Рабочая программа Генетика человека с основами медицинской генетики СД
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetika_sestrinskoe.doc | 371.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ
МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
п. Селенгинск, 2023 г.
Рецензия
на рабочую программу учебной дисциплины
«Генетика человека с основами медицинской генетика»
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Программа составлена преподавателем Андреевской М.А. в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта. В рабочей программе приводятся требования к знаниям и умениям, краткое содержание учебной информации для каждого учебного и практического занятия курса и для внеаудиторной самостоятельной работы студента, четко определены цели и задачи обучения, проведена интеграция теория-практика, четко прослеживаются меж предметные связи с клиническими дисциплинами.
Рабочая программа состоит из четырех разделов: генетика и ее место в системе наук, законы наследования признаков, хромосомная теория наследственности, профилактика наследственной патологии. Введение этих тем позволяет студентам более полно овладеть всей суммой знаний, необходимых медицинскому работнику в дальнейшей практической деятельности.
Рабочая программа предусматривает широкое использование внеаудиторной самостоятельной работы студентов в виде написания докладов, рефератов, составления опорных конспектов, кроссвордов и т.д. Обозначены цели и задачи курса. Рабочая программа предусматривает около 70% учебных часов на аудиторное изучение дисциплины и 30% на самостоятельную внеаудиторную работу студентов, что дает возможность студентам лучше усвоить учебный материал. Итоговым контролем дисциплины «Медицинская генетика» является комплексный экзамен с дисциплинами «Анатомия и физиология человека» и «Основы патологии». Рабочая программа дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетика» составлена полно, отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта, охватывает необходимый объем знаний и практических умений, необходимых для медицинского работника.
Методист, преподаватель
высшей квалификационной категории
ГАОУ СПО «ББМК МЗ РБ» Гончарова Н.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 6 |
2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
2.1. Область применения рабочей программы | 7 |
2.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена | 7 |
2.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины | 7 |
2.4. Количество часов в рабочей программе, выделенное на освоение учебной дисциплины, в соответствии с учебным планом колледжа | 8 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 9 |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины | 10 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | 14 |
4.1.1. Оборудование, необходимое для реализации учебной дисциплины | 14 |
4.2. Информационное обеспечение обучения | 14 |
4.2.1. Основные источники | 14 |
4.2.2. Дополнительные источники | 14 |
4.2.3. Интернет ресурсы | 14 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
5.1. Результаты обучения | 15 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики», предназначена для студентов, медицинских колледжей, обучающихся по специальности 34.02.01 Сестринское дело, и составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. При составлении рабочей программы учтены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника. Среди заболеваний человечества наследственные болезни занимают одно из ведущих мест. Современная экологически неблагоприятная среда способствует возникновению новых мутаций. Кроме того, растет число болезней с наследственной предрасположенностью.
В связи с этим роль медицинской генетики в практической медицине резко возросла, и приобретение знаний по медицинской генетике стало одним из необходимых условий деятельности медицинского работника.
Зачастую объектом наблюдения медицинским работником является не только больной, но и члены его семьи, поэтому необходимо уметь на основании клинико-генетического обследования больного и его родственников выявлять группы повышенного риска, проводить соответствующие профилактические мероприятия на основании знаний законов наследственности, участвовать в вопросах разумного планирования семьи. В связи с этим в системе подготовки квалифицированного медицинского работника студентам необходимо обладать знаниями дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики». Изучение медицинской генетики основывается на знаниях, полученных студентами при изучении курса «Общая биология», «Химия», «Информатика». Большое значение имеют знания медицинской генетики и в дальнейшем обучении студента, при изучении таких дисциплин как «Анатомия и физиология человека», «Гигиена и экология человека», «Здоровый человек и его окружение» и других дисциплин.
Цель изучения данной дисциплины состоит в том, чтобы в процессе теоретической и практической подготовки дать базовые знания медицинской генетики, необходимые в практической деятельности медицинского работника. Задачами курса медицинской генетики является знакомство с современными теоретическими основами возникновения наследственных болезней, формирование практических навыков по основным методам генетического обследования пациентов.
Курс рассчитан на 48 часа: 32 часа аудиторного времени, из них 16 часов - теоретические занятия, 9 часов - практические занятия;самостоятельная внеаудиторная работа студента - 16 часов.
Теоретические занятия должны дополнять и разъяснять материал учебника, обобщать учебный материал крупных разделов курса. На практических занятиях осуществляется углубление и закрепление знаний студентов путем разбора ситуационных задач, выполнения лабораторных работ.
Изучение дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» завершается комплексным экзаменом с дисциплинами «Анатомия и физиология человека» и «Основы патологии».
2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело
2.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Генетика человека с основами медицинской генетики» является общепрофессиональной дисциплиной и относится к профессиональному циклу.
