Рабочая программа дисциплины Статистика для студентов специальности 38.02.07. Банковское дело базовой подготовки
рабочая программа на тему
Программа соответствует ФГОС СПО и осватывает учебный материал от основных категорий статистики, статистического исследования и т.д. до показателей вариации, индексного метода, исследования связей между явлениями, выборочного наблюдения и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_stat.docx | 49.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е г о р о д а М о с к в ы «МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЗАПАД»
(ГБПОУ «МОК ЗАПАД»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общепрофессиональной учебной дисциплины
СТАТИСТИКА
программы подготовки специалистов среднего звена
38.02.07 Банковское дело
по программе базовой подготовки
МОСКВА
2017
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией
Протокол № ____ от «___»____ 2017 г. Председатель предметной (цикловой) комиссии ______________ / Миронова Е.М.
| Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.07. Банковское дело Заместитель директора по УР _____________/ Н.В. Ширинян
|
Составитель:
Голубева Т.М., к.п.н., преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «МОК ЗАПАД»
Рецензент: ___________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Статистика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной подготовки специалистов среднего звена 38.02.07. Банковское дело
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение материала дисциплины Статистика позволяет подойти к освоению профессиональных компетенций:
ПК. 03. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, формы расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК. 04. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
Изучение учебно-практического материала дисциплины Статистика способствует освоению общих или универсальных компетенций (ОК):
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 6. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач профессиональной деятельности;
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления собранной информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчетности;
- статистические наблюдения; сводки и группировки; способы наглядного представления статистических данных; статистические величины: абсолютные, относительные, средние; показатели вариации; ряды динамики и распределения; индексы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;
практических занятий 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
практические занятия | 36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение в статистику | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||
Понятие о статистике. Возникновение и развитие статистики. Предмет, метод и задачи статистики. Основные категории статистики. Роль статистики для экономики страны. Органы государственной статистики Российской Федерации | |||||
Тема 1. Статистическое исследование и этапы его проведения | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 | ||
1 | Определение статистического исследования. Этапы проведения статистического исследования. Статистическое наблюдение, его виды и формы. Объекты и единицы статистического наблюдения | ||||
2 | Специально организованное статистическое наблюдение. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения и способы борьбы с ними. Понятие о статистической таблице. Требования, предъявляемые к таблицам | ||||
Практическая работа. Изучить образцы статистических наблюдений. Составить программу наблюдения по выбранной теме | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов об истории развития статистики; о принципах и структуре организации государственной статистики РФ; о современных тенденциях развития статистического учета. Провести статистическое наблюдение по выбранной теме | 8 | ||||
Тема 2. Сводка и группировка статистических данных | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 | ||
Понятие статистической сводки и статистической группировки. Понятие группировочного признака и его виды. | |||||
Методы проведения группировки. Интервалы группировок | |||||
Статистические ряды распределения | |||||
Практические занятия: Проведение группировок статистических данных и построение рядов распределения. Группировка статистических данных и оформление результатов в виде статистической таблицы, графика | 4 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить индивидуальное задание по сводке и группировке, сделать вывод и проиллюстрировать графически | 4 | ||||
Тема 3. Способы наглядного представления статистических данных | Содержание учебного материала | ||||
Статистические таблицы, их виды. Разработка макета статистической таблицы. Правила составления таблиц. Статистические графики. Основные виды статистических графиков | 2 | 2 | |||
Тема 4. Статистические показатели | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 | ||
Статистические показатели: определение и значение. Классификация статистических показателей. Абсолютные величины, определение, виды, единицы измерения. Определение относительных величин: выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности | |||||
Средние величины в статистике, виды средних величин: средняя арифметическая простая и взвешенная, средняя хронологическая, средняя гармоническая простая и взвешенная. Показатели вариации признаков и характеристики вариационного ряда. Абсолютные показатели вариации, размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, коэффициент вариации и др. | |||||
Практические занятия: Расчет относительных величин (динамики, выполнения плана, структуры, координации) и формулировка выводов по произведенным расчетам. Расчет средних величин и формулировка выводов по произведенным расчетам. Расчет среднего линейного отклонения, дисперсии, среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации | 8 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Понятие о вариации. Причины, порождающие вариацию. Необходимость определения квадратичных отклонений и коэффициента вариации. Выполнить индивидуальную самостоятельную работу по расчету показателей вариации | 6 | 3 | |||
Тема 5. Ряды динамики в статистике | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 | ||
1 | Понятие о рядах динамики. Показатель времени и уровня ряда динамики. Интервальный и моментный ряды динамики. Отличительные особенности рядов динамики и правила их построения. Сопоставимость данных в рядах динамики | ||||
2 | Статистические показатели рядов динамики: цепные и базисные: абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста, абсолютное значение одного процента темпа прироста | ||||
3 | Приемы и методы анализа основной тенденции в рядах динамики | ||||
Практические занятия: Расчет показателей рядов динамики: абсолютного прироста, темпов роста, темпов прироста и абсолютного значения одного процента темпа прироста. Расчет показателей рядов динамики цепным и базисным способом, оформление полученных результатов в таблице. Выполнение выравнивания ряда динамики методом скользящей средней. | 8 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Средние величины в рядах динамики. Компоненты временных рядов (тренд, сезонные колебания, циклические колебания). Модели сезонных колебаний - подготовить в форме доклада | 4 | 3 | |||
Тема 6. Экономические индексы | Содержание учебного материала | 8 | 1,2 | ||
1 | Понятие, определение и классификация экономических индексов. Значение экономических индексов в статистике. Индивидуальные и сводные (общие) индексы | ||||
2 | Методика расчета индивидуальных и сводных индексов. Базисные и цепные индексы. | ||||
3 | Сводные (общие) индексы в средневзвешенной форме | ||||
4 | Использование индексного метода в экономическом анализе | ||||
Практическое занятие: Расчет индивидуальных и сводных индексов, оформление полученных результатов в виде таблицы. Использование факторного анализа. Формулировка выводов. | 8 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Экономические индексы постоянного и переменного состава. Взаимосвязь агрегатных индексов. | 2 | 3 | |||
Тема 7. Выборочное наблюдение в статистике | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 | ||
Выборочное наблюдение: понятие и значение. Причины и условия для выборочного наблюдения. Понятие связи в статистике. Всеобщая связь явлений. Виды и формы взаимосвязей. Основные методы изучения взаимосвязей. | |||||
Практическое занятие: Расчет статистических величин по выборочным данным. | 6 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Определение и классификация статистических методов. Освоение методики статистического анализа. Корреляционный анализ. Упрощенные методы измерения тесноты связи – оформить как конспект. | 4 | 3 | |||
Тема 8. Статистическое изучение связи между явлениями | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 | ||
Понятие связи в статистике. Методы изучения связи между явлениями. Виды и формы взаимосвязей. Задачи статистического изучения связи. Корреляционно-регрессионный анализ | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Роль качественного анализа в исследовании взаимосвязей (оформить доклад) – выполнить конспект по теме – Методы выявления взаимосвязей, их характеристика | 6 | ||||
Итоговый контроль умений и знаний | Зачет | 2 | 3 | ||
Итого | 76 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета статистики.
Оборудование учебного кабинета:
- парты;
- стулья;
- шкафы;
- компьютеризированный рабочий модуль преподавателя
Технические средства обучения:
- компьютеризированные рабочие места обучающихся
- видеопроектор
- универсальная интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература
- Мхитарян В.С. Статистика – М.: Академия , 2011.
Дополнительная литература
- Голубева Г.Ф. Статистика – М.: Образовательный издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники»», 2010.
- Громыко Г.Л. Теория статистики – М. ИНФРА-М, 2011.
- Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики – М.: ИНФРА-М, 2010.
- Башина О.Э., Спирин А.А. Общая теория статистики - М.: Финансы и статистика, 2007.
- Иванова Ю.Н. Экономическая статистика – М.: ИНФРА-М, 2010.
- Годин А.М. Статистика - М.: ИТК Дашков и К, 2008
- Салин В.Н.., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П. Статистика – М.: КНОРУС, 2008.
- Елисеева И.И. Статистика – М.: Высшее образование , 2009.
Интернет-ресурсы
- www.consultant.ru
- www.roskodeks.ru
- www.garant.ru
- www.zakonrf.info
- www.gdezakon.ru
- www.kodeks-a.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: собирать и регистрировать полученную информацию в соответствии с установленными требованиями, в т.ч. используя информационные технологии; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; выполнять расчеты статистических показателей; формулировать основные выводы; Освоенные знания: основные понятия: предмет, метод и задачи статистики; принципы организации государственной статистики; современные тенденции развития статистического учета; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления собранной информации; основные формы и виды действующей статистической отчетности; статистические наблюдения; сводки и группировки; способы наглядного представления статистических данных; статистические величины: абсолютные, относительные, средние; показатели вариации; ряды динамики и распределения; экономические индексы. | Экспертная оценка на практических занятиях. Экспертная оценка самостоятельной работы обучающихся Тестирование (устный опрос) Экспертная оценка решения ситуационных заданий. |
Составитель ______________________ Голубева Т.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине "Статистика" для студентов специальности 38.02.07 Банковское дело
Рабочая тетрадь содержит задания к практическим занятиям по учебной дисциплине "Статистика" и предназначена для выполнения аудиторной практической работы студентов по специальности 38.02.07 Банковское...
Технологическая карта № 1 по учебной дисциплине "Статистика" для студентов специальности 38.02.07 Банковское дело
Технологическая карта № 1 по теме: "Описательная статистика" даёт возможность подготовиться к диагностике по технологической карте на положительный результат (выбранный самим студентом)....
Рабочая программа дисциплины Маркетинг для студентов специальности 38.02.03. Операционная деятельность в логистике для базовой подготовки
Рассмативаются социальные основы маркетинга, его основные инструменты, позволяющие специалисту или компании эффективно функционировать в условиях современного рынка....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело».
Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Экономика».Практические занятия являются нео...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело».
Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Экономика».Практические занятия являются нео...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по специальности 38.02.07 «Банковское дело» базовая подготовка.
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны с целью оказания помощи обучающимся при освоении дисциплины дисциплине «Информационные технологии в проф...
Рабочая программа дисциплины ОП.09 Психология, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа дисциплины ОП.09 Психология, специальность 34.02.01 Сестринское дело...