МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.
методическая разработка
Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (сердечных, почечных, печеночных, при нарушениях баланса калия и т.д.).
Важную роль диуретики играют в качестве средств скорой помощи при таких
опасных для жизни больных патологических состояниях, как отек мозга, легких, гипертонические кризы, а также при острых отравлениях различными химическими веществами. Широко используют их и для систематической терапии гипертонической болезни.
В группу противоподагрических препаратов включают урикозурические (способствующие выведению мочевой кислоты),нарушающие синтез мочевой кислоты и способствующие удалению мочевых конкрементов средства. Их применяют для профилактики и лечения подагры,
уронефролитиаза, гиперурикемий на почве гемобластозов, цитостатической и лучевой терапии опухолей, массивной терапии глюкокортикоидами. Кислоты и щелочи, соли щелочных и щелочно-земельных металлов имеют широкий спектр фармакологического действия и применяются в различных областях практической медицины. Важно использование препаратов этой группы в качестве средств дезинтоксикационной терапии и для регуляции водно-солевого и кислотно-щелочного равновесия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotkano_4_diuretiki.docx | 438.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Владивостокский базовый медицинский колледж»
(КГБПОУ «ВБМК»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия для обучающегося
Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов.
Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.
ПМ. 01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента
МДК. 01.01.Лекарствоведение
МДК. 01.01.1. Фармакология
2курс
Специальность 33.02.01 Фармация
очная форма обучения
Составитель:
преподаватель КГБПОУ «ВБМК» Захватова О.С.
«Согласовано» Старший методист ______ Алябина И.В. | Рассмотрено и утверждено на заседании предметно-цикловой комиссии Протокол № ______ «___» _____ 20___ г. Председатель ПЦК фармацевтических дисциплин Золотарева Г.А. |
Методическая разработка подготовлена в соответствии с федеральным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 33.02.01. « Фармация».
Материал разработан на основе характеристики профессиональной деятельности студентов, необходимой для закрепления теоретического материала и приобретения практических навыков при отпуске современных лекарственных средств, регулирующих водно-солевой обмен, с учетом их фармакокинетики и фармакодинамики, умений и профессиональных компетенций.
В настоящее время на фармацевтическом рынке России зарегистрировано свыше 20 тысяч лекарственных препаратов, что позволяет оказывать эффективную лекарственную помощь при большинстве известных заболеваний. Однако обилие лекарственных средств (ЛС) существенно затрудняет принятие оптимального решения при выборе препарата в каждом конкретном случае для обеспечения клинически и экономически эффективного и безопасного лечения. Наличие среди зарегистрированных ЛС препаратов с недоказанной эффективностью и безопасностью, большое количество воспроизведенных лекарственных средств, существенная разница в стоимости препаратов с одним международным непатентованным названием (МНН), избыток информационных материалов сомнительного качества, недобросовестная реклама усложняют деятельность специалиста, определяющего необходимость лекарственной терапии вообще и по конкретным препаратам в частности. Сложившаяся практика проведения фармакотерапии свидетельствует о том, что наиболее успешно использует лекарства тот специалист, чей богатый опыт позволяет ему выбирать оптимальную тактику применения ЛС.
Содержание
1.Методический блок:
1.1.Обращение к обучающимся.
1.2. Мотивация изучения темы.
1.3. Цели обучения.
2. Информационный блок:
Лекарственные средства , влияющие на функции исполнительных органов.
2.1. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.
3. Контроль исходного уровня знаний.
3.1. Тесты для самоконтроля знаний и умений.
4. Обобщение и систематизация изученного материала.
4.1. Контрольные вопросы.
4.2. Домашнее задание.
4.3. Список литературы.
4.4. Продолжительность занятия.
4.5. Оснащение занятия.
Методический блок
Уважаемые студенты!
Материал в методической разработке построен таким образом, чтобы в результате изучения темы «Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен» будущий специалист умел осуществлять поиск и переработку информации, умел ее применять на практике, быть направленным на самосовершенствование, самообразование, самовоспитание.
Мотивация изучения темы: Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (сердечных, почечных, печеночных, при нарушениях баланса калия и т.д.).
Важную роль диуретики играют в качестве средств скорой помощи при таких
опасных для жизни больных патологических состояниях, как отек мозга, легких, гипертонические кризы, а также при острых отравлениях различными химическими веществами. Широко используют их и для систематической терапии гипертонической болезни.
В группу противоподагрических препаратов включают урикозурические (способствующие выведению мочевой кислоты),нарушающие синтез мочевой кислоты и способствующие удалению мочевых конкрементов средства. Их применяют для профилактики и лечения подагры,
уронефролитиаза, гиперурикемий на почве гемобластозов, цитостатической и лучевой терапии опухолей, массивной терапии глюкокортикоидами. Кислоты и щелочи, соли щелочных и щелочно-земельных металлов имеют широкий спектр фармакологического действия и применяются в различных областях практической медицины. Важно использование препаратов этой группы в качестве средств дезинтоксикационной терапии и для регуляции водно-солевого и кислотно-щелочного равновесия.
