Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя.
план-конспект урока
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Тема: "Аномалии развития репродуктивной системы. Аномалии положения женских половых органов". Специальность 32.02.02 Акушерское дело ППССЗ (базовая подготовка) содержит 3 основных блока: организационно-методический, информационный, блок контроля и самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. | 70.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «АМУРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» В ГОРОДЕ РАЙЧИХИНСКЕ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
для преподавателя
МДК.03.01. ГИНЕКОЛОГИЯ
Тема: Аномалии развития репродуктивной системы.
Аномалии положения женских половых органов.
Специальность
31.02.02 «Акушерское дело»
ППССЗ (базовая подготовка)
Составлена | |
преподавателем Л.А. Витько в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело |
Райчихинск 2022г.
- Введение
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Аномалии развития репродуктивной системы. Аномалии положения женских половых органов» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 31.02.02 Акушерское дело (базовая подготовка), предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 4 курса.
Место темы в программе:
Тема 1.3. Аномалии развития репродуктивной системы. Аномалии положения женских половых органов.
МДК.03.01. ПМ.03: МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ЖЕНЩИНЕ С ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ.
Актуальность темы :
Аномалии развития женских половых органов и неправильное положение, опущение и выпадение половых органов влияют на репродуктивную функцию женщины, а также на ее психосоматическое здоровье.
Способность акушерки своевременно диагностировать аномалии развития и неправильное положение женских половых органов позволит обеспечить репродуктивную функцию женщины.
Рекомендации по работе с методической разработкой:
Материалы основной части методической разработки лекционного занятия составляют три основных блока: организационно-методический, информационный, блок контроля и самоконтроля.
В организационно-методическом блоке обозначена тема, определены цели занятия, планируемые результаты, тип занятия, вид занятия, уровень усвоения, место проведения, материально-техническое обеспечение, внутрипредметные связи и межпредметные связи, литература для преподавателя и студента. Представлены структура занятия, методы и методические приемы, содержание занятия.
Блок учебной информации включает материалы лекции (изложение учебной информации теоретического характера).
С целью улучшения восприятия темы по ходу урока предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной презентации, где представлен текстовый материал, иллюстративный материал, который отражают основные моменты лекции, папки-альбомы, муляжи.
Блок контроля знаний включает в себя:
- материалы контроля исходного уровня знаний в виде фронтального опроса, критерии оценки;
- материалы контроля выходного уровня знаний в виде граф-диктанта.
с эталонами ответов - для преподавателя.
Приложения содержат:
-дидактический раздаточный материал;
-задания для внеаудиторной самостоятельной работы.
- Основная часть
Организационно-методический блок
Тема 1.1.Аномалии развития репродуктивной системы.
Аномалии положения женских половых органов.
Цели занятия:
Методическая цель - создание условий для формирования знаний об аномалиях развития репродуктивной системы и аномалиях положения женских половых органов, умений и навыков ухода за пациентками с аномалиями положения женских половых органов; развития коммуникативных способностей при общении с пациентками; воспитания добросовестного отношения к профессиональным обязанностям.
Образовательная цель - формирование знаний, умений и навыков диагностики и профилактики аномалий развития репродуктивной системы и аномалий положения женских половых органов:
-Познакомить студентов с основными вилами аномалий половой системы женщины.
-Изучить влияние пороков развития половой системы на репродуктивную функцию женщин;
-Изучить особенности ведения беременности и родов у женщин с аномалиями развития половых органов;
-Научить проводить профилактику неправильных положений матки.
-Подготовить студентов к применению знаний на практических занятиях и на учебной и производственной практике в ЛПУ.
Воспитательная цель - формирование осознания социальной
значимости будущей профессии, умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность, формирование важных для медицинского работника качеств личности: сострадания, милосердия, формирование профессионального кругозора и общей культуры.
Развивающая цель - развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность, умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Планируемые результаты:
Общие компетенции:
-ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
-ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-ОК12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Профессиональные компетенции:
-ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию
женщин в различные периоды жизни.
-ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия
гинекологическим больным под руководством врача.
-ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно
в пределах своих полномочий.
-ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
Иметь практический опыт:
-проведения опроса пациентки, профилактического гинекологического осмотра;
-определения признаков аномалий развития репродуктивной системы и аномалий положения женских половых органов при специальном объективном обследования;
-проведения санитарно-просветительской работы по профилактике аномалий развития репродуктивной системы и аномалий положения женских половых органов.
Знать:
-нормальное строение и расположение органов репродуктивной системы
-методы обследования гинекологических больных;
-определение понятий: аномалии развития репродуктивной системы,
аномалии положения женских половых органов;
-меры профилактики гинекологических заболеваний;
-принципы проведения профилактических осмотров;
-принципы диспансеризации гинекологических больных;
-уход за пациентками аномалии положения женских половых органов.
