МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ВНЕАУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ) МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЧАС «ДЕНЬ ЧИСЛА Пи»
методическая разработка

Трифонова Марина Николаевна

Методическая разработке представляет собой материалы (сценарий) для проведения математического часа «День числа Пи».

Проведение данного воспитательного мероприятия способствует популяризации науки и формированию у студентов навыков самостоятельного обучения.

Популяризация научных знаний способствует расширению кругозора, интереса к науке, в частности к математике, при этом повышается мотивация студентов и эффективность образовательного процесса в целом.

Данная методическая разработка выполнена с целью проведения учебно-воспитательной работы со студентами первого курса в рамках клуба «Эрудит» и может быть использована преподавателями колледжа в учебно-воспитательном процессе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_chisla_pi.doc925.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

 «ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ВНЕАУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ)

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЧАС «ДЕНЬ ЧИСЛА π»

Номинация:

«Методическая разработка

мероприятий по популяризации

научных знаний»

Луганск - 2021

Авторы: Трифонова Марина Викторовна, преподаватель математики ГОУ СПО ЛНР «Луганский колледж строительства, экономики и права», специалист первой категории; Омельченко Виктория Юрьевна, преподаватель математики ГОУ СПО ЛНР «Луганский колледж строительства, экономики и права», специалист первой категории.

Рецензент: Сытник Марина Викторовна – председатель цикловой комиссии математической и общей естественнонаучной подготовки, профессиональной подготовки по специальностям «Компьютерные системы и комплексы», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», преподаватель высшей категории ГОУ СПО ЛНР «Луганский колледж строительства, экономики и права».

 

        Методическая разработке представляет собой материалы (сценарий) для проведения математического часа «День числа π».

Проведение данного воспитательного мероприятия способствует популяризации науки и формированию у студентов навыков самостоятельного обучения.

Популяризация научных знаний способствует расширению кругозора, интереса к науке, в частности к математике, при этом повышается мотивация студентов и эффективность образовательного процесса в целом.

Данная методическая разработка выполнена с целью проведения учебно-воспитательной работы со студентами первого курса в рамках клуба «Эрудит» и может быть использована преподавателями колледжа в учебно-воспитательном процессе.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…………...с.4

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ………………………...…………………….с.6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..…………………………………………..с.25

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……………...с.26

ФОТООТЧЕТ……………………..…………………………………………..с.27

Введение

Математика занимает особое место среди других наук. Математические методы используются даже в гуманитарных дисциплинах. Без математики невозможно провести любое исследование, построить не одно сооружение и т.д. Более того, без математики был бы невозможен научно-технический прогресс. Таким образом, подготовка высококвалифицированных специалистов невозможна без усвоения ими знаний по математике.

        Математические знания будут усваиваться студентами тем успешнее, чем выше их мотивация к изучению этой дисциплины.    

Одним из основных факторов повышения мотивации студентов к изучению математики является формирование у них познавательного интереса. Поэтому необходимо проводить мероприятия по популяризации научных знаний, одним из которых является математический час «День числа π».

Цели: расширить кругозор обучающихся; способствовать воспитанию интереса к математике; показать эстетическую роль числа π.

Задачи: - формировать умение студентов находить необходимую информацию из различных источников;

- развивать предметно-математическую, художественную, литературную, поэтическую, музыкальную, кулинарную, журналистскую, компьютерную креативность;

- развитие и укрепление интереса к математике, расширение кругозора обучающихся, повышение уровня их математической культуры;

- демонстрация красоты математики в окружающем мире, а также тесной взаимосвязи с различными областями её применения;

- формировать метапредметные познавательные, регулятивные, коммуникативные компетентности.

Оборудование:

ПК, проектор, плакаты, калькуляторы, листы бумаги, игла швейная, линейки, карандаши, нитка, чашка, картинки-жетоны.

План проведения мероприятия

1.Целеполагание, настрой на работу:

-прием «ZXY» (Знаю. Хочу узнать. Узнал.);

-прием-пожелание «ПИсьмо на ПаПИрусе»; -интрига – информация «Чудо  в одной фразе».

2.Информационные сообщения:

2.1.Что означает число π.

