Внутриутробный период, доношенный новорожденный.
методическая разработка
Методическая разработка для преподавателя, практического задняти по дисциплине "Здоровый человек" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_no_1_fo.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский базовый медицинский колледж»
Рассмотрено и одобрено
на заседании ЦМК медико-
профилактической деятельности
Протокол №______от_____2023 г.
Председатель ЦМК Кириченко И.Я.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия для преподавателя
Тема: «Внутриутробный период. Доношенный новорожденный»
По учебной дисциплине ОП.07 ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
31.02.01 Лечебное дело
Курск - 2023
Тема: «Внутриутробный период. Доношенный новорожденный»
1 Тип занятия: занятие закрепления знаний, освоения умений.
2 Место проведения, продолжительность занятия: кабинет доклинической практики.
Продолжительность занятия – 6 ч.
3 Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, практические методы обучения (решение ситуационных задач, ролевые и организационно-деятельностные игры (с использованием приемов: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков); метод стимулирования мотивации к учению (создание ситуации успеха в учении).
4 Цели занятия:
- образовательная (ориентирована на овладение умениями в соответствии с программой)
организовать деятельность обучающихся для обеспечения второго уровня освоения учебного материала (репродуктивного — выполнения деятельности по образцу, инструкции или под руководством): овладение методами проведение дородового и послеродового патронажа, определение признаков доношенного новорожденного, проводить оценку новорожденного по шкале Апгар, оказание ухода за новорожденным, способы удовлетворения потребностей новорожденного.
-развивающая (ориентирована на развитие творческих способностей обучающихся ходе решения практических задач;)
способствовать развитию творческих способностей обучающихся в ходе решения практических задач; обеспечить формирование у обучающихся ОК, развитие логического мышления, внутренней мотивации, умений формулировать и аргументировать собственную точку зрения, делать выводы, развивать навыки учебной, самостоятельной деятельности;
-воспитательная (ориентирована на формирование личностных качеств будущего специалиста)
создать условия для формирования личностных качеств обучающихся как будущих специалистов, вовлечения в активную практическую деятельность, совершенствования навыков общения, способствовать воспитанию у обучающихся чувства ответственности за здоровье пациента и результаты своей деятельности, создать основу для воспитания навыка самоорганизации в деятельности.
5 Требования к уровню освоения дидактических единиц:
В соответствии с ПК обучающийся в ходе освоения темы должен:
Знать:
-Внутриутробный период и период новорожденности: закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде
-Факторы, влияющие на здоровье плода.
- Значение дородовых патронажей, их цели и сроки.
- Основные проблемы периода новорожденности.
- Период новорожденности (неонатальный), его характеристика.
- Анатомо -физиологические особенности доношенного новорожденного ребенка.
-Признаки доношенности новорожденного ребенка.
-Оценка общего состояния по шкале Апгар.
-Организация ухода за новорожденным ребенком.
-Первое прикладывание к груди.
-Значение асептики и антисептики в организации ухода.
-Адаптация детей к условиям внеутробной жизни.
-Пограничные состояния новорожденного ребенка.
- Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения.
-Возможные проблемы и пути их решения.
Уметь:
-Выявлять факторы, влияющих на эмбриональное развитие, здоровье плода.
- Составлять планы дородового патронажа.
- Выявлять проблемы, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков, в области укрепления здоровья.
-Определять внешние и функциональных признаки доношенного ребенка.
- Проводить оценку состояния новорожденных по шкале Апгар.
- Обсуждать анатомо-физиологические особенности новорожденного.
-Выявлять проблемы и осуществлять обучение по уходу за новорождённым при пограничных состояниях.
-Обучать поддержке грудного вскармливания.
-Выявлять основные потребностей новорожденного и способы их удовлетворения.
-Обучать правилам кормления грудью, уходу за новорожденным.
-Осуществлять ухода за новорожденным ребенком.
- Обучать проведению навыков ухода (обработка пупочной ранки, проведение утреннего туалета, купание, подмывание новорожденного).
-Ознакомиться с правилами вакцинации новорожденного против гепатита В, туберкулеза и проведения неонатального скрининга).
-Ознакомиться с правилами санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в физиологическом отделении новорожденных, требованиях к персоналу.
-Составлять планы патронажей новорожденных.
- Оформлять медицинскую документацию (история развития новорожденного, первый патронаж к новорожденному).
