Рабочая программа по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии СД
рабочая программа

Маргарита Анатольевна Андреевская

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01  Сестринское дело. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sd_osnovy_mikrobiologii_i_immunologii.doc457.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

«БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ  

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 06 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ 

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЙ ДЕЛО

п. Селенгинск, 2023 г.

3

Рецензия                                                                                                                                                    на рабочую программу учебной дисциплины

«Основы микробиологии и иммунологии»    

  по специальности 34.02.01  Сестринское дело

         Программа    учебной    дисциплины    Основы микробиологии и иммунологии   разработана для студентов медицинского колледжа по специальности 34.02.01  Сестринское дело, базовый уровень СПО. Структура программы соответствует требованиям ФГОС и включает: пояснительную записку, цели и задачи, тематический план, материально-технического обеспечения, контроль и оценка результатов освоения дисциплины, список используемой литературы. Курс изучения дисциплины  состоит из 90 часов, из них  32 часа - теоретических, 28 часов - практических занятий, 30 часов отведено на самостоятельную работу. В пояснительной записке отражена характеристика дисциплины, определены цели и задачи, способы их достижения,  в освоении обучающимися,  общих и профессиональных компетенций. Тематический план учитывает основные требования к  распределению времени относительно обязательной аудиторной  нагрузки и  внеурочной   деятельности. Содержательная часть программы последовательно и доступно излагаются основные вопросы необходимые для изучения теоретического и практического материала, самостоятельной работы студентов, форма ее выполнения. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения соответствует требованиям к данному виду нормативных  документов и может быть использована для учебного процесса по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии   в ГАПОУ  «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ».

Методист, преподаватель

высшей квалификационной категории

ГАОУ СПО «ББМК МЗ РБ»                                                       Гончарова Н.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6

2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

2.1. Область применения рабочей программы

8

2.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

8

2.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

8

2.4. Количество часов в рабочей программе, выделенное на освоение учебной дисциплины, в соответствии с учебным планом колледжа

9

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

10

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

11

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

22

4.1.1. Оборудование, необходимое для реализации учебной дисциплины

22

4.2. Информационное обеспечение обучения

22

4.2.1. Основные источники

22

4.2.2. Дополнительные источники

22

4.2.3. Интернет ресурсы

22

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

5.1. Результаты обучения

23

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Миллионы лет назад на Земле появились патогенные микроорганизмы и лишь на рубеже XIX—XX вв. был достигнут решающий перелом в борьбе с болезнями, вызываемыми этими микроорганизмами.  Но в современном мире  перед медициной встали новые проблемы: ухудшение  эпидемиологической обстановки по многим инфекциям, быстрое старение населения, увеличение людей с иммунодефицитами, что способствует широкому распространению заболеваний, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами. Все это предъявляет возросшие требования к подготовке студентов в плане изучения возбудителей инфекционных заболеваний, с их идентификацией и дифференциальной диагностикой. Программа курса охватывает основные разделы общей микробиологии и знакомит обучающихся  с разнообразием мира микроорганизмов, их систематикой, обменом веществ, особенностями физиологии, ролью в важнейших природных процессах и значением в жизни человека. Большое внимание в курсе уделяется прокариотическим  организмам. Дается характеристика строения их клеток, физиологические особенности.

             Достаточное внимание уделено представлениям о роли бактерий в эволюции живого и их месте в истории формирования биосферы, участию в важнейших круговоротах химических элементов. В рамках курса рассматриваются взаимодействия между микроорганизмами, некоторые примеры симбиоза. Дается краткая характеристика некоторых патогенных микроорганизмов. Рассматриваются примеры использования микроорганизмов человеком в промышленности, в сельском хозяйстве, в медицине. При изучении дисциплины Основы микробиологии и иммунологии   студенты приобретают общие и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями Государственного стандарта. Студенты получают основные представления о роли и свойствах микроорганизмов, их распространении, влиянии на здоровье человека, вырабатывают навык использования гигиенических правил и мер борьбы с возбудителями болезней.     Важной частью курса является изучение этапов развития микробиологии как науки.