Тип учебного занятия:
- комбинированное, смешанное занятие;
Формы организации обучения:
- практическое занятие, дистанционно;
Дидактические цели обучения:
- учебные:
- изучить основные группы лекарственных средств, регулирующих водно-солевой обмен, формирование умений и практического опыта, совершенствование знаний.
- развивающие:
- развитие логического мышления (аналогия, систематизация, классификация, выявление закономерностей);
- формирование интеллектуальных умений (сравнить, проанализировать, обобщить);
- развитие понятийного мышления;
- развитие речи, мышления, памяти, формирование коммуникативных навыков;
- формирование навыков самообразования, самореализации личности.
3) воспитательные:
- развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффектного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессионально деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств.
ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению и в том числе по льготным рецептам.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда.
После изучения темы студенты должны:
- иметь практический опыт проведения фармацевтической экспертизы рецептурных бланков;
- уметь давать обоснованные рекомендации по приему мочегонных(диуретических) средств, средств, уменьшающих содержание мочевой кислоты в организме;
- оказывать консультативную и информационную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения.
- знать фармакологическую группу лекарственных препаратов, фармакологические эффекты, механизмы действия, показания к применению, способы применения
а также возможные побочные эффекты, противопоказания.
Междисциплинарные связи:
ПМ.03.МДК.03.01. Организация деятельности аптеки и ее структурных подразделений; ПМ.01.МДК.01.01.Лекарствоведение. МДК01.01.1 Фармакология ; МДК01.01.2Фармакогнозия; ОП.01.Основы латинского языка с медицинской терминологией.
4.4. Продолжительность занятия –270мин
4.6. Оснащение занятия:
- информационные средства обучения:
учебники, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, сборники тестовых заданий и ситуационных задач,
- наглядные средства обучения: изобразительные пособия (плакаты, схемы, графики, таблицы,), натуральные пособия (приборы, инструменты, макропрепараты, химические реактивы, растворы)
- технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
Организационная часть ( проверка присутствующих студентов, готовность рабочих мести обучающихся к занятию, наличие формы т т.д.)
Начальная мотивация учебной деятельности
(название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса).
Актуализация опорных знаний
1.Предоставление обоснованных рекомендаций при отпуске мочегонных(диуретических) средств, средств, уменьшающих содержание мочевой кислоты в организме;
2.Определение современного ассортимента лекарственных средств, фармакологических групп лекарственных средств.
3.Определение введения ЛС, механизмов всасывания, распределения, биотрансформации и выведения, определение факторов, влияющих на действие основных групп ЛС.
4.Определение повторного и комбинированного действия ЛС, определение отрицательного действия ЛС.
5.Выявление особенностей назначения мочегонных(диуретических) средств;
6.Выявление особенностей назначения средств, уменьшающих содержание мочевой кислоты в организме;
Контроль знаний.
Контрольные вопросы.
1. Строение нефрона.
2. Стадии мочеобразования.
3. Дать определение мочегонных средств.
4. Классификация мочегонных лекарственных средств по механизму действия.
5. Классификация мочегонных лекарственных средств по локализации действия.
6. Тиазидные и тиазидоподобные диуретики: препараты, механизм действия, особенности применения, побочные эффекты.
7. Петлевые диуретики: препараты, механизм действия, особенности применения, побочные эффекты.
8. Калийсберегающие диуретики: препараты, механизм действия, особенности применения, побочные эффекты.
9. Осмотические диуретики: препараты, механизм действия, особенности применения, побочные эффекты.
10. Ингибиторы карбоангидразы: препараты, механизм действия, особенности применения, побочные эффекты.
11. Препараты растительного происхождения, применяемые в качестве мочегонных средств.
12. ЛС, влияющие на обмен мочевой кислоты. Противоподагрические (урикозурические) средства.
13. Противоподагрические (урикозурические) средства, классификация.
Изучение нового материала.
- Информационный блок
В группу средств, действующих на функции почек, входят мочегонные (диуретические) средства, которые увеличивают мочеотделение (диурез), и противоподагрические или урикозурические средства, которые уменьшают образование мочевых конкрементов, повышают их растворимость и увеличивают их выделение с мочой.
МОЧЕГОННЫЕ (ДИУРЕТИЧЕСКИЕ) СРЕДСТВА
Мочегонными (диуретическими) называют средства, которые увеличивают образование мочи.
