Методическая разработка теоритического занятия "Ацетаминопроизводные ароматического ряда"
учебно-методический материал

Говорухина Ирина Сергеевна

Методическая разработка теоритического занятия "Ацетаминопроизводные ароматического ряда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения  Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

ПМ 02 «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций»

МДК 02.02 «Контроль качества лекарственных форм»

Тема: «Ацетаминопроизводные ароматического ряда»

Специальность: 33.02.0.1. «Фармация»

Уровень подготовки: базовый

Курс:  2

Составлена: Говорухиной И.С.,

преподавателем контроля качества

 лекарственных средств

в  соответствии с   требованиями

Федерального государственного  

образовательного стандарта

среднего профессионального

образования

г. Благовещенск 2024

Рассмотрено на                                                                                                                                                                                                                                            заседании ЦМК «Фармация»

Протокол № _______

«___» __________ 2024 г.

Председатель ЦМК ____________

Сухова Л.П.

Утверждаю

Экспертный совет при

информационно-методическом центре

ГАУ  АО ПОО АМК

«____» _______________ 2024 г.

Пояснительная записка

Методическая разработка занятия для преподавателя по МДК 02.02 «Контроль качества лекарственных форм» на тему «Ацетаминопроизводные ароматического ряда» предназначена для проведения теоретического занятия на специальности «Фармация».

Данная тема является актуальной в связи с тем, что для обеспечения населения высококачественными лекарственными препаратами необходимы высококвалифицированные фармацевтические кадры, хорошо владеющие теоретическими основами контроля качества лекарственных форм. Для успешной работы в этой области необходимо понимание и правильное применение используемых терминов, понятий, знание химических, физических свойств  и проведения обязательных видов контроля лекарственных средств.

Поэтому данная тема важна для понимания и освоения ПМ 02 «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций»  и квалификации «Фармацевт».  

Методическая разработка может применяться при проведении теоретического занятия как по очной, так и очно-заочной (вечерней) форме получения образования. Разработка содержит организационно-методический блок, блок учебной информации, контроля. На освоение данной темы отводится 2 учебных часа.


Тема № 35: «Ацетаминопроизводные ароматического ряда»

Цели занятия:

Методическая цель – создать условия для формирования теоретических знаний

Образовательная цель – сформировать у студентов теоретические знания о лекарственных средствах, ацетамининопроизводных ароматического ряда.

Воспитательная цель – воспитать внимательность, организованность, чувство профессионализма

Развивающая цель – развивать интерес, мышление

В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК 3.Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

Студенты должны знать:

- Нормативно-правовую базу по изготовлению лекарственных форм и внутриаптечному контролю

- физико-химические свойства лекарственных средств

- методы анализа лекарственных средств

- виды внутриаптечного контроля

- правила оформления лекарственных средств к отпуску

Студенты должны уметь:

- проводить обязательные виды внутриаптечного контроля качества лекарственных средств

- регистрировать результаты контроля

- упаковывать и оформлять лекарственные средства к отпуску

- пользоваться нормативной документацией

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

Уровень усвоения: 1

Место проведения: кабинет химии

Материально-техническое обеспечение:

Методическое обеспечение: методическая разработка теоретического занятия для преподавателя.

Технические средства обучения: компьютер, телевизор, презентация.

Внутрипредметные связи:

- Контроль качества лекарственных веществ

- Основные понятия специальности

- Стандартизация ЛС

Межпредметные связи:

- Аналитическая химия (химические, физические методы анализа)

- Организация деятельности аптеки и её структурных подразделений (соблюдения требований санитарного режима, охраны труда, техники безопасности)

- Лекарствоведение

- Технология изготовления лекарственных форм 

Литература:

1.Плетнева Т.В. Контроль качества лекарственных средств.-Учебник 2019

2.Приказ МЗ РФ № 249н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»

3.Государственная фармакопея 13,2015г

Структура занятия

I. Организационная часть -                  3 мин.

II.Целевая установка -                          4 мин.

III.Контроль изученного материала – 10мин.

IV. Блок учебной информации -          60 мин.

V. Закрепление -                                   9 мин.

VI. Подведение итогов -                         3 мин.

VII. Задание на дом -                               1 мин.

                 

Содержание занятия

№ п/п

Этапы занятия

Цель

Описание деятельности

Время

преподавателя

студента

1

Организация начала занятия

Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение

Проверяет готовность аудитории, внешний вид студентов, наличие письменных принадлежностей, отмечает отсутствующих

Староста перечисляет отсутствующих, называет причину отсутствия

3

мин

2

Целевая установка

Раскрыть практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональной деятельности

Знакомит студентов с планом занятия. Четко и ясно объявляет поставленные цели. Объясняет, что студенты должны изучить в процессе занятия

Слушают преподавателя, записывают тему, план

4 мин

3

Основная часть

Проверить усвоенные знания по прошедшей теме, сформировать у студентов знания о лекарственных препаратах ацетаминопроизводных

Проверяет усвоенные знания по прошедшей теме, излагает новый материал, отмечая значение данной темы в практической деятельности фармацевта (приложение 1)

Отвечают на вопросы, внимательно слушают преподавателя, составляют конспект

70 мин

4

Закрепление материала

Закрепить полученные знания по основным вопросам

Проводит устный групповой/индивидуальный опрос (приложение 2)

Отвечают на вопросы

9 мин

5

Подведение итогов

Стимулировать интерес к учебному процессу

Отмечает положительные, отрицательные моменты в ответах студентов, в их поведении, выставляет оценки

Слушают, анализируют слова преподавателя, запоминают замечания

3 мин

6

Задание на дом

Обратить внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию

Отмечает основные вопросы, которые нужно повторить

Записывают задание на дом

1 мин


Тема: «Ацетаминопроизводные ароматического ряда»            

Приложение  1

Блок учебной информации:

План:

1) Общая характеристика ацетаминопроизводных ароматического ряда.

2) Парацетамол.

3) Лидокаин

4) Тримекаин

  1. Производные ацетамина:

По химической структуре и фармакологическому действию ацетаминопроизводные ароматического ряда можно разделить на:

- производные n – аминофенола

- производные диалкиламиноацетанилида

+ HCL

Бензольное кольцо содержит 2 амильных радикала и диэтиламильную группу и обладают местноанестезирующим действием, в n положении к ацетолиной группе присоединяется оксигруппа которая проявляет жаропонижающее и болеутоляющее действие.

Испытания на подлинность проводят щелочным или кислотным гидролизом.

Количественное определение проводят гидролизом в кислой \ щелочной среде с последующим  титрованием выделяющихся первично ароматических аминов титриметрическим методом.

  1. Парацетамол  Paracetamolum

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=776678f25a1873c0e8197787c16c554d-2466101-images-thumbs&n=13

Физические свойства: Белый или белый с кремовым или розовым оттенком кристаллический порошок.

Растворимость: Легко растворим в спирте 96 %, растворим в ацетоне, умеренно растворим в воде.

Качественный анализ:

1) 0,1 г субстанции встряхивают с 10 мл воды и прибавляют 0,5 мл 3 % раствора железа(III) хлорида; должно появиться сине-фиолетовое окрашивание.

2) парацетамол кипятят с 2 мл разведенной соляной кислоты в течение 1 минуты, прибавляют 10 мл воды, охлаждают и прибавляют 1 каплю раствора бихромата калия, наблюдают появление фиолетового окрашивания.

3) Парацетамол при кипячении (2 мин) с разведенной хлороводородной или серной кислотой вследствие гидролиза выделяет уксусную кислоту, которую можно обнаружить по запаху.

Количественное определение. Около 0,25 г (точная навеска) субстанции кипятят с обратным холодильником с 10 мл 50 % раствора серной кислоты в течение 1 ч. Холодильник промывают 30 мл воды, объём раствора доводят водой до 80 мл, прибавляют 1,0 г калия бромида и титруют нитритометрически (ОФС «Нитритометрия»). Конец титрования устанавливают по йодкрахмальной бумаге.

1 мл 0,1 М раствора натрия нитрита соответствует 15,12 мг парацетамола C8H9NO2.

Применение: Жаропонижающее средство при острых респираторных заболеваниях и других инфекционно-воспалительных заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела.

Обезболивающее средство при болевом синдроме слабой и умеренной выраженности: артралгия, миалгия, невралгия, мигрень, зубная и головная боль, альгодисменорея, боль при травмах и ожогах.

Хранение. В защищенном от света месте, при температуре не выше 25 ºС.

  1. Лидокаин

Лидокаина гидрохлорид           Lidocaini hydrochloridum

N-(2,6-Диметилфенил)-2-(диэтиламино)ацетамида гидрохлорид моногидрат

Физические свойства: Белый или почти белый кристаллический порошок.

Растворимость: Очень легко растворим в воде, легко растворим в спирте 96 %, растворим в хлороформе.

Подлинность: 

1) 0,25 г субстанции растворяют в 10 мл воды, подщелачивают по красной лакмусовой бумаге 8,5 % раствором натрия гидроксида. Выпавший осадок фильтруют и промывают на фильтре водой. Половину осадка растворяют в 1 мл спирта 96 % и прибавляют 0,5 мл 5 % раствора кобальта нитрата; должен образоваться голубовато-зеленый осадок.

2) Субстанция должна давать характерную реакцию на хлориды (ОФС «Общие реакции на подлинность»).

Количественное определение: Около 0,2 г (точная навеска) субстанции растворяют в 1 мл муравьиной кислоты 99,7 % на магнитной мешалке, прибавляют 50 мл уксусного ангидрида и титруют 0,1 М раствором хлорной кислоты. Конечную точку титрования определяют потенциометрически (ОФС «Потенциометрическое титрование»).

Применение: Местноанестезирующее средство

Хранение: В плотно закрытой упаковке в защищенном от света месте при температуре не выше 25 °C.

  1. Тримекаин          

Тримекаина гидрохлорид     Trimecaini hydrochloridum

 2-(Диэтиламино)-N-(2,4,6-триметилфенил)ацетамид (в виде гидрохлорида)

Физические свойства: Белый или белый с желтоватым оттенком кристаллический порошок.

Растворимость: очень легко  в воде, легко в этаноле и хлороформе, практически нерастворим в эфире.

Подлинность:

  1. На хлорид ион
  2. Реакция комплексообразования. На предметном стекле препарат с 0,1 М раствором K2Cr2О7  и  H24  разв. образует со временем кристаллы в виде игл, собранные в пучки или веточки (микрокристаллическая реакция)
  3. Реакция отличия тримекаина гидрохлорида от других местноанестезирующих средств. Окисление тримекаина гидрохлорида при температуре 155-156 оС в смеси меди (II) сульфата и концентрированной серной кислоты. После охлаждения смеси и нейтрализации конц. раствором аммиака появляется синее окрашивание, а при УФ-облучении наблюдается красно-розовая флюоресценция.
  4. Тримекаина гидрохлорид взбалтывают со щелочью до растворения выделившегося основания, затем прибавляют раствор ацетата меди (II); образуется зелёное окрашивание.

Количественное определение:

  1. Метод неводного титрования в среде протогенного растворителя - смеси муравьиной кислоты и уксусного ангидрида (1:20).
  • Растворитель – муравьиная кислота
  • Среда – уксусный ангидрид
  • Титрант – хлорная кислота,
  • Индикатор – кристаллический фиолетовый (для тримекаина)
  • Титруют до голубовато-зеленого окрашивания раствора
  1. Нитритометрия

     3)Аргентометрия,  вариант Фаянса, основанный на осаждении хлоридов нитратом серебра. Индикатор - бромфеноловый синий, среда - уксуснокислая.

Применение: тримекаина гидрохлорид применяют в качестве местноанестезирующего средства для инфильтрационной (0,25-0,5% растворы) и проводниковой анестезии(1-2% растворы).

Хранение:  по списку Б. В хорошо укупоренной таре, в защищенном от света месте, при комнатной температуре, т.к. вещества разрушаются даже в отсутствие света, особенно во влажной атмосфере и повышении температуры.

Тема: «Ацетаминопроизводные ароматического ряда»

Приложение  2

Закрепление изученного материала

  1. Какие ЛП относятся к ацетаминопроизводным ароматического ряда.     (Парацетамол, лидокаин, тримекаин)
  2. Ацетаминопроизводные ароматического ряда по химической структуре и фармакологическому действию можно разделить на производные:(n – аминофенола и  диалкиламиноацетанилида)
  3. Какие лекарственные препараты, с содержанием парацетамола вы знаете
  4. Какие лекарственные препараты, с содержанием лидокаина вы знаете
  5. Для каких инъекционных лекарственных средств в качестве растворителя используют лидокаин

Тема: «Ацетаминопроизводные ароматического ряда»

Приложение  3

Задание на дом

1.Повторить, приказ МЗ РФ по контролю качества лекарственных средств.

2.Повторить, обязательные и выборочные виды контроля качества лекарственных средств.

3. Составить кроссворд, по изученной теме из 10слов.

Литература для самоподготовки:

1.Плетнева Т.В. Контроль качества лекарственных средств.-Учебник 2019

2.Приказ МЗ РФ № 249н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»

3.Государственная фармакопея 13,2015г

4. Интернет – ресурсы

5. Лекционный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Числовые и функциональные ряды"

В разработке представлены основные теоретические вопросы, рассмотрены примеры с решениями, подобрано большое количество упражнений, а также контольная работа по теме....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕОРИТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «ВИДЫ ТЕСТА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКАУРОКА ТЕОРИТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯПО ТЕМЕ: «ВИДЫ ТЕСТА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Искусство рядом с нами»

Методическая разработка для обучающихся 8-9 классов....

Методическая разработка Викторина Электричество рядом с нами Физика 2 курс

Методическая разработка  Викторина  Электричество рядом с нами Физика 2 курс...

Методическая разработка открытого урока по химии «Строение и свойства аминов. Анилин как представитель ароматических аминов»

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподава...