Олимпиада мо микробиологии
олимпиадные задания
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеаудиторного мероприятия Олимпиада по учебной дисциплине «Основы микробиологии, иммунологии, вирусологии»
Специальность: Сестринское дело (базовая подготовка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada.docx | 231.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИ
ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МЗ РБ»
Кяхтинский филиал
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеаудиторного мероприятия
Олимпиада по учебной дисциплине
«Основы микробиологии, иммунологии, вирусологии»
Специальность: Сестринское дело (базовая подготовка)
Методическая разработка
составлена согласно
ФГОС СПО и УП,
преподавателем Шалашниковой Т.А.
«__» _________ 20___ г.
Одобрена цикловой методической комиссией
Общепрофессиональных дисциплин
Протокол №_________________
«_____»______________20__ г.
Председатель ЦМК
_______________ Т.В.Дашеева
Пояснительная записка
Олимпиада по учебной дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» проводится согласно плана работы колледжа и разработанного положения о проведении олимпиады по основам микробиологии и иммунологии. Участниками олимпиады являются все студенты 2 курса отделения «Сестринское дело».
Олимпиада проводится в очной форме, в три тура. Студентам необходимо выполнить предложенные задания, опираясь на знания, полученные на лекционных и практических занятиях по основам микробиологии.
При выполнении заданий олимпиады студентам необходимо показать знания по следующим темам:
- морфология, физиология и экология микроорганизмов, методы их изучения,
- основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения,
- основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний,
- частная микробиология (бактериальные кишечные и воздушно-капельные инфекции).
В ходе работы над заданиями олимпиады студент овладевает следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
Положение об олимпиаде
студентов по основам микробиологии
и иммунологии
- Общие положения.
- Настоящее положение определяет цель, задачи олимпиады и порядок ее проведения.
- Целью олимпиады является мотивация студентов на углубленное изучение дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии».
- Задачами олимпиады являются:
- повышение уровня и совершенствование качества профессиональной подготовки студентов;
- воспитание здорового успеха конкурентной борьбы и стремление к победе;
- совершенствование преподавания дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии».
- Участники олимпиады.
- Участниками 1 тура олимпиады являются все студенты 2 курса по специальности «Сестринское дело».
- Участниками 2 тура становятся студенты, набравшие в 1 туре от 16 до 20 баллов.
- В 3 туре принимают участие студенты, набравшие по результатам двух первых туров от 26 до 33 баллов.
- Порядок организации и проведение олимпиады.
- Олимпиада организуется и проводится в 3 тура.
I тур – тестирование (количество тестовых заданий первого уровня сложности – 40, каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла, максимальное количество баллов – 20, время выполнения заданий – 40 минут). В тестировании принимают участие все студенты второго курса отделения «Сестринское дело».
II тур проводится в два этапа:
- «Исторический калейдоскоп». Студентам предлагаются задания на знание фамилий ученых и их вклада в развитие микробиологии. Время выполнения задания - 20 минут, максимальное количество баллов – 8)
- «Морфология микроорганизмов». Участники выполняют задания на знание основных морфологических форм микроорганизмов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 5. Время выполнения заданий – 10 минут.
III тур. Продолжительность выполнения заданий 3 тура – 40 минут. За это время студенты должны решить по 2 ситуационные задачи по темам «Возбудители бактериальных инфекций» (максимальное количество баллов за первую задачу – 10, за вторую – 13 баллов) и указать в заданиях по иммунологии возможные ошибки в высказываниях (максимальное количество баллов –10).
- Подведение итогов и награждение.
4.1. Оценка работ участников осуществляется по разработанным критериям (приложение 1) .
4.2. Победителем признается участник, набравший наибольшее количество баллов.
4.3. По мере убывания количества баллов присуждаются 2 и 3 места.
4.4. Победители награждаются грамотами
4.5 Участники олимпиады, набравшие по результатам трех туров от 60 до 66 баллов, освобождаются от сдачи экзамена по основам микробиологии и иммунологии, получают оценку по дисциплине «отлично». Участники, набравшие от 53 до 59 баллов, освобождаются от сдачи экзамена с оценкой «хорошо».
Приложение 1.
Критерии оценки работ участников олимпиады по основам микробиологии и иммунологии
I тур
При оценке тестовых заданий первого уровня сложности (40 заданий, в 2 вариантах), за каждый правильный ответ участник получает 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 20.
II тур
Задание «Исторический калейдоскоп» на знание истории микробиологии содержит 4 вопроса. Оценивание каждого вопроса задания проводится по следующим критериям:
2 балла – ответ дан полностью, указана фамилия ученого и его вклад в развитие науки.
