Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по микробиологии и иммунологии"
олимпиадные задания
Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02.01 Лечебное дело, в два тура.
Первый тур– отборочный – проводится среди студентов всех групп.
Цели и задачи первого тура:
- выявить студентов, проявляющих повышенный интерес к дисциплине
- продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя: способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы решения задач; оценивать их эффективность и качество.
Задания первого тура включают теоретические вопросы, позволяющие студентам продемонстрировать результаты освоения программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС.
Второй тур – конкурсный – проводится среди студентов, занявших I-III места в первом туре.
Цели и задачи второго тура:
- определить победителей олимпиады, занявших соответственно I-III места;
- продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять использование информации, необходимой для эффективного решения задач; осуществлять личностное развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторы:
Майорова М.Е., преподаватель высшей квалификационной
категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»
Мусиенко А.Б., преподаватель первой квалификационной
категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»
Хаустова Л.И., преподаватель высшей квалификационной
категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»
Пояснительная записка
Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02.01 Лечебное дело, в два тура.
Первый тур– отборочный – проводится среди студентов всех групп.
Цели и задачи первого тура:
- выявить студентов, проявляющих повышенный интерес к дисциплине
- продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя: способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы решения задач; оценивать их эффективность и качество.
Задания первого тура включают теоретические вопросы, позволяющие студентам продемонстрировать результаты освоения программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС.
Второй тур – конкурсный – проводится среди студентов, занявших I-III места в первом туре.
Цели и задачи второго тура:
- определить победителей олимпиады, занявших соответственно I-III места;
- продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять использование информации, необходимой для эффективного решения задач; осуществлять личностное развитие.
Задания первого тура включают теоретические вопросы, а так же задания, включающие задачи, имеющие практическую направленность. Задания второго тура включают решение кроссворда, в котором зашифровано основное свойство патогенных микроорганизмов. Если после его расшифровки у участников будут одинаковые баллы, им предлагается второе (дополнительное) задание – раскрыть это свойство.
При подготовке заданий следует исходить из того, что они должны быть не только более сложными, чем выполняемые в рамках аудиторных занятий, но и интересными, поучительными и творческими. Кроме того, следует учитывать специфику будущей профессиональной деятельности медицинских работников специальностей Сестринское дело и Лечебное дело.
Требования к заданиям:
- Уровень трудности заданий должен быть разным.
- Задания должны иметь практическую направленность.
- Стиль изложения заданий должен содержать элемент занимательности, это делает их запоминающимися и привлекает внимание студентов.
Цели олимпиады
- Выявить студентов, проявляющих повышенный интерес к дисциплине Основы микробиологии и иммунологии, способствовать развитию их творческого потенциала.
- Выяснить, соответствуют ли знания студентов по дисциплине требованиям, предъявляемым ФГОС.
- Определить, выработаны ли навыки самостоятельной работы у студентов, а также узнать, есть ли у них стремление к получению новых знаний самостоятельно.
- Расширить кругозор и углубить знания по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии и смежным дисциплинам.
Задания первого (отборочного) тура
Задание 1.
Инструкция: Выберите термины, относящиеся к теме «Форма бактерий»:
Споры, кокки, мезосомы, спирохеты, плазмидии, спириллы, капсулы, перитрихи, вибрионы, палочки, аутотрофы.
Задание 2.
Инструкция: Определите группу микроорганизмов по описанию:
- Это одноклеточные организмы размером от 0,4 до 10 мкм.
- Клетки этих организмов не имеют оформленного ядра.
- На поверхности некоторых из них имеются нитевидные образования – жгутики.
- При неблагоприятных условиях многие образуют споры.
- Вызывают такие заболевания, как дизентерия, холера, брюшной тиф, дифтерия.
- Это одноклеточные или многоклеточные организмы.
- В клетках имеются одно или несколько ядер.
- Клетки этих организмов имеют форму вытянутых переплетенных нитей и называются «гифы».
- Скопление клеток образует тело – «мицелий».
- Эти организмы используются при производстве сыров «Рокфор», «Камамбер».
- Это одноклеточные неподвижные микроорганизмы.
- Они имеют четко выраженное крупное ядро.
- Клетки бывают круглые, овальные, палочковидные без выростов.
- В благоприятных условиях активно размножаются, прежде всего, почкованием.
- Они способны расщеплять сахара до спирта и углекислого газа.
