Рабочая программа Генетика человека с основами медицинской генетики ЛД
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetika_lechebn.doc | 378.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ
МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
п. Селенгинск, 2023 г.
Рецензия
на рабочую программу учебной дисциплины
«Генетика человека с основами медицинской генетики»
по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Программа составлена преподавателем Андреевской М.А. в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта. В рабочей программе приводятся требования к знаниям и умениям, краткое содержание учебной информации для каждого учебного и практического занятия, четко определены цели и задачи обучения, проведена интеграция теория-практика, четко прослеживаются меж предметные связи с клиническими дисциплинами.
Рабочая программа состоит из четырех разделов: генетика и ее место в системе наук, законы наследования признаков, хромосомная теория наследственности, профилактика наследственной патологии. Введение этих тем позволяет студентам более полно овладеть всей суммой знаний, необходимых медицинскому работнику в дальнейшей практической деятельности.
В рабочей программе приводятся требования к знаниям и умениям, краткое
содержание учебной информации для каждого учебного и практического занятия курса и для внеаудиторной самостоятельной работы студента Обозначены цели и задачи курса. Рабочая программа предусматривает около 70% учебных часов на аудиторное изучение дисциплины и 30% на самостоятельную внеаудиторную работу студентов, что дает возможность студентам лучше усвоить учебный материал. Итоговым контролем дисциплины «Медицинская генетика» является комплексный экзамен с дисциплинами «Анатомия и физиология человека» и «Основы патологии». Рабочая программа дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» составлена полно, отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта, охватывает необходимый объем знаний и практических умений, необходимых для медицинского работника.
Методист, преподаватель
высшей квалификационной категории
ГАОУ СПО «ББМК МЗ РБ» Гончарова Н.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 6 |
2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2.1. Область применения рабочей программы | 7 |
2.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена | 7 |
2.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины | 7 |
2.4. Количество часов в рабочей программе, выделенное на освоение учебной дисциплины, в соответствии с учебным планом колледжа | 8 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 9 |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины | 10 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | 15 |
4.1.1. Оборудование, необходимое для реализации учебной дисциплины | |
4.2. Информационное обеспечение обучения | 15 |
4.2.1. Основные источники | 15 |
4.2.2. Дополнительные источники | 15 |
4.2.3. Интернет ресурсы | 15 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
5.1. Результаты обучения | 16 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики», предназначена для студентов, медицинских колледжей, обучающихся по специальности 31.02.01 Лечебное дело, и составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. При составлении рабочей программы учтены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника. Среди заболеваний человечества наследственные болезни занимают одно из ведущих мест. Современная экологически неблагоприятная среда способствует возникновению новых мутаций. Кроме того, растет число болезней с наследственной предрасположенностью.
В связи с этим роль медицинской генетики в практической медицине резко возросла, и приобретение знаний по медицинской генетике стало одним из необходимых условий деятельности медицинского работника.
Зачастую объектом наблюдения медицинским работником является не только больной, но и члены его семьи, поэтому необходимо уметь на основании клинико-генетического обследования больного и его родственников выявлять группы повышенного риска, проводить соответствующие профилактические мероприятия на основании знаний законов наследственности, участвовать в вопросах разумного планирования семьи. В связи с этим в системе подготовки квалифицированного медицинского работника студентам необходимо обладать знаниями дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики». Изучение медицинской генетики основывается на знаниях, полученных студентами при изучении курса «Общая биология», «Химия», «Информатика». Большое значение имеют знания медицинской генетики и в дальнейшем обучении студента, при изучении таких дисциплин как «Анатомия и физиология человека», «Гигиена и экология человека», «Здоровый человек и его окружение» и других дисциплин.
Цель изучения данной дисциплины состоит в том, чтобы в процессе теоретической и практической подготовки дать базовые знания медицинской генетики, необходимые в практической деятельности медицинского работника. Задачами курса медицинской генетики является знакомство с современными теоретическими основами возникновения наследственных болезней, формирование практических навыков по основным методам генетического обследования пациентов.
Курс рассчитан на 60 часа: часа аудиторного времени, из них 24 часа - теоретические занятия, 16 часов - практические занятия; самостоятельная внеаудиторная работа студента - 20 часов.