Мочегонные (диуретические) ЛС применяют в качестве вспомогательных средств
1.для лечения сердечно-сосудистых заболеваний (артериальной гипертензии, сердечной недостаточности;
2. при болезнях печени и почек,
3. при эндокринных заболеваниях, сопровождающихся отеками;
4.для предупреждения и лечения отека мозга и легких, при черепно- мозговых травмах.
5.Некоторые мочегонные средства используют в офтальмологической практике (при глаукоме).
6.Диуретические быстродействующие средства применяют при острых отравлениях для выведения токсических веществ (яда) из организма.
Отечный синдром.
Отечный синдром характеризуется избыточной задержкой воды в организме, что проявляется накоплением жидкостей в тканях и серозных полостях (плевральной и брюшной полости).
В развитии отеков играют роль почечные и внепочечные факторы.
Отеки наблюдают при различных заболеваниях: сердечной недостаточности,
нефрозах (поражение канальцев почек в результате длительных гнойных процессов и токсических воздействий), заболеваниях печени (например, цирроз), сопровождающихся застоем в системе воротной вены. Отеки обычно сопровождаются уменьшением диуреза (олигурия).Выделение мочи за сутки в количестве менее 400 мл в сутки.
При изменении суточного диуреза количество выделившейся мочи в той или иной степени меньше количества выпитой больным жидкости.
Полное отсутствие мочи (анурия) — опасное состояние, так как наступает отравление организма продуктами белкового в распада (уремия), вплоть до смертельного исхода, менее 100 мл.
Нефрон.
Нефрон является основной структурной единицей почек. Низкомолекулярные соединения (натрия бикарбонат, натрия хлорид, глюкоза, аминокислоты и др.) в клубочках нефрона :
1.фильтруются из плазмы крови в первичную мочу;
2.в значительной степени или полностью реабсорбируются с помощью транспортных систем, расположенных в апикальной части эпителия почечных канальцев.
3.Ионы натрия возвращаются из мочи в плазму крови с помощью гетерогенной системы специфических транспортеров.
4.Блокада этих транспортных систем нарушает реабсорбцию ионов натрия , что приводит к увеличению осмотического давления в просвете почечных канальцев и последующему нарушению реабсорбции воды.
Механизм действия мочегонных средств
1.В проксимальных канальцах реабсорбируются ионы Na+ , Cl- и связанная с ними вода; осмотическое давление фильтрата такое же, как осмотическое давление плазмы крови.
2.В нисходящей части петли Генле реабсор-бируется только вода;
осмотическое давление фильтрата повышается.
Вода в нефроне реабсорбируется за счет двух механизмов: через аквапорины и путем парацеллюлярного транспорта.
3.В толстом сегменте восходящей части петли Генле происходит совместная реабсорбция (котранспорт) Na+ , K+, 2Cl-, а также Са2+ и Mg2+.
Вода в этом отделе не реабсорбируется, и осмотическое давление фильтрата снижается.
4.В начальном отделе дистальных канальцев реабсорбируются Na+ и Сl-, вода не ре-абсорбируется, и осмотическое давление фильтрата становится ниже осмотического давления плазмы крови.
5.В конечном отделе дистальных канальцев и корковом отделе собирательных трубок реабсорбция Na+ сопряжена с секрецией (выделением в просвет канальцев) К+.
Чем больше реабсорбируется Na+ , тем большевыделяется К+ .
В собирательных трубочках вода реабсорбируется под контролем гормона задней доли гипофиза вазопрессина (антидиуретический гормон).
NB! Существует несколько подходов к классификации диуретиков:
1) по химической структуре;
2) по характеру и механизму действия (первичное нарушение реабсорбции ионов или воды, нарушение гормональной регуляции мочеобразования или избирательное угнетение систем транспорта ионов);
3) по локализации действия (на какие участки нефрона действует);
4) по эффективности (в значительной степени определяется локализацией действия диуретика);
5) по влиянию на выведение ионов калия и магния из организма (гипокалиемия и гипомагниемия могут усиливать побочные эффекты сердечных гликозидов).
Классификация диуретиков по механизму действия .
1.Диуретики, оказывающие прямое действие на эпителий почечных канальцев и уменьшающие реабсорбцию (обратное всасывание) ионов натрия и воды.
2. Группу средств называют также салуретиками (от лат. sal — соль), т.е. они выводят соль:
тиазидные диуретики — гидрохлортиазид, циклометиазид;
тиазидоподобные диуретики — хлорталидон, индапамид, клопамид;
петлевые диуретики — фуросемид, этакриновая кислота;
калийсберегающие диуретики — триамтерен
3. Антагонист альдостерона, калийсберегающий диуретик
спиронолактон.
4.Ингибиторы карбангидразы — ацетазоламид.
5.Осмотические диуретики — маннит.