Задание 3. Инструкция: Выпишите предложение из текста, в котором допущена смысловая ошибка и исправьте ее.
А. Индивидуальный врожденный иммунитет активный, так как обеспечивается передачей антигенов плоду от матери через плаценту (трансплантационный иммунитет). Таким образом, школьник защищен от инфекций, которыми переболела мать.
В. Естественный иммунитет можно создавать активно и пассивно. Активный иммунитет формируется введением готовых сывороток и иммуноглобулинов, т. е. готовых антител. Пассивный иммунитет формируется введением антигенных препаратов, вакцин, анатоксинов.
C. Антитела (иммуноглобулины) – это липиды, которые синтезируются под влиянием антигена и специфически с ним реагируют. Различают шесть классов иммуноглобулинов IgA, IgG, IgМ, IgD, IgE, IgТ.
D. Иммунный ответ осуществляется тромбоцитами, которые, как и все клетки крови, образуются из одного источника — стволовых клеток крови в желтом костном мозге. Стволовые клетки – предшественники иммунокомпетентных – дифференцируются в клетки двух типов — T- и В-клетки. T-клетки осуществляют реакции гуморального иммунитета, а В-клетки - клеточного.
Эталоны ответов на вопросы первого (отборочного) тура
Задание 1
Кокки, спирохеты, спириллы, вибрионы, палочки
Критерий оценки
Каждый правильно выбранный термин – 1 балл
Максимальное количество баллов - 5 баллов
Задание 2
А. Бактерии
В. Плесневые грибы
С. Дрожжи
Критерий оценки
Каждый правильно определенный термин – 2 балла
Максимальное количество баллов - 6 баллов
Задание 3.
А. Индивидуальный врожденный иммунитет пассивный, так как обеспечивается передачей
иммуноглобулинов плоду от матери через плаценту (плацентарный иммунитет). Таким образом, новорожденный защищен от инфекций, которыми переболела мать.
В. Искусственный иммунитет можно создавать активно и пассивно. Пассивный иммунитет формируется введением сывороток и иммуноглобулинов, т. е. готовых антител. Активный иммунитет формируется введением антигенных препаратов, вакцин, анатоксинов.
С. Антитела (иммуноглобулины) – это белки, которые синтезируются под влиянием антигена и специфически с ним реагируют. Различают пять классов иммуноглобулинов IgA, IgG, IgM, IgD и IgE.
D. Иммунный ответ осуществляется лимфоцитами, которые, как и все клетки крови, образуются из одного источника — стволовых клеток крови в красном костном мозге. Стволовые клетки – предшественники иммунокомпетентных– дифференцируются в клетки двух типов –T - и В-клетки. T - клетки осуществляют реакции клеточного иммунитета, а В-клетки - гуморального.
Критерий оценки
Каждая выявленная ошибка – 2 балла
Максимальное количество баллов - 26 баллов
Максимальное количество баллов за задания первого тура - 37 баллов
Распределение призовых мест: 37 баллов – I, 36 баллов – II, 35 баллов - III
Задания второго (конкурсного) тура
Задание 1. Инструкция: Решите кроссворд по теме «Патогенные микроорганизмы и иммунитет». Укажите все слова по горизонтали (начало слова обозначено цифрой), и тогда в выделенном столбце (по вертикали) вы получите слово, означающее способность некоторых микроорганизмов вызывать заболевания.
- Комплекс мероприятий, направленный на предупреждение попадания микроорганизмов в рану.
- Микроорганизмы, развивающиеся при отсутствии в окружающей их среде свободного кислорода.
- Пищевое отравление, вызываемое токсинами микробов - анаэробов, при употреблении недоброкачественных консервированных продуктов.
- Мембранные структуры прокариот, выполняющие функцию генерации энергии, аналоги митохондрий эукариот.
- Серологическая реакция, при которой происходит склеивание и выпадение в осадок из однородной взвеси бактерий, эритроцитов и др. клеток, несущих антигены, под действием специфических веществ — агглютининов (антител). Эту реакцию применяют для определения групп крови и идентификации возбудителей инфекционных заболеваний.
- Внедрение и заражение живых организмов микроорганизмами: бактериями, грибами, простейшими, вирусами, прионами, риккетсиями.
- Изолированное скопление микробных клеток на поверхности или в толще твердой питательной среды.
- Иммунобиологические препараты, предназначенные для создания иммунитета, содержат микробный антигенный материал.