Теоретические занятия должны дополнять и разъяснять материал учебника, обобщать учебный материал крупных разделов курса. На практических занятиях осуществляется углубление и закрепление знаний студентов путем разбора ситуационных задач, выполнения лабораторных работ.
Изучение дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» завершается итоговым зачетным занятием.
2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело
2.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Генетика человека с основами медицинской генетики» является общепрофессиональной дисциплиной и относится к профессиональному циклу.
2.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией;
- проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся
наследственной патологии;
- проводить предварительную диагностику наследственных болезней.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- биохимические и цитологические основы наследственности;
- закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов;
- методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии;
- основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза;
- основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения;
- цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
5.1. Фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.
2.4. Количество часов в рабочей программе, выделенное на освоение учебной дисциплины, в соответствии с планом колледжа:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 час., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе | |
Подготовка рефератов, докладов. | 3 |
Составление и анализ родословных схем. | 2 |
Решение задачи на составление и анализ родословной | 2 |
Составление электронных презентаций по заданной теме дисциплины. | 9 |
Подготовка реферативных сообщений | 2 |
Составление конспекта | 2 |
Итоговая аттестация по учебной дисциплине в форме зачёта |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Генетика человека с основами медицинской генетики – теоретический фундамент современной медицины | 2/*/2 | ||
Тема 1.1. Генетика и ее место в системе наук. Законы наследования признаков | Содержание учебного материала 1. Предмет, задачи, методы и основные этапы становления медицинской генетики. | 2 | 1 |
2. Вклад зарубежных и отечественных ученых. Перспективные направления решения медико-биологических и генетических проблем. | 1 | ||
3. Связь дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» с другими дисциплинами. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1.Подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Значение генетики для медицины», «Проблемы медицинской генетики», «Методы медицинской генетики», «Лабораторные методы диагностики наследственных болезней» и др.) | 2 | ||
Раздел 2. Наследственность | 8/8/8 | ||
Тема 2.1. Законы наследования признаков | Содержание учебного материала 1.Гибридологический метод Г. Менделя. Генотип и фенотип. | 2 | 1 |
2.Закон доминирования или единообразия гибридов первого первого поколения. Закон расщепления признаков | 1 | ||
3.Закон независимого комбинирования признаков. Условия выполнения законов Г.Менделя. | 1 | ||
4.Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | 1 | ||
Тема 2.2. Цитологические основы наследственности | Содержание учебного материала 1. Цитологические и биохимические основы наследственности. | 2 | 1 |
2. Аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный типы наследования. | 1 | ||
3.Клинико-генетические характеристики моногенных болезней с менделеевским наследованием. | 1 | ||
Практические занятия | 4 | ||
1.Цитологические основы наследственности 2.Решение задач, моделирующих закономерности моно- и полигибридного скрещивания | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1.Составление презентаций, (примерные темы: «Синтетический аппарат клетки», «Регуляция клеточного цикла», «Старение и гибель клеток», «Моногенные болезни человека», «Моногенные болезни с менделеевским типом наследованием», «Биосинтез белка – основа реализации наследственной информации», «Ген с позиций молекулярной биологии», «Практическое применение молекулярной биологии». | 3 | ||
Тема 2.2.Хромосомная теория наследственности. | Содержание учебного материала 1.Сцепление с полом. Нерасхождение половых хромосом. Хромосомы – группы сцепления генов. | 2 | 1 |
2. Доказательства линейного расположения генов в хромосоме. Теория наследственности Т.Г. Моргана. | 1 | ||
Молекулярный механизм кроссинговера. Определение расстояний между генами. Неравный кроссинговер. Соматический кроссинговер. Факторы, влияющие на кроссинговер. | |||
Картирование генов. Генетические карты. Цитологические карты. | 1 | ||
4. Заболевания, наследуемые сцеплено с полом. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1.Составление презентации по теме Заболевания сцепленные с полом Составление моделей, демонстрирующих кроссинговер | 3 | 1 | |