6 Компетенции, на освоение которых ориентировано практическое занятие (в соответствии с рабочей программой):
ОК:
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 02 | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; |
ОК 04 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
ПК:
ПК 4.1. | Участвовать в организации и проведении диспансеризации населения фельдшерского участка различных возрастных групп и с различными заболеваниями. |
ПК 4.2. | Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения. |
ПК 4.3. | Осуществлять иммунопрофилактическую деятельность. |
ПК 4.4. | Организовывать среду, отвечающую действующим санитарным правилам и нормам. |
ПК 6.5. | Вести учетно-отчетную медицинскую документацию при осуществлении всех видов первичной медико-санитарной помощи и при чрезвычайных ситуациях, в том числе в электронной форме. |
7 Оснащение занятия:
- дидактические папки: бланки нормативной документации (Шкала Апгар, Бланк дородового патронажа, бланк патронажей к новорожденному, бланк неонатального скрининга, национальный календарь профилактических прививок, памятки, история развития новорожденного: лист наблюдения), список компетенций, варианты тестовых заданий, ситуационные задачи, информационные материалы);
- оборудование на рабочее место студента: фантом «Новорожденный», набор пеленок и распашонок, стерильные перчатки, ветошь, нестерильные перчатки, расходные материалы (салфетки, турундны, ватные шарики), емкость с дезраствором, флаконы с растворами, спирт, емкости и мешки для отходов класса А и Б;
- оборудование кабинета педиатрии: функциональная кровать для новорожденного, пеленальный стол, манипуляционный столик.
8 План занятия (в соответствии с его типом):
Этап занятия | Продолжительность этапа |
Организационный момент | 3 |
Мотивация изучаемой темы | 4 |
Совместное целеполагание | 6 |
Контроль уровня знаний обучающихся (проверка домашнего задания, актуализация знаний по вопросам темы) | 37 |
Инструктаж обучающихся по выполнению практических заданий, демонстрация выполнения преподавателем (при необходимости). | 20 |
Самостоятельная работа обучающихся (70%) | 185 |
Рефлексия, само- и взаимооценка (достижение цели занятия) | 5 |
Подведение итогов занятия. Выставление оценок | 5 |
Задание на дом | 5 |
всего | 270 |
9 Ход занятия (в соответствии с планом занятия):
- Организационный момент. Преподаватель проверяет присутствие студентов на занятии, предлагает студентам проверить готовность свою, друг друга и каждого рабочего места к занятию, провести необходимую коррекцию подготовки рабочего места.
- Мотивация темы: Период новорожденности – это ответственный период в жизни ребенка, так как именно в этот период происходит адаптация организма к новым условиям окружающей среды. Медицинский персонал наблюдающий и ухаживающий за новорожденными детьми, должен быть высоко квалифицированным и ответственным. Создание оптимальных условий для развития малыша, оптимальный уход, режим дня и вскармливания, медицинское наблюдение обеспечивает адекватное развитие ребенка не только в этот период жизни, но и в дальнейшем.
Именно поэтому, будущие фельдшера должны владеть знаниями и умениями, касающихся оказания помощи новорожденному, особенно в раннем неонатальном периоде.
- Совместное целеполагание. Студенты, опираясь на имеющийся перечень ПК и ОК, вместе с преподавателем формулируют для себя цели занятия. Основные из них —знать особенности внутриутробного развития, признаки здорового новорожденного, проводить оценку состояния новорожденного, научиться выявлять проблемы и потребности новорожденных в связи с АФО, уметь оказывать уход и удовлетворять потребности новорожденного.
- Контроль уровня знаний студентов осуществляется путем проверки домашнего задания через решение заданий в тестовой форме (приложение 1).
Актуализация знаний по вопросам темы выполняется решением ситуационных задач (приложение 2,5,3).
- Инструктаж студентов по выполнению практических заданий. Преподаватель акцентирует внимание студентов на особенностях самостоятельной работы, на применение знаний по соблюдению инфекционной безопасности, на работу фельдшера по ГОСТ, СанПиН 3678-20 и алгоритмам.
Отдельное внимание следует уделять коммуникативным навыкам общения с родильницами при их обучении элементам ухода за ребенком (пеленанию разными способами), соблюдению требований СанПиН и профилактике ВБИ.
- Организуется работа в парах «мама с ребенком – фельдшер на патронаже (это практическая работа в микрогруппах с элементами самоанализа действий): отработка умений общаться с родильницами, оказать необходимую помощь и обучить мать пеленанию, обработке пупочной ранке, утреннему туалету, обучение грудному вскармливанию.
Самостоятельная работа студентов проводится в виде ролевой игры по предлагаемым ситуациям. (приложение № 4)
Самостоятельная работа студентов проводится в виде самостоятельного заполнения документации: составление планов дородового патронажа, составление планов патронажей новорожденных, оформление медицинской документации (история развития новорожденного, первый патронаж к новорожденному) (Приложение № 4)
Преподаватель следит за деятельностью студентов, не вмешиваясь, однако фиксируя совершаемые студентами ошибки для последующего обсуждения.