Уметь:
-проводить профилактический гинекологический осмотр;
-осуществлять диспансеризацию гинекологических больных;
-участвовать в лечебно-диагностических процедурах;
-проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике
гинекологических заболеваний и сохранению репродуктивного здоровья;
-осуществлять уход за пациентами с аномалиями развития репродуктивной системы и аномалиями положения женских половых органов;
-проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике аномалий развития репродуктивной системы, аномалий положения женских половых органов и сохранению репродуктивного здоровья;
Материально-техническое обеспечение:
Учебно-наглядные пособия: натуральные пособия, таблицы, муляжи
по нормальной, аномалиям развития и положения органов половой
системы.
Технические средства обучения: компьютер, телевизор.
Электронные ресурсы: мультимедийная презентация.
Внутрипредметные связи:
Тема 1.2. Методика обследования гинекологических больных.
Тема 4.1. Нарушение менструальной функции. Аменорея центрального генеза.
Тема 4.1.Нарушение менструальной функции. Яичниковая и маточная аменорея.
Тема 5.1. Воспалительные заболевания женских половых органов.
Тема 7. Основы детской гинекологии.
Тема 6. Бесплодный брак.
Тема 10.1. Консервативные и оперативные методы лечения и уход за
больными с гинекологическими заболеваниями.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие дисциплины
-ОП.02.Анатомия и физиология человека.
-ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики.
-ОП.05. Гигиена и экология человека.
-ОП.08. Психология.
-МДК 05.01. Теория и практика сестринского дела.
-МДК 05.02. Безопасная среда для пациента и персонала.
-МДК 05 03. Технология оказания медицинских услуг.
-МДК 02.03. Хирургические заболевания и беременность.
-МДК 01.02. Физиологическое акушерство.
-МДК 04.01. Патологическое акушерство.
Обеспечиваемые дисциплины
-МДК 02.03. Патологическое акушерство.
-ОП.11. Основы реабилитологии.
-МДК 03.02. Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи.
Тип занятия: урок приобретения новых знаний
Вид занятия: теоретическое.
Уровень усвоения: - II
Место проведения: учебная аудитория № 34.
Продолжительность затятия: 90 минут.
Структура занятия
I. | Организационная часть | 3мин |
II. | Целевая установка | 3мин |
III. | Актуализация базовых данных по теме: 1.2. Методика обследования гинекологических больных | 11 мин |
IV. | Основная часть | 60 мин |
V. | Рефлексия | 5мин |
VI. | Подведение итогов | 4мин |
VII. | Домашнее задание | 4мин |
Методы н методические приемы
Метод | Основное назначение | Приёмы | Мотивация |
1.Объясни тельно-иллюстра тивный | Организация усвоения информации обучаемыми, путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. | Словесные: -беседа, рассказ, объяснение; Наглядные: -иллюстрации, демонстрация; | Формирует теоретические и практические знания. Воспитывает нравственность, терпение. Развивает внимание, логическое мышление. |
2. Частично-поисковый | Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем. | Эвристическая беседа, сравнение, обобщение. | Развивает самостоятельность мышления, творческий подход к делу. |
Содержание занятия
№ п/п | Этапы занятия | Цель | Описание деятельности | Время | |
преподавателя | студента | ||||
I | Организа ция начала занятия | Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение | Проверяет готовность аудитории, внешний вид студентов, наличие дневников, Отмечает отсутствующих | Староста перечисляет отсутствующих, называет причину отсутствия. | 3 мин |
II | Ознаком-ление студентов с целями и планом занятия, мотивация учебной деятель ности. | Раскрыть практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональ ной деятельности. | Знакомит студентов с планом занятия. Чётко и ясно объявляет поставленные цели. Объясняет, что студенты должны изучить, чему научиться в процессе занятия. обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы, важность знания темы для успешного овладения профессией в целом. | Слушают преподавателя. Записывают тему и план занятия в тетради. | 3 мин |
III | Актуализация базовых данных | Выяснить уровень знаний студентов по базовой теме 1.2.Методика обследования гинекологических больных. | Проводит фронтальный опрос. корректирует | Отвечают на вопросы преподавателя Проводят взаимоконтроль корректируют ответы коллег, оценивают. | 11 мин |
IV | Основная часть | Формирование новых знаний | Производит изложение нового материала | Слушают, наблюдают, записывают, задают вопросы. | 60 мин |
V | Рефлексия | Оценка общего настроение студенческого коллектива Оценка успеха преподавателя в достижении поставленных целей урока | Раздает банки анкеты-рефлексии | Самостоятельно анонимно отвечают- оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. | 5мин |
VI | Подведение итогов | Оценка работы группы, отдельных студентов | Комментирует ответы, выставляет оценки | Слушают | 4 мин |
VII | Домашнее задание | Ориентировка на следующее занятие | Даёт рекомендации по выполнению домашнего задания, заданий для внеаудиторной самостоятельной работы к практическому занятию. | Слушают. Записывают задание. | 4 мин |
- Блок учебной информации
Мотивация: аномалии развития женских половых органов и неправильное положение, опущение и выпадение половых органов влияют на репродуктивную функцию женщины, а также на ее психосоматическое здоровье.