Тема 2.3. Молекулярные основы наследственности. | Содержание учебного материала 1. Генетическое определение первичной структуры белков. Функции белков | 2 | 1 |
1. Генетическая роль нуклеиновых кислот. Строение ДНК и РНК. Полуконсервативная репликация ДНК. | |||
2. Репарация ДНК. Компактизация ДНК и структура хроматина. | 1 | ||
3. Искусственные хромосомы. Гены их структура. Свойства генов, генетический код, его свойства. | 1 | ||
Практическое занятие 1.Решение задач, моделирующих принципы кодирования наследственной информации, процессы репликации, транскрипции, трансляции. 2.Работа с кодовыми таблицами по составу аминокислот | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Составить конспект: генная инженерия и биотехнология Изучение кодовых таблиц по составу аминокислот. | 2 | ||
Раздел 3. Изменчивость генетического материала | 6/4/5 | ||
Тема 3.1. Мутационная изменчивость. Модификации | Содержание учебного материала 1. Мутационный процесс. Мутационная теория. Классификация мутаций. | 2 | 1 |
2. Спонтанные и индуцированные мутации. Молекулярные механизмы мутагенеза. | 1 | ||
3. Методы изучения мутаций. | 1 | ||
4. Хромосомные аномалии и обусловленные ими синдромы. | 1 | ||
5. Классификация хромосомных аномалий у человека. Клинические проявления хромосомных синдромов. | 1 | ||
6. Модификации – изменения организма в пределах нормы реакции. | 1 | ||
7. Типы модификационных изменений. Механизмы модификаций. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1.Составление электронных презентаций, подготовка реферативных сообщений (примерные темы: «Клинико-генетические характеристики синдромов, связанных с аномалиями по числу аутосом», «Клинико-генетические характеристики синдромов, связанных с аномалиями по числу половых хромосом», «ГМО и их влияние на организм», «Генетические аспекты канцерогенеза») | 3 | 1 | |
Тема 3.2. Методы изучения наследственности человека | Содержание учебного материала 1. Клинико-генеалогический метод | 2 | 1 |
2.Составление родословной | 1 | ||
3.Генеалогичсекий анализ родословной | 1 | ||
4. Типы наследования наследственных заболевании. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося Решение задачи на составление и анализ родословную | 2 | ||
Тема 3.3. Методы изучения наследственности человека | 1. Цитогенетический метод | 1 | |
2. Близнецовый метод | 1 | ||
3. Иммуногенетический метод | |||
4. Популяционно-статистический метод. Метод моделирования | |||
Практическое занятие 1.Изучение алгоритма и символики составления схем родословных. 2.Составление и анализ родословных схем. 3. Определение типов наследования патологических признаков по схемам родословных. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Составить родословную своей семьи по признакам: цвет волос, глаз, веснушки, свертывание языка в трубочку, группы крови, резус-фактор и др | 2 | ||
Раздел 4. Наследственная патология | 8/4/5 | ||
Тема 4.1 Наследственные болезни и их классификация. Генные заболевания. | Содержание учебного материала 1.Классификация наследственных болезней | 2 | 1 |
2. Моногенные болезни с наследственной предрасположенностью. Полигенные болезни с наследственной предрасположенностью. | 1 | ||
Тема 4.2. Заболевания с наследственной предрасположенностью, хромосомные заболевания. | Содержание учебного материала 1. Характеристика основных групп наследственной патологии | 2 | 1 |
2. Особенности болезней с наследственной предрасположенностью. | 1 | ||
3.Изолированные и множественные врожденные пороки развития | 1 | ||
Практическое занятие Наследственная патология. Профилактика. | 4 | ||
Тема 4.3. Профилактика наследственной патологии | Содержание учебного материала 1. Пренатальная и преимплантационная диагностики наследственных болезней. | 2 | 1 |
2. Программы биохимического скрининга как основа вторичной профилактики наследственной патологии. | 1 | ||
3. Биоэтические проблемы профилактики наследственной патологии | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося 1.Составление рефератов (примерные темы: «Массовые скринирующие методы выявления наследственных заболеваний», «Эффективность медико-генетических консультаций», «Доклиническая диагностика и профилактическое лечение наследственных болезней») | 3 | 1 | |
Тема 4.4. Медико-генетическое консультирование | Содержание учебного материала 1. Медико-генетическое консультирование как основа первичной профилактики наследственных болезней. Основные принципы консультирования. | 2 | 1 |
2. Этапы консультирования. | 1 | ||
3. Современные методы пренатальной диагностики врожденных по | 1 | ||
4. Правовые и этические вопросы медицинской генетики. Принципы лечения больных с наследственной патологией | 1 | ||
Всего: | 60 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета генетики человека с основами медицинской генетики
4.1.1. Оборудование, необходимое для реализации учебной дисциплины
Технические средства обучения: мультимедиа система (компьютер, интерактивная доска),
Видеофильмы, обучающие компьютерные программы, контролирующие компьютерные программы, таблицы.
