Статья «Формирование профессиональных компетенций в СПО по специальности «Сестринское дело»
статья
МАТЕРИАЛЫ VI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«Образование в XXI веке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
Наумова И.М.
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова,
г. Москва, Россия
Государственное бюджетное професcиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6»
г. Москва, Россия
Аннотация. В учебно-воспитательном процессе медицинского колледжа одним из важных условий подготовки квалифицированных медицинских сестер, является внедрение активных форм и методов обучения. Требования к обучению обусловлены глобальными образовательными тенденциями, так называемыми «мегатенденции», что подразумевает самораскрытие личности в процессе обучения. Процесс обучения в медицинских СПО представляет собой систему, в которой все необходимые компоненты находятся в тесной взаимосвязи. C точки зрения системного подхода необходимо учитывать не только внутреннюю структуру обучения и взаимосвязи между отдельными ее частями, но и структуру взаимосвязи между учебным процессом в образовательном учреждении и лечебным процессом в лечебно-профилактическом учреждении практического здравоохранения. Подготовка обучающихся к профессиональной сестринской деятельности подразумевает, с одной стороны, получение необходимых для сестринской практики знаний, а также формирование профессиональных умений и навыков посредством выполнения обучающимися соответствующих заданий.
Ключевые слова: СПО, профессиональная компетентность, модульное обучение, модульная структура, сестринская деятельность, стандарты обучения.
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE SPECIAL FIELD OF NURSING
Naumova. I. M.
I. M. Sechenov First Moscow State Medical University,
Moscow, Russia
State budgetary professional educational institution of the Moscow Department of Health "Medical College No. 6"
Moscow, Russia
Annotation. In the educational process of medical college one of the important conditions for the training of qualified nurses, is the introduction of active forms and methods of learning. The requirements for learning are caused by global educational trends, the so-called "megatrends", which implies self-disclosure of personality in the learning process. The learning process in medical STEM is a system in which all the necessary components are in close relationship. From the point of view of a systemic approach it is necessary to take into account not only the internal structure of learning and the relationship between its individual parts, but also the structure of the relationship between the learning process in the educational institution and the treatment process in the medical and preventive health care institution of practice. Preparing students for professional nursing involves, on the one hand, obtaining the necessary knowledge for nursing practice, as well as the formation of professional abilities and skills through the performance of students' respective tasks.
Key words: SPE, professional competence, modular learning, modular structure, nursing practice, learning standards.
Профессиональной медицинской сестрой принято считать специалиста, наделенного важными профессиональными функциями в данной области. В рамках подготовки специалиста выделяют, как правило, два периода: адаптационный, т. е. «вхождение в обучение» (первый год обучения); и овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками (последующие 2-й и 3-й годы обучения) [1].
Благодаря научно-техническому прогрессу меняются стандарты образования. Динамичное и интенсивное развитие информационных и иных технологий способствуют развитию естественнонаучных знаний. Это определяет поиск новых подходов к проектированию системы обучения и воспитания с применением инновационных образовательных технологий [3].
Внедрение ФГОС СПО поспособствовало повышению качества подготовки будущего специалиста. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие «компетенция», а формирование компетенций является основной целью профессионального обучения.
Компетентностный подход предполагает деятельностный характер образования, требующий создания таких организационно-педагогических условий направленных на формирование глубоких теоретических знаний, профессионально важных качеств, готовностью к приобретению многофункциональных умений, обеспечивающих их профессиональную мобильность, овладение новыми сестринскими технологиями, готовность к профессиональному росту [3]. Обучение, основанное на компетенциях, получает наиболее эффективную реализацию в форме модульных программ, основной задачей которых является позволить в дальнейшем развиваться молодому специалисту.
Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов. Базовыми характеристиками модуля являются полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями [5]. В рамках ФГОС СПО под модулем понимается целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля [2].
Модульное обучение может использоваться во всех преподаваемых курсах. В один междисциплинарный курс могут входить три взаимосвязанных дисциплины: физиотерапия, лечебная физкультура и массаж. По физиотерапии в процессе обучения применяются разнообразные формы и методы обучения. К ним относятся: электронные презентации лекций по физиотерапии «Реабилитация постоянным током», «Реабилитация токами ВЧ, УВЧ и СВЧ», «Ультразвуковая терапия», обучающие видеофильмы, пособия по самоконтролю и другое. Применяются учебно-методические комплексы, мультимедиа-презентации, интерактивная доска, физиотерапевтическая аппаратура (аппараты Поток-1, Амплипульс 5, Искра 1, ингалятор Небулайзер), различные формы организации, лекции и практические занятия, индивидуальные и групповые консультации, курсовые и дипломные работы.
Образовательным стандартом специальности «Сестринское дело» выделяются общие и профессиональные компетенции. В ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» выделены следующие профессиональные компетенции [1]:
- ПК Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
- ПК Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
- ПК Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
- ПК Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
- ПК Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
- ПК Вести утвержденную медицинскую документацию.
- ПК Осуществлять реабилитационные мероприятия.
- ПК Оказывать паллиативную помощь.
