовой водой, и что каждый из них мог сделать, чтобы этого не случилось.

ВИЧ не передается

• Через воздух 
• При разговоре, кашле 
• При пользовании общей посудой 
• Через рукопожатие 
• Через поцелуй 
• Через пищу 
• При купании в бассейне, душе 
• Через спортивные предметы 
• Через домашних животных 
• Через укусы насекомых 
• При уходе за больными

 Выводы: 
• СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита 
• СПИД распространяется из-за нашего невежества, а также нежелания изменить нормы своего поведения.

• Лозунг «Всё в твоих руках!» должен стать нормой жизни для каждого человека!

15. Солнце.

Коллективное пожелание (напутствие) ровеснику «Как уберечь себя от ВИЧ?» Давайте дорисуем солнышко так, чтобы на его лучиках были написаны или нарисованы советы как уберечь себя от заражения ВИЧ, в середине солнышка нарисуйте лицо, которое отразит насколько сегодняшние знания и советы помогут вам избежать заражения ВИЧ.

- Будь осторожен в зонах риска.

- Соблюдай личную гигиену.

- Пользуйся разовыми или индивидуальными предметами, предполагающими контакт с жидкими средами организма (шприцы, лезвия, бритвы, несессеры и пр.)

- Избегай случайных контактов.

- Используй барьерную контрацепцию.

- Откажись от наркотиков.

- Относись внимательно к своему здоровью.

16. Рефлексия. 15 карточек.

Подвести итоги занятия. Ответить на индивидуальные вопросы.

     

Рефлексия.

Укажите Ваше тренинговое имя ___________________________

Отразите степень Вашей включенности в работу группы:

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

Вспомните сегодняшнюю работу и продолжите фразы, отражающие Ваши впечатления и чувства в ходе работы группы:

-Я понял___________________________________________

-Меня удивило______________________________________

-Я почувствовал_____________________________________

-Думаю_____________________________________________

-Меня раздражало____________________________________

-Мне понравилось_____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"СПИД - болезнь души" занятие для учащихся 7-9 классов. Профилактика ВИЧ – инфекции среди подростков и молодёжи.

Цель этого занятия - профилактика ВИЧ - инфекции среди подростков и молодежи....

Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия Тема: Надевание стерильных перчаток. Снятие использованных перчаток. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала.

Данная методическая разработка практического занятия по теме:  «Надевание стерильных перчаток. Снятие использованных перчаток. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала»...

Презентация "ВИЧ - инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий" классный час

Классный час "ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий". Цель классного часа - познакомить учащихся со СПИДом и мерами по его профилактике. Дать учащимися представление о передаче ВИЧ-инфекц...

Методическая разработка по профилактике наркомании, ПАВ, ВИЧ\СПИДа и пропаганде здорового образа жизни в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»

Санкт-Петербургское  государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лицей сервиса и индустриальных технологий»...

Методическая разработка Профилактика бактериальных инфекций

Методическая разработка предназначена для проведения теоретичсеского занятия по лисциплине Основы микробиологии и иммунологии....

Методическая разработка "ВИЧ-инфекция и СПИД: что нужно знать?"

Методический материал предназначен для проведения классного часа в рамках проведения мероприятий, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом. Методическая разработка может быть использована педагогич...