4.2. Информационное обеспечение обучения
4.2.1. Основные источники:
1. Авилова, Т. М. Генетика человека. Наследственные болезни: Учебно-методическое пособие / Т. М. Авилова, Н. А. Мохаммад Амин, А. Н. Кривицкая. – Волгог-
рад: Издательство Волг ГМУ, 2020. – 72 с.
2. Генетика человека с основами медицинской генетики: учебник Э.Д. Рубан – издание 3-е Ростов-на-Дону, Феникс 2020, - 319 с. (среднее медицнское образование).
3. Васильева Е. Е. Генетика человека с основами медицинской генетики. Пособие по решению задач: учебное пособие для СПО 2020. – 92 с. Издательство "Лань"
4.2.2. Дополнительные источники:
1. Генетика человека с основами медицинской генетики, Е.К. Хандогина, И.Д. Терехова, С.С. Жилина, М.Е. Майорова, В.В. Шахтарин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 192 с.: ил.
2. Медицинская генетика, И.К.Гайнутдинов , Э.Д. Рубан . - Ростов-на-Дону, Феникс 2013.
Е.К. Хандогина, И.Д. Терехова, С.С. Жилина, М.Е. Майорова, В.В. Шахтарин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 192 с.: ил.
3. Бочкова Н.П., Медицинская генетика - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 224 с.
4.2.3. Интернет ресурсы
5. http://www.organicconsumers.org
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Результаты обучения
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: | Наблюдение и оценка выполнения практических действий. Решение контекстных задач. Ведение деловой игры |
Биохимические и цитологические основы наследственности | |
Закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов | Наблюдение и оценка выполнения практических действий. Решение ситуационных задач. Ведение деловой игры. Проверка тезисов профилактической беседы. Оценка компьютерных презентаций по заданной теме. Оценка выполнения компьютерных тестовых заданий. |
Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии | |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: | Наблюдение и оценка выполнения практических действий. Решение ситуационных задач. Ведение деловой игры. Оценка компьютерных презентаций по заданной теме. Оценка выполнения компьютерных тестовых заданий |
Основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза | |
Основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения | |
Цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию | |
Проводить предварительную диагностику наследственных болезней. | |
Проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией | |
Проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии | |
Проводить предварительную диагностику наследственных болезней. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ. "ОБЩАЯ ГЕНЕТИКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОДУЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ" МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ . ПЛАН ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ...
Рабочая тетрадь по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики
Данная рабочая тетрадь поможет студентам в подготовке к практическим занятиям, и изучению данной дисциплины....
Рабочая программа Генетика человека с основами медицинской генетики СД
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" Специальность - 34.0201 Сестринское дело
Рабочая программа учебной дисциплины является частью Основной профессиональной образовательной программы Государственного автономного профессионального образовательного учреждения среднего профессиона...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для практических занятий по учебной дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Рабочая тетрадь для практических занятий по генетике человека с основами медицинской генетики составлена на основе требований ФГОС и направлена на формирование умений:- проводить опрос и в...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Генетика человека с основами медицинской генетики
Данная рабочая программа является авторским документом, разработана в соответствии с ФГОС СПО и рекомендована для обучения студентов....
Рабочая программы учебных дисциплин ОУД.12 Химия, ОУД.13 Биология, ОП.04 Генетика человека с основами медицинской генетики
Данная рабочая программа является авторским документом, разработана в соответствии с ФГОС СПО и рекомендована для обучения студентов химии, биологии, генетики человека с основами медицинской генетики...