Своевременная диагностика и лечение аномалий развития и неправильного положение женских половых органов позволит обеспечить репродуктивную функцию женщины. Рациональное ведение родов и послеродового периода, охрана здоровья женщин на промышленных предприятиях является профилактикой опущение и выпадение половых органов.
План лекции
1. Понятие аномалий развития женских половых органов
2. Этиопатогенез аномалий развития женских половых органов.
3.Клиника, диагностика, лечение пороков развития женских половых органов. Влияние аномалий развития женских половых органов на репродуктивную функцию женщин.
3.1. Пороки развития наружных половых органов.
3.2. Пороки развития влагалища и матки.
3.3. Аномалии развития яичников.
4. Неправильные положения половых органов. (Клиника, диагностика, лечение).
4.1.Типичное положение матки. Влияние соседних органов на положение матки. Этиология смещений матки.
4.2. Аномалии положения матки.
4.3.Опущение и выпадение половых органов. Этиопатогенез, клиника, диагностика.
4.4.Консервативные и оперативные методы лечения при опущении и и выпадения половых органов.
4.5. Профилактика опущения и выпадения половых органов.
1.Понятие аномалий развития женских половых органов.
К аномалиям развития женских половых органов относят врождённые нарушения анатомического строения гениталий в виде незавершённого органогенеза, отклонения от величины, формы, пропорций, симметрии, топографии, наличие образований, не свойственных женскому полу в постнатальный период.
Существуют следующие виды:
а) нарушение в анатомическом строении;
б) задержка развития правильно сформированных половых органов.
Типы нарушений:
Агенезия — отсутствие органа.
Аплазия — отсутствие части органа.
Атрезия — отсутствие, недоразвитие или заращение канала или отверстия.
Гетеротопия — наличие клеток того или иного вида в другом органе.
Гиперплазия — разрастание органа.
Гипоплазия — уменьшение органа.
Стеноз — сужение канала.
2.Этиопатогенез аномалий развития женских половых органов.
Формирование пороков развития женских половых органов относят к критическому периоду внутриутробного развития. В процессе гаметогенеза и эмбриогенеза под влиянием повреждающих факторов. Чаще это мультифакториальные причины.
К ним относятся:
1.Генетические нарушения;
2.Заболевания матери (инфекционные и эндокринные);
3.Экзогенные факторы:
-интоксикации (алкогольная и наркотическая, другие токсические
вещества при отравлениях и профессиональных вредных воздействиях у матери);
-радиация;
4.Осложнения беременности (ранние токсикозы, угрожающий выкидыш).
Половые органы и мочевыделительная система эмбриона образуются
из одного зародышевого листка – мезодермы. Поэтому, часто аномалии развития женских половых органов сочетаются в 40 % случаев встречаются с аномалиями мочевыделительной системы (односторонняя агенезия почки)
В основе лежит отсутствие слияния каудальных отделов парамезонефральных мюллеровых протоков, отклонения в преобразованиях урогенитального синуса, а также патологическое течение органогенеза гонад, который зависит от развития первичной почки. Эти отклонения составляют 16 % всех аномалий.
Одновременно с аномалиями половых органов, кроме аномалий мочевыделительной системы у одной пациентки встречаются аномалии кишечника (атрезия заднего прохода), костей (врождённый сколиоз), а также врождённые пороки сердца.
Задержку полового созревания считают следствием осложнений поздних сроков беременности и родов (гипертензивных расстройств гипоксии плода, родовых травм), заболеваний перенесенных в детском возрасте.
3. Клиника, диагностика, лечение пороков
развития женских половых органов.
3.1. Пороки развития наружных половых органов.
Наружные половые органы образуются из мочеполовой пазухи. На нижнем конце туловища появляется клоака, или полость, куда открывается нижний конец кишки, протоки первичной почки из которых формируются мочеточники и мезодермальные протоки.
Постепенно мочеполовая пазуха отделяется от прямой кишки. Из тканей, которые окружают клоаку, постепенно формируется клитор, малые и большие половые губы.
Пороки развития наружных половых органов встречаются в виде гермафродитизма и врожденного адреногенитального синдрома.
Гермафродитизм – наличие признаков обоих полов. Когда имеется противоречие между внутренними (хромосомными и гонадными) и внешними (строение половых органов) признаками пола (бисексуальное развитие), то есть половые железы сформированы правильно по мужскому или женскому типу, но наружные половые органы имеют признаки двуполости.
Истинный гермафродитизм встречается редко. При нем половые железы содержат ткань яичек и яичников. Внутренние половые органы и вторичные половые признаки могут быть преимущественно женского или мужского типа.
