Рабочая программа для спортивных секций по волейболу
рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе программы учебной дисциплины «Физическая культура» для всех специальностей среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1rabochaya_programa_po_voleybolu.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ
ВОЛЕЙБОЛ
Для всех специальностей
Жердевка, 2023
ОДОБРЕНО предметно-цикловой Комиссией общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин Протокол № ___ от _______2023г. Председатель ЦК _____________ В.А.Краснов Согласовано с заведующим отделением _________ О.В. Байтицкой | Составлено в соответствии с утвержденной программой Заместитель директора по УР ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности _______________ Л.В.Иноземцева |
Рабочая программа разработана на основе программы учебной дисциплины «Физическая культура» для всех специальностей среднего профессионального образования.
Организация-разработчик: ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»
Разработчики:
А. Н. Каверин, преподаватель физической культуры___
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
- Введена впервые
- Редакция №1 ____ ______________20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 12 |
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ
1.1 Область применения программы
Программа по волейболу является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО и направлена на реализацию самостоятельной работы обучающихся.
Программа учебной дисциплины может быть предназначена для изучения волейбола в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Программа служит основным документом для эффективного содействия успешному решению задач физического воспитания студентов.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа секции волейбол принадлежит к базовым предметам в средних профессиональных заведениях при реализации полного среднего образования и к циклу ОГСЭ – при реализации ФГОС СПО.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основными задачами стоящими перед занимающимися являются:
- укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию;
- развитие быстроты, гибкости, ловкости;
- обучение техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, нападающего удара, техническим действиям в нападении и защите
- дать необходимые знания по физической культуре и спорту, истории развития волейбола, врачебном контроле, первой медицинской помощи, правила и организации соревнований.
Данный материал планируется для каждой группы в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.
Во всех периодах тренировочного процесса большее внимание уделяется технической подготовке спортсмена.
Для занимающихся предусматриваются теоретические и практические занятия, а так же сдача контрольных нормативов два раза в год и участия в соревнованиях.
В результате освоения программы по волейболу обучающийся должен
уметь:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
- использовать технику и методику обучения по волейболу;
- применять навыки в организации и проведении спортивных мероприятиях;
В результате изучения программы обучающийся должен
знать:
-о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
-основы здорового образа жизни;
-специфику тренировочного процесса;
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 207 часов, в том числе:
для 1 курса – 39 часов,
для 2-4 курсов – 168 часов( распределено по семестрам).
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Объём учебной и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Теоретический раздел | 3 |
Общая физическая подготовка | 60 |
Специальная физическая подготовка | 40 |
Техническая подготовка | 44 |
Тактическая подготовка | 48 |
Интегральная подготовка | 12 |
ВСЕГО | 207 |
2.2 Тематический план и содержание
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 Теоретический раздел | Содержание учебного материала | |||
1.1 | Краткие исторические сведение о возникновении игры. Сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена ,врачебный контроль, предупреждение травматизма, самоконтроль. Правила игры в волейбол. | 3 | 2 | |
2 Общая физическая подготовка | Содержание учебного материала | |||
2.1 | Развитие быстроты Бег с ускорением 30-40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60м. Повторный бег 3х20-30м,3х30-40м, 4х50-60 м. Эстафетный бег с этапами до 40 м и до 50-60м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются мячи, учебные барьеры. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 м (юн) и до 2 м (дев). Бег или кросс до 2000 м. Метание малого мяча с места в стену или в щит на дальность отскока и дальность. Метание гранаты с места и с разбега | 10 | 2 | |
2.2 | Развития общей силы Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лёжа – поднимание ног с мячом. Упражнения с гантелями. Упражнения на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, канат). Смешанные висы. | 10 | 2 | |
2.3 | Развитие выносливости Плавание на 25 м толчок ногами от бортика, скольжение по воде, работа ногами в воде способом «кроль». Ходьба на лыжах и на коньках. Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений. Эстафета на лыжах. Основные способы передвижения на коньках. Эстафеты, игры. | 10 | 2 | |
2.4 | Развитие гибкости Акробатические упражнения. Кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках. Группировки в приседе, сидя, лёжа на спине. Перекаты в сторону из положения лёжа и упора стоя на коленях. Перекаты вперёд, назад прогнувшись, лёжа на бёдрах, с опорой и без опоры рук. Перекаты в стороны согнувшись с поворотом на 180° из седа ноги врозь с захватом ноги. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках. Кувырок вперёд из упора присев и из основной стойки, с трёх шагов и небольшого разбега. Длинный кувырок вперёд. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперёд и назад. «Мост» с помощью партнёра и самостоятельно. Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега. Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные комбинации. | 10 | 2 | |
2.5 | Развитие ловкости Подвижные игры. Игры без предметов: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов номеров», «Попробуй, унеси», различные варианты игры в «Салки». Специальные эстафеты с выполнением заданий в сочетании с определёнными препятствиями. | 10 | 2 | |
2.6 | Развитие прыгучести. Приседания и резкое выпрямление ног с взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх, то же с набивным мячом (или двумя) в руках (до 2 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, права (левая) нога сильно согнуты, левая (права) опущена вниз, руками держатся на уровне лица – быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же, с отягощением (пояс массой до 6 кг). Упражнение с отягощением ( мешок с песком массой до 4 кг для девушек и до 8 кг для юношей). Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам, по песку без обуви, по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку. | 10 | 2 | |
Практические занятия | 60 | |||
3 Специальная физическая подготовка | Содержание учебного материала | 40 | ||
3.1 | Развитие специальной быстроты Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5-10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но отрезок сначала пробегается лицом вперёд, а обратно – спиной и т.д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках, с поясом – отягощением или в куртке с весом. Бег (приставные шаги) в колонне по одному (шеренги) вдоль границ площадки. По сигналу – выполнение определенного задания: ускорения, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360˚– прыжок вверх, падение, перепад, имитация подачи стойки, с падением в прыжке, имитация подачи нападающих ударов, блокирование и т.д. То же, но занимающиеся перемещаются по одному, по двое, по трое от лицевой линии к сетке. То же, но подается несколько сигналов. На каждый сигнал занимающийся выполняет определенные действия. | 8 | 2 | |
3.2 | Развитие взрывной силы Бег (приставные шаги) в колонне по одному (шеренги) вдоль границ площадки. По сигналу – выполнение определенного задания: ускорения, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360˚– прыжок вверх, падение, перепад, имитация подачи стойки, с падением в прыжке, имитация подачи нападающих ударов, блокирование. Специальная эстафета с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий. | 8 | 2 | |
3.3 | Развитие скоростной силы Упражнения с отягощением, многократные броски набивного мяча над собой в прыжке и ловля после приземления. Бег с остановками и изменениями направлений. Челночный бег. | 8 | 2 | |
3.4 | Развитие специальной и скоростной выносливости Бег с чередованием с ходьбой до 400 метров. Бег медленный до 3 минут (юноши) и до 2 минут (девушки). Бег или кросс до 500 метров, 1000 метров. | 8 | 2 | |
3.5 | Развитие физических качеств необходимых для передач и приема мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными предметами. Из упора стоя у стены одновременное и попеременной сгибание в лучезапястных суставах, отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках по кругу, носки ног на месте. Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Упражнение для кистей рук с гантелями. Многократная передача волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние от нее. | 8 | 2 | |
4 Техническая подготовка | Содержание учебного материала | |||
4.1 | Техника перемещения Перемещение из стоек (высокой, средней, низкой): в сочетании с перемещением; ходьба с крестным шагом вправо, влево, бег спиной вперед; перемещение приставными шагами спиной вперед; двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; и сочетание способов перемещения. | 4 | 2 | |
4.2 | Техника передачи мяча сверху двумя руками. Имитация передачи мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения; передача над собой, в парах, у стены, через сетку, параллельно сетке, передача низкая, средняя, высокая; передача на точность в парах, передача для нападающего удара в 4, 3, 2 зоны. | 8 | 2 | |
4.3 | Техника приема мяча снизу двумя руками Имитация приема мяча снизу двумя руками на месте, после перемещения; прием над собой, в парах, у стены, через сетку, параллельно сетке; прием на точность в парах, у стены; прием подачи. | 8 | 2 | |
4.4 | Техника подачи мяча Имитация верхней подачи. Подача с 3м., 6 м., 9м.. Верхняя прямая подача на точность. Подача подряд 10 попыток, подача в правую и левую половину площадки. Подача в дальнюю и ближнюю от сетки половину площадки. Соревнования на большее количество правильно выполненных подач. Верхняя прямая подача по правилам игры. | 8 | 2 | |
4.5 | Техника приема подачи Прием снизу подачи: прием подачи сверху двумя руками в зонах 6, 1, 5. Прием подачи в зонах 6, 5,1; прием подачи по правилам игры. | 8 | 2 | |
4.6 | Техника нападающего удара Нападающие удары: по ходу сильнейшей рукой с разбега (1, 2, 3 шага) по мячу, подвешенному на амортизаторах; через сетку по мячу, наброшенному партнеру; нападающий удар из зоны 4 с передачи партера из зоны 3. Нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высоких и средних передач. | 8 | 2 | |
Практические занятия | 44 | |||
5 Тактическая подготовка | Содержание учебного материала | |||
5.1 | Индивидуальные действия Выбор места: для выполнения второй передачи в зонах3, 2; для нападающего удара (прямого сильнейшей рукой в зонах 4,2); для выполнения второй передачи в зоне 2; стоя спиной по направлению; для выполнения подачи (верхней прямой). При действиях с мячом: выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передача сверху двумя руками, кулаком, снизу. Подача верхняя на точность зоны. Чередование способов подач на точность. | 8 | 2 | |
5.2 | Групповые действия Взаимодействие игрока с зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче). Взаимодействие игроков передней линии. При первой передаче: игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 2, игрока с зоны 3 с игроком зоны 4. | 8 | 2 | |
5.3 | Командные действия Система игры со второй передачи игрока со второй передачи игрока передней линии. Прием нижних подач и первая передача в зону 3, вторая передача в зону 4 и 2, стоя лицом со стороны передачи. Прием нижних подач и первой передачи в зону 2, вторая передача в зону 3. Прием мяча от подач и первая передача в зону 3, вторая – игроком, к которому передающий стоит спиной. Система игры со второй передачи игрока передней линии. | 8 | 2 | |
Практические занятия | 48 | |||
6 Тактика защиты | Содержание учебного материала | |||
6.1 | Индивидуальные действия При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу, с нападением). | 8 | 2 | |
6.2 | Групповые действия Взаимодействие игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи. Передача нападающего и обманного удара. | 8 | 2 | |
6.3 | Командные действия Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед». Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением командных действий. | 8 | 2 | |
Практические занятия | 24 | |||
7 Интегральная подготовка | Содержание учебного материала | |||
7.1 | Чередование упражнений подготовительных, подводящих по технике. Упражнение для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов. Переключение при выполнении тактических действий в нападении и защите. | 12 | 2 | |
Практические занятия | 12 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия: спортивного зала, тренажёрного зала, открытого стадиона, бассейна.
Оборудование спортивных помещений:
Спортивный зал:
- Волейбольная сетка
- Волейбольные мячи
- Свисток
- Секундомер
- Шведские стенки
- Скакалки
- Гимнастические скамейки
- Методические пособия и рекомендации
- Инструкция по технике безопасности
- Контрольные нормативы
- Правила по волейболу
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Федеральный закон от 4.12.2007г № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 31.12. 2004г №904 «О федеральном агентстве по физической культуре и спорту»
- Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 410 «О федеральном агентстве по физической культуре и спорту»
- В.И.Ляха, Л.Е.Любомирского, Г.Б. Мейксона «Физическая культура учебник для 10-11 классов» 2018г – 345c
- Е.А.Воронова «Здоровый образ жизни»: программы, мероприятия, игры.- Изд.2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2018.-245
- Педролетти, Мишель. Основы плавания. Обучение и путь к совершенству. – Ростов н/Д.: Феникс,2016 - 176 с.
- Клещев Ю.Н. «Волейбол»- (Серия «Школа тренера») М., «ФиС», 2015г.- 400с., ил
- Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Спортивные игры: учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: «Академия», 2019г – 400с.
Дополнительные источники:
- Методическое пособие – «Физиологическое обоснование средств восстановлений и их характеристика», Курченкова О.В. 2017 г.
- Методическое пособие – «Методика составления индивидуальных программ физического воспитания», Масюк Л.Н., Библиотека ТПК 311.
- Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных работ Н.А. Давыдова 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа секции "Волейбол в школе"
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....
Рабочая программа секции "Волейбол в школе"
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....
Рабочая программа (модифицированная) дополнительного образования – Спортивной секции «ОФП» для обучающихся 15-18 лет
Предназначена для использования в работе преподавателей физической культуры....
Рабочая программа (модифицированная) дополнительного образования – Спортивной секции «Волейбол» для обучающихся 15-18 лет
Рабочая программа - Секции "Волейбол"...
Рабочая программа секции "Волейбол"
Пояснительная записка Спорт является важной составляющей здоровья детей. Секция волейбола направлена на подготовку обучающихся к школьным и районным соревнованиям, формирование здорового об...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка (спортивной секции) по волейболу
Среди многообразия средств физического воспитания значительное место занимает волейбол.Кружок « Волейбола » способствует расширению двигательного опыта за счет использования разнообразных ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ БАСКЕТБОЛ Для всех специальностей и профессий
Рабочая ПРОГРАММа по спортивной секции баскетболДля всех специальностей и профессий...