По окончании работы каждого студента в паре проводится разбор ошибок и дается оценка выполненных действий.
Оценка результатов самостоятельной работы проводится в соответствии со степенью достижения целей.
- Рефлексия, само- и взаимооценка работы на занятии. Проводится с целью определения степени достижение цели занятия. Студенты заполняют лист рефлексии, отвечая на вопросы:
- Чему научились? Каковы ваши главные результаты?
- Достигли ли вы своей цели к окончанию нашего занятия?
- Какие задания были наиболее трудными?
8. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.
Преподаватель объявляет результаты деятельности студентов на занятии с учетом активности, самостоятельности, степени сформированности необходимых умений.
Выставление отметок преподавателем в журнал.
10 Приложение дидактического материала для обеспечения деятельности преподавателя и обучающихся (тесты, задачи, задания и др.).
Приложение 1.
Тема: «Внутриутробный период и период новорожденности. Период грудного возраста».
I- вариант
Выберите один правильный ответ
1. Антенатальный период длится:
а) 150 дней
б) 290 дней
в) 250 дней
г) 280 дней
2. Период новорожденности — это первые:
а) 28 дней жизни
б) 29 дней жизни
в) 30 дней жизни
г) 7 дней жизни
3. Меконий выделяется у новорожденного:
а) в течение первой недели
б) в первые 1-2 дня
в) до 2-х недель жизни
г) в течение первого месяца жизни
4. Новорожденный считается доношенным, если имеет среднюю длину тела:
а) 48-56 см
б) 30-35 см
в) 40-45 см
г) 35-40 см
5. В норме у доношенного ребенка ЧСС в 1 минуту:
а) менее 100
б) 120-140
в) 180-200
г) 90-100
6. Признак функционально зрелого ребенка:
а) розовая кожа
б) плотные хрящи ушных раковин
в) волосы на голове 1-2 см
г) не срыгивает
7. В норме большой родничок у доношенного ребенка имеет размеры:
а) 4 Х 5 см
б) 2 Х 2 см
в) 1,5 Х 2 см
г) 6 Х 6 см
8. Признаки доношенности:
а) ушные раковины мягкие
б) окружность головы 28-29 см
в) у девочек большие половые губы прикрывают малые
г) все верно
9. Доношенный здоровый ребенок прикладывается к груди впервые:
а) через 12 часов после рождения
б) через 30 минут в родильном зале
в) через 24 часа после рождения
г) через 2 часа после рождения
10. Естественные складки для профилактики опрелостей обрабатываются:
а) детской присыпкой
б) пудрой
в) раствором фурациллина
г) детским косметическим маслом, эмолентом
11. Пупочную ранку ежедневно обрабатывают:
а) простой кипяченой водой
б) 96% раствором этилового спирта
в) перикись, спирт, зеленка
г) раствором фурациллина
12. При половом кризе новорожденных отмечается:
а) нагрубание молочных желез
б)мочекислый инфаркт
в) транзиторная протеинурия
г) пигментация сосков и половых органов
13. Основная причина опрелости у новорожденного на 4 день жизни будет:
а) перегревание
б) переходный стул
в) охлаждение ребенка
г) активное сосание ребенка
14. Показатели длины тела, массы, окружности грудной клетки называются:
а) фактическими
б) долженствующими
в) антропометрическими
г) второстепенными
15. Температура воды для гигиенической ванны недоношенного ребенка должна быть:
а) 39-40 С
б) 35-36 С
в) 37,5-38 С
г) 38,5-39 С
Эталон ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
г | а | б | а | б | г | б | в | б | г | в | а | а | в | в |
Приложение 2.
Решите ситуационные задачи
Тема: «Внутриутробный период и период новорожденности»
Задача №1.
При оценке по шкале Апгар через 1 мин выяснено: ребенок громко кричит, активно двигается, ЧСС 126 уд в мин., кожа розовая, реакция на отсасывания слизи хорошо выражена. Какова оценка по шкале Апгар в баллах у этого ребенка?
Задача № 1а.
При оценке по шкале Апгар через 5 мин выяснено: дыхание не ритмичное, активно двигается, частота сердцебиений 98 уд в мин., кожа розовая, акроцианоз, громкий крик, реакция на отсасывание слизи -гримасса. Какова оценка по шкале Апгар в баллах у этого ребенка?