- Группа инфекционных заболеваний, передающихся человеку от больных животных.
- Иммунопрепараты, представляющие бактериальные обезвреженные экзотоксины. Используются для активной иммунопрофилактики инфекций.
- Невосприимчивость организма к различным инфекционным агентам (вирусам, бактериям, грибкам, простейшим, гельминтам) и продуктам их жизнедеятельности.
- Процесс выращивания микроорганизмов на питательных средах в лабораторных условиях.
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 |
Задание 2. Укажите основные свойства микроорганизмов, которые определяют патогенность.
Эталоны ответов на задания второго (конкурсного) тура
Задание 1.
- асептика
- анаэробы
- ботулизм
- мезосомы
- агглютинация
- инфекция
- колония
- вакцины
- зоонозы
- анатоксины
- иммунитет
- культивирование
Слово: Патогенность
а | с | е | п | т | и | к | а | ||||||||||
а | н | а | э | р | о | б | ы | ||||||||||
б | о | т | у | л | и | з | м | ||||||||||
м | е | з | о | с | о | м | ы | ||||||||||
а | г | г | л | ю | т | и | н | а | ц | и | я | ||||||
и | н | ф | е | к | ц | и | я | ||||||||||
к | о | л | о | н | и | я | |||||||||||
в | а | к | ц | и | н | ы | |||||||||||
з | о | о | н | о | з | ы | |||||||||||
а | н | а | т | о | к | с | и | н | ы | ||||||||
и | м | м | у | н | и | т | е | т | |||||||||
к | у | л | ь | т | и | в | и | р | о | в | а | н | и | е |
Критерий оценки
Каждая правильно заполненная строка в таблице – 2 балла
Максимальное количество баллов - 24 балла
Задание 2.
Патогенность определяет комплекс разнообразных свойств микроорганизма, включающий: адгезивность, инвазивность, колонизацию, токсигенность возбудителя, внутриклеточный паразитизм, антигенную мимикрию и др.
Критерий оценки
Каждое свойство – 1 балл
Максимальное количество баллов - 6 баллов
Использованная литература
- Воробьёв А.А., Быков А.С. Основы микробиологии и иммунологии: учеб. для студ. учреждений сред. проф. мед. образования/ под редакцией В.В. Зверева, Е.В. Будановой. – 6-ое изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288с.
- Основы микробиологии и иммунологии: учебник/под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014.-368с.
- Прозоркина Н.В. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб. пособие для студентов мед. училищ и колледжей. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.
Интернет-источники:
dic.academic.ru›dic.nsf/bse/109036/Микробиология
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/109036/Микробиология
http://meduniver.com/Medical/Microbiology/
http://collegemicrob.narod.ru/microbilogy
Приложение 1.
Бланк ответов на задания первого тура
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
(ГБОУ ДЗМ «МК № 2»)
ОЛИМПИАДА
Дисциплина: ОП. 06 Основы микробиологии и иммунологии
Ф.И.О. студента___________________________________
Группа_____________________Дата___________________________
Задание 1.
Задание 2.
А | |
В | |
С |
Задание 3.
А |
В |
С |
Д |
Приложение 2.
Бланк ответов на задания второго тура
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
(ГБОУ ДЗМ «МК № 2»)
ОЛИМПИАДА
Дисциплина: ОП. 06 Основы микробиологии и иммунологии
Ф.И.О. студента___________________________________
Группа_____________________Дата___________________________
Задание 1.
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 |
Задание 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по предмету "Микробиология" на тему: "Понятие о микроорганизмах"
В ходе урока учащиеся изучают разновидности микроорганизмов, их роль в жизни человека....
Методическая разработка урока по дисциплине: Микробиология
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАДисциплина: Микробиология...
Методическая разработка открытого урока " Знатоки микробиологии"
Методическая разработка содержит информационный материал, который может быть использован для проведения занятия профессиональных дисциплин...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по микробиологии и иммунологии: коронавирус и человечество"
Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Основатели отечественной школы микробиологии"
Методические разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское д...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по дисциплине основы микробиологии и иммунологии"
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по дисциплине основы микробиологии и иммунологии" предназначена для преподавателей СПО...
Методическая разработка «Основоположники отечественной школы микробиологии»
В методической разработке представлен материал для проведения открытого внеаудиторного мероприятия Устный журнал «Основоположники отечественной школы микробиологии»...