Методическая разработка практического занятия "Антисептические и дезинфицирующие средства"
методическая разработка
Методичка для студентов "Антисептические и дезинфицирующие средства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_antiseptiki.docx | 232.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
для студентов
Дисциплина ОП.07. Фармакология
Тема: «Антисептические и дезинфицирующие средства»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
31.02.01 Лечебное дело
31.02.02 Акушерское дело
Составлена: преподавателем фармакологии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Телегина О. Ю. |
г. Благовещенск 2022 г.
Рассмотрено на заседании ЦМК «Фармация» Протокол №________________ «___» _____________ 2022 г. Председатель ЦМК ____________ Сухова Л. П. | Утверждено Экспертный совет при информационно-методическом центре ГАУ АО ПОО АМК «____» ________________ 2022г. |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Организационно-методический блок | 4 |
Хронокарта практического занятия | 9 |
Мотивация | 10 |
Контроль знаний опрос (приложение№1) | 11 |
Задания для работы студентов в малых группах
| 12 |
Задание для самостоятельной работы (Выписывание рецептов) решение теста в СДО Moodle (приложение № 6) Домашнее задание | 18 19 |
Информационный блок (приложение № 7) | 20 |
- Пояснительная записка
Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями учебной программы для студентов обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело и предназначена для поэтапной актуализации и коррекции знаний, а также для формирования умений при проведении практического занятия по теме. В методической разработке отражены цели и задачи занятия, содержатся задания для проверки исходного уровня знаний в виде контрольных вопросов, задания для актуализации и коррекции знаний, включающие задания для формирования умений и профессиональных компетенций, тестовые задания для контроля итогового уровня знаний.
На этапе актуализации знаний используются активные методы обучения: коллективная мыслительная деятельность, постановка проблемных ситуаций, используется работа «малыми группами».
Методическая разработка составлена для проведения практического занятия по теме «Антисептические и дезинфицирующие средства»
Количество часов на освоение темы – 3 часа.
Актуальность темы заключается в том, что изучаемые антисептические и дезинфицирующие средства достаточно широко используются в медицине.
На практическом занятии изучается материал, имеющий большое значение для рационального применения антисептиков и дезинфекторов. Рассматриваются основные вопросы фармакодинамики и фармакокинетики, их побочных эффектов, показаний и противопоказаний к применению, что дает возможность более грамотно использовать эти средства в практической деятельности медицинского работника.
Создание методической разработки вызвано трудностью усвоения данного материала студентами из-за большого объема информации в учебной литературе.
Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.
- ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: «Антисептические и дезинфицирующие средства».
Продолжительность: 180 минут
Цель занятия: изучить антисептические и дезинфицирующие средства.
Методическая цель: создание условий для формирования умений определять фармацевтическую группу препаратов, изучаемой темы.
Образовательная цель: - способствовать усвоению информации о фармакотерапевтическом действии антисептических и дезинфицирующих средств, побочных эффектах препаратов и их предупреждении;
- обучить рационально обоснованному выбору препаратов для применения в медицинской практике;
- сформировать алгоритм работы со справочной литературой, лекарственными препаратами, аннотациями, научить критическому анализу представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов;
- сформировать навыки выписывания рецептов на изучаемые лекарственные препараты;
- способствовать формированию умения дать рекомендации пациенту по использованию лекарственных средств в различных лекарственных формах;
Воспитательная цель: - способствовать формированию будущего специалиста, понимающего сущность и социальную значимость своей будущей профессии, и обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда.
Развивающая цель: - развивать способности студентов к обобщениям и выводам, умение добывать и анализировать информацию, вести дискуссию, умение четко и ясно формулировать свои мысли;
- развивать умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
- совершенствовать опыт коллективного творчества и лидерские способности при выполнении самостоятельной работы.
Задачи:
1. Изучить фармакокинетику и фармакодинамику изучаемых противомикробных средств; усвоить спектр действия, показания к применению, побочные эффекты, критерии эффективности и безопасности; запомнить латинские названия и основные формы выпуска лекарственных средств.
2. Освоить элементы сравнительного анализа эффективности лекарственных средств изучаемых групп путем решения фармакотерапевтических задач.
3. Углубить знания по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.