1 балл – указана только фамилия ученого.
0 баллов – нет ответа.
В задании «Морфология микроорганизмов» каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов 2 тура – 13.
III тур
За каждый правильный ответ при решении задач 3 тура участник получает 1 балл. В результате, участник максимально за первую задачу может получить 10 баллов и за вторую – соответственно 13 баллов.
Задание с возможными ошибками в высказываниях оценивается по следующим критериям:
2 балла – указаны все возможные в высказывании ошибки, дан правильный ответ.
1 балл – указаны не все ошибки в высказывании, ответ дан не полностью.
0 баллов – нет ответа.
Максимальное количество баллов в 3 туре – 33 (23 балла за ситуационные задачи и 10 баллов – за высказывания).
Тестовые задания для проведения 1 тура олимпиады по основам микробиологии и иммунологии
Вариант 1
Выберите один правильный ответ:
- К шаровидным бактериям относятся:
- вибрионы
- сарцины
- диплобактерии
- спириллы
- В виде цепочки располагаются:
- стафилококки
- стрептококки
- тетракокки
- менингококки
- В виде «виноградных гроздей» располагаются:
- менингококки
- стрептококки
- стафилококки
- тетракокки
- Характеристика лофотрихов:
- имеют жгутики
- жгутики располагаются в виде пучков по обоим концам
- жгутики располагаются в виде пучка на одном конце бактерии
- жгутики располагаются по периметру
- По расположению жгутиков бактерии делятся:
- на амфитрихи
- на диплококки
- на аутотрофы
- на гетеротрофы
- Стафилококки располагаются в виде:
- пакетов
- цепочек
- одиночных клеток
- гроздьев винограда
- В виде тюков или пакетов располагаются:
- сарцины
- микрококки
- стафилококки
- стрептококки
- Палочковидную форму имеют:
- спириллы
- сарцины
- бактерии
- спирохеты
- К заболеваниям, вызываемым спирохетами, относят:
- сифилис
- грипп
- бешенство
- сибирскую язву
- Естественный активный иммунитет вырабатывается в результате:
- введения вакцины
- перенесенного заболевания
- получения антител с молоком матери
- введения анатоксина
11. Естественный пассивный иммунитет вырабатывается в результате:
- получения антител через плаценту от матери
- введения бактериофага
- введения сыворотки
- перенесенного заболевания
12. К заболеваниям, передающимся через пищу, относят:
1. малярию
2. дизентерию
3.. грипп
4.корь
13. Природой фагов являются:
1. вирусы
2. грибы
3. бактерии
4. микоплазмы
14. К специфическим факторам защиты относят:
1. фагоцитоз
2. интерферон
3. антигены
4. антитела
15. Английский врач, открывший безопасный и высокоэффективный способ предупреждения натуральной оспы:
1. Р. Кох
2. Л. Пастер
3. Э. Дженнер
4. Фракасторо
16. Микробиология – это:
- наука об иммунитете
- раздел биологии, изучающий закономерности жизни и развития микроорганизмов в их единстве с окружающей средой
- наука, изучающая наследственность и изменчивость живых организмов
- эта наука, изучающая влияние внешней среды на здоровье людей
17. Видный ученый врач – эпидемиолог одним из первых обнаружил возбудителя чумы, организатор и участник борьбы с эпидемией чумы в Москве, труды его по эпидемиологии чумы получили огромную известность:
1. Д.С. Самойлович
2. Г.Н. Габричевский
3. Д.К. Заболотный
4. А.Н. Сысин
18. Образования, встречающиеся только у палочковидных бактерий, образуются при попадании микроорганизмов в неблагоприятные условия внешней среды:
1. капсула
2. жгутики
3. нуклеоид
4. споры
19. Тонкие, спиралевидные (извитые), подвижные, одноклеточные организмы:
1. спирохеты
2. спириллы
3. риккетсии
4. стрептококки
20. Бактерии – это:
- тонкие, извитые, подвижные одноклеточные организмы
- микроорганизмы размером от 0,2 до 30 мкм
- мельчайшие организмы неклеточного строения
- одноклеточные организмы, лишенные хлорофилла
21. Вирусы – это:
1. мельчайшие организмы неклеточного строения
2. низшие растения, не имеющие хлорофилла
3. одноклеточные организмы, лишенные хлорофилла
4. одноклеточные живые организмы микроскопических размеров
22. Искусственный активный иммунитет вырабатывается после введения:
1. введения вакцины
2. введения гаммаглобулина
3. введения сыворотки
4. перенесенного заболевания
23. Искусственный пассивный иммунитет вырабатывается после введения:
1. иммуноглобулина
2. гриппозной вакцины
3. столбнячного анатоксина
4. вакцины АКДС
24. Прокариоты имеют:
1. ядро с оболочкой
2. неоформленное ядро
3. молекулы ДНК и РНК в ядре
4. хромосомы
25. Антитела – это:
1. нуклеопротеиды
2. специфические белки крови
3. полисахариды
4. белки
26 Аппарат для выращивания микроорганизмов:
- автоклав
- термостат
- сушильный шкаф
- холодильник
27 Грамотрицательные бактерии окрашиваются:
- метиленовым синим
- генциановым фиолетовым
- фуксином
- раствором Люголя
28 По типу питания бактерии делятся на:
- алофотрихи
- анаэробы
- гетеротрофы
- аэробы
29 По типу дыхания микроорганизмы делятся на:
- облигатные анаэробы
- аутотрофы
- гетеротрофы
- перитрихи
30 Антибиотиком, выделенным из грибов, является:
- тетрациклин
- полимиксин
- пенициллин
- грамицидин
31. Реакцией замедленного типа ( ГЗТ) является:
- анафилаксия
- инфекционная аллергия
- сывороточная болезнь
- атопия
32 Прямым контактом передается:
- сыпной тиф
- брюшной тиф
- ветряная оспа
- сифилис
33. Формой выпуска фагов (бактериофагов) являются:
- мазь
- таблетки
- экстракт
- порошок
34.Средствами иммунотерапии являются:
- антибиотики
- сульфаниламиды
- сыворотки
- бактериофаги
35.К заболеваниям, передающимся трансмиссивным путем, относят:
- ОРВИ
- корь
- малярию
- аскаридоз
36. Вирусы вызывают:
- сифилис
- корь
- брюшной тиф
- сибирскую язву
37.К свойствам антигена относят:
- чужеродность
- токсигенность
- вирулентность
- патогенность
38.Клеточными факторами неспецифической защиты организма являются:
- антигены
- комплемент
- лизоцим
- макрофаги
39.К неспецифическим гуморальным факторам защиты организма относят:
- макрофаги
- антитела
- комплемент
- антигены
40. Реакцией гиперчувствительности немедленного типа (ГНТ) является:
- анафилаксия
- инфекционная аллергия
- лекарственная аллергия
- контактный дерматит
Тестовые задания для проведения 1 тура олимпиады по основам микробиологии и иммунологии
Вариант 2
Выберите один правильный ответ:
- Медицинская микробиология изучает микроорганизмы:
- которые используют в производстве пищевых продуктов
- играющие роль в формировании почвенных структур
- вызывающие заболевания животных
- вызывающие заболевания человека
- Натуралист, который первым увидел и описал мир микроорганизмов:
- Луи Пастер
- Данила Самойлович
- Антони Левенгук
- Роберт Кох
- Основоположник отечественной микробиологии, впервые описавший явление фагоцитоза:
- И.И. Мечников
- Д.И. Ивановский
- Г.Н. Габричевский
- В.Л. Омелянский
- Спирохеты имеют форму:
- шаровидную
- палочковидную
- слегка изогнутую
- спиралевидную
5. Единицей измерения бактерий являются:
- миллиметр
- сантиметр
- микрометр
- грамм
6. Кокки имеют форму:
1. нитевидную
2. шаровидную
3. палочковидную
4. извитую
7. Палочковидные формы организмов называются:
1. спирохетами
2. простейшими
3. бактериями
4. вирусами
8. Внешний уплотненный слизистый слой, примыкающий к клеточной стенке называется:
1. нуклеоид
2. спора
3. цитоплазма
4. капсула
9. Органы движения, характерные для палочковидных бактерий:
1. псевдоподии
2. пили
3. жгутики
4. ложноножки
10. Мельчайшие организмы неклеточного строения:
- риккетсии
- микоплазмы
- спирохеты
- вирусы
11. Полное освобождение объектов окружающей среды от микроорганизмов и их спор:
1. дезинфекция
2. стерилизация
3. дезинсекция
4. пастеризация
12. Стерилизацию сухим жаром осуществляют в:
1. печах Пастера при t=1650 С
2. автоклаве при t=1200 С
3. термостате при t=370 С
4. аппарате Коха при t=1000 С
13. Стерилизация паром под давлением производится в:
1. термостате
2. сушильном шкафу
3. автоклаве
4. аппарате Коха
14. Вещество, применяемое для дезинфекции:
1. сахароза
2. мочевина
3. хлорамин
4. пенициллин
15. Вирусы бактерий и ряда других микроорганизмов:
- спирохеты
- фаги
- грибы
- риккетсии
16. Совокупность явлений, возникающих и развивающихся в макроорганизме при внедрении и размножении в нем болезнетворных микроорганизмов:
1. иммунитет
2. аллергия
3. лизогения
4. инфекционный процесс
17. Органы и ткани организма хозяина, через которые проникают патогенные микроорганизмы:
1. механизм передачи инфекции
2. лимфоциты
3. антитела
4. входные ворота
18. Время от момента внедрения патогенных микроорганизмов в организм до появления первых признаков заболевания:
1. выздоровление
2. инкубационный период
3. период развития основных клинических явлений
4. продромальный период
19. Аппарат для выращивания микроорганизмов:
1. автоклав
2. термостат
3. сушильный шкаф
4. холодильник
20. Активный естественный иммунитет формируется:
1. приобретается через плаценту матери
2. в результате иммунизации вакцинами
3. после перенесенного заболевания
4. путем введения сыворотки
21. Препараты для активной иммунизации:
- сыворотка
- вакцины
- антибиотики
- фаги
22. Препараты, применяемые для создания искусственного пассивного иммунитета:
1. вакцины
2. антибиотики
3. сульфаниламидные препараты
4. сыворотки
23. Единица измерения вирусов:
1. нанометры
2. миллиметры
3. сантиметры
4. микрометры
24. Пути передачи возбудителей гриппа:
1. трансмиссивный
2. через продукты
3. прямой контакт
4. воздушно-капельный
25. Вирусы вызывают:
- дизентерию
- брюшной тиф
- ВИЧ-инфекцию
- холеру
26 Вещества белковой природы, вырабатываемые живой клеткой - биологические катализаторы:
- липиды
- углеводы
- микроэлементы
- ферменты
27Красящие вещества, образуемые некоторыми микроорганизмами в процессе обмена веществ:
- фотогенные вещества
- ароматические вещества
- ферменты
- пигменты
28 Наука, изучающая наследственность и изменчивость живых организмов:
- генетика
- анатомия
- физиология
- микробиология
29 Продукты метаболизма (обмена веществ) микробов, секретируемые в окружающую среду:
- экзотоксины
- эндотоксины
- экстракт
- лизоцим
30 Невосприимчивость организма ко всяким генетически чужеродным агентам, в том числе и болезнетворным микроорганизмам:
- симбиоз
- иммунитет
- десенсибилизация
- анабиоз
31 Процесс поглощения бактерий:
- фагоцитоз
- лизогения
- метабиоз
- пиемия
32 Генетически чужеродные для организма вещества, на введение которых организм отвечает образованием антител:
- антибиотики
- антигены
- химиотерапевтические препараты
- бактериофаги
33 Специфические белки крови, образующиеся в ответ на введение антигенов и способные специфически реагировать с ними:
- комплемент
- пропердины
- эритрины
- антитела
34 Гиперчувствительность, проявляющаяся немедленно после повторного введения чужеродного агента, в виде шока или близких к нему состояний:
- инфекционная аллергия
- анафилаксия
- контактные дерматиты
- гиперемия
35 Окраску по Граму применяют для:
- выявления спор
- выявления капсул
- выявления кислотоустойчивых микробов
- дифференциации грамположительных бактерий от грамотрицательных
36 По характеру питания микроорганизмы делятся на :
- аэробы
- анаэробы
- сапрофиты
- спириллы
37 К химиотерапевтическим средствам относят:
- вакцины
- сыворотки
- антибиотики
- бактериофаги
38 Свойством патогенных микроорганизмов является:
- мутуализм
- комменсализм
- специфичность
- авирулентность
39 Основной способ введения фагов:
- в мышцу
- в вену
- подкожно
- через рот
40 По типу дыхания микроорганизмы делятся на :
- аэробы
- сапрофиты
- мезофиллы
- перетрихи
Задания 2-го тура
Задание № 1. «Исторический калейдоскоп»
Благодаря выдающимся исследованиям этих ученых в недрах микробиологии зародилось и сформировалось учение об иммунитете. Подпишите их фамилии и охарактеризуйте их вклад в развитие науки.
1. 2. 3. 4.
Ученый - Направление открытий
- _______________________________________________________
- _______________________________________________________
- _______________________________________________________
- _______________________________________________________
Задание № 2 . Дайте названия основным формам бактерий, изображенным на рисунках.
1 2 3 4 5
Задания 3-го тура
Укажите, какие утверждения в предложенных ситуационных задачах верны, а какие ошибочны:
Задание «А» В психоневрологическом отделении стационара у пациента Г, 38 лет, на 15-й день госпитализации диагностирована дифтерия ротоглотки:
1) это внутрибольничное инфицирование;
2) это занос дифтерии в отделение;
3) заболевшего дифтерией оставить в отделении;
4) заболевшего дифтерией перевести в инфекционную больницу;
5) провести в отделении заключительную дезинфекцию;
6) заключительную дезинфекцию в отделении не проводить;
7) за контактными вести медицинское наблюдение в течение 7 дней;
8) провести бактериологическое обследование контактных;
9) ввести контактным противодифтерийную сыворотку;
10) ввести контактным АДС-М анатоксин в зависимости от прививочного анамнеза.
Задание «Б» У ребенка 7 лет на 7-й день пребывания в терапевтическом отделении клинически диагностирована острая дизентерия (шигеллез):
1) это внутрибольничное инфицирование;
2) это занос дизентерии в отделение;
3) заболевшего дизентерией перевести в инфекционную больницу;
4) заболевшего дизентерией оставить в отделении, поместив в отдельную палату;
5) заболевшего дизентерией оставить в стационаре, поместив в бокс;
6) провести в отделении заключительную дезинфекцию;
7) заключительную дезинфекцию в отделении не проводить;
8) за контактными вести медицинское наблюдение в течение 7 дней;
9) провести бактериологическое обследование контактных;
10) контактным провести ректороманоскопию;
11) контактным ввести нормальный человеческий иммуноглобулин;
12) контактным назначить антибиотики;
13) контактным экстренную профилактику не проводить.
Приложение №2
Эталон ответов на тестовые задания 1-го тура олимпиады
по основам микробиологии и иммунологии
Вариант 2
| Вариант 1
|
Приложение № 3
Эталон ответов к заданиям 2 тура.
Задание № 1 «Исторический калейдоскоп»
№ | ФИО | Направление открытий |
1 | Э.Дженнер | Впервые произвел искусственную прививку |
2 | Луи Пастер | открытие анаэробных микроорганизмов, разработка принципов асептики, методов стерилизации, получения вакцин (вакцинных штаммов) в частности от сибирской язвы, бешенства, получения чистых культур бактерий, изучение возбудителей сибирской язвы, холеры, бешенства, куриной холеры. |
3 | И.И. Мечников | Разработал теорию фагоцитоза и обосновал клеточную теорию иммунитета. |
4 | П.Эрлих | Разработал теорию о роли гуморальных факторов для развития невосприимчивости организма. В 1796 г. доказал, что прививка людям коровьей оспы создает невосприимчивость к натуральной оспе. |
Задание № 2
- Стрептококки
- Стафилококки
- Диплококки
- Кишечные палочки
- Коринебактерии дифтерии
Эталон ответов к заданиям 3 тура.
Задача «А»
Утверждения верны – 1, 2,4, 5,7, 8,10;
Утверждения ошибочны – 3, 6, 9;
Задача «Б»
Утверждения верны – 1,2,3, 6, 8, 9;
Утверждения ошибочны - 4,5, 7, 10, 11, 12,13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по микробиологии и иммунологии"
Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по микробиологии и иммунологии: коронавирус и человечество"
Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02...
Задания Олимпиады по микробиологии
Тестовые задания по олимпиаде для студентов по профессии "Повар, кондитер", "Пекарь"...
Основы микробиологии и иммунологии ТЕОРИЯ 1 ТЕМА: Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов
ПРЕЗНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ, СОДЕРЖИТ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, МАТЕРИАЛ КОНТРОЛЯ....
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по дисциплине основы микробиологии и иммунологии"
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по дисциплине основы микробиологии и иммунологии" предназначена для преподавателей СПО...
Результаты участия в Всероссийской с международным участием онлайн-олимпиаде по дисциплине Микробиология 2023
Студенты ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №1» приняли активное участие во Всероссийской с международным участием онлайн-олимпиаде для студентов средних профессиональных образовательных орган...
Контрольно- оценочные средства ОП.06 Микробиология и иммунология к разделу " Общая микробиология"
Тестовые задания для текущего контроля аудиторной работя студентов ОП.06 Микробиология и иммунология к разделу " Общая микробиология" для специальности 34.02.01 Сестринское дело...