6.Комбинированные препараты — триампур композитум, адельфан-эзидрекс, вискалдикс, кристепин капозид, триамтел, рениприл .
7.Мочегонные средства растительного происхождения — листья брусники, плоды можжевельника, листья толокнянки, трава хвоща полевого, листья ортосифона тычиночного, леспефлан.
Тиазидные и тиазидоподобные диуретики.
Тиазиды и тиазидоподобные диуретики нарушают реабсорбцию ионов Na+ и Сl- в начальном отделе дистальных канальцев и увеличивают выведение ионов К+ и Mg2+. Вместе с ионами выводится вода, а выведение ионов Са2+ и солей мочевой кислоты снижается. Эти препараты действуют с апикальной (люминальной) стороны как конкурентные антагонисты NCC1 Na+ -Cl--симпорта в люми-нальной мембране клеток начального отдела дистальных канальцев
Менее значительный натрийурез, вызываемый тиазидами, обусловлен тем, что 90% натрия реабсорбируется в канальцах нефрона выше.
Тем не менее тиазиды действительно вызывают умеренное уменьшение внутрисосудистого объема, которое сочетается с малоизученным прямым сосудорасширяющим эффектом.
Это приводит к снижению системного артериального давления.
Петлевые диуретики.
Петлевые диуретики подавляют транспорт ионов Na+, К+ и Cl- через апикальную мембрану эпителиальных клеток в толстом сегменте восходящего отдела петли Генле,
обратимо и конкурентно ингибируют Na+ -K+-2Cl--котранспортер NKCC2 в апикальной (люминальной) мембране эпителиальных клеток толстого сегмента восходящего отдела петли Генле, также уменьшает или устраняет трансэпителиальную разность потенциалов в толстом сегменте восходящего отдела. В результате парацеллюлярная реабсорбция двухвалентных катионов, в частности кальция и магния, также ингибируется. Это может привести к увеличенному выделению кальция и магния.
Петлевые диуретики экспрессируют циклооксигеназу 2, участвующую в синтезе простагландинов. Один из синтезируемых простагландинов Е2 ингибирует транспорт солей в толстом сегменте восходящего отдела, что является аддитивным фактором в действии этой группы мочегонных препаратов. Нестероидные противовоспалительные средства могут снижать действие петлевых диуретиков у пациентов с нефротическим синдромом и циррозом печени.
NB! Хронические отеки (отеки при хронической застойной сердечной недостаточности, заболеваниях почек и печени) возникают постепенно. Отек легких и отек мозга возникают остро и могут быстро привести к летальному исходу, поэтому при острых отеках применяют высокоэффективные диуретики быстрого действия.
Калийсберегающие диуретики.
Калийсберегающие диуретики действуют в конечной части дистальных канальцев и в корковом отделе собирательных трубок. Нарушают реабсорбцию ионов Na+ .
Амилорид и триамтерен - конкурентные ингибиторы эпителиального натриевого канала апикальной мембраны основных клеток.
В результате блокады этих каналов ионы натрия не поступают в главные клетки, в просвете канальцев увеличивается положительный потенциал, что препятствует секреции ионов калия из клеток в просвет канальцев и приводит к сохранению ионов калия в организме.
Осмотические диуретики.
Препараты обладают мочегонным и дегидратирующим (обезвоживающим) действием.
Поступая в кровь, они повышают ее осмотическое давление, поэтому вода переходит из тканей в кровь (обезвоживание тканей). Осмотические диуретики из почечных клубочков поступают в канальцы и создают в их просвете повышенное осмотическое давление (они не реабсорбируются), котороеудерживает воду и часть ионов натрия.
В результате вода и ионы натрия не подвергаются обратному всасыванию, выделяются почками и выводятся с мочой.
NB! При применении маннитола (вводят внутривенно) наблюдаются дегидратирующий и диуретический эффекты. В основе обоих эффектов лежит осмотическая активность маннитола. Дегидратирующее действие возникает вследствие повышения осмотического давления плазмы крови (жидкость из тканей по осмотическому градиенту переходит в просвет сосудов). Диуретическое действие является результатом уменьшения реабсорбции воды вследствие повышения осмотического давления в просвете почечных канальцев.
Препараты растительного происхождения.
Препараты, полученные из листьев ортосифона,
плодов можжевельника,
листьев толокнянки,
травы хвоща полевого
почек березы,
оказывают также мочегонное действие, противовоспалительное действие.
Средства, уменьшающие содержание мочевой кислоты в организме.
Мочевая кислота имеет невысокую растворимость, а в кислой среде способна выпадать в виде кристаллов. икрокристаллы солей мочевой кислоты откладываются в суставах, связках и других тканях, что приводит к развитию подагры.