Чаще встречается ложный гермафродитизм. Это такой порок, при котором строение наружных половых органов не соответствует характеру половых желез.
При ложном женском гермафродитизме внутренние половые органы сформированы правильно, а наружные по строению приближаются к мужскому типу: клитор увеличен, большие половые органы образуют подобие мошонки, влагалище в нижней трети соединено с уретрой.
Акушерка должна уметь диагностировать признаки данной патологии при первом осмотре новорожденного в родильном зале.
Лечение: хирургическая коррекция наружных половых органов.
Часто похожие изменения развиваются при врожденном адрено-
генитальном синдроме. Эта патология связана с нарушенным биосинтезом
глюкокортикоидов.
Лечение: заместительная гормонотерапия.
3.2. Пороки развития влагалища и матки.
Матка, маточные трубы и влагалище развиваются из мезодермальных
(мюллеровых) протоков, которые образуются на 4 недели беременности в
области мочеполовых складок. В начале мезодермальные протоки сплошные, а затем в них появляется полость. Два протока сливаются в среднем и нижнем отделах, и на 2-3 месяце образуется общая полость.
Из слившихся отделов образуется матка и влагалище, из не слившихся – маточные трубы. Пороки развития возникают при нарушении слияния мезодермальных протоков.
Выделяют пороки развития, нарушающие проходимость полового канала.
Гинатрезия — нарушение проходимости полового канала в области девственной плевы, влагалища, матки.
Гинатрезии возникающие вследствие врождённых дефектов мюллеровых протоков –врождённые.
Следует отличать приобретённую гинатрезию.
Воспалительные процессы, перенесённые в детстве или в зрелом возрасте (дифтерия, сепсис), могут привести к рубцеванию и закрытию просвета того или иного полового канала.
Врожденную атрезию гимена выявляют с наступления периода полового созревания, когда обнаруживается отсутствие менструаций, когда
с началом менструаций кровь не находит оттока и скапливается выше
препятствия. Кровь, выделяющаяся из матки при менструации, не имея выхода наружу, накапливается во влагалище, растягивая его стенки (гематокольпос). Переполненое кровью влагалище принимает опухолевидную форму, верхний полюс которого вместе с маткой размещается выше плоскости входа в малый таз.
Девушка жалуется на распирающие боли внизу живота, давление на прямую кишку. При значительном растяжении влагалища могут возникнуть симптомы прижатия мочевого пузыря и кишечника, боль в пояснице, а также схваткообразные боли и нарушение общего состояния.
Если не устранить – то образуется гематометра, гематосальпинкс.
Диагностика. При осмотре наружных половых органов выявляется сплошная девственная плева, синюшная и выпячивающаяся (давление и просвечивание крови).
Ректоабдоминальное исследование выявляет опухолевидное эластичное образование (растянутое влагалище), на верхушке которого расположена матка. При гематометре матка увеличена, мягкая, болезненная.
Лечение сводится к крестообразному разрезу девственной плевы и удалению содержимого влагалища. Операцию проводят, соблюдая правила асептики. С целью профилактики повторной атрезии нужно на края разреза наложить швы.
Аплазия влагалища – отсутствие влагалища, нередко сочетается с недоразвитием матки, яичников. Аплазия возникает внутриутробно при нарушении развития нижних отделов мезодермальных протоков.
Атрезия влагалища— полное заращение влагалища. Симптоматика и диагностика те же, что и при аплазии влагалища.
Лечение. Аплазию и атрезию влагалища лечат только хирургическим путём. Для создания искусственного влагалища используют: кожный лоскут или участок сигмовидной, или прямой кишки, или брюшины заднего свода.
Влагалище формируют в канале между уретрой и прямой кишкой. Становится возможной половая жизнь, а если есть матка, то возможно наступление беременности.
Удвоение матки и влагалища.
Возникает вследствие неправильного слияния мезодермальных
протоков. Удвоение этих органов может сочетаться с отсутствием полости
матки или влагалища. Наиболее резко выраженной формой этого порока является полное удвоение матки и влагалища. (имеются 2 матки у каждой своя труба и яичник, две шейки и два влагалища).
Возможно слияние влагалища и шейки матки с разделением тела – это двурогая матка. При двурогой матке могут быть две шейки, тесно прилегающие друг к другу, и неполная перегородка во влагалище или одна шейка.
Один рог может быть рудиментарным (зачаточным), в нем возможно
наступление беременности, которая протекает по типу внематочной и требует хирургического вмешательства.
Двурогая матка может иметь неполную перегородку в ее полости и
седловидную форму дна матки.
Клиника. Может протекать бессимптомно. Половая жизнь возможна, беременность может наступить то в одной, то в другой полости матки, возможны самопроизвольные роды.
Для течения родов характерны осложнения: аномалии родовой деятельности, гипотонические кровотечения.
Во время аборта требуется выскабливание обеих полостей матки.
Иногда пороки развития влагалища и матки сопровождаются гипофункцией яичников (больная жалуется на аменорею, дисменорею, бесплодие).
Диагностика: осуществляется на основании гинекологического
исследования и с помощью дополнительных методов (зондирование,
гистеросальпингография, лапароскопия, рентгенопельвиография).
Лечение: при бессимптомном течении – не требуется.
При первичном невынашивании или бесплодии – хирургическое лечение. При беременности в рудиментарном роге - его удаляют, оставляя яичник и маточные трубы.
3.3. Аномалии развития яичников.
Яичники в виде зачатков, не имеющих половой дифференцировки,
возникают на первых неделях развития эмбриона из половых валиков расположенных между зачатком почки и позвоночника. Дифференцировка
яичников начинается с III месяцев внутриутробного развития. Они
постепенно смещаются книзу и опускаются в малый таз.
Аномалии развития яичников встречаются в виде одностороннего отсутствия яичника, дисгенезии гонад, склерокистозных яичников.
Дисгенезия гонад (синдром Шерешевского-Тернера) – это генетически
обусловленное заболевание, связанное с хромосомными нарушениями. Оно
связано с первичным дефицитом яичниковой ткани. Яичники представлены
нефункционирующими соединительно-тканными тяжами.
Девочки отстают в росте и умственном развитии. У них наблюдаются множественные пороки развития внутренних органов и костно- суставной системы. Дисгенезия гонад характеризуется первичной аменореей, отсутствием половых признаков, недоразвитием молочных желез, матки, женских половых органов, отсутствием оволосения.
Лечение: применяется заместительная гормонотерапия.
Синдром склерокистозных яичников (Штейна-Левенталя).
Характеризуется нарушением синтеза половых гормонов в яичниках.
При нем вырабатывается много мужских половых гормонов (андрогенов).
Яичники увеличены в размерах, белочная оболочка плотная, ткань яичника
представлена множественными кистозно – атрезирующимися фолликулами.
Клинически проявляется гипоменструальным синдромом или
аменореей, избыточным оволосением, двусторонним увеличением яичников,
бесплодием. Вторичные половые признаки развиты хорошо.
Лечение: консервативное, оперативное.
Генитальный инфантилизм- задержка развития организма и наличие в зрелом возрасте анатомических и функциональных особенностей, свойственных детскому и юношескому.
Причины: нарушение питания, гиповитаминоз, тяжелые хронические заболевания, интоксикации, перенесенные в раннем детстве или в период полового созревания, а также влияние повреждающих факторов в
антенатальном периоде и наследственных факторов.
Клиника: поздние менархе, аменорея или скудные и болезненные
менструации, понижение либо отсутствие полового чувства, бесплодие,
выкидыши или преждевременные роды в анамнезе, слабость родовой
деятельности, гипотонические кровотечения в раннем послеродовом периоде.
Диагностика. Объективно: скудное оволосение на лобке, недоразвитие больших и малых половых губ, втянутая промежность, узкое, короткое влагалище, длинная шейка матки и маленькое уплощенное тело матки.
При ГСГ можно выявить длинные извитые маточные трубы, длинную шейку матки и укороченную полость матки.
При генитальном инфантилизме часто встречаются признаки общего недоразвития: небольшой рост, общеравномерносуженный таз, узкая грудная клетка, опущение внутренних органов. Иногда признаки стертые и инфантилизм проявляется при первой беременности, которая заканчивается самопроизвольным абортом или внематочной беременностью.
Лечение: общеукрепляющее, заместительная гормональная терапия,
физиолечение (диатермия, грязи).
4. Неправильные положения половых органов.
(Клиника, диагностика, лечение).
4.1. Типичное положение матки. Факторы, обусловливающие нормальное положение матки.
Матка, яичники и маточные трубы обладают физиологической
подвижностью, в связи с чем, матка легко смещается при гинекологическом
исследовании, во время беременности, наполнения мочевого пузыря и прямой кишки.
Нормальным (типическим) положением условно принято считать
положение половых органов у здоровой женщины в детородном возрасте,
находящейся в вертикальном положении, после опорожнения мочевого
пузыря и дефекации. При этих условиях матка располагается в центре малого
таза на равном расстоянии от симфиза и крестца, а также от боковых стенок
таза. Дно матки, обращенное кпереди и кверху, не выходит за пределы
плоскости входа в малый таз. Наружный зев шейки матки, обращенный книзу и кзади, не выходит за пределы интерспинальной линии.
Таким образом, типическим положением матки является anteflexio,
anteversio (тупой угол между телом и шейкой матки обращен к лону).
Нормальному положению матки способствует ее подвешивающий
поддерживающий и фиксирующий аппарат (связки матки, мышцы и фасции
тазового дна).
Факторами, обуславливающими нормальное положение матки, являются тонус половых органов, зависящий от уровня половых гормонов и
нормального функционирования всех систем организма и внутрибрюшное
давление, регулируемое взаимодействием органов брюшной полости, диафрагмы, брюшного пресса и мышц тазового дна.