2.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией;
- проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся
наследственной патологии;
- проводить предварительную диагностику наследственных болезней.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- биохимические и цитологические основы наследственности;
- закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов;
- методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии;
- основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза;
- основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения;
- цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить ПК:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
2.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 1. Составление опорных конспектов | 16 1 |
2. Составление и анализ родословных схем. | 2 |
3. Составление электронных презентаций по заданной теме дисциплины. | 9 |
4. Подготовка реферативных сообщений. | 4 |
Итоговая аттестация по учебной дисциплине в форме зачёта |
3.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1 Генетика человека с основами медицинской генетики – теоретический фундамент современной медицины | 2/*/2 | ||
Тема 1.1. Генетика и ее место в системе наук. Законы наследования признаков | Содержание учебного материала 1. Предмет, задачи, методы и основные этапы становления медицинской генетики. | 2 | 1 |
2. Вклад зарубежных и отечественных ученых. Перспективные направления решения медико-биологических и генетических проблем. | 1 | ||
3. Связь дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» с другими дисциплинами. | 1 | ||
1.Гибридологический метод Г. Менделя. Генотип и фенотип | 1 | ||
2.Закон доминирования или единообразия гибридов первого первого поколения. Закон расщепления признаков | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка реферативных сообщений «Значение генетики для медицины», «Проблемы медицинской генетики», «Методы медицинской генетики», «Лабораторные методы диагностики наследственных болезней») | 2 | ||
Раздел 2. Наследственность | 6/8/7 | ||
Тема 2.1. Законы наследования признаков | Содержание учебного материала 1.Закон независимого комбинирования признаков. Условия выполнения законов Г.Менделя. | 2 | 1 |
1 | |||
2.Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 1 | ||
3. Цитологические основы наследственности. | 1 | ||
Практические занятия 1.Цитологические основы наследственности 2.Решение задач, моделирующих закономерности моно- и полигибридного скрещивания | 4 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающегося 1.Составление электронных презентаций, подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Синтетический аппарат клетки», «Регуляция клеточного цикла», «Старение и гибель клеток», «Моногенные болезни человека», «Моногенные болезни с менделеевским типом наследованием», «Биосинтез белка – основа реализации наследственной информации», «Ген с позиций молекулярной биологии», «Практическое применение молекулярной биологии») | 3 | ||
Тема 2.2. Хромосомная теория наследственности | Содержание учебного материала 1.Доказательства линейного расположения генов в хромосоме. Теория наследственности Т.Г. Моргана 2. Сцепление генов. | 2 | 1 |
3. Нерасхождение половых хромосом. Сцепленое с полом наследование Хромосомы – группы сцепления генов. | 1 | ||
4. Кроссинговер. Цитологическая демонстрация кроссинговера. | |||
5. Молекулярный механизм кроссинговера. Определение расстояний между генами. | 1 | ||
6. Картирование генов. Генетические карты. Цитологические карты. | 1 | ||
7. Неравный кроссинговер. Соматический кроссинговер. Факторы, влияющие на кроссинговер. | 4 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающегося Составление презентации по теме Заболевания сцепленные с полом | 3 | ||
Тема 2.3. Молекулярные основы наследственности. | Содержание учебного материала 1. Белки, функция и генетическая роль белков | 2 | 1 |
2. Нуклеиновые кислоты Генетическая роль ДНК и РНК | 1 | ||
3. Транскрипция и трансляция. Генетический код, его свойства | 1 | ||
4. Биосинтез белка. Полуконсервативная репликация ДНК. | 1 | ||
5. Репарация ДНК. Компактизация ДНК и структура хроматина. | 1 | ||
6. Искусственные хромосомы. | 1 | ||
Практические занятия Механизмы рекомбинации. Кроссинговер Составление и анализ родословных схем. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Составить конспект: генная инженерия и биотехнология. Изучение кодовых таблиц по составу аминокислот. | 1 | 1 | |
Раздел 3. Изменчивость генетического материала | 4/4/5 | ||
Тема 3.1. Мутационная изменчивость Модификации | Содержание учебного материала 1. Мутационный процесс. Мутационная теория. Классификация мутаций. | 2 | 1 |
2. Спонтанные и индуцированные мутации. Молекулярные механизмы мутагенеза. | 1 | ||
3. Методы изучения мутаций. | 1 | ||
4. Хромосомные аномалии и обусловленные ими синдромы. | 1 | ||
5. Классификация хромосомных аномалий у человека. Клинические проявления хромосомных синдромов. | 1 | ||
1. Модификации – изменения организма в пределах нормы реакции. | 1 | ||
2. Типы модификационных изменений. Механизмы модификаций. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1.Составление электронных презентаций, подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Клинико-генетические характеристики синдромов, связанных с аномалиями по числу аутосом», «Клинико-генетические характеристики синдромов, связанных с аномалиями по числу половых хромосом», «ГМО и их влияние на организм», «Генетические аспекты канцерогенеза») | 3 | 1 | |
Тема 3.2. Методы изучения наследственности человека | Содержание учебного материала 1. Клинико-генеалогический метод | 2 | 1 |
2. Цитогенетический метод | 1 | ||
3. Метод дерматоглифики | 1 | ||
4. Близнецовый метод | 1 | ||
5. Биохимический метод | |||
6. Иммуногенетический метод | 1 | ||
7. Популяционно-статистический метод. Метод моделирования | 1 | ||