     Кроме теоретических занятий, программой предусмотрено проведение значительного количества практических занятий, которые проводятся в соответствии с инструкциями, включающими в себя практическую часть и правила техники безопасности.            

     Предлагаемый курс предназначен для студентов первого курса по специальности 34.02.01  Сестринское дело. Программа предусматривает использование базовых знаний учащихся по биологии, химии, гигиене и экологии человека, и их углубление за счет самостоятельного поиска учащимися информации для решения проблемных задач.        

     Занятия носят практико-ориентированный характер, что обеспечивает студентам  большие возможности для развития  профессиональных  компетенций.     Программа рассчитана на 36 часов, из них 18 часа - теоретических, 16 часов - практических занятий.

Целью изучения дисциплины    Основы микробиологии и иммунологии   является овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, обеспечивающими индикацию и идентификацию бактерий, вирусов и др. патогенных микробов, серологическую диагностику основных инфекционных заболеваний, а также способы выделения и обнаружения возбудителей во внешней среде.

        Задачи изучения дисциплины в лекционном курсе - представить дидактически грамотно, в доступном и систематизированном виде выверенные научные данные по медицинской бактериологии, микологии, вирусологии и иммунологии, связав их с диагностикой, лечением и профилактикой актуальных инфекционных и неинфекционных заболеваний.

     В ходе практических занятий студенту прививают навыки анализа и оценки полученной диагностической информации на основе полученных теоретических знаний.

Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний, умений и компетенций, полученных при изучении дисциплин математического, естественнонаучного цикла и  является предшествующей для изучения дисциплин профессионального цикла.  

В список литературы включены право-установочные документы и основные литературные источники по актуальным проблемам микробиологии, в изложении, доступном для восприятия студентами среднего профессионального уровня подготовки.

 Основы микробиологии и иммунологии   как учебная дисциплина – неотъемлемая составная часть образовательного процесса СПО, которая вносит значительный вклад в достижение становления компетентностно-ориентированного специалиста, отвечающей потребностям практического здравоохранения.

2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01  Сестринское дело.

2.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

        Учебная дисциплина «Основы микробиологии и иммунологии     входит в состав дисциплин профессионального цикла.

2.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;

-проводить простейшие микробиологические исследования;

-дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

-осуществлять профилактику распространения инфекции.

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-роль микроорганизмов в жизни человека и общества;

-морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;

-основные методы асептики и антисептики;

-основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;

-факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

5.2.2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

 

2.4. Количество часов на освоение рабочей  программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося
90 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 60 часов, самостоятельная работа обучающегося - 30 часов.

3.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

Лабораторные работы

практические занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе

составление конспекта

9

составление кроссворда

3

составление текста бесед

9

подготовка реферата

2

подготовка презентаций

3

Реферативное сообщение

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета  

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Общая микробиология

10/12/9

Тема 1.1.

Введение в микробиологию

Содержание учебного материала

1.Микробиология как наука. Виды микробиологии

2

1

2.Этапы развития микробиологии

1

3.Роль микроорганизмов в жизни человека и общества;

1

4.Медицинская микробиология, направления, задачи, объекты исследования

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составление конспекта по вопросам истории и развития науки микробиологии, ее  современных достижениях и использовании микроорганизмов на благо человека и о проблемах борьбы с ними.