Задача №2
При обследовании новорожденного в возрасте 3 сут: кожные покровы ярко-розового цвета, эластичные, бархатистые. Дыхание смешанного типа, дыхание неритмичное, поверхностное, ЧДД 56 в мин, ЧСС 156 в мин, Температура тела 38,2°С.
Ребенок на естественном вскармливании, прикладывание к груди по требованию, периодически срыгивает нествороженным молоком. Вес 3200 г, родился с весом 3500 г, рост 52 см. Стул 4-5 раз в сут, желтого цвета, кашицеобразный, с кислым запахом. Мочеиспускание свободное, моча желтого цвета, прозрачная. Отмечается отечность мошонки. Тургор тканей повышен. Большой родничок 2х2 см вровень с краями черепа. Спонтанная двигательная активность достаточная, рефлексы вызываются, поза флексорная, мышечный тонус физиологический. Нарушений целостности кожи нет. Отмечается нагрубание грудных желез.
- Проведите первичную оценку состояния новорожденного, в т.ч. определите внешние признаки доношенности/недоношенности; функциональной зрелости/незрелости, наличие пограничных состояний.
- Определите АФО пищеварительной системы, дыхательной системы новорожденного.
Задача №3.
При осмотре ребенка на 5 сутки выяснилось: кожные покровы розового цвета, эластичные, бархатистые. ЧДД 60 в минуту мин, сердцебиения неритмичные. Температура тела 36,2°С.
Ребенок на естественном вскармливании, прикладывание к груди по требованию, периодически срыгивает нествороженным молоком. Стул 4-5 раз в сут, желтого цвета, кашицеобразный, с кислым запахом. Мочеиспускание свободное, моча желтого цвета, прозрачная. Тургор тканей повышен. Рефлексы вызываются, поза флексорная, мышечный тонус физиологический. Нарушений целостности кожи нет. Спит рядом с мамой, часто просыпается.
Мама ребенка очень тревожится за здоровье малыша, не уверена в своих силах для обеспечения ему хорошего ухода, отказывается от вакцинации и неонатального скрининга, боится что ребенку будет очень больно.
- Определите нарушенные потребности и способы их удовлетворения.
- Восполните дефицит знаний мамы.
Эталоны ответов на ситуационные задачи.
Тема: «Внутриутробный период и период новорожденности»
Задача №1.
10 баллов.
Задача №1А.
6 баллов.
Задача №2.
Ребенок доношенный, функционально зрелый. Имеются пограничные состояния: физиологическая эритема, транзиторная лихорадка, физиологическая убыль массы тела, половый криз.
Задача №3
Потребности
1. Нормальное дыхание
2. Адекватное питание и питье
3. Физиологические отправления
4. Сон
5. Движение
6. Одежда, личная гигиена
7. Поддержание нормальной температуры тела
8. Поддержание безопасности окружающей среды
9. Общение
Приложение 3
- Дайте определение понятиям что такое «асептика» и «антисептика»? Установите соответствия:
Асептика |
Антисептика |
Система мероприятий направленных на уничтожение микроорганизмов, уже попав на рану |
Система мероприятий направленных на предупреждение попадания микроорганизмов в рану. |
- Приведите примеры мероприятий по асептике и антисептике!?
Эталон ответа:
Асептика | Система мероприятий направленных на предупреждение попадания микроорганизмов в рану. |
всё, что соприкасается с раной должно быть стерильно; |
Антисептика | Система мероприятий направленных на уничтожение микроорганизмов, уже попав на рану |
Первичная хирургическая обработка раны, Туалет пупочной раны |
Приложение № 4
Вы пришли на первый дородовый патронаж к 21 летней беременной пациентке (9 недель)
В ходе опроса выяснилось что девушка курит с 16 лет.
Задание:
Составьте индивидуальный план наблюдения за беременной и антенатальной охраны плода на основе полученной информации.
Заполнить патронажи.
Схема дородового патронажа №1 Дата проведения _________________________________________________________________________ Срок беременности __________________постановка на учет в Ж\К в срок ________________________ ФИО беременной ________________________________________________________________________ Дом. Адрес _____________________________________________________________________________ Возраст ______________________Место работы______________________________________________ Наличие проф. Вредностей ________________________________________________________________ ФИО мужа _____________________________________________________________________________ Место работы ___________________________________________________________________________ Бытовые условия ________________________________________________________________________ Здоровье родителей и членов семьи (подчеркнуть вид заболеваний) а) туберкулез б) вен. Заболевания; в) нервно-психические г) аллергические д) сердечно-сосудистые е) эндокринные ж) онкологические Вредные привычки (подчеркнуть): Алкоголизм отца; алкоголизм матери; курение отца; курение матери; Акушерский анализ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Беременность по счету-___________________________________________________________________ Закончились родами _____________________________________________________________________ Живых детей____________________________________________________________________________ Причины смерти ________________________________________________________________________ Выкидыш ______________________________________________________________________________ Срок настоящей беременности ____________________________________________________________ Течение беременности ____________________________________________________________________ Самочувствие ___________________________________________________________________________ Состояние здоровья ______________________________________________________________________ Предп. Срок родов _______________________________________________________________________ Перенесенные острые заболевания _________________________________________________________ Исключены ли проф. Вредности ___________________________________________________________ Советы беременной ______________________________________________________________________ Личное впечатление ______________________________________________________________________ Дата __________ Подпись _______________ |
Вы осуществляете второй дородовый патронаж к 29 летней беременной женщине (32 недели беременности). Она состоит на учёте в женской консультации. На момент проведения патронажа состояние будущей матери удовлетворительное, беременность протекает хорошо, женщину ничего не беспокоит. Семья испытывает трудности при сборе приданного для новорожденного.
Задание: Помогите маме собрать приданное опираясь на анатомо-физиологические особенности новорожденного.
Схема дородового патронажа №2 ФИО ___________________________________________________________________________________ С какого времени в декретном отпуске ______________________________________________________ Самочувствие беременной ________________________________________________________________ Какие перенесла острые заболевания во время беременности___________________________________ На каком месяце_________________________________________________________________________ Применение сильнодействующих лекарств___________________________________________________ Режим дня (чередование труда и отдыха, прогулки, сон) _______________________________________ Реальность и полноценное питание_________________________________________________________ Извращение вкуса_____________________________аппетит____________________________________ Психопрофилактическая подготовка к родам_________________________________________________ А) гимнастика Б) посещение очной школы для беременной В)профилактика рахита (рыбий жир, витамин Д) какой и сколько________________________________ Приготовлено ли приданное для ребенка ____________________________________________________ Советы: Дата Подпись |
Вы пришли на 1-й патронаж к новорождённому 5 дней. После беседы с мамой выяснили: ребёнок родился от первой беременности, первых срочных родов с массой 3,500г, длиной 50см, по шкале Апгар 8/9 баллов. Беременность и роды без патологии, родители молодые. Родители просят дать рекомендации по уходу за ребёнком.
Задание: Обучите маму проведению навыков ухода за новорожденным (обработка пупочной ранки, проведение утреннего туалета, купание, подмывание новорожденного, пеленание).
Схема первого патронажа к новорожденному
Дата патронажа Возраст ребенка (в днях)
Дата Подпись |
Приложение 5
На ФАП обратилась молодая мама с вопросами о грудном вскармливании, находясь в родильном доме получила рекомендации, но приехав домой спустя пару дней, грудное вскармливание приносит маме определенный дискомфорт, и беспокойство малыша, мама полагает что забыла важные моменты при организации грудного вскармливания.
- Составьте план обучения мамы успешному вскармливанию.
- Проведите беседу о правилах и организации грудного вскармливания.
Преподаватель: Кузьмичёва Т.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к лекции по МДК 01.01 Здоровый человек. "Внутриутробный период. Период новорожденности".
презентация к лекции по МДК 01.01 Здоровый человек. "Внутриутробный период. Период новорожденности"....
Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекционного занятия «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды»
Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды» составлен в соответствии с действующей рабочей программой по д...
Здоровый человек и его окружение Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности
Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденностиЗакономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде.Период новорожденностиПограничные состоя...
Электронное учебное пособие по программе НМО "Особенности сестринской деятельности по уходу за доношенными новорожденными в амбулаторно-поликлинических условиях"
Методической пособие для ЭО по ДПП ПК "Особенности сестринской деятельности по уходу за доношенными новорожденными в амбулаторно-поликлинических условиях" составлено на основании тебований Ф...
ДПП ПК Особенности сестринской деятельности по уходу за доношенными новорожденными в амбулаторно-поликлинических условиях 36 часов
ДПП ПК "Особенности сестринской деятельности по уходу за доношенными новорожденными в амбулаторно-поликлинических условиях" предназначена для слушателей, имеющих среднее профессиональн...
Воздействие тератогенных факторов в период внутриутробного развития
Статья "Воздействие тератогенных факторов в период внутриутробного развития" раскрывает особенности начальных этапов онтогенеза человека и влияние тератогенных факторов на развитие будущего ...
Презентация "Доношенные и недоношенные новорожденные дети"
В презентации представлена характеристика доношенных и недоношенных новорожденных детей; организация лечебно-профилактической помощи детям. Описана первая помощь новорожденному в родильном зале и оцен...