Процесс формирования профессиональной компетентности будущей медсестры по МДК «Основы реабилитации» предполагает применение разных методов обучения («активные» методы обучения, практико-ориентированные методы, проблемно-поисковые). Практические занятия по учебной и учебно-производственной практике проводятся в ЛПУ. Большое внимание следует уделять практическому обучению, акцентировать внимание на выполнение практических заданий на подготовительных занятиях. Дальнейшая отработка профессиональных навыков проходит во время учебной и производственной практики в отделении больницы. В программе практики должен быть указа список процедур, которыми необходимо овладеть, а также поясняться технологии выполнения и основные методики. Большую часть времени обучающийся работает сам, особенно во время проведения научно-исследовательской деятельности.
Модульное обучение, в отличие от традиционного предметно-информационного, как показывает наш опыт, позволяет, на наш взгляд, получить положительную динамику качества обучения.
Для реализации задач модульного обучения в образовательном процессе необходимо использовать соответствующие формы и методы обучения, которые дают развивающий эффект обучению. Тщательно разработанные педагогические технологии признаны обеспечивают необходимыми психолого-педагогическими условиями вхождения обучаемых в профессиональное общекультурное пространство, где происходит самостановление, саморазвитие и самореализация профессионала и личности. Важно добиться оптимального сочетания вариативных логических структур содержания образования с его практическим воплощением, когда станет возможным их взаимодействие на основе широкого использования новых профессионально ориентированных образовательных технологий, в том числе и компьютерных. При наличии такого, отвечающего современным требованиям научно-методического обеспечения, требуется и соответствующее профессионально-педагогическое обеспечение. Инновационные профессионально ориентированные образовательные технологии, которыми владеют педагоги, позволяют им быть субъектами организуемого педагогического процесса, создавая условия для овладения обучающимися запланированными образовательными результатами [9]. Как следствие, происходит переход от количественных изменений в составе и содержании учебной деятельности обучающегося к ее качественному преобразованию.
Таким образом, приходим к выводу, что внедрение новых образовательных технологий модульного обучения в медицинском колледже позволяет повысить качество профессиональной подготовки. Оно оптимизирует воспитательно-образовательный процесс, способствует улучшению взаимозависимой деятельности преподавателя и обучающегося, что дает возможность для саморазвития.
Литература:
1. Колесникова И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие/ под редакцией РАО З.И.Васильевой. - СПб, 2011. –312с.
2. Коломиец О.М. Развитие профессионально-педагогических компетенций преподавателя высшей школы на основе инновационных образовательных технологий / О. М. Коломиец // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014. – Т.10. – № 3-2. – С. 123-127.
#1064;апкина, В.А. Профессиональная направленность преподавания общепрофессиональных дисциплин / В.А. Шапкина, И.И. Комиссарова, Н.Н. Габибов. – Текст непосредственный // PrimoAspectu. – 2019. – № 4 (40). – С. 23-29.
4. Региональные проекты «Современная школа», «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование», сроки реализации – до 2024 г.
5. Методические рекомендации по анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. СПб, ГОУ ИПК СПО, 2010-63с.
6. Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
7. Стратегия развития системы среднего профессионального образования РФ до 2030 года.
8. Направление (подпрограмма) «Совершенствование управления системой образования», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» (ред. от ).
#1056;аспоряжение Минпросвещения России от № Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования».
Наумова Ирина Михайловна, аспирант кафедры педагогики и медицинской психологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, г. Москва, Россия, преподаватель Государственного бюджетного професcионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6», г. Москва, Россия, тел.: +7-926-453-55-69, e-mail: Решение ситуационных задач и выполнение алгоритмов манипуляций обучающимися позволяет объективно определить достаточность теоретической и практической подготовки, опыта и компетентности, профессиональ... Запись хода практических занятий по ПМ.02 специальности сестринское дело теме12: "Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии" в форме технологической карты дает п... Специфическое разнообразие функций специалистов сестринского дела требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причин болезней, способов их профилактики, лечения и реабилитации, методов физиологи... ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ К ЗАНЯТИЯМ НА ДПО Профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело», срок обучения 252 часа (категория обучающихся: фельдшер, акушерка). ... Комплект контрольно-оценочных средств по МДК 03.01 Основы реаниматологииПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состоянияхосновной профессиональной образовательной... В программе развития среднего профессионального образования России подчёркнуто повышение требований общества к конкурентоспособности человеческих ресурсов. Перспективы развития общ... Данная методическая разработка может быть использована преподавателями терапии в качестве вспомогательного материала в работе. Задания, предлагаемые конкурсантам, могут наполняться новым содержанием и...По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОС для квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.02 специальности Сестринское дело Тема 2 Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста
Технологические карты занятий по профессиональному модулю ПМ.02 специальности Сестринское дело Тема 12 Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии
Трансляция педагогического опыта. Семинар для преподавателей профессиональных модулей специальностей сестринское дело, лечебное дело
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ К ЗАНЯТИЯМ НА ДПО Профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело» (модуль: Основы сестринского дела, Акушерство, Гинекология)
Комплект контрольно-оценочных средств по МДК 03.01 Основы реаниматологии ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях основной профессиональной образовательной программы по специальности Сестринское дело
Методическая разработка профессионального конкурса «Юные медработники», посвящённого Всемирному Дню Медицинских сестёр, для студентов 1-2 курса специальности «Сестринское дело» и «Лечебное дело»
МДК 02.01 «Сестринская уход при различных заболеваниях состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) «Сестринское дело в терапии» Специальность Сестринское дело Тема: «Профилактика гипертензивной (гипертонической) болезни»