4.2. Аномалии положения матки.
Смещение матки целиком в полости таза (dispositio).
Смещение матки по вертикальной плоскости может происходить вверх
или вниз. При этом различают приподнятие матки (elevatio) – матка смещена
кверху, дно ее располагается выше плоскости входа в малый таз, наружный
зев шейки матки выше интерспинальной линии, шейка достигается с трудом
или не достигается при влагалищном исследовании.
Смещение матки по горизонтальной плоскости может происходить кпереди (antepositio), кзади (retropositio), влево (sinistropositio), вправо (dextrapositio).
Смещение отделов или слоев матки по отношению друг к другу.
Различают патологические наклонения матки (versiouteri). Тело матки
при этом смещается в одну сторону, а шейка матки – в противоположную
(anteversio, retroversio, sinistroversio, dextraversio).
Перегиб матки (flexio uteri) отличается от физиологического тем, что
между телом матки и шейкой матки образуется острый угол. Направление
этого угла кпереди (hyperanteflexio uteri), кзади (hyperretroflexio uteri), вправо,
влево.
Поворот матки и даже ее перекручивание при неподвижной шейке матки.
Выворот матки, при котором слизистая оболочка матки обращена наружу, а брюшинный покров внутрь.
Клиника:
1. Боли в поясничной области.
2. Болезненность при половом акте.
3. Иногда болезненное мочеиспускание.
4. Расстройство менструальной функции в виде обильных, длительных и болезненных менструаци1.
5. Бели.
6. Иногда запоры.
7. Часто наблюдаются бесплодие, невынашивание.
Диагноз выставляется на основании осмотра наружных половых органов, и влагалищного исследования.
4.3. Опущение и выпадение матки и стенок влагалища. Этиопатогенез, клиника, диагностика.
Диагноз опущение матки ставят в том случае, если влагалищная часть
шейки – наружный зев располагаются ниже спинальной плоскости, но из
половой щели не показывается даже при натуживании.
Выпадение матки характеризуется тем, что она частично или
полностью выходит за пределы половой щели. При неполном выпадении из
половой щели выходит только влагалищная часть шейки матки. При этом
соотношение между размерами тела и шейки матки могут быть сохранены
или нарушены вследствие удлинения шейки матки. Выпадение матки
считается полным в том случае, если шейка и тело матки располагаются ниже половой щели.
Этиопатогенез опущения и выпадения половых органов.
Опущения и выпадения половых органов являются следствием влияния совокупности факторов:
1. Родовые травмы промежности и мышц тазового дна.
2. Ослабление мышц передней брюшной стенки, особенно у
многорожавших, после многоплодной беременности, крупном плоде.
3. Возрастная атрофия матки, связочного аппарата и мышц тазового дна.
4. Врожденная гипоплазия мышц тазового дна и нарушение иннервации.
Обычно опущение стенок влагалища начинается с передней стенки.
Теряя естественную опору в результате разрыва промежности, передняя
стенка влагалища опускается и увлекает за собой стенку мочевого пузыря,
образуется грыжевое выпячивание – cystocele.
Передняя стенка влагалища тянет за собой шейку матки, в результате чего тело матки отклоняется к крестцу, формируется ретроверзия матки, а затем и ретрофлексия. Опущение и выпадение задней стенки влагалища нередко влечет за собой опущение передней стенки прямой кишки, образуя грыжевое выпячивание rectocele.
Стенки влагалища тянут за собой шейку матки, которая значительно
удлиняется. Связочный аппарат матки постепенно ослабевает и возникает
опущение и выпадение матки. Опущение и выпадение матки возникает
быстрее при физической работе, связанной с подъемом и ношением тяжестей.
Клиника опущения и выпадения матки и влагалища характеризуется
затруднениями при ходьбе, появлением чувства тяжести и болей в области
крестца, нарушением функции соседних органов.
При опущении и выпадении половых органов возникают изменения в слизистой оболочке влагалища –сухость, сглаживание складок и в области шейки – трофические язвы, псевдоэрозии, полипы, лейкоплакии, йод-негативные участки.
Со стороны соседних органов – учащенное, болезненное мочеиспускание, не удержание мочи при напряжении (кашель, смех), запоры. При полном выпадении матки может возникать затруднение при мочеиспускании вплоть до острой задержки мочи (перегиб и сдавление уретры), нередко осложняющейся восходящей инфекцией мочевых путей в связи с неполным опорожнением мочевого пузыря, наличием остаточной мочи. Трудоспособность у таких больных снижена, особенно при физической работе. Характерно прогрессирующее течение.
Диагностика опущения и выпадения половых органов не представляет сложной задачи. Диагноз опущения и выпадения выставляется на основании данных осмотра и пальпации грыжевого мешка. Иногда в нем пальпируется вся матка, дно которой находится вне половой щели (полное выпадение). Если дно матки не выходит за пределы половой щели, в грыжевом мешке пальпируется удлиненная шейка матки. Наличие изъявлений, лейкоплакий и других изменений диктует необходимость применения кольпоскопии, особенно в сочетании с пробой Шиллера прицельной биопсии.
6.Методы лечения при опущении и выпадении половых органов.
4.4. Консервативные и оперативные методы лечения при опущении и выпадения половых органов.
Консервативное лечение заключается прежде всего в назначении специального массажа и гимнастики.
При образовании трофических язв обязательно их лечение. Поскольку трофические язвы бывают инфицированы, кровоточат, обработку выпавших стенок влагалища и шейки матки следует производить антисептическими растворами стерильным материалом (перекись водорода, растворы, фурациллина, хлоргексидина, мирамистин ). Процедуры производятся в положении больной на гинекологическом кресле.
После обработки выпавшие ткани промокают сухой марлевой
салфеткой и вкрапляют выпавшую шейку и стенки влагалища, вводят в него
подготовленный стерильный марлевый тампон, смоченный эмульсией с
антисептиками (линимент стрептоцида, синтомицина). Размеры тампона
зависят от емкости влагалища. Такие процедуры производят ежедневно до
полного заживления язвы (7-10 раз).
При наличии противопоказаний к хирургическому вмешательству
(пожилой возраст, тяжелые соматические заболевания) можно применять для
удерживания стенок влагалища и матки от выпадения резиновые или
пластиковые пессарии. Стерильное пессарии вводят во влагалище
боком, а затем располагают его поперек влагалища на тазовом дне. Пессарии
стерилизуют кипячением. Ношение колец может приводить к
инфицированию влагалища, образованию пролежней, поэтому необходимы
ежедневные спринцевания и систематические осмотры.
Хирургические методы лечения.
Наибольшее распространение получили пластика передней и задней
стенок влагалища с леваторопластикой с вентрофиксацией. При полном
выпадении матки необходима экстирпация ее влагалищным путем. У
пожилых и отягощенных соматическими заболеваниями больных
производится срединная кольпораффия – сшивание передней и задней стенок
влагалища после выкраивания из них лоскутов прямоугольной формы.
4.5. Профилактика опущения и выпадения половых органов.
Должна проводиться во все периоды жизни женщины.
1. В детском возрасте важно следить за своевременным опорожнением мочевого пузыря и кишечника.
2. Соблюдение гигиенического режима девочек (исключение
физического перенапряжения – ношение тяжестей).
3. Рациональные занятия физической культурой и спортом.
4. Правильная организация родовспоможения, рациональное ведение родов, профилактика родового травматизма, своевременное и полноценное восстановление целости промежности.
5. Правильный режим родильницы, который способствует полноценному заживлению раны промежности, правильной инволюции матки.
6. При наличии разрыва промежности в анамнезе, склонности к
растяжению связок и слабости мышечного аппарата – избегать поднятия тяжестей, ношения бандажа, гимнастика, направленная укрепление мышц тазового дна и брюшного пресса.
7. Охрана труда работающих женщин, соблюдение трудового
законодательства.
8. Своевременные профилактические осмотры и профилактические
мероприятия.
- Блок контроля
Задание № 1. Актуализация базовых данных по теме: «Методика обследования гинекологических больных».
Вопросы фронтального опроса
1.Перечислите методы обследования гинекологических больных.
2.Какие разделы выделяют в опросе гинекологических больных?
3. Объясните, почему важно узнать возраст пациентки?
4. Назовите особенности сбора анамнеза у гинекологической больной.
5. Перечислите методы общего объективного обследования.
6. Что включается в специальное гинекологическое исследование?
7. Перечислите обязательные методы гинекологического обследования.
8. Какие органы позволяет обследовать наружный осмотр?
9. Какая цель осмотра в зеркалах?
10. Что можно обследовать при влагалищном исследовании?
11. Какие органы доступны осмотру при бимануальном исследовании?
12. Какие органы позволяет обследовать ректоабдоминальное исследование? 13.Какие органы позволяет обследовать ректовагинальное исследование?
14.Перечислите дополнительные инструментальные методы исследования применяемые в гинекологии.
Критерии оценки при проверке теоретических знаний фронтального опроса:
«5» (отлично) – ответ полный, грамотный, логичный; свободное владение терминологией; ответы на дополнительные вопросы чёткие, краткие.
«4» (хорошо) – ответ недостаточно логичный, с единичными ошибками в частностях; недостаточная уверенность в ответах на дополнительные вопросы; ответы на дополнительные вопросы правильные.
«3» (удовлетворительно) – ответ неполный, недостаточно грамотный, с ошибками в деталях, ответы на дополнительные вопросы недостаточно чёткие, с ошибками в частностях.
«2» (неудовлетворительно) – ответ неграмотный, неполный, с грубыми ошибками, незнание терминологии, ответы на дополнительные вопросы неправильные.
Задание№ 2. Графический диктант по теме: «Аномалии развития репродуктивной системы. Аномалии положения женских половых органов».
1. Половые органы и мочевыделительная система образуются из мезодермы.
2. Пороки развития возникают спонтанно.
3. Гермафродитизм – это патология наружных половых органов.
4. АГС не связан с биосинтезом глюкокортикоидов.
5. Дисгенезия гонад – это генетически обусловленное заболевание.
6. Дисгенезия гонад характеризуется только аменореей.
7. Синдром склерокистозных яичников проявляется аменореей, бесплодием,
гирсутизмом.
8. При синдроме склерокистозных яичников не наблюдается увеличения
яичников.
9. При синдроме склерокистозных яичников вторичные половые признаки
выражены хорошо.
10. Аплазия – это заращение влагалища.
11. Атрезия – это отсутствие влагалища.
12. При заращении девственной плевы развивается гематокольпос,
гематометра.
13. Аномалии развития матки могут протекать бессимптомно.
14. Для течения родов при аномалиях развития матки не наблюдается
патологии в родах.
15. Причиной генитального инфантилизма являются: хронические
заболевания, интоксикации, нарушение питания, гиповитаминозы.
16. Родовые травмы промежности и тазового дна являются причиной
опущений и выпадений половых органов.
17. При опущении передней стенки влагалища развивается ректоцеле.
18. При полном выпадении матки может возникнуть острая задержка мочи.
19. Характерно прогрессирующее течение заболевания.
20. Лечение этой патологии только консервативное
Эталоны ответов - для преподавателя
Графический диктант по теме:
«Аномалии развития репродуктивной системы.
Аномалии положения женских половых органов».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
^ | - | ^ | - | ^ | - | ^ | - | ^ | - | - | ^ | ^ | - | ^ | ^ | - | ^ | ^ | - |
Критерии оценок графического диктанта:
10% ошибок (2)-«отлично»
20% ошибок (4)-«хорошо»
30% ошибок (6) -«удовлеворительно»
Свыше 30% ошибок (7 и более) -« неудовлеворительно»
Заключение
Согласно рабочей программы и КТП по Специальности 31.02.02 «Акушерское дело» ППССЗ (базовая подготовка) на изучение объемной темы: «Аномалии развития репродуктивной системы. Аномалии положения женских половых органов отводится» всего 2 теоретических часа - 90 минут.
Предлагаемый в методической разработке текстовый лекционный материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественной подготовки студентов к практическому занятию.
Также предложенные в приложении № 3 задания для внеаудиторной самостоятельной работы, способствуют более углубленному изучению темы и обобщению ранее полученных знаний на теоретическом занятии.
Список использованных источников
Литература для преподавателя:
1.Загребина В.А., Торчинов А.М. Гинекология, М. Медицина, 2010 г. -ISBN:978-5-89481-032-5.
2.Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология: руководство для врачей, М.: ИНФРА-М.2001-591с. -ISBN: 978-5-89481-091-4.
Литература для студента:
1.Сивочалова О.В. Гинекология (3-е изд., перераб. и доп.): учебник для студ СПО Медицина, М. 2011. – 288с.- ISBN: 978-5-7604-1046-2.
2.Славянова И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: учеб. пособие (5-е изд., перераб. и доп.) - Ростов н/Д: Феникс.2009 – 395с.- ISBN: 978-5-222-15671-4.
Интернет-ресурсы:
1.www.rosmedlib.ru – медицинская студенческая библиотека.
Приложение № 1
Карточка-шаблон для ответов на графический диктант по теме: «Аномалии развития репродуктивной системы. Аномалии положения женских половых органов». | |||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||
Приложение № 2
Анкета- рефлексия.
1.Интересна ли, была тема для тебя?
2.Что понравилось в ходе урока?
3.Что не понравилось в ходе урока?
4.Сегодня я узнал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.Было трудно. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.Я понял, что. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7.Я научился. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8.Было интересно узнать, что…. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение № 3
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
1.Подготовить буклеты для пациенток:
- Аномалии развития женских половых органов
- Опущения и выпадения половых органов
-Гигиена женщины при опущении и выпадении женских половых органов.
-Профилактика опущения и выпадения женских половых органов.
2. Подготовить рефераты и презентации на темы:
-Профилактика аномалий развития женских половых органов.
- Роль акушерки в профилактике опущения и выпадения женских половых органов.
3. Составить ситуационные задачи.
4. Составить план обследования для выявления аномалий развития женских половых органов.
5. Составить план обследования для выявления неправильного положения, опущения и выпадения половых органов.
6. Составить глоссарий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»
Ц Е Л И З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды тканей.Студент должен иметь представл...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»
Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»
Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»
Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело
Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине « Общественное здоровье здравоохранение» Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении
Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ...