Методическая разработка практического занятия
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 84.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 1»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Психотропные средства
Дисциплина ОП07 Фармакология
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Москва
2023
РАССМОТРЕНА Цикловой методической комиссией №3 (протокол от 03.05.2023) | РАЗРАБОТАНА на основе ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело |
Разработчик: Комагоркина Наталья Владимировна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №1»
Рецензент: Смыслова Ольга Александровна, председатель ЦМК№3 ГБПОУ ДЗМ «МК №1»
|
№ | Содержание | Страница |
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Методический блок | 5 |
2.1 | Цели занятия | 5 |
2.2 | Задачи занятия | 7 |
2.3 | Мотивация | 7 |
2.4 | План занятия (хронометраж) | 9 |
3 | Информационный блок | 12 |
4 | Операционно-познавательный блок. | 18 |
5 | Блок контроля | 27 |
6 | Домашнее задание | 31 |
7 | Список литературы | 32 |
- Пояснительная записка
Данная методическая разработка составлена для проведения практического занятия со студентами, обучающимся на 2 м курсе специальности «Сестринское дело» ОП.07 «Фармакология».
В методической разработке отражены образовательные, воспитательные и развивающие цели занятия, содержатся задания для проверки исходного уровня знаний, задания для актуализации знаний, задания для формирования профессиональных компетенций, тестовые задания для контроля итогового уровня знаний, эталоны ответов.
На практическом занятии изучается материал, имеющий большое значение для применения психотропных препаратов, применяемых при нарушениях психической деятельности человека. Их используют для лечения психозов, а также невротических и неврозоподобных расстройствах, сопровождающихся состоянием напряжения, страха, тревоги, беспокойства и другими симптомами.
Отбор и конструирование содержания создают условия для того, чтобы к концу занятия студенты владели не только суммой определенных знаний по характеристике психотропных средств, но и овладели рядом умений, которые способствуют формированию необходимых общих и профессиональных компетенций.
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Раздел 2. Частная фармакология
Тема 2.2.5 «Средства, действующие на центральную нервную систему. Психотропные средства».
Тема занятия: «Психотропные средства».
Курс: II Семестр: IV
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Форма обучения: очная
Время занятия: 90 мин
Форма проведения занятия: практическое
Тип занятия: комбинированный
Место проведения занятия: учебный кабинет «Фармакология».
2.1 ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
1. Образовательная цель:
- Закрепить теоретические знания по теме занятия;
- Выработать умение ориентироваться в номенклатуре, составе ЛС;
- Закрепить представление о показаниях к применению; побочных эффектах препаратов.
- Научить студентов применять препараты по назначению врача,
- Давать грамотные рекомендации по правилам приема.
2. Воспитательная цель:
- формировать нравственные понятия (долг, честь, достоинство);
- привить чувство ответственности за выполнение назначений врача;
- привить чувство ответственности за жизнь и здоровье пациента;
- воспитать чувство сострадания к пациентам;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитать добросовестное отношение к требованиям преподавателя.
3. Развивающая цель:
- развитие умения и навыков;
- развитие логического и аналитического мышления;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие познавательной активности.
Формируемые компетенции
Дисциплина входит в профессиональный цикл и является частью учебного цикла общепрофессиональных дисциплин, направлена на формирование ОК и ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
2.2 ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ
С целью формирования вышеуказанных компетенций студент в итоге
занятия должен знать:
- классификацию средств, влияющих на ЦНС;
- фармакологические эффекты изучаемых препаратов;
- показания к применению;
- противопоказания препаратов данной фармакологической группы.
С целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:
- давать грамотные рекомендации по применению лекарственных средств в соответствии с клиническим диагнозом, с учетом их фармакокинетики, фармакодинамики, индивидуальной чувствительности, сопутствующих заболеваний, функционального состояния организма;
- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- уметь оказывать доврачебную помощь при ярко выраженном побочном действии препарата.
2.3 МОТИВАЦИЯ
Открытие и внедрение в практику психотропных средств является одной из наиболее крупных достижений медицины. Прежде всего это принципиально изменило положение дел в лечении психических заболеваний. До появления этих препаратов возможности лечения такого контингента больных были ограничены (в основном электрошок, инсулиновая кома). Кроме того психотропные препараты существенно пополнили арсенал лекарственных средств, применяемых в других областях медицины (терапии, анестезиологии, неврологии и др.)
Данное методическое пособие позволяет студентам усвоить основные положения темы, оперировать медицинскими терминами, сформулировать «клинический образ мышления». В то же время, она формирует у студентов умение давать грамотные рекомендации по применению психотропных средств. Это является залогом высокой эффективности и безопасности медикаментозного лечения. Студенты закрепляют навыки по выписыванию и правилам оформления рецептов. При обучении среднего медицинского персонала особое внимание должно быть уделено формированию лекарственной грамотности будущих специалистов. Практическое занятие занимает важное место в курсе фармакологии и многих клинических дисциплин. В этой теме рассматриваются нейролептики, транквилизаторы, седативные средства, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропные средства, адаптогены. Студенты должны знать данную тему для дальнейшего изучения клинических дисциплин. Учитывая то, что многие препараты изучаемой темы могут вызвать лекарственную зависимость, студенты должны хорошо знать их наименование и фармакологическое действие. Данное методическое пособие позволяет студентам усвоить основные положения темы, оперировать медицинскими терминами, сформировать «клинический образ мышления». В то же время, она формирует у студентов умение давать грамотные рекомендации по применению препаратов этой группы. Это является залогом высокой эффективности и безопасности медикаментозного лечения.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
- анатомия и физиология человека
- микробиология
- латинский язык
- здоровый человек и его окружение
- теория и практика сестринского дела
- технология оказания медицинских услуг
Внутрипредметные связи:
- фармакокинетика и фармакодинамика лекарств
- виды лекарственных форм
- правила выписывания рецептов
2.4 ПЛАН ЗАНЯТИЯ (ХРОНОМЕТРАЖ)
№ | Этап занятия | Время (минут) | Действия преподавателя | Действия обучающихся | Обоснование методических приемов |
1. | Организационный момент. Мотивация | 10 | Приветствует обучающихся Обращает внимание на внешний вид Проверяет готовность студентов к занятиям Отмечает отсутствующих Сообщает тему, план, цели занятия Отмечает значение изучения темы в будущей профессиональной деятельности. | Приветствуют Преподавателя Занимают рабочие места. Слушают преподавателя Слушают преподавателя Осмысливают план занятия Осмысливают тему, значение темы для будущей профессии | Организует и дисциплинирует обучающихся Воспитывает аккуратность, требовательность к себе и товарищам, самоконтроль Создает рабочую обстановку Формирует интерес к учебной деятельности, к предмету, к данному занятию. |
2. | Проверка исходного уровня знаний – Индивидуальный устный опрос (Контрольные вопросы Приложение 1) | 15 | Студентам предлагается ответить на вопросы (Приложение№1) | Отвечают на поставленные вопросы
| Проверяет знания по пройденной теме. Проверяет уровень теоретических знаний по изучаемой теме. |
4. | Практическая часть. Актуализация знаний по данной теме | 60 | 1. Преподаватель знакомит студентов с практической частью занятия (самостоятельной работой), объясняет этапы работы, правила оформления результатов в тетради. 1.Студентам раздаются карточки заданий (приложение 2,3). После заполнения карточек выдаются эталоны правильных ответов (приложения №4, №5). 2.Проводит решение ситуационных задач (Приложение №6) Эталоны ответов представлены в приложении №7 3.Студентам выдаётся задание выписать рецепт. Приложение №8 Эталоны ответов представлены в приложении №10 4.Студентам предлагается выполнить итоговый тест (Приложение №11) Эталоны ответов (Приложение №12) 5. Контролирует самостоятельную работу студентов | Побуждает студентов к самостоятельной деятельности, рациональной организации работы, тем самым способствует развитию ОК8 2. Решают ситуационные задачи 3.Выписывают рецепты, пользуясь справочной литературой 4. Выполняют тестовое задание | 1.Развивает логическое мышление, память 2. Развивает логическое мышление. 3.Закрепление умений и навыков прописывания и оформления рецептов 4.Проверяет уровень теоретических знаний по теме |
4. | Заключение:подведение итогов занятия, домашнее задание. | 10 | 1.Выясняет, что было трудным при усвоении нового материала 2. Говорит об общем впечатлении от занятия 3. Даёт задание на дом. Инструкции по выполнению домашнего задания. | 1.Задают вопросы и слушают пояснения 2.Обращают внимание на объяснения преподавателя 3.Записывают домашнее задание. | 1.Выявление сложных моментов при усвоении нового материала 2.Закрепление пройденного материала. 3.Закрепление пройденного материала. |
3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Психотропными называют препараты, основное влияние которых направлено на психическое и эмоциональное состояние человека.
По фармакологическим свойствам среди психотропных средств выделяют:
- нейролептики (антипсихотические средства);
- транквилизаторы;
- седативные средства;
- антидепрессанты;
- психостимуляторы;
- ноотропные средства
- адаптогены
Нейролептики устраняют бред, галлюцинации при тяжёлых психических заболеваниях, оказывают антипсихотическое действие.
Транквилизирующее и седативное действие нейролептиков характеризуется устранением страха, тревоги, психической напряжённости.
Нейролептики потенцируют действие средств для наркоза, снотворных средств, наркотических анальгетиков.
Многие нейролептики оказывают противорвотное действие.
По химической структуре среди нейролептиков выделяют:
- производные фенотиазина (хлорпромазин)
- производные бутерофенона (галоперидол, дроперидол)
- препараты из разных групп (хлорпротиксен, сульпирид, оланзапин).
Побочные эффекты:
- экстрапирамидные расстройства (блокада D2-дофаминовых рецепторов нигростриатного пути) (типичные нейролептики) – «лекарственный паркинсонизм» (ригидность, гипокинезия, тремор),
- акатизия – двигательное беспокойство,
- атропиноподобные эффекты (блокада М-холинорецепторов) сухость во рту, задержка мочеиспускания и др.
Транквилизаторы (анксиолитики) – это лекарственные средства, которые устраняют чувство страха, тревогу, беспокойство, напряжённость.
«Ночные» (выраженный сед. эфф): феназепам, диазепам (Седуксен, Реланиум) мидазолам (дормикум)
«Универсальные» (относительно выраженный седативный эффект): алпразолам (золомакс).
Эффекты: анксиолитический, седативный, снотворный, центральный мышечнорасслабляющий, противосудорожный, потенцируют средства для наркоза, наркотических анальгетиков.
Показания: неврозы, неврозоподобные состояния, которые сопровождаются беспокойством, страхами, тревогой.
Осложнения: лекарственная зависимость, синдром отмены, вялость, сонливость, повышенная утомляемость, толерантность.
Седативные средства – лекарственные средства, оказывающие умеренное успокаивающее действие (седативное) и ослабляют некоторые проявления неврозов (уменьшают раздражительность, нормализуют сон).
Показания: легкие неврозы, повышенная раздражительность. Фармакологические эффекты: седативный, снотворный, спазмолитический.
Препараты: настойка валерианы, настойка пустырника, валокордин, валосердин, корвалол, ново-пассит, персен, препараты брома (калия бромид) и др.
Антидепрессанты - психотропные средства, уменьшающие или устраняющие состояние депрессии. Депрессия (от лат. depressio - подавленность, угнетение) - психическое расстройство, основным признаком которого является подавленное, угнетенное, тоскливое настроение.
Классификация антидепрессантов по механизму действия:
- Ингибиторы моноаминоксидазы: необратимого типа действия (ниаламид); обратимого типа действия (пирлиндол, моклобемид).
- Ингибиторы нейронального захвата: неизбирательные (амитриптилин, имипрамин, кломипрамин); избирательные (флуоксетин, сертралин, мапротилин).
Ингибиторы моноаминоксидазы. Препараты тормозят активность фермента МАО, который разрушает биогенные амины (норадреналин, адреналин, серотонин, дофамин). При этом происходит накопление биогенных аминов, преимущественно норадреналина и серотонина, обладающих способностью снимать депрессивное состояние. Препараты, обратимо ингибирующие МАО, действуют более кратковременно, чем необратимые ингибиторы МАО. Необратимые ингибиторы МАО неизбирательно ингибируют оба типа фермента: МАО-А (действует преимущественно на норадреналин и серотонин) и МАО-В (действует преимущественно на дофамин).
Применяют для лечения тяжелых депрессивных расстройств. Побочные эффекты наиболее часто проявляются нарушение сна, повышение температуры тела, возникают жар, потливость, боли в суставах, мышцах, тремор. Препараты снижают аппетит и вызывают потерю массы тела. Менее часто возникают тревога, двигательное беспокойство, нарушение зрения. Еще реже аллергические реакции: кожная сыпь, крапивница, затруднение дыхания.
Психостимуляторы. Психостимуляторами называют средства, обладающие возбуждающим действием на ЦНС, повышающие умственную и физическую работоспособность, уменьшающие или полностью устраняющие чувство усталости, сонливости.
Ноотропные средства. Ноотропными называют средства, которые активируют высшую интегральную деятельность мозга, восстанавливают нарушенные мнестические мыслительные функции и повышают резистентность организма к экстремальным воздействиям. Ноотропные средства (от греч. noos - мышление, разум, душа; tropos - стремление) относят к группе психотропных средств, обладающих специфическими механизмами действия и фармакологическими эффектами. Средства усиливают микроциркуляцию в кровеносных сосудах мозга, тем самым улучшая его кровоснабжение. Кроме того, они стимулируют окислительно - восстановительные процессы в тканях мозга, усиливают синтез аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), белков и рибонуклеиновой кислоты (РНК), утилизацию глюкозы, что приводит к активизации биоэнергетических и метаболических процессов.
Показания к применению: лечение нарушений мыслительных функций, возникающих вследствие гипоксии, интоксикаций, острого и хронического алкоголизма, травм мозга, а также при различных дегенеративных поражениях мозга, в том числе старческой деменции (слабоумии) и других болезней, связанных с нарушениями мозгового кровообращения. Препараты применяют также для восстановления задержки умственного развития детей и улучшения творческой активности лиц пожилого и старческого возраста, восстановления памяти. Средства способствуют обучению слаборазвитых детей. В отличие от других психотропных средств, ноотропы не оказывают выраженного психостимулирующего или седативного действия, не изменяют биоэлектрической активности мозга.
Препараты: представляющие ГАМК и производные ГАМК: пирацетам (ноотропил), пантогам, пикамилон, фенибут, пикамилон, фезам, билобил, энцефабол, идебенон и др. ГАМК функционирует в качестве медиатора (передатчика, трансмиттера) нервных импульсов. Кроме того, она необходима для нормального течения обмена веществ. Ноотропный эффект этой группы препаратов может сопровождаться седативным действием, при котором уменьшаются тревога, напряженность, улучшается сон.
Алаптогены. К препаратам, тонизирующим ЦНС (адаптогенам), относят средства природного происхождения, полученные из растительного или животного сырья. Они тонизируют ЦНС и приспосабливают (адаптируют) организм человека к нормальной работе в условиях изменившейся внешней или внутренней среды. К фитоадаптогенам относят спиртовые экстракты и настойки - галеновые препараты, полученные из сырья растений: корней женьшеня, аралии; корневища с корнями элеутерококка, родиолы розовой, заманихи, левзеи сафлоровидной; плодов - лимонника. Препараты, полученные из растительного сырья, оказывают влияние на физиологические и нейрохимические процессы, обеспечивают тонизирующее действие на ЦНС и защитные функции организма в целом. При их длительном применении в осенне-зимний период повышается выносливость при физических и психических нагрузках. Они обладают адаптогенным, актопро-текторным, антигипоксическим и антиоксидантным действием (наиболее сильно выражено у родиолы, элеутерококка, женьшеня), проявляют мембраностабилизирующую активность и ноотропный эффект. Их применяют при астении, переутомлении, повышенных нагрузках и стрессах. Тонизирующие средства входят в комплексную терапию ослабленных больных, для ускорения реабилитационных процессов. Их рекомендуют назначать пациентам, чья профессиональная деятельность (альпинисты, подводники, летчики) или патология связана с недостатком кислорода (гипоксией), а также при состояниях, требующих повышенного внимания и умственного напряжения (диспетчеры, водители транспорта). При повышенной физической нагрузке (спортсмены, танцоры, артисты балета) препараты активизируют процессы восстановления физических функций организма, приспосабливают организм к режиму постоянных тренировок, повышают способность максимально концентрироваться на сверхинтенсивных и ответственных соревнованиях. В профилактических целях их рационально применять перед сменой часовых или климатических поясов, при смене сезона года или резких колебаний погоды и температуры. Для поддержания сбалансированной работы всех систем в организме человека применяют препараты из животного сырья. Используют неокостенелые рога (панты) северного оленя, пятнистого оленя, алтайского марала или изюбра, из которых получают пантокрин, рантарин, маранол, цыгапан. При их применении улучшаются память и работа мозга, активизируется энергетический обмен, нормализуется артериальное давление. При стрессовых состояниях в организме резко снижаются антиокислительные процессы, возрастает количество свободных радикалов и токсичных перекисных продуктов, приводящих к повреждению клеточных мембран. Тонизирующие средства обладают антиоксидантным, антистрессовым действием, ускоряют регенерацию тканей, повышают эмоциональную и сексуальную активность.
4. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Приложение 1
Контрольные вопросы:
1. Классификация психотропных средств.
2. Нейролептики. Показания и побочные эффекты
3. Чем транквилизаторы отличаются от нейролептиков.
4. Назовите основные эффекты транквилизаторов, в каких случаях их назначают.
5. Показания к применению транквилизаторов.
6. Общая характеристика седативных средств.
7. Побочные эффекты седативных средств.
8. Общая характеристика антидепрессантов.
9. Общая характеристика ноотропных средств.
10. Общая характеристика психостимуляторов.
Инструкция к выполнению заданий:
С целью проверки освоенного материала выполните следующие задания:
- выполните карточку – задание, заполнив таблицы, ответив на поставленные вопросы. (Приложение №2, 3) Эталоны ответов представлены
в (Приложении №4, №5).
- Решите ситуационную задачу. Свои ответы сверьте с эталонами, согласно критериям оценок, выставите себе оценки самостоятельно или, работая в паре, осуществите взаимоконтроль (проверьте выполненные задания партнера, найдите ошибки, выставите ему оценку). Эталоны ответов представлены в Приложении №7
- Выпишите рецепты на препараты, указанные в Приложении №8
Свои ответы – сверьте с эталонами, самостоятельно или, работая в паре, осуществите взаимоконтроль (проверьте выполненные задания партнера, найдите ошибки, выставите ему оценку). Эталоны ответов представлены в Приложении №9
Приложение №2
Заполните таблицу №1
Лекарственный препарат | Фармакологическая группа | Показания к применению | Побочные эффекты |
Аминазин | . | ||
Кофеин – бензоат натрия | |||
Тазепам | |||
Амитриптилин | |||
Пирацетам |
|
Приложение №4
Эталон ответа:
Лекарственный препарат | Фармакологическая группа | Показания к применению | Побочные эффекты |
Аминазин | Нейролептик | Психопатия, шизофрения, противорвотное средство | Эстрапирамидные реакции, паркинсонический синдром, нарушения терморегуляции. |
Кофеин – бензоат натрия | Аналептик | Стимуляция дыхания и кровообращения при отравлении наркотическими и снотворными средствами, снижение умственной и физической работоспособности, сонливость, головная боль, мигрень. | Тахикардия, гипертензия, бессонница |
Тазепам | Транквилизатор | Неврозы, тревога, страх, нарушение сна, абстинентный синдром. | Слабость, сонливость, замедление двигательных реакций |
Амитриптилин | Антидепрессант | Депрессии | Беспокойство, головная боль, возбуждение |
Пирацетам | Ноотропное средство | Травмы мозга, инсульты, сосудистые заболевания головного мозга. задержка умственного развития | Нервозность, возбуждение, расстройство сна, раздражительность, тошнота, рвота |
Приложение №3
Выполнить карточку задание.
Пользуясь справочной литературой, распределите препараты, приведённые ниже, по группам. Подпиши над каждым препаратом цифру, соответствующую группе.
- нейролептики (антипсихотические средства);
- транквилизаторы;
- седативные средства;
- антидепрессанты;
- психостимуляторы;
- ноотропные средства
Аминазин, галоперидол, натрия бромид, настойка пустырника, амитриптиллин, неулептил, корвалол, пирацетам, феназепам, флуоксетин, сонапакс, валокордин, сиднокарб, седуксен, кофеин.
Приложение №5
Эталон ответа
Аминазин (1), галоперидол (1), натрия бромид (3), настойка пустырника (3), амитриптиллин (5), неулептил (1), корвалол (3), пирацетам (7), феназепам (2), флуоксетин (5), сонапакс (1), валокордин (3), сиднокарб (6), седуксен (2), кофеин (6).
Приложение№ 6
Решите ситуационные задачи:
Задача №1
Препарат оказывает антипсихотическое, противорвотное, противоаллергическое действие, снижает температуру тела. Усиливает действие наркотических, снотворных и анальгезирующих средств. Определить фармакологическую группу препарата.
Задача №2
Препарат уменьшает чувство страха, напряжения, тревоги, понижает тонус мышц и двигательную активность, не устраняет бред и галлюцинации. Применяется при неврозах, нарушениях сна. Не рекомендуется принимать накануне или во время работы водителям транспорта или лицам, работа которых связана с необходимостью быстрой реакции. Определить фармакологическую группу препарата. Привести пример.
Приложение №7
Эталон ответа к ситуационной задаче №1
Нейролептик (Аминазин).
Эталон ответа к ситуационной задаче №2
Транквилизатор (Феназепам).
Приложение №8
Выписать в рецептах:
- Выпишите 10 драже аминазина по 0,05. Назначить по 1 драже при неукротимой икоте.
- Выпишите рецепт, 25 мл настойки валерианы. Назначить по 25 капель 3 раза в день.
Приложение №9
Эталон ответа:
- Recipe: Dragee Aminazini 0,05
Da tales doses numero 10
Signa: по 1 драже при неукротимой икоте.
- Recipe: Tincturae Valerianae 25ml
Da. Signa: принимать по 25 капель 3 раза в день.
5. БЛОК КОНТРОЛЯ
Приложение №10
Инструкция:
С целью проверки освоенного материала выполнить тестовое задание, выбрав один правильный ответ. (Приложение №10)
Критерии оценки:
«5» - 0 – 1 ошибка
«4» - 2-3 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - больше 4 ошибок
1 АМИТРИПТИЛИН ОТНОСИТСЯ К ГРУППЕ ЛП
А) противопаркинсонических
Б) противосудорожных
В) антидепрессантов
Г) ноотропов
2 ГАЛОПЕРИДОЛ ОТНОСИТСЯ К ГРУППЕ ЛП
А) анксиолитиков
Б) атипичных нейролептиков
В) типичных нейролептиков
Г) антидепрессантов
3 ХЛОРПРОМАЗИН ОТНОСИТСЯ К ГРУППЕ ЛП
А) антидепрессантов
Б) анксиолитиков
В) атипичных нейролептиков
Г) типичных нейролептиков
4 КЛОЗАПИН ОТНОСИТСЯ К ГРУППЕ ЛП
А) типичных нейролептиков
Б) атипичных нейролептиков
В) анксиолитиков
Г) антидепрессантов
5 В СОСТАВ СЕДАТИВНОГО СБОРА ВХОДИТ ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ
А) черемухи обыкновенной
Б) крушины ломкой
В) толокнянки обыкновенной
Г) мяты перечной
6 АНКСИОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ УСТРАНЯЮТ
А) рвоту и икоту
Б) бред и галлюцинации
В) сонливость и заторможенность
Г) страх и тревогу
7 ПОБОЧНЫМ АНОРЕКСИГЕННЫМ ЭФФЕКТОМ, О КОТОРОМ НУЖНО ИНФОРМИРОВАТЬ,
ОБЛАДАЕТ
А) инсулин
Б) пирацетам
В) настойка полыни
Г) флуоксетин
8 ПРЕПАРАТОМ СЕДАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАСТОЙКА
А) пустырника
Б) аралии
В) полыни горькой
Г) календулы
9 ДАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ ПОСЕТИТЕЛЮ АПТЕКИ, КАКИЕ ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
ТРАНКВИЛИЗАТОРОВ
А) эндогенная депрессия
Б) невротические реакции
В) приступы маниакального возбуждения
Г) психические нарушения, сопровождающиеся бредом и галлюцинациями
10 ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ АНКСИОЛИТИКОВ
А) повышают адаптацию организма к неблагоприятным факторам
Б) улучшают умственную деятельность, память
В) подавляют страх, беспокойство, тревогу
Г) улучшают настроение и общее психическое состояние
Приложение №12
Эталоны ответов к тестовому заданию:
1В
2В
3Г
4Б
5Г
6Г
7Г
8А
9Б
10 В
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Изучить главу 15 учебника стр.122 -130 учебника.
Фармакология: учебник / Р.Н. Аляутдин. – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2020. – 320с.
Составить кроссворд на тему: «Психотропные средства».
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные печатные издания
- Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 704 с.
- Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник для специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 320 с.
- Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник / Д.А. Харкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 464с.
Электронные издания
- Государственный реестр лекарственных средств ГРЛС – URL: https://grls.rosminzdrav.ru/
- Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 704 с. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970452417.html
- Аляутдин, Р.Н. Фармакология: учебник для специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 320 с. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970452387.html
- Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник / Д.А. Харкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 464 с. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455104.html
- Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учебник / Д.А. Харкевич. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 464 с. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970444917.html
Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
- Министерство здравоохранения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: https://minzdrav.gov.ru/
- Регистр лекарственных средств России [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rlsnet.ru/
Дополнительные источники
- Справочник ВИДАЛЬ. Лекарственные препараты в России. – Москва: Видаль Рус, 2021. – 1120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия "СП при нервно-артрическом диатезе у детей"
Методическая разработка содержит методический и информационный блоки, контролирующий материал с эталонами ответов....
Методическая разработка практического занятия "Сахарный диабет"
Предназначена для проведения практического занятия по учебной дисциплине "Терапия", радел эндокринология, тема: "Сахарный диабет"...
Методическая разработка практического занятия по МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» Тема: Защита проекта предметно-развивающей среды класса в начальной школе
Представлен опыт проведения учебного занятия, построенного в контексте технологии проектного обучения....
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»
Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....