4. Усвоить применяемую терминологию.
5. Овладеть практическими умениями выписывания рецептов на лекарственные препараты изучаемых групп, выбора средств для профилактики и лечения инфекционных заболеваний.
Планируемые результаты:
Общие компетенции для специальности «Лечебное дело»:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.
ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду
Общие компетенции для специальности «Сестринское дело»:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Общие компетенции для специальности «Акушерское дело»
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.6. Применять лекарственные средства по назначению врача.
ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.
ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача.
ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.
ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.
ПК 3.4. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии.
После изучения темы студент должен:
Знать:
- основные группы антисептиков, показания к их применяю, побочные эффекты;
- отличие антисептических средств от дезинфицирующих;
- технику безопасности при работе с некоторыми антисептиками и дезинфекторами;
- правила заполнения рецептурных бланков.
Уметь: - выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;
- находить сведения лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
- применять лекарственные средства по назначению врача;
- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств;
- уметь оказывать доврачебную помощь при ярко выраженном побочном действии препарата.
Тип занятия: практическое занятие
Вид занятия: комбинированное
Уровень усвоения: репродуктивный
Место проведения: кабинет фармакологии.
Материально-техническое обеспечение: методическое: лекционный материал, методические разработки для студентов, задания для самостоятельной работы, мультимедийная презентация, тестовые задания, ситуационные задачи; материальное: упаковки лекарственных препаратов, аннотации, справочники лекарственных средств.
Внутрипредметные связи: Темы - «Общая рецептура», «Формы лекарственных средств», «Общая фармакология». «Антисептические и дезинфицирующие средства»
Межпредметные связи:
- основы латинского языка с медицинской терминологией;
- анатомия и физиология человека;
- основы микробиологии и иммунологии
- основы патологии
Литература для преподавателя и студента:
Основная:
1. Фармакология: Учебник/ Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. - Изд.12-е, Феникс 2017. -702с.
2. Фармакология. Учебное пособие. Руководство к практическим занятиям / Р.Н. Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г. Преферанская. - Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.-608с.
3. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Новая Волна, 2016-1216с.
4. Фармакология с рецептурой: учебник / М.Д. Гаевый, Л.М. Гаевая-
Изд 12. стер-Москва: КНОРУС 2019 г.
Дополнительная:
1. Фармакология. Универсальный справочник/ под ред. М. Вишнеева -
Научная книга, 2017-356с.
2. Фармакология. Ultra light. Учебное пособие/ Р.Н. Аляутдин.- Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2018-592с.
Мотивация
Почти каждый год случаются различные эпидемии каких-либо вирусов – гриппа, лихорадки Эбола, COVID-19 и другие. Защитить себя можно только комплексным подходом – приемом иммуностимуляторов, здоровым питанием, использованием медицинских масок и лучших антисептиков для обработки рук.
Антисептики и дезинфицирующие средства очень важны в медицинской практике и повседневной жизни людей. На территории России зарегистрировано порядка 250 торговых названий антисептиков и дезинфекторов. Одни из них используются только в больницах, другие необходимы для домашней аптечки.
В условиях пандемии каждый старается найти самые эффективные антисептики, которые убивают различные микроорганизмы.
Антисептики для очищения рук – это прекрасная альтернатива обычной воде и мылу, их можно регулярно использовать для поддержания личной гигиены и предотвращения инфекции. Такие средства для рук, дома и в быту существуют в виде различных лекарственных форм: раствора, спрея, геля, пены, порошка и очищающих салфеток.
Принцип действия таких средств – это мгновенное очищение кожных покровов и твердых поверхностей от всех микроорганизмов.
Приложение № 1
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
опрос по теме: «Антисептические и дезинфицирующие средства».
- Понятие об антисептиках, дезинфицирующих средствах и их характерные отличия.
- Классификация антисептиков и дезинфицирующих средств.
- Характеристика противомикробного действия антисептиков.
- Показания к применению спиртового раствора йода, особенности применения его у детей.
- Какие антисептики можно использовать для первичной обработки ран, и какие применяют для обработки рук хирурга?
- Назовите антисептики, используемые для спринцеваний и промываний в урологической и гинекологической практике.
- Какие антисептики можно применять для промывания желудка?
- Назовите область применения и побочные эффекты антисептиков алифатического ряда.
- Что относят к солям тяжелых металлов и область применения данных средств.
- Какие меры предосторожности следует соблюдать при работе с солями тяжелых металлов?
- Что относят к детергентам и какими свойствами они обладают?
- Какие основные правила техники безопасности при работе с антисептическими и дезинфицирующими средствами?
Приложение 2
Задания для работы студентов в малых группах.
Задание №1.
Т.к. тема охватывает большое количество изучаемых ЛС, то для проверки усвоения механизмов действия и клинического использования отдельных групп препаратов студентам предлагается заполнить таблицы: таблицы выводятся на экран. Преподаватель предлагает студентам по очереди называть препараты для занесения в каждую колонку.
Перечислить средства, применяемые:
Для первичной обработки | Для обработки гнойных ран | Для обработки рук хирурга | Для обработки операционного поля |
Перечислить средства, применяемые:
Для дезинфекции предметов ухода | Для дезинфекции хирургического инструментария | При конъюнктивитах | При стоматитах | При ангине |
Приложение № 3
Задание №2.
Для проверки знаний номенклатуры ЛС студентам предлагается назвать по-латыни следующие антисептики (по очереди от каждой группы студенты называют ЛС, ответы – на экране):
Раствор хлорамина
Спирт этиловый
Раствор бриллиантового зеленого
Раствор йода 5% спиртовой
Раствор калия перманганата
Раствор перекиси водорода концентрированный
Раствор кислоты салициловой 2% спиртовой
Цинка сульфат
Суппозитории с Ихтиолом
Фенол чистый
Нитрат серебра
Задание № 3
Работа с набором антисептических и дезинфицирующих препаратов.
Каждой группе студентов раздается по 5 наименований препаратов.
Студенты рассматривают предложенные препараты и определяют область применения. Представитель от группы докладывает полученные результаты, все остальные слушают, дополняют, исправляют.
Приложение № 4
Задание № 4 Решение кроссворда
Студентам раздается кроссворд и дается время на решение.
Каждая подгруппа студентов называет по очереди ответы.
Приложение № 5
Задание № 5.
Решение ситуационных задач. Студенты решают задачи «малыми группами» с последующим обсуждением, исправлением ошибок и неточностей с предоставлением им максимальной самостоятельности. Преподаватель помогает и корректирует ответы в случае затруднений студентов.
Задача № 1.
При обработке гнойной раны медсестра Петрова предлагает воспользоваться бриллиантовым зеленым, а медсестра Смирнова предлагает применить 70% р-р этилового спирта. Выскажите своё мнение о возможности применения бриллиантового зеленого и спирта этилового в данной ситуации.
1. Предложенные препараты эффективны в данной ситуации?
2. Какие бы Вы предложили использовать антисептики?
Задача № 2.
В педиатрической практике существует правило купать ребенка периода новорожденности с добавлением антисептического средства.
1. Назовите препарат.
2. Объясните методику приготовления данного раствора.
3. Укажите форму выпуска препарата
Задача № 3.
В осеннее время при подъеме заболеваемости ОРВИ врачи поликлиники регистрировали у больных выраженное поражение слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Какие антисептики можно включать в фармакотерапию?
Задача № 4.
Для обработки инфицированной раны у ребенка 8 лет был использован церигель. На местах контакта образовались длительно незаживающие раны.
- К какой химической группе антисептических и дезинфицирующих средств относится данный препарат?
- Назовите основную причину возникших осложнений.
- Ваши предположения по предупреждению возможных осложнений.
Приложение 6
Задания для самостоятельной работы студентов
Задание №6.
Выписать в рецептах, пользуясь справочной литературой:
1. Окислитель для прижигания трофических язв
2. Детергент для обработки рук персонала
3. Антисептический препарат, относящийся к детергентам для полоскания рта при воспалительных процессах
4. Спиртовой раствор йода
а) во флаконах | б) в ампулах |
5. Производное нитрофурана для полоскания горла
6. 10% мазь с ихтиолом при заболеваниях кожи.
7. Антисептик – краситель для обработки послеоперационного шва
8. Спирт этиловый для обработки места инъекций:
9. Спиртовой раствор борной кислоты – капли в ухо:
10. Раствор перекиси водорода для обработки гнойных ран:
Задание №7
Студентам предлагается тестовый контроль в СДО Moodle.
Задание на дом:
-Учебник М.Д Гаевый, стр.131-162.
Повторить лекционный материал по теме «Средства, влияющие на афферентную и эфферентную иннервацию».
Приложение № 7
Информационный блок
ПРОТИВОМИКРОБНЫЕ СРЕДСТВА
Противомикробные средства используют для профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Выделяют:
- антисептики — противомикробные средства неизбирательного действия, применяемые в основном для обеззараживания кожи и слизистых оболочек;
- дезинфекторы - вещества, которые губительно влияют на микроорганизмы внешней среды: в помещении, на одежде, предметах ухода за больными, выделения больных.
- химиотерапевтические средства — противомикробные средства избирательного действия (противобактериальные, противогрибковые, противовирусные средства), применяемые чаще всего в расчете на резорбтивное действие.
Выделяют 9 групп антисептических и дезинфицирующих средств:
1) галогенсодержащие соединения,
2) соединения ароматического ряда,
3) соединения алифатического ряда,
4) красители,
5) окислители,
6) производные нитрофурана,
7) кислоты и щелочи,
8) соли металлов,
9) детергенты.
Основные требования к антисептикам:
- Должны обладать высокой противомикробной активностью в отношении различных микроорганизмов.
- Не обладать высокой токсичностью для человека.
- Оказывать быстрое и продолжительное действие.
- Дезинфицирующие средства не должны повреждать обрабатываемые предметы.
ГАЛОГЕНСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ
В качестве антисептиков применяют препараты хлора и йода. Хлорамин Б содержит активный хлор. Обладает антисептическими и дезодорирующими свойствами (устраняет неприятные запахи). Растворы хлорамина Б применяют для лечения инфицированных ран (1—2%), для обеззараживания кожи рук (0,25—0,5%) и предметов ухода за больными (1—3%).
Хлоргексидин действует на бактерии, грибы рода Candida, трихомонады. Не действует на споры. Применяют в растворах для обработки рук хирурга и операционного поля — 0,5% спиртовой раствор; при гингивитах, стоматитах, раневых инфекциях, в гинекологической практике — 0,05% водный раствор; для промывания мочевого пузыря - 0,02% водный раствор.
Раствор йода спиртовой 5% применяется в качестве антисептика при обработке ссадин, царапин.
Повидон-йод (бетадин) - комплекс йода с поливинилпирролидоном. Оказывает противобактериальное, противогрибковое и противопротозойное действие, связанное с высвобождением свободного йода. Применяется для обработки кожи пациентов до и после операций. В виде 0,5—1% растворов используют для лечения ран, ожогов, при инфекционных поражениях кожи. В вагинальных суппозиториях назначают при острых и хронических вагинитах (трихомониаз, кандидоз).
Йодинол — водный раствор, содержащий йод, калия йодид и поливиниловый спирт. Применяется наружно при хронических Тонзиллитах, гнойном отите, трофических язвах.
СОЕДИНЕНИЯ АРОМАТИЧЕСКОГО РЯДА (ГРУППА ФЕНОЛА)
Карболовая кислота (фенол) действует в основном на вегетативные формы бактерий, грибов и мало — на споры.
Используется в виде 1—3% растворов для дезинфекции белья, предметов ухода за больными.
Оказывает выраженное раздражающее и прижигающее действие. Всасываясь через кожу, может вызывать головокружение, угнетение дыхания, судороги, сосудистый коллапс.
Резорцин действует на вегетативные формы бактерий и грибов. Применяется при бактериальных и грибковых поражениях кожи в виде 2—5% растворов и 5—10% мазей.
Деготь березовый содержит фенол и его производные. Оказывает антисептическое и инсектицидное действие. В сочетании с ксероформом и касторовым маслом входит в состав линимента бальзамического по А.В. Вишневскому (мазь Вишневского), который применяют для лечения ран, язв.
СОЕДИНЕНИЯ АЛИФАТИЧЕСКОГО РЯДА
Спирт этиловый 70—95% денатурирует белки и оказывает бактерицидное действие. В концентрации 70% применяют для обработки рук хирурга и кожи пациента. В этой концентрации спирт этиловый оказывает на кожу более глубокое антисептическое действие (проникает в протоки сальных и потовых желез).
В концентрациях 90—95% спирт этиловый применяют для дезинфекции — обеззараживания хирургических инструментов, катетеров и др.
Формальдегид действует на бактерии, грибы, вирусы. Растворы формальдегида 0,5—1% применяют в качестве дезинфицирующего и дезодорирующего средства для обработки кожи ног, а также для дезинфекции инструментов.
КРАСИТЕЛИ
Бриллиантовый зеленый применяют наружно в виде 1—2% водных или спиртовых растворов для смазывания кожи при пиодермии и краев век при блефарите.
Метилтиониния хлорид (метиленовый синий) по сравнению с бриллиантовым зеленым менее эффективен. Применяется в виде 1% спиртового раствора при пиодермиях, а также в концентрации 0,02% для промывания уретры, мочевого пузыря.
Этакридина лактат (риванол) используют в растворах 0,05—0,1% для лечения ран, промывания полостей при гнойных процессах. Для лечения кожных заболеваний применяют 3% мазь.
ОКИСЛИТЕЛИ
Калия перманганат оказывает выраженное противомикробное действие за счет выделения атомарного кислорода. Обладает также дезодорирующими свойствами. Растворы препарата 0,01—0,05% используют для промывания ран, полоскания рта и горла, для спринцевания, промывания мочеиспускательного канала.
В более высоких концентрациях (2—5%) калия перманганат оказывает вяжущее и прижигающее действие, которое может быть использовано при лечении язв, ожогов.
Раствор перекиси водорода (3%) при контакте с тканями под влиянием каталазы разлагается с выделением молекулярного кислорода, который по сравнению с атомарным кислородом оказывает значительно более слабое антисептическое действие.
Вследствие интенсивного выделения кислорода раствор перекиси водорода сильно вспенивается. Образующаяся пена уносит с поверхности кожи и из раневых полостей частички инородных тел и омертвевших тканей, сгустки крови, гной и таким образом способствует очищению ран.
Препарат применяют для обработки загрязненных и гнойных ран, для полоскания рта при стоматитах, ангинах.
ПРОИЗВОДНЫЕ НИТРОФУРАНА
Из производных нитрофурана в качестве антисептика используют нитрофурал (фурацилин), эффективный в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий.
Водный раствор нитрофурана 0,02% используют для полоскания рта и горла при стоматитах, ангинах, для промывания гнойных ран.
КИСЛОТЫ И ЩЕЛОЧИ
Борная кислота в виде 2% раствора применяется в глазной практике, а 3% — при дерматитах, пиодермиях.
Раствор аммиака (нашатырный спирт) содержит 9,5—10,5% аммиака. Обладает антисептическими и моющими свойствами. Используется для мытья рук медицинского персонала перед хирургическими операциями (25 мл на 5 л воды).
СОЛИ МЕТАЛЛОВ
Соли Hg, Ag, Zn, Bi связывают сульфгидрильные группы (SH-rpynпы) ферментов микроорганизмов и оказывают бактерицидное действие. В более высоких концентрациях эти соединения проявляют вяжущие и прижигающие свойства.
Ртути дихлорид (сулема) в растворах 1:1000-1:500 применяют для дезинфекции белья, предметов ухода за больными.
Ртути дихлорид обладает высокой токсичностью; легко всасывается через кожу. Может вызывать тяжелые отравления. Для лечения отравлений соединениями ртути используют унитиол, натрия тиосульфат (с. 359).
Другие соли Hg — ртути оксицианид, ртути окись желтая менее токсичны и применяются в качестве антисептиков при конъюнктивитах, блефаритах, а ртути амидохлорид - при инфекциях кожи.
Серебра нитрат (ляпис) в концентрациях до 2% оказывает противомикробное действие, а в более высоких концентрациях действует как прижигающее средство.
В малых концентрациях (0,5—1%) серебра нитрат применяют при инфекционных заболеваниях глаз (трахома, конъюнктивиты), а в более высоких — при лечении кожных язв, эрозий, трещин, а также для удаления избыточных грануляций, бородавок.
Серебро коллоидное (колларгол) в виде 2% глазных капель применяют при гнойном конъюнктивите; в концентрации 1% — для промывания мочевого пузыря при хроническом цистите, для обработки гнойных ран.
Серебра протеинат (протаргол) применяют в растворах как антисептическое и вяжущее средство в глазной практике (1—2%) и при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей (для смазывания слизистых оболочек 1—3%).
Цинка сульфат как антисептическое и вяжущее средство используют в растворах 0,1—0,25% при конъюнктивитах, ларингитах, уретритах.
ДЕТЕРГЕНТЫ
Детергенты — вещества с высокой поверхностной активностью. В связи с этим могут оказывать антисептическое и моющее действие. Различают анионные и катионные детергенты. К анионным детергентам относятся обычные мыла (натриевые или калиевые соли жирных кислот). В качестве антисептиков используют в основном катионные детергенты, в частности, бензалкония хлорид, цетилпи-ридиния хлорид, мирамистим.
Бензалкония хлорид оказывает противобактериальное, противо-протозойное и спермицидное действие. Применяется для обработки кожи, слизистых оболочек, ран, промывания мочевого пузыря, уретры, а также с целью контрацепции у женщин.
Цетилпиридиний хлорид в составе препарата «Церигель» применяется для обработки рук перед операциями.
Мирамистим используют в виде 0,01% раствора в качестве антисептика в стоматологической практике, для лечения инфицированных ран, ожогов, при инфекционных заболеваниях ЛОР-органов, мочеполовой системы. Не следует допускать попадания раствора в глаза.
Приложение №7
Памятка по гигиенической обработке рук медицинского персонала
Гигиеническую обработку рук выполняют медработники перед началом и по завершению рабочего дня, а также на протяжении рабочей смены при необходимости. Процедура состоит из следующих этапов:
- мытье рук с моющим средством
- протирание рук антисептиком, содержащим спирт
Обработка рук на гигиеническом уровне нужна:
- перед входом в стерильные помещения
- перед работой со стерильными инструментами и материалом
- перед проведением инвазивных процедур (постановка катетера, выполнение инъекций, выполнение эндоскопии)
- перед манипуляциями, во время которых повышается вероятность инфицирования растворов (заполнение систем для внутривенного введения лекарств)
- перед и после каждого контакта с пациентом
- перед переходом от инфицированной области тела больного к чистой
- перед использованием перчаток и после их снятия
- после контакта с использованным медицинским инструментарием (катетерами, дренажами, емкостями для сбора мочи, грязным бельем)
- после контакта с медицинским оборудованием и предметами, которыми ранее пользовались инфекционные больные
- после удаления корочек из носа
- после посещения туалета
Методические рекомендации разрешают разработать в медучреждении локальные показания для гигиенической обработки рук медсестер и врачей. Однако медицинский работник может мыть руку всякий раз, когда он чувствует в этом необходимость. Длительность процедуры с использованием спиртосодержащих антисептиков должна составлять не менее полуминуты.
Алгоритм гигиенической обработки рук
Алгоритм гигиенической обработки рук с применением спиртовых антисептиков:
1—2. Взять достаточное количество средства, чтобы покрыть всю поверхность руки
3. Потереть одну ладонь о другую
4. Правой ладонью растереть тыльную поверхность левой руки, переплетая при этом пальцы, и наоборот
5. Переплести пальцы и тереть одной ладонью вторую
6. Соединить пальцы в «замок», тыльной стороной согнутых пальцев растирать ладонь второй руки
7. Взять большой палец левой руки, потереть его круговыми движениями и наоборот
8. Круговыми движениями в направлении вперед и назад пальцами правой руки потереть левую ладонь и наоборот
9. Подождать, пока руки высохнут. Тогда они становятся безопасными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия МДК 02.02 по теме Составление документов по инвентаризации основных средств специальность 080114
Методическая разработка практического занятия МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации по теме "Составление документов по инвентаризации основных средств" п...
Методическая разработка практического занятия "Антигипертензивные лекарственные средства"
Методическая разработка практического занятия....
Методическая разработка практического занятия "Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания"
Методическая разработка практического занятия...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.
Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -
Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.
Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по Фармакологии "Средства, влияющие на водно-солевой баланс"
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, влияющие на водно-солевой баланс» и составлена в соотв...