1

Тема 1.2. Систематика и классификация микроорганизмов Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов. Организация микробиологической лабораторной службы

Содержание учебного материала

1.Понятие о микроорганизмах. Классификация и систематика. Прокариоты, их признаки

2

1

2.Основные таксономические категории (род, вид, чистая культура, штамм, клон, разновидность. Название вида микроорганизмов в соответствии с бинарной номенклатурой

1

3.Принципы классификации на бактерии, грибы, вирусы

1

4.Характер взаимоотношений микро- и макроорганизмов: нейтрализм и симбиоз

1

5.Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности. Номенклатура микробиологических лабораторий, нормативные документы, регламентирующие требования к их структура и оснащение базовой лаборатории

1

6.Правила работы в микробиологической лаборатории

1

Самостоятельная работа обучающихся 

1.Составить конспект по теме: Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов: нейтрализм и симбиоз, коменсаллизм, мутуализм, паразитизм

2

Тема 1.3.

Экология микроорганизмов

Содержание учебного материала

1.Понятие об экологии микроорганизмов. Распространение микроорганизмов в природе. Нормальная микрофлора организма человека, ее значение. Дисбактериоз. Микробиоциноз почвы, воды, воздуха в Бурятии, районе, п. Селенгинск

2

1

2.Влияние физических факторов (температуры, давления, ионизирующей радиации, ультразвука, высушивания), механизм их действия на микроорганизмы

1

3.Влияние химических факторов, механизм их действия на микроорганизмы

1

4.Понятие о дезинфекции. (Тепловая, химическая, лучевая дезинфекция. Профилактическая и текущая дезинфекция. Средства дезинфекции, их выбор в зависимости от объекта, подлежащего обработке и микроорганизмов, на которые направлено действие дезинфицирующих средств. Стационарные, переносные и передвижные установки для дезинфекции воздуха помещений. Использование аэрозолей для дезинфекции.

1

5.Контроль за качеством стерилизации и дезинфекции. Современные системы экспресс-контроля стерилизации и дезинфекции

1

6.Понятие об асептике и антисептике. Методы асептики и антисептики.

1

7.Системы сбора, хранения и утилизации медицинских отходов, содержащих инфицированный материал. Понятие о стерилизации. Тепловая, химическая, лучевая стерилизации. Аппараты для тепловой стерилизации (паровой стерилизатор, воздушный стерилизатор, другие стерилизаторы), их устройство, правила работы, техника безопасности при эксплуатации.

1

Практическое занятие

1.Микробиологическая лаборатория, устройство, оснащение, правила работы. Стерилизация. Дезинфекция, хранение, утилизация, медицинских отходов, содержащих инфицированный материал

4

Самостоятельная работа обучающихся 

1.Создание презентаций о современных дезинфектантах, аппаратах для утилизации отходов и пр.

Микрофлора окружающей среды

3

Тема 1.4.

Учение об инфекционном

и эпидемическом

процессах

Содержание учебного материала

1.Понятия «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание»

2

1

2.Паразитарная форма взаимоотношений микро – и макроорганизмов. Факторы, влияющие на возникновение, течение и исход инфекционного процесса: количественная и качественная характеристика микроба – возбудителя, состояние макроорганизма, экологические факторы

1

3.Стадии инфекционного процесса. Характерные особенности инфекционных болезней: зависимость от вида патогенного микроорганизма, контагиозность, цикличность. Периоды инфекционной болезни. Формы инфекционного процесса

1

4.Понятие об эпидемическом процессе. Влияние социальных и природных факторов на течение эпидемического процесса. Источник инфекции. Механизмы передачи возбудителей инфекции, соответствие механизма передачи возбудителя его локализации в организме человека. Пути передачи возбудителей инфекции. Восприимчивость коллектива к инфекции. Противоэпидемические мероприятия (лечение, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация)

1

5.Статика инфекционной заболеваемости по районам Республики Бурятия, п. Селенгинск

1

Практическое занятие 

1.Составление схем, таблиц по путям и механизмам передачи инфекций.

2.Решение ситуационных задач по определению факторов, путей передачи и профилактике инфекционных заболеваний

4

Самостоятельная работа обучающихся 

1.Составление текста бесед по вопросам санитарно-гигиенического просвещения разных групп населения (например, о соблюдении правил личной гигиены в целях профилактики кишечных инфекций для школьников начальных классов)

3

Тема 1.5.  

Учение об иммунитете

Содержание учебного материала

1.Понятие об иммунитете, его значение для человека и общества. Неспецифические и специфические факторы защиты, их взаимосвязь. Виды иммунитета

2

1

2.Основные формы иммунного реагирования. Иммунологические исследования, их значение. Серологические исследования: реакции агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента, с использованием метки, нейтрализации токсина, их механизм и применение

1

3.Молекулярно-биологические методы диагностики: полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот, их механизм и применение. Иммунный статус. Патология иммунной системы. Кожно-аллергические пробы

1

4.Медицинские иммунобиологические препараты: вакцины, иммуноглобулины и иммунные сыворотки, эубиотики, бактериофаги, иммуномодуляторы, диагностические препараты, их состав, свойства, назначение

1

Практическое занятие

1.Методы иммунодиагностики и иммунопрофилактики инфекционных болезней.

2.Постановка простейших серологических реакций и учёт результатов

4

Самостоятельная работа  обучающихся

1.Составление рефератов на темы: Историческое значение иммунитета в развитии общества, Медицинские иммунологические препараты (например вакцины),  их практическое применение и значение для человека и общества

2

Раздел 2. Бактериология

8/8/4

Тема 2.1.  Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы её изучения

 

Содержание учебного материала

1.Классификация бактерий по Берджи. Принципы подразделения бактерий на группы. Особенности морфологии микоплазм, хламидий, риккетсий, актиномицетов. Формы бактерий: кокковидная, палочковидная, извитая, ветвящаяся. Структура бактериальной клетки: основные и дополнительные структуры, их химический состав и назначение

2

1

3.Микроскопические методы изучения морфологии бактерий: виды микроскопов, методы окраски. Дифференциация бактерий по морфологическим и тинкториальным свойствам.

1

4.Приготовление препаратов из разного нативного материала и культуры микроорганизмов, окраска простым и сложными методами, микроскопия в иммерсии, описание препарата. Правила техники безопасности при проведении микроскопических исследований

1

Практическое занятие

1.Изучение морфологии бактерий

4

Тема 2.2.  Физиология бактерий, методы её изучения

Содержание учебного материала

1.Химический состав бактериальной клетки. Ферменты бактерий. Питание, дыхание, рост и размножение бактерий

2

1

2.Выделение чистой культуры бактерий. Культуральные и биохимические свойства бактерий, их значение для дифференциации бактерий

1

3.Особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов

1

Практическое занятие

Культивирование бактерий, изучение культуральных свойств.

Первичный посев и пересев. Условия культивирования бактерий. Термостат, правила эксплуатации

4

Самостоятельная работа обучающихся 

Составить конспект. Питательные среды, их назначение, применение.

2

Тема 2.3.  

Частная бактериология.

Содержание учебного материала

1.Возбудители бактериальных кишечных инфекций: эшерихиозов, сальмонеллёзов, брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма, пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

2

1

2.Возбудители бактериальных респираторных инфекций: дифтерии, скарлатины, коклюша, паракоклюша, менингококковой инфекции, туберкулёза, респираторного хламидиоза, микоплазмоза. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

1

3.Возбудители бактериальных кровяных инфекций: чумы, туляремии, боррелиозов, риккетсиозов. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления

1

4.Профилактика распространения инфекций

1

Самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка текста бесед по профилактике бактериальных инфекций с разными группами населения

2

Тема 2.4. Частная бактериология. Антибактериальные средства. Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях

Содержание учебного материала

1. Возбудители бактериальных инфекций наружных покровов: сибирской язвы, сапа, столбняка, газовой гангрены, сифилиса, гонореи, трахомы, урогенитального хламидиоза. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций;

2

1

2.Инфекционные болезни, вызванные условно-патогенными бактериями (кокки, псевдомонады, неспорообразующие анаэробы)

1

3.Антибактериальные средства, механизм их действия. Общая характеристика механизмов устойчивости бактерий к антибактериальным препаратам. Общая характеристика методов оценки антибиотикочувствительности.

1

4. Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам диско-диффузионным методом, методом серийных разведений, постановкой β-лактамозного теста, экспресс-методами

1

5.Факторы антибактериального и антитоксического иммунитета, провоцирование хронического течения болезни и аллергизации организма.

1

6.Методы микробиологической диагностики бактериальных инфекций: микроскопическое и бактериологическое исследования, серологическое исследование (реакции агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента, с использованием метки, нейтрализации токсина); аллергические диагностические пробы (кожные, in vitro); молекулярно-биологические методы (полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот).

1

7.Статистика инфекционной заболеваемости в Бурятии, районе.

1

Раздел 3. Микология

4/*/2

Тема 3.1.  Классификация грибов. Строение и особенности физиологии грибов, методы их изучения.

Содержание учебного материала

1.Классификация грибов: низшие и высшие грибы, совершенные и несовершенные грибы. Морфология грибов

2

1

2.Особенности питания и дыхания грибов. Культивирование грибов, оптимальные условия для культивирования. Устойчивость грибов к факторам окружающей среды

1

3.Грибы как санитарно-показательные микроорганизмы воздуха.

1

Тема 3.2.  Возбудители грибковых инфекций. Противогрибковые препараты. Особенности противогрибкового иммунитета

4.Возбудители грибковых кишечных инфекций – микотоксикозов. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

2

1

5.Возбудители грибковых респираторных инфекций, их классификация. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

1

6.Возбудители грибковых инфекций наружных покровов – дерматомикозов, их классификация. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

1

7.Патогенные дрожжи и дрожжеподобные грибы, связь с ВИЧ инфекцией

1

8.Противогрибковые препараты. Особенности противогрибкового иммунитета

1

9.Методы микробиологической диагностики микозов: микроскопическое и микологическое исследования, серологическое исследование (реакции агглютинации, преципитации, связывания комплемента, непрямой гемагглютинации, иммуноферментный анализ, иммуноблотинг), полимеразная цепная реакция, аллергологические диагностические пробы (кожная, in vitro), биологическое, гистологическое исследования

1

10.Статистика  заболеваний , вызванных паразитическими грибами  в Бурятии, районе, п. Селенгинск

1

Самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка текста бесед по профилактике микозов с разными группами населения

3

Раздел 4. Паразитология

4/*/4

Тема 4.1.  Общая характеристика и классификация простейших, методы их изучения. Частная протозоология

Содержание учебного материала

1.Общая характеристика и классификация простейших: саркодовых (дизентирийная амёба), жгутиковых (лямблия, трихомонада, трипаносома),  споровиков(малярийный плазмодий, токсоплазма) и инфузорий (кишечный балантидий). Особенности их морфологии и жизнедеятельности. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды

2

1

2.Возбудители протозойных кишечных инвазий: амебиаза, лямблиоза, балантидиаза. Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления

1

3.Возбудители протозойных кровяных инвазий: малярии, лейшманиозов, трипаносомозов.

1

Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления

1

4.Возбудители протозойных инвазий мочеполовых путей: трихомоноза. Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления

1

5.Токсоплазмоз, источник инвазии, пути заражения, жизненный цикл паразита, основные проявления врождённых и приобретённых токсоплазмозов

6.Статистика протозойных  инфекций по районам Республики Бурятия

1

7.Микроскопический метод обнаружения простейших в биологическом материале (кровь, моча, кал) и объектах окружающей среды (почва, вода) как основной метод лабораторной диагностики протозоозов. Профилактика протозоозов. Методы микробиологической диагностики протозоозов: микроскопическое, культуральное, серологическое, аллергологическое и биологическое исследования

1

Самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка текста бесед  по профилактике протозоозов с разными группами населения

2

Тема 4.2.  