2.2. ПИар ПИетизму: «ПИ пишем – ПИ в уме».

2.3. Великие о числе π.

2.4.Число Пи студенту. Можно ли прожить без числа π?

2.5.Эксперимент для «математических гурманов»: «В каждой кружке, игле и спичке найдется хоть одно число π».

2.6.История числа π длиною в 4тысячи лет.

2.7.Тысячелетняя погоня за знаками числа π.

2.8.Проворное и трудолюбивое число π.

2.9. Поэзия цифр.

2.10. π – «математический зверь». Попробуй запомнить!

2.11. Инопланетяне уложили посевы на полях Англии под знаком π.

2.12.С днем рождения, число π!

3.Музыкальная пауза «Как звучит число π».

4.Рефлексия:

- содержания учебного материала:

блиц-викторина «Загадочное и вездесущее число π».

-общее фото.

Сценарий мероприятия

- Альберт Эйнштейн как-то сказал:

«Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом».

Сегодня мы встретимся с одним из чудес нашего мира.

- Какое чудо зашифровано в этом ребусе-коллаже? – (ответы: слова со слогом «Пи»)

- Верно, Число π. Но слово «циркуль» не имеет слога π. Почему же из пистолета пирата выстрелился циркуль? –( ответы.)

- Итак, сегодня мы узнаем чудеса с числом π.

- А чему равно число π? – (ответ: 3,14.)

- Всем известно 3,14 , т.е. 2 цифры после запятой.

- А кто знает больше цифр после запятой? –ответ:               -Молодцы!

- И, о чудо! К нам явился из Древней Греции сам Архимед, тот, который в ванной закричал ЭВРИКА. Он хочет познакомить вас с текстом своего папируса. Слушайте внимательно!

(Выступление Архимеда) __________________________

ПИсьмо на паПИрусе

Интрига – информация «Чудо π в одной фразе»

КАЛИСПЕРА! МЭ ЛЭНЭ АРХИМЕД,

КАЛИ ЭПИТИХИЯ!

Я-Архимед – древнегреческий владелец мысли. 

Как-то я зашел в баню.

Опускаясь в ванну, я увидел, как по мере моего погружения из ванны вытекает вода. И здесь я сообразил, что это мое тело теснит воду, при этом по объему ровно столько, каковой объем погружающегося в нее тела.

Выскочил из ванны и, как был голышом, с кликами «Эврика!» (по-гречески «нашёл») понесся домой.

Я – ученик ЭВКЛИДА!

Хочу загадать вам загадки.

Попробуйте отгадать!

1.  Число π - математическая константа, на которой ездит велосипедист.

2.  π  среди 3,141 и 3,142.

3. 4 тысячи лет назад люди  заметили, что для плетения корзины нужного диаметра, необходимо брать прутья в 3 раза длиннее его.

4. Где же были вавилонские маги, когда рухнула Вавилонская башня?!

5.Великая Египетская Пирамида стала фантастическим шедевром инженерного искусства благодаря числу π.

6. 22 совы сидели…

7.Спичкой ты, друг, не шали!

Пламя может принести.

Поищи с ней число «Пи»!

Чудеса откроет «Пи»!

8.Суперкомпьютер 15 лет назад работал 37 часов 21 минуту 4 секунды для подсчета числа π. В настоящее время значение числа π и известно с точностью до 500 миллиардов знаков.

9.В числе π каждый может найти № своего телефона, дату своего рождения или домашний адрес.

10. Инопланетяне уложили посевы на полях Англии под знаком π.

11.В 1987 году в музее Сан-Франциско впервые устроили Праздник числа π.

12.Металлическая скульптура числа π установлена на ступенях перед зданием Музея искусств в Сиэтле.

13.Есть небольшие секреты в запоминании числа  π.

 14. Число π гуляет по  коридорам колледжа. 

15. ПИрог - волшебный зверь, приравненный к 3,14 единорогам.

16 π - ": загадочное число , которое лезет в дверь, в окно и через крышу".

И так Калиспера (ка-лис-ПЕ-ра) – что по-гречески означает - «Добрый день!»

КалимЭра  (καλημέρα) – Здравствуйте.

Меня зовут Архимед . Με λένε . (Мэ лэнэ АРХИМЕД .)

С праздником! — Καλές Γιορτές! — КалЕс йортЭс

Удачи! — Καλή επιτυχία! — КалИ эпитихИя

Рис.1. Архимед

  • - Да! Вот это ПИ! Самое – самое!
  • Самое загадочное?..
  • Самое Поэтическое?..
  • Самое вездесущее?..
  • Самое неуловимое?..
  • Самое трудолюбивое?..
  • Самое Проворное ?..
  • Самое доисторическое?..
  • Самое удивительное?..
  • Самое-самое!!!

- А что вы знаете о числе π?- (ответы)

- А что бы хотели узнать?- (ответы)

- Английский математик в 18 веке Август де Морган назвал число Пи загадочным числом, которое лезет в дверь, в окно и в крышу.

-А что означает число π?

Выступление: ____________________

Что означает число π?

Символика числа Пи универсальна, как и само значение данного символа. Он подходит для обозначения иррационального числа и происходит от греческого выражения «периферия», что в переводе  «окружность» и в математике число π означает отношение длины к диаметру окружности. Число π имеет древние корни. По утверждениям множества ученых точную дату происхождения числа π установить не возможно.

Число обрело свой символ сложным путем: сначала этой греческой буквой в 1647 году математик Оутрейд назвал длину окружности. Он взял первую букву греческого слова περιφέρεια — «переферия». А закрепил название математик XVIII века Леонард Эйлер, перед авторитетом которого остальные склонили головы. Так π стало π.  

Обозначение числа π

  • Впервые это обозначение использовал в 1706 году английский математик Уильям Джонс. 
  • Но общепринятым оно стало после того, как его (начиная с 1736 года) стал систематически употреблять Леонард Эйлер

     

Рис.2. Уильям Джонс и Леонард Эйлер

- А с чего же началось число π?

Выступление 5 студентов: ___________________________

История – с египетского папируса.

Проблеме  π – 4000 лет.  Кто и когда впервые открыл число π, до сих пор остается загадкой. Число π обратило на себя внимание людей ещё в доисторические времена, когда не было письменности. Однако уже тогда люди заинтересовались соотношением длины окружности и ее диаметра. Сначала по невежеству это отношение считали равным трем, что было грубо приближенно, но им хватало. Открывателями числа  π  можно считать и людей доисторического  времени, которые при плетении корзин заметили, что для того, чтобы получить корзину нужного диаметра, необходимо брать прутья в 3 раза длиннее его.

Но позже оказалось, что число три весьма неточно выражает это соотношение. Известно, что строители древнего Вавилона уже вовсю пользовались им при проектировании.

Письменная история числа π начинается с египетского папируса, датируемого примерно 2000 годом до н.э., где оно принималось равным 3,1604. На клинописных табличках, которым тысячи лет, сохранились даже задачи, которые предлагали решить с помощью π. Правда, тогда считалось, что π равно трем. В процессе вычислений Пи вавилонцы обнаружили, что радиус окружности в качестве хорды входит в нее шесть раз, и поделили круг на 360 градусов. А заодно сделали то же самое с орбитой Солнца. Таким образом, они решили считать, что в году 360 дней   В Древнем Египте π было равно 3,16.

 В Древней Индии – 3,088.

Выступление: ___________________________

В Античности самое раннее упоминание числа π относится к знаменитой задаче о квадратуре круга, то есть о невозможности при помощи циркуля и линейки построить квадрат, площадь которого равна площади определенной окружности.

В Древней Греции точные науки процвели просто-таки необычайно, а также появилась архитектура. А где архитектура – там и расчеты. И всем известный Архимед еще уточнил значение числа π.

Наиболее точным оказался Архимед, который математическим способом вычислил разряды Пи и получил примерное значение 3.142857142857143 Архимед приравнивал π к дроби 22/7 , о чем потом даже сложили стишок для запоминания:

Двадцать две совы скучали

На больших сухих суках.

Двадцать две совы мечтали

О семи больших мышах.

Выступление: ___________________________

В дальнейшем число «Пи» не давало покоя древним китайским геометрам Чжан Хэну и Лю Хуэйю, однако более 10 цифр определить не удавалось.

Ближе всего к точному значению π подошел в Китае в V веке н. э. знаменитый китайский астроном Цзу Чунь Чжи.

Примечательно, что в разное время происходило уточнение значения  π.

Появление компьютерных технологий явилось для числа π настоящей революцией. Вычисление точного значения π во все века неизменно оказывалось тем блуждающим огоньком, который увлек за собой сотни, если не тысячи, несчастных математиков, затративших бесценные годы в тщетной надежде решить задачу, не поддававшуюся усилиям предшественников, и тем снискать себе бессмертие. (сказал Кэрролл Л.)

Выступление: _________________________

Китай и число π

  • Высокого расцвета достигла в Китае вычислительная техника, основанная на приближенных вычислениях.
  • Примером служит вычисление отношения длины окружности к ее диаметру китайским математиком Цзу Чунь Чжи (430-501года ), который получил приближение 355/113, дающее 7 верных значащих цифр, и показал, что число π лежит в пределах:
  • 3,1415296  и  3,1415297

Индия и число π 

  • Арьябхатта ( родился 476 г.н.э.) нашел точное значение 3,1416 или 62832/20000. Число 377/120 вычислил Будхайян. Он в 6 веке дал варианты действий того, что известно как Теорема Пифагора.
  • Число 3927/1250 вычислил Бхаскара .

Выступление: ____________________

Россия и число π 

  • Со времен Петра I занимались геометрическими расчетами в астрономии, в машиностроении, в корабельном деле, в электротехнике.
  • Для запоминания числа "Пи" было придумано двустишие. В учебнике Л.Ф.Магницкого "Арифметика" оно написано по правилам старой русской орфографии, по которой после согласной в конце слова обязательно ставился "мягкий" или "твердый" знак.

  Кто и шутя, и скоро пожелаетъ

"Пи" узнать число - ужъ знаетъ .

-Говорят: «В каждой кружке, игле и спичке найдется хоть одно число π». Это могут показать разнообразные эксперименты нахождения числа π.

-Предлагаю провести два опыта. Приглашаю в нашу лабораторию 4 студента.

-2 из них выполнят опыт №1, 2 другие-– опыт №2.

(Выполнение опытов) - Просмотр видео «Красота математики»

Просмотр видео «Красота математики»

https://www.youtube.com/watch?v=7QfoM8Y256w&nohtml5=False

- Ну. что результаты опытов готовы. Какое число у вас получилось? (Группы объявляют свои результаты)

Опыт1              Студенты __________________  

Получение числа π по методу древних математиков.

Уложить вдоль окружности нить, а потом развернуть её и измерить. Затем сложить окружность пополам и измерить линейкой диаметр. В качестве окружности можно использовать дно стакана, чашки вдоль него удобно уложить нить, но чтобы измерить диаметр придется отрезать его или обвести дно стакана карандашом, поставив его на бумагу. Найти отношение длины окружности к диаметру.

 Опыт2               Студенты __________________  

Описание опыта Бюффона. Запасаются короткой (сантиметра два) швейной иглой (лучше с отломанным острием, чтобы игла была равномерной толщины) и проводят на листе бумаги ряд тонких параллельных линий, отделенных одна от другой расстоянием вдвое больше длины иглы. Затем роняют с некоторой (произвольной) высоты иглу на бумагу и замечают, пересекает ли игла одну из линий или нет. Чтобы игла не подпрыгивала, подкладывают под бумажный лист сукно. Бросание иглы повторяют много раз, каждый раз отмечая, было ли пересечение. Потом разделить общее число падений иглы на число случаев, когда замечено было пересечение.

Рис.3. Опыт Бюффона

Чем большее число падений наблюдалось, тем точнее получается выражение для π.

Один швейцарский астроном Р. Вольф в середине прошлого века наблюдал 5000 падений иглы на разграфленную бумагу и получил в качестве π число 3,159... – выражение, впрочем, менее точное, чем архимедово число.

Как видите, отношение длины окружности к диаметру находят здесь опытным путем, причем – это всего любопытнее – не чертят ни круга, ни диаметра, т.е. обходятся без циркуля

  • На протяжении всей истории изучения числа  π, вплоть до наших дней, велась своеобразная погоня за десятичными знаками этого числа – от 6 знаков после запятой в 6 веке до биллиона знаков в 20 веке.
  •   Ученые Токийского университета под руководством профессора Ясумаса Канада сумели поставить мировой рекорд в вычислениях числа π до 12411-триллионного знака.
  • Для этого группе программистов и математиков понадобилась специальная программа, суперкомпьютер и 400 часов машинного времени (Книга рекордов Гиннесса).

Но загадка таинственного числа не разрешена вплоть до сегодняшнего дня, хотя по-прежнему волнует ученых. Попытки математиков полностью вычислить всю числовую последовательность часто приводят к курьезным ситуациям. Например, математики братья Чудновские в Политехническом Университете Бруклина специально с этой целью сконструировали суперскоростной компьютер. Однако установить рекорд им не удалось.

  • Пока рекорд принадлежит японскому математику Ясумаса Канада, который смог вычислить 1,2 биллиона чисел бесконечной последовательности.

 - О поэзии загадочных цифр числа π расскажет_____________

 Поэзия цифр

Рассмотрите внимательно его первую тысячу знаков, проникнитесь поэзией этих цифр, ведь за ними стоят тени величайших мыслителей Древнего мира и Средневековья, Нового и настоящего времени. В десятичном хвосте числа Пи можно отыскать любую задуманную последовательность цифр. Здесь каждый может найти № своего телефона, дату своего рождения или домашний адрес. Можете сами попробовать разгадать тайну этого числа самостоятельно.

Рис.4. Первая тысяча знаков числа π

Есть гипотезы, предполагающие, что в числе π скрыта любая информация, которая когда-либо была или будет доступна людям. В том числе и различные предсказания — надо лишь найти их и расшифровать.

- Вполне очевидно, что о роли числа «Пи» знают и представители высокоразвитых внеземных цивилизаций

Выступление ___________________.

Инопланетяне уложили посевы числом π.

Вполне очевидно, что о роли числа π знают и представители высокоразвитых внеземных цивилизаций. Это может подтвердить случай, произошедший в 2009 году, когда примерно в 130 километрах от Лондона на полях в графстве Уилтшир (Wiltshire), около местечка Barbury Castle появились загадочные знаки. Рядом с этим полем сохранились остатки построек древней доримской эпохи. На поле появился рисунок из полегших колосьев. Астрофизик из США Михаэль Рид смог прочитать этот узор и увидел, что в нем зашифровано число π с точностью до 9 знаков после запятой. Выходит, что инопланетяне дают нам знать о возможностях загадочного числа π, лежащего в основе мироздания. Значит, даже они считают это число основой всей жизни во Вселенной.

       

Рис.5. Рисунки на полях

В деле «о кругах» существуют две крайности. Одни уверены, что орудуют инопланетяне - «рисуют» прямо из космоса. Намекают, что люди не одиноки во Вселенной. 

Натоптать посредством бревна и веревки нечто привлекательное, конечно же, можно. Но не слишком сложное художество на поле потребовало с десяток человек и времени с утра до вечера.

А настоящий круг или пиктограмма, как сейчас называют картинки со множеством элементов, появляются внезапно. И становятся полной неожиданностью для местных фермеров. Особенно, если рисунки тянутся на несколько сотен метров. Кстати, фермеры их не любят: каждый круг - это потеря урожая. Плюс - толпы любопытных, которые топчут посевы и мешают труду хлеборобов.

Внутри кругов колосья гнутся, как пластилиновые, и лопаются.  Современная наука, несмотря на многочисленные и серьезные попытки раскрыть тайну, пока теряется в догадках. И лишь фиксирует аномалии. В настоящем - разряжаются аккумуляторные батарейки. Об этом сообщают и ученые с приборами, и туристы с фотоаппаратами.

Но главное: колосья, умятые бревном или каким-нибудь другим механическим приспособлением, ложатся с видимым изломом. В настоящих же кругах они согнуты плавно, будто пластилиновые трубочки.

Голландцы рассказывали, например, что в декабре 2001 года около трех часов ночи наблюдали три ослепительные «колонны», которые светили по три секунды. Наутро на поле обнаружился круг. 

Увы, что предшествовало появлению круга с числом «Пи», никто не видел. Но то, что он настоящий, можно не сомневаться. 

π много поклонников.  О популярности числа π в мире расскажет  _______________________________

14 марта — Международный день числа π

До чего же скрупулезный народ математики! Даже отмечать День числа «Пи» они предпочитают с точностью до секунды, а именно 14 марта в 1 час 59 минут и 26 секунд.

Вспомним: число π – это 3,1415926. Разряды числа «Пи» – это и есть точное время празднования.

Рис.6.  День числа π

 Его придумал американский физик и математик Ларри Шоу в 1987 году, который заметил схожесть числа «Пи» с американской системой исчисления дат, где на первом месте стоит месяц «3», а затем уже и число месяца «14».

Любителям математики со всего мира пришлась по душе такая «арифметика», праздник прижился и завоевал огромную популярность во всем мире.

Если быть точнее, то поздравлять с днем π нужно в марте 14-го в 1:59:26, в соответствии с цифрами числа π – 3,1415926…

В лучших традициях π, числу посвящен не один, а целых два дня в году!

Во второй раз праздник Пи отмечают 22 июля. Этот день связывают с так называемым «приближенным Пи», который Архимед записывал дробью. 22 июля, которое называется «Днём приближённого числа π», так как в европейском формате дат этот день записывается как 22/7, а значение этой дроби является приближённым значением числа π.

Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879-го. Но 1879 год это и есть 1592 год относительно 287 года до нашей эры! А почему именно 287? Да потому, что именно в этом году родился Архимед, впервые в мире вычисливший число Пи, как отношение длины окружности к диаметру и доказавший, что оно одинаково для любого круга!

Рис.7. Альберт Эйнштейн

Выступление: _________________________

ПИар ПИетизму: «ПИ пишем – ПИ в уме».

В этот день устраивают ПИры. Итальянцы в этот день готовят ПИццу, англичане - жареную ПИкшу, немцы ставят на стол свиной шПИк, французы непременно готовят что-нибудь ПИкантное. В России же пекут ПИроги.

Обычно в этот день студенты и ученые устраивают забавные флэш-мобы и акции. Математики, забавляясь, с помощью Пи вычисляют законы падающего бутерброда и дарят друг другу шуточные награды.

Математики ежегодно пытаются разгадать всё новые тайны, связанные с этой математической константой. Для этого даже был организован π-Клуб. Для вступления в клуб необходимо пройти экзамен на устное запоминание очень большого количество знаков числа π.

 О популярности числа π в мире можно судить о числе фильмов о числе π: в 1998 году был снят психологический триллер, который так и назывался - "Pi". В фильме рассказывается о талантливом математике.

 Сняты фильмы о числе π «π, воплощённое в музыку», «Финч о числе π», «Картинки на песке», «Круговое искусство π, ϕ, e».

 В 2005 году певица Кейт Буш спела песню о числе π, в которой прозвучали 124 знака из знаменитого числового ряда.

Числу π ставят памятники. Например, такой памятник есть в Сиэтле. Он находится на ступенях перед зданием Музея искусств. Пи используют в украшениях и в интерьере.

Рис.8. Памятник числу π  в Сиэтле

Ему посвящают стихи, его ищут в святых книгах и на раскопках. «Пи» в самом деле можно найти в святых книгах. Например, в Библии. И там число Пи равно… трем.

-Число π воспроизводят на музыкальных инструментах, и оказывается, что «звучит» оно превосходно. Послушаем удивительную музыку.

(Просмотр видеоролика «Музыка π»).

Рис.9. Музыка числа π

-А запомнить число «Пи» нас научит______________

«Пи» – математический зверь

Мировой рекорд по запоминанию знаков числа «Пи» после запятой принадлежит китайцу Лю Чао, который в 2006 году в течение 24 часов и 4 минут воспроизвёл 67 890 знаков после запятой без ошибки.

В том же 2006 году японец Акира Харагути заявил, что запомнил число П до 100-тысячного знака после запятой, однако проверить это официально не удалось.

Есть небольшие секреты, как проще поддается запоминанию знаки числа «Пи» до пяти, девяти и более знаков после запятой.

 У наших предков не было компьютеров, калькуляторов и справочников, но со времен Петра I они занимались геометрическими расчетами в астрономии, в машиностроении, в корабельном деле, в электротехнике.

Одна из попыток придумать стихотворение для запоминания первых знаков числа π была предпринята лет 60 назад Сергеем Бобровым ( он крупный поэт и теоретик стиха, дружил с Пастернаком и Асеевым). писал популярные книги-сказки по математике.

В его дивной книге "Волшебный Двурог" есть, песенка, посвященная соотношению Архимеда (22/7) и стишок уже с семью знаками после запятой.

Например, запомнить фразу, в которой каждое слово состоит из количества букв, равных знакам числа π после запятой, а именно «это я знаю и помню прекрасно» (это — 3, я — 1 и т.д., — 3.14159). Не сложно, правда?

Или зазубрить стих, в котором звучат знаки числа 3.1415926:

Нужно только постараться

И запомнить все, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Для запоминания тринадцати знаков после запятой числа π необходимо запомнить стих подлиннее:

Чтобы нам не ошибаться,

Надо правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Ну и дальше надо знать,

Если мы вас спросим —

Это будет пять, три, пять,

И восемь.

Некоторые мнемонисты  ставят рекорды по количеству запоминаемых знаков. («мнемоник» - это специалист, профессионально владеющий техникой запоминания.)

На сегодня рекорд поставлен японцем Акира Харагучи, который знает наизусть более 83 тыс. знаков числа π.

Российский рекорд поставлен жителем Челябинска А.Беляевым, которому удалось запомнить 2.5 тыс. знаков за полтора месяца.

Число π успешно работает и в науке  и в нашей жизни

Вступление 2 студентов: ________________________________

Число π - студенту.

В алгебре: π- иррациональное и трансцендентное число (это означает что оно не может быть корнем какого-либо многочлена с целыми коэффициентами).

В тригонометрии: - радианное измерение углов.

В планиметрии: - длина окружности и её дуги; - площадь круга и его частей.

В стереометрии: - объем шара и частей; - объем цилиндра, конуса и усеченного конуса; - площадь поверхности цилиндра, конуса и сферы.

В физике: - теория относительности; - квантовая механика; - ядерная физика.

Применение в  жизни

Космические объекты, элементы космических кораблей, расчет траекторий полета, орбит и т.д. не обходится без формул, в запись которых входит число π.

« Число π присутствует в чертежах и вычислениях, при подготовке и проведении полетов в космос, оно представляет необходимое количество своих десятичных знаков всякий раз, когда они нужны инженерам, рассчитывающим цилиндрические, сферические или конические части машин, физикам и астрономам … . Куда бы мы ни обратили свой взор, видим проворное и трудолюбивое число π : оно заключено и в самом простом колесике, и в самой сложной автоматической машине» - Кымпан Ф.

Число π появляется в формулах, используемых во многих сферах. Магическое  число π не только в математике.

Физика, электротехника, электроника, теория вероятностей, строительство и навигация - это лишь некоторые из них.

Все структуры рельефа Земли — от мелких до гигантских — связаны между собой через число π. Рябь в окаменелом песчанике, дюны, барханы — все эти структуры очень напоминают «застывшие волны», Многократным делением радиуса Земли на число Пи были вычислены границы земного ядра, поверхность литосферы, внутренний радиационный пояс планеты. Таким образом, число Пи доказало на конкретных примерах свою вездесущность в недрах и на поверхности нашей планеты, а также в околоземном космосе.

И кажется, что подобно тому, как нет конца знакам числа π, так нет конца и возможностям практического применения этого полезного, неуловимого числа π. 

А теперь повторим все вместе:

Число π: 

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девять,  два, шесть, пять, три, пять.

Чтоб наукой заниматься,

Это каждый должен знать.

Викторина:

  1.  Когда отмечают международный день числа П ?

Ответ : 14 марта и 22 июля (3.14 и 22/7)

2.Кто из великих ученых родился в этот день?

 Ответ: Альберт Эйнштейн

3.От какого греческого слова происходит обозначение числа «пи»  буквой π ?

 Ответ: периферия ,периметр 

4.Кто первым обнаружил и описал  число «Пи»?

Ответ: Архимед в 3 веке до нашей эры

  1. Какие границы для числа пи определил Архимед? Запишите его знаменитое неравенство.

Ответ:     или 3,141 и 3,142.

  1. В какой стране установлен металлический памятник числу «Пи»?

Ответ: В США В Сиэтле.

  1. Назовите первые 11 знаков числа «Пи» после запятой.

Ответ: 3,14159265358.

  1. Какие сооружения древности связаны с числом «Пи»?

Ответ: многие, Вавилонская башня, дворец Царя Соломона, Египедские пирамиды.

  1. Является число «Пи» конечным или бесконечным, натуральным, целым, рациональным или иррациональным?

Ответ: «Пи» - бесконечная непериодическая дробь, тоесть иррациональное число.

  1.  Какую величину в математике обозначают буквой «Пи»?

Ответ: Отношение длинны окружности к её диаметру.

11.Какой по счету День рождения числа Пи мы отмечаем в 2021 году, то есть сегодня?

Ответ: 2021-1987=34 год

12.Какое рациональное приближение числа «Пи» предложил Архимед?

Ответ: 22/7

Заключение

        Математический час «День числа π» может быть проведен ко Всемирному дню числа π  - 14 марта.

        Проведение данного мероприятия способствует расширению кругозора студентов, способствует формированию познавательного интереса, что повышает их мотивацию к изучению математики, а это в свою очередь способствует повышению качества знаний студентов.

Данная разработка может быть использована другими преподавателями колледжа при подготовке и проведении аналогичных мероприятий.

Список информационных источников

  1. Гончар Д.Р., Лурия А.Р., Аткинсон В.В. Устный счет и память. – М.:  Сталкер, 2013.
  2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я.   За страницами учебника математики. –  М.: «Просвещение», 1989.
  3. Жуков А.В. Вездесущее число π/ А.В. Жуков. – М.: УРСС Либроком,  2011.
  4. Кымпан Ф. А. История числа пи. – М.: Наука, 1971.
  5. Математический энциклопедический словарь/гл. ред. Ю.В. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1998.
  6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – СПб.: изд. "Вита-Пресс", 1994.
  7. Свечников А.А. Путешествие в историю математики. – М.: Педагогика-Пресс,  1995.
  8. Цыпкин Г.А. Необычное математическое число π /  под ред. С.А. Степанова. – М.: Наука, ФМ, 1980.
  9. https://ru.wikipedia.org
  10. http://crow.academy.ru/dm/materials_/pi/history.htm
  11. http://hab.kp.ru/daily/24123/344634/

Фотоотчет

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Международному Дню Матери "Мама первое слово"

Данный материал представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященного Международному Дню Матери, - празднику, который отмечают в разных уголках мира. В этом мероприятии учащимся пред...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «А ну-ка, девочки».

Аннотация.     Конкурсы один из несложных видов проведения воспитательных мероприятий, в которых с удовольствием участвуют дети. Важно лишь желание и немно...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Квест "Герои-арзамасцы"

Квест «Герои-арзамасцы» проводится с целью привлечения молодежи к изучению исторического и культурного наследия города Арзамаса.Основными задачами являются:- воспитание чувства патриотизма, активной г...

Методическая разработка воспитательного мероприятия для старшеклассников: Праздник День Святого Валентина в школе.

Тема: Праздники. Традиции и обычаи.Автор: Кабанова Ольга Ивановна, учитель английского языка  МБОУ «Школа № 91с углублённым изучением отдельных предметов», город Нижний НовгородОписание мате...

Методическая разработка воспитательного мероприятия " Мы разные, но мы вместе"

Основные цели классного часа: воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитание интернационализма, коммуникативной  культуры общения и взаимопон...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Дорогою добра»

Актуальность темы занятия обусловлена  тем, что государственные структуры проявляют все больший интерес к проблеме возрождения системы патриотического воспитания молодежи в России. А истинный пат...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, приуроченного к 80-летию Сталинградской битвы

Методическая разработка воспитательного мероприятия гражданско-патриотической направленности, приуроченного к 80-летию Сталинградской битвы...