Практические занятия 1.Изучение алгоритма и символики составления схем родословных. 2.Составление и анализ родословных схем. 3. Определение типов наследования патологических признаков по схемам родословных. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Составить родословную своей семьи по признакам: цвет волос, глаз, веснушки, свертывание языка в трубочку, группы крови, резус-фактор и др | 2 | ||
Раздел 4. Профилактика наследственной патологии | 4/4/2 | ||
Тема 4.1 Наследственная патология. Генные, заболевания. | Содержание учебного материала 1. Классификация наследственных заболеваний; | 2 | |
1 | |||
2. Особенности клинических проявлений; | 1 | ||
3. Генные заболевания; | 1 | ||
4. Моногенные заболевания; | 1 | ||
Тема 4.2. Хромосомные, мультифакторные болезни. Профилактика наследственной патологии | Содержание учебного материала 1. Хромосомные заболевания; | 2 | 1 |
2. Мультифакторные заболевания | 1 | ||
3. Пренатальная и преимплантационная диагностики наследственных болезней. | 1 | ||
4. Программы биохимического скрининга как основа вторичной профилактики наследственной патологии. | 1 | ||
5. Биоэтические проблемы профилактики наследственной патологии | 1 | ||
Практическое занятие Наследственная патология. Профилактика. Зачет. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Массовые скринирующие методы выявления наследственных заболеваний», «Эффективность медико-генетических консультаций», «Доклиническая диагностика и профилактическое лечение наследственных болезней») | 2 | ||
Всего: | 48 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета генетики человека с основами медицинской генетики
4.1.1. Оборудование, необходимое для реализации учебной дисциплины
Технические средства обучения: мультимедиа система (компьютер, интерактивная доска),
Видеофильмы, обучающие компьютерные программы, контролирующие компьютерные программы, таблицы.
4.2. Информационное обеспечение обучения
4.2.1. Основные источники:
1. Авилова, Т. М. Генетика человека. Наследственные болезни: Учебно-методическое пособие / Т. М. Авилова, Н. А. Мохаммад Амин, А. Н. Кривицкая. – Волгог-
рад: Издательство Волг ГМУ, 2020. – 72 с.
2. Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник Э.Д. Рубан – издание 3-е Ростов-на-Дону, Феникс 2020, - 319 с. (среднее медицнское образование).
3. Васильева Е. Е. Генетика человека с основами медицинской генетики. Пособие по решению задач: учебное пособие для СПО 2020. – 92 с. Издательство "Лань"
4.2.2. Дополнительные источники:
1. Генетика человека с основами медицинской генетики, Е.К. Хандогина, И.Д. Терехова, С.С. Жилина, М.Е. Майорова, В.В. Шахтарин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 192 с.: ил.
2. Медицинская генетика, И.К.Гайнутдинов , Э.Д. Рубан . - Ростов-на-Дону, Феникс 2013.
Е.К. Хандогина, И.Д. Терехова, С.С. Жилина, М.Е. Майорова, В.В. Шахтарин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 192 с.: ил.
3. Бочкова Н.П., Медицинская генетика - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 224 с.
4.2.3. Интернет ресурсы
5. http://www.organicconsumers.org
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Результаты обучения
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: | Наблюдение и оценка выполнения практических действий. Решение контекстных задач. Ведение деловой игры |
Биохимические и цитологические основы наследственности | |
Закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов | Наблюдение и оценка выполнения практических действий. Решение ситуационных задач. Ведение деловой игры. Проверка тезисов профилактической беседы. Оценка компьютерных презентаций по заданной теме. Оценка выполнения компьютерных тестовых заданий. |
Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии | |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: | Наблюдение и оценка выполнения практических действий. Решение ситуационных задач. Ведение деловой игры. Оценка компьютерных презентаций по заданной теме. Оценка выполнения компьютерных тестовых заданий |
Основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза | |
Основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения | |
Цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию | |
Проводить предварительную диагностику наследственных болезней. | |
Проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией | |
Проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии | |
Проводить предварительную диагностику наследственных болезней. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики
Данная рабочая тетрадь поможет студентам в подготовке к практическим занятиям, и изучению данной дисциплины....
Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с синдромом Дауна»
В методической разработке открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с си...
Рабочая программа Генетика человека с основами медицинской генетики ЛД
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" Специальность - 34.0201 Сестринское дело
Рабочая программа учебной дисциплины является частью Основной профессиональной образовательной программы Государственного автономного профессионального образовательного учреждения среднего профессиона...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для практических занятий по учебной дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Рабочая тетрадь для практических занятий по генетике человека с основами медицинской генетики составлена на основе требований ФГОС и направлена на формирование умений:- проводить опрос и в...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Генетика человека с основами медицинской генетики
Данная рабочая программа является авторским документом, разработана в соответствии с ФГОС СПО и рекомендована для обучения студентов....
Рабочая программы учебных дисциплин ОУД.12 Химия, ОУД.13 Биология, ОП.04 Генетика человека с основами медицинской генетики
Данная рабочая программа является авторским документом, разработана в соответствии с ФГОС СПО и рекомендована для обучения студентов химии, биологии, генетики человека с основами медицинской генетики...