Общая характеристика и классификация гельминтов, методы их изучения. Частная гельминтология

Содержание учебного материала

1.Общая характеристика и классификация гельминтов.

Особенности морфологии и жизнедеятельности гельминтов: сосальщиков (трематод), ленточных червей (цестод) и круглых червей (нематод)

2

1

2.Источники инвазии, пути распространения и заражения гельминтами. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды. Характерные клинические проявления гельминтозов.

1

3. Оценка риска возникновения гельминтозов, передаваемых водным путем по районам Республики Бурятия

1

4.Профилактика гельминтозов

1

5.Методы микробиологической диагностики гельминтозов: макро- и микроскопическое исследование, серологическое исследование (реакции связывания комплемента, непрямой гемагглютинации, прямой гемагглютинации, кольцепреципитации, латексной агглютинации, иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ), аллергическое исследование (кожные пробы)

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка  конспекта с использованием интеренет-ресурсов Статистика паразитарных заболеваний по РБ среди различных групп населения

2

Раздел 5. Вирусология

4/4/6

Тема 5.1.  Классификация и структура вирусов. Культивирование и репродукция вирусов. Методы изучения вирусов

Содержание учебного материала

1.Особенности классификации вирусов, таксономия. Структура вирусов, просто и сложно устроенные вирусы. Формы вирионов. Изучение морфологии вирусов

2

1

2.Особенности физиологии вирусов как облигатных клеточных паразитов. Методы культивирования и индикации вирусов. Устойчивость вирусов к факторам окружающей среды. Репродукция вируса: продуктивный тип репродукции и его стадии, понятие об абортивном и интегративном типах. Генетика вирусов и её значение для современной медицины

1

3.Бактериофаги, их свойства и применение в диагностике, профилактике и лечении инфекционных болезней.

1

4.Методы микробиологической диагностики вирусных инфекций: вирусологическое исследование, серологическое исследование (реакции связывания комплимента, непрямой гемагглютинации, торможения гемагглютинации, радиального гемолиза, иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ), молекулярно-биологические методы (полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот), экспресс-диагностика (реакция иммунофлюоресценции, иммунная электронная микроскопия, молекулярно-биологические методы и др.)

1

Самостоятельная работа обучающихся 

Составить конспект по теме: Бактериофаги как санитарно-показательные микроорганизмы фекального загрязнения окружающей среды

2

Тема 5.2.  

Частная вирусология. Противовирусные препараты. Особенности противовирусного иммунитета

Содержание учебного материала

1.Возбудители вирусных кишечных инфекций: гепатитов А и Е, полиомиелита, ротавирусных инфекций. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

2

1

2.Возбудители вирусных респираторных инфекций: гриппа, парагриппа, других острых респираторных вирусных инфекций, кори, краснухи, ветряной оспы, опоясывающего герпеса, натуральной оспы. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

1

3.Возбудители вирусных кровяных инфекций: иммунодефицита человека, гепатитов В,С,Д,G, геморрагической лихорадки, клещевого энцефалита. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

1

4.Возбудители вирусных инфекций наружных покровов: бешенства, простого вируса, цитомегалии, ящура. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций

1

5.Онкогенные вирусы. Медленные вирусные инфекции.

Интерферон и другие противовирусные препараты. Индукторы интерферона.  Устойчивость вирусов к химиопрепаратам

1

6.Особенности противовирусного иммунитета, обусловленные двумя формами существования вирусов: внеклеточной и внутриклеточной. Оценка вирусной заболеваемости, передаваемых воздушно-капельным путем по районам Республики Бурятия

1

Самостоятельная работа обучающихся 

Подготовка реферативных сообщений  по профилактике  вирусных инфекций  

3

Практическое занятие

1.Методы микробиологической диагностики  вирусных инфекций.

Меры профилактики

4

Раздел 6.  Клиническая микробиология

2/4/5

Тема 6.1.  

Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований.

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи

Содержание учебного материала

1.Значение своевременного и адекватного взятия материала для микробиологических исследований. Меры предосторожности при сборе и транспортировке исследуемого материала. Предохранение от контаминации исследуемого материала нормальной микрофлорой

2

1

2.Правила взятия, сроки, температурные и другие условия транспортировки материала для бактериологических, микологических, паразитологических и вирусологических исследований, поддерживающие жизнедеятельность возбудителя, предотвращающие избыточный рост сопутствующий микрофлоры и обеспечивающие безопасность людей и окружающей среды. Количество отбираемого материала. Посуда, инструменты и химические реагенты, используемые для сбора материала, их перечень, подготовка к работе, утилизация. Оформление сопровождающих документов

1

3. Понятие о ИСМП  (больничная, госпитальная, нозокомиальная, оппортунистическая), классификация. Источники, механизмы передачи, пути передачи. Основные причины возникновения ВБИ, резервуары и типичные места обитания микроорганизмов, часто встречающихся в медицинских учреждениях. Организация, информационное обеспечение и структура эпиднадзора в учреждениях здравоохранения. Микробный пейзаж внутрибольничных инфекций. Санитарно-микробиологические исследования воздуха, смывов, стерильного материала в учреждениях здравоохранения.

Практическое занятие

1.Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований

2. Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте и действие медицинских работников при угрозе инфицирования

4

Самостоятельная работа обучающихся 

Составить кроссворд по  теме: Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований. Профилактика ИСМП: разрушение цепочки инфекции на разных стадиях

3

 Всего

90

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ микробиологии и иммунологии.

4.1.1. Оборудование, необходимое для реализации учебной дисциплины

Технические средства обучения: компьютер, видеофильмы, обучающие компьютерные программы, контролирующие компьютерные программы, таблицы,  весы аптечные ручные с разновесом от 0,01 г до 100,0 г,  микроскопы с иммерсионной системой, - стерилизатор воздушный,  холодильник бытовой,  фотоэлектроколориметр,   лабораторные инструменты, посуда, реактивы, питательные среды, обеспечивающие проведение практических занятий.

2. Таблицы

4.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Основные источники

1. Основы микробиологии и иммунологии: учеб пособие К.С Камышева – Ростов-на-Дону, Феникс, 2020.

2.Левинсон У.Медицинская микробиология и иммунология / У. Левинсон ;

пер. с англ. под ред. д-ра мед. наук, проф. В. Б. Белобородо-ва. — 2-е изд., электрон. — М. : Лаборатория знаний, 2020. —1184 с.

3. Медицинская паразитология. Атлас : учебное пособие для СПО / О. Г. Макеев, О. И. Кабонина, П. А. Ошурков, С. В. Костю кова ; под редакцией О. Г. Макеева. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 136 с. : ил. — Текст : непосредственный.

4. Дьячкова С. Я.  Иммунология : учебное пособие /С. Я. Дьячкова. — 2е изд., испр. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 168 с.

3.2.2.  Дополнительные источники

1. Камышева К.С.  Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии й, Изд. 3-е - Учебное пособие – Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.-281.

2. В.Б. Сбойчаков, Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований, Учебник для средних медицинских заведений, С-П, Спецлит, 2011.

3. Борисов Л.Б., Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.

3.2.3.  Интернет ресурсы

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru).

2. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека(http//www.fcgsen.ru)

3. Информационно – методический центр «Экспертиза» (http//www.crc.ru)

4.Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения(http//www.mednet.ru).

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Результаты обучения

        

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

 роль микроорганизмов в жизни человека и общества

Составление рефератов по истории и развитию науки микробиологии, о современных достижениях и проблемах использования микроорганизмов на благо человека и борьбы с ними.

Выполнение тестовых заданий на тему: «Предмет и задачи микробиологии, история  микробиологии, научные и практические достижения медицинской микробиологии и иммунологии»

морфологию, физиологию, экологию микроорганизмов, методы их изучения

Выполнение тестовых заданий на тему: «Морфология, физиология, экология микроорганизмов, методы их изучения».

Описание морфологии микроорганизмов по фотографиям.

Составление рефератов на темы: «Микрофлора почвы (воды, воздуха)», «Микробиоциноз кожи ( других биотопов)»

основные методы асептики и антисептики

Узнавание составных элементов парового и воздушного стерилизаторов,   заполнение таблиц о режимах стерилизации и стерилизующих материалах.

Решение ситуационных задач.

Выполнение тестовых заданий.

основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней

Выполнение тестовых заданий.

Решение ситуационных задач.

Подготовка и проведение бесед по профилактике распространения инфекций (в том числе внутрибольничных) с различными группами населения.

Составление алгоритмов действий среднего медицинского работника при угрозе эпидемии в конкретной ситуации

 факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике

Выполнение тестовых заданий.

Решение ситуационных задач.

Подготовка и проведение бесед о значении иммунопрофилактики с различными группами населения.

Составление рефератов по истории и развитию иммунологии, значению для человека и общества

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований

Решение ситуационных задач.

Демонстрация  практических действий по забору и упаковке разных инфекционных материалов, составлению сопроводительных документов.

Решение ситуационных задач по технике безопасности и действиям в нестандартных ситуациях

Уметь проводить простейшие микробиологические исследования

Демонстрация практических действий по приготовлению, окраске и микроскопированию микропрепаратов, описание морфологии увиденных под микроскопом микроорганизмов.

Демонстрация практических действий по подготовке лабораторной посуды к работе (мытьё, сушка, стерилизация).

Демонстрация практических действий по приготовлению питательных сред из полуфабрикатов в соответствии и указаниями на этикетке, разливу сред в чашки Петри, посеву микроорганизмов шпателем, тампоном, петлёй.

Описание культуральных свойств бактерий, грибов.

Демонстрация практических действий по проведению реакции микроагглютинации

Уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам

Выполнение заданий по определению принадлежности микроорганизмов к бактериям, грибам, простейшим по рисункам, фотографиям, муляжам морфологии и культуральных свойств.

Выполнение заданий по определению принадлежности бактерий к гр (-) и гр (+)      коккам, палочкам, извитым формам в микропрепаратах.

Выполнение заданий по определению в микропрепарате грибов и описанию их.

Выполнение заданий по обнаружению в биологическом материале или объектах окружающей среды простейших и гельминтов и описание их.

Демонстрация умения отличать по культуральным свойствам кишечную палочку (на ср. Эндо), стафилококки (на желточно-солевом агаре) и другие микроорганизмы при их культивировании на элективных средах.

Выполнение тестовых заданий

Уметь осуществлять профилактику распространения инфекции

Подготовка агитационных материалов, презентаций на электронном носителе.

Составление текста бесед по профилактике инфекционных заболеваний для разных групп населения.

Выступление с беседами по вопросам профилактики распространения инфекционных заболеваний в школах, лечебно-профилактических учреждениях, учебных группах и др. (справка из места проведения беседы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ       Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...

Рабочая программа по дисциплине "Основы микробиологии"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария, укрупненной группы 36.00.00, п...

Рабочая программа по дисциплине "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве"

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве" на первом курсе по профессии 19.01.17 "Повар, кондитер"...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии»

Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Дифференцированный зачет". В содержании представлены разноуровневые задания для проведения конкурса. Конку...

Рабочая программа по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии для ФО и МСО

Рабочая программа соответствует образовательным стандартам третьего поколения. Используется для обучения студентов на ФО и МСО....

Рабочая тетрадь по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии. Раздел Гельминтология

     Рабочая тетрадь предназначена для студентов  учебных заведений среднего  профессионального образования при изучении ими предмета «Основы микробиологии и имму...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы микробиологии и иммунологии" Специальность - 34.0201 Сестринское дело

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...