Отложение солей мочевой кислоты в мочевыводящих путях приводит к возникновению почечных камней (конкрементов).
Мочевая кислота имеет невысокую растворимость, а в кислой среде способна выпадать в виде кристаллов. икрокристаллы солей мочевой кислоты откладываются в суставах, связках и других тканях, что приводит к развитию подагры.
Отложение солей мочевой кислоты в мочевыводящих путях приводит к возникновению почечных камней (конкрементов).
Пода́гра.
Пода́гра (др.-греч. ποδάγρα, буквально — капкан для ног; от πούς, род. п. ποδός — нога и ἄγρα — ловля, охота)— метаболическое заболевание, которое характеризуется отложением в различных тканях организма кристаллов уратов в форме моноурата натрия или мочевой кислоты.
В основе возникновения лежит накопление мочевой кислоты и уменьшение её выведения почками, что приводит к повышению концентрации последней в крови (гиперурикемия).
Клинически подагра проявляется рецидивирующим острым артритом и образованием подагрических узлов — тофусов. Поражение почек также является одним из основных клинических проявлений подагры наряду с артритом.
Чаще заболевание встречается у мужчин, однако в последнее время возрастает распространённость заболевания среди женщин, с возрастом распространённость подагры увеличивается.
Факторы развития заболевания.
Существует целый ряд факторов риска, способствующих возникновению и развитию подагры у определённых лиц.
К факторам риска развития подагры относят
артериальную гипертонию, гиперлипидемию,
а также:повышенное поступление в организм пуриновых оснований, например, при употреблении большого количества красного мяса (особенно субпродуктов), некоторых сортов рыбы, какао, чая, шоколада, гороха, чечевицы, фруктозы, алкоголя (особенно пива, содержащего много гуанозина и ксантина — предшественников мочевой кислоты);
увеличение количества пуриновых нуклеотидов при общем катаболизме (например при противоопухолевой терапии; массивном апоптозе у людей с аутоиммунными болезнями);
торможение выведения мочевой кислоты с мочой (например при почечной недостаточности);
повышенный синтез мочевой кислоты при одновременном снижении выведения её из организма (например, при злоупотреблении алкоголем, шоковых состояниях, гликогенозе с недостаточностью глюкозо-6-фосфатазы);
наследственная предрасположенность (характер наследования всё ещё окончательно не выяснен).
Противоподагрическими (урикозурическими) называют средства, уменьшающие содержание мочевой кислоты в организме.
Для снижения концентрации мочевой кислоты в плазме крови необходимо уменьшить образование мочевой кислоты, повысить растворимость уратов, уменьшить их реабсорбцию в почках или увеличить их выделение с мочой.
Группы средств, уменьшающих содержание мочевой кислоты в организме.
1.средства, тормозящие образование мочевой кислоты — аллопуринол, ее солей в почечных канальцах — этебеницид (этамид);
2.средства, способствующие разрыхлению и растворению камней в почках — магурлит, блемарен, уродан;
3.растительные препараты, применяемые при мочекаменной болезни.
2.1.Препараты для изучения: : гидрохлортиазид (дихлотиазид, гипотиазид,эзидрекс), циклометиазид, хлорталидон (оксодолин, гидротон), индапамид (индап, арифон), клопамид (бринальдикс), фуросемид (лазикс), буметанид (буфенокс, юринекс), ксипамид (аквафор), торасемид (диувер, унат), пиретамид (ареликс), этакриновая кислота (урегит), триамтерен (дайтек, дирениум, птерофен), амилорид (мидамор), спиронолактон (верошприрон), ацетазоламид (диакарб), дорзоламид (дорзопт,трусопт), маннит(маннитол), мочевина, теофиллин, аминофиллин( эуфиллин), теобромин, триампур композитум (триамтезид), адельфан-эзидрекс, вискалдикс, кристепин, капозид, триамтел, рениприл, диазид (триам-ко), максзид, модуретик, сульфинпиразон (антуран), аллопуринол, колхицин
2.2. Работа с аннотациями к лекарственным препаратам.
2.3. В рабочей тетради заполните таблицу по изучаемым препаратам:
Междунаро-дное наименование, МНН, латин.яз. | Торговые наименования (2-5) | Фармакологическое действие (механизм действия) | Показания к примене- нию, способ примене-ния | Побочные действия | Противопо-казания | Формы выпуска |
2.4. Обоснуйте выбор препарата и выпишите в виде рецепта, используя справочную литературу:
1. Диуретическое средство, вызывающее гипокалиемию.
2. Высокоэффективное, быстро и кратковременно действующее мочегонное средство.
3. Мочегонное средство длительного действия.
4. «Калийсберегающий» диуретик, не влияющий на действие альдостерона.
5. Мочегонное средство – антагонист альдостерона.
6. Диуретик, для оказания помощи при отеке легких.
7. Противоподагрическое средство, способствующее выведению мочевой кислоты из организма.
8. Противоподагрическое средство, угнетающее биосинтез мочевой кислоты.
2.5. Заполните таблицу «Преимущественная локализация действия диуретиков и их эффективность».
При заполнении таблицы используйте препараты из предложенного выше списка.
препараты | Локализация действия | Эффективность (высокая, средняя, низкая) | ||
Толстый сегмент восходящей части петли Генле | ||||
Начальный отдел дистальных канальцев (разводящий сегмент) | ||||
Конечный отдел дистальных канальцев и корковый отдел собирательных трубочек | ||||
. | Проксимальные канальца, нисходящая часть петли Генле, собирательные трубочки |
2.6. Заполните таблицу «.Влияние диуретиков на выведение ионов и мочевой кислоты»
Диуретик | Na+ | K+ | Ca2+ | Mg2+ | Cl- | Мочевая кислота | ||
Триамтерен | ||||||||
Примечание. При заполнении таблицы используйте следующие обозначения: «В» - выведение; «З» - задержка.
Ответьте на следующие вопросы.
1. Какие препараты относятся к калий- и магнийсберегающим диуретикам?
2. Какие диуретики нельзя применять при уролитиазе (мочекаменной болезни) и почему?
3. Какие диуретики нельзя применять при остеопорозе и почему?
4. Какие диуретики могут вызвать обострение подагры?
2.7.Заполните таблицу « Сравнительная характеристика препаратов растительного происхождения»
Растительное сырье | Действующие вещества | Формы выпуска | Латинское название препарата | Применение в медицине | |
Лист толокнянки | |||||
Плоды можжевельника | |||||
Трава хвоща полевого | |||||
Листья ортосифона | |||||
Корневище и корень марены красильной |
6.7. Ситуационные задачи.
1. Определите вещество или группу веществ:
Эффективно при пероральном применении, препятствует задержке в организме ионов натрия и воды. Хороший результат лечения получен при отеках, вызванных гормонами коры надпочечников. Всасывается быстро, диуретический эффект развивается в течение первых 1 — 2 ч и длится после приема однократной дозы до 12 ч. Лечение рекомендуется проводить на фоне диеты, богатой калием.
2. Определите вещество или группу веществ:
Салуретик, используемый для лечения гипертонической болезни, сопровождающейся недостаточностью кровообращения. Так как препарат потенцирует действие резерпина, апрессина и других гипотензивных средств, то он часто назначается в комбинации с этими препаратами. Применяется внутрь, дозы подбираются индивидуально.
Форма выпуска: таблетки по 0,025 и 0,1 г,
3. Определите вещество или группу веществ:
Диуретический эффект связан с антагонизмом по отношению к гормону коры надпочечников — альдостерону. При применении препарата следует учитывать возможность гиперкалиемии и гипонатриемии. Противопоказан при острой почечной недостаточности; не следует назначать в первые два месяца беременности.
4. Определите вещество или группу веществ:
Осмотический диуретик. Применяется для понижения внутричерепного давления и уменьшения отека мозга, при почечной или почечно-печеночной недостаточности с сохраненной фильтрационной способностью почек и при других состояниях, требующих диуреза.
Форма выпуска: 15 % раствор в ампулах по 200,400,500 мл; флаконы вместимостью 500 мл, герметически закрытые резиновыми пробками и содержащие по 30 г препарата.
5. Определите вещество или группу веществ:
Диуретики, применение которых показано при синдроме гипокалиемии, вызванном другими диуретическими средствами, и при повышенной чувствительности к препаратам наперстянки.
6. Определите вещество или группу веществ:
Калийсберегающий диуретик.
Форма выпуска: капсулы, содержащие 0,05 г препарата. Под названием "Триампур композитум" имеются таблетки, содержащие по 0,025 г данного препарата и 0,0125 г дихлотиазида.
7. Определите вещество или группу веществ:
Сильное диуретическое средство. По механизму действия близко к фуросемиду, но переносится хуже. Применяется при отеках (отек легких, отек мозга, отеки почечного происхождения). При гипертонической болезни комбинируется с гипотензивными средствами.
Форма выпуска: таблетки по 0,05 г и ампулы, содержащие по 0,05 г препарата, который растворяется в изотоническом растворе натрия хлорида, глюкозы.
8. Определите вещество или группу веществ:
Осмотический диуретик, растворы которого готовятся непосредственно перед введением в асептических условиях. Вводится внутривенно (капельно) и внутрь. В связи с обезвоживанием организма больные испытывают жажду и сухость во рту. Нельзя допускать попадания раствора под кожу во избежание раздражения и некроза тканей.
9. Определите вещество или группу веществ:
Применяются при отеках любого происхождения, отравлениях, а также для лечения гипертонической болезни в комбинации с антигипертензивными средствами.
10. Пожилой человек обратился в аптеку для приобретения листьев брусники. Поскольку сырье брусники отсутствовало, фармацевт отпустил листья толокнянки. Правильно ли он поступил?
11.Посетительница обратилась в аптеку для приобретения отсутствующего в настоящее время препарата Урифлорин*. Какие средства можно предложить посетительнице?
12. Посетитель аптеки просит отпустить «медвежьи ушки». Каковы действия фармацевта?
13. Пациент, страдающий нефрозом (нефроз - гибель клеток почек, сопровождаемая воспалительным процессом), по совету родственников решил применять в качестве диуретического (мочегонного) средства настой травы хвоща полевого. Через 2 нед у пациента наступило обострение заболевания, после чего он обратился к врачу, который отменил это ЛС. Обоснуйте действия врача.
14. В аптечный пункт обратился посетитель для приобретения рекомендованной ему врачом травы спорыша. Посмотрев по базе, фармацевт-стажер такого ЛС не обнаружил. Предложите варианты решения ситуации.
15. В аптеку обратилась пожилая женщина с жалобой на то, что ночью «сводит» ноги. Она отметила, что в последнее время также сильно отекают ноги и она, по совету соседки, принимает каждое утро фуросемид. Женщина просит дать ей профессиональную консультацию.
3. Контроль исходного уровня знаний
3.1. Тесты для самоконтроля знаний и умений
Выберите правильные ответы.
1. Диуретики, нарушающие функцию эпителия почечных канальцев:
1) гидрохлоротиазид; 2) спиронолактон; 3) фуросемид; 4) маннитол; 5) хлорталидон.
2. Диуретики, первично нарушающие реабсорбцию ионов:
1) индапамид; 2) кислота этакриновая; 3) маннитол; 4) клопамид; 5) триамтерен.
3. Калий- и магнийсберегающие диуретики:
1) спиронолактон; 2) триамтерен; 3) фуросемид; 4) амилорид; 5) циклометиазид.
4. Диуретики, применяемые для систематического лечения артериальной гипертензии:
1) гидрохлоротиазид; 2) индапамид; 3) маннитол; 4) триампур; 5) клопамид.
5. Для форсированного диуреза применяют:
1) маннитол; 2) спиронолактон; 3) фуросемид; 4) хлорталидон; 5) клопамид.
6. Для лечения отеков при застойной хронической сердечной недостаточности применяют:
1) спиронолактон; 2) маннитол; 3) гидрохлоротиазид; 4) триамтерен; 5) клопамид.
7. При отеке легких применяют:
1) гидрохлоротиазид; 2) маннитол; 3) фуросемид; 4) спиронолактон; 5) этакриновую кислоту.
8. Калий- и магнийсберегающие диуретики целесообразно комбинировать с:
1) гидрохлоротиазидом; 2) фуросемидом; 3) маннитолом; 4) этакриновой кислотой.
Определите лекарственные препараты.
9. Оказывает дегидратирующее и диуретическое действие. Первично нарушает реабсорбцию воды. Применяется при отеке мозга, острых приступах глаукомы. В качестве побочных эффектов вызывает жажду и мышечную слабость.
1. Фуросемид. 2. Этакриновая кислота. 3. Спиронолактон. 4. Маннитол. 5. Хлорталидон.
10. Нарушает реабсорбцию ионов натрия и хлора в начальном отделе дистальных канальцев. Применяется для лечения хронических отеков и артериальной гипертензии. Диуретический эффект развивается через 2-4 ч и продолжается около 3 сут.
1. Гидрохлоротиазид. 2. Циклометиазид. 3. Индапамид. 4. Хлорталидон.
Совместите.
Определите, верны ли следующие пары утверждений и есть ли связь между ними.
16. Тиазиды и тиазидоподобные диуретики вызывают гиперурикемию, потому что тиазидные и тиазидоподобные диуретики уменьшают секрецию мочевой кислоты в проксимальных канальцах.
17. Фуросемид применяют при уролитиазе (мочекаменная болезнь), потому что фуросемид снижает содержание Ca2+ в почечном фильтрате.
18. Маннитол противопоказан при сердечной недостаточности, потому что маннитол увеличивает нагрузку на сердце.
Ответы на тестовые задания
1 - 1, 3, 5. 2 - 1, 2, 4, 5. 3 - 1, 2, 4. 4 - 1, 2, 4, 5. 5 - 1, 3. 6 - 1, 3, 4, 5. 7 - 3, 5. 8 - 1, 2, 4. 9 - 4. 10 - 4. 11 - Б. 12 - А. 13 - Д. 14 - В. 15 - Г. 16 - верно, верно, связь есть. 17 - неверно, неверно, связи нет. 18 - верно, верно, связь есть.
Обобщение и систематизация изученного материала
4.1. Контрольные вопросы
1.Строение и функции почек, регуляция процесса мочеобразования.
2.Класификация диуретических средств по группам.
3.Механизм действия и точки приложения диуретических средств.
4.Сравнительная фармакологическая характеристика диуретических средстви показания к их применению.
5.Побочные эффекты и противопоказания для применения диуретических средств.
6.Классификация ЛС, способствующих удалению мочевой кислоты и мочевых конкрементов.
7.Сравнительная характеристика уролитолитичесикх средств, в зависимости от механизма действия
4.2. Домашнее задание
4.2.1.Используя представленный выше перечень ЛС, дополните классификацию.
Средства, действующие преимущественно в начальной части дистальных канальцев
Тиазидные диуретики:
Тиазидоподобные диуретики:
- Средства, действующие в толстом сегменте восходящей части петли Генле:
- Средства, действующие в конечной части дистальных канальцев и собирательных трубках (калийсберегающие диуретики):
- Осмотические диуретики:
4.2.2.На схеме отметьте действие: гидрохлоротиазида, фуросемида, маннитола, спиронолактона, триамтерена, ацетазоламида.
4.2.3 .A. Объясните механизм мочегонного действия тиазидов и тиазидоподобных диуретиков, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
1. Ингибируют котранспорт ионов натрия и хлора в начальном отделе дистальных канальцев.
2. Угнетают реабсорбцию ионов натрия и хлора.
3. Увеличивают выведение натрия, хлора, калия, магния и воды.
Б. Объясните механизм мочегонного действия петлевых диуретиков, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
1. Ингибируют котранспорт ионов натрия, калия, хлора в толстом сегменте восходящей части петли Генле.
2. Угнетают реабсорбцию ионов натрия, хлора, кальция, магния.
3. Увеличивают выведение натрия, хлора, калия, кальция, магния и воды.
B. Объясните механизм мочегонного действия триамтерена, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
1. Блокирует натриевые каналы в конечном отделе дистальных канальцев и собирательных трубочках.
2. Угнетает реабсорбцию ионов натрия и секрецию ионов калия.
3. Увеличивает выведение натрия и воды.
4. Задерживает выведение калия и магния.
Г. Объясните механизм мочегонного действия спиронолактона, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
1. Блокирует рецепторы альдостерона в конечном отделе дистальных канальцев и собирательных трубочках.
2. Угнетает реабсорбцию ионов натрия и секрецию ионов калия.
3. Способствует увеличению диуреза.
Д.мОбъясните механизм мочегонного действия маннитола, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
1. Является осмотически активным веществом.
2. Вторично (умеренно) нарушает реабсорбцию ионов (натрия и хлора).
3. Фильтруется в почечных клубочках и не реабсорбируется в почечных канальцах.
4. Нарушает реабсорбцию воды.
5. Повышает осмотическое давление в просвете почечных канальцев.
4.2.4. Проведите анализ врачебных рецептов.
A. Высокоэффективный диуретик быстрого действия.
Б. Диуретик для систематического лечения артериальной гипертензии.
B. Диуретик при первичном гиперальдостеронизме.
4.3. Список литературы
- Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
- Фармакология Р.Н. Аляутдин, изд. «ГЭОТАР-Медиа» 2019 год;
- Лекарствоведение В.Е. Петров, С.Л. Морозина, изд. «ГЭОТАР-Медиа» 2019 год;
- Фармакология. Д.А. Харкевич Изд. « ГЭОТАР-Медиа» г. Москва, 2017 год;
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося.
Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов.
«Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка бинарной лекции совместно с преподавателем терапии на тему "Влияние лекарственных средств на плод, беременную и кормящую женщину"
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по специальности "Акушерское дело" в рамках изучения ПМ 04 "Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патол...
Методическая разработка «Химические методы анализа лекарственных средств VI группы периодической системы Д.И.Менделеева»
В производственной аптеке лекарственные средства подвергаются химическому виду контроля. Для некоторых лекарственных средств этот вид контроля является выборочным, для других же - обязательным. Чтобы ...
Методическое руководство к практическому занятию "Синтетические противомикробные лекарственные средства"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19478851","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19478854","...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -
Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...
Средства, влияющие на функции органов дыхания
Рабочая тетрадь создана к теме «Средства, влияющие на функции органов дыхания», раздела «Частная фармакология» по дисциплине Фармакология и предназначена для внеаудиторной и ау...
Технологическая карта практического занятия Пути ведения лекарственных средств
Технологическая карта практического занятия Пути ведения лекарственных средств...
Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения»
Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Средства, влияющие на функции органов пищеварения»...